Научная статья на тему 'ГЕНЕРАЛ АНТЕ ГОТОВИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ (КИНО)ГЕРОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ХОРВАТИИ'

ГЕНЕРАЛ АНТЕ ГОТОВИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ (КИНО)ГЕРОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ХОРВАТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ / АНТЕ ГОТОВИНА / ХОРВАТИЯ / СТРАНЫ БЫВШЕЙ ЮГОСЛАВИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова С. В.

Хорватия, преодолевая югославское прошлое и превращая Отечественную войну 1991-1995 гг. в миф основания, переживает активные процессы в области (ре)формирования национальной идентичности. Неотъемлемым компонентом последних является создание пантеона национальных героев. На примере генерала Анте Готовины показывается, каким образом отдельные исторические фигуры могут превращаться в символ, воплощающий нацию в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL ANTE GOTOVINA AS A POLITICAL SYMBOL AND NATIONAL (MOVIE)HERO OF INDEPENDENT CROATIA

Croatia is going through active processes of (re)formation of national identity by overcoming the Yugoslav past and transforming the Homeland War (1991-1995) into the founding myth. An integral component of these processes is the creation of a pantheon of national heroes. Using the example of General Ante Gotovina, the author shows how historical figures can turn into a symbol that embodies the nation as a whole.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕРАЛ АНТЕ ГОТОВИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ (КИНО)ГЕРОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ХОРВАТИИ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2021, № 5, с. 9-17

9

И С Т О Р И Я

УДК 94

DOI 10.52452/19931778_2021_5_9

ГЕНЕРАЛ АНТЕ ГОТОВИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ (КИНО)ГЕРОЙ НЕЗАВИСИМОЙ ХОРВАТИИ

© 2021 г. С.В. Кузнецова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

kuznetsova.sv. v@gmail.com

Пеступкла е редакцкю 03.09.2021

Хорватия, преодолевая югославское прошлое и превращая Отечественную войну 1991-1995 гг. в миф основания, переживает активные процессы в области (ре)формирования национальной идентичности. Неотъемлемым компонентом последних является создание пантеона национальных героев. На примере генерала Анте Готовины показывается, каким образом отдельные исторические фигуры могут превращаться в символ, воплощающий нацию в целом.

Клюоееые слееа: историческая политика, национальные герои, Анте Готовина, Хорватия, страны бывшей Югославии.

В ходе сербско-хорватского конфликта 1991-1995 гг. или вскоре после окончания его вооруженной фазы, когда Загреб восстановил контроль над отпавшими территориями в рамках старых республиканских границ, правящие и интеллектуальные круги новообразованного государства приступили к созданию героического нарратива о завоевании независимости. Его разработка осуществлялась в двух взаимосвязанных направлениях.

Первое касалось характеристики полувекового пребывания Хорватии в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) как периода «угнетения» и основывалось на идее «национального примирения», сформулированной президентом Ф. Туджма-ном. Ее суть заключалась в объединении хорватов, чьи предки - усташи или партизаны - были противниками во Второй мировой войне [1]. Для этого некоторые неудобные моменты прошлого, а именно существование в 1941-1945 гг. пронацистского Независимого государства Хорватия (НГХ), вернулись с позитивной коннотацией в общественный дискурс, в то время как другие, прежде являвшиеся объектом официальной памяти (например, интернациональное антифашистское движение), наоборот, устранялись из него [2]. В результате, как пишет Т. Баньеглав, «объединенное прошлое народа Югославии было замещено прошлым хорватского народа» [3, p. 10].

Второе направление предполагало формирование основанного на военной пропаганде специального нарратива о конфликте 1991-1995 гг. как об «Отечественной войне» - основополагающем мифе создания современной государственности хорватов. В нем оказались тесно переплетены две версии национальной идентичности: «героя-жертвы» и «героя-победителя» [3, p. 11]. В первом случае в центр внимания помещалась история города Вуковара, который в результате кровопролитной битвы 25 августа - 18 ноября 1991 г. был занят сербами при поддержке Югославской народной армии (ЮНА) и только в 1998 г. реинтегрирован в состав Хорватии [4]. В исторической политике молодого государства он стал символом коллективной жертвы всего народа: 18 ноября в календаре праздничных дней - это День памяти о жертвах Отечественной войны и День памяти о жертвах Вуковара и Шкабрне. С 2000 г. главным мероприятием этой даты является «шествие памяти», которое начинается у вуковарского госпиталя (его пациенты были убиты после падения города) и следует к кладбищу солдат хорватской армии. В разговорной речи это шествие также известно как «крестный путь», что является прямой отсылкой к жертве Христа.

Героическая версия национальной идентичности в свою очередь складывается вокруг города Книн, освобожденного 5 августа 1991 г. в ходе военной операции «Буря» [5]. В 2000-х гг.

эта дата стала Днем Победы и отечественной благодарности и Днем хорватских защитников. Однако несмотря на то что официальная версия

0 событиях 1991-1995 гг. закреплена декларациями 2000 г. (об Отечественной войне) и 2006 г. (об операции «Буря»), ее незыблемость была сильно поколеблена в ходе работы Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), который занялся расследованием военных преступлений, совершенных сторонами конфликта, и в 2001 г. выдвинул обвинения против одного из ключевых участников событий, командующего операцией «Буря» генерала А. Готовины.

