Научная статья на тему 'Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости'

Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕРАТИВНОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / GENERATIVE / TIME PERSPECTIVE / EARLY ADULTHOOD / MIDDLE ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Мария Константиновна, Стрижицкая Ольга Юрьевна

В исследовании рассматривались отношения генеративности и временной перспективы в период ранней и средней взрослости (25-32 и 35-40 лет). Приняло участие 82 респондента (35 мужчин, 47 женщин). Выявлено, что генеративная направленность и частота генеративных действий связаны с показателями временной перспективы. Показано, что на становление генеративности способны оказывать влияние разные характеристики временной перспективы в зависимости от половозрастных особенностей. Библиогр. 31 назв. Табл. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATIVE AND TIME PERSPECTIVE IN THE EARLY AND MIDDLE ADULTHOOD

The study examined the relationship of generative and temporal perspectives in the early and middle adulthood (25-32 and 35-40 years). The study involved 82 respondents (35 men, 47 women). It was found that the frequency and orientation of generative actions is associated with indicators of time perspective. It is shown that the formation of generativity can influence the characteristics of the different time perspective, depending on age and gender characteristics. Levels of difference in generative manifestations depending on age and gender factors have been identified. Refs 31. Tables 3.

Текст научной работы на тему «Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2016. Вып. 2

М. К. Полякова, О. Ю. Стрижицкая

ГЕНЕРАТИВНОСТЬ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ*

В исследовании рассматривались отношения генеративности и временной перспективы в период ранней и средней взрослости (25-32 и 35-40 лет). Приняло участие 82 респондента (35 мужчин, 47 женщин). Выявлено, что генеративная направленность и частота генеративных действий связаны с показателями временной перспективы. Показано, что на становление генеративности способны оказывать влияние разные характеристики временной перспективы в зависимости от половозрастных особенностей. Библиогр. 31 назв. Табл. 3.

Ключевые слова: генеративность, временная перспектива, ранняя взрослость, средняя взрослость.

M. K. Polyakova, O. Yu. Strizhitskaya

GENERATIVE AND TIME PERSPECTIVE IN THE EARLY AND MIDDLE ADULTHOOD

The study examined the relationship of generative and temporal perspectives in the early and middle adulthood (25-32 and 35-40 years). The study involved 82 respondents (35 men, 47 women). It was found that the frequency and orientation of generative actions is associated with indicators of time perspective. It is shown that the formation of generativity can influence the characteristics of the different time perspective, depending on age and gender characteristics. Levels of difference in generative manifestations depending on age and gender factors have been identified. Refs 31. Tables 3.

Keywords: generative, time perspective, early adulthood, middle adulthood.

Современное общество сталкивается с преобразованиями в структуре родственных связей. На фоне роста продолжительности жизни и уменьшения количества детей в семьях происходит сокращение представителей одного поколения и формирование родственных связей по типу «каланчи». Одновременно увеличивается количество разводов, за счет чего усложняется система родственных взаимодействий, которая включает не только непосредственных представителей семьи, но и некровных родственников, с которыми сохранились отношения. Следует также отметить и другую специфическую черту межпоколенных отношений — эффект неопределенности. Этот эффект вызван противоречиями в представлениях о культурных нормах и нормах воспитания детей. В связи с такими изменениями усложняется и само взаимодействие между представителями различных поколений — как внутри одной семьи, так и в обществе в целом.

Полякова Мария Константиновна — магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Стрижицкая Ольга Юрьевна — канд. психол. наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

Polyakova Maria Konstantinovna— Master's Degree Student, St. Petersburg State University, 7/9, Uni-versitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

Strizhitskaya Olga Yurievna — PhD, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]

* Исследование проведено при поддержке гранта Президента МК-3345.2015.6 «Межпоколенные отношения как психологический ресурс позитивного функционирования взрослого человека». © Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

В данной работе мы хотели бы обратиться к характеристике, которая, по нашему мнению, лежит в основе любого межпоколенного взаимодействия, и, возможно, ее сформированность может влиять на характер, интенсивность и качество такого взаимодействия. Такой характеристикой, на наш взгляд, может быть генератив-ность.

