Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ БРЕНДИРОВАННЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ АЗС КОМПАНИЙ ТЭК'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ БРЕНДИРОВАННЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ АЗС КОМПАНИЙ ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / брендированные мобильные приложения / эффект телеприсутствия / уровень вовлеченности / гендерное восприятие / digital technologies / branded mobile applications / telepresence effect / level of engagement / gender perception

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алина Георгиевна Мысакова

Рассматриваются гендерные особенности восприятия брендированных мобильных приложений автомобильных заправочных станций (АЗС) компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК), меняющиеся в условиях промышленной революции «Индустрии 4.0». В век информационных технологий потребителям стало удобнее совершать покупки с помощью мобильных устройств. Более того, внедрение смартфонов и разработка мобильных приложений предоставили брендам возможность более эффективно общаться со своей аудиторией, ориентируясь на различные категории потенциальных клиентов — гендерные различия. Учитывая данную тенденцию, доля рынка мобильных приложений, разработанных определенными брендами, стабильно растет, опережая по темпам все другие виды электронной коммерции. Несмотря на то, что многие предприятия нефтегазовой отрасли эффективно внедряют мобильные приложения в свою деятельность, постоянное использование потребителями брендированного приложения остается ключевой проблемой в вопросах обеспечения конкурентных преимуществ. В исследовании доказано, что пол потребителя может быть отнесен к числу важных переменных, объясняющих поведение в отношении намерения о взаимодействии с определенной компаний, а также показано, как гендерные различия определяют факторы потребительского поведения при выборе брендированных мобильных приложений. Выводы исследования доказывают, что технология телеприсутствия оказывает значительное влияние на степень вовлеченности потребителей в процесс покупки, а также позволяет совместно с потребителем создавать ценность брендов, и определяет потребительскую лояльность с существенным различием по гендерному признаку. Выводы исследования о потребительском поведении, основанном на гендерных различиях, способствуют разработке эффективных стратегий для проведения трансакций через мобильное приложение на рынке ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алина Георгиевна Мысакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE PERCEPTION OF BRANDED MOBILE APPLICATIONS OF FUEL AND ENERGY COMPANIES

The article examines the gender-specific perception of branded mobile applications of fuel and energy complex companies automobile filling stations, changing in the context of the industrial revolution “Industry 4.0”. In the age of information technology, it has become more convenient for consumers to make purchases using mobile devices. Moreover, the introduction of smartphones and the development of mobile applications have provided brands with the opportunity to communicate more effectively with their audience, focusing on different categories of potential customers — gender differences. Given this trend, the market share of mobile applications developed by certain brands is steadily growing, outpacing all other types of e-commerce. Despite the fact that many companies in the oil and gas industry are effectively implementing mobile applications in their activities, the constant use of branded applications by consumers remains a key problem in ensuring competitive advantages. The study proves that the gender of the consumer can be attributed to the number of important variables explaining behavior in relation to the intention to interact with a certain company, and also shows how gender differences determine the factors of consumer behavior when choosing branded mobile applications. The findings prove that telepresence technology has a significant impact on the coefficient of consumer engagement in the purchase process, and also allows you to create brand value together with the consumer, and determines consumer loyalty with a significant difference in gender. Conclusions of the study on consumer behavior based on gender differences contributes to the development of effective strategies for conducting transactions through a mobile application in the fuel and energy sector.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ БРЕНДИРОВАННЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ АЗС КОМПАНИЙ ТЭК»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 11 (481). С. 147-154. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(11(481):147-154. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 316.334.23

doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-147-154

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ БРЕНДИРОВАННЫХ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ АЗС КОМПАНИЙ ТЭК

Алина Георгиевна Мысакова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-6516-8790