Анте Готовина родился 12 октября 1955 г. в рыбацкой семье в селе Тконе на острове Паш-ман. После трагической гибели матери он, его сестра и брат воспитывались отцом. Получив паспорт, Готовина работал на грузовом судне, но затем эмигрировал во Францию, где в 1973 г. нанялся на службу во Французский иностранный легион. В составе отряда спецназа он принимал участие в военных операциях в Африке, а после увольнения продолжил карьеру в качестве военного инструктора и обучал военнослужащих разных стран Латинской Америки. Вернувшись в 1980-х гг. во Францию, он оказался вовлечен в криминал, обвинялся в ограблении, вымогательствах, похищении людей и был осужден.

В июне 1991 г., узнав о начавшемся сербскохорватском конфликте, Готовина вернулся в Хорватию и поступил на службу в национальные вооруженные силы, где его военный опыт был оценен по заслугам. Он участвовал в подготовке операции «Масленица» (22 января -

1 февраля 1993 г.), в ходе которой под контролем хорватов оказались Новский пролив и побережье Новиградского моря, а также подготовке ряда других операций. Жемчужиной в послужном списке Готовины стала операция «Буря» (4-7 августа 1995 г.), одновременно и завершившая создание его образа героя войны при президентстве Ф. Туджмана, и превратившая его в преступника после избрания нового президента С. Месича и прихода к власти коалиции левоцентристских партий.

Новое правительство, целью которого была интеграция в Европейский Союз, пошло на сотрудничество с МТБЮ, чтобы продемонстрировать свою готовность к ведению конструктивного диалога с мировым сообществом. Это решение было встречено острой критикой как со стороны широкой общественности, так и со стороны ветеранов войны и руководства хорватской армии [6]. 28 сентября 2000 г. СМИ опубликовали открытое письмо, подписанное двенадцатью генералами, в котором руковод-

ство Хорватии обвинялось в очернении офицеров и солдат, участников Отечественной войны, что, по мнению подписантов, равносильно искажению ее истории и умалению ценности победы в ней [7]. Одним из генералов был Анте Готовина, затем отправленный президентом в отставку.

Спустя почти полгода после публикации письма, 21 мая 2001 г., прокурор МТБЮ К. дель Понте выдвинула в отношении Готовины обвинения, связанные с его участием в проведении операции «Буря» и действиями, последовавшими на завоеванной территории по ее завершении [8]. Генерал отказался предстать перед Трибуналом и до декабря 2005 г. находился в бегах, пока не был задержан в Испании. Хорватская общественность встретила эту новость стихийными акциями в поддержку Готовины. Судебный процесс, длившийся с марта 2008 г. по апрель 2011 г., завершился вынесением обвинительного приговора и назначением наказания в виде 24 лет лишения свободы. В вину генералу были вменены преступления против человечества и нарушение правил ведения боевых действий [9], однако он не признал себя виновным и подал прошение об обжаловании приговора. После непродолжительных, но напряженных тяжб в ноябре 2012 г. Апелляционная палата Гаагского трибунала отменила наказание, полностью оправдав Готовину [10], что вызвало радостную общественную реакцию в Хорватии (а в Сербии было воспринято как подтверждение вопиющей несправедливости мирового сообщества и непризнание сербских жертв войны).

Изучая взаимоотношения Хорватии и МТ БЮ не только в широком политико-правовом ключе, но и в более узком контексте их влияния на историческую политику, В. Павлакович пришел к выводу, что фигура генерала стала важным политическим символом, который различные группы использовали в собственных целях. По его мнению, это превращение состоялось в период 2001-2005 гг., и выбор Готовины (а не кого-то иного) был обусловлен рядом факторов. Во-первых, он, являясь солдатом, не имел прошлого, связанного со службой в ЮНА, что в условиях разрыва с социалистическим прошлым и критикой коммунистического режима освобождало его от «неудобных» фактов в биографии. Во-вторых, он внес весомый вклад в победу в Отечественной войне за независимость. В-третьих, он бросил открытый вызов Трибуналу и международному давлению, направленному на пересмотр итогов войны. В-четвертых, что тоже немаловажно, Готовина - этнический хорват и «имеет привлекательную внешность» [11, р. 1710-1711]. К тому же значительную роль в романтизации

Генерал Анте Гнтнекна как пнлкткоесккй скменл к нацкннальный (ккнн)гернй незаекскмой Хнреаткк

11

образа Готовины в это время сыграла биография «Воин, искатель приключений, генерал», написанная Н. Иванковичем и опубликованная в 2001 г. [12; 13]. Иванкович известен как журналист и политический деятель правых взглядов, защитник героического наследия Отечественной войны, евроскептик, а также автор биографии Туджмана [14]. В 2011 г. вышла в свет его вторая работа о Готовине под названием «Что мы с ним сделали», содержавшая острую критику сотрудничества с МТБЮ [15]. В ней он отстаивал легитимность войны за независимость, а значит, и всех принятых в ее ходе решений, которые поэтому не могут оцениваться как преступные деяния. В такой трактовке Готовина воплотил в себе все ценности, значимые для суверенной Хорватии: патриотизм, борьбу с сербской агрессией, религиозность, сопротивление ревизии Отечественной войны. Утратив свою индивидуальность, генерал стал уже не отдельным человеком, а самой хорватской армией и Отечественной войной, хорватским государством и всеми хорватами. Он также и герой, и жертва в одном лице [11, p. 1716].

