УДК 316.3
ГЕНЕЗИС «ИНВАЛИДНОСТИ» КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
© 2017
Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
(362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу и конкретизации понятия «инвалидность», как важного условия социальной политики, в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и на основе современных социально-экономических теорий. В ней рассматриваются основные направления социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в генезисе «инвалидности» как научной категории. Важным пунктом статьи является анализ различных дефиниций инвалидности в современной научной литературе. Многообразие дефиниций обусловлено существованием разных подходов к исследованию проблемы, чья специфика обусловлена лежащими в их основе моделями осмысления инвалидности. В настоящее время существует достаточное количество концепций теоретического осмысления социальных проблем инвалидности, особенностей социальной реабилитации и приспособления людей с ограниченными возможностями. Определены также и методики решения объективных задач, определяющих характерные особенности и механизмы этого социально-экономического феномена. В данной статье представлены основные термины и понятия, характеризующие современные теоретико-методологические и структурно-содержательные основы инвалидности, использование которых способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции в общество. Статья ориентирована на специалистов служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, работников органов и учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования.
Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности, социальная недостаточность, социальная интеграция; самообслуживание в быту; доступная среда жизнедеятельности.
THE GENESIS OF «DISABILITY» AS A SCIENTIFIC CATEGORY IN MODERN SOCIO-ECONOMIC
© 2017
Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46; e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis and concretization of the concept of "disability", as an important condition of social policy, in accordance with the legislation in force in the Russian Federation and on the basis of modern socioeconomic theories. It examines the main areas of social protection for persons with disabilities in the genesis of "disability" as a scientific category. An important point of the article is the analysis of the diversity of definitions of disability in the modern sociological literature caused by the existence of various approaches to the analysis of the problem, whose specificity is determined by the models of understanding of disability underlying them. At present, there are a sufficient number of approaches to the theoretical interpretation of the social problems of disability, social rehabilitation and adaptation of people with disabilities. Methods of solving objective problems that determine the characteristic features and mechanisms of this socioeconomic phenomenon are also determined. This article presents the main terms and concepts that reveal modern theoretical, methodological and substantive bases of disability, the use of which contributes to the rehabilitation of disabled people, and the acceleration of their social integration into society. The article is aimed at specialists of services of medical and social expertise and rehabilitation of disabled people, employees of social protection bodies, institutions, and health and education.
Keywords: limitations Limitation of life, social insufficiency, social integration; Self-service in the home; Accessible environment of life.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследование и анализ понятий, связанных с инвалидностью, представляет существенную проблему, как в рамках социальной политики, так и в методологическом аспекте. В настоящее время среди социологов идет научная полемика по поводу того, какие дефиниции наиболее объективно отражают проблемы человека с ограниченными возможностями, имеющего инвалидность. Тем не менее, до сих пор нет единой точки зрения на проблему унификации дефиниций «ограничение возможностей» и «инвалидность». Так, под ограниченностью функций организма человека некоторые исследователи (К.Н. Гусов [1], Л.В. Дмитриева [2], З.М. Сабанов [3], Е.И. Холостова [4]) понимают определенную утрату физической, психической, физиологической, умственной или анатомической структуры, функции или значительное отклонение от нее. Под инвалидностью, как одной из форм проявления социального неравенства в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья и т.д., большинство социологов (В.В. Бахарев, Л.Е. Данилюк) подразумевают заметное снижение или отсутствие способности выполнять деятельность, которая в обществе считается естественной, в частности - рассуждать, слушать, видеть,
говорить, ходить [5]. Ограничение возможностей для человека предполагает социальный ущерб, приобретенный в результате существенного ослабления функций организма или инвалидности, который частично лишает возможности выполнять различные виды деятельности, считающиеся нормальной (в зависимости от индивидуальных, гендерных, возрастных, социальных и культурных особенностей) [6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Научный интерес к социальным проблемам инвалидности в современных социально-экономических условиях не угасает и рассматривается в исследованиях таких ученых, как: Г.П. Артюнина [7], Л.А. Гусева [8], Т.С. Ларионова [9], Е.А. Миронова [10] и др. Некоторые социологи (М.Н. Гуслова [11], А.М. Панов [12]) подвергают критике определенные исследования социальных проблем, в частности, в сфере социального обеспечения, за то, что в этих исследованиях проблемы представлены как результат личных характеристик индивидов, а не комплексных особенностей социальной структуры, на которую индивиды, по мнению авторов, не в состоянии оказывать значимое влияние.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [13].
Все инвалиды делятся на три группы в зависимости от уровня выраженности нарушений функций организма и категорий жизнедеятельности.