Аннотация. Рассматриваются гендерные особенности восприятия брендированных мобильных приложений автомобильных заправочных станций (АЗС) компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК), меняющиеся в условиях промышленной революции «Индустрии 4.0». В век информационных технологий потребителям стало удобнее совершать покупки с помощью мобильных устройств. Более того, внедрение смартфонов и разработка мобильных приложений предоставили брендам возможность более эффективно общаться со своей аудиторией, ориентируясь на различные категории потенциальных клиентов — гендерные различия. Учитывая данную тенденцию, доля рынка мобильных приложений, разработанных определенными брендами, стабильно растет, опережая по темпам все другие виды электронной коммерции. Несмотря на то, что многие предприятия нефтегазовой отрасли эффективно внедряют мобильные приложения в свою деятельность, постоянное использование потребителями брендированного приложения остается ключевой проблемой в вопросах обеспечения конкурентных преимуществ. В исследовании доказано, что пол потребителя может быть отнесен к числу важных переменных, объясняющих поведение в отношении намерения о взаимодействии с определенной компаний, а также показано, как гендерные различия определяют факторы потребительского поведения при выборе брендированных мобильных приложений. Выводы исследования доказывают, что технология телеприсутствия оказывает значительное влияние на степень вовлеченности потребителей в процесс покупки, а также позволяет совместно с потребителем создавать ценность брендов, и определяет потребительскую лояльность с существенным различием по гендерному признаку. Выводы исследования о потребительском поведении, основанном на гендерных различиях, способствуют разработке эффективных стратегий для проведения трансакций через мобильное приложение на рынке ТЭК.

Ключевые слова: цифровые технологии, брендированные мобильные приложения, эффект телеприсутствия, уровень вовлеченности, гендерное восприятие

Для цитирования: Мысакова А. Г. Гендерные различия в восприятии брендированных мобильных приложений АЗС компании ТЭК // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 11 (481). С. 147-154. doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-147-154.

Original article

GENDER DIFFERENCES IN THE PERCEPTION

OF BRANDED MOBILE APPLICATIONS OF FUEL AND ENERGY COMPANIES Alina G. Mysakova

MGIMO, Moscow, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-6516-8790

Abstract. The article examines the gender-specific perception of branded mobile applications of fuel and energy complex companies automobile filling stations, changing in the context of the industrial revolution "Industry 4.0". In the age of information technology, it has become more convenient for consumers to make purchases using mobile devices. Moreover, the introduction of smartphones and the development of mobile applications have provided brands with the opportunity to communicate more effectively with their audience, focusing on different categories of potential customers — gender differences. Given this trend, the market share of mobile applications developed by

© Мысакова А. Г., 2023

certain brands is steadily growing, outpacing all other types of e-commerce. Despite the fact that many companies in the oil and gas industry are effectively implementing mobile applications in their activities, the constant use of branded applications by consumers remains a key problem in ensuring competitive advantages. The study proves that the gender of the consumer can be attributed to the number of important variables explaining behavior in relation to the intention to interact with a certain company, and also shows how gender differences determine the factors of consumer behavior when choosing branded mobile applications. The findings prove that telepresence technology has a significant impact on the coefficient of consumer engagement in the purchase process, and also allows you to create brand value together with the consumer, and determines consumer loyalty with a significant difference in gender. Conclusions of the study on consumer behavior based on gender differences contributes to the development of effective strategies for conducting transactions through a mobile application in the fuel and energy sector.

Keywords: digital technologies, branded mobile applications, telepresence effect, level of engagement, gender perception

For citation: Mysakova AG. Gender Differences in the Perception of Branded Mobile Applications of Fuel and Energy Companies. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(11(481):147-154. (In Russ.). doi: 10.47475/19942796-2023-481-11-147-154.

Введение

Цифровая экономика основывается на определенных бизнес-моделях, ориентированных на активных пользователей сети Интернет. Быстрое распространение интернет-технологий в экономике «Индустрия 4.0» существенным образом меняет потребительский опыт в сегменте розничной торговли. В настоящее время ведущие нефтегазовые компании активно применяют брендированные мобильные приложения для повышения потребительской активности. Например, BP, Shell, PetroChina, «Газпромнефть» и многие другие компании успешно запустили собственные мобильные приложения для увеличения трансакций в розничном сегменте.