«Герой, а не преступник» - это лозунг известного плаката, размещенного в Задаре в 2001 г. и убранного в 2004 г. Ссылаясь на данные опроса общественного мнения, проведенного в 2005 г., Павлакович демонстрирует большую популярность генерала среди хорватов: 81.4% респондентов считали, что он был героем войны, 54.4% высказались против его ареста, а 54.7% назвали его невиновным [11, p. 1717]. Пик общественной поддержки пришелся на 2004-2005 гг., в канун празднования десятилетия победы в войне и в связи с арестом Готовины. Тот факт, что правительство не вступилось за генерала, было встречено острой критикой со стороны правых, а на демонстрациях звучали требования «Не платить Готовиной за вход в ЕС». В их основе обыгрывалось значение фамилии генерала: «gotovina» - наличные деньги [11, p. 17191723]. Так герой в глазах общественности превратился в жертву, принесенную властями в пользу политической выгоды, и его фигура стала использоваться как средство критики официального курса ультраправыми силами, выражавшими про-усташские идеи. Ежегодно в мае сторонники данных взглядов собираются в г. Блайбург (Австрия) в День памяти хорватских жертв в борьбе за свободу и независимость. В 2005 г. попытка председателя парламента В. Шекса (партия Хорватская демократическое содружество, ХДС) заговорить об НГХ как о пособнике нацизма и фашизма была встречена протестом. Толпа, державшая портреты генералов Анте Павелича, лидера НГХ, и

Анте Готовины, преследуемого МТБЮ, скандировала «Анте! Анте!» [16, p. 142-143]. Один из плакатов этого времени также гласил: «За Родину - готовы, за Родину мы будем защищать Анте Готовину» [11, p. 1727]. «За Родину - готовы» - хорватский вариант нацистского приветствия «Зиг Хайль». На мероприятиях в Блайбурге усташские символы тесно соседствовали с упоминаниями генерала. Безусловно, эта параллель между двумя известными хорватами являлась искусственно сконструированной, так как Готовина никогда не был замечен в симпатии к усташеству, и в целом служила исключительно утилитарным целям: если отношение к Павеличу являлось конфликтным, так как затрагивало проблему реабилитации нацизма, то Готовина был общепризнанным героем справедливой войны.

Павлакович также обращает внимание на то, что превращение фигуры Готовины в политический символ уникально с той точки зрения, что сам генерал никогда не проявлял политических амбиций. Единственными заинтересованными в создании этого символа лицами исследователь называет партии, разделявшие идеи национализма и ксенофобии, выступавшие против ев-роинтеграции, глобализации и демократических изменений. Среди них Хорватский блок, Хорватское реальное возрождение, Хорватские правые, Хорватская истинная партия прав, Хорватский христианский демократический союз. Однако ни одна из них не набрала достаточно голосов на выборах в парламент ни в 2003 г., ни в 2007 г. Однако несмотря на то что они не смогли трансформировать общественную поддержку Готовины в поддержку своих программ, сама мобилизация вокруг генерала в конечном итоге привела к голосованию за ХДС как гаранта защиты от возможного возвращения левых и продолжения ревизии итогов сербско-хорватского конфликта и посягательств на официальную мифологию Отечественной войны [11, p. 1733].

Любопытным является еще одно наблюдение Павлаковича, касающееся выделения в образе Готовины не только героического и жертвенного (мученического) компонентов, но и мотива гайдучества, отсылающего к легендам о разбойниках, которые тем не менее сражаются за высокие идеалы. Все вместе сделало его неуязвимым, не оставляя места обвинениям в преступлениях: герой на них не способен, жертва тем более, а цель гайдука оправдывает средства [11, p. 1736]. Несмотря на то что статья Павлаковича опубликована в 2010 г., то есть до вынесения Готовине обвинительного приговора в 2011 г. и оправдательного решения в 2012 г., его наблюдения о формировании политического

символа Готовины, инициаторах данного процесса и их целях остаются актуальными, так как раскрывают один из механизмов создания ми-фосимволического комплекса новой Хорватии в условиях сосуществования различных памятных нарративов внутри страны и при европейском влиянии на них.

Официальная пропаганда преподнесла оправдание Готовины как акт справедливости, снимавший с Хорватии ответственность за развязывание конфликта 1991-1995 гг.: процесс против генерала бросал тень на героический статус операции «Буря» как основополагающего события Отечественной войны. В таком понимании отмена приговора означала признание правомерности хорватских действий МТБЮ и, соответственно, европейским и мировым сообществом в его лице. Однако вместе с тем фигура Готовины как символ лишилась важного смысла: она перестала воплощать сопротивление европейской интеграции. В 2013 г. Хорватия стала членом Европейского Союза. В данном отношении цель, для которой она использовалась в первую очередь, не была достигнута, но это и очистило ее от лишнего содержания. Готовина окончательно превратился в олицетворение эталонного патриотизма, который продолжил тиражироваться в коммеморации Отечественной войны. Действительно, генерала можно считать военным героем, созданным во многом благодаря деятельности МТБЮ, хотя и вопреки намерениям последнего [17, p. 144-145].

9 декабря 2019 г. в вечерний прайм-тайм на телеканале HRT-HTV1, принадлежащем холдингу «Хорватское радио и телевидение» (HRT), состоялась премьера первого эпизода сериала «Генерал», ставшего расширенной версией вышедшей в кинотеатрах 5 августа того же года одноименной полнометражной кинокартины известного хорватского режиссера А. Врдоляка. Дополнительным решением стал параллельный показ сериала и на телеканале HRT-HTV3, который сопровождался словесным аудио-описанием сцен со звуковыми паузами для помощи в понимании происходящего слабовидящими [18]. Военная драма была всецело посвящена жизни Готовины. В основу сценария кинофильма и его расширенной телеверсии была положена уже упоминавшаяся биография «Воин, искатель приключений, генерал» Иванковича.

