УДК 159.9.075
ГЕНДЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
ВЗРОСЛЫХ ЖЕНЩИН1
Овсяник Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и
социальной деятельности
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия
ovsianik@mail. ru
Статья посвящена рассмотрению и анализу социально-психологических стратегий адаптационного поведения женщин в возрасте 40-60 лет. Данный анализ делается с точки зрения гендерного подхода С.Бем. На основании выделения при помощи факторного анализа присущих каждому гендерному типу стратегий поведения предлагаются превентивные социальнопсихологические технологии.
Ключевые слова: женщины 40-60 лет; гендер; феминные, маскулинные, андрогенные женщины, копинг-стратегии; факторный анализ; адаптационные стратегии; социально-психологическая адаптация.
GENDER STRATEGY OF ADAPTATION BEHAVIOR OF ADALT WOMEN
Olga Ovsyanik, Candidate of psychology science, associate professor at department of pedagogic of professional education and social activity
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia ovsianik@mail. ru
1 Печатается при поддержки РГНФ, проект 11-16-73001а/В.
The article is devoted to considering and analyzing social psychology strategy of adaptation activity of women 40-60 years old. The analyze fondants on the
S.Bem’s gender theory. In the report is proposition of social-psychology prevention strategy of adaptation of women which was made after factors analyze of women’s gender coping strategies.
Keywords: women 40-60 years old; gender; famine, masculine, androgen women; coping strategy; factor analyze; adaptation strategy; social-psychology adaptation.
В возрасте после 40 лет организм женщины начинает претерпевать физиологические изменения, в этот же период у нее часто меняется социальноролевой репертуар, следовательно, взрослая женщина вынуждена адаптироваться к внешним и внутренним изменениям одновременно, что усложняет процесс адаптации.
К.Хорни считает, что, что последствия гендерной социализации порождают проблемы социализации женщин. Среди них боязнь неудачи, боязнь утратить женственность, боязнь общественного отвержения, недостаток уверенности в себе, недостаток настойчивости в достижении цели. Вышеперечисленные особенности сказываются на общем психическом развитии, на семейных взаимоотношениях, влияют на жизненный выбор, на профессиональную реализацию [1].
Постоянный выбор женщиной привычных способов реагирования в новой ситуации, обусловленных стремлением к комфорту и безопасности через некоторое время приводит к однозначности ее отношения с миром, к жизненному застою, ощущению собственного бессилия. В конечном итоге такая женщина начинает жаловаться на бессмысленность существования, начинает скучать и «плыть по течению» иногда артистически может демонстрировать свое жалкое и несчастное положение, прикрываться одной из подходящих по случаю и близких по внутреннему состоянию масок жертв. Ее
жизненным стилем становится конформизм - как результат чрезмерной уязвимости перед стрессогеннным обстоятельством.
Следовательно, такая группа женщин нуждается в социальнопсихологической помощи и при организации социально-психологического превентивного процесса важно учитывать гендерные особенности женщин. С.Бем выделяет четыре гендера: маскулинные, феминные, андрогенные и недеференцированные [2]. Однако мы считаем что в возрасте после 45 лет последний гендерный тип не может иметь место и необходимо рассматривать три типа гендерных групп: маскулинные, феминные и андрогенные.
Мускулинные женщины на социальном уровне часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т. п. .[3] Этот тип женщин часто усваивают мужскую манеру поведения, осваивают «неженские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность.
Феминные женщины характеризуются повышенной эмоциональностью, непредсказуемостью, физической и сексуальной привлекательностью, нуждается в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении и зависимости от других [3]. Высокая степень фемининности у таких женщин обусловливает их особую ранимость, зависимость от окружающих, повышенную тревожность и пониженное самоуважение, что создает дополнительные проблемы для их выживания в обществе.
Андрогенные женщины стараются примерить в себе предыдущие два гендерных тапа.
