Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ГЕНЕЗИС И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАВА / СВОБОДЫ И ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / ГЕНЕЗИС ПРАВ РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ДЕТСТВА / ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Былинская Наталия Александровна

В рамках настоящей статьи исследуется процесс генезиса и институционализации прав ребенка. Цели исследования: выявление различных социально-правовых конструкций в зависимости от культуры и периода; фиксация изменений в правах и свободах ребенка до их определения Конвенцией ООН о правах ребенка. В исследовании определены основные события и революции прав, свобод и интересов детей, в том числе формирование социальной категории «детство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND INSTITUTIONALIZATION OF CHILD PROTECTION IN INTERNATIONAL LEGISLATION

This article examines the process of genesis and institutionalization of the rights of the child. Research objectives: to identify various socio-legal structures depending on the culture and period; to fix changes in the rights and freedoms of the child before their definition by the UN Convention on the Rights of the Child. The study identifies the main events and revolutions of children's rights, freedoms and interests, including the formation of the social category "childhood".

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_177 УДК 342

ГЕНЕЗИС И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ GENESIS AND INSTITUTIONALIZATION OF CHILD PROTECTION IN INTERNATIONAL LEGISLATION

БЫЛИНСКАЯ Наталия Александровна,

адъюнкт факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В. E-mail: natali.bylinskaya@mail.ru;

Bylinskaya Natalia Aleksandrovna,

Post-graduate officer of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-pedagogical Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: natali.bylinskaya@mail.ru

Краткая аннотация: В рамках настоящей статьи исследуется процесс генезиса и институционализации прав ребенка. Цели исследования: выявление различных социально-правовых конструкций в зависимости от культуры и периода; фиксация изменений в правах и свободах ребенка до их определения Конвенцией ООН о правах ребенка. В исследовании определены основные события и революции прав, свобод и интересов детей, в том числе формирование социальной категории «детство».

Abstract: This article examines the process of genesis and institutionalization of the rights of the child. Research objectives: to identify various socio-legal structures depending on the culture and period; to fix changes in the rights and freedoms of the child before their definition by the UN Convention on the Rights of the Child. The study identifies the main events and revolutions of children's rights, freedoms and interests, including the formation of the social category "childhood".

Ключевые слова Институционализация; права, свободы и интересы ребенка; международное законодательство; Конвенция о правах ребенка; генезис прав ребенка; защита детства; интересы ребенка.

Keywords Institutionalization; rights, freedoms and interests of the child; international legislation; Convention on the Rights of the Child; genesis of the rights of the child; protection of childhood; interests of the child.

Дата направления статьи в редакцию: 25.12.2021

Дата публикации: 31.03.2022

Права ребенка меняются и развиваются. Как и другие исторические концепции, они не подразумевают инвариативность, которая бы сохраняла их тождественность посредством изменений. Таким образом, мы можем говорить об отсутствии определенной первоосновы, которая представляла бы сущность прав ребенка.

Социально-правовой статус ребенка претерпевает заметные изменения на протяжении веков в процессе последовательных метаморфоз. Однако иногда он остается непрозрачным или, по крайней мере, недокументированным.

Зарождение прав детей, их признание и актуализация - длящийся, на протяжении ни одного десятилетия, результат правотворческого процесса и правоприменительной практики. С целью получения научного знания, связанного с защитой прав, свобод и интересов ребенка, посредством изучения ее исторического формирования и развития, учитывая связи, зависимости, закономерности и опыт ее функционирования, актуальность приобретает необходимость рассмотрения генезиса и институционализации прав ребенка.

Ребенка неизменно держат в подчинении, полностью зависящим от его семьи или взрослых, которые несут за это юридическую ответственность. В классических цивилизациях он рассматривается как «не объект» или просто объект права, объединенный с семейной сферой, которая берет на себя все обязательства, связанные с его воспитанием. Затем он становится объектом защиты под влиянием религий и пером законодателей.

Только после принятия первых законов о молодежном труде, дети систематически классифицируются отдельно.

