Научная статья на тему 'Гендерные различия в состоянии психического здоровья школьников'

Гендерные различия в состоянии психического здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
949
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОДЕЗАДАПТАЦИОННЫЕ СОСТОЯНИЯ ДОНОЗО-ЛОГИЧЕСКОГО / КЛИНИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левина И. Л.

При оценке гендерных различий в состоянии психического здоровья школьников использованы показатели психического развития, наличие признаков нервно-психических расстройств и критерии групп психического здоровья. Обследованы более 1500 учащихся ряда школ. Получены убедительные данные, свидетельствующие о более низком уровне нервно-психического здоровья у мальчиков, преобладании у них психовегетативного синдрома, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, расстройств поведения. Показаны гендерные различия когнитивных, психофизиологических и личностных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левина И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DISTINCTION OF MENTAL HEALTH CONDITION of PUPILS

Distinctions mental health condition between boys and girls have been estimated on the level of mental development, presence of mental frustration attributes, and emotional condition. More than 1500 pupils have been examined. The convincing data are received, showing the lower level of mental health among the boys, prevalence of emotional frustration and frustration of behavior among them. The sexual distinctions of intellectual, psychophysical and personality's parameters have been shown.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в состоянии психического здоровья школьников»

УДК 616.89 - 008 И. Л. Левина

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В СОСТОЯНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Институт повышения квалификации, Новокузнецк

При оценке гендерных различий в состоянии психического здоровья школьников использованы показатели психического развития, наличие признаков нервно-психических расстройств и критерии групп психического здоровья. Обследованы более 1500 учащихся ряда школ. Получены убедительные данные, свидетельствующие о более низком уровне нервно-психического здоровья у мальчиков, преобладании у них психовегетативного синдрома, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, расстройств поведения. Показаны гендерные различия когнитивных, психофизиологических и личностных показателей.

Ключевые слова: гендер, психическое здоровье, психодезадаптационные состояния донозо-логического и клинического уровня

Влияние гендерных (половых) различий на уровень психического здоровья школьников и протекание школьной адаптации изучено недостаточно. Имеются указания на преимущества девочек в привыкании к школе, более высокую их учебную успеваемость, лучшую коммуникабельность [5, 10]; Т.В. Родина [8] отмечает, что инновационные введения в школу сопровождаются относительным уменьшением численности мальчиков. В традиционных же классах, которые формируются в основном из социально неблагополучных слоев населения, численно превалируют мальчики [9]. Л.А. Жданова [4] в лонгитюдном исследовании состояния здоровья школьников обнаружила, что группа “стабильно неадаптивных” детей на 83% состоит из мальчиков. Аналогичные результаты получены Н.В. Лысовой и О.Н. Ширшовой [7]. Резидуально-органическая церебральная недостаточность как причина школьной дезадаптации чаще встречается у мальчиков [6,11]. Т.1. В1вЫопе1а1. [12] указывают, что прежде всего мальчики демонстрируют антиобщественное поведение как нарушение школьной адаптации. Все это подтверждает замечание В.А. Геодакяна [2] о том, что адаптационные трудности - есть универсальный признак, свойственный мужчинам.

Методика. С целью изучения влияния гендерных различий на развитие психодезадаптаци-онных нарушений было обследовано более 1500 учащихся общеобразовательных школ, работающих в традиционном и инновационных режимах обучения. В исследовании в качестве основных были использованы клинико-динамический, экспериментально-психологический,

статистический методы. О состоянии нервно-психического здоровья детей делали заключение на основании данных клинического осмотра, анамнестических сведений от родителей, педагогических характеристик, сведений из индивидуальных медицинских карт, результатов комплексного медико-психологического обследования. Уровень психического развития, психоэмоционального состояния детей, особенности личности изучались с помощью психофизиологических, психологических, опросных и проективных методик, соответствующих возрасту детей. Проявления школьной адаптации-дезадаптации рассматривались в континууме “здоровье-болезнь”.