С позиций сформулированной Колбергом [4] теории когнитивного развития гендера, вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у нас в сознании в виде гендерных схем. В них содержится все, что данный человек знает о гендере. Акцентируя наше внимание на отдельных
вещах, гендерные схемы влияют на переработку информации и, кроме того, оказывают воздействие на память, так как легче запоминается та информация, которая вписывается в рамки уже имеющихся представлений. Следовательно, именно гендерные схемы предопределяют адаптацию женщин выделенной нами возрастной группы.
Для анализа особенностей адаптационного процесса взрослых женщин нами было опрошено 150 женщин в возрасте 45-57 лет, причем феминных, маскулинных и андрогенный по 33.3%. Для исключения фактора места жительства в группе феминных 40% сельских жителей, в группе маскулинных -52%, а в группе андрогенных - 48%. Распределением было на основании диагностики женщин при помощи теста полоролевого теста С.Бем [5]. Исследование проводилось на базе Симбирского клинико-диагностического центра «Богатырь» (г.Ульяновск) в 2011 году.
Анализ гендерной специфики копинг-стратегий при помощи теста Лазаруса [6] показал различные копинг-предпочтения женщин (таб.1).
Таблица 1
Суммарные баллы копинг-стратегий различных гендерных групп
Копинг-стратегии Гендерные группы N=150
Феминные N=50 Маскулинные N=50 Андрогенные N=50
Конфронтация 10.56+3.23 7.94+3.72 12,78+2.99
Дистанцирование 10.56+3.41 11.78+2.34 7.44+4.22
Самоконтроль 14,35+2.75 13.33+4.49 13.21+3.33
Поиск социальной поддержки 16.34+5.53 11.16+2.34 16.49+5.30
Бегство 12.77+1.29 9.84+1.98 14.79+3.33
Планирование решения проблем 2.87+2.38 12.07+4.01 13.61+2.45
Положительная переоценка 16.23+3.28 9.48+1.96 13.27+4.62
р<0,05 показатель достоверности различия с контролем
В частности у всех представителей гендерных групп показатель «самоконтроля» выше среднего значения, мы считаем, что это возрастная особенность. Женщины стараются сдерживать и контролировать себя, это часто выражается в высокой терпимости женщин данной возрастной группы и к соматическим недугам.
У маскулинных женщин мы видим высокую напряженность копинга, которая может свидетельствовать о выраженной дезадаптации в стратегии «самоконтроль», у феминных и андрогенных женщин- в стратегиях «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «бегство» и «положительная переоценка», но у андрогенных к этому списку еще добавляется «конфронтации».
Выраженность копинг-стратегий у разных гендерных групп представлена в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность копинг-стратегий у разных гендеров (%)
Копинг-стратегии Гендерные группы N=150
Феминные Маскулинные Андрогенные
N=50 N=50 N=50
Конфронтация 66.32+2.22 38.90+1.94 72.22+4.67
Дистанцирование 43.13+3.47 61.12+3.66 38.94+5.38
Самоконтроль 66.68+3.31 72.18+3.02 61.94+2.45
Поиск социальной поддержки 88.23+1.89 61.1+4.52 88.92+4.78
Бегство 50.01+2.69 87.52+1.55 62.54+2.56
Планирование решения проблем 66.34+2.27 66.74+4.32 72.24+3.43
Положительная переоценка 90.43+5.73 42.9+3.28 61.9+4.38
р<0,05 показатель достоверности различия с контролем
Анализируя феминную группу, мы можем видеть, что наиболее привлекательными стратегиями для них являются «поиск социальной поддержки» и «положительная переоценка», редко используемыми являются «дистанцирование» и «бегство».
Маскулинные женщины чаще используют стратегии «бегство», «самоконтроль», реже - «конфронтация» и «положительная переоценка», они стараются конструктивно вести переговоры и приходить к взаимопониманию.
Андрогенные женщины предпочитают использовать «поиск социальной поддержки», «конфронтация» и «планирование решения проблем», реже ими используются «дистанцирование».
