Научная статья на тему 'Генезис административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования'

Генезис административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ческидова С. А.

Представлен исторический ракурс становления и формирования административно-деликтного производства в таможенном законодательстве России. Отмечается положительная последовательная тенденция развития данного производства, что позволило законодателю воплотить процессуальную регламентацию административно-деликтного производства в действующем законодательстве об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF ADMINISTRATIVE TORT PROCEEDINGS IN THE FIELD OF CUSTOMS REGULATION

The paper gives a historical perspective on the development of administrative and tort proceedings in the customs legislation of Russia. The author notes a consistent positive trend in the development of such proceedings that has enabled the legislator to incorporate the rules of procedure of administrative tort proceedings in the current legislation on administrative offences.

Текст научной работы на тему «Генезис административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 3, с. 181-1835

181

УДК 342.9

ГЕНЕЗИС АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© 2017 г. С.А. Ческидова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Челябинск

[email protected]

Поступила в редакцию 01.03.2017

Представлен исторический ракурс становления и формирования административно-деликтного производства в таможенном законодательстве России. Отмечается положительная последовательная тенденция развития данного производства, что позволило законодателю воплотить процессуальную регламентацию административно-деликтного производства в действующем законодательстве об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административно-деликтное производство, таможенное регулирование, таможенное законодательство, исторический ракурс.

Вопросы зарождения и последующего становления административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования неразрывно связаны с развитием в нашей стране таможенного дела.

По мнению исследователей, таможенное дело в России зарождалось более 1000 лет назад [1]. Возникновение таможенного дела приходится на 988-989 годы, когда в Киевской Руси начали взимать денежные сборы и пошлины [2]. Со временем суммы сборов возрастали, порядок взимания сборов усложнялся, что вызвало потребность в формировании в России института штрафов.

Впоследствии на формирование таможенного дела оказало влияние Соборное Уложение 1649 года [3]. В этом документе впервые были закреплены полномочия таможенных органов по осуществлению контроля за перемещением предметов через таможенную границу [4]. Порядок ввоза предметов усложнялся, что, в свою очередь, привело к появлению такого явления, как контрабанда [5].

Зарождающиеся основы административно-деликтного производства в нормативных актах XII века прослеживаются в Новоторговом уставе 1667 года [6]. К их числу относятся полномочия воевод по борьбе с контрабандистами и девиантами.

Таможенное дело в России развивалось в медленном темпе, однако последовательно. В начале XIX века отличительной чертой таможенных органов стало выполнение таможенными органами не только фискальных полномочий, но и правоохранительных. В указанный период таможенная служба получила свое нормативное определение [7]. Отдельные признаки

административно-деликтного производства можно увидеть в Таможенном уставе 1910 года [8]. В данном правовом акте было дано определение термина контрабанды, введены меры ответственности за контрабанду и условия, освобождающие от ответственности, установлен порядок рассмотрения, пересмотра и исполнения дел о контрабанде.

В начале XX века таможенному законодательству была присуща стагнация, что обусловлено фактическим отсутствием таможенной деятельности.

В дальнейшем историю становления адми-нистративно-деликтного производства в российском законодательстве продолжил Таможенный Устав СССР 1924 года [9]. Названным документом был определен перечень мер административного принуждения, таких как: доставление, задержание, опись и оценка товаров, досмотр. Упорядочиваются виды доказательств, порядок их сбора, вводятся категории подведомственности дел, сроков и порядка оспаривания актов таможенных органов.

Первый кодекс, ставший фундаментом ад-министративно-деликтного производства, появился в 1928 году [10]. Таможенный кодекс СССР 1928 года стал первым документом, определяющим условия, при которых исключалась ответственность лиц. Например, от наказания освобождалось лицо, которое не знало или не могло знать о том, что выявленная у него вещь является контрабандной. Кодекс стал первым документом, который ввел ответственность одновременно нескольких лиц за одно и то же нарушение. Проиллюстрировать это понятие можно на следующем примере: в случае когда имущество, являющееся контрабандой, было

182

С.А. Ческидова

найдено у предприятия, штраф взимался с работников такого юридического лица, но если последние не исполняли наложенное на них наказание, штраф взимался за счет имущества юридического лица.

