Научная статья на тему 'Гендерный подход в государственной бюджетной политике Республики Казахстан'

Гендерный подход в государственной бюджетной политике Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ / МЕТОД PEST / МЕТОД PRESTCOM / GENDER BUDGETING / GENDER POLICY / GENDER BUDGETING INITIATIVES / PEST METHOD / PRESTCOM METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бектурганова Макпал Саттикуловна

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В НЫНЕШНИХ РЕАЛИЯХ ЯВЛЯЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МАЛОИЗУЧЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ, ХОТЯ НА МЕРОПРИЯТИЯ ГЕНДЕРНОГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУСМОТРЕНЫ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ВЫДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПОТРЕБНОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СФЕРЫ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПРЕСЛЕДУЕТ ЦЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ОРИЕНТИРОВ, А НЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИТОГОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. СУЩЕСТВЕННЫМ ФАКТОРОМ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИМ ВНЕДРЕНИЮ ОСНОВ ГЕНДЕРНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ВЫСТУПАЕТ ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОЙ ГРУППИРОВКИ РАСХОДОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ И ГРУППОВЫМ КРИТЕРИЯМ, А ТАКЖЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМ СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ. В СТАТЬЕ ПРОВЕДЕН АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ РАЗНЫХ ИНИЦИАТИВ ГЕНДЕРНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ОЭСР. В СТАТЬЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ PEST И PRESTCOM ДЛЯ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ И ПРЕДПОСЫЛОК РАЗРАБОТКИ МЕТОДОЛОГИИ ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РК. В ИССЛЕДОВАНИИ МЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ. ПРЕДЛОЖЕНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH IN THE STATE BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The gender approach in planning budget expenditures in the current realities is relatively poorly studied, although budgetary funds are not taken into account in gender activities. At the same time, it should be noted that the allocation of budgetary funds for needs in the main areas is aimed at achieving intermediate targets, and not to obtain final results. Significant reasons that impede the introduction of fundamental budgeting, the lack of clear distributions of costs by social and group indicators, as well as by areas, are characterized by a high degree of social burden. The article analyzes the processes of implementation of various gender budgeting initiatives in OECD countries. The article uses PEST and PRESTCOM methods to analyze factors and develop a methodology for gender-sensitive budgeting in Kazakhstan. We used expert interviews in our research. Recommendations for the promotion of gender-sensitive budgeting technologies in Kazakhstan are offered.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в государственной бюджетной политике Республики Казахстан»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Бектурганова М.С. Email: Bekturganova693@scientifictext.ru

БектургановаМакпал Саттикуловна — кандидат экономических наук, MBA,

Институт экономики Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: гендерный подход в планировании бюджетных расходов в нынешних реалиях является относительно малоизученным инструментом, хотя на мероприятия гендерного характера бюджетные средства предусмотрены. Вместе с тем, нельзя не отметить, что выделение бюджетных средств на потребности гендерной сферы в большей степени преследует цель достижения промежуточных ориентиров, а не получения итоговых результатов. Существенным фактором, препятствующим внедрению основ гендерного бюджетирования, выступает отсутствие четкой группировки расходов по социальным и групповым критериям, а также по направлениям, характеризующим степень социальной нагрузки. В статье проведен анализ процессов внедрения разных инициатив гендерного бюджетирования в странах ОЭСР. В статье использованы методы PEST и PRESTCOM для анализа факторов и предпосылок разработки методологии гендерно-чувствительного бюджетирования в РК. В исследовании мы использовали экспертное интервью как метод исследования гендерного бюджетирования. Предложены рекомендации для продвижения технологии гендерно-чувствительного бюджетирования в Казахстане.

Ключевые слова: гендерное бюджетирование, гендерная политика, бюджет с учетом гендерных аспектов, бюджетные инициативы с учетом гендерных факторов, метод PEST, метод PRESTCOM.

GENDER APPROACH IN THE STATE BUDGET POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN Bekturganova M.S.

