Научная статья на тему 'Генетические особенности развития вторых злокачественных опухолей при гемобластозах'

Генетические особенности развития вторых злокачественных опухолей при гемобластозах Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Назарова Е. Л., Сухорукова Э. Е., Минаева Н. В., Дубровина А. А., Шардаков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генетические особенности развития вторых злокачественных опухолей при гемобластозах»

Всероссийская научно-практическая

конференция с международным участием Санкт-Петербург

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕМАТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ» 30-31 мая 2019 г.

Е. Л. Назарова, Э. Е. Сухорукова, Н. В. Минаева, А. А. Дубровина, В. И. Шардаков, И. В. Парамонов

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Кировский научно-исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства», Киров

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВТОРЫХ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ПРИ ГЕМОБЛАСТОЗАХ

Введение. Используемые в последние годы в лечении гемобластозов таргетные, иммуно-модулирующие препараты, высокодозная химиотерапия и трансплантация гемопоэтических стволовых клеток привели к увеличению продолжительности жизни онкогематологических больных. Однако некоторые из этих режимов терапии обладают генотоксическим эффектом, и впоследствии у части этих пациентов с определенной генетической предрасположенностью развиваются повторные опухолевые заболевания, которые могут оказать негативное влияние на течение гемобластозов.

Цель исследования. Изучить вклад генетической компоненты в развитие вторых опухолей у больных хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ) и множественной миеломой (ММ).

Материалы и методы. Обследовано 204 пациента с ХЛЛ и 171 больной ММ в возрасте от 27 до 87 лет (медиана — 60 лет). Из них 199 (53,1 %) мужчин и 176 (46,9 %) женщин. Генотипирование 20 полиморфных локусов 14 генов иммунного ответа (TLR2, TLR3, TLR4, TLR6, TLR9, IL1ß, IL2, IL4, IL6, IL10, IL17A, CD14, TNFa, FCGR2A) проводилось методом ПЦР с аллель-специфичными праймерами (НПФ «Литех», Москва, Россия) и последующей детекцией продуктов реакции в агарозном геле. Анализ межгенных взаимодействий для оценки их участия в развитии вторых опухолей у больных ХЛЛ и ММ проводили с помощью программы MDR version 3.0.2, http://www. mybiosoftware. com/ mdr-2-0-multifactor-dimensionality-reduction. html.

Результаты. Среди 204 больных ХЛЛ у 6 (2,9 %) обследованных в периоде частичной и/ или полной ремиссии после лечения RFC (ри туксимаб+флюдарабин+циклофосфамид) отмечалось развитие вторых солидных опухолей. Из них 4 (66,7 %) мужчины и 2 (33,3 %) женщины в возрасте от 54 до 71 года (медиана — 61,5 лет). В течение 13-94 мес. (медиана — 53,5 мес) от дебюта ХЛЛ у данных пациентов в двух случаях наблюдался рак кожи, еще у двух — рак толстого кишечника, и по одному — меланомы

и рака молочной железы. На момент анализа полученных данных один пациент погиб вследствие метастазирования меланомы, пятеро — продолжают лечение вторых солидных опухолей. У всех больных на фоне поддерживающей терапии ритуксимабом сохраняется ремиссия ХЛЛ. В 3 (1,8 %) случаях ММ в периоде частичной и/или полной ремиссии у двух пациенток выявлен рак молочной железы и у одного рак мочевого пузыря через 12-96 мес. от начала лечения ММ (медиана — 36 мес). До момента обнаружения второго злокачественного новообразования они получили различные режимы терапии, включающие бортезомиб, леналидомид, циклофосфамид, винкристин, кармустин, мелфалан, этопозид, цисплатину, часть из которых относится к доказанным канцерогенам (1 группа) с генотоксическим механизмом действия (по данным Международного агентства по изучению рака). Следует отметить, что во всех случаях выявления вторичных опухолей, течение ММ приобретало крайне агрессивное прогрессирующее течение, приводя к летальному исходу. При сопоставлении результатов генотипирования найдено, что больных, имевших в анамнезе второе после ХЛЛ злокачественное новообразование, характеризовали две генетические модели: однолокусная с участием гена 1Ь17А ^197А), р = 0,00006 и трехлокусная TLR6(C745T)/ TLR9(A2848G)/IL1в(T511C), р < 0,0001. Для группы пациентов с ММ и вторичными опухолями были также характерны две модели: однолокусная TLR4 (Т1196С), (р = 0,003) и двухлокус-ная: К1р(Т31С)/К1р(Т511С), р < 0,0001). При сравнительном анализе частот распределения комбинаций генов иммунного ответа у больных ХЛЛ и ММ обнаружено, что общим полиморфным маркером развития вторых опухолей при данных гемобластозах являлась точечная замена С-511Т гена Ранее проведенными исследованиями обнаружено, что структурные особенности гена тесно связаны с высоким риском развития злокачественных новообразований, неблагоприятным прогнозом их течения

ВЕСТНИК ГЕМАТОЛОГИИ, том XV, № 3, 2019

и резистентностью к лечению. Цитокин является ауто- и паракринным фактором роста как для трансформированных плазматических клеток, так и для клеток стромального микроокружения костного мозга, поэтому вовлечен в реализацию защитных иммунных механизмов и в процесс онкогенеза.

