УДК 130.122
ГЕНЕЗИС ИДЕИ ВИРТУАЛЬНОСТИ
Р.В. Крюков
Новосибирский государственный технический университет
Статья посвящена рассмотрению истоков понятия виртуальности, этимологии термина «виртуальное», наполнением смыслами понятий виртуальности и виртуальной реальности. Целью статьи является уточнение категориального аппарата виртуалистики и решение задачи применимости понятия виртуальности к анализу общения в информационной среде.
Ключевые слова: виртуальность, виртуальная реальность, глубина бытия, овеществление фантомных феноменов.
Во второй половине XX в. идея виртуальности стала витать одновременно в нескольких сферах науки и техники: в квантовой физике были открыты так называемые виртуальные частицы, характеризующиеся особым статусом существования в отличие от других элементарных частиц; в компьютерной технике появилось понятие виртуального объекта: виртуальная машина, виртуальная память. В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом предоставляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В эргономике была создана модель виртуального полета самолета, фиксирующая особый тип взаимодействия летчика и самолета в отдельных режимах полета. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. Наконец, был придуман термин «виртуальная реальность» для обозначения особых компьютерных технологий, дающих пользователю интерактивное стереоскопическое изображение. В результате агрессивной рекламной кампании по
продвижению виртуальных компьютерных технологий на рынок термин «виртуальная реальность» стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею киберкультуры и реальное молодежное движение «киберпанк».
В соответствии с одним из мифов ки-беркультуры термин, выраженный словосочетанием «виртуальная реальность», придуман в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х голов для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного в ней присутствия человека1. Через несколько лет Джэйрон Ланье использовал понятие «виртуальная реальность» для обозначения нового компьютерного продукта, и термин получил широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры.
1 См.: Hammet, F. Virtual Reality.— New York: Straus Ed. - 1993.- P. 112; См. также: Носов Н.А. Виртуальная реальность / Н.А. Носов // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 110-124.
Однако справедливости ради следует сказать, что прецеденты использования термина «виртуальный» как специфического, несводимого к другим терминам можно найти у многих авторов. Например, философ Ю. Бехер разрабатывал гипотезу экзистенциальной виртуальности, философ А. Бергсон говорил о виртуальной деятельности, психолог А.Н. Леонтьев — о виртуальных способностях, театровед А. Арто — о виртуальном театре, и т. п.
Словарь иностранных слов акцентирует тождественность виртуального и возможного: «Виртуальный — возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях»2. Латинское же virtus означает «доблесть, необычное качество», и в древнеримской литературе употреблялось для обозначения необычной боевой доблести, боевого экстаза. Корень vrt имеет древнее происхождение. Буддийский философ Патанджали, живший во II веке до н. э., употреблял слова с этим корнем для обозначения мгновенной беспрепятственной актуализации психического акта в психике йогина. В старославянском глагол «веръти» означает «кипеть, бурлить», имея в виду, в частности, кипение родника. У латинского virtus есть греческий аналог — arete, употреблявшийся еще Гомером в VIII веке до н. э., а значит — идея виртуальности существует около трех тысяч лет. Что касается реальности, то «реальность (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — вещественность, онтологическое бытие-в-себе или в-себе-бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой в познавательной связи»3. Необходимо отме-
2 Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1993. - С. 126.
3 Краткая философская энциклопедия. — М.:
Прогресс; Энциклопедия, 1994. — С. 388.
тить, что в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.
В своей книге4 В.В. Крюков показал, что в жизни современного человека появилось новое измерение существования, дополнительная глубина бытия: это виртуальная реальность. Обычно данный термин связывают с компьютерной сферой, но все чаще понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящем за рамки области информатики и компьютерной техники. Так, вошли в обиход такие еще до недавнего времени не известные словосочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия» и т. п. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества. Можно утверждать, что на сегодняшнем этапе информационные технологии современного общества начинают выступать в своей виртуальной ипостаси. Тенденция ведет к тому, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, выходит за рамки специальных наук и становится проблемой, требующей философского осмысления статуса виртуальной реальности.
Заметим, что у переводчиков на русский язык возникают трудности, когда им приходится переводить отсутствующий в словаре современной философии термин virtus. Казалось бы, либо надо давать кальку, либо, дав перевод, проинтерпретировать
4 Крюков В.В. Материя и бытие в диахронической версии / В.В. Крюков. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - С. 139-143.
его. С термином virtus переводчики не проделали такой работы, и объяснение этому только одно - они рассматривали термин virtus как технический, не несущий концептуальной нагрузки. А отсюда термин virtus может переводиться самыми разными способами: возможный, потенциальный, сила, доблесть. Тем не менее в критических случаях переводчики вынуждены давать кальку, поскольку никакой перевод не будет адекватен.
В XX в. термин «виртуальность» воскрешают физики - он начинает применяться для обозначения мнимых элементарных объектов, так называемых виртуальных частиц. Также понятие «виртуальный» можно связать с распространенным в модальной логике понятием «возможный мир». До конца 70-х годов XX в. термин «виртуальный» еще не связывался ни с электронными, ни с информационными технологиями. В то время «виртуальный» толковался как «возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях», а также как «неявный» и «скрытый». К примеру, в географии виртуальное расстояние между двумя точками на поверхности Земли измеряется по дуге большого диаметра (скажем, по меридиану), тогда как реальное расстояние между этими же точками должно измеряться с учетом рельефа местности, и поэтому оно всегда будет больше, учитывая подъемы, спуски и отклонения в стороны.