Понятие генеративности было введено Э. Эриксоном как задача седьмой, самой длинной стадии жизненного цикла человека, охватывающей период взрослости. Она понималась как потребность в заботе и наставлении молодых людей, а также передаче своего опыта последующим поколениям. Труды Э. Эриксона стимулировали его последователей к изучению характеристик данного феномена, его роли в жизни и развитии человека и общества [1-5]. Дж. Котр представлял генеративную направленность как желание инвестировать свои усилия в молодое поколение, символически продлевая себе жизнь на столько, на сколько долго будет длиться оказанное влияние [6]. В нашем исследовании генеративность понималась как стремление человека передать свой опыт и проявить заботу о следующих поколениях.

В последнее десятилетие прошлого века тема генеративности стала активно изучаться в рамках эмпирических исследований. Появилось множество работ, раскрывающих предикторы [7, 8], поведенческие проявления [9-12], связи генеративности с личностными характеристиками [13], структуру генеративности [14] и др. В структуру генеративности включены ее поведенческие проявления. Они могут быть представлены как генеративные действия — действия, направленные на создание чего-либо нового, поддержку и помощь другим людям, которые оказывают влияние на последующие поколения [14]. В ходе проверки выдвигаемых Э. Эрик-соном гипотез подтвердилось предположение о важности для взрослого человека самореализации в сферах проявления генеративных действий [15-18].

В отечественной психологии схожим по смыслу с генеративностью можно считать понятие персонализации, введенное В. А. Петровским, которое обозначает участие и «вклад» человека в жизнь другого («отраженная субъектность» человека в другом) [19, 20]. Хотя оба понятия касаются вопросов реализации себя за пределами собственной жизнедеятельности, генеративность имеет более тесную связь с межпоколенческими отношениями. Отечественными исследователями связь поколений изучается преимущественно в контексте детско-родительских и прародительских отношений (Д. И. Фельдштейн, М. В. Сапоровская, М. В. Ермолаева, В. И. Пищик, М. И. Постникова и др.). Непосредственно генеративность не являлась предметом специального изучения.

Изначально имелось представление о связи генеративности с направленностью на реализацию себя в будущем посредством продуктов своего труда и воспитания детей [18, 21]. На связь генеративности с отношением к будущему времени указывали исследователи при изучении автобиографических эпизодов [22, 23], значимости генеративности для общества [24], межпоколенческих отношений [1, 16] и др. В исследованиях была выявлена связь роста генеративных мотивов с ограниченностью временной перспективы. При помощи структурного моделирования было выявлено, что ограниченность временной перспективы оказывает прямое влияние на рост генеративных мотивов [25, 26]. Возможно, это указывает на влияние осознания конечности жизни на становление генеративности.

Существующие исследования рассматривают генеративность в основном в отдельных периодах, например, в ранней взрослости, в период старения и др. Мы предполагаем, что генеративность развивается последовательно на протяжении всего периода взрослости. При этом мы предполагаем, что психологические механизмы, обеспечивающие функционирование и развитие данной характеристики, могут отличаться в зависимости от возраста и пола. Имеющиеся данные свидетельствуют о влиянии на генеративность временной перспективы, которая, в свою очередь, является подвижным конструктом, что создает возможности для гармонизации отношений между поколениями, воздействия на временную перспективу. В нашем исследовании мы предприняли попытку обнаружить соотношение особенностей генеративности с особенностями временной перспективы в ранней и средней взрослости.

Методы

Для исследования выраженности особенностей генеративности были использованы: «Шкала генеративности Лойолы» (LGS), измеряющая уровень направленности в наставлении молодого поколения [14]; «Список генеративных действий» (GBC), измеряющий частоту совершения генеративных действий в ближайшие месяцы [22, 27]. «Шкала генеративности Лойолы», с письменного разрешения ее автора Д. МакАдамса, была дважды переведена на русский язык независимыми переводчиками, после чего были отобраны наиболее удачные формулировки перевода. Для валидизации методики было опрошено 198 человек, возраст 26-83 года. По результатам опроса а-Кронбаха составила 0,89, при исключении любого из 20-ти пунктов показатель а-Кронбаха снижался. В соответствии с оригинальной методикой, все пункты шкалы рассматривались как единый показатель. На данном этапе идет сбор данных для проверки ре-тестовой надежности методики. «Список генеративных действий» представлял собой перечень действий, которые могут отражать реализацию генеративной направленности в поведении человека. Перечень действий основан на данных исследователей о том, какие действия можно отнести к генеративным. Список не является исчерпывающим, но позволяет составить некоторое представление о соотношении генеративности как феномена с ее проявлениями в реальной жизни.

