Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ'

ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1035
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИИ / ГЕНДЕР / СФЕРЫ ЖИЗНИ / ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ / ЭВОЛЮЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОПРОСА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курков Владимир Вячеславович, Доронкина Мария Алексеевна

Статья содержит взгляд на хронологию и развитие гендерного вопроса в Японии, начиная с древнейших периодов и матриархата и заканчивая современной историей с её постепенной эволюцией в гендерном вопросе и отходе от традиционных взглядов на женскую и мужскую роль во всех сферах жизни и деятельности. Главное внимание авторов акцентировано на причинах, порождавших те или иные изменения в социальном статусе японских женщин в различные исторические эпохи, и соответствующую динамику гендерного вопроса. Современная гендерная проблематика Японии рассматривается авторами как производная от данной исторической динамики, сформировавшей определенные консервативные барьеры в национальном менталитете, которые определяют серьезное отставание японского социума в вопросах преодоления неравенства в положении мужчин и женщин по сравнению с другими наиболее развитыми странами мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER IN JAPAN: FEATURES OF HISTORICAL DYNAMICS

The article contains a look at the chronology and development of the gender issue in Japan, starting from ancient periods and matriarchy, and ending with modern history with its gradual evolution in gender issues and a departure from traditional views on female and male roles in all spheres of life and work. The main attention of the authors is focused on the reasons that gave rise to certain changes in the social status of Japanese women in different historical epochs and the corresponding dynamics of the gender issue. The authors consider modern gender issues in Japan as a derivative of this historical dynamics, which has formed certain conservative barriers in the national mentality, which determine the serious lag of the Japanese society in overcoming inequality in the position of men and women in comparison with other most developed countries of the world.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ»

УДК 396(52)(091)

ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Курков Владимир Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, Доронкина Мария Алексеевна, студент; Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация

Аннотация: Статья содержит взгляд на хронологию и развитие тендерного вопроса в Японии, начиная с древнейших периодов и матриархата и заканчивая современной историей с её постепенной эволюцией в тендерном вопросе и отходе от традиционных взглядов на женскую и мужскую роль во всех сферах жизни и деятельности. Главное внимание авторов акцентировано на причинах, порождавших те или иные изменения в социальном статусе японских женщин в различные исторические эпохи, и соответствующую динамику тендерного вопроса. Современная тендерная проблематика Японии рассматривается авторами как производная от данной исторической динамики, сформировавшей определенные консервативные барьеры1 в национальном менталитете, которые определяют серьезное отставание японского социума в вопросах преодоления неравенства в положении мужчин и женщин по сравнению с другими наиболее развитыми странами мира.

Ключевые слова: Японии; гендер; сферы>1 жизни; периоды>1 истории; эволюция ген-дерного вопроса.

GENDER IN JAPAN: FEATURES OF HISTORICAL DYNAMICS

Kurkov Vladimir Vyacheslavovich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,

Doronkina Maria Alekseevna, student; Kaluga State University K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

Abstract: The article contains a look at the chronology and development of the gender issue in Japan, starting from ancient periods and matriarchy and ending with modern history with its gradual evolution in gender issues and a departure from traditional views on female and male roles in all spheres of life and work. The main attention of the authors is focused on the reasons that gave rise to certain changes in the social status of Japanese women in different historical epochs and the corresponding dynamics of the gender issue. The authors consider modern gender issues in Japan as a derivative of this historical dynamics, which has formed certain conservative barriers in the national mentality, which determine the serious lag of the Japanese society in overcoming inequality in the position of men and women in comparison with other most developed countries of the world.

Keywords: Japan; gender; spheres of life; periods of history; evolution of the gender issue.

Для цитирования: Курков В. В. Гендерный вопрос в Японии: особенности исторической динамики / В. В. Курков, М. А. Доронкина. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 7 (59). - С. 11-19. -URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-7-59-2021/7-59-2021/

For citation: Kurkov V.V., Doronkina M.A. Gender in Japan: features of historical dynamics // Scince without borders, 2021, no. 7 (59), pp. 11-19.

В достаточно четком определении ООН равенство людей в области ген-дера обозначает, в первую очередь, равенство прав, обязанностей и возможностей конкретных индивидов вне зависимости от того, родились ли они мужчинами или женщинами [1, С. 217].

