Научная статья на тему 'Генезис и перспективы совершенствования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью в условиях девиантного поведения субъектов экономических отношений'

Генезис и перспективы совершенствования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью в условиях девиантного поведения субъектов экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
95
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брулёв Сергей Евгеньевич, Ксенафонтов Николай Васильевич

Рассматриваются различные аспекты формирования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью. Выделяются ее составные части и характерные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и перспективы совершенствования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью в условиях девиантного поведения субъектов экономических отношений»

Сергей Евгеньевич

Брулёв___________________________

Проректор по развитию и финансам Уральского государственного экономического университета

Николай Васильевич Ксенафонтов

Проректор по развитию и финансам Уральского государственного экономического университета

Генезис и перспективы совершенствования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью в условиях девиантного поведения субъектов экономических отношений

Культура управления, являясь составной частью экономической культуры, занимает особое место в системе производительных сил и производственных отношений. Выражая экономические отношения [3], складывающиеся между людьми в процессе их трудовой деятельности, рассматриваемый вид культуры выступает предметом экономической науки. Данным видом культуры должны обладать все хозяйствующие субъекты. И в этом смысле она характеризует меру (уровень) цивилизованности экономических отношений в рамках организаций, отраслей и комплексов.

Культура управления характеризует уровень производственных отношений: низкий, средний, высокий. Ее можно определить как исторически обусловленный уровень развития экономических способностей людей, выраженный в формах цивилизованного экономического поведения и эффективной предпринимательской деятельности.

Под формированием культуры управления понимается придание ей определенной формы в процессе развития внутрифирменного предпринимательства. В результате этого возникает новое качественное состояние культуры - ее состава или структуры.

Взаимосвязь культуры управления организациями можно представить в виде организационной и деловой культуры, носителем которой является руководитель организации. Речь идет о стиле его управления, особенностях поведения, скорости принятия решений, целевых ориентациях. Все это - внешние характеристики деловой культуры (в противовес внутренней -психологического «ядра» руководителя организации).

Организационная культура (в отличие от деловой) определяется как набор коллективных базовых представлений, обретаемых работниками организации (или их группой) при решении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Эффективность этих представлений оказывается достаточной для того, чтобы передавать их новым членам организации в качестве определенного набора ценностей.

Культура управления организацией предпринимательского типа [1] во многом определяется культурой внутрифирменного предпринимательства, которая может быть по своему уровню низкой или высокой. Кроме того, она определяется культурой международных бизнес-коммуникаций и культурой внешней среды предпринимательской деятельности.

Объективной основой формирования (генезиса) рассматриваемого вида культуры является предпринимательская деятельность. Культура управления начинается с того, что люди объединяются в коллектив благодаря инициативе его организатора (предпринимателя), который сам или руководит, или нанимает профессиональных руководителей-менеджеров.

В 1912 г. деловое российское сообщество приняло свой первый этический кодекс, в котором декларировались семь принципов предпринимательской деятельности, во многом определяющих культуру управления:

1. Уважай власть, являющуюся необходимым условием эффективного ведения дел (во всем должен быть порядок).

2. Будь честен и правдив - это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову (успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе).

6. Живи по средствам.

7. Будь целеустремлен.

В советское время речь можно было вести лишь о предприимчивости в тех сферах, которые наименее контролировались государством. Нередко она ассоциировалась с необходимостью «ловчить», «изворачиваться», «вертеться». Сутью государства была аппаратная мафиозность. Именно она, в конце концов, и разложила систему, называвшуюся советской. Профиль деловых базовых отношений в то время был таков: узкий практицизм, доходящий до цинизма; низкий этический уровень; господство двойной морали (для себя и для власти); регуляция социального процесса страхом. С началом перестройки этот страх быстро потерял свою значимость. Вместе с ним рухнули и многие мифы - о новом советском человеке, единой общности людей, справедливости общественного строя.

Таким образом, в советский период деловая культура совершила зигзаг, утратив многое из дореволюционных приобретений и отстав от глобальных тенденций деловой международной культуры.