В зависимости от степени адаптированности к учебной деятельности и состояния нервно-психического здоровья дети распределялись по четырем группам: 1-я - совершенно здоровые и оптимально адаптированные; 2-я - здоровые, с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями, которые расценивались как психоадаптационные состояния (ПАС), характеризующиеся нормальными ситуационными реакциями; 3-я - со значительным напряжением адаптационных процессов, расцениваемых как психодезадаптационные состояния (ПДАС), характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся сравнительно стойкими (от полугода и более) нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня; 4-я - со срывом адаптационных механизмов - психодезадаптационные состояния клинического уровня в виде невроти-

ческого, неврозоподобного, патохарактерологического и других вариантов.

Результаты. Выявлены различия в распределении мальчиков и девочек по группам психического здоровья (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что в 1-3-ей группах абсолютно и относительно преобладали девочки, а мальчиков было больше только в 4-й гр. У девочек отмечалась высокая успеваемость по сравнению с мальчиками. Традиционно это объясняется большей леностью мальчиков, низким развитием волевых функций и более низким уровнем психического развития [5]. Девочки также лучше мальчиков адаптировались к школе при поступлении в нее, при переходе из начального в среднее звено, из среднего в старшее. Для мальчиков показатель адаптации был равен 32,27+4,37, тогда как для девочек - 48,98+3,07 баллов (1=3,15; р<0,001).

Психодезадаптационные состояния доклинического уровня составили 3-ю группу психического здоровья. Распределение обследованных учащихся по полу представлено в табл. 2. На долю девочек приходилась большая часть нарушений этого уровня - 59%. Распространенность предболезненных психических расстройств в обследованной группе составила 512,5 на 1000 обследованных; среди мальчиков

Структура групп психического здоровья по полу

- 463,3 на 1000, среди девочек - 552,2 на 1000 (р<0,01).

Среди девочек было больше выявлено случаев астенического и аффективного вариантов ПДАС, тогда как среди мальчиков - психовегетативного. На уровень психического здоровья девочек влияла их низкая выносливость к нагрузкам за счет более слабой нервной системы, эмоциональной нестабильности и более высокого уровня притязаний.

Распространенность психодезадаптацион-ных расстройств клинического уровня составила для мальчиков 301,3 на 1000 обследованных; 220,9 - для девочек (табл. 3).

В структуре ПДАС клинического уровня у девочек преобладали невротические расстройства, в то время как у мальчиков - экзогенно-органические непсихотические расстройства, а также эмоциональные и расстройства поведения, начинающиеся преимущественно в детском и подростковом возрастах.

Для изучения причин половых различий в состоянии психического здоровья мы использовали анализ психологических характеристик учащихся. Все показатели были разделены на три группы: когнитивные (уровень внимания, памяти, интеллекта), психофизиологические (реакция на движущийся объект, тип и сила нервных процессов) и личностные. Выявлено, что пока-

Таблица1

Пол Группы Всего

1-я 2-я 3-я 4-я

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Мальчики 56 43,08 105 47,73 319 40,95 207 52,94 687 45,2

Девочки 74 56,92 115 52,27 460 59,05 184 47,06 833 54,8

Всего 130 100 220 100 779 100 391 100 1520 100

Таблица 2

Интенсивные показатели предболезненных психических расстройств в зависимости от пола

Пол Варианты Всего

Астенический Аффективный Психовегетативный

п % на 1000 п % на 1000 п % на 1000 п % на 1000

Мальчики 196 39,9 285,3 70 37,8 101,9 53 51,5 77,1 319 40,9 463,3

Девочки 295 60,1 354,1 115 62,2 138,1 50 48,5 60,0 460 59,1 552,2

Всего 491 100 323,0 185 100 121,7 103 100 67,8 779 100 512,5

Таблица 3

Интенсивные показатели клинических форм ПДАС в зависимости от пола

Пол Невротические расстройства Экзогенно-органические расстройства Расстройства поведения Всего