За первые три дня проката в кинотеатрах фильм посмотрели 13000 зрителей, что, по мнению кинокритиков, являлось большим успехом [19]. По итогам всех показов «Генерал» в Хорватии стал самым просматриваемым отечественным фильмом 2019 г. [20]. Охват телевизионной и интернет-аудитории после размеще-

ния сериала на канале YouTube, разумеется, оказался в разы больше. Любопытно, что отзывы, оставленные зрителями на различных форумах, свидетельствуют, что и фильм, и телесериал вызвали в целом единодушную волну критики, которая, однако, не коснулась выбора темы или личности самого Готовины, но была нацелена на выявленные исторические ошибки, неточности и слабые стороны сценария.

Сюжет и фильма, и сериала прост. В начале мы видим документальные кадры хроники заседания Гаагского трибунала и отказа генерала Готовины признавать себя виновным, которые затем сменяются художественным повествованием. В нем маленький Анте бежит смотреть, как горняки взрывают камень, в результате чего мать, бросившаяся за ним, погибает, прикрывая его своим телом. Этот момент спасения как будто чудесен: жизнь мальчика ценна, потому что ему предстоит выполнить великую миссию. Затем зрителя кратко знакомят с периодами взросления и возмужания главного героя: службой на морском судне, а затем во Французском иностранном легионе и во время миссии в Южной Америке. На фоне этой событийной панорамы чрезвычайно важной является сцена в одном из аргентинских ресторанов, в которой от почтенных стариков (хорватских эмигрантов) Готовина случайно узнает о провозглашении независимости Хорватии и начавшемся конфликте. Приняв решение вернуться на родину, Готовина ставит свой военный опыт на службу Хорватии, участвуя в создании профессиональных вооруженных сил и организуя обучение волонтеров. Он также встречает генерала Янко Бобетко, с которым у него складывается искренняя дружба. Отныне долгие разговоры Го-товины и Бобетко о судьбе Хорватии станут неотъемлемой частью сюжета и по значимости не будут уступать батальным сценам, если даже не превосходить их. Следует отметить, что художественное изображение военных событий часто перемежается с документальной хроникой: новостные выпуски того времени либо транслируются по телевидению в военном штабе, где принимаются решения о ходе дальнейших операций, либо существуют самостоятельно.

В целом «дохорватская» биография генерала в сериале представлена скупо, так как, очевидно, не она находится в центре внимания. Уже во второй серии телефильма Готовина принимает решение о возвращении на родину, чему предшествует беседа с главой семьи его жены Хи-мены, в которой он говорит о Югославии как об объединении шести республик, семи народов и четырех религий под властью атеистов, признающих только силу и ею же пытающихся

Генерал Анте Готнекна как пнлкткоесккй скмеол к нацкннальный (ккнн)гернй незаекскмой Хореаткк

13

удержать Хорватию в зависимости. «Моему народу нужны солдаты и доктора, а я не доктор», - заключает Готовина. Далее серии с третьей по восьмую касаются исключительно военных событий: защиты Дубровника и Далмации, командования Сплитским военным округом, проведения операции «Масленица», которая восстановила сообщение между Далмацией и остальной Хорватией, и других. Завершением, или кульминацией, является операция «Буря»: взятие Книна, столицы Сербской Краины. Зрители наблюдают, как хорватская армия входит в город, но в дальнейшем узнают, что безупречная военная победа не обошлась без жертв. Эпизод, в котором возмущенный Готовина упоминает об этом, показывает: он чувствует ответственность за каждую потерянную жизнь. Это свойство генерала и хорватского командования в целом подчеркивается неоднократно. В одной из сцен Готовина говорит сербским пленным: «К вам будут относиться честно, никто вас не тронет», а Бобетко на собрании офицеров армии настаивает, что месть и чистки недопустимы. В отношении операции «Буря» неоднократно демонстрируется, что Книн был сохранен и не подвергся разрушению, но то, что происходило внутри после занятия его хорватами и о чем впоследствии были выдвинуты обвинения, разумеется, умалчивается. Завершающие кадры сериала снова представлены хроникой работы Трибунала. Сперва - вынесения обвинительного приговора и разочарования хорватов, узнающих об этом из новостей, а затем - объявления об оправдании и всеобщего ликования.

По словам режиссера, идея о необходимости снять фильм о Готовине пришла к нему в тот момент, когда в 2005 г. генерал был арестован и доставлен в Гаагу: «Я наивно полагал, что я мог помочь ему фильмом». В итоге картина вышла спустя 13 лет, и в нее не вошли сюжеты, связанные с поимкой и экстрадицией Готовины, так как Врдоляк, по его словам, стремился избежать политизированности своей работы [21]. В других интервью, сопровождавших премьеру, он также говорил: «Я встретил Анте Готовину во время войны, а потом, когда его арестовали, мне было стыдно за отношение властей Хорватии. Его арест подавали словно поимку какого-то преступника. Это расстроило меня...» [22].

