Столповский Д.М. Генезис и эволюция понятия «валютные ценности» по законодательству СССР и Российской Федерации
Д.М. Столповский
Столповский Денис Михайлович — старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук
E-mail: stolpovskiy@yandex.ru
Генезис и эволюция понятия «валютные ценности» по законодательству СССР и Российской Федерации
Исследуются вопросы эволюции понятия и содержания валютных ценностей в законодательстве СССР и Российской Федерации с 1917 года по настоящее время. Исходя из исторического опыта делаются выводы о результатах развития института валютных ценностей, обусловленности таких результатов, приближенности действующих понятия и содержания валютных ценностей к реалиям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, сущности и видам валютных операций.
Questions of evolution of conceptand the maintenance of currency values in the legislation of the USSR and the Russian Federation since 1917 on the present are examined. Proceeding from historical experience, conclusions about results of development of institute of currency values, conditionality of such results, nearness operating concepts and maintenances of currency values to realities of foreign trade activities of the Russian Federation, essence and kinds of currency transactions become.
Советское валютное право включало в себя около 150 нормативных актов, некоторые из них сохраняли юридическую силу в течение десятилетий1. Говоря о становлении валютного законодательства в нашей стране, Н.М. Артемов отмечал, что «осуществление исчерпывающего анализа... валютного законодательства не представляется возможным в связи с его объемом.»2, поэтому изложить четкую и полную формулировку перечня валютных ценностей по советскому законодательству весьма проблематично. На это указывал и Ю.В. Цветков, замечая, что «поскольку законодатель не приводит исчерпывающего перечня валютных ценностей. представляется необходимым выявить критерии (основания), позволяющие отграничить валютные ценности от близких к ним предметов кредитно-денежной системы»3. Далее он говорит о том, что «совершенно четкими критериями служат ответы на вопросы: 1) относится ли конкретный предмет к числу материальных объектов, включаемых в золотовалютный фонд государства, и 2) может ли он использоваться в качестве кредитного или платежно-расчетного средства в отношениях с зарубежными контрагентами? Если ответы положительны, то данный предмет является валютной ценностью»4.
Действительно, до 1976 года в нормативных правовых актах Союза ССР, регулирующих валютное обращение, не были даны четкие понятие и классификация валютных ценностей. Более того, с 1917 по 1923 год валютный оборот в РСФСР не был законодательно регламентирован. Первые декреты ВЦИК и СНК РСФСР, регулирующие валютное обращение, были приняты в 1923 году. На наш
взгляд, это было связано с активизацией экономической жизни молодой Советской России в период нэпа, что обусловило необходимость введения государственной валютной монополии. В соответствии с данным принципом право на совершение сделок с валютными ценностями на территории СССР предоставлялось ограниченному кругу государственных ведомств и организаций при фактически полном запрете на участие в них советских граждан.
По смыслу Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 15 февраля 1923 года «О валютных операциях»5 в качестве валютных ценностей признавались золото и серебро в слитках, иностранная валюта, а равно чеки и векселя, выписанные в иностранной валюте. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19 апреля 1923 года «О порядке вывоза и перевода за-границу6 валютных ценностей»7 в статье 1 назвал в качестве валютных ценностей иностранную валюту, переводы, векселя и чеки, выписанные в иностранной валюте, благородные металлы в слитках и изделиях и драгоценные камни.
В период с 1923 по 1976 год, помимо двух указанных декретов, был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты валютного обращения в СССР, например, постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 31 октября 1924 года «Об отмене воспрещения торговли и хранения иностранной валюты в 50-верстной пограничной полосе»8; постановление ЦИКСССР, СНК СССР от 17 июля1925 года «О торговле фондовыми и валютными ценностями»9; серьезной правовой регламентации подверглись вопросы уголовной и административной ответственности за валют-
ные правонарушения. Однако основы валютного законодательства, в том числе и понятие валютных ценностей, изменений не претерпели.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 года «О сделках с валютными ценностями на территории СССР»10 впервые дал четкую классификацию валютных ценностей, назвав в качестве таковых следующие объекты:
1. Иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты). В Инструкции Госбанка СССР от 27 апреля 1979 года № 64 «О порядке совершения банковскихопераций с иностранной валютой» иностранная валюта подразделялась на свободно конвертируемую (австралийские доллары, английские фунты стерлингов, марки ФРГ, голландские гульдены, испанские песеты, итальянские лиры, доллары США, французские франки, японские йены и др.), замкнутая (денежные знаки иностранных государств, разрешенные к покупке и не вызывающие сомнение в подлинности и платежности) и запрещенную к ввозу-вывозу (принималась только на инкассо)11.
2. Платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в иностранной валюте. Данная группа валютных ценностей, в частности, охватывала дорожные чеки иностранных банков в свободно конвертируемой валюте; банковские чеки иностранных банков, выставленные на Внешторгбанк СССР; вкладные книжки граждан и организаций по вкладам, находящимся в иностранных банках и иных иностранныхучреждениях; аккредитивные поручения в инвалюте учреждений и организаций; переводы в инвалюте, как поступившие из-за границы, таки производимые за границу СССР; иностранные акции и облигации, а также купоны по ним; паи иностранных акционерных обществ и другие документы, свидетельствующие о вложении капитала12.