Для Японии проблема гендерного неравенства остается актуальной и в настоящее время: показательно, что страна занимает 110-е место по данному показателю на основании доклада о мировом гендерном разрыве, который был опубликован в 2018 г. на Всемирном экономическом форуме. Парадоксально то, что Япония, будучи лидером по целому ряду экономических и научно-технических показателей среди стран «большой семерки», по гендерному равенству занимает последнее место в G7.

Система гендерных отношений в традиционной Японии характеризовалась как яркий пример патриархальности по той причине, что публичная сфера была областью активности исключительно мужчин, а частная сфера - женщин, при этом женская деятельность воспринималась как преимущественно домашняя и фактически вторичная, ориентированная на обслуживание. В результате принятия после Второй мировой войны новой конституции, написанной по американскому образцу, японские женщины впервые были официально уравнены в правах с мужчинами.

В доисторический период Японии - Дзёмон (с 13 000 г. до н. э. по 269 г. н. э.) - по найденным глиняным фигуркам женщин можно сделать вывод, что они были достаточно влиятельными [5, С. 87]. Например, легендарная правительница Химико (173 г. - около 248 г. до н.э.), занималась почти всеми

делами государства, была правителем и шаманом. Возможно, из-за того, что Химико была шаманом и могла разговаривать с духами, люди и начали верить в сверхсилу японских женщин и обожествлять их.

Многие ученые считают, что древнее общество являлось матриархальным: распространенный в более позднее время брак цумадои указывает на это. При этом в браке муж и жена проживали раздельно, а их дети традиционно оставались у женщины. Также о матриархате тех времен ярко свидетельствует и мифология, где богиня Солнца - Аматэрасу - представляется как женщина.

Следующий период в истории Японии - период Кофун. Во П-Ш вв. женщины уже не могут заниматься важными для общества видами деятельности, и в итоге они оказываются вне системы определяющих экономических отношений, неуклонно оказываясь в зависимости от мужчин. При этом усиленно развивается социальное неравенство по гендерному признаку, тем не менее, японские женщины еще играют важные социальные роли. Матрилинейный принцип наследования в японском обществе длительное время был преобладающим. Это обусловило традиционную женитьбу императоров на представительницах допущенных ко двору родов, в итоге престол обычно занимали наследники-мужчины, которые, тем не менее, оказывались в жесткой зависимости от рода матери: эта система обеспечивала кланам гарантированное влияние благодаря происхождению невест для императорской династии.

Следующие два периода получили название Асука (539-710 гг.) и Нара (710-794 гг.). Особенность данной эпо-

хи состоит в распространении буддизма. Особую роль в этом отводят женщинам, в особенности императрицам, которые ввели буддизм в придворный ритуал и начали распространять его среди населения японских островов [4, С. 50]. Например, это императрица Суйко - первая из японских императриц, положивших начало совместному почитанию японских ками и будд, с течением времени это вошло в привычное русло японской практики.

В этот период происходит заимствование китайского опыта и в сфере государств: создан первый свод законов «Тайхорё». В законодательстве таким образом был впервые закреплён новый облик семьи, которая стала патриархальной и определялась главенством мужа и отца, что представлялось вполне естественным для новых принципов, утвердившихся в японском обществе в данный период. Стоит отметить, что законодательство приспосабливалось к местным традициям. Отличием японского законодательства было сохранение принципа закреплявшего, что женщины наравне с мужчинами по-прежнему обладали правом наследовать имущество и земельные наделы.

Несмотря на привилегии женщин в это время, к концу периода Хэйан женщины почти полностью утратили свое право на собственность, что повлекло за собой потерю статуса в обществе. Период Хэйан (794-1185 гг.), являющийся по общему признанию вершиной в развитии культуры Японии, характеризуется тем, что в эту яркую эпоху среди известных деятелей искусства и литературы было немало женщин [7, С. 106-112]. Многие прославленные произведения японской литературы и поныне вызывающие

неизбывный интерес у исследователей культуры Японии были результатом творчества одаренных женщин этой эпохи.

Самые знаменитые женщины-творцы эпохи Хэйан: моногатари Мураса-ки Сикибу (автор Гэндзи), Сэй Сёнагон (написавшая «Записки у изголовья») и единственная женщина из шести самых известных стихотворцев Японии - Оно-но Комати. Они привнесли неоценимый вклад в развитие культуры страны [10, С. 220]. Их гениальные сочинения позволяют современному читателю представить жизнь прекрасных представительниц японской аристократии того времени, их эстетические воззрения, противоречивые мысли и эмоции.

