Научная статья на тему 'Гендерный кризис в современном обществе'

Гендерный кризис в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерная культура / культура взаимодействия / феминность / маскулинность / андрогинность / гендер / гендерный кризис / общество / gender culture / culture interactions / femininity / masculinity / androgyny / gender / gender crisis / society

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрей Федорович Поломошнов, Людмила Анатольевна Рыковскова

Целью статьи является анализ трансформаций гендерной культуры в современном обще-стве. На базе применения метода сравнительного анализа альтернативных интерпретаций этих трансформа-ций обоснован тезис о кризисе гендерной культуры современного западного общества. Обозначены главные факторы, которые способствуют деформациям гендерной идентичности, в частности урбанизация, распростра-нение нетрадиционных религиозных движений, массмедиа и массовая культура. Выделены и проанализиро-ваны пять ключевых проявлений гендерного кризиса: 1) деструктивный феминизм; 2) гендерная нейтральность; 3) трансгендерность и транссексуализм; 4) ЛГБТ; 5) виртуализация гендерных ролей. Доказано, что западная идеология и практика гендерных трансформаций является деструктивной попыткой решить демографическую проблему. Авторы утверждают, что необходимо принимать меры в целях противостояния гендерному кризису и сохранения гуманистических начал традиционной гендерной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Crisis in Modern Society

The aim of the article is to analyze the transformations of gender culture in modern society. Based on the method of comparative analysis of alternative interpretations of these transformations, the thesis about the crisis of gender culture in modern Western society is substantiated. The main factors that contribute to the defor-mation of gender identity, in particular urbanization, the spread of non-traditional religious movements, mass media and mass culture, are outlined. Five key manifestations of gender crisis are identified and analyzed: 1) destructive feminism; 2) gender neutrality; 3) transgenderism and transsexualism; 4) LGBT; 5) virtualization of gender roles. It is argued that Western ideology and practice of gender transformation is a destructive attempt to solve the de-mographic problem. The authors ascertain that it is necessary to take measures to confront the gender crisis and preserve the humanistic principles of traditional gender identity.

Текст научной работы на тему «Гендерный кризис в современном обществе»

Научная статья УДК 17.023.36

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.12.7

Гендерный кризис в современном обществе

Андрей Федорович Поломошнов1, Людмила Анатольевна Рыковскова2

12Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Россия 1paf1@mail.ru

2ludmilarykovskova@gmail.com

Аннотация. Целью статьи является анализ трансформаций гендерной культуры в современном обществе. На базе применения метода сравнительного анализа альтернативных интерпретаций этих трансформаций обоснован тезис о кризисе гендерной культуры современного западного общества. Обозначены главные факторы, которые способствуют деформациям гендерной идентичности, в частности урбанизация, распространение нетрадиционных религиозных движений, массмедиа и массовая культура. Выделены и проанализированы пять ключевых проявлений гендерного кризиса: 1) деструктивный феминизм; 2) гендерная нейтральность; 3) трансгендерность и транссексуализм; 4) ЛГБТ; 5) виртуализация гендерных ролей. Доказано, что западная идеология и практика гендерных трансформаций является деструктивной попыткой решить демографическую проблему. Авторы утверждают, что необходимо принимать меры в целях противостояния гендерному кризису и сохранения гуманистических начал традиционной гендерной идентичности.

Ключевые слова: гендерная культура, культура взаимодействия, феминность, маскулинность, ан-дрогинность, гендер, гендерный кризис, общество Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Поломошнов А.Ф., Рыковскова Л.А. Гендерный кризис в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 63-68. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.7.

Original article

Gender Crisis in Modern Society

Andrey F. Polomoshnov1, Lyudmila A. Rykovskova2

12Don State Agrarian University, Persianovsky village, Russia, paf1@mail.ru 2ludmilarykovskova@gmail.com

Abstract. The aim of the article is to analyze the transformations of gender culture in modern society. Based on the method of comparative analysis of alternative interpretations of these transformations, the thesis about the crisis of gender culture in modern Western society is substantiated. The main factors that contribute to the deformation of gender identity, in particular urbanization, the spread of non-traditional religious movements, mass media and mass culture, are outlined. Five key manifestations of gender crisis are identified and analyzed: 1) destructive feminism; 2) gender neutrality; 3) transgenderism and transsexualism; 4) LGBT; 5) virtualization of gender roles. It is argued that Western ideology and practice of gender transformation is a destructive attempt to solve the demographic problem. The authors ascertain that it is necessary to take measures to confront the gender crisis and preserve the humanistic principles of traditional gender identity.