3. Банковские платежные документы в рублях (чеки идр.), приобретаемые за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту. К числу таковых документов, например, относились чеки Всесоюзного объединения «Внешпосылторг» единого образца в рублях достоинством в 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 250 и 500 рублей, изготовленные по технологии денежных знаков, и отрезные чеки Внешторгбанка СССР в рублях (выдавались экипажу и пассажирам судов загранплавания, выполняющих круизные рейсы)13.
4. Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий.
5. Природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней иломатакихизделий. По мнению Ю.В. Цветкова, остальные драгоценные камни (александриты,
бериллы, аквамарины, опалы, агаты, цирконы и др.) приобретают право быть валютной ценностью при совокупности двух непременных условий: 1) если они являются природными и 2) если они имеют бриллиантовую форму огранки14. Соответственно, искусственные алмазы, изумруды, сапфиры, рубины в перечень валютных ценностей не входили.
Из пунктов «а» и «г» статьи 1 Указа следовало, что любые изделия производственного и лабораторного назначения, полуфабрикаты и детали таковых, производственные отходы (опилки, стружка и т. п.), а также монеты из драгоценных металлов, за исключением монет, находящихся в обращении на территории СССР, являлись валютными ценностями. На это указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 года № 3 «О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях»15.
Подобная классификация валютных ценностей без каких бы то ни было изменений сохранилась и в Законе СССР от 1 марта 1991 года № 1982-1 «О валютном регулировании»16 (ст. 1).
Начало 1991 года было отмечено бурным развитием внутреннего валютного рынка. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка РФ в области валютного регулирования и обусловило совершенствование валютного законодательства. В этих целях был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»17, который расширил перечень ценных бумаг как объектов валютных ценностей, признавая таковыми «ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, — платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные отэмисси-онных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте».
Возражая против отнесения права требования к числу валютных ценностей, А.С. Селивановский справедливо полагал, что «в ряде ситуаций право требования передачи (предоставления) валютных ценностей обременено целым рядом оговорок, такими как: наступление определенных событий, выполнение оговоренных обязанностей и т. д. Учесть все подобные ситуации и определить, в каких случаях право требования следует считать валютной ценностью, а в каких нет, не представляется возможным»18.
В остальном все осталось без изменений — валютными ценностями, наряду с иностранной валютой, по-прежнему считались драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий) и природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты
Столповский Д.М. Генезис и эволюция понятия «валютные ценности» по законодательству СССР и Российской Федерации
Столповский Д.М. Генезис и эволюция понятия «валютные ценности» по законодательству СССР и Российской Федерации
в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).
Таким образом, по законодательству Союза ССР и раннему законодательству РФ в понятие валютных ценностей включались драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Подобное положение вызывало возражения ученых. В частности, А.С. Селивановский совершенно справедливо предлагал «сократить перечень валютных ценностей, исключив из него драгоценные металлы и драгоценные камни, так как с экономической точки зрения данные объекты фактически утратили платежные функции»19. Действительно, объем понятия «валютная ценность» должен ограничиваться объектами, выполняющими функции платежных средств в иностранных государствах. Это применимо в отношении иностранной валюты и ценных бумаг, которые связаны с получением иностранной валюты, но не может применяться в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, лишившихся функции мировых денег.
Данное понятие валютных ценностей просуществовало до 2004 года — момента вступления в силу Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»20. Закон был направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривал значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютныхопераций.
Существенной ревизии подверглись и основные понятия валютного законодательства. В частности, был в значительной степени подкорректирован перечень валютных ценностей. К таковым, согласно статье 1 закона, отнесены иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
При этом под иностранной валютой понимаются две различные по своей правовой природе группы имущества. Первая — это наличная иностранная валюта: банкноты, казначейские билеты, монеты, обладающие определенными признаками. К ней относятся денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки в том случае, если они подлежат обмену. Вторая группа имущества, отнесенного к иностранной валюте, — это средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, то есть иностранная валюта в безналичной форме.
Под внешними ценными бумагами закон понимает «ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам». По смыслу статьи 1 Закона таковыми являются любые ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты, выпущенные за пределами территории Российской
Федерации. Примером могут служить акции иностранных компаний, государственные казначейские обязательства иностранных государств, векселя с номиналом в иностранной валюте и т. п.
Подобное положение, исключающее драгоценные металлы и природные драгоценные камни из числа валютных ценностей, вполне обосновано, поскольку в статье 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» были расширены функции валютных ценностей: теперь они используются и в качестве средства платежа. Понятно, что подобная функция не может применяться в отношении драгоценных металлов и при-родныхдрагоценных камней. Соответственно, быть объектом валютных ценностей они не могут.