п % на 1000 п % на 1000 п % на 1000 п % на 1000

Мальчики 80 38,46 116,4 44 70,96 64,1 83 68,6 120,8 207 52,94 301,3

Девочки 128 61,54 153,7 18 29,03 21,6 38 31,4 45,6 184 47,06 220,9

Всего 208 100 136,8 62 100 40,8 121 100 76,6 391 100 257,2

затели произвольного внимания были достоверно выше у девочек. У мальчиков продуктивность внимания ниже, чем у девочек, и в большей степени влияет на уровень психического здоровья -чем выше продуктивность внимания, тем выше уровень психического здоровья мальчиков. Для девочек последнее утверждение менее значимо. Одной из причин такого положения вещей является большая распространенность синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у мальчиков (69,9 на 1000 обследованных у мальчиков против 31,2 - у девочек). Показатели памяти у детей являются менее стабильными во времени по сравнению с показателями внимания и в большей степени подвержены ситуационным влияниям, в том числе тренировке, и возрастному увеличению. Существенных различий в уровне развития памяти в зависимости от пола выявлено не было. Также не выявлено гендерных различий в интеллектуальном уровне детей.

Таким образом, по показателям когнитивного развития мальчики отличались от девочек более низким уровнем развития произвольного внимания при примерно равных показателях развития памяти и интеллекта. На показатели психического здоровья мальчиков оказывал влияние уровень развития произвольного внимания и кратковременной памяти. Для девочек на уровень психического здоровья эти показатели влияли в меньшей степени.

Выявлены выраженные половые различия в психофизиологических показателях исследуемой группы: мальчики достоверно отличаются от девочек большей силой нервной системы, уравновешенностью нервных процессов и уровнем зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация у мальчиков с возрастом закономерно нарастает, у девочек этот процесс менее выражен. У мальчиков биологические свойства нервной системы в значительной степени определяют когнитивные показатели (внимание, память, интеллект) и в большей мере зависят от возраста родителей и условий протекания беременности [3]. На уровень психического здоровья детей обоего пола влияют уравновешенность нервных процессов и уровень зрительно-моторной координации, только для мальчиков эта зависимость носит прямой характер, для девочек - обратный.

Наибольшие различия между мальчиками и девочками выявлены в особенностях личностной организации. По большинству личностных факторов имелись существенные различия (р<0,01-0,001) между представителями разных полов. Так, в соответствии с фактором А опросника Кэттела (замкнутый - общительный) девочки были более открытые, доброжелатель-

ные, общительные, участливые. Мальчики более недоверчивы, обидчивы и упрямы. По фактору В (мышление конкретное, ограниченное - абстрактное) у девочек достоверно выше уровень вербального интеллекта, больший объем знаний; они легче усваивали новые знания. У мальчиков более низкая сформированность вербальных интеллектуальных функций. По фактору С (эмоционально неустойчивый - устойчивый) мальчики были более уверены в себе, спокойны, лучше девочек контролировали свои эмоции. Девочки более неустойчивы в своих настроениях. По фактору О (сдержанный - возбудимый) девочки более нетерпеливы, возбудимы, активны. Мальчики эмоционально уравновешеннее, сдержаннее. Гендерные различия по этому фактору не совпадают с описанными Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой [1] различиями между девочками и мальчиками. По факторам Е (послушание - независимость) и Б (благоразумие - беспечность) девочки практически ничем не отличаются от мальчиков, что также не соответствует литературным данным. По фактору О (безответственный - добросовестный) мальчики достоверно (р<0,001) отличаются большим чувством ответственности, целеустремленностью, добросовестностью. Девочки более непостоянны, несобранны, менее мотивированы. Эти результаты противоречат традиционному мнению школы о безответственности мальчиков и низкой степени их мотивации к учебе [5]. По фактору Н (робкий - склонный к риску) мальчики более застенчивы и робки, особенно во взаимоотношениях со взрослыми. Девочки за счет своей открытости и общительности более смелы и непринужденны в общении с родителями и учителями. По фактору I (жесткий - мягкий) мальчики более сентиментальны, нуждаются в большей поддержке; девочки практичнее, реалистичнее и более подвержены влиянию среды. По фактору О (безмятежный - тревожный) мальчики чаще имеют пониженное настроение и легче выводятся из равновесия. По фактору Р3 (спонтанный -контролирующий себя) у мальчиков выше самоконтроль и самоорганизация, лучше понимание социальных нормативов. По фактору Р4 (расслабленный - напряженный) девочки более раздражительны, напряжены, фрустрированы. Мальчики более невозмутимы.