Критериями для назначения первой группы инвалидности считаются признаки физической недостаточности, нуждающиеся в постоянной социальной защите или помощи вследствие нарушения здоровья с сильно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, травматическими последствиями или дефектами, приводящими к сильно выраженному ограничению какой-нибудь важной категории жизнедеятельности человека.
Критериями для назначения второй группы инвалидности считаются признаки физической недостаточности, требующие социальной защиты в результате нарушения здоровья с выраженным расстройством функций организма, обусловленным различными заболеваниями, травматическими последствиями или дефектами, приводящими к ограничению какой-нибудь категории жизнедеятельности либо их сочетанию.
Критериями для назначения третьей группы инвалидности являются признаки физической недостаточности, требующие оказания социальной защиты или помощи по причине нарушения здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, травматическими последствиями или дефектами, приводящими к умеренно выраженному ограничению какой-нибудь категории жизнедеятельности человека.
Наряду с понятием «инвалид» в социологической теории и практике все чаще используются такие термины, как «нетипичный человек», «недееспособный человек» или «человек с ограниченными возможностями». Это связано, прежде всего, с установлением социальной модели инвалидности, сосредоточивающей внимание не на ограниченности возможностей человека, а на необходимости его максимального включения в жизнедеятельность современного общества. Однако в России пока чаще применяется термин «инвалид», поскольку он закреплен официально в законодательных документах по проблеме инвалидности и, как правило, используется СМИ.
Характерным признаком инвалидности выступает физическое или психическое состояние человека, так как в подавляющем большинстве случаев «инвалидность» понимается как социальная недееспособность. В основе понятия «недееспособный человек» лежит утве-ерждеение о том, что человек с установленным тяжелым заболеванием или определенными дефектами развития не способен создать для себя необходимые жизненные условия и, тем более, быть признанным полноценным членом общества [14].
Определение инвалидности, как медико-социального феномена, в целом не вызывает резких дискуссий в отечественной научной сфере. По-видимому, это обстоятельство объясняется существованием законодательного определения инвалидности, с которой согласно большинство исследователей. В зависимости от степени преобладания социального аспекта и возможностей
последующей интеграции людей с ограниченными физическими, психическими и другими возможностями в общество все дефиниции инвалидности условно можно классифицировать по трем признакам:
- определения, концентрирующие внимание на вопросах различия в возможностях инвалидов использовать различные права: юридические, физические, гражданские и др.;
- функционально-социальные дефиниции, указывающие на вопросы различия в возможностях инвалидов выполнять различные социальные функции;
- личностно-социальные дефиниции, акцентирующие внимание на проблемы различия в психологическом комфорте инвалидов.
Такое многообразие определений инвалидности в современной научной литературе, на наш взгляд, обусловлено наличием различных подходов к анализу проблемы. Как вариант теоретико-методологических подходов к пониманию феномена инвалидности можно рассмотреть модель инвалидности, отражающая взаимоотношения инвалида и общества, возможностей и потенциала социальной службы в процессе адаптации, интеграции и реабилитации инвалидов. В настоящее время наиболее распространенными являются медицинская, социальная, правовая, социокультурная и экономическая модели инвалидности, а также модель функциональной ограниченности. Данная классификация первые была предложена В. Петровым [15, с. 50-54].
В медицинской модели инвалидность рассматривается как медицинский феномен - «больной человек», «человек с тяжелыми физическими отклонениями», «человек с низким интеллектуальным развитием» и т.д., и определяется как болезнь или недостаток, которую необходимо излечить медицинскими средствами. Поэтому человек, признанный инвалидом, должен пройти курс полной медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе. До 1996 году в России такая модель была единственной моделью инвалидности. Необходимым аспектом в установлении инвалидности стал процесс назначения «группы инвалидности», т.е. определения степени ее тяжести в соответствии с медицинскими показателями и уровнем потери способности к трудовой деятельности. Поскольку медицинские знания специфичны и являются преимуществом профессионалов, данный подход поддерживает социальные стереотипы о невозможности существования данной категории людей самостоятельно, вне поддержки профессионалов и попечителей. Методика работы с инвалидами в этом случае носит выраженный патерналистский характер, то есть форму социального иждивенчества.
Проблемы инвалидов эта модель связывает с ограничением их возможностей для полноценной жизнедеятельности в обществе: они не способны к самостоятельному выполнению различных социальных функций, подвластные обычному человеку, поэтому у них появляются трудности с интеграцией в гражданское общество. Полноценное участие в экономической жизни, профессиональное образование, отдых являются замкнутыми пространствами для людей с ограниченными возможностями. Им необходимо оказывать помощь путем создания специализированных учреждений, располагающие разнообразными приемлемыми условиями для труда, общения, обучения и отдыха. Специализированные образовательные организации, санатории и предприятия изолируют от общества людей, имеющих отклонения в физическом, психическом или умственном развитии. Их права чаще всего дискриминируются. Это говорит о том, что возмещая инвалидам социальные утраты, связанные с отстранением от общественного разделения труда, медицинская модель предпочитает их изоляцию от основного общества, способствует иждивенческому подходу к социально-экономическим проблемам инвалидов.