У феминных конфронтация чаще выражается в обидах, недомолвках, в то время как у маскулинных она более конкретна, андрогенные женщины имею в поведенческом арсенале обе разновидности конфронтации.
Дистанцирование и бегство у маскулинных чаще всего выражается в ухода от проблем, в то время как феминные и андрогенные склонны чаще застревать на проблемах. Это заставляет их чаще застревать, искать социальную поддержку, оправдывать сове поведение общественным мнением. Именно этим фактом может быть объяснено и высокий показатель положительной переоценкой феминных женщин и низкий показатель «положительной переоценки» у маскулинных, которые предпочитают не застревать на проблемах а «вести переговоры».
Таким образом, мы можем сказать, что феминные женщины тратят много усилий на поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки, реже применяют когнитивные усилия, чтобы отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, они мысленно стремятся и прилагают поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Феминные женщины так же стараются чаще создать положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включая также религиозное измерение
Маскулинные женщины, наоборот, стараются прилагать поведенческие или мысленные усилия для избегания проблем, они так же прикладывают большие усилия по регулированию своих чувств и действий, реже используют агрессивные усилия по изменению ситуации - предпочитают вести переговоры и находить конструктивные решения. Они реже прикладывают усилия по созданию положительного значения случившееся ситуации или проблемы с фокусированием на росте собственной личности.
Что касается андрогенных женщин, то они не часто прилагают когнитивные и поведенческие усилия, направленные на уменьшение значимости проблемы и ситуации. Они предпочитают искать информационную, действенную или эмоциональную поддержку, стараются аналитически подойти к проблеме или начинают прикладывать агрессивные усилия по изменению ситуации, демонстрируя определенную степень враждебности и готовности к риску нарушения отношений.
Анализируя корреляционные связи между копинг-стратегией и гендером женщин (табл.3) мы видим, что корреляционные связи не у всех гендерных групп одинаковые.
Таблица 3
Корреляционная связь между гендером и копингом женщин
Копинг-стратегии Гендерные группы N=150
Феминные N=50 Маскулинные N=50 Андрогенные N=50
Конфронтация 0.63 0.17 0.53
Дистанцирование -0.34 0.68 -0.27
Самоконтроль 0.59 0.65 0.48
Поиск социальной поддержки 0.84 0.42 0.61
Бегство 0.14 0.77 0.29
Планирование решения проблем 0.29 0.64 0.55
Положительная переоценка 0.81 0.36 0.45
Анализируя корреляционные связи феминных женщин, мы можем обнаружить устойчивую корреляцию со следующими копинг-стратегиями: «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль» и «конфронтация» и недостаточную связь со стратегиями: «бегство» и «планирование решения проблем». Копинг-стратегия «дистанцирование» показало умеренную отрицательную корреляцию, отображая обратную зависимость в связи.
Рассматривая корреляционные связи маскулинных женщин можно обнаружить устойчивую корреляцию со следующими копинг-стратегиями: «бегство», «дистанцирование», «самоконтроль», «планирование решение проблем» и слабую корреляцию с копинг-стратегией «конфронтация».
У андрогенных женщин устойчивая корреляционная связь существует со следующими копинг-стратегиями: «поиск социальной поддержки» и
«планирование решения проблемы», слабые корреляции со стратегиями: «дистанцирование» и «бегство».
Однако, необходимо заметить, что корреляционные связи у андрогенных женщин наиболее слабые, а у маскулинных женщин - наиболее сильные.
Для определения гендерной специфики поведения взрослых женщин нами был проведен факторный анализ полученных данных, который позволяет выявить самые мощные компоненты и построить матрицу факторных нагрузок каждой строки матрицы корреляции на каждую главную компоненту (табл.4).