Ускорение процессов трансформации энергетики с ориентацией на «зеленый курс» [1] сопровождается формированием экосистем и появлением новых маркетинговых технологий, инновационных коммерческих решений, а также внедрением эффективных технологий взаимодействия с целевой аудиторией [2].

Брендированное мобильное приложение — это маркетинговый продукт, позволяющий существенно увеличить уровень вовлеченности потребителей, предоставляя альтернативный вариант совершения покупки и создания креативного способа взаимодействия с клиентами. Брендирован-ное мобильное приложение позволяет оперативно коммуницировать с потребителем и способствует укреплению эмоциональной связи бренда с целевым потребителем.

Цель проведенного исследования заключается в анализе гендерных особенностей восприятия брендированных мобильных приложений АЗС компаний ТЭК и в выработке на основе этого рекомендаций для дальнейшей возможности их им-

плементации. В связи с чем автор рассматривает следующие гипотезы:

Гипотеза 1: гендерные различия определяют факторы потребительского поведения при выборе брендированных мобильных приложений АЗС компаний ТЭК.

Гипотеза 2: эффект телеприсутствия влияет на коэффициент вовлеченности клиентов и концепцию создания совместной с потребителем ценности бренда.

Методология

Данное исследование содержит анализ информационно-коммуникационной деятельности ведущих компаний мировой топливно-энергетической отрасти с целью выявить гендерные особенности восприятия рекламно-информационных материалов, размещенных в брендированных мобильных приложениях, эффективные модели рекламно-коммуникационного воздействия через брендированные мобильные приложения, обеспечивающие компаниям конкурентные преимущества и стабильное развитие в условиях глобализации и развития экономики 4.0.

Теоретической основой исследования является современная система экономических, культурных и социологических знаний, лежащая в основе главных требований к научным теориям, сущности, структуре и методам применения различных аналитических инструментов в области маркетинга, брендинга и коммуникаций. В ходе исследования использовались научные работы российских и зарубежных ученых по различным аспектам интегрированных коммуникаций, включая экономический анализ, культуру потребления и стратегии устойчивого развития. Для создания эмпирической базы исследователи ис-

пользовали данные, официально опубликованные на сайтах и порталах ТЭК, включая экспертные оценки и статистику.

В процессе исследования проблемы эффективности коммуникационных стратегий компаний ТЭК использовались методы логического и статистического анализа, а также синергетический принцип изучения коммуникационных стратегий.

Результаты

По сравнению с другими инструментами электронной коммерции, например, интернет-магазинами, социальными сетями и т. д., интерактивные возможности брендированных мобильных приложений предоставляют пользователям персонифицированный потребительский опыт, поскольку данная технология позволяет сформировать индивидуальную ценность бренда. Например, можно настроить контент на основе прошлых просмотров и историй покупок пользователей. Благодаря данной опции легче предлагать клиентам индивидуальное обслуживание, предоставляя информацию, основанную на их географическом местоположении. С помощью брендирован-ного приложения компании могут использовать больше возможностей: обеспечить узнаваемость бренда, способствовать повышению индекса информированности о деятельности компании, стимулировать потребителей к совершению покупки [3]. Внедрение в практику брендированных приложений компаниями ТЭК становится значимым фактором в обеспечении их конкурентоспособности и устойчивого развития в условиях «Индустрии 4.0».

По данным экспертов, в 2022 г. в мире на различные мобильные устройства было установлено более 142,6 млрд брендированных приложений1. Согласно другому исследованию, проведенному в 2016 г., «92 % пользователей по всему миру совершают онлайн-покупки через мобильные приложения, а 70 % из них предпочитают пользоваться брендированными приложениями компаний, покупая соответствующий товар или услугу» [4].

В 2021 г. объем сегмента мобильных приложений вырос в два раза по сравнению с 2017 г. Согласно данным ведущего мирового статистического агентства Statista, оборот рынка брендированных мобильных приложений может достичь триллиона долларов в 2023 г. (рис. 1).

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

935,2

285,3

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 1. Мировой доход от мобильных приложений, млрд долл.

