Научная статья на тему 'Генерация новых знаний'

Генерация новых знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / ТРЕНИНГ / ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Пушкина Элла Николаевна, Гурьева Евгения Валерьевна, Каримова Земфира Асраровна

Впервые в научно-теоретическом журнале «Вестник УлГТУ» публикуются результаты решения небольших, но актуальных проблем, полученных отдельными группами (командами) студентов путём генерации идей, в частности, решение проблемы «Как повысить дисциплину труда в организации?»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Пушкина Элла Николаевна, Гурьева Евгения Валерьевна, Каримова Земфира Асраровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генерация новых знаний»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 65

В. В. ЕФИМОВ, Э. Н. ПУШКИНА, Е. В. ГУРЬЕВА, 3. А. КАРИМОВА ГЕНЕРАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Впервые в научно-теоретическом э/сурнале «Вестник УлГТУ» публикуются результаты решения небольших, но актуальных проблем, полученных отдельными группами (командами) студентов путём генерации идей, в частности, решение проблемы «Как повысить дисциплину труда в организа-ции?»

Ключевые слова: «мозговой штурм», тренинг, генерация идей, специалист.

Непрерывный мировой прогресс в технике и управлении поставил на повестку дня новые формы экономики, из которых наиболее перспективной является экономика, основанная на знаниях. Современный рынок потребителей требует создания новых товаров с новыми свойствами и минимальными циклами производства.

В основе новой продукции и новых процессов лежат новые знания, которые необходимо добыть (генерировать) за счёт напряжения интеллектуального потенциала работников научных, научно-производственных и научнообразовательных организаций и учреждений. Несмотря на то, что на сегодняшний день разработано много методов направленного, систематизированного и психологически активированного поиска нового знания при работе в творческих командах, практика их применения очень мала, что значительно снижает темпы инновационного развития отечественной экономики.

Поэтому освоение методов и технологий поиска идей и решений - одна из актуальных про-блем, которую необходимо решать не только на предприятии, но и уже в процессе подготовки будущих специалистов. Приобретённые знания должно подкрепляться опытом решения конкретных проблем.

На кафедре «Управление качеством» Ульяновского государственного технического в рамках дисциплин «Управление знаниями» и «Статистические методы управления технологическими процессами» уже почти год практикуется проведение тренингов по генерации новых знаний и решению проблем, как в вузе, так и на

О В. В. Ефимов, Э. Н. Пушкина,

Е. В. Гурьева, 3. А. Каримова, 2006

предприятиях в рамках курсов повышения квалификации производственного персонала. Конечно, творческое мышление присуще не каждому человеку, однако грамотная, хорошо подготовленная работа в группе и творческий интерес являются мощным стимулом рождения новых идей, постановки и решения проблем.

Генерация идей проводилась методом «мозгового штурма» с использованием методов направленного, систематизированного и психологически активизированного поиска (диаграмма сродства, диаграмма связи, причинно-следственная диаграмма, метод парных сравнений и др.). В процессе тренинга соблюдались следующие правила: предложения (идеи) высказываются по желанию, запрещена критика идей; можно развивать предшествующие идеи; все предложения должны быть зафиксированы на доске или плакате; проводится предварительный разогрев группы по бытовой проблеме; «мозговой штурм» не должен длиться более 20 минут.

Решение проблемы 1: «Как надо учиться, чтобы стать хорошим специалистом?».

«Мозговой штурм» проводила группа студентов 5-го курса в составе: Э. Пушкина (руководитель группы), Д. Сосова, И. Храмова, Ю. Шкир-дова, М. Беляков.

Поставленная проблема всегда имеет актуальный характер, так как развитие прогресса требует непрерывного совершенствования системы обучения. Очевидно, что именно качество знаний и объёмы компетенций молодых специалистов являются важнейшими критериями будущего специалиста в любой сфере деятельности.

Изменение менталитета общества и характера экономики обязывает высшую школу искать каждый раз новые подходы к интенсификации технологий обучения и мотивации студенческого потенциала, подниматься со временем на все более высокую интеллектуальную вершину.

Значит, каждый новый подъём требует выявление новых (или других) факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса.

Целью настоящей работы является выявление конкретных для нашего вуза и региона факторов, в наибольшей степени влияющих на формирование хорошего специалиста в процессе обучения студента. Можно отметить, что полученные результаты являются «точкой зрения изнутри» и, возможно, они будут интересны тем, кто организует учебный процесс и отслеживает динамику формирования компетентных специалистов, крайне нужных сегодняшней экономике.

В процессе «мозговой атаки» проблемы были высказаны следующие предложения (идеи):

1. Сдавать сессии на «отлично».

2. Тщательно готовиться к сессии.

3. Посещать все лекции и семинары.

4. Конспектировать лекции.

5. Внимательно слушать преподавателей и задавать вопросы.

6. Писать научные работы, статьи.

7. К учебному процессу подходить ответственно.

8. Проявлять активность и инициативность.

9. Быть старательным и усердным.

10. Выступать на научных конференциях.

11. Посещать библиотеки и медиатеки.

12. Читать литературу по специальности.

13. Не «зубрить», а стараться понять.

14. Желать учиться.

15. Уделять выполнению домашних заданий не менее 50 % свободного времени.