Омельченко О.А. отмечает, что впервые законы об ограничении возраста малолетних рабочих девятью годами, об охране труда малолетних, были изданы в Европе (Австрия 1786 год). Такое регулирование стало последовательной линией законодательства только в 1-й половине XIX века, к примеру, во Франции и Великобритании. Так, в Великобритании тотальный запрет распространялся: на трудоустройство детей до 9-ти лет для работ на производстве; на работу детей в ночное время суток; на их участие в подземных работах и т.д. Отметим, что продолжительность рабочего дня детей зависела от их возраста: от 9-ти до 13-ти лет - 8 часов, от 13-ти до 18-ти лет - 12 часов. С 1847 года рабочий день подростка ограничивался 10-ю часами. Во Франции с 1813 года вводились возрастные ограничения для работы в шахтах, на рабочее время для младших и старших групп подростков составлявшее 8 и 12 часов соответственно, детей запрещалось привлекать к работам в ночное время. В Соединенных Штатах Америки привлечение детей в возрасте до 10-ти лет к промышленному труду было ограничено в первой половине XIX века в законодательстве доминирующего количества штатов. В Германии (Пруссия) запрещалось трудоустраивать детей в возрасте до 9 -ти лет, а для лиц, не достигших 16-летнего возраста, рабочий день составлял 10 часов (1839).

Для 2-й половины XIX века было характерно увеличение возрастных ограничений на работу несовершеннолетних, как правило до 12-ти - 14-ти лет, при этом наиболее высокий предел устанавливался в Норвегии, Новой Зеландии и Швейцарии. Зачастую указанные ограничения

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

распространялись на ремесленное и промышленное производство, не затрагивая сельскохозяйственную сферу деятельности, работу в офисах и магазинах, наем жилья. К примеру, в соответствии с законодательством Великобритании 1886 года, лицам, не достигшим 16-летнего возраста, устанавливалась 74-часовая рабочая неделя. [5, С. 268-269]

Акцентируем, что впервые идея предоставления особой защиты детям, которая способствовала бы прогрессивному развитию их прав появляется в середине 19-го века во Франции. Так, с 1841 года начинают действовать законы, защищающие детей на рабочем месте, а с 1881 года французские законы предусматривают право детей на образование.

С этого момента, по мнению доктора педагогических наук Зои Муди (Центр исследований прав детей Женевского университета), постепенно формируется особая социальная категория «детство», в соответствии с которой им предоставляются особые права, такие как право на получение наименьшего количества рабочих часов по сравнению со взрослыми работниками, соответствие условий труда их физическим и психологическим особенностям развития, а впоследствии и посещение школы. Независимо от пола или социального происхождения, все дети теперь имеют право на «детство», дефиниция, которого постепенно определяется на правовом, социальном и образовательном уровнях. [7, p. 85-86]

В начале XX века активизируется развитие правозащитной деятельности в отношении детей, как субъектов права, в медицинской, социальной и судебной сферах. Этот вид защиты берет свое начало во Франции, а впоследствии получает развитие и распространение на всей территории Европы.

С 1919 года международное сообщество, после создания Лиги Наций (впоследствии эволюционировавшей в Организацию Объединенных Наций (далее - ООН)), начинает придавать определенное значение этой концепции и разрабатывает Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Фонд «Save the Children» («Спасите детей», 1919 год) (далее - Фонд), изначально создаваемый для облегчения последствий голода в Австро-Венгрии и Германии в конце Первой мировой войны. Его основатели - англичанки, сестры Эглантина Джебб и Дороти Бакстон. Эгланти-на Джебб положила начало долгой борьбе в Европе против хаоса и голода. Например, 12 миллионов обедов было подано детям в Восточной и Центральной Европе, ставшим жертвами голода и болезней. Доказав состоятельность своего видения проблемы на встрече с представителями Международного комитета Красного Креста (далее - МККК), было принято решение, что МККК станет патроном Фонда. Покровительство со стороны Красного Креста позволило создать штабквартиру новой организации помощи детям в Женеве, соблюдавшую нейтралитет, что сразу повысило ее статус и авторитет в глазах других государств. С 1923 года Фонд получил признание и распространил свое действие на другие страны, получив статус международной организации и новое наименование «Международный союз спасения детей».

