Научная статья на тему 'Изучение нервно-психического здоровья детей с рождения до 7 лет с учетом пола и наличия аэротехногенного загрязнения в месте проживания'

Изучение нервно-психического здоровья детей с рождения до 7 лет с учетом пола и наличия аэротехногенного загрязнения в месте проживания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
468
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АЭРОТЕХНОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / NEURO-PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL CONTAMINATION / HEALTH / CHILDREN / GENDER FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тулякова Ольга Валерьевна, Четверикова Елена Валерьевна

У 810 детей, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах, изучена заболеваемость с рождения до 7 лет и сроки нервно-психического развития в 1 год. У детей группы сравнения в 1 год отставали темпы нервно-психического развития, в период с рождения до года чаще наблюдались болезни нервной системы, в период с года до 7 лет психические расстройства и болезни нервной системы. Данные особенности чаще проявляются у мальчиков, что говорит о большей уязвимости их нервно-психического здоровья к действию экологически неблагоприятных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тулякова Ольга Валерьевна, Четверикова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH OF CHILDREN FROM BIRTH TO 7 YEARS IN DEPENDENCE OF GENDER AND THE PRESENCE OF ENVIRONMENTAL CONTAMINATION IN THE PLACE OF RESIDENCE

In 810 children living in ecologically favorable and unfavorable areas studied incidence from birth to 7 years and terms of neuro-mental development at 1 year. In 1 year old children from the comparison group the rate of neuropsychological development was lag, the diseases of the nervous system from birth to year were more common, in the period to 7 years mental disorders and diseases of the nervous system were observed more often. These features appear more frequently in boys, what indicates a greater vulnerability of neuro-psychiatric health to environmental adversities.

Текст научной работы на тему «Изучение нервно-психического здоровья детей с рождения до 7 лет с учетом пола и наличия аэротехногенного загрязнения в месте проживания»

© ТУЛЯКОВА О.В., ЧЕТВЕРИКОВА Е.В. - 2012 УДК 613.86-053.4:613.9

ИЗУЧЕНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ С УЧЕТОМ ПОЛА И НАЛИЧИЯ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В МЕСТЕ ПРОЖИВАНИЯ

Ольга Валерьевна Тулякова, Елена Валерьевна Четверикова (Вятский государственный гуманитарный университет, ректор - д.и.н., проф. В.Т. Юнгблюд, кафедра экологии, зав. - к.б.н., доц. Л.В. Кондакова)

Резюме. У 810 детей, проживающих в экологически благоприятном и неблагоприятном районах, изучена заболеваемость с рождения до 7 лет и сроки нервно-психического развития в 1 год. У детей группы сравнения в 1 год отставали темпы нервно-психического развития, в период с рождения до года чаще наблюдались болезни нервной системы, в период с года до 7 лет - психические расстройства и болезни нервной системы. Данные особенности чаще проявляются у мальчиков, что говорит о большей уязвимости их нервно-психического здоровья к действию экологически неблагоприятных факторов.

Ключевые слова: нервно-психическое развитие, аэротехногенное загрязнение, здоровье, дети, гендерные особенности.

THE STUDY OF NERVOUS AND MENTAL HEALTH OF CHILDREN FROM BIRTH TO 7 YEARS IN DEPENDENCE OF GENDER AND THE PRESENCE OF ENVIRONMENTAL CONTAMINATION IN THE PLACE OF RESIDENCE

O.V. Tulyakova, E.V. Chetverikova (Vyatka State University of Humanities)

Summary. In 810 children living in ecologically favorable and unfavorable areas studied incidence from birth to 7 years and terms of neuro-mental development at 1 year. In 1 year old children from the comparison group the rate of neuropsychological development was lag, the diseases of the nervous system from birth to year were more common, in the period to 7 years - mental disorders and diseases of the nervous system were observed more often. These features appear more frequently in boys, what indicates a greater vulnerability of neuro-psychiatric health to environmental adversities.

Key words: neuro-psychological development, environmental contamination, health, children, gender features.