На основе работ Н. Петровой5, Ф. Хэм-мета, Е. Шаповалова6 можно дать следую-
5 Петрова Н.П. Виртуальная реальность для начинающих пользователей / Н.П. Петрова. - М.: Аквариум, 1997.
6 Шаповалов Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности. / Е.А. Шаповалов // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - 2001. - № 13. -С. 34-38.
щие нестрогие определения виртуальной реальности:
— кажущаяся, вымышленная трехмерная реальность в отличие от двухмерной реальности книг;
— мир, созданный в сознании с помощью компьютера;
— яркая и беспокойная реальность человека-компьютера;
— улучшенная, идеализированная версия реального мира;
— несуществующий, воображаемый мир, который однажды может стать реальным;
— нереальный мир с реальными переживаниями;
— совокупность интерактивной стереоскопической визуализации виртуального пространства и перемещающихся в нем виртуальных объектов;
— интерактивная технология, создающая убедительную иллюзию погружения в реальный мир;
— инверсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред;
— иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир некой имитационной системой, способной формировать соответствующие стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.
Все же остается до сих пор открытым вопрос о том, насколько глубока виртуальная реальность и что она может дать человеку? Ясно одно: виртуальная реальность — это мир отражений человеческих душ, изначально не злой и не добрый. Возвышает человека, беспредельно расширяет его существование искусственно сотворенная его воображением или его техникой виртуальная реальность. И если порой она его гу-
бит, то губит не сама глубина, а тот синдром разрушения, который привнес в нее сам человек. Виртуальный мир бесстрастен, он лишь отражает то, что внутри нас.
В.В. Крюков вообще полагает и показывает это в тексте своей книги, что виртуальное есть не что иное, как фантомный феномен, т. е. продукт творческого воображения, вольной или невольной фантазии, овеществленный с помощью применения каких бы то ни было средств материализации, как то: слово, краски, звуки, лепка, пластика и пр. К традиционным средствам искусства в наше время добавляются технические возможности опредмечивания фантомов, а именно: аудиозапись, видеозапись, кино, телевидение и наконец и во все возрастающих масштабах — цифровые технологии с использованием компьютерной техники, вплоть до сенсорной имитации подлинной реальности. Виртуальность врывается в обыденность переживаний и межличностного общения.
Процесс модернизации социума как реализации ценностей, суть которых в распо-лагании и обеспеченности сущим, выливается в процесс реификации, овеществления общества, где отношения между людьми принимают форму отношений между вещами. «Реализация ценностей превращает человека в функциональный элемент и ресурс общества, а социальные институты — в автономную реальность. Когда процесс овеществления приходит к своему логическому завершению, ценности перестают быть аутентичной реальностью, тем "референтом", по отношению к которому артефакты и социальные технологии суть "знаки"»7. «Знаки» не обмениваются боль-
7 Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. — С. 2.
ше на «означаемое», они замкнуты сами на себя. Самоподдержание социальной системы продолжается как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности». В силу этого, когда ценности реализованы и потому утрачивают актуальность, то, что считается социальной структурой, социальной реальностью, утрачивает устойчивость и определенность. Налицо процесс развеществления: сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с не вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым): социальные институты, возникшие в результате овеществления, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру.
И в заключение хотелось бы отметить, что идея виртуальности возникла задолго до возникновения компьютерных технологий: еще древние греки заложили фундамент этой идеи, а средневековые философы активно разрабатывали концепцию виртуальности. И поэтому хотя сам термин «виртуальная реальность» возник лишь в 80-е годы уходящего тысячелетия, флюиды виртуальности витали в человеческом обществе в течение тысячелетий.
Идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения порожденно-сти и интерактивности между ними: объекты виртуального уровня порождаются объектами константного уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные.
О виртуальной реальности как собственно реальности имеет смысл гово-
рить еще и потому, что она подчиняется своим «врожденным» законам, в ней свое время и свое пространство, не сводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, то есть «внутренняя определенность» виртуальной реальности автономна.
Литература
Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс; Энциклопедия, 1994. — 576 с.
Крюков В.В. Материя и бытие в диахронической версии / В.В. Крюков. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 168 с.: ил. (Серия «Монографии НГТУ»).
Носов Н.А. Психология ангелов / Н.А. Носов. - М.: ИТАР-ТАСС, 1995. - 224 с.
Носов НА. Виртуальная реальность / Н.А. Носов // Вопросы философии.- 1999.-№ 10.- С. 110-124.
Петрова Н.П. Виртуальная реальность для начинающих пользователей / Н.П. Петрова. -М.: Аквариум, 1997. - 112 с.
Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров. - Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. - 176 с.
Современный словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1993. - 740 с.
Шаповалов ЕА. Философские размышления о виртуальной реальности / Е.А. Шаповалов // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - 2001. -№ 13. - С. 34-38.
Hammet F. Virtual Reality / F. Hammet. - New York: Straus Ed. - 1993. - 213 p.