16. Вовремя и качественно выполнять домашнюю работу и практические, лабораторные работы и т. д.

17. Ставить оперативные и стратегические цели на все 5 лет и добиваться их.

18. Стремится быть первым во всём.

19. Стараться понять, как это важно для тебя.

20. Контролировать уровень знаний для его постоянного повышения.

21. Пройти производственную практику с максимальной пользой для себя.

22. Получить ещё одно высшее образование.

23. Пройти дополнительные курсы.

24. Выучить иностранные языки.

25. Научиться управлять своими знаниями.

26. Интересоваться последними новостями в профессиональной области.

27. Искать новые источники знаний.

28. Попробовать преодолеть барьеры творчества и начать генерировать идеи.

29. Начать самообучение.

30. Стать опытным пользователем ПК.

31. Съездить за границу по обмену студентами.

32. Участвовать в общественной жизни университета.

33. Стремиться к новому, быть изобретательным.

34. Быть заинтересованным.

35. Чаще бывать на кафедре - узнавать последние новости по профессии, общаться с преподавателями.

36. Учиться так, чтобы любить и понимать свою будущую профессию.

37. Стимулировать себя к получению высшей стипендии.

38. Следовать распорядку дня.

39. Совмещать работу с учёбой.

40. Заниматься спортом.

41. Больше бывать на свежем воздухе.

42. Кушать много рыбы.

43. Отказаться от вредных привычек.

44. Есть горький шоколад.

45. Пить витамины.

46. Заняться самовнушением и аутотренингом («Я хороший специалист»).

47. Заняться йогой.

4 I—_ Ж

48. Выйти замуж за генерального директора фирмы.

49. Быть стильным.

50. Купить хорошую оргтехнику.

Далее для формирования родственных групп были применены современные методы направленного поиска: «диаграмма связей» и «диаграмма сродства». В соответствии с требованиями построения диаграммы сродства вначале отбирали одно предложение и последовательным перебором остальных предложений всей группой отбирали те из них, которых по смыслу наиболее родственны. Если список родственных предложений достаточно велик (например, список 1), то поиск общего названия списка проводился с использованием «диаграммы связей» (рис. 1). Названия остальных списков, отражающие общий смысл входящих в них идей, проводились методом «мозгового штурма» (списки 2-4) и принимались с согласия большинства членов группы.

Таким образом, списки получили следующие названия:

Список 1. Сознательный подход к обучению:

1. Сдавать сессии на отлично.

2. Тщательно готовиться к сессии.

3. Посещать все лекции и семинары.

4. Конспектировать лекции и задавать вопросы.

5. К учебному процессу подходить ответственно.

6. Стараться понять, как это важно для тебя.

Посещать все лекции и семинары

Т щательно готовиться к сессии

Сдавать сессию на «отлично»

Уделять учебе не менее 50% времени

Конспектировать

лекции

Желать

учиться

К учебному процессу подходить ответственно

Внимательно слушать преподавателя и задавать вопросы

Вовремя выполнять домашнее задание

Сознательно подходить к обучению

Стараться понять, как это важно для тебя

Пройти производственную практику с максимальной пользой

Не зубрить, а стараться понять

Рис. 1. Диаграмма связей

7. Контролировать уровень знаний для его постоянного повышения.

8. Пройти производственную практику с максимальной пользой для себя.

9. Не «зубрить», а стараться понять.

10. Желать учиться. Уделять выполнению домашних заданий не менее 50 % свободного времени.

Вовремя и качественно выполнять домашнюю работу и практические, лабораторные работы и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список 2. Дополнительные навыки и умения:

1. Получить ещё одно высшее образование.

2. Пройти дополнительные курсы.

3. Выучить иностранные языки.

4. Совмещать работу с учебой.

5. Стать опытным пользователем ПК.

Список 3. Нетрадиционный подход:

1. Следовать распорядку дня.

2. Заниматься спортом.

3. Больше бывать на свежем воздухе.

4. Кушать много рыбы.

5. Отказаться от вредных привычек.

6. Есть горький шоколад.

7. Пить витамины.

8. Заняться самовнушением и аутотренингом «Я хороший специалист».

9. Заняться йогой.

10. Выйти замуж за генерального директора фирмы.

11. Быть стильным.

12. Купить хорошую оргтехнику.

Список 4. Самосовершенствование и самореализация-.

1. Развивать творческий потенциал.

2. Научиться управлять своими знаниями.

3. Попробовать преодолеть барьеры творчества и начать генерировать идеи.

4. Писать научные работы, статьи.

5. Учиться так, чтобы любить и понимать свою будущую профессию.

6. Стремиться к новому, быть изобретательным.

7. Быть заинтересованным.

8. Читать литературу по специальности.

9. Начать самообучение.

10. Выступать на научных конференциях.

11. Посещать библиотеки, медиатеки.

Список 5. Активность и целеустремлённость:

1. Стимулировать себя к получению высшей стипендии.

2. Стремиться быть первым во всём.

3. Интересоваться последними новостями в профессиональной области.

4. Искать новые источники знаний.

5. Съездить за границу по обмену студентами.

6. Участвовать в общественной жизни университета.