Для исследования особенностей временной перспективы были использованы следующие методики: «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ) А. А. Кроника и Е. И. Головахи [28-30]; «Семантический дифференциал времени» (СДВ) Л. И. Вас-сермана, Е. А. Трифоновой, К. Р. Червинской [31].

Обработка результатов производилась с помощью следующих методов: корреляционного анализа по критерию r-Пирсона, сравнительного анализа по t-критерию Стьюдента, ANOVA, регрессионного анализа. Обработка и анализ данных проводились с помощью пакета статистических программ SPSS 17.0.

Описание выборки. В исследовании приняло участие 82 респондента (35 мужчин и 47 женщин). Выборка была разделена на две возрастные группы: 25-32 года (N = 51) и 35-40 лет (N = 31).

Результаты эмпирического исследования

В результате корреляционного анализа было выявлено, что между уровнем генеративной направленности (LGS) и частотой выполнения генеративных действий (LBS) существует связь (r = 0,45; p < 0,001): люди, которые хотят оказать влияние на следующие поколения, действительно совершают генеративные действия в настоящее время. Генеративная направленность (LGS) возрастала (табл. 1) при повышении ожидаемой продолжительности жизни (r = 0,45; p < 0,001), отношении к жизни как полной событиями и впечатлениями (r = 0,38; p < 0,001) и большом количестве интервалов жизни, оцененных как максимально насыщенные (r = 0,34; p < 0,001). Понижение показателя было обнаружено при высоком коэффициенте взрослости (r = -0,46; p < 0,001) и психологическим возрасте (r = -0,26; p < 0,05). Такие результаты обратны обнаруженным закономерностям в западных исследованиях, где генеративность была связана с ограниченностью временной перспективы [26, 27]. Также генеративная направленность возрастала при ряде особенностей восприятия настоящего и будущего времени. Так, с генеративной направленностью были положительно связаны четыре характеристики настоящего времени: активность (r = 0,42; p < 0,001), эмоциональная окраска (r = 0,44; p < 0,001), величина (r = 0,32; p < 0,001) и структура (r = 0,29; p < 0,05). Генеративная направленность была также связана с пятью характеристиками будущего времени: активность (r = 0,41; p < 0,001), эмоциональная окраска (r = 0,47; p < 0,001), величина (r = 0,35; p < 0,001), структура (r = 0,32; p < 0,001) и ощущаемость (r = 0,30; p < 0,001). С частотой совершения генеративных действий были связаны средняя насыщенность жизни (r = 0,28; p < 0,05), количество наивысших оценок жизненных интервалов (r = 0,36; p < 0,001), понимание структуры настоящего (r = 0,25; p < 0,05) и будущего (r = 0,37; p < 0,001) времен, ощущаемость будущего времени (r = 0,35; p < 0,001). Значимого уровня корреляций между формами проявлений генеративности и отношения к прошлому не было обнаружено ни по одному показателю. Таким образом, можно предположить, что одним из показателей благоприятного развития генеративно-сти является удовлетворенность своим настоящим и наличие благоприятных перспектив в будущем.

Табпица 1. Результаты корреляционного анализа связей генеративности и временной перспективы

Особенности временной перспективы Генеративная направленность (LGS) Генеративные действия (LBS)

Ожидаемая продолжительность жизни ,447**

Коэффициент взрослости -,461**

Психологический возраст -,263*

Средняя насыщенность жизни ,379** ,278*

Количество «10» ,344** ,357**

Ассоциации с настоящим временем

1. Активность времени ,424**

2. Эмоциональная окраска ,436**

3. Величина времени ,328**

4. Структура ,287* ,250*

Ассоциации с будущим временем

1. Активность времени ,414**

2. Эмоциональная окраска ,467**

3. Величина времени ,353**

4. Структура ,318** ,373**

5. Ощущаемость ,299** ,350**

Примечания. * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Приводятся статистически достоверные корреляционные связи. Связи со значимостью p > 0,05 опущены, ячейки оставлены пустыми.

