Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СРАВНИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ С СУБЪЕКТАМИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СРАВНИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ С СУБЪЕКТАМИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТЫВА / ВЕРХОВНЫЙ ХУРАЛ (ПАРЛАМЕНТ) / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ / ЖЕНСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Натсак Органа Доржуевна

Рассмотрены такие показатели, как количественная представленность женщин в законодательном органе Республики Тыва, гендерный состав руководства, комитетов, партийных фракций Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в сравнительном контексте с аналогичными показателями субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ. Исследован гендерный состав руководителей региональных отделений политических партий, а также социально-демографические и социально-профессиональные характеристики женщин-политиков, основные каналы рекрутирования женщин-политиков. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ANALYSIS OF THE LEGISLATIVE BODY OF THE REPUBLIC OF TUVA IN A COMPARATIVE CONTEXT WITH THE SUBJECTS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

To reveal the gender dimension of modern politics in the Republic of Tuva and to determine the actual status of women in terms of access to the political decision-making process, the article considers such indicators as the quantitative representation of women in the legislative body of the Republic of Tuva, the gender composition of the leadership, committees, party factions of the Supreme Hural (Parliament) of the Republic of Tuva in a comparative context with similar indicators of the subjects of the Siberian Federal District. In addition, the author has investigated the gender composition of the heads of regional branches of political parties, socio-demographic and socio-professional characteristics of women politicians, and the main channels for recruiting women politicians. The thesis based on the analysis of women participation in the intra-parliamentary distribution of power on the example of the Republic of Tuva and other subjects of the Siberian Federal District is that the sphere of public policy at the regional level from a gender point of view remains predominantly a field of male dominance, where women are a minority both in quantitative terms and in access to political decision-making. The author declares no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СРАВНИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ С СУБЪЕКТАМИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 72. С. 212-229.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 72. pp. 212-229.

Научная статья УДК 316.46

doi: 10.17223/1998863Х/72/19

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СРАВНИТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ С СУБЪЕКТАМИ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Органа Доржуевна Натсак

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены такие показатели, как количественная представленность женщин в законодательном органе Республики Тыва, гендерный состав руководства, комитетов, партийных фракций Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в сравнительном контексте с аналогичными показателями субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ. Исследован гендерный состав руководителей региональных отделений политических партий, а также социально-демографические и социально-профессиональные характеристики женщин-политиков, основные каналы рекрутирования женщин-политиков.

Ключевые слова: Республика Тыва, Верховный Хурал (парламент), законодательные органы субъектов Сибирского федерального округа, региональная политика, гендер-ный состав, женское представительство, гендерная асимметрия, политические партии, женское лидерство

Для цитирования: Натсак О.Д. Гендерный анализ законодательного органа Республики Тыва в сравнительном контексте с субъектами Сибирского федерального округа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 72. С. 212-229. doi: 10.17223/1998863Х/72/19

Original article

GENDER ANALYSIS OF THE LEGISLATIVE BODY OF THE REPUBLIC OF TUVA IN A COMPARATIVE CONTEXT WITH THE SUBJECTS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Organa D. Natsak

Tuvan Institute for the Humanities and Applied Social and Economic Studies under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia

nod695596@gmail. com

Abstract. To reveal the gender dimension of modern politics in the Republic of Tuva and to determine the actual status of women in terms of access to the political decision-making process, the article considers such indicators as the quantitative representation of women in the legislative body of the Republic of Tuva, the gender composition of the leadership, committees, party factions of the Supreme Hural (Parliament) of the Republic of Tuva in a comparative context with similar indicators of the subjects of the Siberian Federal District. In addition, the author has investigated the gender composition of the heads of regional branches of political parties, socio-demographic and socio-professional characteristics of women politicians, and the main channels for recruiting women politicians. The thesis based on the analysis of women participation in the intra-parliamentary distribution of power on the example of the Republic of Tuva and other subjects of the Siberian Federal District is that the sphere of

© О.Д. Натсак, 2023

public policy at the regional level from a gender point of view remains predominantly a field of male dominance, where women are a minority both in quantitative terms and in access to political decision-making.

Keywords: Republic of Tuva, Supreme Khural (Parliament), legislative bodies of regions in Siberian Federal District, regional policy, gender composition, women's representation, gender asymmetry, political parties, women's leadership

For citation: Natsak, O.D. & (2023) Gender analysis of the legislative body of the Republic of Tuva in a comparative context with the subjects of the Siberian Federal District. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 72. pp. 212-229. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/72/19

Введение

Законодательные органы субъектов Российской Федераций на современном этапе выполняют не только сугубо законодательные функции, но и играют важную политическую роль в формировании и рекрутировании политико-управленческой элиты регионов. Актуальность исследования гендерных аспектов структуры законодательных органов регионов заключается в том, что такой анализ позволяет выявить не только количественные показатели женского представительства, но и определяет субъекты принятия решений на уровне региональной политики, соответствие социально-демографического состава парламентов изменяющейся социальной структуре общества с позиции теории стратификации. Поскольку такой анализ непосредственно связан с изучением партий, которые выполняют в том числе роль важного канала рекрутирования политической элиты в регионе, мы неизбежно затрагиваем специфику обновления элит, возможности для вхождения внеэлитных слоев в публичную политику. Для адекватного понимания этих процессов необходимы сравнительные ориентиры, которые позволяли бы определять общие тенденции, характерные для ряда регионов, не только для Тувы, а также определенные количественные и качественные отклонения, составляющую специфику политического ландшафта республики. С этой точки зрения ген-дерный анализ законодательного органа Республики Тыва в сравнительном контексте с субъектами Сибирского федерального округа (СибФО) является актуальным вопросом не только для научного анализа, но и для практической политики на региональном уровне. Подобный анализ может быть полезен для практического применения в социальном конструировании политических органов в новом выборном цикле.