Отдельного внимания заслуживают воспоминания одной из участниц этой встречи - Маргариты Фрик-Крамер, первой женщины-сотрудника МККК, преподавателя Женевского университета, племянницы Гюстава Адоры, председателя МККК и в 1919 году - президента Швейцарии. Отметим, что муж Маргариты, Эдуард Фрик, в 1918 году был представителем Красного Креста в России, впоследствии занимался репатриацией русских военнопленных. По ее словам, желание Эглантины Джебб работать в контакте с Красным Крестом служило свидетельством ее преданности детям, а не партиям или отдельным нациям. «... Во время разговора она сказала, что, прочитав отчет доктора Ферьера о Вене, она приняла решение раз и навсегда. Люди могли убивать друг друга, но детей нужно было спасать, потому что они были невиновны в преступлениях и ненависти своих старших и не знали о разделениях между нациями и партиями и, более того, потому что они были надеждой человечества. Если дети всего мира не были защищены как физически, так и морально, тогда сам мир шел бы к самоуничтожению. Она твердо была убеждена в том, что о детях следует заботиться и защищать их без различия расы, нации или религии. Международная помощь детям идет на пользу всем, но она также является способом помочь разделенным нациям возобновить совместную деятельность и предоставляет возможность для возобновления сотрудничества в сфере, которую все могут счесть приемлемой. ... нации должны будут объединиться; поэтому необходимо будет создать нейтральный международный центр. Объединение классов было бы необходимо; воззвание должно было бы быть обращено ко всем категориям людей, рабочим, фермерам, интеллигенции. Церкви также должны объединиться. "Я пойду и встречусь с лидерами протестантских Церквей, - уверяла она представителей МККК, - у меня уже есть поддержка архиепископа Кентерберийского. Я обращусь к архиепископу Упсалы. Я приглашу Православную Церковь и Патриарха Иерусалимского сотрудничать с нами. Я поеду и увижу Святого Отца в Риме, чтобы заручиться его помощью, а также убедить его принять Женеву в качестве центра нашей работы". ... она ударила по струнам в наших сердцах, когда мы слушали ее в саду в тот день в Женеве. То же самое было, когда она обратилась к первоначально прохладной аудитории в Альберт-холле, и снова, когда ее приняли на торжественной аудиенции в Ватикане и обратилась к Папе ... права детей должны быть признаны сразу же, одновременно с принятием мер в их интересах». [8]

Эта идея была воплощена в Декларации прав ребенка, инициатором которой и была Эглантина Джебб, и которая была обнародована в 1923 году как устав Международного союза спасения детей.

В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребенка (далее - Женевская декларация) - первый международный договор о правах детей. Контекст 5-ти глав описывает конкретные права детей и обязанности взрослых по воспитанию ребенка, заботе о нем и его развитии. [2]

Вторая мировая война и ее жертвы поставили тысячи детей в ужасное положение. С целью решения столь катастрофичной ситуации, в 1946 году был создан Международный чрезвычайный фонд помощи детям при Организации Объединенных Наций (далее - ЮНИСЕФ) для неотложной помощи детям.

«Благополучие сегодняшних детей неразрывно связано с сохранением мира в завтрашнем мире», - подчеркивал Анри Лабуисс, исполнительный директор ЮНИСЕФ (1965-1979 годы). [1]

С самого начала своей деятельности ЮНИСЕФ уделяет особое внимание оказанию помощи молодым жертвам Второй мировой войны, заботясь в основном о европейских детях.

Однако, с 1953 года его полномочия расширились до понятия международного масштаба, охватывая уже и развивающиеся страны. ЮНИСЕФ становится постоянным учреждением системы Организации Объединенных Наций. Со временем он претерпевал изменения, одним из которых было исключение из его официального наименования слов «международный» и «чрезвычайный», однако принятая ранее аббревиатура не менялась и была сохранена.

Особую роль ЮНИСЕФ сыграл при внедрении ряда программ, направленных на оказание помощи детям в сферах образования и здравоохранения, обеспечения ребенку доступа к воде и продовольствию.

XX век, стал периодом истории, укрепляющим правовые позиции прав и свобод человека, определяющим наличие прав и свобод у ребенка, как особого субъекта правоотношений, заботу о них и их защиту.

Так, с 10 декабря 1948 года во Всеобщей декларации прав человека признается, что «материнство и детство имеют право на особую заботу и помощь».

В 1950 году г. Рим становится местом принятия одного из важнейших международных документов - Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - ЕКПЧ) [3], которая вступила в силу с 1953 года, ратифицирована нашей страной в 1998 году. [6]

Спустя, практически, десятилетие, в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка (далее - Декларация), в которой формулируются 10 основных принципов прав ребенка. Ее текст не был подписан всеми странами, что придавало указанным принципам лишь ориентировочное значение. Однако, их принятие послужило отправной точкой для создания Конвенции ООН о правах ребенка (далее - Конвенция о правах ребенка; Конвенция).