Следует подчеркнуть, что до 1917 г. деловая российская культура развивалась по общему для многих стран сценарию: накопление капитала любыми (праведными и неправедными) путями; политическая защита частной собственности; установление «правил игры» (т.е. норм деловых отношений по мере развития рынка), постепенное осознание выгоды их соблюдения; поиск приемлемого равновесия между общественными и частными интересами. К этому уровню наша страна стремится и теперь, спустя почти 100 лет. Ферментом общества все более становятся предприниматели, независимые по своему статусу, способные идти на риск и брать на себя ответственность. Являясь собственниками, они более требовательны к государству.

Культура управления организациями предпринимательского типа - это культура деловых отношений, имеющих своей целью развитие дела и обеспечение его безопасности, а в финансовом выражении - культура получения прибыли. Ее носителями, в первую очередь, являются предприниматели и менеджеры, заработок которых зависит от размеров прибыли управляемых ими предприятий. Таким образом, именно их деловая культура дает представление о деловой культуре в целом, и прежде всего о культуре управления организациями предпринимательского типа.

В условиях активизации интеграционных процессов в экономике актуализируется проблема синергетики деловых культур, определяемой такими категориями, как «доверие» и «прозрачность». Благодаря им культуры разных народов будут двигаться по пути сотрудничества, а не конфронтации (энергии деловой культуры внутри и вне стран будут действовать согласованно, синергично). Это означает, что деловая российская культура будет не американской или европейской, а интегрированной с другими деловыми культурами, что следует учитывать при оценке менеджмента как элемента культуры управления организациями предпринимательского типа.

Можно выделить ряд составных частей культуры управления производственнокоммерческой деятельностью (рис. 1). Иначе их можно назвать артефактами, характеризующими поверхностный уровень культуры управления.

Во-первых, это гармонизация производственно-коммерческой деятельности. Имеется в виду разумная активность в области предпринимательской деятельности, что связано с необходимостью соблюдения действующих в стране законов в сфере производства и обмена. Во-вторых, личностная значимость (осознание предпринимательского менеджмента в качестве важного фактора достижения делового успеха). В-третьих, общественное признание (эта составляющая культуры управления определяется социальными факторами, оценкой их проявления, этикой и моралью предпринимателей и общества). В-четвертых, экономическая безопасность производственнокоммерческой деятельности.

Г армонизация производственно-коммерческой деятельности

Экономическая

безопасность

Личностная

значимость

Общественное

признание

Рис. 1. Составные части культуры управления производственно-коммерческой деятельности

Обеспечение экономической безопасности является неотъемлемой составной частью деятельности (функцией) организации (рис. 2). Речь идет об умении и способности надежно противостоять любым попыткам криминальных структур, недобросовестных конкурентов и работников организации нанести ей экономический ущерб [3]. Здесь важен комплексный подход: объекты защиты (информационные ресурсы, персонал, материальные ценности, финансовые средства); функции службы безопасности (охрана, режим, кадры, документы, инженернотехническая защита, информационно-аналитическая деятельность); основные направления в обеспечении экономической безопасности (правовая, организационная, инженерно-техническая безопасность). Комплексность обеспечивается наличием в организации службы безопасности, содержащейся за ее счет. Прежде всего это касается крупных акционерных предприятий, имеющих в своем составе корпоративные информационные системы.

Обеспечение роста ценностной

значимости предприятия

*

Функции экономической эффективности

Функции власти и предпринимательства

Функция экономической безопасности

Функции надежности предпринимательской деятельности

Рис. 2. Взаимосвязь функций, определяющих предпринимательскую деятельность:

--► - прямая связь; - опосредованная связь

Оценка состояния экономической безопасности определяется величиной рентабельности активов, превосходящей «цену капитала» (норму дисконтирования или ставку рефинансирования).

Благодаря такой оценке выявляются возможные зоны хозяйствования и направления развития культуры управления организацией предпринимательского типа.

