Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании'

Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
698
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ТЕНДЕР / ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ОБРАЗ МУЖЧИНЫ В ЯЗЫКЕ / TATAR LANGUAGE / GENDER LINGUISTICS / GENDER / GENDER STEREOTYPES / IMAGE OF A MAN IN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хузина Эндже Солтанахматовна

Статья посвящена исследованию гендерных стереотипов в татарском языковом сознании. На примере паремий татарского языка дается краткое описание психологической характеристики образа мужчины, выявляются приписываемые ему положительные и отрицательные качества. Материалом для работы послужил трехтомный словарь Н. С. Исанбета «Татарские народные пословицы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Stereotypes in the Tatar Language Consciousness

The article deals with gender stereotypes in the Tatar language consciousness. On the example of Tatar language proverbs a brief description of the psychological characteristics of the image of a man is given, attributed to him positive and negative qualities are identified. A threevolume dictionary "Tatar folk proverbs" of N.S. Isanbet served as a material for research.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. N9 13 (228).

Филология. Искусствоведение. Вып. 54. С. 147-149.

Э. С. Хузина

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Статья посвящена исследованию гендерных стереотипов в татарском языковом сознании. На примере паремий татарского языка дается краткое описание психологической характеристики образа мужчины, выявляются приписываемые ему положительные и отрицательные качества. Материалом для работы послужил трехтомный словарь Н. С. Исанбета «Татарские народные пословицы».

Ключевые слова: татарский язык, гендерная лингвистика, гендер, гендерные стереотипы, образ мужчины в языке.

Г ендерные исследования представляют собой интенсивно развивающуюся область знаний. Ключевым понятием в гендерных исследованиях является термин ‘гендер'. Он обозначает совокупность понятий и норм поведения, обычно ассоциирующихся с лицами мужского и женского пола. В основе гендера лежит идея о том, что важны не только биологические и физические различия между мужчинами и женщинами, но и то социальное и культурное значение, которое общество придает этим различиям.

Гендерные проблемы в языке исследует гендерная лингвистика. На первых этапах своего существования она сосредоточивала внимание на проблемах гендера преимущественно в аспекте анализа живой речи представителей разных полов. Сегодня уже «в сфере ее интересов находятся самые разнообразные вопросы, затрагивающие связь языка со всеми видами человеческой деятельности»1. В языке гендерные различия проявляются на фонетическом, грамматическом, лексико-семантическом уровне, а также на уровне текста.

Исследованию гендера в отечественном языкознании посвящены работы О. А. Ворониной, Е. И. Горошко, А. Б. Кирилиной, Д. Ч. Мали-шевской, Н. Л. Пушкаревой, М. В. Томской. Исследования этих и многих других авторов посвящены изучению гендерных исследований в отечественной лингвистической гендероло-гии; лингвистических аспектов понятия “гендер'; гендерных проблем в дискурсе; изучению мужской и женской речи в области судебной лингвистики; гендерных проблем во фразеологии, изучению номинативной системы языка, в том числе мужских и женских наименований, категории рода и связанных с ней вопросов референции; изучению лингвокультурологических исследований гендера и др. вопросам.

К сожалению, в татарском языкознании до сих пор нет специальных исследований, посвященных проблемам гендера. Однако некоторые аспекты данной темы затрону ты в работах таких языковедов, как Дж. Валиди, Ф. С. Баязитова, Д. Б. Рамазанова, Н. Б. Бурганова, Р. Р. Зама-летдинов, Д. А. Салеева, X. X. Кузьмина, Г. Р. Мугътасимова, А. И. Хайруллина.

В данной статье мы попытались выявить гендерные стереотипы образа мужчины в татарском языковом сознании. Материалом для работы послужил трехтомный словарь Н. С. Исанбета «Татарские народные пословицы»2.

Слово ‘стереотип' близко по значению слову ‘шаблонный', в свою очередь определяемому как 'избитый, лишенный оригинальности и выразительности'. С точки зрения языка это не всегда так. Мы поддерживаем мнение С. Г. Тер-Минасовой о том, что «стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического мира»3, так как признаки, содержащиеся в стереотипах, используются для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик.

В понятие ‘гендерные стереотипы' мы вкладываем тот же смысл, что и в исследованиях А. В. Кирилиной, - «культурно и социально обусловленные и прочно закрепленные в общественном сознании мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов»4. Гендерные стереотипы помогают понять реальную ситуацию, так как в коллективном общественном сознании они закреплены прочно и меняются медленно.

