Научная статья на тему 'Генезис форм и содержания деятельности органов студенческого самоуправления в вузах России в пореформенный период (1860-1917 гг. )'

Генезис форм и содержания деятельности органов студенческого самоуправления в вузах России в пореформенный период (1860-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЯЧЕСТВО / КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ / MUTUAL AID OFFICE / ФОРМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE FORMS OF STUDENT GOVERNMENT / СТУДЕНЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STUDENT ORGANIZATIONS / TOWN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Светлана Сергеевна

В статье раскрываются основные формы студенческого самоуправления, характерные для всех вузов России в изучаемый период, такие, как землячества, научные общества, кассы взаимопомощи и др. Обозначены их основные цели и содержание деятельности. На основе анализа монографий С. П. Мельгунова, В. М. Пирушкевича, Г. Энгеля и В. Горохова выявлены факторы, способствующие возникновению тех или иных форм самоуправления, а также их генезису. Определена роль государства в возникновении этих форм. Приведена классификация современных форм студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of form and content of the activities of the students'' self-government in higher education institutions in Russia reform period (1860-1917)

The article described the basic forms of student self-government to all universities in Russia in the period studied, such as the town, the scientific community, the mutual fund, etc. Their main objectives and content of activities are identified. Based on an analysis of monographs S.P. Melgunova, V.M. Pirushkevicha, G.. Etelya and V. Gorokhova factors contributing to the emergence of various forms of government, as well as their genesis are identified. The role of the state in the emergence of these forms is determined. A classification of contemporary forms of student self-government is quoted.

Текст научной работы на тему «Генезис форм и содержания деятельности органов студенческого самоуправления в вузах России в пореформенный период (1860-1917 гг. )»

С. С. Петрова

Генезис форм и содержания деятельности органов

СТУДЕНЧЕСКОГО

самоуправления в вузах россии в пореформенный период

(1860-1917 гг.)

УДК 378

ББК 74.58

в статье раскрываются основные формы студенческого самоуправления, характерные для всех вузов России в изучаемый период, такие, как землячества, научные общества, кассы взаимопомощи и др. обозначены их основные цели и содержание деятельности. на основе анализа монографий с. п. Мельгунова, в. М. пирушкевича, г. Энгеля и в. Горохова выявлены факторы, способствующие возникновению тех или иных форм самоуправления, а также их генезису. Определена роль государства в возникновении этих форм. Приведена классификация современных форм студенческого самоуправления.

Ключевые слова: землячество; касса взаимопомощи; формы студенческого самоуправления; студенческая организация.

S. S. Petrova

(Genesis of form and content of the

ACTIVITIES OF THE STUDENTS' SELF-GOVERNMENT

IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN RUSSIA

REFORM PERIOD (1860-1917)

The article described the basic forms of student self-government to all universities in Russia in the period studied, such as the

munity, the mutual fund, etc. Their main objectives and content of activities are identified. Based on an analysis of monographs S.P. Melgunova, V.M. Pirushkevicha, G.. Etelya and V. Gorokhova factors contributing to the emergence of various forms of government, as well as their genesis are identified. The role of the state in the emergence of these forms is determined. A classification of contemporary forms of student self-government is quoted.

Key words: town; mutual aid office; the forms of student government; student organizations.

В связи с постоянными запретами и ограничениями, выставляемыми правительством к возникновению студенческих организаций в России конца XIX — начала XX в. история их образования и развития занимает относительно небольшой отрезок времени. Традиции студенческого самоуправления получили развитие в высшей школе дореволюционной России, начиная с образования в 1755 г. Московского университета. Тенденции самоуправления и демократии в вузах дореволюционной России претерпевали изменения вплоть до полного исчезновения, в зависимости от изменения государственной политики в сторону авторитаризма.

Исследование российских университетов показало, что демократические принципы организации студенческого самоуправления были аналогичны во всех вузах. Это управление и контроль со стороны студентов над всеми сферами жизни университетов, включая академическую; принятие решений общим собранием студентов; наличие выборных органов исполнительной власти; возможность ротации избранных в органы управления; обязательное подчинение всех членов студенческого сообщества решениям, принятым на общем собрании и т. д.

[5. С. 24].

