Научная статья на тему 'Хозяйственная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны'

Хозяйственная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЧАСТЬ / ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ТОПЛИВО / ДРОВОЗАГОТОВКА / CHITA STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE / ECONOMIC DEPARTMENT / PROVISIONS / HOMESTEAD / FUEL / FIREWOOD CUTTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пряженникова Марина Владимировна

В статье на основе значительного объема архивных материалов Государственного архива Забайкальского края анализируется хозяйственная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Показаны основные направления этой деятельности института, трудности, стоявшие перед руководством вуза в их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пряженникова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Activity of Chita State Pedagogical Institute during the Great Patriotic War

The given paper analyzes the economic activity of Chita State Pedagogical Institute during the Great Patriotic War on the basis of archive documents of Public Record Office of Zabaikalsky Krai. The author shows the main directions of this work, the difficulties arising before the Institute administration and the ways of solving the problems.

Текст научной работы на тему «Хозяйственная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны»

для хозяйственных надобностей»; противопоставляются слова семами, обозначающими: 1) назначение этой постройки: для снопов (ДС1); для сена (ДС2); 2) месторасположение ее: возле хлева (ДС3).

Семемно-лексемный состав этой ЛСГ

семема лексема

1. Огороженное место (ИС) для снопов (ДС1 ) Овин

2. Огороженное место (ИС) для сена (ДС2) возле хлева (ДС3) Сельник (сенник)

Члены лсГ, обозначая разные по назначению хозяйственные постройки, находятся в гипоними-ческих отношениях.

ЛЕ овин называет огороженное место, предназначенное для сушки и хранения снопов (ДС1). Овин может быть построен в любом месте на поле, может иметь навес; обычно строят

УДК 378(09)

ББК Ч 483

М. В. Пряженникова

хозяйственная деятельность читинского государственного педагогического института в годы великой отечественной войны

В статье на основе значительного объема архивных материалов Государственного архива Забайкальского края анализируется хозяйственная деятельность Читинского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны. Показаны основные направления этой деятельности института, трудности, стоявшие перед руководством вуза в их реализации.

ключевые слова: Читинский государственный педагогический институт, хозяйственная часть, подсобное хозяйство, продовольствие, топливо, дровозаготовка.

M. V. Pryazhennikova

economic activity of chita state pedagogical institute during the great patriotic war

The given paper analyzes the economic activity of Chita State Pedagogical Institute during the Great Patriotic War on the basis of archive documents of Public Record Office of Zabaikalsky Krai. The author shows the main directions of this work, the difficulties arising before the Institute

без навеса, так как дождей осенью в Забайкалье мало.

[В авини рани-та снапы ни складывали ф кучу, а развешывали, штоп ни прели, а патом, марозы ударят, делали ток и малатили цыпами]. [Авин в поли делали, агородят, вишала наделают, сушат снапы, а как абмалотят — визут в анбар]. [Если осинь дажлива, дак и навес к авину пристраивали, чо жы зирно-та мокнуть будит].

Огороженное место для сена обозначается ЛЕ сельник (сенник). Она противопоставляется слову овин ДС1 (по назначению) и ДС3 (место это всегда возле хлева).

[Кала стайки есь сильник, туды сена фсё сва-жывам; аттуль патом скатине даём, вилами в ларь накладывам]. [Маи мнучата любят ф силь-нике играть, катаюцца с сена-та, каг з гары].

Таким образом, члены ЛСГ «Названия открытых хозяйственных построек» находятся в гипонимических отношениях.

administration and the ways of solving the problems.

Key words: Chita State Pedagogical Institute, economic department, provisions, homestead, fuel, firewood cutting.

В годы Великой Отечественной войны большое внимание в деятельности Читинского государственного педагогического института уделялось хозяйственной части. Именно от ее работы зависело питание студентов и работников вуза, условия проживания и пр. Вуз переживал не самые лучшие времена, однако все проблемы пытался решить самостоятельно. Так, например, институт сам обеспечивал себя как продовольствием, так и топливом на период холодов, привлекая для этого всех своих работников и студентов, организовывал подсобное хозяйство, хотя и не имел специалистов в этой области. Были некоторые недостатки и в жилищном обслуживании студентов: не всегда в комнатах было тепло и чисто, в учебных аудиториях не хватало на столах чернил и чернильниц, однако эти проблемы хоть как-то пытались сглаживать культурными мероприятиями. В институте организовывались коллективные посещения театра и просмотры кинофильмов, как прошлых лет, так и отснятых уже в годы войны. Проводились также торжественные доклады и массовые политические лекции, которые сопровождались кинофильмами, вечерами танцев и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны продовольствия не хватало по всей стране. Не избежал этого и Читинский пединститут. Часто в ин-