Представления о мужественности и женственности присутствуют в каждой культуре. Особенно ярко представлены они в произве-

148

Э. С. Хузина

дениях фольклорных жанров, в которых отражается исторический опыт и мировоззрение народа. Зафиксированные в паремиях реалии объективной действительности видоизменяются на каждом этапе развития общества, однако основные ценностные установки передаются из поколения в поколение, сохраняя и воспроизводя законы общенародного менталитета5.

Как и любому народу, татарам присущ свой национальный характер, исторически сформировавшийся стереотип поведения, отличающий их от других народов. Немецкий ученый, врач Карл Фукс, который впервые дал характеристику физического типа татар, пытался описать и их национальные черты характера: «Татары горды, гостеприимны, честолюбивы, довольно просвещены, рождены для торговли, дружелюбны, во всем умеренны и довольно трудолюбивы...»6. С малых лет татары готовили своих сыновей быть защитниками и патриотами своей родины. В семейном хозяйстве татар мужчина исполнял роль главы. Он был обязан содержать семью в достатке и для этого трудиться, как подобает мужчине.

Рассмотрим отражение гендерных стереотипов в языке.

Гендерные особенности мужчин и женщин отражаются в языке в виде устойчивых сочетаний, чаще всего в паремиях. И объяснить это можно тем, что они используются широким кругом людей и в наиболее концентрированном виде содержат информацию о культурных особенностях этноса, его традициях, нравах и обычаях.

В результате гендерного анализа паремио-логичеких единиц можно выявить положительные и отрицательные качества, наиболее часто приписываемые мужчинам и женщинам

- носителям норм татарской культуры.

Рассмотрим пословицы, которые дают яркое стереотипное представление в татарском языке о мужчинах.

Во время нашей работы методом сплошной выборки были отобраны пословицы с опорными словами 'ир-егет' (мужчина), 'ир' (муж), 'егет' (парень, джигит).

В большинстве татарских паремий характеризующей чертой мужчин является: мужество ('Батырлыкта — матурлык ‘Красота в мужественности’), сила и смелость (‘Герой булу очен белэк тэ, йерэк тэ кирэк' ‘Чтобы стать героем, нужно иметь и силу, и отвагу'), здоровье и физическая сила: ‘Ир белэге тау жицэ' ‘Руки мужчины побеждают горы'; ‘Типсэ тимер езэрдэй' ‘Топнет ногой - железо раздавит’.

У татар принято, что мужчина рождается для защиты родины, для того, чтобы служить народу: 'Атац белэн мактанма, атыц белэн мактан ' 'Не козыряй своим отцом, гордись именем своим 'Ат чанада, батыр яуда сынала' ‘Лошадь испытывается в санног! упряжи, герой в сражении 'Ир егет узе вчен туа, иле вчен ' улэ 'Мужчинародится для себя, умирает за родину'Атац улы гына булма, уз халкыцныц улы бул' 'Не будь только сыном своего отца, будь сыном своего народа

Первостепными качествами мужчины являются честь н достоинство: Кулне камыш матурлый, ирис намус матурлый' Озеро украшает камыш, мужчину честь': достижение своих целей, настойчивость: 'Ир кичмэслек елга юк' 'Нет таких преград, которых не преодолел бы мужчина

О внешности мужчины говорится: ‘Ир-ат мыегы белэн матур' ‘Мужчин украшают усы (борода)'; ‘Ат иренле килсен, ир борынлы кил-сен' ‘Лошадь по губам, а мужчину по носу оценивают'. Но внешность не является главным качеством, главное — дела. В паремиях подчеркивается способность мужчины к разным ремеслам: ‘Егет кешегэ житмеш терле Ьенэр дэ аз' ‘Для настоящего джигита и семидесяти видов ремесел мало'; ‘Егетнец тесен эйтмэ, эшен эйт' 'Джигита характеризирует не внешность, а его дела'.

