Научная статья на тему 'Генезис идеи виртуальности'

Генезис идеи виртуальности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ГЛУБИНА БЫТИЯ / DEPTH OF BEING / ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ ФАНТОМНЫХ ФЕНОМЕНОВ / THINK-MAKING OF PHANTOM PHENOMENA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крюков Роман Викторович

Статья посвящена рассмотрению истоков понятия виртуальности, этимологии термина «виртуальное», наполнением смыслами понятий виртуальности и виртуальной реальности. Целью статьи является уточнение категориального аппарата виртуалистики и решение задачи применимости понятия виртуальности к анализу общения в информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN OF THE IDEA OF VIRTUALITY

The article is devoted to consideration of sources of concept of virtuality, ethymology of the term «virtual», filing by senses of virtuality concepts and of virtual reality. The purpose of clause is the specification of the category device of virtualistics and decision of a task of applicability of virtuality concept to the analysis of communication in information spaсe.

Текст научной работы на тему «Генезис идеи виртуальности»

УДК 130.122

ГЕНЕЗИС ИДЕИ ВИРТУАЛЬНОСТИ

Р.В. Крюков

Новосибирский государственный технический университет

krukov@fgo.nstu.ru

Статья посвящена рассмотрению истоков понятия виртуальности, этимологии термина «виртуальное», наполнением смыслами понятий виртуальности и виртуальной реальности. Целью статьи является уточнение категориального аппарата виртуалистики и решение задачи применимости понятия виртуальности к анализу общения в информационной среде.

Ключевые слова: виртуальность, виртуальная реальность, глубина бытия, овеществление фантомных феноменов.

Во второй половине XX в. идея виртуальности стала витать одновременно в нескольких сферах науки и техники: в квантовой физике были открыты так называемые виртуальные частицы, характеризующиеся особым статусом существования в отличие от других элементарных частиц; в компьютерной технике появилось понятие виртуального объекта: виртуальная машина, виртуальная память. В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета, особым образом предоставляющая летчику информацию о полете и боевой обстановке. В эргономике была создана модель виртуального полета самолета, фиксирующая особый тип взаимодействия летчика и самолета в отдельных режимах полета. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. Наконец, был придуман термин «виртуальная реальность» для обозначения особых компьютерных технологий, дающих пользователю интерактивное стереоскопическое изображение. В результате агрессивной рекламной кампании по

продвижению виртуальных компьютерных технологий на рынок термин «виртуальная реальность» стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею киберкультуры и реальное молодежное движение «киберпанк».

В соответствии с одним из мифов ки-беркультуры термин, выраженный словосочетанием «виртуальная реальность», придуман в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х голов для обозначения трехмерных макромоделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффект полного в ней присутствия человека1. Через несколько лет Джэйрон Ланье использовал понятие «виртуальная реальность» для обозначения нового компьютерного продукта, и термин получил широкое распространение в качестве маркетингового ярлыка и понятия массовой культуры.

1 См.: Hammet, F. Virtual Reality.— New York: Straus Ed. - 1993.- P. 112; См. также: Носов Н.А. Виртуальная реальность / Н.А. Носов // Вопросы философии. - 1999. - № 10. - С. 110-124.

Однако справедливости ради следует сказать, что прецеденты использования термина «виртуальный» как специфического, несводимого к другим терминам можно найти у многих авторов. Например, философ Ю. Бехер разрабатывал гипотезу экзистенциальной виртуальности, философ А. Бергсон говорил о виртуальной деятельности, психолог А.Н. Леонтьев — о виртуальных способностях, театровед А. Арто — о виртуальном театре, и т. п.

