Научная статья на тему 'Социальный статус женщины в Японии: вехи истории'

Социальный статус женщины в Японии: вехи истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5036
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ЯПОНИИ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА В ЯПОНИИ / ФЕМИНИЗМ / ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / WOMEN'S STATUS IN JAPAN / JAPANESE WOMEN'S ORGANIZATIONS / GENDER POLICY IN JAPAN / FEMINISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суханова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются ключевые этапы трансформации статуса женщин в истории Японии и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Status of Women in Japan: Historical Benchmarks

The key stages of the transformation of womens status in the history of Japan and their origins are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Социальный статус женщины в Японии: вехи истории»

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / WORLD HISTORY

Серия «История»

2013. № 2 (5). С. 106-112 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 396(52)(091)

Социальный статус женщины в Японии

вехи истории

Н. Н. Суханова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматриваются ключевые этапы трансформации статуса женщин в истории Японии и их причины.

Ключевые слова: статус женщины в Японии, гендерная политика в Японии, феминизм, женские организации.

Гендерные проблемы социальных отношений привлекают внимание ученых самых разных направлений. Так, в рамках исторической науки изучение статуса женщины позволяет по-новому взглянуть на процесс трансформации и становления социальной структуры государства.

К примеру, японское общество, несмотря на высокий уровень его экономического и политического развития, до сих пор остается четко разделенным по гендерному принципу, что противоречит основному закону страны. Для понимания данной ситуации автор поставил задачу выделить те ключевые этапы в ходе исторического развития японского общества, на которых происходили значительные сдвиги в трансформации статуса женщин, и их причины.

При этом под «изменением статуса женщины» мы понимаем эволюцию ее правового и реального положения, а также изменения гендерных стереотипов (представлений о «настоящих» женщинах) и ее гендерной роли (модели поведения, усваиваемой в процессе социализации).

В древности, по сообщениям археологов, Япония, как и другие страны, прошла в своем развитии стадию матриархата. Женщины фактически занимали очень высокое положение в обществе, вплоть до его управления. Материальной основой их «высокого статуса» являлось занятие ключевых позиций в рамках хозяйственного уклада общества собирателей. А духовным обоснованием - культ плодородия, который непосредственно ассоциировался с женским началом. Это нашло свое отражение в сложившейся в то время японской религии синтоизм, в культе богини солнца Аматерасу, которая диктовала уважительное отношение к женщинам. Предпосылки для перехода японского общества к патриархальному типу и появлению культа вождя-мужчины наметились на рубеже II и III вв. [4, с. 22].

Первым ключевым этапом в трансформации статуса женщины в Японии является период Кофун (250(300)-538 гг.). В это время в связи с исключени-

ем женщин из широкого круга социально представительских «профессий», таких как воин, охотник и т. п., в обществе произошло углубление социальной дифференциации по тендерному признаку.

Женщины в этот период продолжали играть значительную роль, но позиционировались вне экономической сферы, что объективно ставило их в зависимое положение от мужчин. Позже это будет обосновано и с позиции морально-духовной, благодаря проникновению новой религии - буддизма.

Буддизм начал проникать в Японию из Китая приблизительно с начала VI в., и тогда он еще не был направлен против «женственности». Потому что именно женщины были первыми людьми в Японии, принявшими новую религию. Монахини имели статус, равный мужчинам, на протяжении всего периода Нара (710-794 гг.) [12]. В это время достаточно высоким был и правовой статус женщин, о котором можно судить на основе свода законов «Тайхо Еро ре». Женщины не платили налогов, не несли повинностей (ст. 5), при наследовании даже незамужние получали свою долю (ст. 23). Они могли развестись и заключить повторный брак (ст. 30) [2].

Значительные изменения произошли в период Хэйан (794-1185). Новые буддийские школы назвали женщину ритуально нечистой и отказали ей в возможности достижения просветления. К примеру, сутра Цветочной гирлянды гласила: «Женщины посланцы ада, которые могут уничтожить семена Будды» [12, с. 1]. Чтобы искупить свои грехи, женщине предписывались три послушания: родителям, мужу и сыновьям. Таким образом, буддизм дал первую четко оформленную концепцию гендерной роли женщины, поставив ее в зависимое положение от мужчин.