Проект был одобрен в 2016 г. Хорватским аудиовизуальным центром (HAVC) под влиянием правых организаций и ветеранов Отечественной войны [20]. Съемки начались в Хорватии в феврале 2017 г. и заняли около полугода, а общее производство длилось 2 года. Готовясь к исполнению главной роли, голливудский актер хорватского происхождения Г. Вижнич, ко-

торый ранее лично присутствовал на слушаниях в Гааге, несколько раз общался с Готовиной. Известно, что генерал также получил копию сценария, однако никак не участвовал в съемках и не влиял на процесс.

По разным оценкам бюджет «Генерала» составил от 2 000 000 до 3 000 000 евро и стал крупнейшим за всю историю кинопроизводства независимой Хорватии [23]. Из них 1 280 000 евро выделил ШТ, 580 000 - HAVC. В финансировании также участвовали некоторые государственные организации и муниципалитеты Далмации [20]. Серьезную поддержку оказало Министерство обороны, предоставившее авиацию, танки, артиллерию и прочее вооружение, а также личный состав на 65 дней. Вопрос о том, сколько средств было потрачено на это, умалчивается [24]. Глава ведомства объяснил посильное участие целью «сохранить важность Отечественной войны» [20].

Как уже отмечалось выше, несмотря на затраченные средства, фильм вызвал серьезную критику со стороны СМИ и общественности. Среди ключевых пунктов можно выделить несколько. Во-первых, указывается на большое количество исторических ошибок, связанных, например, с использованием неправильных диалектов или появлением в кадре символов времени, которые не относятся к 1990-м гг. и являются современными [20]. Во-вторых, это низкое качество батальных сцен, не отличающихся динамикой и, скорее, напоминающих старомодные югославские фильмы 1960-70-х гг. В-третьих, вызвал нарекания неудовлетворительный монтаж, превративший повествование в нарезку не связанных друг с другом сцен, не получивших никакого продолжения в дальнейшем [24]. Сюда же можно отнести неоправданно длинные диалоги персонажей, появляющихся на экране однократно, часто даже без имен, и поэтому их функция в сюжете также осталась неясной. Если они выступили собирательными образами, которые должны были раскрыть какой-то аспект общей истории, то цель осталась недостигнутой. Калейдоскоп лиц не создает целостную картину ни хорватского народа, ни армии, ни даже противника, который к тому же изображается карикатурно: например, это либо два офицера в Книне, которые в долгой десятиминутной сцене напиваются, а по расставании один из них стреляется, либо и вовсе мародеры.

Журналисты, которые были знакомы с содержанием сценария заранее, отмечают, что тот был «плохим» и его воплощение на экране привело к соответствующему результату [20]. Зрители в целом разделяют то же мнение. Так, на сайте ТМБЬ, крупнейшей в мире базе данных о

кинематографе, в начале октября 2021 г. пользовательская оценка фильма составила 3 балла из 10 (по результатам голосования 1923 человек) [25], сериала - 2 балла из 10 (по результатам голосования 525 зрителей) [26]. Одна из пользовательниц так озаглавила свой отзыв: «Отличная история, разрушенная плохим исполнением, посредственной режиссурой и игрой актеров». Автор отмечает, что Готовина -ее «любимый солдат в хорватской войне за независимость от Югославии» и что фильм о нем мог бы стать отличным сериалом, но после первого эпизода ей стало «стыдно»: «Великая история опустошена... Мы получили <...> плохую историю, безумные скачки сцен, неуклюжие акценты актеров, <...> скучные переигранные монологи и диалоги, скудный CGI (компьютерную графику. - Прим. С.К.) и неловкий SFX (спецэффекты. - Прим. С.К.)» [27]. 27 других пользователей выразили согласие с ее мнением.

Фильм и сериал были встречены недовольством и со стороны ветеранов войны, в числе которых были и те, кто лично служил под командованием Готовины. Они негативно оценили как трактовку и представление событий 1991-1995 гг., так и созданный образ генерала [20]. Взяв за основу экранного образа Готовины характер, созданный Иванковичем в биографии «Воин, искатель приключений, генерал», Врдо-ляк стремился показать героя, с одной стороны, как дамского угодника и романтика, а с другой -как патриота и воина, однако ему это не удалось. Сочетая различные жанры, он превратил «Генерала» в странный сплав «исторического военного кино, боевика, классической драмы и даже элементов латиноамериканской мыльной оперы» [24]. Сам Готовина сообщил, что ни фильм, ни сериал не смотрел [28], а то, как именно показан его характер, «не его дело» [20].

Накануне демонстрации полнометражной версии картины в рамках открытия кинофестиваля в Пуле в июле 2019 г. действующая тогда президент К. Габар-Китарович сказала следующее: «Это не просто история одного выдающегося человека - генерала победоносной армии Хорватии Анте Готовины - это история об Отечественной войне, и даже прежде всего история о борьбе хорватов за человеческую и национальную свободу. Наша история имеет много недоброжелателей и поэтому заслуживает больше качественных фильмов» [29]. Поэтому особенно символично, что премьера состоялась в городе Сплит 5 августа 2019 г., в День победы и благодарности Отчизне и День хорватских защитников, установленный в честь победы в Отечественной войне. Именно 5 августа 1995 г. в ходе операции «Буря» хорватская армия взяла

Книн и восстановила территориальную целостность страны. Заместитель премьер-министра и министр обороны Республики Хорватия генерал Д. Крстичевич прокомментировал значимость премьеры так: «Я рад, что такой фильм о войне за Родину, о людях на войне наконец сделан... Мне очень приятно, что премьера фильма проходит по всей Хорватии, и особенно в Сплите, сегодня, когда мы отмечаем День победы и благодарности Отчизне и День защитников Хорватии» [30]. Президент округа Сплит-Далмация, представитель партии ХДС А. Санадер также отметил: «Интерес к фильму велик. Готовина является символом Отечественной войны. Одна вещь, которую должна иметь каждая война -герои. Мы можем быть благодарны Врдоляку за создание этого фильма... Это, безусловно, очень важно для молодого и нового поколения и для поддержания патриотизма в Хорватии. Премьера в эту дату - отличное решение» [30].

