Научная статья на тему 'Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России'

Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / гражданственность / идеал гражданина / генезис / развитие / civil education / civilization / ideal of the citizen / genesis / development

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шупаев А. В.

Статья посвящена развитию гражданского воспитания в дореволюционной России с конца XVIII начала XX в. В статье рассматривается один из менее изученных вопросов в истории педагогики возникновение гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of development of civil education in рге-revolutionary Russia during the time period of the end of the 18th beginning of the 20th cen. It also considers one of the least investigated subjects in the history of pedagogy, i.e. the origination of civil education.

Текст научной работы на тему «Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России»

ГЕНЕЗИС ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Работа представлена кафедрой педагогики Орского гуманитарно-технологического института (фшиал)

Оренбургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Земцова

Статья посвящена развитию гражданского воспитания в дореволюционной России с конца XVIII - начала XX в. В статье рассматривается один из менее изученных вопросов в истории педагогики - возникновение гражданского воспитания.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, идеал гражданина, генезис, развитие.

The article deals with the issue of development of civil education in рге-revolutionary Russia during the time period of the end of the 18lh - beginning of the 20lh cen. It also considers one of the least investigated subjects in the history of pedagogy, i.e. the origination of civil education.

Key words: civil education, civilization, ideal of the citizen, genesis, development.

Исследование генезиса гражданского витие гражданско-воспитательной терми-

воспитания предполагает изучение раз- н°л°гии;в°зникн°вение и развитие пред-

личных аспектов данного процесса: раз- ставлений российской общественности об

I

!

I

I

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ_____________________________

идеале гражданина; становление гражданского воспитания как целенаправленного, специально организованного процесса.

Смысл понятий «гражданское воспитание», «гражданин», «гражданственность» изменялся в ходе социально-исторического развития российского общества. Ввиду этого термин «гражданское воспитание», употреблявшийся в начале XIX в.. не является полностью тождественным по своему значению «гражданскому воспитанию» в современной его трактовке. В настоящий момент под гражданским воспитанием понимают процесс формирования определенных качеств личности, которые позволяли бы ей быть сознательным и активным субъектом нравственно-политических и нравственно-правовых отношений. Функциональной и содержательной особенностью данного понятия с конца XVIII - до конца XIX в. являлось преимущественно противопоставление как духовному (церковному), так и военному воспитанию. Таким образом,термин «гражданское воспитание» до определенного момента имел другой смысл, отличавшийся от основной современной интерпретации этого словосочетания. Тем не менее многие представители российской общественности конца XVIII -XIX в. (А. Н. Радищев, А. Ф. Бестужев, Ф. М. Кречетов, В. В. Попугаев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и др.) указывали на необходимость, недостатки, особенности политического и правового просвещения, патриотического воспитания российской молодежи, т. е. на все то, что относится к сфере гражданского воспитания в современной его трактовке. В частности, Е. Р. Дашкова в второй половине XVIII в., критикуя воспитательные традиции прошлого, отмечала: «Сие воспитание едва воспитанием называться может: ибо должность гражданина и право естественное юношеству было не известно» . А в первой половине XIX в. В. В. Попугаев высказывал мысль о том, что основной целью просвещения должно являться формирование

политической грамотности граждан2. Таким образом, очевидно, что проблема развития гражданственности личности была в дореволюционной России актуальной. Но сам процесс формирования гражданских качеств личности не обозначался каким-либо специальным термином (каким на сегодняшний день является «гражданское воспитание»). С конца XVIII - до конца XIX в. проблема формирования гражданских качеств личности рассматривалась российской интеллигенцией в контексте нравственного воспитания, как одна из важнейших его задач. Именно поэтому между понятием «гражданское воспитание» и процессом формирования гражданских качеств личности в дореволюционной педагогике указанного периода не наблюдалось взаимосвязи.

В конце XIX - начале XX в. изменяется приоритетность функциональной стороны понятия «гражданское воспитание»: от противопоставления церковному и военному воспитанию до определения особого процесса формирования социально-нравственных качеств личности.

Генезис понятия «гражданское воспитание» и эволюция его содержания были обусловлены развитием в обществе представлений о сущности гражданина. Во второй половине XVIII в. большую популярность в среде российской общественности приобрела идея об идеале гражданина, которая постепенно проникала и в педагогическую сферу. В основе развития данной идеи лежали общие представления отечественной интеллигенции конца XVIII в. о гражданине как социально-нравственном идеале личности: А. Н. Радищева («Беседа о том, что есть сын Отечества»), И. П. Тургенева («Кто может быть добрым гражданином и верным подданным?»), И. П. Пнина («Гражданин») и др. Особенностью этих представлений являлось то, что гражданский облик личности идеализировался преимущественно с нравственной стороны и часто в отчуждении от политико-правового аспекта. Види-

мо, по этой причине формирование гражданских качеств личности рассматривалось и осуществлялось в отечественной педагогике до второй половины XIX в. в рамках нравственного воспитания.