Объектом исследования являются законодательные органы Республики Тыва и других субъектов СибФО, предметом - гендерные характеристики их состава, а также доступ женщин к руководству региональными легислатурами, комитетами, партийными фракциями. Методологической основой настоящей статьи стали теории элит [1], теория социальной стратификации М. Вебера [2], П. Сорокина [3], П. Бурдье [4], а также гендерные исследования российских авторов [5-7].

Обзор опубликованных научных работ по данной теме показал, что специальных исследований, посвященных анализу гендерных аспектов деятельности законодательного органа Республики Тыва, на современном этапе нет. В историко-политологическом ракурсе представительно-законодательная власть Тувы предпарламентского периода рассматривалась в монографии

Н.М. Моллерова, О.Д. Натсак, А.А. Самдан [8], работе Е.В. Тышта, исследующей эволюцию политического представительства в республиках Южной Сибири в 1990-2000-х гг. [9]. Республика Тыва в сравнительном контексте одного или группы субъектов СибФО фигурирует в ряде региональных исследований, посвященных анализу роли тендерного фактора в формировании региональных элит [10]. Следует отметить, что гендерный анализ количественного и качественного состава законодательного органа, в том числе Республики Тыва, был представлен в работе О.В. Милаевой, С.Д. Морозова, А.Е. Сиушкина, которые исследовали несколько национальных республик, входящих в состав СибФО [11]. Социально-политический, а также гендерный анализ депутатского корпуса представительных органов местного уровня в субъектах СибФО был проведен Е.В. Матвеевой, И.С. Украинцевым, Д.А. Украинцевой [12]. В рамках гендерного анализа политической власти на примере законодательных органов регионов в научной литературе есть ряд работ, сравнивающих практику субъектов, входящих в Южный, Центральный федеральные округа [13, 14]. Таким образом, данный вопрос методологически является достаточно проработанным. Вместе с тем новизна представленной статьи заключается в том, что гендерные аспекты парламента Тувы рассматриваются в сравнительном контексте не только со всеми субъектами округа, но и нижней палаты федерального парламента, а также современных тенденций в странах мира.

Основные гипотезы исследования заключаются в следующем: на современном этапе развития тувинского общества политическая роль женщин все более сужается при формальной доступности институциональных возможностей; в законодательном органе республики с точки зрения десизионного подхода к исследованию политических элит наблюдаются гендерные диспропорции - женщины мало представлены в руководстве парламентом, комитетами; в силу специфики регионального расклада политических сил в республике величина политической дифференциации незначительна, следовательно, мало каналов рекрутирования женщин в публичную политику, а значит, женщины ограничены в возможностях участия в формировании новых элит; состав парламента в целом и женского депутатского корпуса в частности не соответствует социально-демографической структуре населения республики и изменяющейся социальной структуре тувинского общества. Для эмпирической проверки гипотез использовано сравнение с данными других регионов.

Источниковой и информационной базой послужили статистические данные, официальные сведения, размещенные на сайтах законодательного органа Республики Тыва и других субъектов СибФО. В статье использованы обзорные статистические данные Межпарламентского союза по странам мира [13] и Европейской хартии за равноправие женщин и мужчин на местном уровне [14].

Использованы общенаучные методы сравнительного, статистического анализа, биографический метод социологического исследования.

Гендерный состав законодательного органа Республики Тыва

В политической истории Тувы советского периода были прецеденты, когда состав представительно-законодательных органов республики был очень

близок к тендерному паритету (41,6% депутатов Верховного Совета Тувинской АССР в 1972 г. составляли женщины), который все же не был достигнут. В этот период в депутатском корпусе достаточно равномерно были представлены не только женщины из партийно-номенклатурной элиты, но и те, кто представлял разные страты социальной структуры тувинского общества того времени. В постсоветской Туве одним из значимых этапов с точки зрения количественного присутствия женщин в политическом органе стал бикамеральный период развития тувинского парламента (2001-2010 гг.). Затем началось постепенное снижение женщин в региональном парламенте.

По данным Росстата на 1 января 2014 г. о распределении по полу депутатов региональных законодательных органов СибФО, максимальный показатель женского представительства наблюдался в Республике Тыва - 31%, на втором месте был Красноярский край (30%), минимальное значение этого показателя было зафиксировано в Омской области (7%)1. В 2022 г. же лидером по доле женщин является Алтайское краевое Законодательное Собрание, минимальные показатели - у Республики Хакасия. Тенденция снижения ранее достигнутых показателей женского представительства в тувинском парламенте идет вразрез с глобальными трендами, которые заключаются в постепенном и поступательном росте доли женщин в национальных парламентах. Так, например, в 2020 г. в странах мира был достигнут самый высокий показатель за все время доли женщин-парламентариев -25,5%, а в парламентах вновь избранных в 2020 г. в 57 странах женщины получили 22,6% мандатов, 25 стран использовали квоты для женщин либо через механизмы резервирования, либо квотирования кандидатов [15. С. 1]. В национальных парламентах стран Европы в 2019 г. доля женщин составила 29%, рост за десять лет составила 7%, вместе с тем с учетом нынешних показателей, как утверждают исследователи, для преодоления гендерного разрыва потребуется 107 лет [16. С. 1].

В России также наблюдается незначительный рост - по итогам выборов в Государственную Думу ФС РФ VIII созыва 2021 г. женщины составили 17% депутатов, что на 1,2% больше, чем в предыдущем созыве. В гендерном составе законодательных органах субъектов СибФО за последние годы наблюдаются две разнонаправленные тенденции: снижение и рост доли женщин-политиков, как показано на рис. 1, где субъекты Федероции, входящие в СибФО, ранжированы, исходя из доли женщин-депутатов в текущих созывах.

Сравнительный анализ количественной динамики женщин-депутатов в регионах округа за период с 2014 по 2022 гг. показал, что по характеру изменений их можно разделить на три группы. Республика Тыва относится к первой группе, в которую вошли Кемеровская и Иркутская области - в этих субъектах наблюдается отрицательная динамика в доле женщин в парламентах. Наибольшее снижение доли женщин по сравнению с 2014 г. показал парламент Кузбасса - на 13,4%. В Республике Тыва - наименьшее падение с 31 до 23,3%. Во вторую группу, для которой характерен позитивный рост доли женщин, вошли Алтайский край, Республика Алтай, Красноярский

1 Приложение к сборнику «Женщины и мужчины России» (информация в разрезе субъектов Российской Федерации) 2020. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215 (дата обращения: 19.04.2022).