Последующую реновацию правовых норм можно проследить с появлением Таможенного кодекса СССР 1964 года [11]. Данный правовой акт закрепляет обновленный перечень деликтов в сфере таможенного регулирования; устанавливает сроки давности привлечения к ответственности. Так, постановление таможенного органа о назначении штрафа не может быть вынесено позднее двух месяцев; постановление о взыскании стоимости предметов контрабанды -не позднее трех лет.

Третья кодификация таможенного законодательства ознаменовалась принятием в 1991 году Таможенного кодекса СССР [12, 13]. Особое внимание в нормативном акте было уделено процессуальной части. Деликты в сфере нарушения таможенных правил были постатейно упорядочены. К числу делинквентов стали относиться не только физические, но и юридические лица. Производство по делам о нарушении таможенных правил было четко регламентировано и нормативно зафиксировано. Например, изменениям были подвергнуты положения, касающиеся разбирательства дел об административных правонарушениях; определено, каким образом должен оформляться протокол о нарушении таможенных правил; установлены сроки наложения штрафов и вынесения предупреждений, а также порядок освобождения от административной ответственности по причине малозначительности правонарушения. Еще более увеличился перечень мер обеспечения производства, к которым кодекс отнес: административное задержание; истребование предметов и документов; оценку изъятых предметов; назначение экспертизы; проведение проверки отдельных сторон деятельности предприятий и организаций и др.

Обновление таможенного законодательства продолжилось в 1993 году с принятием Таможенного кодекса РФ [14]. Положения кодекса, определяющие административно-деликтное производство в сфере таможенного регулирования, оказались более проработанными, в отличие от норм административного законодательства [15]. Статьи кодекса, посвященные производству по делам о нарушении таможенных правил, были подвергнуты детальной регламентации.

В июле 2002 года вступил в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). С этого времени положения Таможенного кодекса 1993 года (раздел X, главы 38-51), посвященные про-

изводству по делам о нарушении таможенных правил, были отменены. Порядок и условия производства по делам о нарушении таможенных правил с 2002 года определяются КоАП РФ.

В этой связи вступивший в действие с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации не содержал ни видов нарушений таможенных правил, ни правил, определяющих порядок производства по таким делам.

К этому времени уже функционировал Таможенный союз государств-участников: России, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики [16], который обозначил курс на разработку новых правовых документов, составляющих юридическую основу союза. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза изменению подверглось и таможенное законодательство в нашей стране. В России в 2010 году был принят Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [17], который, соответственно, не содержал процессуальных норм, регулирующих порядок адми-нистративно-деликтного производства.

Проанализировав историю зарождения и формирования административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования, нельзя не увидеть, что указанный правовой институт развивался поэтапно.

Производство по делам о нарушении таможенных правил возникает и развивается с начала XVII века. Определяются юрисдикционные полномочия таможенных органов. С течением времени перманентные обновления таможенного законодательства, соответственно, приводят к количественным и качественным изменениям мер административного принуждения, осуществляемых таможенными органами. В XXI веке происходит инкорпорация административно-деликтного производства из таможенного законодательства в законодательство об административных правонарушениях. При этом действующий до настоящего времени КоАП РФ включил в себя не только различные виды административных правонарушений, в том числе таможенные правонарушения, но и процессуальные положения, регламентирующие осуществление производства как в административном, так и в судебном порядке. Представляется, что такая ситуация создает предпосылки для внесения многочисленных корректив с целью упорядочения процессуальной составляющей кодекса, что и происходит в настоящее время.

Генезис административно-деликтного производства в сфере таможенного регулирования 183

Список литературы

1. Карташов Г.А. Основы таможенного дела. Курс лекций. Н. Новгород, 1998. С. 123.

2. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учеб.-практ. пособие. М.: МЦФЭР, 2005. С. 19.

3. Соборное Уложение 1649 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.

4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: академ. курс: В 2 т. М.: Изд-во НОРМА, 2003. Т. 1. С. 337.

5. Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 17.