Вследствие этого, если правовой статус женщин все еще соответствовал статьям кодекса «Тайхо Еро рё», то их реальное положение начало изменяться. Передвижения женщин строго регламентировались, они должны были быть практически «невидимы» (выезд за пределы внутренних покоев без позволения мужа или отца мог повлечь серьезное наказание) и «неслышимы» (излишняя разговорчивость дамы считалась одной из официальных причин развода) [8, с. 151]. Их также начинают изолировать от получения должного образования, хотя именно в период Хэйан была создана богатейшая палитра женских романов.

Следующий период истории Японии - Камакура (1185-1333) - считается последним этапом наивысшего положения женщин в обществе, так как политическая децентрализация страны на время разрушила строгие социальные рамки.

В условиях постоянных военных конфликтов женщины должны были сами защищать своих детей и имущество, оборонять целые города, управлять подвластными территориями, активно вмешиваться в политику. Именно в это время в Японии возникают истории о легендарных женщинах-воительницах [10, с. 25].

В связи с этим и в буддизме стали возникать более гармоничные концепции восприятия женщин. К примеру, буддийский мыслитель и реформатор Нитирэн (1222-1282) последовательно отстаивал идею о том, что женщина также может достигнуть просветления [12].

Но с начала периода Эдо (1603-1867) демократические представления о роли женщин уходят в прошлое. Основатель династии сегунов - Токугава Иэясу - провел не только политическую централизацию страны, которая способствовала консервации социальных классов, что упрощало осуществление контроля над ними.

С юридической точки зрения женщины лишались всяких прав (право собственности, право на развод, право на свободное передвижение и т. д.). Их жизнь должна была строиться только в рамках домохозяйства (система «иэ»), на принципах беспрекословного подчинения главе семьи. Гендерная роль женщины заключалась в рождении сына-наследника.

Именно поэтому в основу воспитания девочек была положена концепция подготовки хороших жен. Для этого было разработано Великое наставление для женщин (Оппа Daigaku 1акагаЬако) - своеобразный кодекс морали, который воспитывал девочек на основе уже конфуцианского постулата, вытеснившего в это время буддизм, о «трех типах покорности»: в молодости - отцу, после замужества - мужу, в старости - детям [18]. Развивая в девочках послушание и хозяйственные навыки, их окончательно исключили из прежней системы образования.

В период Эдо статус женщины определялся не ее социальной ролью, которая априори была крайне ограниченна, а ее возрастом. Высшее положение занимали «дамы на покое». «В конце своей жизни женщина действительно была свободна, имела собственные денежные средства и могла распоряжаться своей судьбой» [1, с. 14-15].

Подобное положение не изменилось и после реставрации Мэйдзи в 1868 г. Новая юридическая база лишь закрепила «консервативный взгляд» на женщину. Они не получили избирательных прав, им запрещалось участвовать в политических собраниях. Гражданский кодекс 1898 г. подтвердил принципы системы «иэ» [14, с. 14-15]. Когда японка выходила замуж, она входила в семью мужа (и в семейную ведомость), и контроль над ее имуществом переходил к семье мужа. Опека над детьми принадлежала исключительно отцу. Незаконные сыновья мужа (если таковые имелись) имели больше прав на семейное имущество, чем законные дочери. Женщина не имела права подать на развод. Основной Кодекс об образовании (1871 г.) учитывал женщин только в системе четырехлетнего начального обучения, что считали достаточным для подготовки «хороших жен и мудрых матерей» [13, с. 94].

Однако открытие страны и проникновение западных идей всколыхнули первую волну демократического движения. Уже в 1874 г., во время так называемого Народного движения за права, в нем приняли участие несколько женщин. В 1878 г. на о-ве Сикоку некая Кусуносе Кита, 45-летняя женщина, утверждала, что она должна иметь право голоса, потому что платила налоги в качестве главы семьи после смерти мужа в 1872 г. И ее прозвали «Бабушкой народных прав».