Первые студенческие организации в России возникли во второй половине XVIII века и представляли собой объединения научно-учебного и научно-театрального характера. Примером такой организации может

служить объединение под названием «Собрание университетских питомцев для упражнения в сочинениях и переводах», открытое в 1781 году при Московском университете профессором философии И. Г. Шварцем. Целью этого объединения было «доставление обучающемуся юношеству таких средств, по которым они могли не только успевать в науках, но и жить по правилам благонравия» [5. С. 24].

В историческом плане прообразом современных студенческих организаций были «студенческие землячества конца XIX века, организованные на паевых кооперативных началах» [Там же. С. 24]. Однако С. Ф. Спешков относит возникновение землячеств, которые он называет «первоначальной формой студенческих организаций» к концу 50-х гг., исключение составляют организации Дерптского университета [8]. Землячества не только создавали благоприятные условия для жизни и быта студенческой молодежи, но и в условиях политизации российского общества проводили в студенческую среду прогрессивные общественные идеи и настроения. Как отмечает С. Н. Кулинина, в землячествах у студенческой молодежи формировалось чувство взаимной солидарности и ответственности, стремление быть полезным своему народу. Через землячества устанавливались неформальные связи между провинциальной и столичной интеллигенцией, в провинцию попадали новинки общественно-политической и научной литературы. В землячествах действовал негласный кодекс чести, предполагавший приоритет общественных интере-

сов над индивидуальными и строгий товарищеский суд [5. С. 25].

Со сменой курса правительства в университетах поменялось и положение студенческих организаций: они закрывались во времена реакции и оживали во времена «реформ». В середине 80-х гг. происходит превращение студенческих научных обществ в нелегальные студенческие организации, что было связано с большим притоком в образование разночинцев, «людей совершенно необеспеченных» [8]. Короткая «оттепель» с 1856 г. завершилась для студенческих организаций полным крахом: устав 1863 г. не допускал корпоративного устройства студенческой жизни. Университеты получили профессорскую автономию, но студенты не получили корпоративного устройства. Период 1865 — 1882 гг. можно назвать периодом затишья в студенческих организациях. В эти годы вся политика правительства по отношению к студенческим организациям носила характер запретительный, Устав 1884 г. еще более резко высказался об участии студентов в каких-либо тайных обществах и кружках. Отличительной же чертой 80-х гг. было существование нелегальных студенческих организаций. «80-е годы и последующее время являются периодом господства негласных форм студенческих организаций — землячеств с их библиотеками, кассами, беседами и т. д.; это было время образования никому неизвестных кружков самообразования» [4. С. 62]. Такое положение становится характерным для всех русских университетов.

На протяжении всего XIX века

страх перед студенческими организациями господствовал в правительственных кругах, поскольку именно они стояли во главе студенческих беспорядков. В циркуляре Министерства народного просвещения отмечается, что ради «установления желательного общения между студентами и педагогическим составом вузов» рекомендуется «учреждение, под непременным ответственным руководством профессоров, научных и литературных студенческих кружков или обществ, в заседаниях которых могут обсуждаться или читаться студенческие рефераты по научным и литературным вопросам» [7. С. 46]. После бурного студенческого оживления 1855 — 1861 гг. студенческие организации были запрещены.

И только в 1882 г. в вузах с разрешения университетского совета разрешают создавать общества, печатая их Уставы, например, «Устав студенческого научно-литературного общества» СПБУ [7. С. 47]. Это научно-литературное общество просуществовало до 1887 г. при ректоре СПБУ И. Е. Андреевском и занималось исключительно научными работами: содействовало научным и литературным занятиям студентов, устраивая научные рефераты и литературные чтения, составляя переводы иностранных научных сочинений и издавая их в виде сборников или отдельных брошюр лучших студенческих диссертаций и научно-литературных статей.

Период 80-90-х гг. можно назвать периодом наиболее сильного влияния землячеств, самых распространенных и популярных студенчес-

ких организаций в российских вузах. В эти годы «...борьба за автономию проходит красной нитью через всю историю русских университетов». Для студентов борьба эта выражалась, прежде всего, в борьбе за студенческий корпоративный строй, студенческим организациям отводится первая роль в университетской жизни, и история студенческих организаций сводится к истории землячеств. Тот факт, что землячества в 80-е гг. дают о себе знать и приобретают большую силу, подтверждается и в работе А. И. Георгиевского при описании событий в университетах в 1887 г. [3. С. 162].