7. Чаще бывать на кафедре - узнавать последние новости по профессии, общаться с преподавателями.

8. Проявлять активность и инициативность.

9. Быть старательным и усердным.

10. Ставить оперативные и стратегические цели на все 5 лет и добиваться их.

Названия списков являются теми основными факторами, которые отражают решение поставленной проблемы. Прежде чем перейти к анализу проблемы, была определены методом парных сравнений факторы, которые имеют наибольшую значимость, то есть приоритетные (рис. 2).

1 2 3 4 5 Приоритет Рейтинг

1 'Ш + + - - 2 0,2

2 - Ш + - + 2 0,2

3 - ж + - 1 0,1

4 + + + 3 0,3

5 + - + Ш 2 0,2

Рис. 2. Метод парных сравнений факторов

Таким образом, выявлено, что наибольший рейтинг имеют четыре фактора:

- самосовершенствование и самореализация

(30 %),

- сознательный подход к обучению (20 %),

- дополнительные навыки и умения (20 %),

- активность и целеустремлённость (20 %).

Так как целых 4 фактора получили близкие

друг к другу значения в рейтинге приоритетов, было принято решение построить причинно-следственную диаграмму (диаграмма Исикавы) с целью определения истинных причин, влияющих на появление данной проблемы (рис. 3). Эта диаграмма имеет также название «рыбий скелет», учитывая её графическую структуру.

Главными «костями» (ребрами) диаграммы являются 5 общих причин (факторов), влияющих на данную проблему, которые были выявлены в процессе группировки полученных идей. Отростки от главных «костей» характеризуют причины второго

уровня, а отростки отростков - третьего уровня. Чем больше уровней, тем глубже анализ причин.

Наибольшее влияние на решение поставленной проблемы имеет фактор «самореализация и самосовершенствование». Было определено, что основными рычагами, движущими самореализацию и самосовершенствование, являются профессиональные перспективы, которые могут возникнуть в будущем, и признание, необходимое будущему специалисту, на которое в свою очередь оказывают влияние оценка общества и личная удовлетворенность. Также было определено, что на самореализацию и самосовершенствование большое влияние имеют условия обучения, которые способствуют реализации своих способностей. К условиям обучения относятся: качество библиотечного фонда, медиатеки, инфраструктура, то есть основная учебная база университета. Без перечисленных факторов самореализация специалиста невозможна. Очень перспективным фактором является возможность творческой самореализации. Важным аспектом этого фактора являются возможности научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и работы в коллективе. Развитие творческого потенциала определяют личные способности и свобода творческого мышления.

На наш взгляд, кроме самореализации личности, процесс формирования хорошего специалиста невозможен без активности и целеустремлённости самого обучающегося индивидуума. Только при постановке перед собой ещё на студенческой скамье достойных целей, возможна целенаправленная деятельность студента, которая мотивирует постоянную психологическую активность. Выявлено, что на активность и целеустремлённость особенно влияют такие факторы, как личные качества, которые во многом зависят от среды воспитания, выбора друзей, наследственности, и заинтересованность в результатах своей деятельности.

На рис. 3 подробно изображены как главные, так и второстепенные факторы, характеризующие пути становления будущего перспективного молодого специалиста в вузе: сознательный подход к обучению и приобретение навыков и умений.

Интересно, что студенты ввели ещё один фактор - «дополнительные навыки и умения», которые характеризуют «ненасытность» сегодняшнего студенчества в умножении и совершенствовании своих знаний и компетенций, что очень радует, так как впереди у молодёжи сложная работа по «разгребанию» завалов российской экономики.

сл

оо

И

а>

о

н

ж

§

ІЗ

-1

Н

ьо

о

о

сь

Рис. 3. Причинно-следственная диаграмма по проблеме

Получение дополнительных навыков и умений -20%

Сознательный подход к обучению - 20%

материальное

стимулирование

ног.питяние

получение новых знаний

желание

повысить

уровень

знаний

размер

стипендии

дисциплини

рованность

пиемии

гочиятепкногтк

желание

увеличение

перспектив

климат а группе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансы

умственные

способности

технология

обучения

финансы

интерес

требования жизни требования вуза

возможности

получение новой специальности

возможности

свободное

время

необходимость

здоровье

требования родителей

Хороший

специалист

оиенка в обществе

профессио^_

нальные

перспективы

личная выгода

Гтпи^нание

жизненные

приоритеты

личное

мнение

заинтересованность в результатах

технология обучения

личная удовлетворенность

игровая

форма

библиотечный

фрнд

польза от деятельности

мелиатека

командная

работа

стремление

наследственность

условия

обучения

жизненные

приоритеты

возможность

творческой

пеализаиии

личные

___свобода

мысли

отсутствие

барьеров/

качества

__ спец.

оборудование

семья

личные _ способности

ПК и оргтехника

друзья

----общество

образ.

учреждения

учебно-техническая база

развитие творческого потенциала

среда

Самосовершенствование и самореализация - 30%

Активность и целеустремлённость - 20%

Нетрадиционный подход к обучению - 10%

Решение проблемы 2: «Как повысить дисциплину труда в организации?

«Мозговой штурм» проводила группа студентов 5 курса в следующем составе: 3. Каримова (руководитель), А. Туманова, Н. Воробьёв, И. Вериялов, А. Козина.

