Научная статья на тему 'Генеалогические легенды и предания о шаманах'

Генеалогические легенды и предания о шаманах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
752
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОВЕКОВАЯ ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТ ПРЕДКОВ / ШАМАНСКИЕ ПРЕДАНИЯ / ANCESTORS' CULT / A LONG-TERMED TRADITION / SHAMAN LEGENDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пурбуева Марина Валерьевна

Многие народы по всему земному шару имеют многовековую традицию почитания предков. У монголоязычных народов этот феномен возведен в особый культ. Культ предков в шаманских преданиях является одной из основных тем: духи-предки, наряду с духами-помощниками шамана, оказывают ему огромную поддержку в битве с противниками. Поэтому генеалогию своего рода, свое происхождение должны были знать все шаманы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genealogic Legends about Shamans

A lot of nations all over the world have a long-termed tradition of ancestors' worship. Mongolian-speaking nations created a special cult out of this phenomenon. Ancestors' cult is one of the main themes in shaman legends: spirits-ancestors and spirits-shaman assistants support him in the battle against his rivals. That is why all shamans should have known their ancestors and family genealogy.

Текст научной работы на тему «Генеалогические легенды и предания о шаманах»

Ученые записки ЗабГГПУ

этим же причинам не оправдали ожидания и огородные культуры, а также сенокос [4, с. 2].

К новому полевому сезону организованного полевого хозяйства у института не было. В 1945 г. снова пришлось перепахивать луговину за Угданом под картофель, для огорода приспосабливали участок в 6 га в Сенной пади, взятый из-под стрельбища. К тому же отсутствовал трактор для вспашки. Свои полевые семена у института отсутствовали, поэтому приходилось добывать их в подшефном совхозе в обмен на рабочую силу. Огородные семена доставали в городе через студентов, проживающих там. Так как возникли непредвиденные трудности с под-

собным хозяйством, студенты получали в столовой двухразовое питание, главным образом, в объеме нормированных продуктов.

Таким образом, рассмотрев деятельность хозяйственной части Читинского педагогического института, можно прийти к выводу, что она находилась не на должном уровне. Война сильно ударила по хозяйственному оснащению вуза. Тем не менее преподаватели и сотрудники вуза как могли пытались выйти из затруднительного положения, организовывая подсобное хозяйство, самостоятельную заготовку топлива и многое другое. Для подобной деятельности активно привлекались студенты института.

литература

1. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края), ф. 1689. оп. 1. д. 3. Протокол №2 от 12 апреля 1943 г. общего партийного собрания первичной парторганизации при ЧГПИ.

2. Там же. Протокол №3 закрытого партсобрания ЧГПИ от 15 мая 1943 г.

3. Там же. Протокол №5 закрытого партийного собрания при ЧГПИ от 22 июля 1943 г.

4. Там же. Протокол №5 закрытого партийного собрания при ЧГПИ от 22 июля 1943 г.

5. Там же. Протокол №27 партийного собрания пединститута города Читы от 2 июля 1942 г.

6. Там же. Протокол №30 открытого партийного собрания ЧГПИ от 8 марта 1943 г.

7. Там же. Протокол №30 открытого партийного собрания ЧГПИ от 8 марта 1943 г.

8. Там же. Протокол №31 открытого партсобрания Читинского пединститута от 11 марта 1943 г.

9. Там же. Протокол №32 закрытого партсобрания ЧГПИ от 16 марта 1943 г.

10. Там же. Протокол №32 закрытого партсобрания ЧГПИ от 16 марта 1943 г.

УДК 397 ББК Т 52(54)-7

М. В. Пурбуева

генеалогические легенды и предания о шаманах

Многие народы по всему земному шару имеют многовековую традицию почитания предков. У монголоязычных народов этот феномен возведен в особый культ. Культ предков в шаманских преданиях является одной из основных тем: духи-предки, наряду с духами-помощниками шамана, оказывают ему огромную поддержку в битве с противниками. Поэтому генеалогию своего рода, свое происхождение должны были знать все шаманы.

ключевые слова: многовековая традиция, культ предков, шаманские предания.

M. V. Purbueva

genealogic legends about shamans

A lot of nations all over the world have a long-termed tradition of ancestors' worship. Mongolianspeaking nations created a special cult out of this

phenomenon. Ancestors' cult is one of the main themes in shaman legends: spirits-ancestors and spirits-shaman assistants support him in the battle against his rivals. That is why all shamans should have known their ancestors and family genealogy.

Key words: a long-termed tradition, ancestors’ cult, shaman legends.