Выводы

Исследователи национализма часто проводят параллели между ним и религией, иногда прямо называя его ее светским вариантом: в националистической пропаганде объектом почитания выступает нация, а пантеоном святых становится собрание национальных героев. В случае Хорватии, для которой югославский период ее истории официально преподносится как время «страдания» и «угнетения», кровопролитные события 1991-1995 гг. описываются в качестве Отечественной войны, а ее участники окружены непогрешимым ореолом доблести и самопожертвования. Среди последних особое место занимает генерал Анте Готовина, который при жизни превратился в важный политический символ. Пользуясь его широкой популярностью и положительными оценками со стороны общественности, сохранявшимися даже в течение судебного процесса над ним, представители националистически настроенных политических сил использовали фигуру Готовины для выражения несогласия с официальным политическим курсом 2000-х гг.: в качестве средства борьбы за влияние на электорат и отстаивания героического нарратива об Отечественной войне. Ультраправые в общем деле борьбы за независимость Хорватии и вовсе приравняли его к другому хорватскому генералу, одиозному главе НГХ А. Павеличу, и тем самым пытались реабилитировать усташество.

Тем не менее, став важным политическим символом, сформировавшимся в 2001-2011 гг., фигура Готовины затем утратила часть своего смысла. В 2012 г. оправдательный приговор

легитимизировал официальный хорватский нарратив о войне 1991-1995 гг. на европейском уровне, в 2013 г. Хорватия вошла в ЕС, и генерал Готовина остался олицетворением победоносной Отечественной войны. Так героический нарратив возобладал над жертвенным и тем самым усилился. Он освободился от быстротечной политизации и воплотился в национальный миф о храбрости и самоотверженности. Такое отождествление генерала с войной нашло воплощение в публичной культуре - в полнометражном и восьмисерийном фильмах «Генерал», самом дорогостоящем проекте современной Хорватии, выполненном при государственной поддержке. Несмотря на то что СМИ, кинокритики и обычные зрители посчитали, что события 1991-1995 гг. были показаны неубедительно, с историческими ошибками и проч., они продемонстрировали единодушие и в ином -признании величия Отечественной войны и доблести ее героев.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 19-09-00163.

Список литературы

1. Djuraskovic S. The Politics of History in Croatia and Slovakia in the 1990s. Zagreb: Srednja Europa, 2016. 225 p.

2. Djuraskovic S. National identity-building and the «Ustasa-nostalgia» in Croatia: the past that will not pass // Nationalities Papers. 2016. Vol. 44. Is. 5. P. 772-788.

3. Banjeglav T. Conflicting Memories, Competing Narratives and Contested Histories in Croatia's Post-war Commemorative Practices // Politicka misao. 2012. Vol. 49. № 5. P. 7-31.

4. Banjeglav T. Filling voids with memories: Commemorative rituals and memorial landscape in post-war Vukovar // Framing the Nation and Collective Identities: Political Rituals and Cultural Memory of the Twentieth Century Traumas in Croatia / Ed. by D. Paukovic, V. Pavlakovic. L.: Routledge, 2019. P. 194-208.

5. Vladisavljevic A., Stojanovic M. Croatia Hails 25th Anniversary of Operation Storm Victory; Serbs Mourn [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/2020/08/05/croatia-hai ls-25th-anniversary-of-operation-storm-victory-serbs-mo urn/ (дата обращения: 01.09.2021).

6. Sokolic I. International Courts and Mass Atrocity. Narratives of War and Justice in Croatia. L.: Palgrave Macmillan, 2019. 240 p.

7. Otvoreno pismo dvanaestorice hrvatskih ratnih zapovjednika hrvatskoj javnosti od 29. rujna 2000. godine! URL: https://web.archive.org/web/20141120194 208/; http://www.hrt.hr/arhiv/2000/09/28/HRT0030.html (дата обращения: 01.09.2021).

8. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Initial Indictment against Ante Gotovina. 21.05.2001. URL: https://www.icty.org/x/cases/gotovi na/ind/en/got-ii010608e.htm (дата обращения: 01.09.2021).

9. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Judgement Summary for Gotovina et al. 15.04.2011. URL: https://www.icty.org/x7cases/gotovi na/tjug/en/110415_summary.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

10. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Appeals Judgement Summary for Ante Gotovina and Mladen Markac. 16.11.2012. URL: https://www.icty.org/x/cases/gotovina/acjug/en/121116_ summary.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

11. Pavlakovic V. Croatia, the International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia, and General Gotovina as a Political Symbol // Europe-Asia Studies. 2010. Vol. 62. Is. 10. P. 1707-1740.

12. Ivankovic N. Ratnik, pustolov i general: jedna biografija. Zagreb: Honos, 2001. 247 p.

13. Ivankovic N. The Warrior, Adventurer and General (A Biography). Kindle Edition by Amazon.com Services LLC, 2011. 191 p.