Заболеваемость детей дошкольного возраста является одним из информативных показателей уровня загрязнения среды. В работах ряда авторов [2,4,8,12] указано, что неблагоприятные техногенные факторы могут оказывать негативное влияние на уровень развития психических функций. Выделяют различные формы экологозависимых психоневрологических нарушений детей: астеноневротический синдром (плаксивость, пониженное настроение, обидчивость, слабость, повышенная утомляемость) [6], эмоциональная лабильность с заметно сниженными адаптационными возможностями [7] и синдром дефицита внимания [8]. В ряде работ высказывается предположение о негативном влиянии аэро-техногенного загрязнения на развитие зрительного восприятия [3], о супрессорном действии токсикантов на развитие интеллекта детей [13]. Большая распространенность болезней нервной системы и психических расстройств в городах и районах с высоким загрязнением атмосферы объясняется постоянным присутствием в воздушном бассейне значительного числа углеводородов, обладающих наркотическим, раздражающим действием и канцерогенным эффектом [11]. Супрессорное действие на интеллект особенно выражено у тяжелых металлов и чаще всего прослеживается в отношении свинца, который входит в состав выхлопных газов автотранспорта. Накопление в организме детей свинца приводит к задержке нервно-психического развития (НПР), включая развитие моторных и речевых навыков [2], появлению психологических нарушений [4], агрессии, гиперактивности; к снижению способности к обучению [2], уровня интеллекта и концентрации внимания [12]. В то же время при исследовании детей Тюменской области [9] не выявлено негативное влияние аэро-техногенного загрязнения на психическое развитие (внимание, память, мелкую моторику кисти, функциональную асимметрию мозга, психоэмоциональное состояние), но показано нарушение физического развития. Следовательно, вопрос о влиянии аэротехногенного загрязнения на развитие психической сферы остается открытым.

Недостаточно изучен вопрос влияния загрязнения атмосферы на НПР де-

тей раннего возраста и первого года жизни, в период, когда закладывается фундамент дальнейшего психического развития. Известно, что токсичные вещества, широко распространенные в окружающей среде, воздействуя на организм беременной женщины и развитие плода, обладают способностью проникать через плацентарный барьер, накапливаться в организме и вызывать нарушения функционального состояния ЦНС ребенка в первый год жизни. Также в литературных источниках не встречаются исследования гендерных различий реакции психики детей на аэротехногенное загрязнение.

Цель работы - изучить влияние аэротехногенного загрязнения на нервно-психическое здоровье детей с рождения до 7 лет.

Материалы и методы

Территория г. Кирова была поделена на два района - экологически благоприятный район и экологически неблагоприятный. Вывод о разделении районов исследуемых школ сделан на основании результатов исследования экологов г. Кирова [5] и включавших (табл. 1) изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова; анализ интенсивности автотранспортной нагрузки.

Таблица 1

Средние значения (М±т) показателей в экологически благоприятном (ЭБР) и неблагоприятном (ЭНБР) районах г. Кирова

Исследуемые показатели ЭНБР ЭБР

M±m M±m

ИЧА в модели Ле Бланка-Де Слувера (усл. ед.) 4,0±0,1 8,2±2,8

ИЧА в нормализованной модели (усл. ед.) 5,0±0,1 13,5±0,5*

Суммарный показатель загрязнения почв (баллы) 25,0±0,1 16,5±2,8*

Индекс общей токсичности тяжелых металлов в пересчете на биологический эквивалент свинца (усл. ед.) 5,51±1,34 2,61±0,1*

Содержание в снеге сульфатов (мг/л) 11,2±0,6 4,38±0,1*

Содержание в снеге соединений азота (мг/л) 0,68±0,1 0,46±0,03

П, индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу (усл. ед.) 191,7±20,1 75,0±0,1*

П с учетом рельефа (усл. ед.) 298,3±34,2 104,0±10,6*

П с учетом числа перекрестков (усл. ед.) 400,0±38,7 130,0±13,3*

Примечание: различия с ЭНБР статистически значимы, р<0,05; П - индекс общей автотранспортной нагрузки на атмосферу; ИЧА - индекс чистоты атмосферы.