Fig. 1. Global revenue from mobile applications, billion dollars Источник: Statista, URL: https://www.statista.com/ statistics/269025/worldwide-mobile-app-revenue-forecast/ (дата обращения: 01.04.2023).

При этом эксперты отмечают устойчивый тренд увеличения трафика от использования мобильных приложений, который растет с каждым годом. Пользователи всё больше времени проводят в своих мобильных устройствах. Данные американской аналитической копании ComScore показывают, что потребители по всему миру совершают гораздо больше покупок через мобильные приложения (рис. 2).

Данные продаж доказывают, что регулярное использование потребителями брендирован-ных приложений в розничном сегменте является ключевым фактором, определяющим увеличение объема продаж и прибыли.

Образование Недвижимость Туризм Здоровье Спорт Информация Ритейл Игры Развлечения Социальные сети

1 Business of Apps. URL: https://www.businessofapps. com/data/app-statistics/ (дата обращения: 01.04.2023).

0 200 400 600 800 1000 1200

Рис. 2. Мобильный трафик использования мобильных приложений по всему миру, млн ч Fig. 2. Mobile application usage traffic worldwide, million hours Источник: ComScore, URL: https://www.comscore. com/Insights/Presentations-and-Whitepapers/2019/ Global-State-of-Mobile (дата обращения: 27.04.2023)

С учетом возможностей брендированных платформ одновременно повышать уровень вовлеченности потребителя и увеличивать продажи мобильные приложения становятся перспективной маркетинговой технологией коммуникационного взаимодействия нефтегазовых компаний с целевой аудиторией.

Вместе с тем эксперты отмечают наличие существенного ограничения брендированных платформ в обеспечении эффективных коммуникаций с потребителями, а именно отсутствие человеческого фактора или физического контакта при совершении покупки, на что традиционно рассчитывают потребители1. Учитывая это ограничение, производители стремятся максимально наполнить эмоционально саму платформу, чтобы с ее помощью потребитель мог получить тот эмоциональный опыт, на который рассчитывает изначально. В то же время исследования доказывают, что именно наполнение мобильных платформ виртуальными образами и эмоциональным контентом существенно повышает индексы потребительской лояльности и стимулирует продажи через электронные платформы [5].

Другой важной характеристикой брендированных мобильных приложений является эффект «телеприсутствия», когда потребитель погружается в эмоциональное общение с брендом вне зависимости от своего месторасположения.

Цифровые технологии позволяют компаниям персонализировать коммуникационные стратегии, основываясь на психологических и поведенческих особенностях восприятия брендов.

Эффект телеприсутствия создается в результате применения таких интерактивных и мультимедийных технологий, как дополненная и виртуальная реальность, анимация, которые усиливают вовлечение потребителей в процесс покупки, создают мощный эмоциональный рычаг для формирования лояльности к бренду при совершении онлайн-покупок [6].

В соответствии с этим интересно обратиться к теории гендерных схем Сандры Бем, которая определяет гендерную принадлежность потребителя как основу для персонализации коммуникативного воздействия, поскольку мужчины и женщины используют разные методы обработки информации.

Согласно теории гендерных схем, мужчины и женщины по-разному извлекают, обрабатыва-

1 Agility PR Solutions. URL: https://www.agilitypr. com/pr-news/retail/consumers-want-to-text-with-brands/ (дата обращения: 28.07.2023).

ют, усваивают и хранят информацию, основываясь на своих собственных когнитивных структурах и прошлых знаниях [7], что заставляет компании подбирать индивидуальные схемы и алгоритмы для применения инновационных маркетинговых технологий.

Гендерная идентичность является важным дифференцирующим фактором, подтверждающим различия в потребительском поведении, в том числе в поведении в социальных сетях и в использовании электронной коммерции и мобильных приложений в частности. Следовательно, изучение гендерных предпочтений в использовании брендированных мобильных приложений позволяет компаниям настраивать коммуникационные платформы для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией.