Bekturganova Makpal Sattikulovna — PhD of Economic Sciences, MBA, INSTITUTE OF ECONOMICS SCIENCE COMMITTEE OF THE MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the gender approach in planning budget expenditures in the current realities is relatively poorly studied, although budgetary funds are not taken into account in gender activities. At the same time, it should be noted that the allocation of budgetary funds for needs in the main areas is aimed at achieving intermediate targets, and not to obtain final results. Significant reasons that impede the introduction of fundamental budgeting, the lack of clear distributions of costs by social and group indicators, as well as by areas, are characterized by a high degree of social burden. The article analyzes the processes of implementation of various gender budgeting initiatives in OECD countries. The article uses PEST and PRESTCOM methods to analyze factors and develop a methodology for gender-sensitive budgeting in Kazakhstan. We used expert interviews in our research. Recommendations for the promotion of gender-sensitive budgeting technologies in Kazakhstan are offered.

Keywords: gender budgeting, gender policy, gender budgeting, gender budgeting initiatives, PEST method, PRESTCOM method.

С каждым годом возрастает значимость гендерного равенства среди граждан. Реализация гендерной политики лежит в основе государственного курса большинства стран мира. Для Республики Казахстан данный вектор развития получил всеобщую поддержку на всех уровнях. Понятие гендерного бюджетирования было подробно разъяснено в национальной Стратегии гендерного равенства [1] (далее - Документ), разработанной на период 2006 - 2016 гг. На сегодняшний день Документ определяет основные принципы и подходы гендерной политики,

реализуемой государственными органами Республики Казахстан, гарантирующий расширение прав представительниц слабого пола и обеспечивающий справедливое равенство мужчин и женщин.

Своеобразным продолжением Документа, определяющего базовые основы гендерного равенства республики, стала доработанная "Концепция семейной и гендерной политики в РК до 2030 года" [2], утвержденная 6 декабря 2016 года. В тексте Концепции формулировалась главная задача, стоящая перед государством в этой сфере. В частности, внедрялся особый механизм гендерных подходов к созданию, масштабной реализации и действенному контролю, за ходом выполнения требований законодательства, центрального и местных бюджетов, а также государственных и социально-экономических программ.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на видимые достижения, остается нереализованным целый ряд важнейших аспектов гендерного равенства, особенно в сфере труда и занятости; учете домашнего труда, формировании гендерной статистики и др.

Решение вопросов гендерной политики стало актуальным и в связи с необходимостью реализации стратегической цели страны - вхождение в 30 развитых стран мира в новых исторических условиях.

На сегодняшний день около в 100 странах мира внедряются разные инициативы гендерного бюджетирования. В развитых странах, таких как Канада, Австралия, Швеция, Франция, Норвегия и Испания, гендерное бюджетирование уже стало частью официального бюджетного процесса. В большинстве государств, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития установлена единая форма гендерного бюджетирования, однако на практике имеются некоторые различия. К примеру, гендерное бюджетирование в Австрии реализуется благодаря применению целой системы характеризующих показателей. Работает система следующим образом: вначале формируются цели и планируемые результаты гендерного равенства, причем данный механизм касается каждого Федерального министерства. Одновременно, ведется постоянный мониторинг достигнутых ориентиров с выведением прогрессивных изменений гендерного равенства. В Испании используется иной подход. Здесь формирование гендерного бюджета реализуется на базе поданного заявления федерального органа по гендерным вопросам, с детальным пояснением, как это все способствует выполнению Стратегического плана по обеспечению равных возможностей. Стратегический план приравнивается к анализу гендерного влияния каждой сметы расходов в инициативе по бюджету.