край, Новосибирская и Омская области. Наибольший рост у Новосибирской области - с 3% в 2014 г. до 11% в 2022 г. В третьей группе один субъект -Республика Хакасия, которая сохранила показатель 10% (таблица).

Рис. 1. Гендерный состав законодательных органов субъектов СибФО (по состоянию на 1 февраля 2022 г.)

Таким образом, в рамках округа наблюдаются разнонаправленные процессы - и в сторону роста женского представительства, и в сторону уменьшения. Данные, полученные из официальных сайтов законодательных органов субъектов СибФО в 2022 г., свидетельствуют о тенденции снижении максимального показателя присутствия женщин-депутатов - с 31% в 2014 г. в Республике Тыва до 23,5% в Алтайском краевом Законодательном Собрании, которое выступает лидером среди других законодательных органов округа в 2022 г. Это свидетельствует об усилении за последние годы гендер-ной асимметрии в региональной политике в рамках округа. В то же время обращает на себя внимание повышение нижнего порога представленности женщин. По сравнению с 2014 г. минимальный показатель доли женщин в законодательных органах субъектов СибФО вырос с 3% (Новосибирская область, 2014 г.) до 10% (Республика Хакасия, 2022 г.).

Таким образом, по количественному показателю представленности женщин в законодательном органе Республика Тыва опережает ряд сибирских регионов и находится на втором месте, вместе с тем продемонстрировала ухудшение позиций по сравнению с 2014 г.

Динамика изменения тендерного состава законодательных органов субъектов СибФО в 2014 и 2022 гг. (по состоянию на 1 января 2014 г. и 1 февраля 2022 г.)

№ Законодательные органы субъектов СибФО Всего депутатов Мужчины в 2022 г., % Женщины в 2022 г., % Женщины в 2014 г., % Динамика, %

1 Алтайское краевое Законодательное Собрание (VII созыв) 68 52 (76,5%) 16 (23,5%) 13 +3

2 Верховный Хурал (парламент) Республика Тыва (III созыв) 30 23 (76,7%) 7 (23,3%) 31 -7,7

3 Законодательное Собрание Иркутской области 45 36 (80%) 9 (20%) 30 -10

4 Государственное Собрание -Эл Курултай Республики Алтай (VII созыв) 41 33 (80,5%) 8 (19,5%) 17 +2,5

5 Законодательное Собрание Красноярского края 52 43 (82,7%) 9 (17,3%) 10 +7,3

6 Парламент Кузбасса 45 38 (84,4%) 7 (15,6%) 29 -13,4

7 Законодательная Дума Томской области (VII созыв) 42 36 (85,7%) 6 (14,3%) 10 +4,3

8 Законодательное Собрание Омской области (VII созыв) 44 38 (86,4%) 6 (13,6%) 7 +6,6

9 Законодательное Собрание Новосибирской области (VII созыв) 73 65 (89%) 8 (11%) 3 +8

10 Верховный Совет Республики Хакасия (VII созыв) 50 45 (90%) 5 (10%) 10 0

Примечание. Таблица построена на основе данных Росстата за 2014 г.1 и информации о депутатах, размещенной на официальных сайтах законодательных органов субъектов СибФО2.

Партийная принадлежность женщин-депутатов

Республика Тыва является единственным регионом округа, в котором все женщины - депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва (7 из 7) представляют одну партию - «Единую Россию» (ЕР), которая владеет большинством мандатов (28, или 93,3%). Среди депутатов, представляющих ЛДПР, нет женщин, и в этом наблюдается корреляция с партийной фракцией данной партии в Государственной Думе VIII созыва, в которой среди 21 депутата нет ни одной женщины3. В Государственной Думе наибольший процент женщин-депутатов принадлежит «молодой» по парламентскому стажу

1 Приложение к сборнику «Женщины и мужчины России» (информация в разрезе субъектов Российской Федерации) 2020. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215 (дата обращения: 19.04.2022).

2 Сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. URL: https://www.akzs.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. URL: http://www.khural.org/ (дата обращения: 10.08.2022); сайт Законодательного Собрания Иркутской области. URL: https://irzs.ru/ (дата обращения: 01.02.2022); сайт Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. URL: https://elkurultay.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Красноярского края. URL: https://www.sobranie.info (дата обращения: 01.02.2022); сайт Парламента Кузбасса. URL: https://www.zskuzbass.ru (дата обращения: 09.03.2022); сайт Законодательной Думы Томской области. URL: https://duma.tomsk.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Омской области. URL: http://www.omsk-parlament.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. URL: https://zsnso.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Совета Республики Хакасия. URL: https://vskhakasia.ru (дата обращения: 01.02.2022).

3 Володин рассказал о гендерном и возрастном составе новой Госдумы. ИА Regnum. 8 октября 2021 г. URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/3392321.htmlhttps://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/ news/3392321 .html (дата обращения: 19.04.2022).

партии «Новые люди» - 3 из 13 мандатов получили женщины, это 23,1%. «Единая Россия», имеющая 324 мандатов, показывает по доле женщин второй результат - 18,8%, а по абсолютному значению - первый результат (61 женщина-депутат). КПРФ - 12,3%, «Справедливая Россия» (СР) - 11,1%.

По партийной принадлежности женский депутатский корпус сибирских регионов отличается от такового в Республике Тыва большим разнообразием, что является следствием не столько гендерной политики партий, сколько расклада политических сил в каждом конкретном регионе в момент выборов и результатом электоральных предпочтений, которые привели к более широкой представленности в структуре законодательных органов округа различных политических партий. В Законодательном Собрании Алтайского края, например, КПРФ опережает ЕР по количеству женщин-депутатов (6 и 5 соответственно), в Верховном Совете Республики Хакасия наибольшее количество женщин-депутатов представляет КПРФ (3), в то время как ЕР и ЛДПР имеют по 2 депутата. ЕР по данному показателю лидирует в законодательных органах таких регионов, как Красноярский край (8 из 9), Кемеровская область (5 из 7), Республика Алтай (6 из 8), Новосибирская область (5 из 8). В Омской области представительницы ЕР и «Коммунисты России» имеют равное количество (по 2), в Законодательной Думе Томской области также равное число представительниц ЕР и СР (по 2).