Изучена заболеваемость 810 детей, проживающих в экологически благоприятном районе (контрольная группа n=435; 243 мальчика и 192 девочки) и экологически неблагоприятном (группа сравнения, n=375; 201 мальчик и 174 девочки). Сведения о нервно-психической заболеваемости с рождения до 7 лет и сроках НПР в 1 год получены путем выкопировки данных из медицинских карт (учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка»). По каждому классу болезней вычислялось число обращений за указанный период в расчете на 1000 детей и процент детей, страдающих данным заболеванием.

Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде M ± m, где М - среднее арифметическое, m - ошибка среднего арифметического; распределение проверялось на нормальность по критерию Шапира-Уилка, различия оценивали по критерию Стьюдента и считали статистически значимыми при p<0,05 (далее обозначается «*»).

Результаты и обсуждение

У детей группы сравнения выше, чем в контроле (табл. 2), в период с рождения до года процент лиц, перенесших болезни нервной системы и родовую травму ЦНС (установлено для всех детей; для мальчиков; для девочек), в период с года

до семи лет общая заболеваемость (для всех детей; для мальчиков) и процент лиц, имевших психические расстройства, болезни нервной системы, дизартрию и дислексию (для всех детей; для мальчиков).

Ключевые этапы НПР первого года жизни у детей группы сравнения наступают позже, чем в контрольной группе. Исследование всего массива показало, что эти дети позже

начинают держать головку, самостоятельно сидеть, стоять и ходить (табл. 3). Замедление темпов НПР является статистически значимым и составляет в среднем 0,26 месяца. В массиве мальчиков выявлены схожие закономерности: мальчики группы сравнения позже, по сравнению с контролем начинают держать головку, самостоятельно сидеть и самостоятельно ходить (табл. 3). Замедление темпов НПР развития мальчиков группы сравнения более значительное по сравнению с общим массивом и составляет в среднем 0,35 месяца. У мальчиков группы сравнения наблюдаются различия, не выявленные в общем массиве: они позже на 3,3 месяца, чем

ЛИТЕРАТУРА

1. Даутов Ф.Ф., Хакимова РФ., Юсупова П.З. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на аллергическую заболе-

в контрольной группе начинают говорить сплошной речью. НПР девочек в меньшей степени зависит от экологически неблагоприятных факторов: статистически значимые отличия выявлены только по 1 показателю - девочки из загрязненного района на 0,44 месяца позже начинают самостоятельно стоять (табл. 3). Такая же закономерность (но на 0,36 месяца) наблюдается в общем массиве детей и не наблюдается в массиве мальчиков. В целом аэротехногенное загрязнение замедляет НПР детей первого года жизни, что преимущественно касается развития двигательной сферы и развития речи.

Изучение характера заболеваемости показало, что проживание детей в экологически неблагоприятном районе негативно отражается на их здоровье. У детей группы сравнения в период с рождения до года чаще наблюдались болезни нервной системы, в период с года до 7 лет выше общая заболеваемость, чаще наблюдались психические расстройства и болезни нервной системы. Результаты наших исследований подтверждают мнение ряда авторов о том, что аэротехногенное загрязнение повышает у детей риск развития заболеваний нервной системы [1,4].

В нашей работе показано, что не только сильное аэротехногенное загрязнение, но и относительно слабое, обусловленное выхлопными газами автотранспорта, отрицательно сказывается на НПР детей. В литературе нами не выявлено данных о ретардирующем влиянии аэротехногенного за-

Таблица 2

грязнения на НПР детей первого года жизни. Установленное влияние объясняется как непосредственным действием пол-лютантов, так и влиянием низкого уровня здоровья этих детей при рождении: высокая частота встречаемости в группе сравнения родовой травмы ЦНС и болезней нервной системы в период с рождения до 7 лет. Установлены гендерные различия влияния аэротехногенного загрязнения на нервно-

психическую сферу. Негативные тенденции НПР в 1 год и более высокая заболеваемость с года до У лет чаще проявляются у мальчиков, что говорит о большей уязвимости их нервно-психического здоровья к действию экологически неблагоприятных факторов. Это согласуется с ранее полученными данными о повышенной соматической заболеваемости мальчиков, по сравнению с девочками в условиях аэротех-ногенного загрязнения [10]. Таким образом, установлено негативное влияние аэротехногенного загрязнения на нервнопсихическое здоровье дошкольников, особенно мальчиков.