6. Новоторговый устав 1667 года // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958.

7. Таможенный устав 1904 года // Свод законов Российской Империи. 1904. Т. 6. Ст. 1.

8. Таможенный устав 1910 г. // Свод Законов Российской Империи. Устав Таможенный. Санкт-Петербургъ. Т. 6. Издание 1910 года. Ст. 2.

9. Таможенный Устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. 1925. № 5. Ст. 53.

10. Таможенный кодекс СССР от 19 декабря 1928 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-

Крестьянского Правительства СССР. 1929. № 1 (Отдел первый). Ст. 2.

11. Таможенный кодекс 1964 г. (Утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 20. Ст. 242.

12. Таможенный кодекс СССР 1991 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 17. Ст. 484.

13. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

14. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1 (с посл. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.

15. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2. С. 120.

16. Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях // Бюллетень развития интеграции. 1996. № 1. С. 6-13.

17. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.

THE GENESIS OF ADMINISTRATIVE TORT PROCEEDINGS IN THE FIELD OF CUSTOMS REGULATION

S.A. Cheskidova

The paper gives a historical perspective on the development of administrative and tort proceedings in the customs legislation of Russia. The author notes a consistent positive trend in the development of such proceedings that has enabled the legislator to incorporate the rules of procedure of administrative tort proceedings in the current legislation on administrative offences.

Keywords: administrative tort proceedings, customs regulation, customs legislation, historical perspective.

References

1. Kartashov G.A. Osnovy tamozhennogo dela. Kurs lekcij. N. Novgorod, 1998. S. 123.

2. Nozdrachev A.F. Administrativnaya organizaciya tamozhennogo dela: Ucheb.-prakt. posobie. M.: MCFEhR, 2005. S. 19.

3. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1961.

4. Steshenko L.A., Shamba T.M. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: akadem. kurs: V 2 t. M.: Izd-vo NORMA, 2003. T. 1. S. 337.

5. Ugarov B.M. Mezhdunarodnaya bor'ba s kontraban-doj. M., 1981. S. 17.

6. Novotorgovyj ustav 1667 goda // Arheograficheskij ezhegodnik za 1957 god. M., 1958.

7. Tamozhennyj ustav 1904 goda // Svod zakonov Ros-sijskoj Imperii. 1904. T. 6. St. 1.

8. Tamozhennyj ustav 1910 g. // Svod Zakonov Ros-sijskoj Imperii. Ustav Tamozhennyj. Sankt-Peterburg". T. 6. Izdanie 1910 goda. St. 2.

9. Tamozhennyj Ustav SSSR 1924 goda // Sobranie za-konodatel'stva SSSR. 1925. № 5. St. 53.

10. Tamozhennyj kodeks SSSR ot 19 dekabrya 1928 g. // Sobranie zakonov i rasporyazhenij Raboche-

Krest'yanskogo Pravitel'stva SSSR. 1929. № 1 (Otdel per-vyj). St. 2.

11. Tamozhennyj kodeks 1964 g. (Utv. Ukazom Prezi-diuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 5 maya 1964 g.) // Ve-domosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1964. № 20. St. 242.

12. Tamozhennyj kodeks SSSR 1991 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1991. № 17. St. 484.

13. Tamozhennyj kodeks Rossijskoj Federacii 1993 g. // Vedomosti SND RF i VS RF. 1993. № 31. St. 1224.

14. Tamozhennyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18 iyunya 1993 g. № 5221-1 (s posl. izm. i dop.) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1993. № 31. St. 1224.

15. Panova I.V. Administrativnyj process v Rossijskoj Federacii: ponyatie, principy i vidy // Pravovedenie. 2000. № 2. S. 120.

16. Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej, Respubli-koj Belarus', Respublikoj Kazahstan i Kyrgyzskoj Respub-likoj ob uglublenii integracii v ehkonomicheskoj i gumani-tarnoj oblastyah // Byulleten' razvitiya integracii. 1996. № 1. S. 6-13.

17. Federal'nyj zakon ot 27 noyabrya 2010 g. № 311-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» (s posl. izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 48. St. 6252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.