Если обобщить данные о политических партиях, которые представляют женщины-парламентарии в законодательных органах округа в целом, то количественным лидером по политическому продвижению женщин является ЕР, за ней следуют КПРФ и СР. Таким образом, тенденция схожа с гендер-ным раскладом политических партий в Государственной Думе (рис. 2).

Рис. 2. Показатели партийной принадлежности женщин-депутатов законодательных органов субъектов СибФО (источник: официальные сайты законодательных органов субъектов СибФО)

Анализ партийного состава в региональных парламентах округа подтверждает тезис о том, что женский депутатский состав по партийному признаку в отличие от Тувы гетерогенен, и партийное разнообразие дает больше каналов для участия женщин в формировании региональной политической элиты.

Женщины в руководстве законодательных органов

Доля женщин в парламенте является достаточно формальным количественным показателем. С точки зрения доступа женщин к принятию решений и формированию реальной политической повестки в регионе более важным является качественный показатель, связанный с местом женщин во властной иерархии законодательного органа. Исходя из общепринятой практики тендерного анализа, рассмотрим соотношение мужчин и женщин на уровне руководителя, заместителей руководителя, руководителей комитетов и партийных фракций в Верховном Хурале Республики Тыва в сравнительном контексте с другими субъектами округа.

Применительно к Республике Тыва следует отметить тот факт, что в парламентский период развития представительно-законодательных органов (с 1993 г. по настоящее время) первыми руководителями парламента выступали исключительно мужчины в отличие от советского времени, когда высший представительно-законодательный орган возглавлялись женщинами-политиками. В настоящее время гендерное распределение властных полномочий внутри республиканского парламента III созыва следующее: Председатель - мужчина, заместителем была женщина, однако она досрочно была смещена с должности и был назначен депутат-мужчина.

Общей тенденцией во всех законодательных органах субъектов СибФО является заметная гендерная диспропорция среди руководителей законодательных органов, их заместителей, руководителей комитетов и партийных фракций. Из 10 субъектов округа только в одном - Томской области законодательный орган возглавляется женщиной. На уровне заместителей руководителей законодательных органов 10 субъектов округа женщины присутствуют только в двух регионах: Республике Хакасия и Новосибирской области. Республика Тыва относится к регионам, в которых руководство законодательных органов является исключительно мужским, и среди председателей и заместителей председателей парламентов нет женщин, это: Красноярский, Алтайский края, Кемеровская, Иркутская, Омская области, Республика Алтай. На федеральном уровне в нижней палате российского парламента ситуация отличается. Если посмотрим состав руководства Государственной Думы ФС VIII созыва, из 11 заместителей Председателя парламента 2 являются женщинами-депутатами (или 18,8%)1.

Следующим уровнем властной иерархии в законодательных органах является руководство комитетами. Как правило, руководство комитетом является профессиональной политической деятельностью на постоянной и оплачиваемой основе. По данному показателю Республика Тыва не входит в число сибирских регионов, в которых комитеты законодательных органов возглавляются исключительно мужчинами (Томская, Новосибирская, Омская области), а относится к тем субъектам, в которых женщины возглавляют комитеты, однако, они в заметном меньшинстве - 3 комитета из 9. Среди сибирских регионов выделяется Республика Алтай, где больше всего женщин в статусе руководителей комитетов парламента - 3 комитета из 4 возглавляются женщинами-депутатами (рис. 3).

1 Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/duma/administration/ (дата обращения: 22.04.2022).

Рис. 3. Гендерный состав руководителей комитетов законодательных органов субъектов СибФО (источник: официальные сайты законодательных органов субъектов СибФО1)

Женщин в руководстве парламентских комитетов законодательных органов округа значительно мало, такая ситуация характерна для нижней палаты федерального парламента. Так, среди руководителей 31 комитета Государственной Думы VIII созыва только четыре женщины, которые возглавляют комитеты преимущественно социальной направленности (просвещения; культуры; по вопросам семьи, женщин и детей; гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений)2.

Женщины в руководстве партийных фракций

Руководство партийными фракциями внутри региональных законодательных органов - еще один, на наш взгляд, важный показатель гендерного распределения власти, показывающий, в том числе, гендерную политику партий.

Следует отметить, что в российской практике в целом не применяются такие формализованные механизмы поддержки женщин в политике, принятые во многих странах, как внутрипартийные квоты, квоты кандидатов, квотирование по «принципу зебры», когда в партийных списках за каждым мужчиной-кандидатом идет женщина-кандидат [17. С. 301].

1 Сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. URL: https://www.akzs.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. URL: http://www.khural.org/ (дата обращения: 10.04.2022); сайт Законодательного Собрания Иркутской области. URL: https://irzs.ru/ (дата обращения: 01.02.2022); сайт Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. URL: https://elkurultay.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Красноярского края. URL: https://www.sobranie.info (дата обращения: 01.02.2022); сайт Парламента Кузбасса. URL: https://www.zskuzbass.ru (дата обращения: 09.03.2022); сайт Законодательной Думы Томской области. URL: https://duma.tomsk.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Омской области. URL: http://www.omsk-parlament.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. URL: https://zsnso.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Совета Республики Хакасия. URL: https://vskhakasia.ru (дата обращения: 01.02.2022).

2 Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://du-ma.gov.ru/duma/commissions/ (дата обращения: 01.05.2022).