Исполнительные государственные органы Республики Казахстан активно перенимают успешную практику Организации экономического сотрудничества и развития по гендерно-ориентированному планированию и бюджетированию. Чтобы помочь женщинам в трудоустройстве разрабатываются специальные программы. Ключевую роль в содействии переходу к гендерному бюджетированию во всем правительстве выполняет Национальная комиссия по делам женщин, семье и демографической политике. С учетом выбора формы бюджетирования с ориентацией на итоговые результаты, Казахстаном утвержден механизм внедрения гендерного бюджетирования с использованием системы планирования, аналогичной Австрии. Следует также отметить, что правительственным органам в своих стратегических планах рекомендуется использовать оценочные индикаторы, ориентированные на гендерные аспекты.

Национальные правительства несут ответственность за обеспечение того, чтобы женщины пользовались своими правами человека, и за решение проблемы гендерного неравенства. Одним из ключевых способов сделать это является предоставление более качественных государственных услуг. Финансирование государственных услуг во многом зависит от налоговой политики. Налог является крупнейшим и наиболее устойчивым источником государственных доходов. Однако несправедливость в отношении того, как и с кого взимаются налоги, может противоречить цели продвижения гендерного равенства [3].

Мы определяем гендерное бюджетирование как инструмент, используемый для расширения и прогресса равенства через бюджетный процесс. Поскольку бюджетный процесс является ежегодным/многолетним процессом, в течение цикла которого существует несколько возможностей для реализации гендерной проблематики (Рисунок 1).

г \

Ex-ante ¿ендерные подходы к

планированию. Например, предварительные оценки гендерного воздействия

Ex-post гендерные подходы к планированию Например, тендерный аспект в оценки и обзоре расходов

Параллельные ■ подходы к гендерному бюджетированию Например, предварительные оценки гендерного воздействия

Рис. 1. Гендерное бюджетирование в рамках всего бюджетного цикла

Примечание. Составлено по источнику [4]

Методологию применению SWOT-анализа должен предшествовать анализ с использованием распространенных в развитых странах методов PEST и PRESTCOM. PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Метод PRESTCOM (Political, Regulatory, Economic, Social, Technical, Competitione, Organizational, Market factors) охватывает анализ регуляционных, конкурентных, организационных, рыночных факторов.

К основным факторам макросреды относятся: социальные, технологические и природные (технологические), экономические и конкурентные (экономические), политико-правовые (политические) факторы. Для их изучения существует специальная система слежения за внешней средой, которая проводит сбор и анализ материалов, специальные наблюдения и исследования. Собранные данные подвергаются анализу для выявления тенденций их изменения и влияния на социально-экономическое развитие страны.

Рис. 2. Этапы освоения основ национальной бюджетной системы Примечание. Составлено автором.

Обычно для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа, основывающаяся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economical) и политических (Political) факторов. В зависимости от приоритетности учета групп факторов различают варианты этой методики:

а) STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применим для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой;

б) PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применим для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.

Анализ PEST (political, economic, social, technological factors) заключается в идентификации и оценке политических, экономических, социально-культурных, технологических факторов (таблица 1).

Таблица 1. Краткий PEST-анализ факторов и предпосылок разработки методологии гендерно-чувствительного бюджетирования в РК

Фактор Позитивное влияние на возможности Негативное влияние на возможности

P - Политические факторы влияния на гендерно-чувствительного бюджетирование

1 2 3

Политический курс по внедрению гендерно-чувствительного бюджетирования Проведение комплексной экспертизы гендерных пробелов в финансировании и определение мер по их устранению Неспособность обеспечить должное реагирование на потребности и приоритеты женщин со стороны системы государственных услуг; Излишняя бюрократизация

E - Экономические факторы влияния гендерно-чувствительного бюджетирования

Повышение экономического роста и благосостояния Выделение социальных расходов как зоны гендерной экспертизы бюджета Потребность в высококвалифицированных кадрах; Недостаточный уровень компетенций персонала и руководящего звена

Негативный опыт неэффективных инвестиций по внедрению гендерного бюджетирования Минимизация рисков государственных инвестиций. Оценка рисков частных инвестиций Низкий уровень активности бизнес-среды при решении проблем гендерного неравенства