Филология, история, востоковедение

ституте было недостаточно топлива. К зиме 1941 г. сюда не завезли уголь, несмотря на то, что за него было уплачено. Вуз часто страдал от недостатка электричества, поскольку отсутствовал особый провод [6, с. 3]. Исходя из сложившейся обстановки, было принято решение самостоятельно снабжать вуз как топливом, так и продовольствием. Несмотря на то, что подсобное хозяйство вуза было организовано на недостаточно высоком уровне, летом 1942 г. коллектив студентов и преподавателей был мобилизован на выполнение хозяйственных работ: собирали для столовой дикорастущий лук (мангир), ягоды, грибы, косили сено, работали на огороде, заготавливали дрова для пединститута, которые вывозились из леса на лошадях, так как другого транспорта у вуза не имелось, Делалось все для того, чтобы предстоящая зима прошла для вуза как можно безболезненнее [7, с. 2].

Общежитие института, о архивным данным, с началом войны оно находилось в плачевном состоянии: отсутствовал необходимый инвентарь, было очень холодно. Обстановка изменилась в лучшую сторону лишь к 1943 г, когда директор института обязал студентов строго соблюдать порядок в комнатах, ежемесячно проводить дезинфекцию помещения и постелей (согласно приказу Наркома просвещения и санинспекции), а также еженедельно очищать от пыли, выбивать матрацы и постельные принадлежности. Для соблюдения санитарных правил организовали две комиссии — в общежитии и институте. В состав общеинститутской санитарной комиссии вошли студентки Соколова, Белобородова, Темкина, Селезнева и Малышева [9, с. 2].

Было достаточно негативных моментов и в организации столового обслуживания. Нередко наблюдалось систематическое хищение продуктов, причем обеды получали люди, не имеющие никакого отношения к вузу [5, с. 3]. С 1 марта 1943 г. студентам выдали хлебные карточки на получение 600 граммов хлеба в день. Этим студенты были приравнены в снабжении к рабочим промышленности и транспорта [8, с. 5]. К сожалению, студенты часто несвоевременно получали все продукты, им причитающиеся. В столовую не выделялись продукты для питания преподавателей и работников института, туда нерегулярно подвозился хлеб, вместо чая готовили кипяченую воду, и то не ежедневно. Были случаи, когда отпущенные для института продукты из-за несогласованности между хозяйством института и столовой оказывались недоставленными и утраченными для института. Однако постепенно трест столовых и ресторанов систематизировал подвоз продуктов

в столовую, а также был организован порядок выполнения дежурств студентами [10, с. 4].

Для улучшения обслуживания студентов требовалось организовать институтское подсобное хозяйство. Институт договорился с одним из колхозов о предоставлении земельного участка, который находился в районе Биофабрики, в 12—15 км от Читы. Поскольку ранее вуз подсобного хозяйства не имел, то решили еще в декабре 1941 г. начать занятия по сельскому хозяйству. Посещать занятия намерены были 92 человека, включая преподавателей. Кроме того, было принято решение начать изучение тракторного дела с 25 декабря 1941 г., не нарушая зимней экзаменационной сессии.

Однако при выполнении намеченных мероприятий возникли некоторые трудности. Так, например, не сразу удалось заготовить семена, укомплектовать рабочую силу, не велось достаточной работы по поиску трактора для практических занятий, в результате чего 40 студентов, изучив теорию трактора, практику не прошли [2, с. 3].

В марте 1943 г. началась подготовка к посевной кампании. При колхозе села Угдан институту было отведено 8,9 га залежи и дополнительно нарезана земля под огороды. С колхозом было заключено соглашение, по которому институт обязал предоставить ему два плуга и 300 л керосина для тракторной вспашки. В случае хорошего урожая трав, в Шишкино институту было обещано предоставить сенокос на площадь в 25 га. Посев овса намечался на 5 гектарах. После трудной зимы улучшилось физическое состояние лошадей, поскольку институт наладил снабжение их кормом. Для более эффективной работы в подсобном хозяйстве были привлечены все преподаватели, студенты, служащие и рабочие института [3, с. 4].

Как было сказано выше, колхоз села Угдан предоставил пединституту земельный участок, однако в нем, как и во многих других хозяйствах, ощущался недостаток рабочей силы. В связи с этим, директор института Поярков предложил помочь колхозникам путем посылки 50 студентов на сельскохозяйственные работы. Чтобы заинтересовать студентов в работе в колхозах, на подсобном хозяйстве и дровозаготовках были установлены нормы выработки. Выполнивший свою установленную норму вовремя мог быть освобожден от работ в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) [1, с. 3].