Количество партийных фракций в законодательных органах округа варьируется от 2 до 6. Законодательный орган Тувы отличается низким уровнем партийной фракционализации, что показывает незначительную величину политической дифференциации и раздробленности в социальной структуре общества. С одной стороны, такое положение способствует устойчивости региональной политической системы, с другой - сужает каналы обновления элит. В Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва всего две партийные фракции: «Единая Россия», которая возглавляется женщиной-депутатом, и ЛДПР. Таким образом, Тува относится к первому типу регионов округа, в парламентах которых в руководстве партийных фракций присутствуют женщины. Ко второму типу регионов относятся Омская область, Алтайский край и Республика Алтай, в которых руководителями партийных фракций являются только мужчины. В рамках округа Республика Тыва является одним из двух субъектов округа, где фракцию «партии власти» возглавляет женщина-депутат. Женщины в целом редко выступают руководителями фракций, а если и возглавляют их, то это, как правило, не «Единая Россия». Среди политических партий наибольшее количество женщин-руководителей фракций в законодательных органах округа имеет «Справедливая Россия» (Томская, Иркутская, Кемеровская области), «Единая Россия» (Республика Тыва, Республика Хакасия), ЛДПР (Республика Хакасия), Родина (Красноярский край), КПРФ (Томская область) (рис. 4).

Рис. 4. Партийные фракции в законодательных органах субъектов СибФО, возглавляемые женщинами (источник: официальные сайты законодательных органов субъектов СибФО1)

1 Сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. URL: https://www.akzs.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. URL: http://www. khural.org/ (дата обращения: 10.08.2022); сайт Законодательного Собрания Иркутской области. URL: https://irzs.ru/ (дата обращения: 01.02.2022); сайт Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. URL: https://elkurultay.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Красноярского края. URL: https://www.sobranie.info (дата обращения: 01.02.2022); сайт Парламента Кузбасса. URL: https://www.zskuzbass.ru (дата обращения: 09.03.2022); сайт Законодательной Думы Томской области. URL: https://duma.tomsk.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Омской области. URL: http://www.omsk-parlament.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. URL: https://zsnso.ru (дата обращения: 01.02.2022); сайт Верховного Совета Республики Хакасия. URL: https://vskhakasia.ru (дата обращения: 01.02.2022).

В нижней палате федерального парламента среди руководителей пяти партийных фракций (ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР, «Новые люди») нет женщин1.

Таким образом, по таким показателям, как количественная представленность женщин в депутатском корпусе, участие женщин в руководстве региональных парламентов, комитетов и партийных фракций в Туве, как и в других субъектах округа, в целом во внутрипарламентском распределении властных полномочий женщины занимают довольно скромное положение.

Участие женщин в руководстве региональными отделениями

политических партий

По данным Избирательной комиссии Республики Тыва, на территории данного субъекта зарегистрировано 14 региональных отделений политических партий, из которых только одно возглавляется женщиной (Тувинское региональное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России»)2. Это самый низкий показатель среди субъектов округа как по количеству зарегистрированных отделений политических партий, так и по количеству женщин-лидеров. В целом партийно-политическое поле Республики Тыва является достаточно узким и менее разнообразным по сравнению с другими регионами субъекта, что также влияет на немногочисленность каналов рекрутирования женщин в региональную политику. Между тем, как указывает Н.А. Шведова, политические партии как «диспетчеры демократии» играют ведущую роль в расширении участия женщин в политике [18. С. 25]

В Красноярском крае из 26 зарегистрированных региональных отделений политических партий пять возглавляются женщинами («Патриоты России», «Гражданская платформа», «Партия дела», «Российский общественный союз», «Гражданская инициатива»)3. В Алтайском крае среди 23 руководителей региональных отделений партий также пять женщин («Новые люди», «Альтернатива для России» (Партия Социалистического Выбора), «Гражданская инициатива», «Партия дела»)4 Наибольшее количество женщин-лидеров региональных отделений политических партий среди субъектов округа наблюдается в Томской области - 8 из 23 («Яблоко», КПРФ, «Справедливая Россия-Патриоты - За правду», Партия роста, Партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», Партия дела, Партия добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными, «Новые люди»)5. Обращают на себя внимание два факта. Во-первых, партий-

1 Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/duma/factions/ (дата обращения: 28.04.2022).

2 Список региональных отделений политических партий, содержащихся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций по Республике Тыва. Сайт Избирательной комиссии Республики Тыва. URL: http://www.tyva.izbirkom.ru/politicheskie-partii/partii/spisok-regionalnykh-otdeleniy-politicheskikh-partiy.php (дата обращения: 07.02.2022).

3 Сведения о региональных отделениях политических партий, зарегистрированных на территории Красноярского края по состоянию на 10.01.2022. Сайт Избирательной комиссии Красноярского края. URL: http://www.krasnoyarsk.izbirkom.ru/politicheskie-partii/ (дата обращения: 28.02.2022).

4 Список региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Алтайского края. Сайт Избирательной комиссии Алтайского края. URL: http://www.altai-terr.izbirkom.ru/politicheskie-partii/spisok-regionalnykh-otdeleniy-politicheskikh-partiy/ (дата обращения: 07.02.2022).

5 Список региональных отделений политических партий по состоянию на 13.01.2022. сайт Избирательной комиссии Томской области. URL: https://elect70.tomsk.ru/political_party/pp_spisok/ (дата обращения: 07.02.2022).

ное разнообразие в региональном политическом пространстве в этих субъектах дает больше шансов женскому лидерству. Во-вторых, не так давно созданная партия «Новые люди» демонстрирует на практике принципы тендерного разнообразия в выборе региональных руководителей. Из всей панели партийного разнообразия в регионах округа только одна партия является по своему содержанию и названию гендерномаркированой, направленной на защиту интересов женщин - это Партия добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными, зарегистрированная в Томской области. Таких гендерных партий в Рсспублике Тыва, к примеру, нет. В партийной структуре состава Государственной Думы VIII созыва гендерные партии также не представлены, что показывает отсутствие на федеральном уровне политических организаций с гендерной повесткой, обладающих достаточной поддержкой и ресурсами для вхождения в число парламентских партий. Как считает О.В. Попова, «женские» партии не решат проблему недостаточного участия женщин в работе органов власти ввиду того, что элитой и большей частью населения такие партии воспринимаются как маргинальные и не обладают необходимыми ресурсами [19. С. 191, 198].