Проведенное исследование генезиса и эволюции понятия «валютные ценности» позволяет прийти к следующим выводам:
1. Эволюция понятия «валютные ценности» шла по пути снижения числа объектов, относимых законом к анализируемому понятию: в настоящее время круг таких объектов предельно конкретизирован и включает в себя иностранную валюту и ценные бумаги в иностранной валюте (внешние ценные бумаги).
2. Это обусловливалось расширением функционального назначения валютных ценностей, которые с 2004 года стали не только приобретаться и отчуждаться, но и использоваться в качестве средств платежа. Соответственно, драгоценные металлы, природные драгоценные камни и имущественные права (право требования), не способные выполнять функции платежного средства, были исключены из числа валютных ценностей.
3. Исходя из исторического опыта, можно сделать вывод, что содержание понятия «валютные ценности» менялось по мере развития экономики и валютно-кредитных отношений. Полагаем, что нынешнее понятие и содержание валютных ценностей максимально приближено к реалиям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, сущности и видам валютных операций, предусмотренных действующим законодательством, а потому в изменениях не нуждается.
Примечания
1. См.: ЦветковЮ.В. Законодательное совершенствование порядка обращения валютных ценностей на территории СССР // Правовые и общественно-экономические науки и борьба с хищениями социалистического имущества: Труды ГВШ МВД СССР. — Горький, 1977. — Вып. 8. — Ч. 1. — С. 88.
2. Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации: Дис... д-ра юрид. наук. — М., 2002. — С. 73.
3. Цветков Ю.В. Правовая характеристика незаконных валютных операций: Учебное пособие. — Горький, 1985. — С. 40.
4. Там же.
5. СУ РСФСР. — 1923. — № 15. — Ст. 189.
6. Сохранена оригинальная орфография законодателя.
7. СУ РСФСР. — 1923. — № 32. — Ст. 360.
8. СЗ СССР. — 1924. — № 17. — Ст. 159.
9. СЗ СССР. — 1925. — № 45. — Ст. 330.
10. Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 49. — Ст. 712.
11. Подробнее см.: Цветков Ю.В. Правовая характеристика незаконных валютных операций: Учебное пособие. — Горький, 1985. — С. 37.
12. См. там же. — С. 38—39.
13. См. там же. — С. 45.
14. См. там же.
15. Бюллетень Верховного Суда СССР. — 1980. — № 3.
16. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1991. — № 12. — Ст. 316.
17. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 45. — Ст. 2542.
18. Селивановский А.С. Проблемы совершенствования понятийного аппарата валютного законодательства: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2002. — С. 23—24.
19. Там же. — С. 25.
20. Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.
А.Н. Терешина
Терешина Алена Николаевна — преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского
филиала Московского гуманитарно-экономического института
E-mail: innamore2@rambler.ru
Территориальное распространение суда присяжных в России:
история и современность
В статье на основе методологии научной школы хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения проводится сравнение особенностей территориального распространения суда присяжных в Российской империи во второй половине XIX века и в Российской Федерации в конце XX — начале XXI века.
In article on the basis of methodology of scientific school of Chronodiscrete monogeographical comparative jurisprudence comparison of features of territorial distribution of a jury in the Russian empire in second half
XIX century and in the Russian Federation in the end of
XX — the beginning of XXI century is spent.
Суд присяжных дважды вводился в России: в 1864и 1993 годах. Приэтомс 1917 по 1993 год суда присяжных в нашей стране не существовало. Указанный временной разрыв в истории отечественного суда присяжных позволяет изучать этот институт в рамках методологии научного направления хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения1.
Естественно, в рамках одной статьи провести комплексное хронодискретное моногеографичес-кое сравнение невозможно. По этой причине мы сузим цель нашей работы до сравнения территориального распространения суда присяжных в Российской империи во второй половине XIX века и в Российской Федерации в конце XX — начале XXI века.
Как мы уже отметили ранее, суд присяжных в России вводился в 1864 и 1993 годах. Первый раз это было сделано Судебными уставами 20 ноября 1864 года, второй — Законом РФ от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”», Уголовно-про-
цессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».
Ни в первом, ни во втором случае не может идти речи об одновременном и повсеместном введении суда присяжных. В дореволюционный период в реальности суд присяжных так и не был введен во всех местностях Российской империи. Однако 1 июля 1899 года вышел указ о завершении Судебной реформы 1864 года2. Следовательно, 1 июля 1899 года нужно считать формальной датой окончания территориального распространения суда присяжных.
Акцентируем внимание на том, что 1899 год — только формальная дата, к которой может быть «привязано» окончание распространения суда присяжных в России. Фактически же суд присяжных продолжал вводиться в отдельных губерниях и в начале XX века. Так, Указом Сената от 13 февраля 1906 года суд присяжных заседателей был введен в Ставропольской, Черноморской губерниях и Кубанской области, а Указом Сената от 10 мая 1909 го-
Терешина А.Н. Территориальное распространение суда присяжных в России: история и современность