Татарам свойственна терпеливость, в тоже время их сыновья отличаются честностью, порядочностью и необыкновенной скромностью: 'Алдан свйлэу егет эше тугел' ‘Хвастливость - не мужское дело ‘Ир, ба-шын бвксз дз, тезен чу км ¿с' 'Мужчина может склонить голову, но не преклонить колени': Намуслыирхурбупмас’ ‘Добросовестный мужчина не пропадет

Жизненный путь мужчины - это поэтапное продвижение вперед, активное развитие и становление. Возможные ошибки на жизненном пути мужчины—это, скорее, допустимые случайности, из которых всегда есть реальный выход. Такие ошибки только учат их и делают более мудрыми1. Пословицы татарского народа отражают стремление мужского пола к поиску своего жизненного пути и достижению своих целейI Кайгы курми егет ир бул-мый' Торе делает из джигита мужчину ’: ‘Ат эйлэнеп тияген табар, су эйлэнеп улагын табор, ир эйлэнеп плен табар' ‘Сколько бы конь не кружил, в стойло своей вернется, сколько бы вода не кружила, к колоде своей вернет-

Гендерные стереотипы в татарском языковом сознании

149

ся, сколько бы джигит не бродил, на родную землю вернется 'Кайда гына барып, кайда йврмэс ир башкае белэн ат байт ' ‘Где только не побывает джигит и его конь

На основе пословиц и поговорок можно выделить также негативные качества мужчин:

а) ленивостъ, бездарность: ‘Егет бужа, щебеп тормас, эщебеп торса егет булмас' Настоящий джигит не теряется, а если теряется, то это уж не джигит': 'Чыбыркы селти белмэшн уз-узет кизэнгэн ' 'Кто не умеет взмахнуть кнутом, тот замахивается на самого себя':

б) трусость: Куркак егет куй башын-нан да курка' 'Трусливый боится и овечьей головы': 'Ойдз арыслан кебек, урамга чыкса

- тычкан кебек' 'Дома словно лев, на улице -мышь': Олтерэк ир олтырак булыр' (дословно: 'Мужчина, который боится своего жены

- стелька');

в) хвастовство, заносчивость: 'Тонлэ -егет, квндез - улек' 'Ночью - джигит, днем покойнику подобен

г) женоподобие: 'Хатын кыяфэтле ирдэн хаты» артык' 'Женщина лучше, чем женопо-добный мужчина‘Ьэр бурек кигэн ир тугел ' 'Не всяк, кто носит ушанку, мужчина' и др. Отношение к такому мужчине резко отрицательное, так как он представляет собой отклонение от общепринятого нормы, в соответствии с которой женщина подчинена мужчине.

Таким образом, под термином ‘стереотип' мы понимаем суждение, в упрощенной форме с эмоцианальной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы являются особой формой информации, каторая облегчает ориентацию человека в мире.

Гендерные стереотипы являются частным проявлением стереотипа и обнаруживают все его свойства. Гендерные стереотипы основываются на гендерных предупреждениях, на сексизме. Они определяют модели общественного поведения, являясь частью концептуальной и языковой картины мира. Очень редко поддаются изменению.

Для целостности анализа паремий с компонентами ‘мужчина' и ‘мужественность' был выделен ряд качеств, признаков и свойств, которые в сознании носителей языка являются наиболее существенными и формирующими мужской характер, поступки и поведение, внешние и внутренние качества.

Изучая концепт ‘мужественность' в языке, мы можем представить гендерный стереотип татарского мужчины. В основном -это характеристики «идеального» человека. Мужественность, сила, смелость, здоровье, гордость, целеустремленность, свободолюбие

- это те качества, которыми обладает настоящий татарин. Он является защитником своей родины, своего народа. А такие качества характера, как бездеятельность, хвастовство и трусость, в паремиях осуждаются.

Примечания

1 Мистрюкова, Е. В. Средства репрезентации концептов «мужественность» и «женственность» в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2005. С. 3.

2 Исанбет, Н. С. Татарские народные пословицы. Собрание пословиц : в 3 т. Изд. 2-е. Казань : Татар, книж. изд-во, 2010.

3 Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2000. С. 139.

4 Кирилина, А. В. Гендер : лингвистические аспекты. М. : Ин-т социологии РАН, 1999. С. 146.

5 Денисова, Т. А. Репрезентация концептов «мужчина» и «женщина» в языковом сознании русского народа : дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2006. С. 69.

6 Фукс, К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях // Фукс, К. Научно-биографический сборник. Казань : Жиен, 2005. С. 155.

7 Исмагулова, Г. К. Лингвокультурологический аспект гендерных отношений : сопоставительный аспект (на материале русского, немецкого, казахского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2005. С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.