Социально демографические характеристики женщин-депутатов

Средний возраст женщин-депутатов законодательного органа Республики Тыва 56 лет, что превышает средний возраст депутатов-мужчин (50 лет). Возрастной диапазон женщин в парламенте - с 49 лет до 61 года, мужчин - с 32 до 72 лет. В ходе анализа был выявлен тот факт, что все из действующих депутатов-женщин в законодательный орган регионального уровня пришли после 45 лет, т.е. в зрелом возрасте. С этой точки зрения нижний возрастной порог женщин, выдвигаемых политическими партиями в Туве, остается высоким. Если посмотрим половозрастную структуру населения Тувы, то на первый план выходят такие гедерно-возрастные диспропорции, как количественное доминирование женского населения, что в принципе характерно для России в целом и многих регионов, а также молодой средний возраст тувинского населения, что является отличительной особенностью республики среди других субъектов России.

Так, во всех возрастных группах старше 30 лет (30-34, 35-39, 40-44, 4549, 50-54, 55-59, 70-74) преобладают женщины, при этом отчетливо видна тенденция - чем старше возрастная группа, тем больше количественный разрыв в пользу женщин1. Средний возраст населения республики является одним из молодых (30 лет), уступает в России только Чеченской Республике (29,1)2. Исходя из этого, можно констатировать тот факт, что политическое представительство в законодательном органе Республики Тыва не соответствует особенностям половозрастной структуры населения республики, а

1 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 г. Статистический бюллетень. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https:/ /rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2022).

2 Приложение к Демографическому ежегоднику России 2021. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2022).

именно самому молодому среднему возрасту жителей республики, а также преобладанию женщин.

Таким образом, интересы женщин и молодежи в законодательном органе власти республик мало представлены, а когорта молодых женщин и вовсе не имеет представительства. С политической точки зрения можно сказать, что сети доверия двух крупных социально-демографических групп не интегрированы в публичную политику, что может порождать дефицит доверия к власти в целом и действующим политикам, а также ощутимому разрыву поколений.

В нижней палате федерального парламента VIII созыва мы наблюдаем противоположную тенденцию: средний возраст мужчин (53,4) превышает средний возраст женщин (51,8) \ Таким образом, средний возраст женщин в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва на 4,8 года превышает средний возраст женщин-парламентариев на федеральном уровне. Надо отметить, что в рамках СибФО по высокому среднему возрасту женщин-парламентариев Республику Тыва опережает Иркутская область (57,3)2. Как показано на рис. 5, в пяти субъектах округа заметен тренд на омоложение -средний возраст женщин-депутатов в законодательных органах ниже аналогичного показателя по Государственной Думе VIII созыва, это: Алтайский край, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области.

Рис. 5. Показатели среднего возраста женщин-депутатов законодательных органов

субъектов СибФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Володин рассказал о гендерном и возрастном составе новой Госдумы. ИА Regnum. 8 октября 2021 г. URL: https://yandex.rU/turbo/regnum.ru/s/news/3392321.htmlhttps://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/ news/3392321 .html (дата обращения: 19.04.2022).

2 Средний возраст женщин-депутатов законодательных органов субъектов, входящих в состав СибФО, рассчитан автором на основе биографических данных, доступных на официальных сайтах парламентов.

Самые молодые женщины-депутаты работают в законодательных органах Омской области (25 лет, «Коммунисты России»), Новосибирской области (25 лет, «Новые люди»), Алтайском крае (29 лет, «Единая Россия»). В целом при анализе демографических характеристик региональных женщин-политиков СибФО обращает на себя внимание разнообразие и широкий диапазон возрастных групп, что означает уход от принципов возрастной дискриминации в отношении молодых, с одной стороны, и эйджизма - с другой. В Омской и Томской областях депутатами законодательных органов являются женщины в возрасте 70 лет и старше. В целом вышеупомянутого партийного и возрастного разнообразия среди женщин-депутатов в законодательном органе Республики Тыва не наблюдается.

Социально-профессиональные характеристики женщин-депутатов

Биографический анализ женщин-депутатов парламента Республики Тыва показал, что профессиональные структуры, из которых они рекрутированы, достаточно гомогенны - это преимущественно социальная сфера: отрасли образования, культуры, здравоохранения. Подобный расклад ожидаем и является следствием практической электоральной политики: партии нужны люди с наибольшей поддержкой. Если мы посмотрим структуру региональной экономики, то увидим, что около 82% организаций, действующих в республике, относится к государственному сектору, в котором существенную долю занимают учреждения социальной сферы. Следовательно, считается, что электоральная база руководителей и представителей социальных организаций высокая. Их личный символический капитал конвертируется в политический капитал партии. Между тем изменяющаяся социальная структура тувинского общества не находит адекватного представительства в женском депутатском корпусе. Например, женщины-предприниматели, составляющие количественную основу малого и среднего бизнеса в республике, а также женщины из организаций реального сектора экономики вовсе отсутствуют. Сравнительный анализ социально-профессиональных характеристик женщин-депутатов в других сибирских регионах показал большую гетерогеность, чем в Туве. Разнообразие каналов вертикальной циркуляции в политическом пространстве способствует не просто обновлению элит за счет устоявшихся политических, экономических, профессиональных институций, но и за счет внеэлитных элементов, таких как молодежь, женщины, представители малого предпринимательства.