Принцип ограниченности медицинской модели обу-
Сабанов Заурбек Михайлович социологические
ГЕНЕЗИС «ИНВАЛИДНОСТИ» ... науки
словлена ее трудоцентристским характером. В истории развития социума на протяжении продолжительного времени она была доминирующей. Следовательно, и инвалиды в этот период, по большей части оказывались изолированными и дискриминированными обществом. На современном этапе осознания дефиниции «инвалидность» все большую популярность получила научная концепция, в которой сконцентрированы медицинская, социальная, социокультурная и правовая теории инвалидов. Перечисленные модели инвалидности, сконцентрированные в традиционной концепции, направлены на организация для инвалидов некоторой социальной ниши, что способствует возникновению барьеров общения между здоровыми гражданами общества и людьми с ограниченными возможностями.
Проблема инвалидности в социальной модели выходит за рамки субъективного существования человека с ограниченными возможностями и анализируется в рамках взаимоотношений между инвалидом и другими членами общества, акцентируя внимание на дискриминации и социальном давлении. Для сторонников социальной модели инвалидность проявляется, главным образом, не как медицинская, а социальная проблема. Значимость социальной модели заключается в том, что она не рассматривает инвалида как человека, с которым что-то не совсем в порядке, а объясняет причины его недееспособности в неблагоприятной общественной системе, несовершенных законах и т.д. В соответствии с концепцией социальной модели, проблемы инвалидов следует связывать с наличием социальных барьеров, обусловленные социально-экономическим устройством общества и включают в себя унизительные стереотипы, мешающие реализации «жизненных планов» нетипичных людей; транспортные и социокультурные барьеры, препятствующие созданию комфортного жизненного пространства.
Именно недостаточность организации гражданского общества прогрессирует институциональную дискриминацию инвалидов и, как следствие, их тотальную сепарацию. Приверженцы социальной модели, в связи с этим, считают необходимым интеграцию инвалидов с окружающим обществом за счет приспособления под них условий жизни в целом. Это означает, прежде всего, создание так называемой доступной среды: наличие пандусов, особых подъемников для инвалидов с заметными физическими недостатками; многократное повторение визуальной и текстовой информации по Брайлю для слепых; многократное повторение звуковой информации на жестовом языке для глухих; проведение работы по трудоустройству инвалидов в обычные организации по мере их возможностей; обучение здоровых людей навыкам общения с инвалидами и т.п. Данная модель, как наиболее эффективная, популярна не только во многих цивилизованных государствах, но постепенно распространяется и в российских регионах.
Правовая модель инвалидности характеризуется тем, что лица с физическими недостатками должны быть равноправными членами общественных отношений, т.е. иметь одинаковые права и одинаковую ответственность, а также свободный выбор с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей. Они имеют право входить в общество на своих личных условиях, а не быть принуждаемыми обществом к правилам «здоровых людей». Таким образом, «инвалидность является не девиацией, а нормальным аспектом жизни нетипичного человека, его наиболее значимая проблема - социальная дискриминация, т.е. ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями можно рассматривать скорее как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую» [16]. В первую очередь необходимо сконцентрировать внимание на реализацию гражданских прав инвалидов, и особенно на создание нормальных соци-332
альных условий его жизнедеятельности. В таком случае инвалидность может выступать как одна из форм социального неравенства. Одинаковые права для инвалидов на максимальное участие во всех областях жизни общества должны быть зафиксированы нормативно-правовыми документами, реализованы через стандартизацию уставных правил в различных сферах жизни человека и обеспечены одинаковыми возможностями, создаваемыми социальной структурой общества.
Самой перспективной моделью инвалидности в современном обществе, как отмечают многие ученые (С.В. Колударова, Ю.Н. Мазаев, Е.А. Миронова), является социокультурная модель инвалидности. В данной модели понятие «ограничение возможностей» трактуется как состояние человека, при котором нарушения функций организма, телосложения или условий окружающей среды делают невозможной или затрудненной действия человека или нормальное функционирование его жизненно-важных органов. Анализ социальных проблем инвалидов подтверждает то, что, преодолев путь от идеи изолированности инвалидов, как «неполноценных» членов общества, до осознания необходимости привлечения их к общественному труду, общество подошло к осмыслению значимости интеграции лиц с физическими недостатками, психическими нарушениями, патофизиологическими синдромами, во все общественные институты. При этом появляется необходимость отклонить классический подход к проблемам инвалидности как к проблемам «неполноценных членов общества» и рассматривать ее как проблему, затрагивающую общество в целом. Другими словами, инвалидность является сегодня проблемой не одного человека, а всего общества в целом.