К сожалению, и сегодня поставленная перед студентами проблема повышения дисциплины труда на предприятиях и в организациях страны имеет актуальное значение, а пути её решения в основном базируются на применении методов «кнута и пряника». Задача интересна ещё и тем, что студенты не имеют трудового опыта, не испытали радости и трудности профессионального труда, и их предложения отражают пока академические знания, не затенённые реалиями организационных неурядиц.

В результате «мозгового штурма» по проблеме были предложены следующие идеи:

1. Наказывать за опоздания.

2. Повысить зарплату за повышение работоспособности.

3. Ввести систематические проверки опаздывающих работников.

4. Делать вычеты из зарплаты за опоздания.

5. Улучшить условия труда.

6. Улучшить психологический климат в коллективе.

7. Материально заинтересовать работника.

8. Давать премии за сверхурочную работу.

9. Составить план работы.

10. Представить отчёт по результатам работы в конце дня.

11. Применить угрозу увольнением или понижением в должности.

12. Создать доску позора опоздавших на работу.

13. Проводить тренинги по тайм-менеджменту (эффективному распределению рабочего времени).

14. Ограничить свободный доступ в Интернет во время рабочего дня.

15. Ввести музыкальное сопровождение во время отдыха.

16. Сформировать соответствующую корпоративную культуру.

17. Заинтересовать неформальных лидеров в дисциплине труда.

18. Закрывать двери, не пускать опоздавших на работу.

19. Организовать стенды с правилами поведения в организации.

20. Ввести чёткое распределение обязанностей.

21. Поставить автоматы - компьютеры, реагирующие на ненормативную лексику.

22. Установить видеокамеры около рабочих мест.

23. Выделить комнату психологической разгрузки.

24. Подарить каждому сотруднику фирменный будильник.

25. Подавать пример работникам со стороны начальства.

26. Организовать командную работу.

27. Знакомить с правилами дисциплины труда новых работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Проводить ежемесячные собрания, напоминая о дисциплине труда.

29. Ввести систему отработки за опоздания или простои.

30. Ввести игровые премии на звание «самый дисциплинированный».

31. Индивидуальный подход к каждому работнику.

32. В конце рабочего дня отмечать дисциплинированных работников подарками.

33. Избавляться от «паршивых овец».

34. Создать проходную.

35. Усилить контроль на выходе организации.

36. Ввести форменную одежду.

37. Организовать горячее питание на территории организации.

38. Сделать работу творческой и интересной для работника.

39. Осуществлять периодические проверки работников по знанию правил.

40. Создать доску почёта за высокую дисциплину труда.

Приведённый перечень идей отражает, с одной стороны, отсутствие рабочего опыта у членов команды, но с другой стороны - интуитивное желание введения мер, смягчающих однообразный труд. На основании метода «Диаграмма сродства» выделены родственные группы (списки), характеризующие какой-то общий фактор. Для самой большой (по численности) группе идей (список 6) использован метод «Диаграмма связей», который позволяет выявить логические связи между основной идеей и проблемой (рис. 4).

Всего сформировано шесть списков. По каждому списку методом «мозгового штурма» определены названия, характеризующие наибольшую родственность идей:

Список 1. Ввести моральное стимулирование (идеи 12,24,30,32,38,40).

Список 2. Ввести материальное стимулирование (идеи 2, 7, 8).

Список 3. Улучшить корпоративную культуру (идеи 6, 16, 25, 26, 28, 31, 36).

Список 4. Ввести систему наказаний (идеи 1,

14, 18, 29,33).

Список 5. Усилить контроль дисциплины труда (идеи 3,21, 22, 34, 35, 39).

Список 6. Улучшить организацию и условия труда (идеи 5,9, 10, 13, 14, 15, 19, 20,23,27, 37).

Улучшить условия труда

Выделить комнату психологической разгрузки

Составить план работы

Предоставить отчёт по работе

Ознакомить с прави лами поведения и дисциплины

Проводить тренинг по тайм-менеджменту

Организовать горячее питание

Ограничить свободный доступ в Internet во время рабочего дня

Организовать условия труда

Музыкальное сопровождение

к отдыху

Организовать стенды с правилами поведения

Рис. 4. Диаграмма связей

Каждое из названий списков характеризует один из важнейших факторов, определяющих пути решения проблемы.

Для анализа проблемы и выделения приоритетных направлений её решения была применена причинно-следственная диаграмма Исикавы (другое название - «рыбий скелет»). Главными «костями» диаграммы являются важнейшие факторы (названия списков) (рис. 5). Для выявления приоритетных факторов был применён метод парных сравнений (рис. 6), позволивший определить рейтинг (% важности) каждого фактора (отражён на диаграмме).

Студенты считают, что главным фактором укрепление дисциплины в коллективе организации является улучшение корпоративной культуры (33 %), то есть повышение комфортности труда. Корпоративная культура - это система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретной организации, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.

#

А вот фактор «Введение системы наказаний» имеет самую низкую оценку (0 %). Характерно, что именно этот фактор получил наибольшее распространение на российских предприятиях. К сожалению, применение наказаний - самый удобный выход при решении руководством проблемы повышения дисциплины труда, потому что остальные выходы требуют как материальных затрат, так и организационных усилий, и интеллектуального напряжения.