Keywords: gender culture, culture interactions, femininity, masculinity, androgyny, gender, gender crisis, society Funding: Independent work.

For citation: Polomoshnov, A.F. & Rykovskova, L.A. (2023) Gender Crisis in Modern Society. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 63-68. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.12.7 (In Russian).

В современном мире наблюдаются противоречивые процессы трансформации гендерной идентичности личности, которые выражаются в изменениях самоощущения человека, его самовыражении, одежде, жестах, манерах, внешности, взаимоотношениях с другими людьми, стандартах гендерных отношений и гендерного поведения. Эти изменения настолько значимы, что нередко стираются грани понятия «гендер», происходит переворачивание традиционных гендерных идентичностей: «Глобализация и информационное общество сформировали новые условия существования и создали серию новых вызовов, погрузив человека в перманентный информационный шум и поставив под угрозу границы его социального тела» (Чукуров, 2017: 53). Формируется мода на унисекс (unisex) как на нечто безличное, бесполое, гендерно неопределенное. Все эти трансформации наиболее характерны для развитых стран Запада и в меньшей степени -

© Поломошнов А.Ф., Рыковскова Л.А., 2023

для традиционных восточных цивилизаций. Но поскольку западническая глобализация агрессивно распространяется по всему миру, постольку трансформация гендерной идентичности проникает в эти государства, в том числе в Россию.

Целью нашего исследования является выяснение социокультурного смысла и направленности трансформаций гендерной идентичности в современной культуре. Для этого используется метод сравнительного анализа альтернативных интерпретаций трансформаций гендерной культуры в современном, преимущественно западном, обществе: критических и апологетических. Ставшие массовыми трансформации гендерной идентичности, смешивание, размывание и обесценивание традиционных представлений о мужской и женской идентичности находят различную оценку в научном и популярном дискурсе.

Часть исследователей расценивают их как позитивные, прогрессивные процессы, а часть -интерпретируют как критическую деградацию или кризис нормальной гендерной идентичности, несущий угрозу демографическому воспроизводству населения. К умеренно критическим оценкам относится позиция А.Д. Номеровской: «К началу XXI в. складывается тенденция, когда у человека появляется легальная возможность не вписывать свою идентичность в жесткие рамки бинарных оппозиций. ...вопрос уже не в том, относится ли та или иная форма поведения или функциональная особенность к одному из двух полов, а в том, не является ли ограничением человеческой свободы само наличие рамок, в которых человек должен определять себя и свой пол»1.

Практически общепризнанным в современном научном дискурсе является тезис о кризисе традиционной гендерной идентичности. О.А. Тихомандрицкая, высказываясь о кризисе гендера, раскрывает понятие маскулинного кризиса: «Кризис маскулинности - это прежде всего кризис привычного гендерного порядка и традиционной маскулинной идеологии, которая перестала соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям» (Тихомандрицкая, Мельникова, 2018: 190). По ее мнению, именно потеря традиционной маскулинности служит одним из главных проявлений кризиса, который состоит в том, что мужчина теряет власть в семье. В патриархальном обществе он был главным. Мужчина - это глава, «маяк» в семейной ячейке. Его слушались, ему подчинялись в рамках семьи как жена, так и дети. В современном обществе мужчина теряет свою власть как глава. Он больше не главный. Наравне с ним стоит теперь женщина, жена. Реструктуризация ролей внутри ячейки семьи становится одним из ведущих факторов утраты маскулинности у мужчин: «Изменения в семье затрагивают распределение семейных ролей, проявляются в снижении значимости позиции отца в семье, проблемы доминирования власти в семейных отношениях, росте числа разводов по инициативе женщин» (Тихомандрицкая, Мельникова, 2018: 190).