Заключение. Мужской пол детей является фактором риска возникновения психической патологии - у мальчиков распространенность пограничных нервно-психических расстройств выше, чем у девочек. Психические отклонения у мальчиков преимущественно проявляются в виде расстройств поведения и экзогенно-органических непсихотических расстройств. У девочек

чаще развиваются психодезадаптационные расстройства донозологического уровня. Большая распространенность психодезадаптационных состояний у мальчиков обусловлена особенностями их психофизиологической и личностной организации. Отрицательно действующим на психическое здоровье мальчиков фактором является относительно низкая продуктивность умственной деятельности при высоком уровне добросовестности и ответственности. Учебная деятельность у мальчиков вызывает большее напряжение, чем у девочек, и, соответственно, “физиологическая стоимость” учебы у мальчиков более высокая. Личностными особенностями мальчиков, затрудняющими их адаптацию к социуму и школе, являются замкнутость, обидчивость, необщительность, более низкий уровень вербального интеллекта, робость, застенчивость, склонность к подавленному настроению.

У девочек лучше развита одна из осевых школьно-необходимых функций - функция внимания, что дает им преимущества в школьном обучении. Поэтому девочки лучше адаптируются к школе и имеют, как правило, более высокие отметки. У девочек неуверенность в себе и эмоциональная нестабильность проявляются и/или компенсируются большим количеством межличностных контактов, нетерпеливостью, переоценкой своих возможностей. Девочки, особенно из инновационных классов, отличаются от мальчиков своей открытостью, независимостью, экспрессивностью, склонностью к доминированию, риску и самоутверждению, лучшим развитием вербального интеллекта. На уровень психического здоровья девочек влияет их низкая выносливость к нагрузкам за счет более слабой нервной системы, эмоциональная нестабильность и высокий уровень притязаний. Таким образом, налицо влияние фактора пола на уровень психического здоровья детей. Выявленные особенности необходимо учитывать педагогам, психологам, психиатрам как при организации учебно-образовательного процесса, так и при проведении психокоррекционных и психореабилитационных мероприятий.

GENDER DISTINCTION OF MENTAL HEALTH CONDITION of PUPILS

I.L. Levina

Distinctions mental health condition between boys and girls have been estimated on the level of mental development, presence of mental frustration attributes, and emotional condition. More than 1500 pupils have been exami-

ned. The convincing data are received, showing the lower level of mental health among the boys, prevalence of emotional frustration and frustration of behavior among them. The sexual distinctions of intellectual, psychophysical and personality's parameters have been shown.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Гилъяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кэттела: Методические рекомендации. М., 1993.

2. Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. Системные исследования. Ежегодник. М., 1987.

3. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр. психологии. 1996. № 2. С. 104-112.

4. Жданова Л.А. Динамика состояния здоровья школьников и особенности их социальной адаптации // Социальная дезадаптация: Нарушения поведения у детей и подростков: Мат. Рос. научн.-практич. конф. (Москва, 24-28 ноябр. 1996 г.). М., 1996. С. 73-78.

5. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.

6. Кучма В.Р., Брезгунов И.П., Платонова А.Г.Про-филактика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в системе охраны психического здоровья детей и подростков // Охрана психического здоровья детей и подростков: М-лы IV конгр. педиатров России (14-18 ноябр. 1998 г.). М., 1998. С. 152.

7. Лысова Н.В., Ширшова О.Н. Состояние психического и физического здоровья детей в процессе адаптации к учебному процессу // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сб. трудов Междунар. конф. Новосибирск, 1999. С. 238-240.

8. Родина Т.В. Валеологические аспекты полового воспитания школьников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. Новокузнецк, 1999. С. 34-36.

9. “Здоровье школьников: медико-психологическая поддержка и физическая культура: Тез. На-уч.-практич. московской конф. // Школа здоровья, 1997. №. 4.

10. Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В. и др. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников//Гигиена и санитария. 2000. № 1. С. 71-73.

11. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методич. руководство. СПб., 1997.

12. Dishion T.J., Duncan T.E., Eddy J.M., Fagot B.I., Fet-row R. The World of Parents and Peers - Coercive Exchanges and Children’s Social Adaptation // Soc. Dev. 1994. Vol. 3. № 3. P. 255-268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.