S - Социальные факторы влияния гендерно-чувствительного бюджетирования

Темпы экономического развития территорий Вовлечение общественности в процесс составления бюджета; Улучшение качеств программ и услуг для населения; Социальные государственные целевые программы Отсутствие курса на снижение социальных диспропорций, включая и гендерные ориентиры

T- Технологические факторы влияния гендерно-чувствительного бюджетирования

Диверсификация бюджета и технологий Поиск и выбор направлений и специализаций в сфере гендерного бюджетирования Сложности технологического характера

Примечание. Составлено автором.

Также мы предлагаем рассмотреть полученные ответы экспертного интервью (7 респондентов). Опрос был проведен с помощью платформы google forms. Google forms -платформа, которая позволяет опрос, составить список вопросов и собрать адреса электронной почты. В опросе участвовали эксперты ОФ «Института равных прав и равных возможностей Казахстана», Института экономики КН МОН РК, Евразийского технологического университета РК и т.д.

Данные экспертное интервью мы предлагаем использовать как метод исследования гендерного бюджетирования. К преимуществам этого способа исследования относятся:

1) Возможность получить по всем вопросам развернутые ответы;

2) Эксперт предоставляет наиболее актуальную информацию по составлению и планированию государственного бюджета;

3) Исследователь может понять подход и сам способ мышления участников составления и планирования государственного бюджета;

4) Полученная информация позволяет делать прогнозы, даже при отсутствии нужного объема статистической информации.

Раздел 1 Вопрос 1:

Как Вы оцениваете актуальность проблемы внедрения тендерного бюджетирования в государственный бюджет Казахстана?

7 ответов

V абсолютно неактуально

• актуально для некоторых стран, но не для мираЖагазстана в целом

4 затрудняюсь дать ответ 9 актуально

• приоритетно важно

Проведенный нами анкетный опрос среди экспертов показал, что 4 (57,1%) респондентов оценивают актуальность проблемы внедрения гендерного бюджетирования в государственный бюджет Казахстана - приоритетно важным, 2 (28,6%) респондентов оценивают - актуальным, 1 (14,3%) респондент оценил вопрос абсолютно неактуальным.

Вопрос 2:

Кап Вы оцениваете Вашу личную осведомленность о тендерной политики бюджетирования? 7 ответов

4 абсолютно »в владещ информацией

# только поверхностьэя информация ( МГц ИнфврИвЦИЯ пцавляетса в СМИ ИПИ 5 НОВОСТЯХ)

О ДуМЭк). ЧТО Я ПрОнкфОрМирОЬдн. нй

экспертных ачачии у меня нет

• я хорошо проинформирован. уже интересовался этой темой

ф внимательно изучал вот рос и слежу м внедрением попишки

Как показал опрос, 3 (42,9%) респондента думают, что они проинформированы, но экспертных знаний в области гендерного бюджетирования у них нет. 2 (28,6%) респондента ответили, что они хорошо проинформированы и уже интересовались темой гендерного бюджетирования. 1 (14,3%) респондент ответил, что внимательно изучал вопрос гендерного бюджетирования и следит за внедрением политики. 1 (14,3%) респондент ответил, что имеет поверхностную информацию (если информация появляется в СМИ или в новостях).

Вопрос 3: Бюджетную систему РК составляют как самостоятельные части: республиканский бюджет РК и местные бюджеты Советов народных депутатов. Каковы официальные процедуры составления, исполнения и учета республиканского бюджета?

Каковы официальные процедуры составления, исполнения и /мета бюджета?

& ответов

Бюджет составляется на следующих стадиях бюджетного процесса: планирования (формирования, утверждения, уточнения), исполнений бюджета.

Без понятия

ММ

Есть республиканский и местный бюджет. Эти бюджеты устанавливаются Правительством РК.