Словарь иностранных слов акцентирует тождественность виртуального и возможного: «Виртуальный — возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях»2. Латинское же virtus означает «доблесть, необычное качество», и в древнеримской литературе употреблялось для обозначения необычной боевой доблести, боевого экстаза. Корень vrt имеет древнее происхождение. Буддийский философ Патанджали, живший во II веке до н. э., употреблял слова с этим корнем для обозначения мгновенной беспрепятственной актуализации психического акта в психике йогина. В старославянском глагол «веръти» означает «кипеть, бурлить», имея в виду, в частности, кипение родника. У латинского virtus есть греческий аналог — arete, употреблявшийся еще Гомером в VIII веке до н. э., а значит — идея виртуальности существует около трех тысяч лет. Что касается реальности, то «реальность (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — вещественность, онтологическое бытие-в-себе или в-себе-бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой в познавательной связи»3. Необходимо отме-

2 Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1993. - С. 126.

3 Краткая философская энциклопедия. — М.:

Прогресс; Энциклопедия, 1994. — С. 388.

тить, что в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

В своей книге4 В.В. Крюков показал, что в жизни современного человека появилось новое измерение существования, дополнительная глубина бытия: это виртуальная реальность. Обычно данный термин связывают с компьютерной сферой, но все чаще понятие «виртуальный» употребляется в контексте, совершенно выходящем за рамки области информатики и компьютерной техники. Так, вошли в обиход такие еще до недавнего времени не известные словосочетания, как «виртуальная корпорация», «виртуальные деньги», «виртуальная игрушка», «виртуальная студия» и т. п. Глубина проникновения виртуальности в социальную и индивидуальную жизнь позволяет говорить о «виртуализации» общества. Можно утверждать, что на сегодняшнем этапе информационные технологии современного общества начинают выступать в своей виртуальной ипостаси. Тенденция ведет к тому, что проблема, связанная с распространением виртуальных технологий, выходит за рамки специальных наук и становится проблемой, требующей философского осмысления статуса виртуальной реальности.

Заметим, что у переводчиков на русский язык возникают трудности, когда им приходится переводить отсутствующий в словаре современной философии термин virtus. Казалось бы, либо надо давать кальку, либо, дав перевод, проинтерпретировать

4 Крюков В.В. Материя и бытие в диахронической версии / В.В. Крюков. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - С. 139-143.

его. С термином virtus переводчики не проделали такой работы, и объяснение этому только одно - они рассматривали термин virtus как технический, не несущий концептуальной нагрузки. А отсюда термин virtus может переводиться самыми разными способами: возможный, потенциальный, сила, доблесть. Тем не менее в критических случаях переводчики вынуждены давать кальку, поскольку никакой перевод не будет адекватен.

В XX в. термин «виртуальность» воскрешают физики - он начинает применяться для обозначения мнимых элементарных объектов, так называемых виртуальных частиц. Также понятие «виртуальный» можно связать с распространенным в модальной логике понятием «возможный мир». До конца 70-х годов XX в. термин «виртуальный» еще не связывался ни с электронными, ни с информационными технологиями. В то время «виртуальный» толковался как «возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях», а также как «неявный» и «скрытый». К примеру, в географии виртуальное расстояние между двумя точками на поверхности Земли измеряется по дуге большого диаметра (скажем, по меридиану), тогда как реальное расстояние между этими же точками должно измеряться с учетом рельефа местности, и поэтому оно всегда будет больше, учитывая подъемы, спуски и отклонения в стороны.

На основе работ Н. Петровой5, Ф. Хэм-мета, Е. Шаповалова6 можно дать следую-

5 Петрова Н.П. Виртуальная реальность для начинающих пользователей / Н.П. Петрова. - М.: Аквариум, 1997.

6 Шаповалов Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности. / Е.А. Шаповалов // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - 2001. - № 13. -С. 34-38.

щие нестрогие определения виртуальной реальности:

— кажущаяся, вымышленная трехмерная реальность в отличие от двухмерной реальности книг;

— мир, созданный в сознании с помощью компьютера;

— яркая и беспокойная реальность человека-компьютера;

— улучшенная, идеализированная версия реального мира;

— несуществующий, воображаемый мир, который однажды может стать реальным;

— нереальный мир с реальными переживаниями;

— совокупность интерактивной стереоскопической визуализации виртуального пространства и перемещающихся в нем виртуальных объектов;

— интерактивная технология, создающая убедительную иллюзию погружения в реальный мир;

— инверсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред;

— иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир некой имитационной системой, способной формировать соответствующие стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени.