Защитники современных гендерных трансформаций отмечают их характерную особенность: соединение в одной личности черт мужественности и женственности. Они считают, что самыми легко приспосабливающимися к жизненным изменениям становятся те люди, которые сочетают в себе черты женской и мужской идентичности. Они обозначают это явление как тенденцию «к андрогинии - гибкому сочетанию инструментальных и экспрессивных качеств в одной и той же личности. Андрогиния рассматривается как характеристика людей, успешно сочетающих в себе традиционно мужские и традиционно женские черты. Мужчины и женщины в равной степени способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и напористыми, и чуткими» (Грошовкина, 2015: 123).

На наш взгляд, существенные массовые изменения традиционной гендерной идентичности тесно связаны с демографической проблемой. Гендерная политика некоторых развитых западных стран направлена на сознательное разрушение традиционных гендерных ролей в целях мягкой депопуляции населения. За ширмой гендерной «вседозволенности» для человека скрывается план по сокращению численности людей на планете. Мировая олигархия использует эти трансформации для сокращения мирового населения.

Мы считаем, что есть все основания говорить о глобальном гендерном кризисе западной цивилизации, который постепенно распространяется по всему миру. Формирование гендерной культуры в современных западных сообществах приводит не к долгожданному гендерному равенству, но к гендерной девальвации, практически к полному стиранию тех традиционных гендерных границ и отказу от термина «пол». Вследствие этого порождается разрушительное воздействие на социальную и культурную стороны существования общества.

В российском обществе также гендерная культура испытывает на себе отрицательное воздействие этих глобализационных течений. «Практики социокультурного контроля тендерного поведения индивида в обществе не только не исчезают, но и становятся более гибкими и многообразными, что усугубляет ситуацию тендерной асимметрии в современном мире, провоцирует

1 Номеровская А.Д. Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе : автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2015. С. 4.

кризис идентичности личности, препятствует процессу социальной интеграции отдельных индивидов и социальных групп»1.

К факторам, способствующим деформациям гендерной идентичности, можно отнести урбанизацию, активное распространение нетрадиционных религиозных движений, массмедиа и массовую культуру. При этом происходит не просто разрушение традиционной гендерной идентичности, а замещение ее деструктивными формами гендерной тождественности.

Проявляется гендерный кризис в пяти основных формах. Во-первых, мы можем говорить о современном феминизме как о виде гендерного кризиса. На смену феминизму как борьбе за правовое и социальное равенство женщин с мужчинами пришел феминизм в сегодняшнем виде. Он предстает в грубой, а не в привычной нам традиционной форме, когда образ женщины отождествлялся со словами «красота», «грация», «нежность», «ласка». Сейчас в феминизме теряется образ женщины-матери, жены, хранительницы семейного очага. Сегодня многие женщины взяли на себя роль мужчин - от одежды до манер поведения, жестов и даже выбора слов. Женщины постоянно приписывают себе черты, которые традиционно принято считать мужскими. «Главной идеей формирующегося феминизма становится идея равенства мужчин и женщин как человеческих существ, а первой его идеологией является либеральный феминизм»2.

Во-вторых, одним из наиболее деструктивных проявлений гендерного кризиса выступает феномен трансгендерности и транссексуализма, превратившийся из психологической аномалии в некий социокультурный стандарт в ряде западных стран. Уточним понятия «трансгендер» и «транссексуал». В случае с трансгендером наблюдается конфликтность биологического пола от рождения индивида и пола, который человек приписывает себе сам по своим самоощущениям. На сегодняшний день имеются два типа транссексуалов. Первый - люди, родившиеся с биологическим полом мужчины, но по своим психосоматическим ощущениям они чувствуют себя женщинами. Представители такого феномена ведут образ жизни женщины. Второй тип - те, кто родились с телом женщины, но ощущают себя мужчинами, по внутреннему самоощущению они -мужчины (Ушкова, Киреев, 2017: 84-85). Соответственно, эти индивиды ведут образ жизни мужчины. Представители обоих типов до 1992 г. считались психически нездоровыми людьми, это было отклонением от нормы. Такими индивидами занимались врачи, лечащие отклонения в психике. 17 мая 1990 г. Всемирная организация здравоохранения исключила трансгендерность из списка психических заболеваний. Это способствовало облегчению пропаганды феномена «третий пол» со стороны заинтересованных структур. Но в современной России это направление искажения здоровья человека по-прежнему рассматривается как патология.