По итогам полевых работ 1943 г., урожай в подсобном хозяйстве института собрали низкий, виной тому была засуха, кроме того, был выбран плохой участок с большой засоренностью, а почва была плохо подготовленной. По

этим же причинам не оправдали ожидания и огородные культуры, а также сенокос [4, с. 2].

К новому полевому сезону организованного полевого хозяйства у института не было. В 1945 г. снова пришлось перепахивать луговину за Угданом под картофель, для огорода приспосабливали участок в 6 га в Сенной пади, взятый из-под стрельбища. К тому же отсутствовал трактор для вспашки. Свои полевые семена у института отсутствовали, поэтому приходилось добывать их в подшефном совхозе в обмен на рабочую силу. Огородные семена доставали в городе через студентов, проживающих там. Так как возникли непредвиденные трудности с под-

собным хозяйством, студенты получали в столовой двухразовое питание, главным образом, в объеме нормированных продуктов.

Таким образом, рассмотрев деятельность хозяйственной части Читинского педагогического института, можно прийти к выводу, что она находилась не на должном уровне. Война сильно ударила по хозяйственному оснащению вуза. Тем не менее преподаватели и сотрудники вуза как могли пытались выйти из затруднительного положения, организовывая подсобное хозяйство, самостоятельную заготовку топлива и многое другое. Для подобной деятельности активно привлекались студенты института.

литература

1. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края), ф. 1689. оп. 1. д. 3. Протокол №2 от 12 апреля 1943 г. общего партийного собрания первичной парторганизации при ЧГПИ.

2. Там же. Протокол №3 закрытого партсобрания ЧГПИ от 15 мая 1943 г.

3. Там же. Протокол №5 закрытого партийного собрания при ЧГПИ от 22 июля 1943 г.

4. Там же. Протокол №5 закрытого партийного собрания при ЧГПИ от 22 июля 1943 г.

5. Там же. Протокол №27 партийного собрания пединститута города Читы от 2 июля 1942 г.

6. Там же. Протокол №30 открытого партийного собрания ЧГПИ от 8 марта 1943 г.

7. Там же. Протокол №30 открытого партийного собрания ЧГПИ от 8 марта 1943 г.

8. Там же. Протокол №31 открытого партсобрания Читинского пединститута от 11 марта 1943 г.

9. Там же. Протокол №32 закрытого партсобрания ЧГПИ от 16 марта 1943 г.

10. Там же. Протокол №32 закрытого партсобрания ЧГПИ от 16 марта 1943 г.

УДК 397 ББК Т 52(54)-7

М. В. Пурбуева

генеалогические легенды и предания о шаманах

Многие народы по всему земному шару имеют многовековую традицию почитания предков. У монголоязычных народов этот феномен возведен в особый культ. Культ предков в шаманских преданиях является одной из основных тем: духи-предки, наряду с духами-помощниками шамана, оказывают ему огромную поддержку в битве с противниками. Поэтому генеалогию своего рода, свое происхождение должны были знать все шаманы.

ключевые слова: многовековая традиция, культ предков, шаманские предания.

M. V. Purbueva

genealogic legends about shamans

A lot of nations all over the world have a long-termed tradition of ancestors' worship. Mongolianspeaking nations created a special cult out of this

phenomenon. Ancestors' cult is one of the main themes in shaman legends: spirits-ancestors and spirits-shaman assistants support him in the battle against his rivals. That is why all shamans should have known their ancestors and family genealogy.

Key words: a long-termed tradition, ancestors’ cult, shaman legends.

Как известно, шаман начинает свою профессиональную деятельность с так называемой «шаманской болезни» и только тогда, когда на это ему дается разрешение свыше, т.е. когда злые восточные или добрые западные духи, избирают его. Но духи могут избрать будущего шамана только в том случае, если он имеет шаманские корни или удха (бур. «происхождение»). Поэтому шаманам было мало знать свое происхождение, для некоторых обрядов им было необходимо знать еще род и племя отца, матери, деда и бабушки, а иногда и описать в стихах деятельность каждого в отдельности.

Рассмотрим легенды и предания знаменитых тарасинских и хурдутских шаманов. С. П. Бал-даев объясняет их происхождение от шаманов-аханутов (аха — бур. «старший», «старший брат»). Культ аханутов образовался из культа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.