Свое влияние на развитие гражданского воспитания оказали представления о гражданственности лиц женского пола, отраженные в общественном мнении, которые сводились преимущественно к признанию социальной активности женщины, не выходящей за рамки ее статуса матери и жены. Такая идея прослеживается у многих педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей рассматриваемого периода (Н. И. Новиков, Н. В. Шелгунов, Н. В. Г оголь, Н. И. Пирогов и др.). Разные статусы мужчины и женщины в дореволюционном российском обществе, ставшие причиной дифференциации идеала гражданина по половому принципу, обусловили разделение содержания гражданского воспитания для юношей и девушек. Идеи о гражданском воспитании представительниц женского пола нашли отражение в творчестве А. Ф. Бестужева, А. А. Прокопович-Антонского, И. Ф. Богдановича, М. М. Михайлова и др.

Развернувшиеся со второй половины XIX в. в российском обществе споры об идеале гражданина как хранителе социально-политического порядка и борце за общественный прогресс находили свое место в педагогической сфере. В частности, Н. В. Шелгунов был убежден в том, что воспитание борца за прогресс и воспитание гражданина - это один и тот же процесс. «Если мы разовьем в своих детях, - отмечал мыслитель, - все средства для верного наблюдения, верной оценки и верного вывода, мы выпустим их в жизнь во всеоружии средств для борьбы с тем вековым злом, противоположная сторона которого зовется прогрессом. Если вы воспитаете

* 3

такого борца - вы создадите гражданина» . Совершенно противоположной точки зрения придерживался министр народного просвещения С. С. Уваров, который в сво-

ем отчете писал императору Николаю I: «В царствовании Вашего Величества главная задача по министерству народного просвещения в том, чтобы... усвоить развитие умов потребностям государства, обеспечить, сколько дано человеческому размышлению, будущее в настоящем» .

Консерватизм С. С. Уварова нашел свое выражение в так называемой теории официальной народности, принципы которой (православие, самодержавие, народность) стали основой концепции воспитания российской молодежи. Именно триединая формула С. С. Уварова «православие, самодержавие, народность» легла в основу генезиса идеологизированного целенаправленного гражданского воспитания в России. Хотя становление самого гражданского воспитания как целенаправленного специально организованного процесса приходится еще на вторую половину XVIII в. Оно было обусловлено рядом причин: во-первых, формирование в России с начала XVIII в. чиновничье-бюрократического аппарата требовало подготовки людей, способных разбираться в гражданских делах. Для этого необходимо было политическое и правовое образование молодых людей из дворянского рода. Во-вторых, в соответствии с политикой просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в. в образовательной сфере появляется идея воспитать «новую породу людей», преданных монархическому строю. В-третьих, планы правительства сделать российское общество гражданским порождали необходимость формирования правовой грамотности у населения. Но конкретную идеологическую направленность гражданское воспитание приобрело со второй четверти XIX в., в соответствии с которой и осуществлялась деятельность образовательных учреждений в России вплоть до 1917 г. Подтверждение этому находим в различных документах, касающихся сферы образования. В частности, в «Отчете о состоянии и деятельности Оренбургского учительского института за

1893-1894 гг.» отмечалось, что «со стороны учебно-воспитательного персонала употреблялись прежде всего все средства к тому, чтобы воспитание учащихся велось в истинно-религиозном и патриотическом духе, преданности Церкви, Государю и отечеству, своему народу, в духе полного уважения к его прошлому и веры в его будущее» . А в октябре 1911 г. от Министерства народного просвещения директорам и инспекторам народных училищ поступило указание осуществлять учебно-воспитательную работу «в полном согласии ея с задачами государственной жизни и в духе родных традиций русского народа, искони

хранящего заветы веры и преданности пре-6

столу и отечеству» .

Возникновение же самой концепции гражданского воспитания «православие,

ПРИМЕЧАНИЯ •

1 Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // Антология педагогической мысли России XVIII в. /

Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. С. 283.

2

Попугаев В. В. О просвещении народном и оного следствиях // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 88.

3

Шелгунов Н. В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: мысли о воспитании. 5-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 206.

А

Уваров С. С. Отчет «Десятилетие Министерства народного просвещения, 1833- 1843» // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. III: Политическая мысль в России: Х - первая половина XIX в. / Нац. обществ.-науч. фонд Акад. полит, науки; Руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др. М.: Мысль, 1997. С. 683-684.

Отчет о состоянии и деятельности Оренбургского учительского института за 1893-1894 гг. Г. Изд. 1894. С. 15.

'Вестник Оренбургского учебного округа. 1912. № 1. С. 30-31.

самодержавие, народность» было обусловлено распространением среди российской молодежи западных либеральных и революционных идей и, как следствие, нарастанием темпов развития стихийного гражданского воспитания в направлении от формирования определенной гражданской позиции к развитию гражданской активности, одним из проявлений которой явилось декабристское восстание 1825 г.

Таким образом, генезис целенаправленного гражданского воспитания был детерминирован социокультурными условиями развития дореволюционного российского общества в конце XVIII - начале XX в., быстрыми темпами развития стихийного гражданского воспитания, результаты которого не удовлетворяли консервативно настроенное правительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.