Заключение

Женщины в гендерной структуре населения Республики Тыва составляют большинство. Они также являются экономически более активной социально-демографической группой в тувинском обществе. В региональной политике именно они обеспечивают высокое электоральное участие в кампаниях разных уровней. Однако, как указывал Н. Смелзер, повышение участия женщин в выборах не влечет за собой их избрание на руководящие государственные должности [1. С. 537]. Такую ситуацию мы наблюдаем и в Тыве. В ходе сравнительного анализа гендерных характеристик парламента Тывы и законодательных органов субъектов СибФО была подтверждена ги-

потеза об снижении политической роли женщин при формальной доступности институциональных возможностей. Возможно, это проявление цикличности политической истории Тывы. П. Сорокин, говоря об изменениях политической стратификации, подчеркивал, что в них нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации [3. С. 275]. Поступательное движение в сторону выравнивания глубины политической стратификации в Тыве шло практически в течение всего советского периода, не случайно в высшем законодательном органе Тувинской АССР были представлены рабочие, труженики села, в том числе женщины рабочих профессий. Перелом в этом линейном движении произошел в постсоветский период. Количественное расширение участия женщин в региональной политике постсоветского времени фиксировалось в период бикамерального парламента. В настоящее время наблюдается тенденция не только снижения количества женщин-депутатов в целом, но и в руководящих должностях республиканского парламента. Гендерная асимметрия и диспропорция на уровне руководства законодательных органов характерны практически для всех субъектов СибФО, за исключением Томской области, в которой законодательное собрание возглавляет женщина-руководитель.

В силу специфики регионального расклада политических сил в республике величина политической дифференциации незначительна, мало партий представлено в региональном парламенте, следовательно, мало каналов рекрутирования женщин в публичную политику.

В гендерном составе законодательных органах субъектов СибФО за последние годы наблюдается две разнонаправленные тенденции: снижение и рост доли женщин-политиков. Наибольший рост показала Новосибирская область, наибольшее падение - парламент Кузбасса.

Республика Тыва является единственным регионом округа, в котором все женщины-депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва (7 из 7) представляют одну партию - «Единую Россию». По партийной принадлежности женский депутатский корпус сибирских регионов более разнообразен, количественным лидером по политическому продвижению женщин является ЕР, за ней следуют КПРФ и СР, что в принципе соответствует гендерному раскладу политических партий в Государственной Думе VIII созыва.

В статье показано, что политическое представительство в законодательном органе Республики Тыва не соответствует особенностям половозрастной структуры населения республики, а именно самому молодому среднему возрасту жителей республики, а также преобладанию женщин. С политической точки зрения можно сказать, что сети доверия двух крупных социально-демографических групп не интегрированы в публичную политику. Это может порождать дефицит доверия к власти в целом и действующим политикам, а также ощутимому разрыву поколений.

Сделан вывод о том, что изменяющаяся социальная структура тувинского общества не находит адекватного представительства в парламенте республики и женском депутатском корпусе, в отличие от законодательных органов других регионов округа, которые по социально-профессиональной структуре более гетерогенны, чем в Тыве.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что социальная дистанция до вершины политической пирамиды для женщин длиннее, чем для мужчин, а вертикальная мобильность женщин в региональной политике сталкивается с большим количеством «сито». Вместе с тем надо заметит, что в настоящее время в условиях развития соцмедиа женщины могут сократить годы, которые раньше нужно было потратить на то, что П. Бурдье называл «накоплением капитала „известности"», к примеру, в профессиональных областях или в политике. В соцмедиа женщины сейчас могут на политических темах поучить капитал «популярности» достаточно малозатратными способами по сравнению с традиционными политическими каналами коммуникации, реинвестировать его в политику и стать инвеститурой уже той или иной политической партии или групп влияния.

Список источников

1. Смелзер Н. Социология : пер. с англ. / под науч. ред. В.А. Ядова. М. : Феникс, 1994.

688 с.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156.

3. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М. : Изд-во полит. лит., 1992. 543 с.

4. Бурдье П. Социология политики / пер с фр. Е.Д. Вознесенская ; общ. ред., сост. и пре-дисл. Н.А. Шматко. М. : Socio-Logos, 1993. 333 с.

5. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Патриархат и «женская власть» // Российский тендерный порядок: социологический подход / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2007. С. 68-97.

6. Айвазова С.Г. «Игра в гендер» на поле российской политики: возможности институциональных изменений // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 6. М. : Ин-т социологии РАН, 2007. С. 319-331.

7. Чирикова А.Е., Лапина И.Ю. Женщина на высших эшелонах власти. Российские практики и французский опыт. ИНАБ № 3. М. : Ин-т социологии РАН, 2009.

8. Моллеров Н.М., Натсак О.Д., Самдан А.А. По пути народовластия: представительно-законодательная власть Тувы (предпарламентский период). Абакан : Журналист, 2021. 304 с.

9. Тышта Е.В. Эволюция политического представительства в республиках Южной Сибири в 1990-2000-х гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 6 (26). С. 83-90.

10. Коханская Е.А. Роль гендерного фактора в формировании региональной элиты // Власть. 2014. № 10. С. 98-104.

11. Милаева О.В., Морозов С.Д., Сиушкин А.Е. Участие женщин в органах представительства национальных республик Сибирского федерального округа // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 315-326.

12. Матвеева Е.В., Украинцев И.С., Украинцева Д.А. Депутатский корпус муниципальных парламентов Сибирского федерального округа: социально-политический анализ // Вестник ЗабГУ. 2019. Т. 25, № 5. С. 66-73.

13. Козлова Н.Н. Депутатский корпус Центрального федерального округа: гендерное измерение // Женщина в российском обществе. 2016. № 4 (81). С. 58-71.

14. Козлова Н.Н. Депутатский корпус региональных парламентов Южного федерального округа: опыт гендерного анализа // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18, № 2. С. 68-84.

15. Women in Parliament in 2020. The year in revew. Interparliamentary Union. URL: https://www.ipu.org/women-in-parliament-2020 (accessed: 01.05.2022).

16. Women in Politics. Local and European Trends. The European Charter for Equality of Women and Men in Local Life. URL: https://www.ccre.org/img/uploads/piecesjointe/filename/CEMR_ Study_Women_in_politics_EN.pdf (accessed: 01.05.2022).

17. Натсак О.Д. Барьеры в политической карьере женщин: обзор современных практик в зарубежных странах // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1, ч. 2. С. 296-305.

18. Шведова Н.А. Политические партии и тендерное равенство // Женщины в российском обществе. 2016. № 4 (81). С. 21-30.