В каждом землячестве был свой председатель и судьи. «Председатели всех землячеств составляют депутатские собрания, а выборные от каждого землячества члены — общий студенческий суд. Главным источником средств землячеств были вечера, устраиваемые ими негласно, или с ведома, но без прямого разрешения полиции» [3. С. 162]. Такую же организацию имели землячества и в других университетских городах. В 1884—1886 гг. в Москве существовал студенческий союз землячеств, который всецело превратился в общество взаимопомощи; впоследствии союз организовал кружки саморазвития, где устраивал доклады о крестьянской реформе, о неудовлетворительном состоянии гимназий и университетов и по многим другим вопросам. Учредительные собрания землячеств 1884—1886 гг. сосредоточивали деятельность союзов на финансовой стороне, превращаясь в общества взаимного кредита. Союзы состояли только из землячеств, сохра-

нивших полную внутреннюю автономию.

Волнения 1887 и 1889 гг. сплотили студенчество. С 90-х гг. наступает период расцвета деятельности землячеств и союзного совета, имеющего исключительно академическую направленность. Создается крепкая сплоченная организация, выдвинувшая на первый план своей деятельности, с одной стороны, руководство общестуденческими делами и с другой — повышение умственного и нравственного уровня студентов. С. П. Мельгунов приводит выдержку из Устава союза, который определяет его деятельность: устройство кружков саморазвития, библиотек с систематическим подбором книг, научных кружков с участием профессоров и студентов, корпоративного студенческого суда и организации материальной взаимопомощи (касса, бюро, регулирование стипендий и пособий), борьба с действующим уставом для достижения свободы академической жизни, изучения и преподавания, более свободного доступа университетского самоуправления к высшему образованию. В рамках союза землячеств существовали комиссии, а центральным органом являлся союзный совет, составленный из представителей всех землячеств, кроме того действовали и специальные курсовые организации. Союз землячеств объединял малую часть студентов, «большинство же неорганизованная толпа не только не принимает никакого участия в общем деле, но и тормозит его: поэтому, чтобы заставить всех студентов принимать участие хоть в некоторой

части всех дел, необходима была такая организация, которая охватывала бы все студенчество и предоставляла возможность открыто высказывать общее мнение и направление студенчества перед правящими университетскими сферами и даже перед обществом» [4. С. 43].

Такие задачи взяли на себя курсовые организации, которые представляли собой комиссии курсовых старост, заботившиеся о материальной взаимопомощи, через эту комиссию шли все прошения относительно стипендий, льгот, платы за слушание лекций и т. д. С. П. Мельгунов делает вывод, что в университете создается сложная, но стройная студенческая организация, которой суждено было руководить университетскими делами в 90-х гг.

II съезд землячеств в 1894 г. провозгласил «мирный, возможно легальный» образ действий, совершенно устранив политику из университетской жизни. Студенческие организации получили доминирующее влияние в университетской жизни, но при этом в целом для университета была характерна инертность студенческой массы в период начала деятельности землячеств.

С середины 90-х гг. начинается расцвет деятельности студенческих организаций. Огромное влияние деятельности землячеств на студенческую жизнь и подъем общественного самосознания в эти годы больше всего сказалось на развитии чувства товарищества, солидарности, в стремлении объединяться на университетской скамье, на почве общих интересов: «...

мы видим, что в студенческой среде господствовал определенный взгляд, что судьбы университета всецело зависят от общеполитических условий в стране. Это сознание влечет наиболее мыслящую часть студенчества к участию в политической жизни и роковым образом превращает университет в орудие политической борьбы» [4. С.

96].

Неизбежным следствием выдвижения политических лозунгов борьбы должен был стать раскол начавшего сплачиваться студенчества. В конце 90-х гг. «революционное направление становится преобладающим среди организованного студенчества..., академические цели стушевывались перед жгучими вопросами момента., землячества, занимаясь организацией материальной и духовной взаимопомощи — органы всего студенчества, могли быть только беспартийными. При новом характере университетской жизни, когда на первый план были выдвинуты политические интересы, сохранить беспартийность было невозможно» [4. С. 102].

С. Ф. Спешков приходит к выводу, что «к концу 1901 — началу 1902 г. все вузы России имели крепко сплоченные студенческие нелегальные организации с политическими задачами и с попытками образовать общую всероссийскую центральную организацию или всероссийский съезд» [8. С. 16]. Но активное участие в деятельности организаций принимало не более 1/3 студенчества, остальные же «по слабости своей воли пассивно подчинялись распоряжениям организаций», и только незначительная

часть вставала в оппозицию к этим организациям.