На 3 вопрос развернуто ответили 2 из 5 респондентов: Что бюджет составляется на следующих стадиях бюджетного процесса: планирования (формирования, утверждения, уточнения), исполнения бюджета. И второй ответ, что есть республиканский и местный бюджет. Эти бюджеты устанавливаются Правительством РК.

Вопрос 4:

Учитывает ли правительство при составлении бюджета ограничения, таких как юридические требования иметь сбалансированный бюджет, требования спонсоров, сокращение расходов или сокращение дефицита?

7 ответов

• да •нет

От 4 вопроса были получены такие результаты, что 3 (42,3%) респондента ответили, что правительство частично учитывает при составления бюджета ограничения, таких как юридические требования иметь сбалансированный бюджет, требования спонсоров, сокращение расходов и сокращения дефицита. 2 (28,6%) опрошенных дали ответ - нет, 2 (2,86%) опрошенных дали ответ - частично.

Вопрос 5:

Насколько эффективен законодательный орган в формировании бюджета и надзора?

7 ответов

4 эффективен V неэффективен

Более половины опрошенных (71,4%), 5 респондентов, считают, что законодательный орган в формировании бюджета и надзора неэффективен, в то время как 2 (28,6%) опрошенных откликнулись, что законодательный орган эффективен в формировании бюджета и надзора.

Ответы - 2 раздел

Вопрос 1: В данном вопросе респонденты могли выбирать несколько вариантов из предложенных 4 ответа. Все 7 (100%) респондентов считают, что общественно-политические организации могут быть ключевыми двигателями инициатив составления бюджета с учетом

гендерных факторов. 2 (28,6%) респондента проголосовали, что учебные организации и СМИ являются основными двигателями инициатив составления бюджета с учетом гендерных факторов. По мнению 3 (42,9%) респондентов, государственный сектор может быть ключевым двигателям инициатив составления бюджета с учетом гендерных факторов.

Вопрос 1:

Кто является / может быть ключевым двигателем инициатив составления бюджета с учетом гендерных факторов?

1 ответив

с г < е г

Вопрос 2: В данном вопросе респонденты могли выбирать несколько вариантов из предложенных 5 ответов. По результатам опроса, в создание гендерного бюджетирования могут быть вовлечены: 5 (71,4%) респондентов проголосовали за женские организации, 3 (42,9%) респондента - отраслевые организации, 6 (85,7%) - исследовательские и политические группы, 2 (28,6%) респондента - пресса, 3 (42,9%) респондента - ученые.

Вопрос 2:

Если группы гражданского общества / могут быть вовлечены, то в какие типы организаций

7 ответов

О 1 2 а 4 6 в

Вопрос 3:

Насколько прозрачно правительство? Насколько легко получить информацию о бюджетах и связанных с ними а опросах?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 01ВЕТРВ $

В(7МЧ

о

2

О (0 %> 0 <0 %) О -^-^-^-

12 3 4 5

Результаты 3 вопроса: 5 (71,4%) респондентов ответили, что правительство прозрачно на уровне 3 из 5. 1 (14,3%) респондент считает, что правительство прозрачно на уровне 2 из 5, к тому же 1 (14,3%) респондент посчитал, что правительство совсем не прозрачно и оценил на уровне 1 из 5.

Ответы - 3 раздел

Вопрос 1: Также были изучены ответы респондентов опроса насчет удовлетворения текущими тендерными программами «Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года», ««Поколения и гендер» в Казахстане и т.д. Было установлено, что, по мнению 1 респондента, текущие программы гендерной политики пока недостаточно удовлетворяют потребности населения, чтобы выполнять многие из международных соглашений и обязательств в области гендерной политики. 2-й респондент считает, что Казахстана только в начале пути по внедрению эффективных программ по гендерному бюджетированию. Текущие программы не удовлетворяют потребности в полной мере и не совсем выгодны как для женщин, так и для мужчин.

Вопрос 1:

Удовлетворяют ли эти потребности текущие программы? Кому выгодны существующие программы и как?