ваемость детей в крупном промышленном городе // Гигиена и санитария. - 2007. - №2. - С.10-12.

2. Маймулов В.Г., Пацюк Н.А., Баскович Г.А. Гигиеническая

Статистически значимые различия показателей заболеваемости детей

Показатели Ед. измерения Дети контрольной группы Дети группы сравнения Мальчики контрольной группы Мальчики группы сравнения Девочки контрольной группы Девочки группы сравнения

M ± m M ± m M ± m M ± m M ± m M ± m

В период с рождения до 1 года

Болезни нервной системы и родовая травма ЦНС % 65,06±2,29 75,73±2,21 68,31±2,98 78,11±2,92 60,94±3,52 72,99±3,37

обращений/1000 802,3±35,5 962,7±38,2 835,4±45,3 1014,9±49,0 - -

В период с года до 7 лет

Общая заболеваемость обращений/1000 2217±56 2474±67 2316±79 2625±97 - -

Психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, дизартрия и дислексия % 21,38±1,97 30,67±2,38 25,93±2,81 37,31±3,41 - -

обращений /1000 51,3±5,6 95,1±9,9 64,5±8,4 115,3±14,3 34,7±6,5 71,8±13,2

Таблица 3

Сроки появления основных показателей нервно-психического развития ребенка, мес.

Показатели Дети контрольной группы Дети группы сравнения Мальчики контрольной группы Мальчики группы сравнения Девочки контрольной группы Девочки группы сравнения

M m M m M m M m M m M m

Удерживание головки 1,67 0,04 1,88 0,07* 1,66 0,06 1,96 0,09* 1,68 0,06 1,77 0,10

Самостоятельное сидение 6,08 0,04 6,29 0,05* 5,96 0,06 6,24 0,07* 6,23 0,06 6,36 0,09

Самостоятельное стояние 8,31 0,08 8,67 0,11* 8,36 0,11 8,66 0,16 8,25 0,13 8,69 0,15*

Самостоятельное хождение 10,78 0,07 11,04 0,08* 10,69 0,09 11,15 0,11* 10,88 0,10 10,90 0,11

Появление сплошной речи 23,46 0,52 25,43 0,96 24,26 0,74 27,56 1,41* 22,57 0,71 23,07 1,15

оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей // Гигиена и санитария. - 2004 - №2. - С.31-33.

3. Морозова Л.В., Звягина Н.В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник Поморского университета. - 2003. - Т. 2. №4. - С.48-55.

4. Привалова Л.И., Кузьмин С.В., Малых О.Л. и др. Роль загрязнения среды обитания свинцом в задержке психологического развития детей дошкольного возраста // Вестник РАМН. - 2002. - №11. - С.50-53.

5. Окружающая природная среда Кировской области: материалы научных исследований / Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. - 480 с.

6. Соболев В.А., Земляная Г.М., Ревазова Ю.А. Проведение медицинских обследований детского населения, проживающего на санитарно-эпидемиологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. - 2007. - №4. - С.22-27.

7. Сухарев А. Г., Михайлова С.А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и санитария. - 2005. - №1. - С.47-51.

8. Сухотина Н.К. Психическое здоровье детей, проживающих в регионах с различным уровнем антропогенного загрязнения // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001.

- Т. 11. №2. - С.19-23.

9. Толстогузов С.Н., Лепунова О.Л., Ковязина М.В., Плотникова С.В. Экологический мониторинг состояния здоровья детей в Тюменской области // Экология образования: актуальные проблемы. - 1999. - №1. - С.258-259.

10. Тулякова О.В. Влияние аэротехногенного загрязнения урбанизированной территории на физическое, психическое развитие и состояние здоровья детского населения. - Киров: ВятГГУ, 2010. - 206 с.