Таблица 4
Г лавные компоненты после варимакс (ранжированные) после приравнивания
к нулю незначительных нагрузок
№ Факторные оси 1 2 3
19 Положительная переоценка 097 - -
16 Конфронтация 0.54 - -
23 Бегство - 0.85 -
22 Дистанцирование - 0.66 -
4 Поиск социальной поддержки - - 0.91
6 Планирование решения проблем - - 0.75
В результате мы получили гердерные модели копинг-стратегий женщин. В частности феминные копинг-стратегии включают в себя:
1. положительную переоценку
2. конфронтация
Маскулинная стратегия:
1. бегство
2. дистанцирование
Андрогенные стратегии:
1. поиск социальной поддержки
2. планирование решение проблем.
Учитывая гендерные копинг-стратегии можно планировать социальнопсихологическую работу по профилактике дезадаптации выделенной нами возрастной группы женщин.
Каждой гендерной группе была подобрана реабилитационная программа.
Наше исследование показало, что маскулинные женщины в своем большинстве максимально адаптируются к возрастным изменениям, однако мы считаем, что профилактическая работа с данной группой все равно должна вестись. В связи с этим нами была апробирована программа психологического сопровождения адаптации маскулинных женщин по средством физической культуры с применением контактно-ударных единоборств.
Для этой цели с женщинами данной возрастной группы проводились занятия по авторской программе Е.В. Головихина, учитывающей физиологические и психические особенности женщин, их социальный статус и демографические особенности. Занятия проводились в спортивном зале в течение 6 месяцев с частотой 2-3 раза в неделю и продолжительностью 45 минут. Вся программа проводилась под патронажем медицинских работников, которые вели учет соматическим изменениям женщин.
Самой эффективной формой превентивной работы в области профилактики дезадаптации у андрогенных женщин второго периода
зрелости, на наш взгляд, является социально-психологический тренинг. Важные преимущества групповой работы с выделенной гендерной группой заключаются в том, что группа дает возможность получения обратной связи и поддержки (что является одной из копинг-стратегий андрогенных женщин), почувствовать, что «Я не одна такая», отражает общество в миниатюре, позволяет исследовать свои отношения. На превентивном тренинге группа малочисленна, есть возможность более глубокой проработки проблем. В процессе работы группы создаются условия для самостоятельного исследования жизненного пути и поиска способов выхода из кризиса.
Для феминных женщин, мы считаем, наиболее эффективна позитивная терапия в рамках индивидуальной беседы с психологом. Механизмом позитивной терапии, которая так же может быть использована при работе с нашей категорией женщин, можно считать оптимистическое восприятие себя, близких людей и жизни вообще. Достоинством данного метода является доступность для всех категорий женщин, простота, использование притч, метафор и др., а так же краткосрочность.
Для психологической адаптации женщин данной возрастной группы очень важна временная перспектива. Эмпирически установлено, что с возрастом стремление к будущему уменьшается, но если деятельность личности ограничивается только решением задач сегодняшнего дня, то ее психологическая организация обедняется, так как по своим творческим возможностям человек может решать более сложные проблемы. Прогрессивное развитие личности как способ существования обеспечивается проявлением активности в разрешении противоречий между изменяющимися условиями бытия и реальными возможностями удовлетворения потребностей и интересов. Поэтому, хотя с возрастом людям более свойственна ориентация на прошлое, при планировании определенной деятельности возможна и ориентация на будущее. При этом длительная перспектива, как правило, не имеет такого эффекта, как краткосрочная, примерно от полугода до полутора лет. Такая
перспектива позволяет человеку строить определенные планы, снимает депрессию и страх смерти, помогает преодолеть болезни, так как дает уверенность в завтрашнем дне и открывает в нем реальные.
Литература
1. Хорни К. Женская психология. Восточно-Европейский институт психоанализа.-СПб.: Питер, 1993.-150с.
2. Bem S.L. Theory and measurement of psychological androgyny: A reply -to.. critiques// Journal of Personal and Social Psychology. 1979 V.37. p.1047-1054
3. Ильин Е. П., Пинигин В. Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. - М., 2001
5. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010 - 688с.
6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Рецензент:
Мкртумова И.В., д.с.н., доцент, проректор по развитию и качеству Академии МНЭПУ