Между возрастными и половыми группами отсутствовали значимые изменения в уровне выраженности проявления генеративности. Анализ ANOVA для возрастных и половых групп также не выявил достоверных отличий по уровню выраженности зависимых переменных генеративной направленности и частоты совершения генеративных действий.

По результатам регрессионного анализа были выявлены следующие проявления генеративности в зависимости от временной перспективы в контексте половозрастных различий. В становление генеративности в период ранней взрослости вносили вклад три компонента временной перспективы (табл. 2): коэффициент взрослости и эмоциональная окраска настоящего в LGS и ощущаемость будущего в GBC. В средней взрослости положительная эмоциональная окраска будущего была способна объяснить 52 % дисперсии генеративной направленности. На наш взгляд, разница вклада временной перспективы в становление генеративности в разных периодах взрослости может быть обусловлена тем, что на ранних стадиях формирования генеративности другие психологические характеристики являются более важными, чем на стадиях, когда уже заложена основа дальнейшего формирования генеративности. Исходя из этого, можно предположить, что в ранней взрослости воздействие на временную перспективу будет наиболее продуктивным с точки зрения гармонизации отношений между поколениями.

Таблица 2. Результаты регрессионного анализа данных в различных возрастных группах

Model Для переменной LGS Для переменной GBC

Beta t Sig. Beta t Sig.

Ранняя взрослость

Коэффициент взрослости -,505 -4,093 ,000

Эмоциональная окраска настоящего ,295 2,391 ,021

Ощущаемость будущего ,358 2,488 ,017

Средняя взрослость

Эмоциональная окраска будущего ,722 5,117 ,000

Примечания. Приводятся статистически достоверные регрессионные связи. Связи со значимостью p > 0,05 опущены, ячейки оставлены пустыми.

В генеративную направленность (LGS) мужчин вносили вклад ожидаемая продолжительность жизни и низкая реализованность (табл. 3). В частоту совершения генеративных действий (GBC) у мужчин вклад вносили ощущение активности настоящего времени и количество максимальных оценок насыщенности периодов жизни. У женщин эмоциональная окраска будущего объясняла 32 % дисперсии уровня генеративной направленности (LGS). Такие результаты, скорее всего, свидетельствуют о зависимости у мужчин становления генеративности от временной перспективы.

Таблица 3. Результаты регрессионного анализа данных в различных гендерных группах

Model Для переменной LGS Для переменной GBC

Beta t Sig. Beta t Sig.

Мужчины

Ожидаемая продолжительность жизни ,604 4,358 ,000

Психологический возраст -,339 -2,450 ,021

Активность настоящего времени ,386 2,437 ,022

Кол-во «10» ,383 2,417 ,023

Женщины

Эмоциональная окраска будущего ,567 4,243 ,000

П р и м е ч а н и я. Приводятся статистически достоверные регрессионные связи. Связи со значимостью p > 0,05 опущены, ячейки оставлены пустыми.

Обсуждение результатов

Данные корреляционного анализа свидетельствуют о наличии связей проявлений генеративности с особенностями временной перспективы и связанности проявлений генеративности в действиях (GBC) и генеративных намерений (LGS). Анализируя полученные связи, можно заметить, что генеративная направленность связана с множеством форм проявления насыщенности жизни, наличием планов на будущее, а также с ясным представлением и эмоционально положительным отношением к настоящему и будущему.

Исходя из теоретического анализа, мы предположили, что временная перспектива может являться причиной формирования компонентов генеративности. Для проверки способности компонентов временной перспективы объяснить изменчивость проявлений генеративности нами был проведен регрессионный анализ.

В ранней взрослости, вероятно, людям для становления генеративности важно считать, что будущее несет для них самих нечто радостное, тогда они видят возможность реализации своих генеративных намерений. При этом, возможно, удовлетворенность актуальной жизненной ситуацией создавала ресурс для веры человека в свои силы и в возможность ему самому стать наставником для более молодых людей. В настоящее время генеративное поведение проявляли в большей мере люди, способные видеть последствия своих поступков.