Как известно, шаман начинает свою профессиональную деятельность с так называемой «шаманской болезни» и только тогда, когда на это ему дается разрешение свыше, т.е. когда злые восточные или добрые западные духи, избирают его. Но духи могут избрать будущего шамана только в том случае, если он имеет шаманские корни или удха (бур. «происхождение»). Поэтому шаманам было мало знать свое происхождение, для некоторых обрядов им было необходимо знать еще род и племя отца, матери, деда и бабушки, а иногда и описать в стихах деятельность каждого в отдельности.

Рассмотрим легенды и предания знаменитых тарасинских и хурдутских шаманов. С. П. Бал-даев объясняет их происхождение от шаманов-аханутов (аха — бур. «старший», «старший брат»). Культ аханутов образовался из культа

Филология, история, востоковедение

предков — в древние времена образовались три основных рода аханутов — ардайские ахануты (улус Харанут Эхирит-Булагатского аймака), обусинские ахануты (улус Хурдут Осинского аймака), тарасинские ахануты (улус Тараса Бо-ханского аймака Иркутской области). Причем женщины и их потомки тоже сохраняли право быть шаманами. Кроме шаманов-аханутов существуют немногочисленные группы родов, имеющие иное происхождение, к ним относятся хангинцы, шарятцы, гушитцы и другие, являющиеся потомками шаманов, вышедших из Забайкалья или из Монголии [1, с. 3-4].

Бытует мнение, что у тарасинских и хурдут-ских шаманов не осталось ни одного потомка по мужской линии (халунда), только потомки по женской линии (хари).

Во многих легендах повествуется о том, как два рода истребили друг друга. Об этом говорит следующая легенда западных бурят. Так, в улусе Тараса жил очень ленивый бурят по имени Убугун. После того, как его родственники узнали, что он ворует у них скот, выгнали они его из улуса. Вскоре он набрел на долину реки Куленги и устроился там пасти скот у шамана. После этого он женился на его дочери, она родила ему двоих сыновей, а сама умерла. После ее смерти он запил, а, потеряв свое состояние, снова начал воровать, после чего его выгнали из долины. Затем попал в улус Корсук, где и скончался. Его сыновья, Инган и Хостой стали знаменитыми и сильными шаманами. Старший из них — Инган был самонадеян и хвастлив, однажды, поехал в гости к родне и на обратном пути в улусе Хохорск на свадьбе встретил шамана хурдутского рода — Дайбга-ра. Шаманы вступили в драку с первого слова,

«призывали своих предков, просили съесть противника. Шаман Дайбгар призывал своих духов-предков из Монголии, при этом над ним пылали синие огоньки, изо рта выходило красное пламя». Далее шаманы стали демонстрировать свои сверхъестественные действия: Инган вытащил из колчана стрелу и, встав на нее, начал камлать, Дайбгар же достал две стрелы, и тоже взобравшись на них начал камлать. «Прибыли предки шаманов и стали сражаться. Огненные стрелы летали с Юга на Север, слышался лязг мечей, стук шаманских барабанов и колокольчиков». В этой борьбе шаман Инган был побежден [2, с. 4].

Другая легенда о борьбе тарсайских и хур-дутских шаманов повествует о шамане из Тарасы, Федоте, который был опять же высокомерен и самонадеян. Однажды он поехал с земляком на свадьбу в Обусу, где вел себя вызывающе и, поссорившись с местным шаманом, был побежден им. Вот какие события происходили в тот момент: «Духовный отец ... начал призывать своих предков монгольских шаманов. ... Над головой духовного отца жениха горело синее пламя, изо рта вылетали огоньки, свистели стрелы, бой бубнов, лязг оружий. . Федот . не доехал до дома, умер на хребте» [2, с. 5].

Представляется интересным, что при призывании предков, появляются синие огоньки над головой и изо рта камлающих, а так же борьба предков, защищающих своих потомков, тоже представляет собой любопытное действо. В. Н. Басилов объясняет феномен духа-предка, как трансформацию «матери-зверя» (тотемное животное) в духа-предка шамана в виде животного, а за тем в образе человека [3, с. 50].

литература

1. Балдаев С. П. Шаманы и шаманки. 1927— 1945 гг. Личный архив С.П. Балдаева. ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф. 36, № 1091.

2. Балдаев С. П. Борьба старших шаманов Тарасинского и Хурдутского улусов. 1935 г. Личный архив С. П. Балдаева. ЦВРК ИМБТ СО РАН. Ф. 36, № 1096.

3. Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984.

УДК 410 ББК Ш 100.42

Л. В. Разумова, Д. В. Сергеев, Л. А. Бордонская

от слова к термину

Статья посвящена психолингвистической проблеме номинации и смыслообразования в системе именитермина.

ключевые слова: терминоведение, процесс

обозначения, имя, понятие, термин, процесс категоризации, форма слова.

L. V. Rasumova, D. V. Sergeev, L. A. Bordonskaya

from word to term

This article is devoted to the psycholinguistic problem of the nomination and the semiosis in the system of the term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.