Можно отметить, что студенты мыслят более прогрессивно, чем руководство предприятий. Решение, полученное студентами, является оптимальным, так как состояние корпоративной (внутрифирменной) культуры - самый точный показатель мотивации труда работников этой организации. Высокая мотивация труда обеспечивает не только дисциплину труда, но и качество, и производительность работ во всех подразделениях организации, на всех рабочих местах. Решение проблемы 3: «Как повысить качество обучения в вузе?».

«Мозговой штурм» проводила группа студентов 5 курса в следующем составе: Е. Гурьева (руководитель), А. Андреева, А. Киселева, Т. Лебедева, Т. Уфаркина.

Рис. 5. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин низкой

дисциплины труда

Фактор 1 2 3 4 5 6 Баллы Рейтинг, %

1 в + - + + - 3 0,20

2 - + + - 2 0,13

3 + + шш, + + + 5 0,33

4 - - - - - 0 0

5 - - - + ШШ.: - 1 0,07

6 + + - + + 4 0,27

Сумма 15 1

Очевидно, что поставленная проблема не только актуальна, но имеет жизненную важность для общества. В соответствии с ИСО 9000:2000 «качество есть степень соответствия присущих характеристик требованиям», где под требованиями понимается удовлетворение потребителей, то есть заинтересованных в качестве образования сторон. Кто же эти заинтересованные стороны?

Если встать на позицию государства, то качество образования для него - это, прежде всего, выход «годного продукта», то есть доля студентов от числа поступивших, успешно освоивших образовательную программу, а также эффективность расходования предоставленных ресурсов.

С позиции студентов (и их родителей) качество образования связано с карьерным ростом выпускников, их желанием найти свое место (им хочется самое лучшее) в обществе.

Работодатели (потребители выпускников вузов) оценивают качество образования по тому, как молодые специалисты используют в практической деятельности знания, навыки и умения, приобретённые в период обучения.

Рис. 6. Метод парных сравнений

Преподаватель также участвует в оценке качества образования через оценку академической подготовленности студентов в предшествующий период, а также через реализацию своих возможностей в обучающей среде вуза.

Поэтому, на наш взгляд, поиски точного определения качества образования приведут к напрасной трате времени, так как образование является особенным продуктом, который имеет многофункциональную общественную значимость, и подходить к нему с точки зрения отдельной образовательной услуги не только некорректно, но просто нельзя.

Вероятно, проблема «качество образования» должна стать объектом дискуссии заинтересованных сторон. Рассматривая качество образования в вузе, можно выделить следующие заинтересованные стороны:

- органы управления образованием (учредители);

- поставщики «сырья» для образовательного процесса (школы, техникумы);

- потребители «продукции» образовательного процесса (работодатели);

- персонал, создающий качество (преподаватели, учёные);

- потребители качественного знания (студенты);

- общество (рынок качества знаний).

Вузу желательно получить от каждой заинтересованной стороны чётко сформулированные требования к качеству образования, с целью преобразования их в знания, умения, навыки, компетенции, культуру выпускников. Следовательно, главная цель образовательной деятельности - это максимальное удовлетворение общества. Если же под потребителями считать всё общество, то такой потребитель не умещается в стандарты ИСО 9000.

Основной метод решения проблемы - мозговой штурм {brain storming). Работа проводилась в два этапа. На первом этапе генерируются предложения (идеи), а на втором - они анализируются. Очень важно, когда всем процессом руководит опытный специалист.

«Мозговой штурм» в группе позволяет всем членам группы глубже вникнуть в сущность проблемы, а также позволяет создать ощущение коллективного авторства результатов. На этапе рождения идей члены группы выдвигают идеи по обсуждаемой проблеме. Необходимо помнить о следующих трёх важных условиях:

• каждый в группе должен иметь равные возможности выдвинуть свою идею,

® никто в группе не должен критиковать идеи на этапе выдвижения или пытаться их ка-ким-либо образом анализировать,

• выдвигаемые идеи должны быть записаны, чтобы все их могли видеть.

Участники штурма выдвигают по одной идее по очереди, двигаясь по кругу. Проблема и выдвинутые предложения записываются на доске. В качестве альтернативы можно воспользоваться компьютером. Конец первого этапа будет очевидным, когда скорость выдвижения новых идей снизится до нуля.

В результате 20-минутного «мозгового штурма» по обсуждаемой проблеме «Как повысить качество обучения в вузе?» участниками группы были предложены следующие идеи:

1. Непрерывно изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образования.

2. Постоянно совершенствовать образовательный процесс.

3. Создать вузовскую систему менеджмента качества (СМК).

4. Применять в обучении принципы TQM.

5. Улучшать учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

6. Повышать уровень владения информационными технологиями.

7. Совершенствовать воспитательную работу студентов.

8. Постоянно оценивать собственные возможности и достигнутые результаты по удовлетворению требований заинтересованных сторон.

9. Неуклонно выполнять требования системы менеджмента качества всеми руководителями и сотрудниками и непрерывно её совершенствовать.

10. Развивать и повышать профессиональный уровень сотрудников и их компетентность в области качества.