Не будучи разрешены официально властями, землячества вынуждены были существовать тайно и вести конспиративную жизнь. Возникновение же землячеств вполне понятно: из стремления молодежи к материальной взаимопомощи и поддержке в условиях тяжелого материального положения, оторванных от родных и часто не имеющих средств к жизни, а также из попятного в юношеском возрасте стремления к товарищескому общению. Но в силу ненормальных условий в университетах землячества из-за своей конспиративности рано или поздно должны были получить направление антиакадемическое, а затем в отдельных случаях и противоправительственное» [8]. На первом этапе своего существования в студенческих организациях господствовали цели взаимопомощи, вытекающие из коренных потребностей студенческого быта, и преследовались цели самообразования; на втором этапе своего развития проявилось стремление оказывать давление на университетские власти и забрать в свои руки всевозможные университетские дела.

Еще одним видом студенческих организаций к 1899 г. стали Кассы взаимопомощи студентов. Но эти организации не могли выполнять роль руководителя движения. К моменту волнений Кассы взаимопомощи насчитывали от 250 до 500 членов. Всеми делами Кассы распоряжался кассир, и политического характера эта организация не носила. Организационный комитет, сложившийся в результате

движения 1899 г., вышел из Кассы, а впоследствии Касса трансформировалась в целую серию небольших организаций, уже строго политической ориентации и разделенной по партийному принципу [11. С. 87].

В формате студенческого движения в начале XX века в России появляются новые типы студенческих объединений, обладающие значительным педагогическим потенциалом и решающие важные воспитательные, развивающие, образовательные и организационные и задачи. Примером такой организации является студенческая корпорация «Труд и Надежда», учрежденная в 1903 году с разрешения Министерства народного просвещения в Томском технологическом институте. Объединение ставило своей задачей «содействовать развитию здорового товарищеского общения и упрочения дружеских связей между ее членами на началах укрепления в них любви к науке, уважения к законности, духа порядочности и честного образа мысли» [5. С. 25].

На смену циркуляру Боголепова о задачах вновь учреждаемых обществ пришли «Временные правила организации студенческих учреждений», согласно которым начальству вузов предоставлялось по ходатайству студенчества разрешать открытие студенческих кружков для научно-литературных занятий, кружков для занятий искусствами, ремеслами и физическими упражнениями, а равно студенческих столовых, чайных, касс взаимопомощи, ссудосберегательных, вспомоществования, попечительств с целью приискания занятий для не-

достаточных студентов, библиотек и читален.

Негласное существование студенческих организаций приводило к складыванию в студенческой среде корпоративного духа, передаваемого из поколения в поколение студентами. Принцип организации всех обществ был един: заведовало делами общества выборное студенческое бюро под председательством члена педагогического персонала, в состав членов общества могли входить не только студенты, но и все лица, причастные к университету, помимо устройства заседаний с чтением и дебатами по рефератам, общества могли организовывать экскурсии, библиотеки, читальни, издавать периодические сборники и т. п. В. М. Пуришкевич отмечает, что перечисленные организации признавали целью студенчества науку, а отнюдь не политику. Нарабатывая опыт общественной деятельности и формируя себя как субъекта реальной академической и социальной политики, российское студенчество конца XIX — начала XX века с большой активностью продолжало развивать различные формы самодеятельности

[5. С. 26].

Анализ истории высшей школы позволяет выявить детерминированность развития демократических тенденций студенческого самоуправления законами социальной диалектики. В советское время началось возрождение студенческого самоуправления: были созданы такие неполитизиро-ванные студенческие органы, как общее собрание студентов вуза и совет старост. Представители студенчества

вошли в состав президиумов вузов и советы факультетов с правом решающего голоса. Предпринятые меры позволили привлечь студенческие коллективы к перестройке учебного процесса в вузах страны, добиться консолидации студенческой молодежи, продолжившей обучение, способствовали перестройке системы высшего образования.

Субъектами студенческого самоуправления сегодня выступают студенческие коллективы (объединения), созданные в группе, на факультете (межфакультетские), в вузе (межвузовские), в муниципальном образовании, на уровне субъекта Российской Федерации, на федеральном уровне.

