Бизнес в законе
3’2014
13.5. ГЕНЕРИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОЖИВЛЕНИЯ И ПОДЪЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Коновалова Кристина Юрьевна, аспирант
Место учебы: Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск
Данченко Надежда Викторовна, декан факультета экономики и управления, доцент каф. Экономики и управления на предприятии, канд.экон.наук
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск
Аннотация: В статье рассматривается ряд теоретических подходов к изучению направлений обеспечения эффективного развития региональной социально-экономической политики на основе рациональной инвестиционной политики. Сделан вывод о необходимости активизации механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе
Ключевые слова: региональная экономика, социальноэкономическая политика, устойчивое развитие, инвестиционная политика, инвестиционная активность
GENERATING CONDITIONS AND SOURCES OF ECONOMIC REVITALISATION AND GROWTH OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY
Kristina Konovalova Yurievna, post-graduate student Study place: North-Caucasus Institute - branch of the Russian public service Academy, city of Pyatigorsk
[email protected] Danchenko Nadezhda Viktorovna, Dean of the faculty of Economics and management, the chair. Economy and management at the enterprise, kandakova Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Work place: Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Annotation: The article discusses a number of theoretical approaches to the study of issues to ensure the effective development of the regional economy on the basis of a rational investment policy. Justified mechanisms of state regulation of investments in the region.
Keywords: regional economy, socio-economic policy, priorities of development, investment policy, investment activity
Согласно экономической теории и практики, формирование и развитие рыночной экономики должны регулироваться государством посредством активного инициирования и поддерживания развития новых институтов, ликвидации старых и создания новых организаций, трансформации отношений собственности, и конечно, разработки законодательной базы, проведения
налоговой и кредитно-денежной политики, выполнения контролирующих функций. Мировой опыт свидетельствует, о роли централизованного управления в проведении реформ. Реалии состояния российской экономики это подтверждают. Исследователи утверждают, что «...во-первых, становится все более и более очевидным, что расчет на сжатый во времени переход целостной модели рыночного хозяйства, способного самостоятельно, в силу внутренних законов рынка генерировать условия и источники экономического оживления и подъема, оказался несостоятельным.
Во-вторых, оценивая те или иные шаги к социальноэкономической стабилизации в России, необходимо иметь в виду, что даже достаточно сформировавшаяся и устойчивая модель современного рыночного хозяйства предполагает момент многоуровневого централизованного регулирования.
Отсюда, в-третьих, разрабатывая пути экономической стабилизации и их конкретное воплощение в виде государственных программ, необходимо обеспечить четкую координацию и непротиворечивость действий
федерального центра и регионов - субъектов Федера-
1
ции» .
Накопление инвестиций на региональном уровне и продвижение рыночных реформ характеризуются прямой зависимостью, отражающую способность решать наиболее значимые и неотложные для региона задачи посредством концентрации накопления за счет различных источников финансирования.
В этой связи региону присуща возможность обеспечения научно обоснованной экспертизы реализуемых инвестиционных проектов в части их наивысшей социально-экономической значимости и эффективности.
Исходя из целей региональной инвестиционной политики и учитывая структурные приоритеты развития экономики, выделяют следующие основные задачи, решаемые посредством реализации инвестиционной политики:
- «разработка и внедрение в практику рыночного механизма регулирования инвестиционного процесса;
- концентрация инвестиционных ресурсов региона на развитии приоритетных сфер экономики и решении наиболее актуальных задач социального развития путем создания для них благоприятного инвестиционного климата;
- увеличение инвестиционных ресурсов региона за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного отечественного и зарубежного капитала, а также сбережений населения;
- регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам, по секторам экономики и территориям;
- увеличение инвестиционной обеспеченности депрессив-
« «2 ных территории и стагнирующих отраслей»1 2.
Исследования социально-экономического развития регионов в стране подтверждают наличие различий в их показателях3. Обусловлено это тем, что в прошлом
1 Мамченко, О.П. Инвестиционный менеджмент [Текст]/ О.П. Мамченко, И.С. Межов, Ю.И. Растова. - 2-е изд. - М.: КноРус, 2008. - 400с.
2 Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия [Текст]/ Ю.А. Корчагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 315с.