В-третьих, специфическим проявлением гендерного кризиса можно считать гендерную нейтральность, которая активно пропагандируется через фильмы, музыку, моду, одежду, украшения и атрибуты красоты. В основе гендерной нейтральности лежит идея отсутствия какого-либо рода, половой принадлежности во всем, даже в словах: «Гендерная нейтральность - это политика и практика, предполагающая, что в языке и различных социальных институтах не следует отдавать предпочтение тем или иным гендерам и полам в выполнении определенных социальных ролей, чтобы избежать гендерной дискриминации и неоправданных преимуществ того или иного тендера» (Брушкова, 2022: 385). Российские обыватели и эксперты опровергают пользу от такого ноу-хау и в большинстве своем отвергают всякую гендерную нейтральность. Все ген-дерные нормы, предлагаемые Западом, также не находят поддержку у многих экспертов - социологов, политиков и других специалистов во многих областях. Неприемлемыми для россиян стали такие выражения гендерной нейтральности, как «родитель первый и второй», а не привычные и родные понятия «мама» и «папа»; свобода выбора ребенком своего пола или его выбора родителем; предоставление сексуальным меньшинствам права создавать семью и брать детей на усыновление или под опеку.

Идеологию гендерной нейтральности пропагандирует трансгуманизм. Трансгуманизм выступает за замену биологического человека, для которого характерны половые различия, трансчеловеком или постчеловеком, для которого биологические параметры, в том числе половые различия, утрачивают всякое значение. «Трансгуманисты считают возможным и желательным улучшить человеческую природу с помощью технологии "сверхчеловек". Понятие трансчеловека стало включать в себя, такие признаки трансчеловечности, как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенная индивидуальность» (Луков, 2017: 247). По мнению представителей трансгуманистического движения (Б. Джонсона, Н. Бострома и др.), наука и техника создаст человеческое существо, которое не сможет страдать, болеть, стареть и даже умирать.

1 Малыгина А.В. Гендерные репрезентации как тексты культуры: на примере моды середины XX - начала XXI в. : автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2008. С. 3.

2 Ельникова Г.А. Духовные и социокультурные основания российского феминизма : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Белгород, 2004. С. 15.

Произойдет своеобразная эволюция человека в творение техногенного характера. Особое место здесь занимает искусственный интеллект, мозг-компьютер. В этом состоит суть цифрового бессмертия. Структуры мозга перенесутся на носитель, и сознание человека перейдет в цифровое пространство. Выращивание детей будет происходить в искусственной матке, управляемой компьютером. Прогресс науки выступает сторонником трансгуманизма. Во всем мире ученые пытаются найти лекарство от бессмертия, рака, ВИЧ, сахарного диабета или других смертельных заболеваний. У российских защитников института семьи идея о наночеловеке вызывает опасения.

Постчеловек едва ли может быть назван подлинным человеком. Сознание, душа и физическое тело человека неотъемлемы друг от друга. Даже если бы удалось технически отделить сознание от физического тела, это бы разрушило сущность и цельность человеческой природы. Наночеловек - это не человек, это технический киборг, лишенный фундаментальных человеческих качеств, которые делают человека человеком. «В то же самое время нарисованная трансгуманистами заманчивая цель "постчеловеческого будущего" уводит от реальной борьбы за достойную человеческую жизнь в область грез и бесплодных мечтаний» (Дергалев, 2018: 22).

Четвертым видом гендерного кризиса является сообщество ЛГБТ. Это гендерная, культурная, половая аномалия. Такое сообщество включает в себя лесбиянок, геев, бисексуалов, а также представителей других ориентаций. В странах с традиционной культурой все формы ЛГБТ считаются как минимум психическими заболеваниями, в некоторых преследуются по закону. Общественная терпимость и даже мода на ЛГБТ характерны для западных государств. В России, несмотря на то что законом ЛГБТ не преследуется, в целом общество относится к этим аномалиям негативно и рассматривает их как деструктивную пропаганду западных стран (Ушкова, Киреев, 2017).