В это же время подверглась изменению и концепция системы «иэ». В условиях быстрого развития индустриальной экономики женщины начали включаться в сферу труда. Неграмотные девушки из сельских районов от-

правлялись на несколько лет на хлопкопрядильные фабрики, чтобы купить свадебное платье или помочь семье [15, с. 13]. Женщины работали до полуночи, условия труда были очень тяжелыми. Отсутствие образования не позволяло им найти более достойное место применения труда. Однако правительство игнорировало данные проблемы, не желая рассматривать женщин вне рамок системы домохозяйства.

В истории трансформации статуса женщин в Японии одним из ключевых этапов является период Тайсе (1912-1926), который прошел под «лозунгом всеобщей демократизации» и отмечен зарождением в Японии феминистского движения и борьбы за расширение женских прав.

Данное движение реализовывалось в трех направлениях:

1. Создание женских организаций и борьба за избирательные права. К примеру, в 1920 г. была организована первая ассоциация женщин в масштабах всей страны - «Новая женская ассоциация» (организаторы - Хирацука Райте и Ичикава Фусае). Благодаря ее деятельности в 1922 г. была пересмотрена пятая статья закона о полицейской безопасности и женщины получили возможность участвовать в политических митингах и собраниях [13].

2. Организация женских школ и колледжей. К примеру, «Женский английский колледж» (позже «Цуда колледж»). Его программа была направлена на всестороннее развитие девушек и воспитывала в них стремление к защите собственных прав.

3. Литературное движение талантливых писательниц, которые под влиянием западных идей формировали на страницах своих произведений образ новой, независимой и равноправной японки. Они же становились учредителями женских журналов и колонок в них, где обсуждались волнующие всех проблемы. К ним относился созданный Хирацукой Райте журнал 8ейо («Синий чулок») (1911-1916). Первый номер журнала открывался эпиграфом «В начале женщина была солнцем» со ссылкой на «Кодзики», для того чтобы напомнить читательницам о былой роли женщин в обществе.

Помимо феминистского движения, в период Тайсе произошел также ряд социально-экономических сдвигов, потребовавший расширения женских прав. Это, в первую очередь, - увеличение количества женщин в сфере труда. По данным переписи 1920 г., 40 % от общего числа работоспособных женщин занимались оплачиваемой работой [15, с. 99]. И, во-вторых, это окончательное разрушение системы «иэ». По данным 1920 г., уже 60 % всех японских семей были нуклеарными (из них 56,9 % сельских и 73,1 % городских семей).

Однако, несмотря на ряд явных успехов в области расширения женских прав, дальнейшая милитаризация страны положила конец всем крупномасштабным социальным движениям, и следующей важнейшей вехой следует считать уже период оккупации в Японии, когда эмансипация женщин была достигнута институционально благодаря послевоенным реформам.

Американские оккупационные власти «подарили» Японии новую юридическую базу, в которой женщина получила равные права с мужчинами во всех общественных сферах: равенство перед законом по Конституции (ст. 14), равное участие в политической, экономической и социальной жизни

(ст. 24) [5, с. 305]; ликвидация дискриминации в образовании (Основной закон об образовании 1947 г.) [11]; юридическая самостоятельность и равенство в семье, право на развод и наследование [14, с. 21-22]; реформа трудового законодательства (1947 г.), равные принципы оплаты труда и т. п.

Такое быстрое изменение правового статуса женщин привело к возникновению ряда социальных проблем. Многие женщины были не готовы к той сумме прав, которую получили, и не умели ими пользоваться. Модель принятия нововведений и степень адаптации к ним различались в зависимости от географических, возрастных и социальных категорий. Правовой статус женщины изменился, в то время как представления о ее гендерной роли остались прежними.

