Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойимова Ш.

Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Межличностные отношения молодых людей во многом зависят от гендерных различий, понимая эти отличия можно найти способы оказания психологической помощи юношам и девушкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

> готовность к разрешению конфликта: уметь опознавать личные установки, мешающие объективному взгляду на вещи;

> выработка альтернатив: их совместный творческий поиск;

> способность к ведению переговоров: эффективное планирование и варианты стратегии для достижения согласия;

> уметь увидеть проблему в широком контексте и в долгосрочной перспективе.

Причинами возникновения конфликта могут являться нарушение организационного взаимодействия, обусловленное нечеткой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия.

Анализ теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

Использованные источники:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во "Питер", 2000. -464 с.

3. Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с.

4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.-116с.

Шойимова Ш., к.п.н. ст. преподаватель кафедра иностранных языков, педагогики и психологии Ташкентский педиатрический медицинский институт

Шойимова Ш. ст. преподаватель кафедра языков

Академический лицей при Ташкентском педиатрическом

медицинском институте Узбекистан, г. Ташкент ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Межличностные отношения молодых людей во многом зависят от гендерных различий, понимая эти отличия можно найти способы оказания

психологической помощи юношам и девушкам.

Ключевые слова: гендер, юношеский возраст, межличностное понимание, гендерные различия.

Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими. Термин «гендер», как известно, отражает социальные, культурные, психологические и иные особенности взаимоотношений между полами. Гендер включает в себя ролевые, поведенческие, ментальные и эмоциональные отличия между мужчинами и женщинами. Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов:

• биологический,

• этологический,

• антропологический,

• социальный,

• психологический.

В каждом из этих подходов выделяют определенные детерминанты, влияющие на появление этих различий: это, соответственно, влияния, оказываемые на генном уровне; происходящие из общих закономерностей поведения живых существ; возникшие в следствии культурно-исторических взаимодействий народов, особенностей их быта и культуры; берущие начало при включении в социальные отношения, возникающие под влиянием социальных институтов, групп, закономерностей массового поведения и процессов, происходящих в обществе [1,3].

Возраст юности (16-22 лет) - это особая пора, знаменующаяся завершением перехода от детства к взрослости. В биологическом плане возраст 16-17 лет является одним из главных периодов роста и формирования организма: изменение нервной и эндокринной систем и как результат - значительные физические изменения (увеличение роста и массы тела).

Юношеский возраст лет представляет исключительно сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства и юности; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту. В юношеском возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со

сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.

Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.

Полученная структура факторов отразила систему общих категорий, которые они используют при восприятии, оценке других людей и себя. Половая специфика (сравнивались юноши и девушки) проявилась в размещении «женских» и «мужских» объектов в общем семантическом пространстве [2]. Но сами основания категоризации как факторы восприятия и оценки «других» у мужчин и женщин вряд ли являются одинаковыми. Результаты раздельной факторизации мужской и женской матрицы продемонстрировали различия в строении семантических пространств. Количество значимых интерпретируемых факторов оказалось одинаковым. Но их содержание, состав шкал отличались, в том, что фактор «чувствительность, эмоциональность» другого, выделенный в общем семантическом пространстве, в данном случае получил разное воплощение.

У девушек он разделился на два фактора. Один из них отражал чувствительность как сензитивность, тонкость переживаний, эстетическую впечатлительность (по составу шкал он оказался связан также с гуманным и открытым стилем отношений с окружающими). Другой, более мощный по объясняемой дисперсии фактор, отражал спонтанность, романтический поиск, увлекаемость. В отличие от предыдущего, он не включал характеристики отношений с другими, а описывал скорее характеристики состояния сознания.

В мужском семантическом пространстве столь тонкой дифференцировки при восприятии данных качеств не обнаружилось. Тонкий, эмоционально чувствительный человек для юношей одновременно является несколько неадаптированным к реалиям жизни романтиком с недостаточным самоконтролем. В то же время у юношей лучше дифференцировано восприятие и оценка социальной активности, практичности и социальной приспособленности. В сознании девушек эти качества образуют один фактор, но в мужской матрице отдельно выделился фактор «социальная активность, практичность, деловитость» наряду с другим фактором, отражающим «социальную приспособленность -неприспособленность, принятие - отрицание ценности социальных норм». Заметим, что «мужской» и женский» тип - это условные названия некоторых возможных вариантов структурирования социоперцептивного образа, не обязательно связанных с половой принадлежностью.

Процесс межличностного понимания обусловлен тендерными различиями. Так, понимание другого человека у мальчиков происходит через интеллектуальное сходство, у девочек - через эмоциональное сочувствие, переживание.

Ситуации общения человека с представителями группы, по отношению которой уже есть сложившийся стереотип, порождают возникновение стереотипов понимания. Так, от женщин ожидается, что они будут более заботливы, относительно чувствительны и более экспрессивны, в то время как мужчины - настойчивы, авторитарны и более настроены на соперничество.

Проверяя связи половых стереотипов и концепции Я у студентов, выделены личностные характеристики, которые чаще всего предписываются мужчинами и женщинам. Среди первых были названы агрессивность, независимость, неэмоциональность и способность скрывать свои чувства, целенаправленность, стремление к доминированию, активность, соревновательность, прямолинейность (direct), склонность к приключениям, легкость в принятии решений, самоуверенность, амбициозность, малая значимость собственной внешности, предпочтение науки искусствам. Среди вторых - тактичность, нежность, забота о чувствах других, религиозность, спокойность, сильная потребность в защите, аккуратность, общительность, любовь к литературе и искусству. Интересно, что маскулинные черты воспринимались как более социально желательные обеими полами [3,4].

Различия в целевых условиях можно обнаружить в ситуациях, когда мужчины и женщины делятся значимыми переживаниями. Многие мужчины представляют себя в роли человека, готового разрешить любые проблемы (когнитивная сторона общения). Женщинам же чаще необходимо не это при решении эмоциональных проблем: им нужно понимание и выражение симпатий (подход Я-Понимаю или Я-Сожалею, а не Я-Знаю-Как-Решить-Проблем), т. е. большая эмпатия, процесс сопереживания (эмпатийная сторона), а не действие и не результат.

Итак, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих понимание в межличностном общении.

Использованные источники:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. -431с.

2. Гаврилова Е.В., Лузаков А.А. Особенности межличностного восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосемантическое исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно-информационный журнал. -Краснодар, 1999. - №1. - С. 81-89

3. Ильин Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер, 2010.

4. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. - Н.Новгород, 2000. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.