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла 2 текста, призванных дополнить Всеобщую декларацию прав человека:

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских правах.

Осознавая значимость и важность прав и свобод ребенка, признавая их, ООН провозгласила 1979 год - Международным годом ребенка.

В этом же году, находясь под влиянием указанных нормотворческих достижений, Польша выступила с предложением создать рабочую группу в рамках Комиссии по правам человека, которая будет ориентирована на написание международной хартии.

Так, 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН единогласно принята Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей, контекст которых описывал перечень прав детей.

Обратим внимание, Конвенция ООН о правах ребенка - это текст, являющийся международным договором, и, вступивший в силу 2 сентября 1990 года, после его ратификации 20 государствами.

На сегодняшний день - это, по-прежнему, самый полный и наиболее значимый документ в сфере защиты прав и свобод ребенка, хотя он и не был последним в международной нормотворческой деятельности, регулирующей данную сферу общественных отношений. Его принятие ознаменовало новые этапы развития прав, свобод, интересов ребенка и их защиты.

Таким образом, после появления социальной категории «детство» становится возможным рассматривать ребенка как обладателя прав, которые должны быть не только гарантированы государством, но и обеспечиваться различными органами государственной власти, родителями, специалистами, а также сообществом.

Библиогра фия:

1. Возрождение из пепла войны: 1946-1979 годы | UNICEF Европа и Центральная Азия [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/Новостные-заметки/возрождение-из-пепла-войны-19461979-годы (дата обращения: 09.12.2021)

2. Женевская декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.un-documents.net/gdrc1924.htm (дата обращения: 08.12.2021)

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года// СЗ РФ. 2001. №2. Ст.163.

4. Конвенция ООН "О правах ребенка"1989 г. // ВВС СССР. 1990. N 45.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х томах. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье. 2000. Т.2. 496с.

6. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ (с изм. и доп.) Доступ из офиц. Интернет-портала правовой информации. Источник: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102052320 (дата обращения: 08.12.2021)

7. MOODY Zoé, Les droits de l'enfant : genèse, institutionnalisation et diffusion (1924-1989), Neuchâtel, Éditions Alphil - Presses universitaires suisses, 2016, 421 p. [Электронный ресурс]. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/31859/624531.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 11.12.2021)

8. International Review of the Red Cross. Tribute to the Memory of Eglantyne Jebb [Электронный ресурс]. URL: https://international-review.icrc.org/sites/default/files/S0020860400012213a.pdf (дата обращения: 11.12.2021)

References (transliterated):

1. Vozrozhdenie iz pepla vojny: 1946-1979 gody | UNICEF Evropa i Central'naya Aziya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/Novostnye-zametki/vozrozhdenie-iz-pepla-vojny-19461979-gody (data obrashcheniya: 09.12.2021)

2. ZHenevskaya deklaraciya prav rebenka [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.un-documents.net/gdrc1924.htm (data obrashcheniya: 08.12.2021)

3. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod ot 4 noyabrya 1950 goda// SZ RF. 2001. №2. St.163.

4. Konvenciya OON "O pravah rebenka"1989 g. // VVS SSSR. 1990. N 45.

5. Omel'chenko O.A. Vseobshchaya istoriya gosudarstva i prava. V 2-h tomah. 3-e izd., ispr. - M.: TON-Ostozh'e. 2000. T.2. 496s.

6. O ratifikacii Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod i Protokolov k nej: feder. zakon ot 30.03.1998 N 54-FZ (s izm. i dop.) Dostup iz ofic. Internet-portala pravovoj informacii. Istochnik: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102052320 (data obrashcheniya: 08.12.2021)

7. MOODY Zoé, Les droits de l'enfant : genèse, institutionnalisation et diffusion (1924-1989), Neuchâtel, Éditions Alphil - Presses universitaires suisses, 2016, 421 p. [Elektronnyj resurs]. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/31859/624531.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya: 11.12.2021)

8. International Review of the Red Cross. Tribute to the Memory of Eglantyne Jebb [Elektronnyj resurs]. URL: https://international-review.icrc.org/sites/default/files/S0020860400012213a.pdf (data obrashcheniya: 11.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.