11. Создавать условия для продуктивной и

творческой работы профессорско-

преподавательского состава (ППС).

12. Ввести ответственность за качество образования и совершенствование собственных методов работы как закон для каждого сотрудника и студента университета.

13. Использовать новые образовательные технологии.

14. Интегрировать учебный процесс с наукой и производством.

15. Мотивировать желание преподавателей (ППС) самосовершенствоваться.

16. Оценивать вклад каждого преподавателя в успех деятельности вуза.

17. Добиться заинтересованности ППС в использовании новых знаний в своей работе.

18. Мотивировать персонал к повышению эффективности деятельности вуза.

19. Применять различные (альтернативные) программы обучения ППС.

20. Стимулировать ППС к повышению профессионального роста.

21. Использовать знания и потенциал учёных и специалистов мирового уровня.

22. Проводить независимые экспертизы качества образования.

23. Ввести постоянную отчётность о деятельности кафедр и факультетов вуза.

24. Повысить заинтересованность государства в высококлассных специалистах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Изучить и удовлетворять потребности современного рынка труда.

26. В обучении ориентироваться на международный рынок труда.

27. Совершенствовать систему административного управления вузом.

28. Ориентироваться на ведущие вузы в подготовке специалистов высокого уровня.

29. Раскрывать и задействовать потенциал каждого работника вуза.

30. Ввести внутреннее и внешнее оценивание вуза национальной системой по обеспечению качества.

31. Ориентироваться на повышение оценки качества полученных знаний выпускников.

32. Всемерно использовать чужой опыт для принятия собственных решений.

33. Увеличить размер стипендии.

34. Повысить зарплату ППС.

35. Совершенствовать библиотечный фонд.

36. Совершенствовать оргтехнику при обучении.

37. Чаще проводить культурно-досуговые мероприятия.

38. Обеспечивать трудоустройство после окончания вуза.

39. Мотивировать личную заинтересованность ППС в своей работе.

40. Заботиться об отдыхе и здоровье студентов.

41. Совершенствование информационных технологий обучения.

42. Обеспечить свободный доступ к 1Щеше1.

43. Дарить первокурсникам компьютеры.

44. Выделять выпускникам-медалистам жилплощадь.

45. Предоставлять бесплатный проезд до вуза.

46. Предоставлять возможность прохождения практики в Москве или за рубежом.

47. Ввести государственный контроль (тестирование) полученных знаний.

48. Обеспечить закрепление теоретических знаний практикой.

49. Ввести в вузе проверку (тестирование) остаточных знаний по каждому предмету.

Далее предложенные идеи были объединены в группы. Формирование групп проводилось по методу «диаграммы сродства». Ведущий называл первое из написанных на доске предложений, а члены группы подыскивали из числа остальных такие, которые отражают смысл высказанной идеи. И так последовательно перебирая все предложения, формируется список родственных идей (предложений). Затем с доски стираются идеи первого списка, и начинается формирование второго списка. Таким образом, было сформировано 6 списков. Методом «мозгового штурма» всей группы были сформулированы названия каждого списка, отражающего наиболее родственную связь.

Список 1. Повысить стимулирование студентов и преподавателей к качественному обучению:

1. Стимулировать ППС к повышению профессионального роста;

2. Увеличить размер стипендии;

3. Повысить зарплату ППС;

4. Чаще проводить культурно-досуговые мероприятия;

5. Обеспечивать трудоустройство выпускников;

6. Заботиться об отдыхе и здоровье студентов;

7. Дарить первокурсникам компьютеры;

8. Предоставлять выпускникам-медалистам жилплощадь;

9. Предоставлять бесплатный проезд до вуза;

10. Предоставлять возможность прохождения практики в Москве или за рубежом.

Список 2. Повышение качество профессорско-преподавательского состава (ППС):

1. Совершенствовать воспитательную работу студентов;

2. Развивать и повышать профессиональный уровень сотрудников вуза и их компетентность в области качества;

3. Ввести ответственность за качество образования и совершенствование собственных методов работы как закон для каждого сотрудника и студента университета;

4. Мотивировать желание преподавателей (ППС) самосовершенствоваться;

5. Оценивать вклад каждого преподавателя в успех деятельности вуза;

6. Добиться заинтересованности ППС в использовании новых знаний в своей работе;

7. Мотивировать персонал к повышению эффективности деятельности вуза;

8. Раскрывать и задействовать потенциал каждого работника вуза;

9. Стимулировать ППС к повышению своего профессионального роста;

10.Создавать условия для продуктивной и творческой работы ППС.

Список 3. Повышение качества организации и технологий обучения:

1. Постоянно совершенствовать образовательный процесс;

2. Использовать новые образовательные технологии;

3. Повышать уровень владения информационными технологиями;

4. Применять в обучении принципы TQM;

5. Создать вузовскую систему менеджмента качества (СМК);

6. Применять различные (альтернативные) программы обучения ППС;

7. Использовать знания и потенциал учёных и специалистов мирового уровня;

8. Совершенствовать систему административного управления вузом;

9. Обеспечить закрепление теоретических знаний практикой.