На основе анализа практики студенческого самоуправления на уровне учебной группы, факультета и образовательного учреждения в настоящее врсемя в качестве наиболее эффективных можно выделить следующие его формы:

1. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

2. Общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением.

3. Профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним

соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально значимых программ и поддержкой инициатив студенческой молодежи.

4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т. д.) [9].

Высшим органом студенческого самоуправления является студенческое собрание (конференция студентов), которое имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива. В целях демократизации системы управления учебным заведением и соблюдения прав обучающихся в состав Ученого Совета (Совета) образовательного учреждения входят представители студентов [10].

На уровне субъекта Российской Федерации, где статус органа студенческого самоуправления должен определяться договором с Российским Союзом ректоров, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возможны следующие его формы:

1. Региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций).

2. Координационный студенчес-

кий орган (совет), который может быть:

— самостоятельным объединением;

— объединением при органе законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— объединением при общественной организации (ассоциации организаций).

3. Координационный студенческий совет создается на принципах равного представительства от учебных заведений, координации действий всех членов совета и невмешательства в их внутренние дела [2].

На всероссийском уровне возможной формой студенческого самоуправления может стать координационный орган, созданный при Министерстве образования Российской Федерации. В его состав могут входить представители общероссийских и межрегиональных студенческих общественных объединений, Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений и др.

Сочетание форм органов студенческого самоуправления на трех уровнях помогает найти оптимальные механизмы и пути решения проблем студентов силами самих студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках учебных заведений, но и за их пределами, повышать роль и значимость студенческого мнения, студенческих инициатив в России.

Таким образом, существующие в конце XIX — начале XX в. студенческие объедиения, такие, как кассы взаимопомощи, землячества, научные общества, бюро по различным видам

студенческой жизни и др. трансформировались как по форме организации, так и по характеру деятельности. Студенческие научные общества и земляческие организации изменили свою структуру, сохранив за собой те же функции. Кассы взаимопомощи разделились по видам деятельности на профсоюзные организации и студенческие советы. Бюро, студенческие столовые, читальни исчезли совсем или прикрепились к более крупным

организациям, например, студенческим советам, утратив оригинальное название, но сохранив содержание деятельности. На современном этапе также происходит изменение форм, характера и содержания деятельности органов студенческого самоуправления. Но можно с уверенностью утверждать, что они продолжают оставаться средством организации социально-воспитательной среды вуза.

Список

1. Загайтова, Л. Я. Студенческое самоуправление как основа расширения демократии в высшей школе : автореф. канд. пед. наук. — Воронеж: ВГАУ, 1990. — 17 с.

2. II Всероссийский форум студентов // Материалы форума. — Томск, 2004. - 213 с.

3. Георгиевский, А. И. Краткий исторический очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков / А. И. Георгиевский. — СПб, тип. В. С. Балашева, 1890. — 302 с.

4. Мельгунов, С. П. Из истории студенческих обществ в русских университетах / С. П. Мельгунов. — М. : Изд. «Свободная Россия», 1904. — 71 с.

5. Певзнер, В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: диссертация на соискание ученой степени к.п.н. / В. М. Певзнер. — Великий Новгород, НГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. — 182 с.

6. Петухов, Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет в последний период своего 100-летнего

литературы

существования (1865—1902) / Е. В. Петухов — СПб. : Тип. К. Матиссена, 1906.

— 13 с.

7. Рудаков, В. Е. Студенческие научные общества (Исторический очерк) / В. Е. Рудаков // Исторический Вестник.

— 1899. — № 12. — с. 47.

8. Спешков, С. Ф. 3аписка, составленная по поручению министра народного просвещения членом Совета т. С. Спеш-ковым о различных организациях среди учащихся и учащих в различных учебных заведениях МНП / С. Ф. Спешков. — СПб, 1908. — 18 с.

9. Студенческое самоуправление: нужно ли тебе это! / С. Ю. Кондратьев, О. А. Рожнов, В. П. Селин, И. С. Фатов, — Москва, Общероссийская организация «Российский союз молодежи»,

— 2006.— 24 с.

10. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»,

N 273-ФЗ от 29.12.2012.

11. Энгель Г. Из истории студенческого движения. 1899—1906 / Г. Энгель, В. Горохов. — М. : Издание В. К. Сердаковского, 1908. — 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.