11. Чеботарев П.А. Оценка состояния здоровья детского населения, проживающего в городах с различным загрязнением атмосферного воздуха // Гигиена и санитария. - 2007.

- №6. - С.76-78.

12. Dudek B., Merecz D. Impairment of psychological functions in children environmentally exposed to lead // Int. J. Occup. Med. and Environ. Health. - 1997. - Vol. 10. №1. - P.37-46.

13. Romieu I. Lopez Lizbeth, et al. Environ / Isabelle Romieu, Tania Carreon // Hlth Perspect. - 1995. - P.1036-1040.

Информация об авторах: Тулякова Ольга Валерьевна - доцент, к.б.н., 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26, ВятГГУ, кафедра экологии, тел. (8332) 37-08-92, е-тай: hellga_25@mail.ru; Четверикова Елена Валерьевна - специалист отдела образовательных программ и стандартов учебно-методического управления, к.б.н., тел. (8332) 37-11-65.

© ТКАЧУК Е.А., ФИЛИППОВ Е.С., ЯМЩИКОВА О.А. - 2012 УДК 613.955:371.78

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАНОСТИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПОКАЗАТЕЛЯ ФЛЕША И ИНДЕКСА ФОГА

Елена Анатольевна Ткачук1, Евгений Семенович Филиппов2, Ольга Александровна Ямщикова1 ('Иркутский институт повышения квалификации работников образования, ректор - д.и.н., проф. Л.М. Дамешек, кафедра охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры, зав. - к.м.н. Е.А. Ткачук; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра педиатрии

ФПК и ППС, зав. - д.м.н., проф. Е.С. Филиппов)

Резюме. В статье представлены результаты исследования легкости чтения и понимаемости текстов школьных учебников с помощью широко известных психолингвистических тестов - показателя Флеша и индекса Фога. Исследования проводилось на примере школьных учебников разных авторов для 5-11 классов 2005-2010 гг. издания и изданий вышедших из употребления (1960-1970 гг.). Приведены данные о соответствии школьных текстов по психолингвистическим показателям легкости чтения и понимаемости уровню образования (классу обучения или возрасту). Установлено, что согласно данным показателям, тексты школьных учебников зачастую трудно доступны учащимся и не соответствуют возрастным особенностям детей.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, школьные учебники, дети.

ESTIMATE OF INFORMATION PSYCHOLOGICAL SAFETY OF SCHOOL-BOOKS WITH THE HELP OF FRE AND FOG INDEX

E.A. Tkachuk1, E.S. Filippov2, O.A. Yamshchikova1 ('Irkutsk institute of improvement of professional skill of educators; 2Irkutsk State Medical University)

Summary. The data of home researchers on the problems of influence of innovations in the system of education to the state of schoolchildren health are generalized. It is determined that the stretch of the volume of academic load, its nonuniform distribution during educational day and week cause deterioration of indicators of health of children, growth of prevalence of functional infringements and a chronic pathology

Key words: information psychological safety, school-books, children

С развитием научно-технического прогресса увеличивается информационная нагрузка на человечество [1,2,3,4,6]. Многочисленными исследованиями показано, что несоответствие информационной насыщенности учебного материала возрастной, физиологически обусловленной, скорости усвоения информации существенно снижает адаптационные возможности организма учащихся [7,8,9,11]. Мнение гигиенистов однозначно: необходимо нормировать информационную нагрузку на школьника, осуществлять квалифицированный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями обучения и воспитания в школе [9].

Цель работы: проанализировать качество текстов школьников учебников на предмет их понимания и легкости чтения

с точки зрения психолингвистических показателей: индекса Фога и показателя Флэша для разработки рекомендаций по гигиеническому нормированию содержания школьных учебников.

Материалы и методы

Исследование школьных текстов проводилось на примере учебников для средней школы разных авторов, начиная с 5-го и заканчивая 11-ым классом, по следующим дисциплинам: история (29 учебников), физика (18 учебников), биология (13 учебников). Для проверки распространенного среди педагогов мнением, что учебники 1960-1970 гг. были более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.