Выводы. Гемобластозы и возникшие впоследствии солидные опухоли, по-существу, являются метахронными первично-множе-

ственными злокачественными новообразованиями с определенным временным интервалом возникновения между второй опухолью и дебютом ММ и ХЛЛ. При ММ вторые опухоли при участии генов иммунного ответа развивались в более ранние сроки от дебюта онкогемато-логического процесса (3 vs. 4,5 года), чем при ХЛЛ, и приводили к прогрессированию ММ, не оказывая заметного влияния на течение ХЛЛ.

Ю. С. Осипов1, Е. С. Михайлов1, В. В. Иванов1, Г. Н. Салогуб1, С. С. Бессмельцев2, А. В. Чечеткин2

1 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова Минздрава РФ»;

2 ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико —

биологического агентства»

ГАПЛОИДЕНТИЧНАЯ ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК

У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ МИЕЛОИДНЫМ ЛЕЙКОЗОМ ВЫСОКОГО РИСКА:

3-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ОДНОГО ЦЕНТРА

Введение. Аллогенная трансплантация ге-мопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК) является потенциально излечивающим методом терапии пациентов с ОМЛ высокого риска и рефрактерного / рецидивирующего (р/р) заболевания. У ряда пациентов с показаниями к алло-ТГСК НЬА-идентичный донор либо отсутствует, либо его поиск и активация занимает длительное время в условиях ожидаемой непродолжительной ремиссии ОМЛ, в связи с чем в последнее время все чаще используется гапло-ТГСК.

Цель исследования. Оценить эффективность терапии ОМЛ высокого риска с использованием гапло-ТГСК.

Материалы и методы. В исследование вошли 34 пациента с ОМЛ высокого риска, которым была выполнена гапло-ТГСК в период с декабря 2015 года по декабрь 2018 года. Все пациенты получали режим кондиционирования со сниженной интенсивностью (ЮС). Профилактика реакции «трансплантат против хозяина» (РТПХ) заключалась во введении посттрансплантационного циклофосфамида (50 мг/кг в Д+3, +4), с Д+5 начиналась базисная иммуносупрессив-ная терапия ингибиторами кальциневрина (такролимус или циклоспорин) в сочетании с микофенолата мофетилом. В качестве источника трансплантата у 3 пациентов(8 %) был использован праймированный костный мозг (медиана CD34 — позитивных клеток 3,9*106/кг), у 31 больного (92 %) перифери-

ческие гемопоэтические стволовые клетки (медиана СЭ34 — позитивных клеток 5,92*106/ кг). Средний возраст пациентов составил 39 лет (21-66 лет). Р/р течение ОМЛ на момент выполнения гапло-ТГСК зарегистрировано у 11 больных (32,3 %). Высокий риск ОМЛ был определен у 39% на основании молекулярно-генетической стратификации (комплексный или моносомный кариотип, мутации FLT-ITD, РЬТ3-ТКЭ, и С-К1Т), у 61 % больных с учетом клинических данных (отсутствие ремиссии после двух курсов индукционной терапии, ранние рецидивы ОМЛ). Результаты. Медиана наблюдения за пациентами составила 16,5 мес. (1-35,9 месяцев). При сроке наблюдения 16,5 мес. живы 24 из 34 пациентов (70 %). 1-летняя общая выживаемость (ОВ) и выживаемость без прогрессирования (ВБП) составила 64,5 % и 61,7 % соответственно. Среди пациентов, у которых на момент выполнения гапло-ТГСК была достигнута ремиссия, медиана ОВ не достигнута, в группе больных с р/р ОМЛ медиана ОВ составила 4,13 мес. 1-летняя ОВ также была значительно выше в группе пациентов, трансплантированных в ремиссии: 79,3 % и 40,4 % (р = 0,012). 1-летняя ВБП составила 74,8 % и 36,4% соответственно (р = 0,005). В группе с р/р ОМЛ на момент гапло-ТГСК 50 % рецидивов развились в течение первых 89 дней. Частота развития острой РТПХ 1-4 степени составила 28,2 %; 3-4 степени — 14,5 %. Хроническая РТПХ была зарегистрирована у 32,7 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.