«Суть ее заключается в законодательных, производственных, социально-экономических, коммуникативных, психологических, интеллектуальных особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром, в доступности социальной среды, включая жилье, образование, транспорт, работу и культуру, информации и каналов коммуникации. Все это является условием независимой жизни человека с ограниченными возможностями. Реалии таковы, что значительное количество людей с ограниченными возможностями в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов» [13].
Основными деструктивными элементами социальной среды, ограничивающими интеграционный потенциал, препятствующими типичному социально-нормативному существованию инвалидов, выступают «барьеры инвалидности.
Социальные ограничения, вызванные дефектами здоровья человека, носят целостный системный характер и поэтому обычно трудно поддаются компенсированию. Прежде всего, нужно говорить о физическом ограничении, или изолированности инвалида: это может быть обусловлено физическими, физиологическими, интеллектуальными, психическими, либо умственными недостатками, которые препятствуют ему самостоятельно ориентироваться в пространстве или во времени, передвигаться без посторонней помощи и т.д. Это - первый барьер.
Второй барьер - это трудовая сегрегация, или принудительная изоляция инвалидов: когда из-за своей патологии человек с ограниченными возможностями имеет весьма ограниченный доступ к рабочим местам или вовсе лишен его. В некоторых случаях инвалид совершенно не способен к любой трудовой деятельности, даже самой примитивной. Однако часто инвалидам представ-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
ляются рабочие места, предусматривающие монотонность в труде, низкую квалификацию и, соответственно, низкую зарплату.
Третьим барьером в жизнедеятельности инвалида считается низкая материальная обеспеченность, которая является результатом социально-трудовых ограничений: инвалид вынужден существовать или на низкую заработную плату, или на социальное пособие (которое, как правило, не может обеспечить человеку достойный уровень жизни).
Существенным и почти непреодолимым барьером для человека с ограниченными возможностями представляет пространственно-средовая преграда. «Даже в тех случаях, пишут В.В. Бахарев и Л.Е. Данилюк, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (специально оборудованная машина, протез, инвалидная коляска), само создание жилой среды и транспорта не является пока обращенной к инвалиду»
[5].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключение следует отметить, что с гуманистической точки зрения, к человеку с ограниченными возможностями, различными отклонениями от нормы требуется повышенное внимание. Так как эти граждане ограничены в возможностях организации своей жизнедеятельности, то они заслуживают особой правой, экономической и социальной заботы как со стороны общества, так и со стороны государства. Для реализации такой специфической деятельности общества в отношении граждан с ограниченными возможностями создаются государственные социальные учреждения, обеспечивающие социальную защиту недееспособных людей. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная защита инвалидов в социально-психологическом аспекте не может быть ограничена решением только материальных проблем, которые являются лишь предпосылкой для гармонического развития человека, для полноценной духовной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство Проспект, 2004. 488 с.
2. Дмитриева Л.В. Развитие социально-психологической помощи для инвалидов допенсионного возраста с нетяжелой формой психического заболевания (социальный проект) //Социальное обслуживание. 2009. №1. С. 54-58.
3. Сабанов З.М. Организационно-правовые аспекты экономической деятельности в сфере социальной защиты населения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2017.№ 1. С. 136-140.
4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебное пособие. М.: Дашков и К. 2007.
5. Данилюк Л.Е., Бахарев В.В. Ограниченные возможности здоровья: логико-методологический анализ // Общество: экономика, политика и право. 2010. № 6. С. 8-11
6. Концепция федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.09.2005г. №1515-р
7. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. 576с.
8. Гусева Л.А. Технология социальной реабилитации инвалидов //Социальное обслуживание. 2004. №3. С.33-44.
9. Ларионова Т.С. «Восхождение» к вершинам пре-
одоления инвалидности //Вопросы социального обес-печения.-2009.-№24.-С.13-16.
10. Миронова Е.А. Инвалиды как субъект социальной политики //Отечественный журнал социальной работы. 2009. №4. С.20-22.
11. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник. М.: Академия, 2007. 256 с.
12. Панов А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы // Отечественный журнал социальной работы.- 2007.-№3.-С.44-58.
13. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (ред. от 28.04.2009г.) //Официальные документы в образовании. 2007. №16. С.4-14.
14. Декларация о правах инвалидов: Провозглашенная резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975г. // Социальное обеспечение. 2005. №23. С.4-5.
15. Петров В. Социальная среда интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья //Социальная политика и социология. 2009. №2. С.50-54.
16. Колударова С.В., Мазаев Ю.Н. Методологическая специфика социологического исследования различных проблематик //Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. № 2 (115). С. 96-103.
Статья поступила в редакцию 04.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.