В 60-80-х гг. прошлого столетия на Западе преобладало медико-психиатрическое понимание гомосексуальности. Женская гомосексуальность - лейсбийство, мужская - геи, бисексуальность и транссексуальность. Ученые пытались выяснить - врожденная ли это аномалия или психическое отклонение. Сегодня некоторые специалисты, чтобы поддержать такие сообщества, обосновали вывод, что не существует биологического, природного гендерного свойства. Многие западные ученые, политики и активисты преподносят сексуальные изменения в поведении человека как нечто позитивное. Они приглашают людей взглянуть на себя через призму изменения гендерных ролей. Принадлежность человека к ЛГБТ-сообществу, признание в себе наличия других гендерных характеристик, отличных от тех, с которыми человек родился, желание «мужеложствовать» и другое преподносятся как естественное положение вещей. Если человек отрицает такие проявления, не соглашается с ними, категорически настроен против, его признают нетолерантным, непередовым и отсталым. ЛГБТ разрушает гетеросексуальность и провоцирует депопуляцию населения. Гете-росексуальность сопровождалась многодетностью. Распространение противозачаточных средств привело к изменению психологических установок. Снизилась значимость ребенка для пары, стал возрастать уровень бездетности, появилась культура чайлдфри. Такие отношения, построенные лишь на эгоистичном удовольствии, порождают демографический спад населения и в нашей стране. Люди утратили главное предназначение - оставлять потомство, добровольно отказываются от радости материнства и отцовства. Без ребенка легче расстаться, многие даже не скрепляют союз бракосочетанием. Сегодня такие отношения сближают гетеросексуальные пары с парами геев и лесбиянок именно на основе добровольного отказа от рождения детей и жизни для себя. Все это последствия навязывания западной культуры в нашей стране.

Пятый вид гендерного кризиса - виртуализация гендерных ролей. Гендерная игра формируется как в виртуальном мире, так и в реальном. Она дает базу для «свободного» поведения человека, ощущение свободы, шанс не придерживаться норм и правил. В виртуальном мире гендерная игра предлагает сценарии, в которых можно сделать приоритетный для человека выбор. Она увеличивает границы персональной и половой идентичности. В культуре XXI в. гендерные роли мужчины и женщины поменялись. Мужчина может быть в декрете, а жена - зарабатывать и выступать добытчиком в семье. Женщина сегодня достигает больших карьерных высот. Внешний облик подвергся изменениям. Стиль одежды, который не имеет половой принадлежности, чрезмерная ухоженность мужчин, использование аксессуаров, сумочек, косметических средств для ухода за телом стирают грани пола. Ценность семьи снижается, на ее место встают карьера, статусность, престиж в обществе. Проектируется идея единых возможностей для обоих полов, чему способствует игровая виртуальная реальность.

Подводя итоги исследования современного гендерного кризиса, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, по нашему мнению, западные политики продвигают деструктивную тендерную политику в целях решения глобальной демографической проблемы. Сущность этой политики состоит во внедрении в массовое сознание и семейное законодательство норм гендерной свободы, легализации и пропаганде всевозможных деформаций и отклонений от традиционной гендерной идентичности и традиционных стандартов семейно-брачных и сексуальных отношений.

Гендерные и сексуальные извращения и отклонения от традиционных норм представляются как формы реализации гендерной свободы личности. Такая гендерная революция на самом деле не имеет никакого отношения к реальной личностной свободе гендерных и семейно-брачных отношений, которая заключается не в нарушении естественных, традиционных норм, а в свободном и сознательном их соблюдении. Поощрение однополых браков и абортов является откровенной технологией сокращения лишнего населения. Пропаганда ценностей свободных гендерных трансформаций и сексуальных отношений несет разрушительные последствия для личности и общества. И ждать этих последствий недолго, поскольку гендерный кризис неизбежно закончится ускоряющейся депопуляцией населения.