В общем, в эпоху Хэйан складывается традиция, диктующая для женщин аристократического происхождения поведение, основанное на крайнем самоконтроле и осмотрительности, в связи с чем основную часть своей жизни они были вынуждены проводить в ограниченном пространстве своего дома, традиционные требования морали резко сужали их передвижение. Женщины-аристократки крайне редко покидали свой дом [9, С. 107]. И, конечно, по сравнению с мужчинами женщины были отстранены от активного участия в общественно-политической жизни, и в целом их связи с внешним миром были до предела сокращены.

В эпоху Хэйан юных аристократок с самой ранней детской поры тщательно воспитывали для будущей замужней жизни. Подобная подготовка невесты в конечном итоге предполагала достижение такого брачного союза, который был бы способен укрепить положение знатного рода и стать в по-

следующем важным залогом процветания семьи.

Традиционный для этой эпохи цу-мадои (дислокальный брак) предполагал, что муж будет проживать в доме своей жены. При этом дом жены в сознании людей воспринимался в качестве символа домашнего очага и сакрального места рождения, жизни и взросления детей. Брак цумадои, несмотря на законы, по традиции оставался господствующей формой брака. Особенности цумадои как формы брака диктовали и следующее существенное обстоятельство: личное имущество, сам дом, домашняя утварь традиционно наследовались исключительно по женской линии. В связи с этим женщины эпохи Хэйан все еще обладали определенными имущественными правами и сохраняли материальную независимость. В некоторых случаях женщины могли быть и владелицами поместий [4, С. 50]. Важнейшей чертой эпохи Хэйан была возможность для женщин получить прекрасное образование (на том же уровне, как и у мужчин того времени). При императорском дворе в эту эпоху существовала целая система женских рангов и должностей, обеспечивавшая японским аристократкам придворную карьеру наравне с мужчинами. Однако в отличие от предыдущего периода Нара женщины уже не поднимались на императорский трон. Неуклонное нарастание патрилинейных связей и традиций в последующей феодальной трансформации японского общества приведет к серьезному ограничению всего общественного комплекса прав женщин и одновременно обусловит сужение их социальной роли.

Очередной период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) - может

быть охарактеризован как заключительный этап в активном положении женщины в феодальном обществе в связи с тем, что нарастающая политическая раздробленность страны разрушает четкие общественные рамки и традиции. В обстановке нарастающей феодальной раздробленности и междоусобных войн японские женщины нередко были вынуждены сами спасать своих детей и имущество, защищать города, управлять подвластными территориями, активно заниматься политикой. Закономерно, что в данную эпоху в Японии востребованы женщины-воительницы, чьи образы становятся новыми персонажами истории [9, С. 107].

В течение исторического периода Эдо (1603-1867 гг.) общественный статус японских женщин меняется в худшую сторону [8, С. 206]. В период правления Иэясу Токугава, породившего последнюю династию японских сегунов, феодальное общество приобретает четкую структуру в виде четырех сословий: крестьян, ремесленников, купцов и самураев. Тем не менее, японские женщины независимо от сословной принадлежности не могли похвастаться особыми правами. Жизнь японской женщины проходила под влиянием конфуцианских традиций, диктующих полное подчинение мужчине: отцу или мужу [7, С. 69]. Разумеется, женщины из семей кня-зей-даймё, самураев и состоятельных купцов не были обременены тяжелым трудом по поддержанию домашнего хозяйства, в отличие от крестьянских жен и дочерей, обреченных на тяжкий физический труд практически в течение всей своей жизни, но по уровню гендерной дискриминации японские женщины были равны, не взирая на

сословные различия.

Тогдашнее законодательство лишало японских женщин большинства элементарных прав (они не могли обладать собственностью, подавать на развод, были лишены свободы передвижения). Все существование японской женщины должно было отвечать жестким требованиям традиционного института «иэ» (патриархального домохозяйства), построенного на всеобъемлющем подчинении главе семьи. Поэтому обязательное рождение сына и наследника в традициях замкнутого мирка «иэ» рассматривалось обществом в качестве важнейшей гендер-ной функции женщины.