19. Попова О.В. Гендерные партии в современной России: проблемы и перспективы // Политическая наука. 2015. № 1. С. 186-199.

References

1. Smelzer, N. (1994) Sotsiologiya [Sociology]. Translated from English. Moscow: Feniks.

2. Veber, M. (1994) Osnovnye ponyatiya stratifikatsii [Basic Concepts of Stratification]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research. 5. pp. 147-156.

3. Sorokin, P. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow: Izd-vo politi. lit.

4. Bourdieu, P. (1993) Sotsiologiyapolitiki [Sociology of Politics]. Translated from French by E.D.Voznesenskaya. Moscow: Socio-Logos.

5. Zdravomyslova, E.A. & Temkina, A.A. (2007) Patriarkhat i "zhenskaya vlast'" [Patriarchy and "Women's Power"]. In: Zdravomyslova, E.A. & Temkina, A.A. (eds) Rossiyskiy gendernyy poryadok: sotsiologicheskiy podkhod [Russian Gender Order: A Sociological Approach]. St. Petersburg: European University in St. Petersburg. pp. 68-97.

6. Ayvazova, S.G. (2007) "Igra v gender" na pole rossiyskoy politiki: vozmozhnosti institutsio-nal'nykh izmeneniy ["The Game of Gender" in the Field of Russian Politics: the Possibilities of Institutional Changes]. In: Gorshkov, M.K. (ed.) Rossiya reformiruyushchayasya [The Reforming Russia]. Vol. 6. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. pp. 319-331.

7. Chirikova, A.E. & Lapina, I.Yu. (2009) Zhenshchina na vysshikh eshelonakh vlasti. Ros-siyskie praktiki i frantsuzskiy opyt [Woman in the Highest Echelons of Power. Russian Practices and French Experience]. INAB. 3. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences.

8. Mollerov, N.M., Natsak, O.D. &, Samdan, A.A. (2021) Po puti narodovlastiya: predstavitel'no-zakonodatel'naya vlast' Tuvy (predparlamentskiy period) [On the Path of Democracy: Representative Legislative Power of Tuva (pre-parliamentary period). Abakan: Zhurnalist.

9. Tyshta, E. V. (2013) Evolyutsiya politicheskogo predstavitel'stva v respublikakh Yuzhnoy Sibiri v 1990-2000-kh gg. [Evolution of Political Representation in the Republics of Southern Siberia in the 1990s - 2000s]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya -Tomsk State University Journal of History. 6(26). pp. 83-90.

10. Kohanskaya, E.A. (2014) Rol' gendernogo faktora v formirovanii regional'noy elity [The Role of the Gender Factor in the Formation of the Regional Elite]. Vlast' - Power. 10. pp. 98-104.

11. Milaeva, O.V., Morozov, S.D. & Siushkin, A.E. (2020) Uchastie zhenshchin v organakh predstavitel'-stva natsional'nykh respublik Sibirskogo federal'nogo okruga [Participation of Women in the Representation Bodies of the National Republics of the Siberian Federal District]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 4. pp. 315-326.

12. Matveeva, E.V., Ukraintsev, I.S. & Ukraintseva, D.A. (2019) Deputatskiy korpus munitsi-pal'nykh parlamentov Sibirskogo federal'nogo okruga: sotsial'no-politicheskiy analiz [Deputy Corps of Municipal Parliaments of the Siberian Federal District: Socio-Political Analysis]. Vestnik ZabGU. 25(5). pp. 66-73.

13. Kozlova, N.N. (2016) Deputatskiy korpus Tsentral'nogo federal'nogo okruga: gendernoe iz-merenie [Deputy Corps of the Central Federal District: Gender Dimension]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. 4(81). pp. 58-71.

14. Kozlova, N.N. (2017) Deputatskiy korpus regional'nykh parlamentov Yuzhnogo Feder-al'nogo okruga: opyt gendernogo analiza [Deputy Corps of Regional Parliaments of the Southern Federal District: Experience of Gender Analysis]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie - Human. Community. Management. 18(2). pp. 68-84.

15. Interparliamentary Union. (2020) Women in Parliament in 2020. The Year in Revew. [Online] Available from: https://www.ipu.org/women-in-parliament-2020 (Accessed: 1st May 2022).

16. EU. (n.d.) Women in Politics. Local and European Trends. The European Charter for Equality of Women and Men in Local Life. [Online] Available from: https://www. ccre.org/img/uploads/piecesjointe/filename/CEMR_Study_Women_in_politics_EN.pdfo (Accessed: 1st May 2022).

17. Natsak, O.D. (2021) Bar'ery v politicheskoy kar'ere zhenshchin: obzor sovremennykh praktik v zarubezhnykh stranakh [Barriers in Women's Political Careers. A Review of Current Practices in Foreign Countries]. Vestnik RGGU. Seriya "Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie" -RSUH/RGGU Bulletin."Philosophy. Sociology. Art Studies" Series. 1(2). pp. 296-305. DOI: 10.28995/2073-6401-2021-1-296-305

18. Shvedova, N.A. (2016) Politicheskie partii i gendernoe ravenstvo [Political Parties and Gender Equality]. Zhenshchiny v rossiyskom obshchestve - Women in Russian Society. 4(81). pp. 21-30.

19. Popova, O.V. (2015) Gendernye partii v sovremennoy Rossii: problemy i perspektivy [Gender Parties in Modern Russia: Problems and Prospects]. Politicheskaya nauka. 1. pp. 186-199.

Сведения об авторе:

Натсак О. Д. - кандидат философских наук, ученый секретарь, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва (г. Кызыл, Республика Тыва, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

O. D. Natsak, Cand. Sci. (Philosophy), academic secretary, Tuvan Institute for the Humanities and Applied Social and Economic Studies under the Government of the Republic of Tuva (Kyzyl, Russia).

E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.05.2022; одобрена после рецензирования 23.03.2023; принята к публикации 20.04.2023

The article was submitted 05.05.2022; approved after reviewing 23.03.2023; accepted for publication 20.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.