Американские ученые из Пенсильванского университета в Филадельфии (США) научно объяснили гендерные различия, связывая их с разной структурной организации связей коры головного мозга мужчин и женщин [8]. Авторы пришли к выводу, что организация мужского мозга более координирована, мужчины более рациональны и склонны решать конкретные задачи, в то время как женщины в большей степени используют эмоциональное восприятие и ориентированы на выполнение социальных задач.

Основываясь на упомянутых выше исследованиях, можно выделить особенности обработки информации мужчинами и женщинами, обусловливающие гендерные различия в восприятии информации и принятии решений о покупке:

— Мужчины более реалистичны, женщины более подвержены чувству тревоги и стресса.

— Женщины склонны к комплексной обработке информации, мужчины — к выборочной.

— Женщины более социально ориентированы, предпочитают создавать и поддерживать тесные связи с другими людьми, мужчины — более независимы, больше внимания уделяют своим уникальным чертам характера.

— На поведение мужчин часто влияют когнитивные способности, на поведение женщин — эмоции.

— Мужчины более прагматичны и ориентированы на решение задач по сравнению с женщинами.

— Женщины более подвержены манипуляции через материалы рекламного характера, соответствующие их предпочтениям и интересам.

— «Женщины стремятся поддерживать отношения и взаимодействовать с продавцами при совершении покупок через Интернет» [9].

— «Мужчины высоко ценят воспринимаемую полезность, в то время как женщины мотивированы воспринимаемой простотой использования» [10].

Соответственно, можно сделать вывод о целесообразности внедрения брендированных приложений на розничном рынке компаний ТЭК.

На основе представленных в доступных источниках брендированных приложений АЗС был проведен анализ их восприятия женской и мужской аудиторий по следующим параметрам: рейтинг, удобство и простота использования, возможность обратной связи, дизайн, цветовое оформление, интерактивность контента, поддержка, авторитетность, инновационность, какие ассоциации вызывает определенное мобильное приложение, а также для какой аудитории оно больше подходит — мужской или женской. Данные параметры были получены путем анализа интервью экспертов отрасли, после учтены в анкете через вопросы: «Важен ли для Вас высокий рейтинг мобильного приложения АЗС?», «Важно ли для Вас удобство и простота использования мобильного приложения АЗС?», «Необходима ли для Вас возможность обратной связи при выборе мобильного приложения АЗС?», «Оцените дизайн мобильного приложения бренда "Х" по 5-балльной шкале, где 5 — это наивысший балл», «Нравится ли Вам цвет оформления мобильного приложения бренда "Х"?», «Как часто Вы используете интерактивный контент в брендированном мобильном приложении АЗС?», «Необходима ли для Вас возможность обратной связи при выборе мобильного приложения АЗС?», «Важен ли для Вас высокий рейтинг мобильного приложения АЗС?», «Важен ли для Вас высокий уровень инноваци-онности мобильного приложения АЗС?», «Какие ассоциации вызывает у Вас мобильное приложение бренда "Х"?», «Как Вы считаете, для какой аудитории больше подходит мобильное приложение бренда "Х"?».

Данные проводимого исследования были собраны среди потребителей России посредством онлайн-опроса. При отборе участников было установлено, что они осведомлены о работе мобильных приложений АЗС и когда-либо имели непосредственный опыт взаимодействия с любим нефтегазовым брендом, основываясь на своем личном общем впечатлении и опыте. Исследование реализовано в три этапа: на первом — формулирование вопросов в анкете, на втором — сбор данных, на третьем — систематизация и обобще-

ние полученных данных, формулирование выводов.

Общее число респондентов, участвовавших в этом исследовании, составило 247. Большинство участников были женщины — 51,6 %, соответственно мужчин 48,4 %. Возрастная категория от 20 до 40 лет составила 62,1 %, от 41 до 50 лет — 37,3 %, в то время как людей в возрасте 51 год и старше было всего 2 (0,6 %). Все респонденты были со средним и высоким уровнем дохода, а также образования. Данные были собраны во второй половине 2022 г.