Список 4. Оснащённость материальной базы учебного процесса:

1. Улучшать учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса;

2. Совершенствовать библиотечный фонд;

3. Совершенствовать оргтехнику;

4. Совершенствовать информационные технологии в обучении;

5. Обеспечить свободный доступ к Internet.

Список 5. Улучшить контроль процесса

обучения:

1. Постоянно оценивать собственные возможности и достигнутые результаты по удовлетворению требований заинтересованных сторон;

2. Неуклонно выполнять требования системы менеджмента качества всеми руководителями и сотрудниками и непрерывно её совершенствовать;

3. Проводить независимые экспертизы качества образования;

4. Ввести постоянную отчётность о деятельности кафедр и факультетов вуза;

5. Ввести внутреннее и внешнее оценивание вуза национальной системой по обеспечению качества;

6. Ориентироваться на повышение оценки качества полученных знаний выпускников;

7. Ввести государственный контроль (тестирование) полученных знаний;

8. Ввести в вузе проверку (тестирование) остаточных знаний по каждому предмету.

Список 6. Влияние внешней среды:

1. Непрерывно изучать и прогнозировать требования заинтересованных сторон к качеству образования;

2. Интегрировать учебный процесс с наукой и производством;

3. Повысить заинтересованность государства в высококлассных специалистах;

4. Стремиться соответствовать общим тенденциям образования;

5. Изучить и удовлетворять потребности современного рынка труда;

6. В обучении ориентироваться на международный рынок труда;

7. Ориентироваться на ведущие вузы страны в подготовке специалистов высокого уровня;

8. Всемерно использовать чужой опыт для принятия собственных решений.

Названия списков отражают сущность основных факторов, обеспечивающих решение поставленной проблемы. Нас так же интересует, какие из выявленных факторов в наибольшей степени влияют на качество обучения в вузе.

Для анализа основных причин, влияющих на проблему, был выбран один из известных методов - «причинно-следственная диаграмма Иси-кавы» (или диаграмма «рыбьи кости»). Диаграмма Исикавы была разработана японскими учеными для научно-исследовательской работы, а затем предложена для решения проблем качества на производстве. Главными факторами («костями рыбы») являются 6 общих причин (названий списков), влияющих на данную проблему, которые были выявлены в процессе группировки полученных идей (рис. 7).

Рис. 7. Причинно-следственная диаграмма проблемы повышения качества обучения

Фактор 1 2 3 4 5 6 Баллы Рейтинг %

1 - - - + - 1 6,5

2 + + + + + 5 33,5

3 + - + + + 4 27,5

4 + - - - + 2 13

5 - - — + + 2 13

6 ..+ - - - - 1 6,5

Рис. 8. Метод парных сравнений при решении проблемы

Выбор наиболее приоритетных факторов произведём методом парных сравнений (рис. 8). Парная оценка, или метод парных сравнений, представляет собой процедуру установления предпочтений объектов при сравнении всех возможных пар.

Нанесём величину рейтингов на диаграмму Иси-кавы (рис. 7).

Полученный рейтинг показал, что наиболее важным фактором, влияющим на решение проблемы, является фактор «Повышение качества ППС». Его рейтинг составил более 33 %. На втором месте по значимости находится фактор «Повышение качества организации и технологий обучения» - 27,5 %. Далее факторы, набравшие по 13%, на которые также стоит обратить внимание, так как они тоже оказывают влияние на нашу проблему: «Оснащённость материальной базы» и «Контроль процесса образования». Наименее приоритетны группы: «Стимулирование» и «Влияние внешней среды».

Итак, в результате проведённой работы, можно осуществить анализ полученных результатов.

Студенты определили, что самыми важным фактором, оказывающим влияние на качество обучения в вузе, является качество преподавательского состава. Ответственность за качество образования и совершенствование собственных методов работы должен нести каждый сотрудник университета. Каждый преподаватель должен быть лично заинтересован в своей работе. Одновременно с этим со стороны руководства вуза должна исходить инициатива по повышению профессионального уровня преподавателей, их компетентности. Руководство должно мотивировать персонал к повышению качества деятельности всех подразделений вуза, а особенно кафедр. В интересах университета раскрывать и задействовать потенциал каждого работника, создавать условия для продуктивной и творческой работы.

Большое влияние качества организации и технологий обучения на решение проблемы свидетельствует о том, что необходимо постоянно совершенствовать образовательный процесс, использовать новые образовательные технологии, повышать уровень владения информационными технологиями, а также применять принципы TQM и создать вузовскую систему менеджмента качества (СМК).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным является не только профессионализм ППС и управленцев в сфере образования, но и понимание законов и правил, в рамках которых предстоит работать. Требуется не только оттачивать педагогическое мастерство и совершенствовать содержание обучения, не только овладевать современными технологиями обучения и техническими средствами поддержки образовательного процесса, но и использовать другие инструменты менеджмента: инноваци-

онный менеджмент, стратегическое планирование образовательного процесса, эффективного управления ресурсами образования, функциональное моделирование процессов и др.