Во-вторых, сегодня гендерная теория изменений - это глобальная идеология, включающая многообразные планы, программы, тактики, процедуры, методы и подходы для «жонглирования» человечеством. Также подчеркнем, что гендерная теория изменений - агрессивный теизм, направленный против этичных норм человеческого и естественного принятия и уважения биологических характеристик, всех моральных и ценностных направлений, которые делают человека человеком. «Современный человек субъективно живет в "разорванности" двух миров: реального социального бытия и бытия информационного, маскирующего отсутствие подлинной, "физически" ощущаемой, реальности» (Ковалева, 2012: 256).

В-третьих, несмотря на все проявления гендерного кризиса, важно найти гуманистическое направление, которое поможет вернуться к устойчивости границ традиционных основ гендерной идентичности. Мы считаем, что необходимо принимать срочные меры по преодолению гендерного кризиса, акцентируя внимание на борьбе с его причинами, в особенности на эффективном противодействии западной гендерной политике.

Список источников:

Брушкова Л.А. Гендерная нейтральность как норма нового гендерного порядка: отношение россиян // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 1-3. С. 383-394. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-383-392.

Грошовкина Н.А. Гендерный потенциал андрогинности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2015. № 4 (18). С. 123-129.

Дергалев С.М. Что такое трансгуманизм и в чем его опасность? // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2018. № 8. С. 15-24.

Ковалева Л.И. Феномен гендерной игры в фокусе глобализации // Вестник КрасГАУ. 2012. № 4. С. 250-259.

Луков В.А. Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 245-252. https://doi.Org/10.17805/zpu.2017.1.20.

Тихомандрицкая О.А., Мельникова О.Т. Исследование проблемы кризиса маскулинности в гендерной картине мира современной молодежи методом фокус-группы // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 187-196. https://doi.org/10.17759/sps.2018090318.

Ушкова И.В., Киреев Е.Ю. Трансгендерность в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2 (138). С. 82-96. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.2.05.

Чукуров А.Ю. Трансгендерность как феномен культуры и его репрезентация в художественном тексте // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 3 (44). С. 53-60.

References:

Brushkova, L.A. (2022) Gender neutrality as the norm of new gender order. The Russians' attitude. RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series. (1-3), 383-392. Available from: doi:10.28995/2073-6401-2022-1-383-392. (In Russian)

Chukurov, A.Yu. (2017) Transgender as a cultural phenomenon and its representation in literary text. Society. Environment. Development. (3), 53-60. (In Russian)

Dergalev, S.M. (2018) What is transhumanism and what is its danger? The Works of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (With Missionary Orientation). (8), 15-24. (In Russian)

Groshovkina, N.A. (2015) Gender potential of the androgyny. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philosophy. (4), 123-129. (In Russian)

Kovaleva L.I. (2012) Gender game phenomenon in globalization focus. Bulletin of KSAU. (4), 250-259.

Lukov, V.A. (2017) Transhumanism. Knowledge. Understanding. Skill. (1), 245-252. Available from: doi:10.17805/zpu.2017.1.20. (In Russian)

Tichomahritskaya, O.A. & Mel'nikova, O.T. (2018) Research of the problem of "masculinity crisis" in the gender picture of the world of modern youth by the focus group method. Social Psychology and Society. 9 (3), 187-196. Available from: doi:10.17759/sps.2018090318. (In Russian)

Ushkova, I.V. & Kireev, E.Yu. (2017) Transgrender in the modern Russian society. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (2), 82-96. Available from: doi:10.14515/monitoring.2017.2.05. (In Russian)

Информация об авторах

А.Ф. Поломошнов - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры иностранного языка и социально-гуманитарных дисциплин Донского государственного аграрного университета, п. Персиановский, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629425

Л.А. Рыковскова - преподаватель кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин Донского государственного аграрного университета, п. Персиановский, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors A.F. Polomoshnov - D.Phil, Professor, Professor at the Department of Foreign Language and Social and Humanitarian Disciplines, Don State Agrarian University, Persianovskiy village, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=629425

L.A. Rykovskova - Lecturer, Department of Foreign Languages and Social and Humanitarian Disciplines, Don State Agrarian University, Persianovsky village, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.