В этой связи в основу традиционной японской концепции воспитания дочери четко укладывался процесс формирование девочки как будущей «хорошей жены». Решению данной задачи был посвящен традиционный семейный кодекс «Великое наставление для женщин» (Оппа Daigaku takarabako). Данное наставление было четко сориентировано на воспитание юных японок в духе конфуцианской традиции, утверждавшей «три типа женской покорности»: покорность отцу в молодости, покорность мужу в замужний период жизни, покорность сыновьям в старости [3, С. 437]. В конечном итоге, традиционная японская система воспитания девочек была нацелена на формирование идеальных в будущем жен и матерей, обладающих, прежде всего, послушанием и необходимыми хозяйственными навыками. Такой подход исключал для японских женщин возможность получения более развитого образования.

В историческую эпоху Эдо возраст был тем решающим фактором, который оказывал решающее влияние

на социальный статус японской женщины. Фактически выходило то, что лишь в конце своей нелегкой жизни женщина могла обрести достаточную свободу, располагая собственными денежными накоплениями и обретая возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Тех редких представительниц прекрасного пола Японии, которые к концу жизни сумели достичь столь высокого статуса, начинали уважительно именовать «дамами на покое».

Таким образом, можно констатировать, что подчиненное и неравноправное положение женщин в эпоху Токугава было частью обыденной реальности в жизни японского социума. Показательно, что гендерное неравенство наглядно отражалось в игре сугороку (традиционная настольная японская игра, включающая поле, разделенное на ряд прямоугольных фрагментов) [1, С. 13-16]. Игра с говорящим за себя названием «Для назидания женщин: как сделать себе дорогу в жизни» Тоёкуни III (1786-1865 гг.) характеризуется тем, что доска делится на 28 частей, 27 из которых являются женскими портретами. На женщин была ориентирована и поучительная в традиционном духе игра «Цвет целомудрия нашей страны: мудрые и верные жены», придуманная Кейсан Эй-сеном (1790-1848 гг.) и превозносившая в качестве жизненных примеров самых известных дам Японии того времени. Сугороку наглядно демонстрирует в гендерном плане и такой показательный жанр как рисин или «карьера» (иначе - «история успеха»), в полной мере отражающий стремление женщин к социальной мобильности в эпоху сегуната Токугава [1, С. 13-14].

Похожая гендерная проблематика

сохранилась и в переломную для страны эпоху Мэйдзи. Европеизированная законодательная база фактически закрепила традиционно-консервативный принцип ограничения социального статуса японской женщины [6, С. 552]. Женщины в эту революционную эпоху модернизации страны так и не были допущены к выборам и были отстранены от активного участия в политической жизни.

В целом новый и прогрессивный Гражданский кодекс 1898 г., тем не менее, в консервативном и традиционном духе определял взаимоотношения мужа и жены, оставив все по-старому и закрепляя подчиненное положение последней [10, С. 230]. Главенствующая роль в японской семье принадлежала исключительно мужчине - мужу и отцу семейства с самого момента заключения брака. Лишь отец обладал правом опеки над детьми. В наследовании также сохранялся приоритет мужчины: показательно, что если имелись незаконнорожденные сыновья мужа, то они по закону располагали большими правами на наследование имущества семьи, чем законнорожденные дочери. И, конечно, японские женщины не имели права подавать на развод.

Данный кодекс определил и содержание новой системы женского образования в Японии. Теперь для девочек становилось обязательным начальное обучение в младшей школе в течение четырех лет. Такой уровень образования в тогдашнем японском обществе считался более чем достаточным для воспитания «хороших жен и мудрых матерей». Но большинство было недовольно даже такой реформой образования, так как многие японцы традиционно считали, что образование

женщин рушит традиции, при которых японка была всего лишь домохозяйкой. В целом эти подвижки в положении женщины больше касались городского населения Японии [10, С. 276]. В японских крестьянских семьях большую часть времени женщины наравне с мужчинами были заняты в производстве.