3 Новоселова, Н.Н. Совершенствование федеральной и региональной политики в отдельных секторах экономики [Текст]/ Н.Н. Новоселова, С.Н. Новоселов; Глава 2.5. в монографии «Социально-экономические аспекты развития Северо-Кавказского федерального округа». - Ставрополь: ООО «Издательскоинформационный центр «Фабула», 2010. - 367с.
144
Коновалова К. Ю., Данченко Н. В.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОЖИВЛЕНИЕ И ПОДЪЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
столетии проблемы в развитии регионов решались централизованно, а в настоящее время груз ответственности за распределение ресурсов ложится на региональные органы власти.
При этом региональную экономику можно представить в виде сложной экономической системы как:
1) относительно замкнутую экономическую систему со свойственными ей воспроизводственными циклами.
2) экономику отдельного субъекта страны, представляющей собой лишь часть экономической системы страны, и, следовательно, ее развитие происходит под воздействием внешних факторов.
Разработка государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе осуществляется в соответствии с целостностью системы управления, включающей закономерности и развития сложных систем, что предопределяет применение системного подхода.
Решение задач по активизации инвестиционной деятельности в регионе осуществляется посредством разработки экономических и административных регуляторов, направленных на реализацию региональной системы приоритетов развития.
К ключевым направлениям активизации инвестиционной деятельности в регионе можно отнести ориентированную направленность инвестиций в объекты, отражающие приоритетные направления развития структурной перестройки его хозяйственного комплекса.
В распоряжении администрации региона имеется целый ряд экономических и административных регуляторов или инструментов, на основе которых строится региональная инвестиционная политика:
- «...льготный режим осуществления инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики;
- предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона;
- конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах;
- конкурсное размещение регионального заказа на предприятиях края и содействие в получении государственных, в т.ч. оборонных заказов;
- смешанное государственно-частное финансирование быстро окупаемых и высокоэффективных проектов;
- инвестиционная направленность бюджетной политики и эффективное использование средств бюджетного инвестирования»4.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух основных принципов:
- «прямого участия в инвестициях;
- косвенное участия в инвестициях, то есть создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регио-не»5.
Прямое участие в инвестициях осуществляется посредством направления основной части федеральных средств на поддержку фундаментальных программ, с помощью которых решаются первоочередные задачи стабилизации экономики, включая интересы следующих сфер: оборона, экология, наука, отрасли естественных монополий, а также инвестиционная поддерж-
4 Лахметкина, Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия [Текст]/ Н.И. Лахметкина. - 4-е. изд. М.: КноРус, 2008. - 232с.
5 Там же.
ка государства требуется производствам и предприятиям, реализующим эффективные программы реконструкции на базе прогрессивных технологий.
За счет средств другой части, состоящей из средств регионов, финансируются программы по развитию сельского хозяйства, легкой и текстильной промышленности, торговли, строительству объектов здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства.
Прямое участие в процессе инвестирования опирается на систему государственного управления бюджетным инвестиционным потоком, разработанную Министерством экономического развития России путем применения методических документов, регламентирующих управление инвестиционным процессом.
В качестве экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности могут использоваться внебюджетные инвестиционные фонды, а также фонды поддержки малых предприятий.
Регулирование инвестиционной деятельности региона представляет собой сложную систему взаимодействия и влияния органов власти и управления региона, правовых институтов и информационно-рекламных структур через соответствующие инструменты воздействия на субъекты рыночной инфраструктуры. Безусловно, условия регулирования вырабатываются на основе законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства РФ и закрепляются, дополняются законодательными актами региона. Прямая двойная и обратная связь между администрацией области и законодательным собранием означает, что эти решения вырабатываются и принимаются на основе участия не только на уровне администрации и законодательного собрания непосредственно, но и при тесном сотрудничестве, например, департаментов инвестиций и архитектуры и градостроительства с соответствующим комитетом законодательного органа6.
Особое место в инвестиционном процессе отводится региональному мониторингу, способствующего совершенствованию прогнозирования социальноэкономического развития региона. В этой связи возникает необходимость создания региональной базы данных (региональный информационный фонд) о потребностях в инвестициях, инвестиционных проектах и потенциальных инвесторах, находящихся во взаимосвязи с общероссийскими информационными фондами, что позволит составить инвестиционную карту региона и соответствующие региональные программы инвестиций.