Для роста генеративной направленности в период средней взрослости особенно важным оказалось оптимистическое восприятие будущего. Стоит отметить, что вклад данной характеристики в генеративную направленность составил около

50 %, что может свидетельствовать о том, что людям в период средней взрослости необходимо особо позитивно относиться к будущему для развития стремления внести свой вклад в будущее следующих поколений.

При анализе возможного вклада временной перспективы в развитие генера-тивности были выявлены следующие различия между мужчинами и женщинами. У мужчин предполагаемая продолжительность жизни могла оказать значительное влияние на становление генеративной направленности. Динамичность настоящего времени и количество оцененных интервалов жизни на максимальный балл были взаимосвязаны с проявлениями генеративности. Этот результат можно интерпретировать следующим образом: мужчины, живущие активной жизнью или воспринимающие ее как таковую, в большей степени помогают людям и вносят вклад в заботу об окружающей среде. Интересно, что результат регрессионного анализа женщин схож с результатом анализа для людей среднего возраста: им также важно верить в радостное будущее для становления генеративной направленности. Данный результат схож с результатами исследований Дж. Снери, в которых было показано, что женщины изначально более генеративны, чем мужчины, и такие факторы, как возраст и наличие/отсутствие ребенка, сказываются на уровне генеративности в меньшей степени, и зачастую они оказываются незначимы [8]. Возможно, женщины в периоды ранней и средней взрослости имеют схожую структуру гене-ративности, тогда как мужчины приобретают такую структуру в старшем возрасте.

Выводы

В результате проведенного исследования гипотеза о различии выраженности проявлений генеративности в зависимости от возрастной группы и пола подтверждена не была. Значимого вклада пола, возраста и взаимодействия этих факторов в становление генеративной направленности и частоты совершения генеративных действий выявлено не было. Это может свидетельствовать о не столь значимом вкладе этих переменных в становление генеративности и особой значимости иных факторов, не связанных с перечисленными.

Проявления генеративности имели разную степень выраженности в связи с особенностями временной перспективы. Генеративная направленность была связана со многими показателями временной перспективы (14 факторов), относящимися к прожитой и предполагаемой в будущем насыщенности жизни, наличием планов на будущее, а также с ясным представлением и эмоционально положительным отношением к настоящему и будущему. Не было выявлено связей компонентов генеративности с отношением к прошлому.

Структура связей генеративности и временной перспективы сильно отличалась в зависимости от возраста и пола. Не было выявлено ни одного показателя временной перспективы, который бы одновременно мог оказывать влияние на развитие генеративности как для мужчин, так и для женщин; как для ранней взрослости, так и для средней. Это может свидетельствовать об особой гендерной и возрастной специфике формирования генеративности.

Возможные ограничения. Данное пилотажное исследование имеет ограничения интерпретации в связи с малой выборкой. Однако были получены результаты, которые могут говорить о наличии некоторых тенденций.

Литература

1. de St. Aubin E., McAdams D. P. The relation of generative concern and generative action to personality traits, satisfaction/happiness with life, and ego development // Journal of Adult Development. 1995. Vol. 2. P. 99-112

2. Erikson E. H. Young man Luther: A study in psychoanalysis and history. New York: Norton, 1958. 288 p.

3. Erikson E. H. Insight and responsibility. New York: Norton, 1964. 164 p.

4. Erikson E. H. The life cycle completed. New York: Norton, 1982. 108 p.

5. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с

6. Kotre J. Outliving the self: Generativity and the interpretation of lives. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 1984. 282 p.

7. McAdams D. P., Hart H. M., Maruna S. The anatomy of generativity // Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, D.C.: APA Press, 1998. P. 7-43.

8. Snarey J. How Fathers Care for the Next Generation: A Four-Decade Study. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993. 403 p.

9. de St. Aubin E., Bach M. Explorations in generativity and culture // The Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective / ed. by L. A. Jensen. New York: Oxford University Press, 2015. P. 653-665.

10. Allen K. R. Single women/family ties: Life histories of older women. Newbury Park, CA: Sage, 1989. 149 p.

11. Milardo R. Generative uncle and nephew relationships // Journal of Marriage and Family. 2005. Vol. 67. P. 1226-1236.

12. Ryff C. D., Heincke S. G. Subjective organization of personality in adulthood and aging // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 807-816.