Большим демократизмом в женском вопросе характеризовался период Тайсё (1912-1926 гг.): именно в эти годы оформляется общественное движение за права женщин Японии [9, С. 109]. На политическую арену страны выходят первые женские организации, вступающие в, казалось бы, безнадежную борьбу за равные права с мужчинами во всех сферах жизни японского общества. Пионером в этом направлении политической истории Японии стала образованная в 1920 г. Новая женская ассоциация под руководством Хирацука Райтё и Итикава Фусаэ. Прорывом в общественной жизни страны стало отвоеванное такими организациями право для японских женщин участвовать с 1922 г. в политических митингах. Еще одним важным направлением в движении женщин Японии за гендерное равенство стало возникновение принципиально новой системы женского образования, начиная с современных школ и колледжей, в рамках которых юные японки уже могли получить более разностороннее развитие. К тому же новые образовательные учреждения воспитывали у девушек и стремление отстаивать собственные права.

В разделенный трагическими военными событиями исторический период Сёва (1926-1989 гг.) по причине милитаризации Японии массовые общественные движения до 1945 г.

были фактически подавлены. Однако после поражения страны во Второй мировой войне и краха японского милитаризма, в условиях американской оккупации Японии происходит буквально революционный скачок в качественном изменении социального статуса японских женщин. В апреле

1946 г. впервые после милитаристского диктата в период войны происходят демократические выборы в японский парламент, в ходе которых парламентариями стали сразу 39 женщин. Это составило значимую цифру в 11,9 % от общего количества депутатов нижней палаты парламента. Будучи депутатами парламента, японские женщины оказали заметное влияние на разработку и принятие новой конституции

1947 г., которая впервые в истории Японии юридически зафиксировала гендерное равенство [9, С. 109-110]. Японские женщины наконец-то обрели ключевое политическое право избирать и быть избранными, добились равенства перед законом, равного участия во всех сферах жизни, равных принципов оплаты труда: и все это согласно новой Конституции. Параллельно с этим была отброшена в прошлое дискриминация в образовании, женщинам была обеспечена самостоятельность в юридических вопросах и равноправие в семейных отношениях, право на развод и наследование.

Теи не менее, даже столь кардинальные изменения в правовом статусе японской женщины не могли также быстро и революционно поменять традиционный восточный менталитет и сам образ мыслей населения Японии. Представления в японском обществе о гендерной роли женщины остались прежними и консервативными. Ментальность, традиционные взгля-

ды и сами женщины в силу косности мышления часто препятствовали внедрению в общественную жизнь новых тендерных принципов.

Японское правительство не проявило необходимой настойчивости в том, чтобы решительно переломить ситуацию в тендерном вопросе, проблемы сохранялись в разных сферах жизни, исключая разве что образовательную область. Все это стало побудительным мотивом для активизации в Японии новых движений и организаций феминистского характера. С 1989 г. для японцев началась продолжающаяся поныне эпоха Хэйсэй. Серьезные демографические проблемы и острый дефицит рабочей силы, с которыми в конце XX в. столкнулось японское общество, вкупе с возможностями и потребностями нового поколения японских женщин, выросших в демократическом обществе с развитой системой высшего образования в условиях эпохи НТР, продиктовали новый неизмеримо более высокий уровень активного вовлечения женщин во все сферы жизни страны. С 1999 г. вступает в силу «Основной закон о создании общества равных возможностей для мужчин и женщин», нацеленный на создание принципиально новых условий для гендерного равенства [9, С. 111]. Гарантом решения гендерных проблем теперь становится действительно активное стремление правительства к внедрению в общественный уклад современной Японии «нового образа женщины - активной участницы всех сфер деятельности страны». Приоритетная задача создания общества, «в котором женщина будет сиять», декларированная правительством Синдзо Абэ детерминировало формирование целого комплекса

задач, направленных на увеличение числа женщин в системе высшего образования, политике, бизнесе и во всех остальных сферах деятельности.

В заключение можно констатировать, что в различные периоды истории Японии социальный статус женщины во всех областях жизни постоянно менялся. От эпохи матриархата и изначального древнего равенства с мужчинами японские женщины в развитии от одной исторической эпохи к другой неизменно теряли свои основные права и в конечном итоге надолго оказались в подчиненном положении, под гнетом дискриминации. С начала XX в. постепенно доминирующей становится изначально осторожная, но неуклонно нараста-

ющая тенденция к обретению гендер-ного равенства для японских женщин. Но даже в условиях официального закрепления с середины прошлого века в Японии полного равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни в реальной жизни еще долго сохранялась проблема традиционно низкого уровня вовлеченности женщин в различные области деятельности, связанная с консерватизмом национального менталитета. Это ситуация позволяет говорить о том, что процесс реальной победы гендерного равенства и достижения в этом вопросе уровня характерного для других развитых стран в Японии все еще не завершен и требует времени и серьезных усилий всего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безпрозванная, Я. М. Положение женщины в Японии эпохи Токугава (на примере сугороку) / Я. М. Беспрозванная. - Текст: непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2013. - № 1 (17). - С. 13-16.

2. Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О. А. Воронина. - М. : МАКС Пресс, 2008. - 768 с. - Текст: непосредственный.

3. Де-Воллан, Г. В стране восходящего солнца: очерки и заметки о Японии / Г. Де-Во-лан. - СПб.; М.: Издание Т-ва М. О. Вольф, 1906. - 566 с. - Текст: непосредственный.

4. Иофан, Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан. - М.: Изд-во Наука, 1974. -261 с. - Текст: непосредственный.

5. Ковальчук, Ю. С. Япония и японцы. То, о чем умалчивают путеводители / Ю. С. Ко-вальчкук. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 288 с. - Текст: непосредственный.

6. Мещеряков, А. Н. Император Мэйдзи и его Япония / А. Н. Мещеряков. - М. : Ната-лис, 2009. - 736 с. - Текст: непосредственный.

7. Мещеряков, А. Н. Стать японцем / А. Н. Мещеряков. - М.: Эксмо, 2012. - 432 с. -Текст: непосредственный.

8. Пильняк, Б. Корни японского солнца. Б. Пильняк в Японии: 1926 / Б. Пильняк. - М.: «Три квадрата», 2004. - 336 с. - Текст: непосредственный.

9. Суханова, Н. Н. Социальный статус женщины в Японии: вехи истории / Н. Н. Суханова. - Текст: непосредственный // Изв.ИГУ. Сер. История. - 2013. - № 2 (5). -С. 106-112.

10. Фредерик, Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи / пер. с фр. А. Б. Овезо-вой. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 310 с. - Текст: непосредственный.

REFERENCES

1. Bezprozvannaya Ya.M. Polozhenie zhenshchiny v Yaponii epokhi Tokugava (na primere

sugoroku) [The position of women in Japan of the Tokugawa era (for example, sugoroku)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', Krasnodar, 2013, no. 1 (17), pp. 13-16.

2. Gendernoe ravenstvo v sovremennom mire: rol' natsional'nykh mekhanizmov [Gender equality in the modern world: the role of national mechanisms]. Moscow, MAX Press, 2008, 768 p.

3. De-Vollan G.V strane voskhodyashchego solntsa: ocherki i zametki o Yaponii [In the land of the rising sun: essays and notes about Japan]. Sankt-Piterburg, Moscow, Izdanie Tovarishchestvava M.O. Vol'f, 1906, 566 p,

4. Iofan N.A. Kul'tura drevney Yaponii [The culture of ancient Japan]. Moscow, Izdatel'stvo Nauka, 1974, 261 p.

5. Kovalchuk Yu.S. Yaponiya i yapontsy. To, o chem umalchivayut putevoditeli [Japan and the Japanese. What guidebooks are silent about]. Moscow, RIPOL classic, 2012, 288 p.

6. Meshcheryakov A.N. Imperator Meydzi i ego Yaponiya [Emperor Meiji and his Japan]. Moscow, Natalis, 2009, 736 p.

7. Meshcheryakov A.N. Stat' yapontsem [Become a Japanese]. Moscow, Eksmo, 2012, 432 p.

8. Pilnyak B. Korni yaponskogo solntsa. B. Pil'nyak v Yaponii: 1926 [The roots of the Japanese sun. B. Pilnyak in Japan: 1926]. Moscow, "Tri kvadrata", 2004, 336 p.

9. Sukhanova N.N. Sotsial'nyy status zhenshchiny v Yaponii: vekhi istorii [The social status of women in Japan: milestones in history]. Izvestiya IGU. Seriya Istoriya. 2013, no. 2 (5), pp. 106-112.

10. Frederick L. Povsednevnaya zhizn' Yaponii v epokhu Meydzi [Daily life in Japan in the Meiji era]. Moscow, Molodaya gvardiya, 2007, 310 p.

Материал поступил в редакцию 15.06.2021 © Курков В.В., Доронкина М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.