Выборка приложений, отобранных для анализа, показала, что они ориентированы на среднестатистического пользователя, где преобладает эффект маскулинности — ориентация на мужскую аудиторию, и характеризуются в большинстве случаев однотипностью: корпоративный дизайн, функционал платформы, актуальность данных, открытость, массовость. Тем не менее особенностям восприятия мобильных приложений женской аудиторией уделяется недостаточное количество внимания.

Кроме того, по результатам проведенного анкетирования для оценки восприятия брендированных мобильных приложений компаний ТЭК было выявлено, что 60,8 % пользователей считают приложение компании «Газпромнефть» больше всего ориентированным на мужскую аудиторию, 1,5 % — на женскую, а 27,7 % — и на мужскую, и на женскую аудиторию, 10 % — затруднились ответить. Мобильное приложение бренда «ЛУКОЙЛ» же, согласно анализу, на 62,7 % ориентировано на обе аудитории, 25,4 % — на мужскую, 4,4 % — на женскую, 7,5 % — затруднились ответить. Приложение компании «Роснефть» на 41,3 % ориентировано на мужскую аудиторию, 43,7 % пользователей проголосовали за обе аудитории пользователей, и 3,8 % выбрали женскую, 11,2 % — затруднились ответить. Брендированное приложение «Нефтьмагистраль»: на 67,8 % ориентировано на обе аудитории, 11,3 % — за мужскую, 6,8 % — за женскую, 14,1 % — затруднились ответить. Согласно мнению пользователей, приложение компании «Shell» на 58,3 % ориентировано на обе аудитории, 32,4 % опрошенных — за мужскую, 9,3 % — женскую. Брендированное мобильное приложение «BP» на 59,2 % соответствует аудитории разных полов, на 8,5 % — женской и 16,9 % — мужской, 15,4 % — затруднились ответить.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целях усиления взаимодействия брендированных

приложений на розничном рынке компаний в сегменте ТЭК с женской целевой аудиторией и, как следствие, увеличения доходности таких приложений необходимо изменение визуализации и функциональности контента в соответствии и особенностями восприятия женской аудиторией. Чтобы увеличить доходы от брендированных мобильных приложений, брендам нефтегазовых компаний следует соответствующим образом скорректировать коммуникационные стратегии, реализуемые через мобильные приложения, и учитывать, что поведение и предпочтения мужчин и женщин существенно различаются.

Сегодня в цифровых стратегиях компаний ТЭК персонализация играет ключевую роль, поэтому компаниям необходимо учитывать отличительные особенности между мужской и женской аудиторией при внедрении брендированного мобильного приложения. Данный маркетинговый инструмент эффективно повышает вовлеченность, конверсию и лояльность клиентов. Однако необходимо не только отталкиваться от гендер-но-специфических тенденций, но и выстраивать работу приложений, относясь к пользователям как к уникальным личностям, понимая их мотивы и ожидания.

Мужские мотивы использования брендиро-ванного мобильного приложения более утилитарны — сознательно и логично стремятся к намеченному результату, в то время как женские мотивы, как правило, гедонистичны — связаны с внутренними и эмоциональными реакциями.

Необходимо предоставлять уникальные макеты брендированного мобильного приложения по гендерному типу пользователя: версия для мужчин ориентирована на обеспечение четкой навигации по категориям, экономии времени и современными технологическими приемами взаимодействия; версия для женщин нацелена на продажу эмоций с удобным интерфейсом, высококачественными визуальными эффектам, интерактивными помощниками, пользовательскими отзывами и высокой степенью надежности. Данный проект может быть реализован путем создания разных гендерных версий в одном приложении, выбрать которую можно при регистрации, указывая пол пользователя.

Таким образом, гендерные роли предполагают значительные различия в пользовательском поведении при использовании брендированного мобильного приложения. Основываясь на вышеупомянутых данных, мужчины более подвержены влиянию эффекта телеприсутствия, у женщин же

более высокий показатель коэффициента вовлеченности. Учитывая интерактивный характер приложения, разработанного брендом, высокий показатель вовлеченности со стороны женщин будет способствовать дальнейшему взаимодействию с брендом, что непосредственно благоприятно отразится на концепции создания совместной с потребителем ценности бренда и стимулировании потребителей к взаимодействию с брен-дированным мобильным приложением.