13. Rubinstein R. L. Childlessness, legacy, and generativity // Generations. 1996. Vol. 20. P. 58-60.

14. McAdams D. P., de St. Aubin E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62. P. 20-13.

15. Eggers S. J., Hensley B. H. Empowering spirituality and generativity through intergenerational connections // Journal of Religion, Spirituality & Aging. 2004. Vol. 17. P. 87-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Rothrauff T., Cooney T. M. The role of generativity in psychological wellbeing: Does it differ for childless adults and parents? // Journal of Adult Development. 2008. Vol. 15. P. 148-159.

17. Vaillant G. E., Milofsky E. The natural history of male psychological health: IX. Empirical evidence for Erikson's model of the life cycle // American Journal of Psychiatry. 1980. Vol. 137. P. 1348-1359.

18. Kotre J. Outliving the self: How we live on in future generations. New York: Norton, 1996. 282 p.

19. Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1993. 76 с.

20. Петровский A. B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1999. 528 с.

21. McAdams D. P., Logan R. L. What Is Generativity? // The generative society: Caring for future generations. Washington, DC: American Psychological Association, 2004. P. 15-31.

22. McAdams D. P., Ruetzel K., Foley J. M. Complexity and generativity at midlife: Relations among social motives, ego development, and adults' plans for the future // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. P. 800-807.

23. Peterson B. E., Stewart A. J. Using personal and fictional documents to assess psychosocial development: A case study of Vera Brittain's generativity // Psychology and Aging. 1990. Vol. 5. P. 400-411.

24. Morselli D., Passini S. Measuring Prosocial Attitudes for Future Generations: The Social Generativity Scale // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22. P. 173-182.

25. Kooij D., Van de Voorde K. How changes in subjective general health predict future time perspective, and development and generativity motives over the lifespan // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Vol. 84. P. 228-247.

26. Ackerman S., ZuroffD., Moskowitz D. S. Generativity in midlife and young adults: Links to agency, communion, and subjective well-being // International Journal of Aging and Human Development. 2000. Vol. 50. P. 17-41.

27. Coudin G., Lima M. L. Being well as time goes by: future time perspective and well-being // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. 2011. Vol. 11(2). P. 219-232.

28. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2004. 319 с.

29. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.

30. Головаха Е. И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1985. С. 256-265.

31. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: [Б.и.], 2009. 44 с.

Для цитирования: Полякова М. К., Стрижицкая О. Ю. Генеративность и временная перспектива в ранней и средней взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 88-97. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.210

References

1. de St. Aubin, E., & McAdams, D. P. The relation of generative concern and generative action to personality traits, satisfaction/happiness with life, and ego development. Journal of Adult Development, 1995, vol. 2, pp. 99-112.

2. Erikson E. H. Young man Luther: A study in psychoanalysis and history. New York, Norton, 1958. 288 p.

3. Erikson E. H. Insight and responsibility. New York, Norton, 1964. 164 p.

4. Erikson E. H. The life cycle completed. New York, Norton, 1982 108 p.

5. Erikson E. Detstvo i obshchestvo. Izd. 2-e, pererab. i dop. [Childhood and Society. Ed. 2nd, Revised. and ext]. Transl. from English. St. Petersburg, Lenato Publ., ACT Publ., Fond «Universitetskaia kniga», 1996. 592 p.

6. Kotre J. Outliving the self: Generativity and the interpretation of lives. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 1984. 282 p.

7. McAdams D. P., Hart H. M., Maruna S. The anatomy of generativity. Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, D.C.: APA Press, 1998, pp. 7-43.

8. Snarey J. How Fathers Care for the Next Generation: A Four-Decade Study. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1993. 403 p.

9. de St. Aubin E., Bach M. Explorations in generativity and culture. The Oxford Handbook of Human Development and Culture: An Interdisciplinary Perspective. Ed. by L. A. Jensen. New York, Oxford University Press, 2015, pp. 653-665.

10. Allen K. R. Single women/family ties: Life histories of older women. Newbury Park, CA, Sage, 1989. 149 p.

11. Milardo R. Generative uncle and nephew relationships. Journal of Marriage and Family, 2005, vol. 67, pp. 1226-1236.

12. Ryff C. D., Heincke S. G. Subjective organization of personality in adulthood and aging. Journal of Personality and Social Psychology, 1983, vol. 44, pp. 807-816.