Все же остается до сих пор открытым вопрос о том, насколько глубока виртуальная реальность и что она может дать человеку? Ясно одно: виртуальная реальность — это мир отражений человеческих душ, изначально не злой и не добрый. Возвышает человека, беспредельно расширяет его существование искусственно сотворенная его воображением или его техникой виртуальная реальность. И если порой она его гу-

бит, то губит не сама глубина, а тот синдром разрушения, который привнес в нее сам человек. Виртуальный мир бесстрастен, он лишь отражает то, что внутри нас.

В.В. Крюков вообще полагает и показывает это в тексте своей книги, что виртуальное есть не что иное, как фантомный феномен, т. е. продукт творческого воображения, вольной или невольной фантазии, овеществленный с помощью применения каких бы то ни было средств материализации, как то: слово, краски, звуки, лепка, пластика и пр. К традиционным средствам искусства в наше время добавляются технические возможности опредмечивания фантомов, а именно: аудиозапись, видеозапись, кино, телевидение и наконец и во все возрастающих масштабах — цифровые технологии с использованием компьютерной техники, вплоть до сенсорной имитации подлинной реальности. Виртуальность врывается в обыденность переживаний и межличностного общения.

Процесс модернизации социума как реализации ценностей, суть которых в распо-лагании и обеспеченности сущим, выливается в процесс реификации, овеществления общества, где отношения между людьми принимают форму отношений между вещами. «Реализация ценностей превращает человека в функциональный элемент и ресурс общества, а социальные институты — в автономную реальность. Когда процесс овеществления приходит к своему логическому завершению, ценности перестают быть аутентичной реальностью, тем "референтом", по отношению к которому артефакты и социальные технологии суть "знаки"»7. «Знаки» не обмениваются боль-

7 Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. — С. 2.

ше на «означаемое», они замкнуты сами на себя. Самоподдержание социальной системы продолжается как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности». В силу этого, когда ценности реализованы и потому утрачивают актуальность, то, что считается социальной структурой, социальной реальностью, утрачивает устойчивость и определенность. Налицо процесс развеществления: сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с не вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым): социальные институты, возникшие в результате овеществления, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру.

И в заключение хотелось бы отметить, что идея виртуальности возникла задолго до возникновения компьютерных технологий: еще древние греки заложили фундамент этой идеи, а средневековые философы активно разрабатывали концепцию виртуальности. И поэтому хотя сам термин «виртуальная реальность» возник лишь в 80-е годы уходящего тысячелетия, флюиды виртуальности витали в человеческом обществе в течение тысячелетий.

Идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения порожденно-сти и интерактивности между ними: объекты виртуального уровня порождаются объектами константного уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные.

О виртуальной реальности как собственно реальности имеет смысл гово-

рить еще и потому, что она подчиняется своим «врожденным» законам, в ней свое время и свое пространство, не сводимые к законам, времени и пространству порождающей реальности, то есть «внутренняя определенность» виртуальной реальности автономна.

Литература

Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс; Энциклопедия, 1994. — 576 с.

Крюков В.В. Материя и бытие в диахронической версии / В.В. Крюков. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 168 с.: ил. (Серия «Монографии НГТУ»).

Носов Н.А. Психология ангелов / Н.А. Носов. - М.: ИТАР-ТАСС, 1995. - 224 с.

Носов НА. Виртуальная реальность / Н.А. Носов // Вопросы философии.- 1999.-№ 10.- С. 110-124.

Петрова Н.П. Виртуальная реальность для начинающих пользователей / Н.П. Петрова. -М.: Аквариум, 1997. - 112 с.

Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект / Д.В. Пивоваров. - Свердловск: Изд-во Урал. унта, 1986. - 176 с.

Современный словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1993. - 740 с.

Шаповалов ЕА. Философские размышления о виртуальной реальности / Е.А. Шаповалов // Вестник СПбГУ. - Сер. 6. - 2001. -№ 13. - С. 34-38.

Hammet F. Virtual Reality / F. Hammet. - New York: Straus Ed. - 1993. - 213 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.