Дальнейшее развитие ситуации в инвестиционной сфере, и, прежде всего, на региональном уровне, в значительной мере будет зависеть от реализации механизмов государственного регулирования инвестиций в регионе, к которым относятся:
- стимулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики;
- разработка методов государственного стимулирования инвестиционной деятельности предприятий;
- развитие механизма государственно-частного партнерства;
- стимулирование льготного налогообложения;
- обеспечение развития системы государственных гарантий, в части поддержания приоритетных для региональной экономики направлениях инвестирования;
6 Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия [Текст]/ Ю.А. Корчагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 315с.
145
Бизнес в законе
3’2014
- учет интересов и мнения населения при реализации тех или иных социально значимых мероприятий и проектов;
- стимулирование направлений увеличения бюджета и разработка инновационных механизмов и инструментов поддержки перспективных инвестиционных проектов;
- совершенствование системы ценообразования;
- совершенствование антимонопольного законодательства;
- рациональное использование природных ресурсов с целью соблюдения интересов будущих поколений и др.
Таким образом, неоднородность регионального инвестиционного пространства обуславливает наличие существенной дифференциации в развитии производства, инфраструктурной составляющей, природных ресурсов и т.д. Огромное значение следует отводить органам власти регионального уровня в процессе реализации мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического развития региональной экономики в целом и инвестиционной активности субъекта, в частности.
Список литературы:
1. Мамченко, О.П. Инвестиционный менеджмент [Текст]/
0. П. Мамченко, И.С. Межов, Ю.И. Растова. - 2-е изд. - М.: КноРус, 2008. - 400с.
2. Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия [Текст]/ Ю.А. Корчагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 315с.
3. Новоселова, Н.Н. Совершенствование федеральной и региональной политики в отдельных секторах экономики [Текст]/ Н.Н. Новоселова, С.Н. Новоселов; Глава 2.5. в монографии «Социально-экономические аспекты развития Северо-Кавказского федерального округа». - Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2010. - 367с.
4. Лахметкина, Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия [Текст]/ Н.И. Лахметкина. - 4-е. изд. М.: КноРус, 2008. -232с.
5. Корчагин, Ю.А. Инвестиционная стратегия [Текст]/ Ю.А. Корчагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 315с.
Reference list:
1. Mamchenko, OP. Investment management [Text]/ O.P. Mamchenko, I.S. Mezhov, YU.I. Rastova. - 2-e Izd. - M.: Кно-Рус, 2008. - 400с.
2. Korchagin, YURI. The investment strategy of [Text]/ YU. Korchagin. - Rostov n/D.: Phoenix, 2006. - 315с.
3. Novoselova, N.N. Improvement of Federal and regional policy in the individual sectors of the economy [Text]/ N.. Novoselova, S.. Novoselov; Chapter 2.5 of the monograph «the Socioeconomic aspects of the development of the North-Caucasian Federal district». - Stavropol ' : LLC «Publishing house " information center «Plot», 2010. - 367с.
4. Lahmetkina, N.I. The investment strategy of the enterprise [Text]/ N.. Lahmetkina. - 4-E. ed. M.: КноРус, 2008. - 232C.
5. Korchagin, YURI. The investment strategy of [Text]/ YU. Korchagin. - Rostov n/D.: Phoenix, 2006. - 315с.
ОТЗЫВ
на статью Коноваловой К.Ю., Данченко Н.В. «Генерирование условий и источников экономического оживления и подъема региональной социально-экономической политики»
В настоящее время невозможно рассматривать экономику регионов в отрыве от происходящих в отраслевой структуре трансформационных и глобализационных процессов, и, обращаясь к устойчивому и сбалансированному развитию, следует отметить, что дальнейшее развитие ситуации в инвестиционной сфере, и, прежде всего, на региональном уровне, в значительной мере будет зависеть от реализации механизмов государственного регулирования инвестиций в регионе, стимулирует утверждению этой концепции в глобальном масштабе. Данные обстоятельства обусловливают актуальность тематики научной статьи.
Наибольшую практическую значимость представляет сформулированное автором следующее положение: ключевое значение следует отводить органам власти регионального уровня в процессе реализации мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического развития региональной экономики в целом и инвестиционной активности субъекта, в частности.
В этой связи, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, филиала ФГАОУ ВПО Северо-Кавказского Федерального университета в г. Пятигорске
Слепаков С. С.
146