13. Rubinstein R. L. Childlessness, legacy, and generativity. Generations, 1996, vol. 20, pp. 58-60.

14. McAdams D. P., de St. Aubin E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography. Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, pp. 20-13.

15. Eggers S. J., Hensley B. H. Empowering spirituality and generativity through intergenerational connections. Journal of Religion, Spirituality and Aging, 2004, vol. 17, pp. 87-108.

16. Rothrauff T., Cooney T. M. The role of generativity in psychological wellbeing: Does it differ for childless adults and parents? Journal of Adult Development, 2008, vol. 15, pp. 148-159.

17. Vaillant G. E., Milofsky E. The natural history of male psychological health: IX. Empirical evidence for Erikson's model of the life cycle. American Journal of Psychiatry, 1980, vol. 137, pp. 1348-1359.

18. Kotre J. Outliving the self: How we live on in future generations. New York, Norton, 1996. 282 p.

19. Petrovsky V. A. Fenomen sub"ektnosti vpsikhologii lichnosti. Dis. d-ra psikhol. nauk [Thephenomenon of subjectivity in Personal Psychology. Dis. Dr. psychol. sciences]. Moscow, 1993. 76 p. (In Russian)

20. Petrovskiy A. B., Yaroshevskiy M. G. Osnovy teoreticheskoi psikhologii [Basics of Theoretical psychology]. Moscow, Infra-M Publ., 1999. p. 528. (In Russian)

21. McAdams D. P., Logan R. L. What Is Generativity? The generative society: Caring for future generations. Washington, DC, American Psychological Association, 2004, pp. 15-31.

22. McAdams D. P., Ruetzel K., Foley J. M. Complexity and generativity at midlife: Relations among social motives, ego development, and adults' plans for the future. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, vol. 50, pp. 800-807.

23. Peterson B. E., Stewart A. J. Using personal and fictional documents to assess psychosocial development: A case study of Vera Brittain's generativity. Psychology and Aging, 1990, vol. 5, pp. 400-411.

24. Morselli D., Passini S. Measuring Prosocial Attitudes for Future Generations: The Social Generativity Scale. Journal of Adult Development, 2015, vol. 22, pp. 173-182.

25. Kooij D., Van de Voorde K. How changes in subjective general health predict future time perspective, and development and generativity motives over the lifespan. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2011, vol. 84, pp. 228-247.

26. Ackerman S., Zuroff D., Moskowitz D. S. Generativity in midlife and young adults: Links to agency, communion, and subjective well-being. International Journal of Aging and Human Development, 2000, vol. 50, pp. 17-41.

27. Coudin G., Lima M. L. Being well as time goes by: future time perspective and well-being. International Journal of Psychology and Psychological Therapy, 2011, vol. 11(2), pp. 219-232.

28. Druzhinin V. N. Eksperimental'naia psikhologiia: uchebnik dlia vuzov. 2-e izd., dop. [Experimental Psychology: a textbook for high schools. 2nd ed.]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 319 p. (In Russian)

29. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremia lichnosti [Psychological time of personality]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1984. 208p. (In Russian)

30. Golovakha E.I. [Criteria for life productivity]. Zhizn' kak tvorchestvo: Sotsialno-psikhologicheskii analiz [Life as Creativity: Socio-psychological analysis]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1985, pp. 256-265. (In Russian)

31. Wasserman L. I., Trifonov E. A., Chervinskaya K. R. Semanticheskii differentsial vremeni: ekspertnaia psikhodiagnosticheskaia sistema v meditsinskoi psikhologii: posobie dlia vrachei i meditsinskikh psikhologov [Semantic Differential of time: expert psycho-diagnostic system of medical psychology: A manual for physicians and medical psychologists]. St. Petersburg, 2009, 44 p. (In Russian)

For citation: Polyakova M. K., Strizhitskaya O. Yu. Generative and time perspective in the early and middle adulthood. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 2016, issue 2, pp. 8897. DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.210

Статья поступила в редакцию 10 февраля 2016 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.