14. Ivankovic N. Predsjednice, sto je ostalo? Varazdin: TIVA, 2000. 145 p.

15. Ivankovic N. Sto smo mu ucinili. Zagreb: Vecernji list, 2011. 152 p.

16. Pavlakovic V. Deifying the Defeated Commemorating Bleiburg since 1990 // L'Europe en formation. 2010. № 357. P. 125-147.

17. Carlson C.B. Model(ing) Justice. Perfecting the Promise of International Criminal Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 261 p.

18. Vecernji.hr. Pocinje prikazivanje serije «General» [Elektronicki izvor] // Vecernji.hr: web stranica. URL: https://www.vecernji.hr/showbiz/veceras-na-hrt-u-krece-prikazivanje-serije-general-1365115 (дата обращения: 01.09.2021).

19. M.J./HRT. U 3 dana film «General» pogledalo 13 000 osoba [Elektronicki izvor] // Magazin.hrt.hr: web stranica. URL: https://magazin.hrt.hr/kultura/u-3-dana-film-general-pogledalo-13-000-osoba-872533 (дата обращения: 01.09.2021).

20. Vladisavljevic A. Croatian TV Series Ridiculed for «Caricaturing» Wartime General [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkan insight.com/2020/01/31/croatian-tv-series-ridiculed-for-caricaturing-wartime-general/ (дата обращения: 0 1 .09.2021).

21. Milekic S. Croatian Wartime General Gotovina Gets Movie Biopic [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/2017/ 02/07/film-on-1990s-general-gotovina-shot-in-croatia-02-07-2017/ (дата обращения: 01.09.2021).

22. P.F./HRT. Vrdoljak o snimanju Generala: To je rudarski posao [Elektronicki izvor] // Magazin.hrt.hr: web stranica. URL: https://magazin.hrt.hr/kultura/vrdo ljak-o-snimanju-generala-to-je-rudarski-posao-872371 (дата обращения: 01.09.2021).

23. Zajovic M. Strong Opening for Croatian War Bi-opic The General [Electronic resource] // The Film New Europe Association: website. URL: https://www.filmne weurope.com/news/croatia-news/item/118537-croatian-war-biopic-the-general-expected-to-become-box-office-hit-in-croatia (дата обращения: 01.09.2021).

24. Milekic S. Croatia's State-Funded Gotovina Movie Reinforces War Myths [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/

2019/08/13/croatias-state-funded-gotovina-movie-rein forces-war-myths/ (дата обращения: 01.09.2021).

25. General (2019) on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www.imdb.com/title/tt69 16502/ (дата обращения: 01.10.2021).

26. General (TV Series 2019-2020) on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www. imdb.com/title/tt11310378/ (дата обращения: 01.10.2021).

27. General (2019-2020) User Reviews on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www.imdb.com/title/tt11310378/reviews?ref_=tt_ urv (дата обращения: 01.10.2021).

28. D.M./HRT: Gotovina: Neprijatelj covjeku ne tre-ba [Elektronicki izvor] // Vijesti.hrt.hr: web stranica. URL: https://vij esti.hrt.hr/hrvatska/gotovina-neprij atelj -covjeku-ne-treba-703388 (дата обращения: 01.09.2021).

29. Croatiaweek. VIDEO: Trailer drops for film «General» [Electronic resource] // Croatia Week: website. URL: https://www.croatiaweek.com/video-trailer-drops-for-film-general/ (дата обращения: 01.09.2021).

30. Rogulj D. Split Premiere of Film About General Ante Gotovina Held on Victory Day [Electronic resource] // Total Croatia News: website. URL: https://www.total-croatia-news.com/lifestyle/37639-split (дата обращения: 01.09.2021).

GENERAL ANTE GOTOVINA AS A POLITICAL SYMBOL AND NATIONAL (MOVIE)HERO OF INDEPENDENT CROATIA

S. V. Kuznetsova

Croatia is going through active processes of (re)formation of national identity by overcoming the Yugoslav past and transforming the Homeland War (1991-1995) into the founding myth. An integral component of these processes is the creation of a pantheon of national heroes. Using the example of General Ante Gotovina, the author shows how historical figures can turn into a symbol that embodies the nation as a whole.

Keywords: politics of history, national heroes, Ante Gotovina, Croatia, countries of the former Yugoslavia.

References

1. Djuraskovic S. The Politics of History in Croatia and Slovakia in the 1990s. Zagreb: Srednja Europa, 2016. 225 p.

2. Djuraskovic S. National identity-building and the «Ustasa-nostalgia» in Croatia: the past that will not pass // Nationalities Papers. 2016. Vol. 44. Is. 5. P. 772-788.

3. Banjeglav T. Conflicting Memories, Competing Narratives and Contested Histories in Croatia's Post-war Commemorative Practices // Politicka misao. 2012. Vol. 49. № 5. P. 7-31.

4. Banjeglav T. Filling voids with memories: Commemorative rituals and memorial landscape in post-war Vukovar // Framing the Nation and Collective Identities: Political Rituals and Cultural Memory of the Twentieth Century Traumas in Croatia / Ed. by D. Paukovic, V. Pavlakovic. L.: Routledge, 2019. P. 194-208.

5. Vladisavljevic A., Stojanovic M. Croatia Hails 25th Anniversary of Operation Storm Victory; Serbs Mourn [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/2020/08/05/croatia-hai ls-25th-anniversary-of-operation-storm-victory-serbs-mo urn/ (Date of access: 01.09.2021).