Современные цифровые технологии в маркетинге перестраивают традиционную коммуникационную модель, предоставляя потребителям возможность персонифицировать взаимодействие с брендом, основываясь на личных предпочтениях. Следовательно, компаниям ТЭК необходимо предоставлять пользователям больше возможностей для участия и обмена информацией в процессе разработки брендированного мобильного приложения, что непосредственно будет способствовать установлению долгосрочной связи между брендом и его целевой аудиторией.

Заключение

С переходом на брендированные мобильные приложения в сегменте цифрового маркетинга стимулирование потребителей постоянно совершать онлайн-покупки, используя приложение определенной фирмы, стало ключевым фактором для компаний ТЭК в обеспечении устойчивого развития. В связи с этим автором было проведено исследование с целью анализа особенностей гендерных различий восприятия мобильных приложений АЗС, разработанных брендом компаний ТЭК, и на основе этого выработаны рекомендации, учитывающие одну из целей устойчивого развития ООН — гендерное равенство, в частности, обладание равными возможностями получения интерфейса, ориентированного на аудитории разных полов. Выдвинутые гипотезы доказали следующее:

Гендерные различия определяют факторы потребительского поведения при выборе мобильных приложений АЗС. Для получения большей эффективности от брендированных мобильных приложений энергетическим компаниям необходимо изменить визуализацию и функциональность контента в соответствии с особенностями восприятия разных аудиторий — женской и мужской. Это позволит усилить взаимодействие приложений на розничном рынке среди целевых пользователей разных полов и повысить их конкурентоспособность. При этом следует учи-

тывать, что поведение и предпочтения мужчин и женщин отличаются, поэтому коммуникационные стратегии должны быть скорректированы соответственно гендерным различиям.

Вторая гипотеза подтвердила, что эффект телеприсутствия является ключевым инструментом для предоставления потребителям целостного опыта при использовании брендированного мобильного приложения. Кроме того, инструменты управления отношениями с потребителями, например, коэффициент вовлеченности клиентов и концепция создания совместной с потребителем ценности бренда могут играть стимулирующую роль в формировании устойчивых отношений с пользователями мобильных приложений.

Предприятиям ТЭК необходимо адаптировать свои стратегии мобильной коммерции в соответствии с различными типами розничной торговли, оценивая желание потребителей постоянно совершать покупки через мобильное приложение. Кроме того, необходимо учитывать влияние индивидуальных различий потребителей на использование брендированных приложений. На-

пример, необходимо повышать показатель удовлетворенности, прошлого опыта и вопросы конфиденциальности, влияющие на то, будут ли потребители продолжать использовать конкретное мобильное приложение.

Уровень вовлеченности потребителя в коммуникационное взаимодействие с брендом через мобильное приложение определяет свойства маскулинности или феминности в реализуемой коммуникационной модели.

Исследование показывает влияние эффекта телеприсутствия на коэффициент вовлеченности клиентов и концепцию создания совместной с потребителем ценности бренда. Важно отметить, что в данном исследовании также учитывается то, как представители разных полов по-разному реагируют на брендированное приложение, а также влияние коэффициента вовлеченности и концепции создания совместной с потребителем ценности бренда на стимулирование потребителей к использованию мобильного приложения, разработанного брендом.

Список источников

1. Мысакова А. Г. Опосредующая роль «зелёного» бренд-имиджа компаний топливно-энергетического комплекса // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2023. № 9 (225). С. 32-38.

2. Ponomareva E. A., Nozdrenko E. A., Mysakova A. G. Sustainable Development and Industry 4.0 Determinants in Communication Strategies in Fuel and Energy Complex 2022 // Palgrave Macmillan, Cham. 2022. 395-407.

3. Bellman S., Potter R. F., Treleaven-Hassard S., Robinson J. A., Varan D. The effectiveness of branded mobile phone apps // Journal of Interactive Marketing. 2011. № 25 (4). Р. 191-200.