Если мы посмотрим на состояние японского общества 1960-х гг. (примерно через 13-15 лет после реформ), то увидим, что реальное положение женщин значительно отличалось от их правового. Так, женщины все еще полагались на мнение родителей в выборе супругов (при опросах только 25 % жительниц города в 1957 г. сказали, что заключили брак по любви, а не через посредников (13 % в деревнях) [15, с. 43]), сохранился такой феодальный пережиток, как «испытательный срок» - время между свадебной церемонией и юридической регистрацией брака, для проверки характера и способностей жены (к 1957 г. 82,7 % браков заключались только через год после свадебной церемонии [15, с. 45]), 67 % женщин в 1957 г. по разным причинам (продиктованным семьей) отказывались от наследства [15, с. 54]. Только 13 % женщин в 1957 г. продолжали образование в колледжах или университетах. Работодатели рассматривали женщин в качестве неквалифицированной дешевой рабочей силы, и их зарплата была в среднем на 41,4 % меньше, чем у мужчин (1957 г.). Политика оставалась сферой, куда пробиться женщине было труднее всего. В 1955 г. в Палате представителей было только 8 женщин [6].

Гендерная роль женщины все еще была очерчена рамками дома - ведение хозяйства, воспитание и обучение детей.

Отчет об исследованиях, касающихся распределения времени в повседневной жизни нации, проведенных в то время телерадиовещательной корпорацией №Ьоп И080 Куокш (КИК), показал, что жена штатного работника в среднем 10 час 33 мин тратила на работу по дому, 11 час 15 мин - на сон, принятие пищи и личную гигиену, и только 1 час 35 мин - на самосовершенствование и личные дела [15, с. 57].

Таким образом, вся вторая половина XX в. в Японии связана с поступательными изменениями на пути к уравниванию правового и реального положения женщин в обществе. Изначально этот процесс шел только «снизу» либо при содействии организаций, созданных активными общественными деятелями и феминистками.

Например, в период сразу после войны женские организации занялись активной просветительской деятельностью - они проводили публичные лекции на такие темы, как «демократия», «вновь приобретенные права женщин», «новые семейные отношения» и т. д. К 1960-м гг. они уже участвовали в обсуждении широкого круга проблем: от требования контроля цен на рис и электричество до участия в движении о запрещении атомной и водородной бомб.

Японские власти не оказывали им поддержки, считая, что созданию «равных возможностей» мешали «исторически сложившиеся в Японии условия и общественное устройство» [9, с. 258]. Поэтому на рубеже веков в японском обществе все еще сохранялась диспропорция между реальным и правовым статусом женщины. Значительная часть населения все еще воспринимала женщин в рамках тендерного стереотипа предшествующей эпохи. К примеру, данные опроса, предлагающие согласиться или не согласиться с идеей о том, что «муж должен идти на работу, а жена должна оставаться дома и заботиться о семье», показали, что в среднем от 30 до 40 % женщин (в зависимости от возрастной группы) и от 38 до 52 % мужчин согласны с ней. Следовательно, традиционный взгляд на женщину был еще крепко укоренен в обществе [17, с. 13-16].

Сохранялись и такие проблемы, как рекордно низкое число женщин-работниц в возрасте от 25 до 40 лет, дискриминация женщин в науке, политике, частое несоответствие заработной платы, проблема «внештатников», низкий уровень активности женщин в общественной деятельности и т. п.

На сегодняшний день последней вехой на пути к изменению статуса женщины в японском обществе является начатая в 1999 г. политика по созданию «общества равных возможностей». В конце XX в. Япония столкнулась с серьезной демографической проблемой и нехваткой квалифицированных рабочих рук. В таких условиях женщины больше не могли оставаться «резервом» рабочей силы, они должны были стать полноправными участниками экономической жизни страны, что требовало уравнивания их в правах и в других сферах жизни общества.