Любая культура определяет границы различных социальных групп, разделяя «своих» и «чужих». Она играет роль ограничительного (защитного) фильтра между ее носителями и внешней средой (при межкультурном обмене приходится пересекать границы своей культуры и вступать в систему иных культурных ценностей). И прежде всего это касается культуры управления, определяемой наличием деловой разведки и контрразведки - двумя важными составными частями экономической безопасности производственно-коммерческой деятельности.

В таблице показано соответствие направлений совершенствования культуры управления производственно-коммерческой деятельностью основным принципам регулирования национальной экономики. Одним из этих принципов является гармонизация промышленной и торговой политики, направленной на рост деловой активности в промышленности. В числе других принципов: социальная ответственность, обеспечение экономической безопасности, развитие предпринимательской деятельности.

Соответствие показателей совершенствования культуры управления основным принципам регулирования национальной экономики

Направления совершенствования

Гармонизация производственнокоммерческой деятельности Экономическая безопасность производственно-коммерческой деятельности Личностная значимость Общественное признание

Принципы регулирования

Г армонизация промышленной и торговой политики

Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации Развитие предпринимательской деятельности Социальная ответственность

Позитивное влияние на успешную предпринимательскую деятельность оказывает «эффективная культура управления», которая должна быть сильной и гибкой.

Эффективная культура, как правило, поддерживается и разделяется почти всеми членами успешно действующих организаций. В них низкая текучесть кадров и минимально возможная величина формальных правил и рекомендаций для управления поведением работников. Последние при этом являются неотъемлемой частью сознания работников, усвоивших позитивную связь культуры с деловым успехом (организационным и личностным).

Сильная культура иногда может быть «тормозом» делового успеха. Это связано с тем, что она закреплена в сознании руководителей и подчиненных им работников. Поэтому при необходимости осуществления технологических и организационных изменений необходима гибкая культура управления, ориентированная на данные изменения.

Для успешно действующих организаций в сфере международного бизнеса характерен высокий уровень межкультурной коммуникации, способный преодолевать трудности межкультурного общения, причинами возникновения которых, по нашему мнению, являются дифференцированный характер набора ценностей в разных культурах; нечеткость конфигураций (размытость границ) социальных отношений; наличие доминирующих идеологий в культурных группах, имеющих отношение к бизнесу.

Примером эффективной культуры управления является «восприятие времени и особое отношение к нему». С позиций данного критерия эффективности культуры управления следует различать:

монохромные культуры (в каждый определенный отрезок времени люди заняты одним делом, они строго следуют планам, расписаниям и договоренностям, чтобы избежать потери времени; для них важны пунктуальность и следование общественным нормам);

полихромные культуры (люди делают одновременно несколько дел, а взаимоотношения для них важнее планов и графиков);

реактивные культуры (для них характерна организация деятельности не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от меняющегося контекста, представители этих культур редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других).

И, наконец, еще один параметр, характеризующий эффективную культуру управления, -особая выраженность субкультур организации. Во-первых, это субкультура большей части организации, в которой приверженность ключевым корпоративным ценностям, обеспечивающим

деловой успех, выражена наиболее ярко. Во-вторых, это ее тип, а также другие ценности, не вступающие в противоречие с доминирующими ценностями.

Можно выделить еще один тип субкультуры, который не характерен для эффективной культуры управления. Это так называемая контркультура (субкультура, ценности которой вступают в конфликт или открыто противоречат доминирующим). Формирование такой субкультуры подпитывается наличием так называемого харизматического лидера, благодаря чему в организации имеет место децентрализация власти, что препятствует достижению делового успеха.

Литература

1. Гибадулин Р.Х. Формирование культуры управления организациями промышленности предпринимательского типа. Челябинск: ЮУрГУ, 2005.

2. ЛутфуллинЮ.Р. Рынок и культура управленческой деятельности в ВПК. Уфа: БГАУ, 2005.

3. Пряхин Г.Н. Экономическое обоснование развития культуры управления организациями. Екатеринбург: УрО РАН, 2005.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.