Одним из таких инструментов, внедрение которого позволило бы российскому образованию занять достойное место на международной арене и быть конкурентоспособным, является применение принципов всеобщего управления качеством и создание систем менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Системы менеджмента качества успешно применяются на промышленных предприятиях, где позволяют улучшать деятельность, повышать качество продукции и услуг, лучше презентовать свои достижения в целях рекламы, а также решать различные проблемы, выбирая приоритеты, опираясь на системный подход. Кроме того, использование указанных подходов позволяет партнерам (потребителям, поставщикам, другим заинтересованным сторонам и лицам) иметь единую основу для взаимодействия, позволяющую гарантировать не только результирующее качество, но и уверенность во всех аспектах сотрудничества.

Образовательная деятельность относится к сфере предоставления услуг достаточно условно, имеет свои особенности и отличия. Тем не менее опыт применения систем менеджмента качества в образовании показал реальность их использования в этой области, возможность улучшения деятельности образовательного учреждения, достижения более высоких результатов.

Вместе с этим в результате работы по созданию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях обнажаются и решаются не только проблемы, связанные с основной деятельностью, но и возникают собственно внедренческие проблемы, а лучше сказать барьеры, которые требуют не менее пристального внимания и поиска путей по их решению.

Одним из таких барьеров является неприятие персоналом образовательного учреждения перемен, что влечёт за собой их активное сопротивление внедрению даже проверенных практикой стратегических новаций. При этом следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Преподаватель не может включиться в выполнение формальных требований системы до тех пор, пока в его сознании не сложилась концепция полного понимания вопроса, так как он является активным исполнителем по определению.

2. Через преподавателя проходят главные управленческие нити всех основных процессов деятельности образовательного учреждения: процессов разра-

ботки образовательных программ, набора обучающихся, обучения, воспитания, итоговой аттестации.

3. Обучение персонала в образовательном учреждении может привести к желаемому результату только тогда, когда преподаватель будет заинтересован в использовании получаемых знаний в своей преподавательской практике

Преподаватель является одновременно конечным исполнителем в структуре управленческой иерархии и очень важным руководителем высокого уровня на очень ответственном участке - образовательном процессе.

Главное отличие образования от производственной сферы при проектировании и внедрении систем менеджмента качества заключается именно в роли персонала, прежде всего профессорско-преподавательского состава, вклад которого в образование и определяет успех или неуспех деятельности образовательного учреждения.

Очень важным фактором для решения поставленной проблемы является стимулирование ППС и студентов к качественному обучению. Следовательно, программа повышения квалификации преподавателей должна быть конкретной, иметь практическую направленность и отражать все особенности системы менеджмента качества в образовании. Стимулом для участия в составлении плана обучения может служить ясная перспектива улучшения деятельности и профессионального роста за счёт оптимизации функциональных обязанностей и использования инновационных подходов. Отсюда вытекает основная задача преподавателя - повышение эффективности основной деятельности за счёт применения методов менеджмента качества.

Программы обучения должны быть составлены отдельно для каждой категории работников вуза. При этом учитывается место и роль данной категории работников в общей структуре системы управления качеством, подготовленность и предыдущие этапы обучения, а также перспективы деятельности конкретного человека. Привлечение преподавателей к проведению занятий по менеджменту качества, к участию в оформлении рейтинговых отчетов кафедры, факультета, вуза и результатов независимой экспертизы качества образования - всё это является эффективным подходом по решению проблемы мотивации преподавателей.

Инновационная деятельность образовательного учреждения, базирующаяся на принципах всеобщего управления качеством (Total Quality Management), позволяет объединить усилия всех участников образовательного процесса на достижение стратегических целей деятельности, направленной на подготовку высококлассных специалистов.

Создание системы менеджмента качества университета и совершенствование общей системы административного управления вузом должно проходить на основе идеи всеобщего управления качеством. Эго позволит сохранить университету лидирующие позиции в подготовке специалистов высокого уровня, соответствующего российским и мировым требованиям, эффективно задействовать потенциал всего персонала для достижения наилучших результатов деятельности, распространить опыт внедрения систем менеджмента качества в среде образовательных учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азаров, В. Н. Моделирование процессов образовательной деятельности с целью улучшения её качества / В. Н. Азаров, А. Н. Жичкин // Качество. Инновации. Образование. - 2002. -№3.

2. Кравцова, Л. А. Управление качеством в образовании - взгляд со стороны / Л. А. Кравцова, В. Ж. Куклин // Качество. Образование. Инновации. - 2003. -№ 4.

3. Самсонова, М. В. Технология и методы коллективного решения проблем: учебное пособие / М. В. Самсонова, В. В. Ефимов. - Ульяновск: УлГТУ, 2003.

4. Соловьёв, В. П. Основные подходы к формированию модели системы качества вуза / В. П. Соловьёв, Ю П. Акимов, Е. Ю. Тишина, Н. И. Максимов, И. Н. Бородулин // Качество. Инновации. Образование. - 2003. - № 2. - С. 23-31.

5. Тимченко, В. В. Обучение и мотивация персонала вуза в системе менеджмента качества / В. В. Тимченко // Качество. Образование. Инновации. - 2003. - № 3.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление качеством» УлГТУ.

Пушкина Элла Николаевна, студентка 5-го курса экономико-математического факультета

УлГТУ

Гурьева Евгения Валерьевна, студентка 5-го курса экономико-математического факультета

УлГТУ.

Каримова Земфира Асраровна, студентка 5-го курса экономико-математического факультета

УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.