В 1999 г. на свет появился «Основной закон о создании общества равных возможностей для мужчин и женщин» [16]. Для решения объективных социально-экономических проблем были поставлены задачи увеличения числа женщин в системе высшего образования, создания условий совмещения труда и материнства, расширения участия женщин в политике и т. п. Однако наиболее важным является тот факт, что правительство Японии наконец-то сделало акцент на широкой пропаганде в обществе идеалов гендерного равенства и новой модели гендерной роли женщины как активной участницы всех сфер общественной жизни страны. Действительно, подобная перестройка сознания людей, на фоне повышения активности самих женщин, в перспективе способна решить существующую проблему гендерного неравноправия. И хотя, возможно, женщина не станет вновь «солнцем японской нации», но она будет иметь равные с мужчинами возможности для самореализации.

1. Безпрозванная Я. М. Положение женщины в Японии эпохи Токугава (на примере сугороку) // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2013. - № 1 (17). - С. 13-16.

2. Воробьев М. В. Японский кодекс Тайхо Еро Ре и право раннего средневековья / М. В. Воробьев. - М. : Наука, 1990. - 384 с.

3. Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / отв. ред. и сост. О. А. Воронина. - М. : МАКС Пресс, 2008. - 768 с.

4. Де-Воллан Григорий. В стране восходящего солнца: очерки и заметки о Японии. - СПб. ; М. : Издание Т-ва М. О. Вольф, 1906. - 566 с.

5. Конституция Японии (1947 г.) // Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник. - М. : Юстицинформ, 2009. - С. 303-306.

6. Кузнецов С. И. Женщина в политической жизни современной Японии // Женщина в истории России XVIII-XXI веков: Восьмые Щаповские чтения : материалы Всерос. науч. конф. (Иркутск, 1 окт. 2010 г.). - Иркутск, 2010. - C. 108-114.

7. Тихоцкая И. С. Современные японки: покорные или независимые // Азия и Африка сегодня. - 1996. - № 2. - С. 52-58.

8. Фудзивара-но Акихира Новые записи о «саругаку» // Япония в эпоху Хэйан : хрестоматия. - М. : Ин-т. вост. культур и античности, 2009. - С. 147-153.

9. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи / В. Цветов. - М. : Изд-во полит. лит., 1986. - 302 с.

10. Amdur Ellis Women Warriors of Japan: The Role of the Arms-Bearing Women in Japanese History // J. of Asian Martial Arts. - 1996. - N 2. - P. 24-35.

11. Basic Act on Education : act no. 120 of December 22, 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://qps.ru/zsJSN.

12. Kurihara Toshie A History of Women in Japanese Buddhism: Nichiren's Perspectives on the Enlightenment of Women // The Journal of Oriental Studies. - 2003. - N 13. -P. 94-118.

13. Kumiko Fujimura-Fanselow Transforming Japan: How Feminism and Diversity Are Making a Difference. - Feminist Press at CUNY, 2011. - 560 p.

14. Paulson Joy Evolution of the Feminine Ideal // Women in Changing Japan. -Stanford University Press, 1978. - P. 1-25.

15. Takashi Koyama The changing social position of women in Japan. - Unesco, 1961. - 152 p.

16. The Basic Law for a Gender-equal Society : law no. 78 of 1999 [Электронный ресурс]. - URL: http://qps.ru/uOSHe.

17. White Paper on Gender Equality 2009. - Tokyo, 2009. - 55 p.

18. Yutaka Yabuta Rediscovering Women in Tokugawa Japan: the lecture series. -Harvard University, 2000. - 21 p.

Social Status of Women in Japan: Historical Benchmarks

N. N. Sukhanova

Irkutsk State University, Irkutsk

The key stages of the transformation of women's status in the history of Japan and their origins are considered in the article.

Key words: women's status in Japan, gender policy in Japan, feminism, Japanese women's organizations.

Суханова Наталья Николаевна - аспирант кафедры мировой истории и международных отношений, Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел. 8(3952)243875, e-mail: suvorochkas@mail.ru

Sukhanova Natalia Nikolaevna - Postgraduate student at the Department of World History and International Relations, the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Chkalov St., 2, phone 8(3952)243875, e-mail: suvorochkas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.