5 ответов

Текущие программы гендерной политики пока недостаточно удовлетворяют потребности населении, чтобы выполнять многие из международных соглашений и обязательств в области гендерной политики.

возможно

Казахстан только в начале пути по внедрению аффективных программ по тендерному бюджетированию. Текущие программы не удовлетворяют потребности в полной мере и не совсем выгодны как для женщин, так и для мужчин.

Анализ бюджетных процессов в Республике Казахстан дал понять, что чрезвычайно важно осознавать роль всего инструментария гендерно-чувствительного бюджетирования (ГЧБ), применяемого в разных странах. Тем не менее, для понимания продвижения ГЧБ также важно изучение формализованных процедур и процессов, фокусирование на собственном пути развития, понимание специфики деятельности национальных госорганов.

Вполне очевидна значимость не только продуктов партнерского проекта, но и другие не менее важные моменты, как процесс создания, выбора методологических подходов, технологий обучения, рекомендаций, одним словом всего того, что повышает потенциал госорганов и гражданских активистов. Необходимо отметить также то, что использование многофакторности в бюджетном процессе открывает новые возможности гендерного измерения на разных этапах его проведения.

Проведенный нами опрос показал, что актуальность проблемы внедрения гендерного бюджетирования в республиканский бюджет Казахстана является приоритетно важным. Большинство респондентов ответили, что правительство РК частично учитывает при составлении бюджета ограничения, таких как юридические требования иметь сбалансированный бюджет, требования спонсоров, сокращения расходов и сокращения дефицита. Более половины опрошенных (71,4%) 5 респондентов ответили, что законодательный орган в формировании бюджета и надзора неэффективен. Все 7 (100%) респондентов ответили, что общественно-политические организации могут быть ключевыми двигателями инициатив составления бюджета с учетом гендерных факторов. Респонденты посчитали, что Казахстана только в начале пути по внедрению эффективных программ по гендерному бюджетированию. Текущие программы не удовлетворяют потребности в полной мере и не совсем выгодны как для женщин, так и для мужчин.

В сегодняшних реалиях становится очевидным, что при определении финансирования национальных приоритетов необходимо учитывать разные социальные и экономические позиции/политики стратегий. На этом фоне технология гендерно-чувствительного бюджетирования выглядит достаточно привлекательно.

Несмотря на широкие возможности гендерно-чувствительного бюджетирования для деятельности госорганов - продвижение данных инициатив нередко затруднено в силу объективных и субъективных причин, о чем свидетельствует проведенный факторный анализ.

Необходимо подчеркнуть значимость не только самих продуктов партнерского проекта, но и сконцентрировать внимание на непосредственном процессе создания, оценивания методологических подходов, указаний, рекомендаций, технологий обучения, что в целом, будет оптимизировать деятельность госорганов и помощь гражданских активистов.

Открывающиеся возможности можно выразить в виде тезисов:

- Внедрение принципов гендерно-чувствительного бюджетирования в процесс формирования отраслевых бюджетных политик, где у классических организаций гражданского общества (ОГО) имеется больше возможностей влияния на методологические подходы, поскольку на этом уровне присутствует более качественный анализ текущей ситуации для мужчин/женщин в секторах, что позволяет оперативно выявить актуальные гендерные разрывы.

- Необходимо сосредоточить внимание на утилитарности ГЧБ для программного бюджетирования, по причине того, что указанная технология нацелена на финансирование интересов выделенных групп - женщин/девочек, мужчин/мальчиков, как непосредственных получателей государственных услуг в рамках требований Бюджетного циркуляра, выступающих бенефициарами бюджетной государственной политики.

- Необходим постоянный диалог с государственными органами в интересах продвижения гендерно-чувствительного бюджетирования, что обусловлено необходимостью формирования мотивации к передаче политической воли.