6. Sokolic I. International Courts and Mass Atrocity. Narratives of War and Justice in Croatia. L.: Palgrave Macmillan, 2019. 240 p.

7. Otvoreno pismo dvanaestorice hrvatskih ratnih zapovjednika hrvatskoj javnosti od 29. rujna 2000. godine! URL: https://web.archive.org/web/20141120194 208/; http://www.hrt.hr/arhiv/2000/09/28/HRT0030.html (Date of access: 01.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Initial Indictment against Ante Gotovina. 21.05.2001. URL: https://www.icty.org/x/cases/gotovi na/ind/en/got-ii010608e.htm (Date of access: 01.09.2021).

9. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Judgement Summary for Gotovina et al. 15.04.2011. URL: https://www.icty.org/x/cases/gotovi na/tjug/en/110415_summary.pdf (Date of access: 01.09.2021).

10. The International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia: Appeals Judgement Summary for Ante Gotovina and Mladen Markac. 16.11.2012. URL: https://www.icty.org/x/cases/gotovina/acjug/en/121116_ summary.pdf (Date of access: 01.09.2021).

11. Pavlakovic V. Croatia, the International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia, and General Gotovina as a Political Symbol // Europe-Asia Studies. 2010. Vol. 62. Is. 10. P. 1707-1740.

12. Ivankovic N. Ratnik, pustolov i general: jedna biografija. Zagreb: Honos, 2001. 247 p.

13. Ivankovic N. The Warrior, Adventurer and General (A Biography). Kindle Edition by Amazon.com Services LLC, 2011. 191 p.

14. Ivankovic N. Predsjednice, sto je ostalo? Varazdin: TIVA, 2000. 145 p.

15. Ivankovic N. Sto smo mu ucinili. Zagreb: Vecernji list, 2011. 152 p.

16. Pavlakovic V. Deifying the Defeated Commemorating Bleiburg since 1990 // L'Europe en formation. 2010. № 357. P. 125-147.

17. Carlson C.B. Model(ing) Justice. Perfecting the Promise of International Criminal Law. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 261 p.

18. Vecernji.hr. Pocinje prikazivanje serije «General» [Elektronicki izvor] // Vecernji.hr: web stranica. URL: https://www.vecernji.hr/showbiz/veceras-na-hrt-u-krece-prikazivanje-serije-general-1365115 (Date of access: 01.09.2021).

19. M.J./HRT. U 3 dana film «General» pogledalo 13 000 osoba [Elektronicki izvor] // Magazin.hrt.hr: web stranica. URL: https://magazin.hrt.hr/kultura/u-3-dana-

film-general-pogledalo-13-000-osoba-872533 (Date of access: 01.09.2021).

20. Vladisavljevic A. Croatian TV Series Ridiculed for «Caricaturing» Wartime General [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkanin sight.com/2020/01/31/croatian-tv-series-ridiculed-for-car icaturing-wartime-general/ (Date of access: 01.09.2021).

21. Milekic S. Croatian Wartime General Gotovina Gets Movie Biopic [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/2017/ 02/07/film-on-1990s-general-gotovina-shot-in-croatia-02 -07-2017/ (Date of access: 01.09.2021).

22. P.F./HRT. Vrdoljak o snimanju Generala: To je rudarski posao [Elektronicki izvor] // Magazin.hrt.hr: web stranica. URL: https://magazin.hrt.hr/kultura/vrdo ljak-o-snimanju-generala-to-je-rudarski-posao-872371 (Date of access: 01.09.2021).

23. Zajovic M. Strong Opening for Croatian War Biopic The General [Electronic resource] // The Film New Europe Association: website. URL: https://www.filmne weurope.com/news/croatia-news/item/118537-croatian-wa-biopic-the-general-expected-to-become-box-office-h it-in-croatia (Date of access: 01.09.2021).

24. Milekic S. Croatia's State-Funded Gotovina Movie Reinforces War Myths [Electronic resource] // Balkan Insight: website. URL: https://balkaninsight.com/

2019/08/13/croatias-state-funded-gotovina-movie-reinfo rces-war-myths/ (Date of access: 01.09.2021).

25. General (2019) on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www.imdb.com/title/tt69 16502/ (Date of access: 01.10.2021).

26. General (TV Series 2019-2020) on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www. imdb.com/title/tt11310378/ (Date of access: 01.10.2021).

27. General (2019-2020) User Reviews on IMDb [Electronic resource] // IMDb: website. URL: https://www.imdb.com/title/tt11310378/reviews?ref_=tt_ urv (Date of access: 01.10.2021).

28. D.M./HRT: Gotovina: Neprijatelj covjeku ne tre-ba [Elektronicki izvor] // Vijesti.hrt.hr: web stranica. URL: https://vij esti.hrt.hr/hrvatska/gotovina-neprij atelj -covjeku-ne-treba-703388 (Date of access: 01.09.2021).

29. Croatiaweek. VIDEO: Trailer drops for film «General» [Electronic resource] // Croatia Week: website. URL: https://www.croatiaweek.com/video-trailer-drops-for-film-general/ (Date of access: 01.09.2021).

30. Rogulj D. Split Premiere of Film About General Ante Gotovina Held on Victory Day [Electronic resource] // Total Croatia News: website. URL: https:// www.total-croatia-news.com/lifestyle/37639-split (Date of access: 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.