4. Grob M. Mobile shopping: a classication framework and literature review // International Journal Retail and Distribution Management. 2015. № 43 (3). Р. 221-241.

5. Gao W., Liu Y., Liu Z., Li J., How does presence influence purchase intention in online shopping markets? // An explanation based on self-determination theory. 2018. Р. 786-799.

6. Cowan K., Ketron S. A dual model of product involvement for effective virtual reality: the roles of imagination, co-creation, telepresence, and interactivity // Journal of Business Research. 2019. № 100. Р. 483-492.

7. Bem S. L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. № 88 (4). Р. 354-364.

8. Ingalhalikar M. et al. Sex differences in the structural connectome of the human brain // PNAS. 2014. Vol. 111, № 2. Р. 823-828.

9. Kimbrough A. M., Guadagno R. E., Muscanell N. L., Dill J. Gender differences in mediated communication: women connect more than do men // Comput. Hum. Behav. 2013. Vol. 29, № 3ю Р. 896-900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Venkatesh V., Morris M. G., Ackerman P. L. A longitudinal eld investigation of gender differences in individual technology adoption decision-making processes. Organ. Behav // Hum. Decis. Process. 2000. Vol. 83, № 1. Р. 33-60.

References

1. Mysakova AG. Mediating role of the fuel and energy companies "green" brand image. Problemy econo-miki i upravlenia neftegazovym komplexom = Problems of economy and management of oil and gas complex. 2023;(9(225):32-38. (In Russ.).

2. Ponomareva EA, Nozdrenko EA, Mysakova AG. Sustainable Development and Industry 4.0. Determinants in Communication Strategies in Fuel and Energy Complex. In: Palgrav Makmillan, Cham = Palgrave Macmillan, Cham. 2022. Pp. 395-407.

3. Bellman S, Potter RF, Treleaven-Hassard S, Robinson JA, Varan D. The effectiveness of branded mobile phone apps. Jurnal interactivnogo marketinga = Journal of Interactive Marketing. 2011;25(4):191-200.

4. Grob M. Mobile shopping: a classication framework and literature review. Mezhdunarodnyi jurnal up-ravlenia roznichnoi torgovlei i ritailom = International Journal Retail and Distribution Management. 2015;43 (3):221-241.

5. Gao W, Liu Y, Liu Z, Li J. How does presence influence purchase intention in online shopping markets? An explanation based on self-determination theory. In: Povedencheskie i informatsionnye technologii = Behaviour and Information Technology. 2018. Pp. 786-799.

6. Cowan K, Ketron S. A dual model of product involvement for effective virtual reality: the roles of imagination, co-creation, telepresence, and interactivity. Jurnal bisnes issledovanii = Journal of Business Research. 2019;(100):483-492.

7. Bem SL. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psihologicheskii obzor = Psychological Review. 1981;88(4):354-364.

8. Ingalhalikar M et al. Sex differences in the structural connectome of the human brain. Trudi nacionalnoi academii nauk = Proceeding of the national academy of sciences. 2014;111(2):823-828.

9. Kimbrough AM, Guadagno RE, Muscanell NL, Dill J. Gender differences in mediated communication: women connect more than do men. Komputernoepovedenie cheloveka = Comput. Hum. Behav. 2013;29(3):896-900.

10. Venkatesh V, Morris MG, Ackerman PL. A longitudinal eld investigation of gender differences in individual technology adoption decision-making processes. Organizationnoe povedenie i processi prinuatiya reshenii ludmi = Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2000;83(1):33-60.

Информация об авторе

А. Г. Мысакова — аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности имени И. Н. Герчиковой.

Information about the author

A. G. Mysakova — Postgraduate Student of the Department of Management, Marketing and Foreign Economic Activities named after I. N. Gerchikova.

Статья поступила в редакцию 17.08.2023; одобрена после рецензирования 05.11.2023; принята к публикации 13.11.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 17.08.2023; approved after reviewing 05.11.2023; accepted for publication 13.11.2023.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.