- Процесс продвижения принципов гендерно-чувствительного бюджетирования должен быть гармонизирован с правозащитными инициативами, что предполагает строжайший учет географических, возрастных, классовых, этнических факторов и специфики.

- В отношении прав женщин должна быть проведена ревизия государственных обязательств; организовано выявление недоработок и проблемных вопросов; обеспечено разграничение бюджетных стратегий между собой (одни стратегии рассматривают женщин, как независимых индивидуумов, другие приравнивают к «средствам репродукции», воспринимают в качестве «уязвимых групп» и «инструментов развития»).

- При формировании сбалансированной бюджетной политики должно быть обеспечено участие всех групп интересов.

- Необходимо акцентировать внимание на утилитарности гендерно-чувствительного бюджетирования в интересах совершенствования программного бюджетирования, данная передовая технология нацелена на финансирование интересов отдельных групп -мужчин/мальчиков, женщин/девочек.

Рекомендации для продвижения технологии ГЧБ:

- Системное обучение основам гендерно-ориентированной политики госслужащих, формирующих бюджетные отраслевые политики, включая деятельность в Учебном центре Министерства Финансов РК, в чьем ведении пребывают электронные курсы дистанционного обучения по государственно-частному партнерству.

- Целенаправленное мотивирование государственных служащих преимуществами внедрения ГЧБ в контексте повышения собственной компетентности на фоне снижения привлекательности выполнения государственных услуг.

- Анализ запросов государственных органов, заинтересованных в усилении собственных возможностей в сфере бюджетирования

- Поддержание дискуссии о проблематике внедрения ГЧБ с профессионалами, имеющими большой опыт в сфере эффективного управления и бюджетного финансирования, которые отстаивают принципы справедливости и гендерного равенства.

- Добиваться наглядности информации с формированием устойчивого канала передачи данных, что позволит оперативно документировать и фиксировать результаты по процессу ГЧБ с последующим анализом.

- Установление четких и понятных шаблонов ведомственной документации, сформированных на базе специальных нормативно-правовых актов, освещающих вопросы гендерного бюджетирования (Стандарты гендерной экспертизы бюджета, Бюджетный циркуляр), последующие шаги по совершенствованию нормативной базы, направленные на регулирование бюджетных процедур (Бюджетный классификатор).

- Лоббирование на национальном/местном уровнях депутатов в интересах поддержки принципов гендерно-чувствительного бюджетирования в актуальных повестках развития территорий.

- Формирование коммуникативных онлайн-площадок (форумов, веб-сайтов) в интересах популяризации гендерно-ориентированной политики на национальном и международном уровнях.

- Продвижение на всех уровнях позиции об успешности кейса по Казахстану в интересах привлечения внимания международных партнеров.

- Формирование сети неправительственных организаций, поддерживающих подходы гендерно-чувствительного бюджетирования (альянсы, панели).

- Повсеместное внедрение инструментария гендерного анализа в интересах более качественного планирования национальных/местных бюджетов, а также целевых программ развития.

- Осуществление программ в различных министерствах, где будут реализоваться инициативы в области гендерно-чувствительного бюджетирования.

Это исследование проводилось на базе Университета Нархоз в рамках стипендиальной программы Фонда Сорос-Казахстан.

Список литературы / References

1. Стратегия гендерного неравенства в Республике Казахстан на 2006-2016годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/upload/nac_komissiya_po_delam_zhenshin/5.2%o20СГР0/o20рус.pdf/ (дата обращения: 10.02.2020).

2. Официальный сайт президента Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/npa-nacionalnoi-komissii/ (дата обращения: 30.03.2020).

3. Think tax is gender neutral? Think again. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ips-journal.eu/topics/human-rights/article/show/think-tax-is-gender-neutral-think-again-2339/ (дата обращения: 15.04.2020).

4. Обзоры ОЭСР по государственному управлению. Реализация гендерной политики в Казахстане. Предварительная версия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/gov/Russian_Gender_Kaz.pdf (дата обращения: 12.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.