Научная статья на тему 'Гендерные противоречия и стереотипы у студенческой молодежи в европейской части России'

Гендерные противоречия и стереотипы у студенческой молодежи в европейской части России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ Gender Contradictions and Stereotypes in the European part of Russia

This article considers the problem of various conflicts, arising out of contradictions, having various psychological origins. The author distinguishes three main groups of such conflicts: the intrapersonal, interpersonal and intergroup ones. Two main strategies applied in the process of conflict solution are analyzed: «the evening-out strategy» and «the provocation strategy». Both cannot be recognized as flexible enough and universal, since, as a rule, they are based on certain social and psychological prejudices and stereotypes. The experimental part of the research is aimed at discovering gender distinctions in the social and psychological preferences and stereotypes, concerning the notions of masculinity and femininity, characteristic of students of a pedagogical university. The obtained data show that in the examined sample group the ideology of masculinity is presented by more traditional, typical and rigid notions, while the characteristic of femininity differs much, being more polyhedral, differentiated and dynamic. Probably, changes in the feminine gender stereotype agree with the dynamics of the social and economic changes in Russia more than changes in the masculine one. This can be considered as one of the reasons for men to be characterized by a lower level of social adaptation.

Текст научной работы на тему «Гендерные противоречия и стереотипы у студенческой молодежи в европейской части России»

склонные к установлению многочисленных и часто ненужных межличностных контактов, способные вести себя аутентично практически в любых

жизненных ситуациях. Согласно описанию само-

актуализирующейся личности, которое было дано еще А. Маслоу [9]. именно эти стилевые поведенческие качества характерны для самоактуализирующейся личности.

Литература

1. Морогин В.Г. Психодиагностика аномальных состояний личности, Домодедово, 1998.

2. Морогин В.Г., Кубарев E.H. Сравнительное исследование индивидуально-типологических особенностей личности студентов политехнического и педагогического вуза // Сибирский психол. журн. Вып. 13. Томск, 2001.

3. Морогин В.Г. Теория и практика экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности; Дисс ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Кубарев E.H. Структурные особенности ценностно-потребностной сферы личности студентов // Профориентация и психология: теория и практика: Мат-лы Ш межрегион, научн.-практ, конф. Томск, 2001.

6. Rokeach М. The Nature of Human Values. L.; N.Y., 1973,

7. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование структуры ценностно-потребностной сферы личности и внут-риличностного конфликта у студентов Политехнического университета // Ежегодник Рос. психол. об-ва. Психол. и практика. Т. 4. Вып. 5. Ярославль, 1998.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы, М„ 1999.

9. Maslow А.Н. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

A.B. Матвеев*» А. У. Гилберт"

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СТЕРЕОТИПЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ-МОЛОДЕЖИ

В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

"Ярославский государственный педагогический университет "Монтгомери колледж, штат Алабама, США

В массе противоречий выделяются и противоречия, имеющие психологическую природу. Для более детального анализа можно выделить несколько типов противоречий, относящихся к личности, группе и деятельности. В основс этой типизации будет лежать сфера действия противоречий, их сущность. К ним относятся следующие:

1. Внутрнличкостные противоречия, которые затрагивают потрсбностную сферу личности. Они проявляются в несоответствии между появившейся новой потребностью и имеющимися способами ее удовлетворения, между возросшим уровнем актуальной потребности и устаревшим способом ее удовлетворения или в борьбе между мотивами за доминирующее положение в их иерархии. В первом случае это связано с появлением качественно новых мотивов, во втором - с изменением их количественной характеристики, в третьем - с преобразованием в качественно-количественном плане структуры потребностной иерархии личности в целом. Этот тип противоречий в реальности может порождать семейство внутридичностяых конфликтов, различных по своему внешнему проявлению и форме, но единых по своей сути. Крайняя форма проявления этих противоречий - внутриличностный кризис.

Это важно учитывать при работе с детьми, особенно с подростками - сложной возрастной группой перехода из мира детства в мир взрослых, от детских тендерных стереотипов к взрослым. Практика показывает, что при длительном существовании внутриличностного кризиса и неспособности подростка самостоятельно его преодолеть возможны суициды или попытка их совершенствования.

2. Межличностные противоречия затрагивают сферу межличностных взаимоотношений членов конкретной группы, включая тендерные противоречия. Содержанием этих конфликтов является несоответствие между личностными установками, представлениями, интересами, склонностями, ценностными ориентациями и т.п. нескольких членов группы. В реальности этот тип противоречий порождает одинаковые по своей природе межличностные конфликты, хотя на первый взгляд они могут показаться совершенно различными. Крайняя форма неразрешенности данного типа противоречий проявляется в острых, эмоционально насыщенных межличностных конфликтах между людьми, что нередко может перерасти в открытые стычки, столкновения. Если эти противоречия не разрешаются в рамках формальной структуры группы, то они могут стать предметом

юридического разбирательства. Это обязательно нужно учитывать при неразрешенных тендерных противоречиях.

3. Межгрупповые противоречия находятся в сфере межгрупповых отношений и порождают конфликты, в том Их сущность состоит в между групповыми интересами, установками, целями, ценностями и т.п., которыми обладают различные группы или группировки внутри одной группы. Нетрудно представить, какие край-: формы может принять неразрешенное проти-: этого типа. Обычно такие случаи характеризуются формулой - «социальная ситуация вышла из-под контроля».

любые действия при работе с конк-г от наших позиций. Реально их может быть несколько видов.

1. Одну позицию можно охарактеризовать следующим образом. Поскольку конфликты несут в себе деструктивную, разрушающую функцию для личности, межличностных отношений, для группы, их желательно избегать или сглаживать их проявления. Вставая на такую позицию, мы должны знать о том. что всеобщим законом любого изменения и развития является закон единства и борьбы противоположностей. Иными словами: любое развитие (в том развитие личности, группы I отношений) идет через противоречие, реальное проявление и разрешение которого осуществляются через конфликты. Таким образом, попытки избежать конфликтов подобны абсурдному желанию двигаться вперед, не используя для этого никакой энергии. При стремлении сглаживать конфликты, в том числе и тендерные, необходимо помнить, что если оставить объективно существующее противоречие в неразрешенном виде, то оно может перейти в скрытую, завуалированную форму. В эмоциональном плане подобная ситуация может быть описана с помощью хорошо известной модели «тянуть кота за хвост». Более того, оттягивание разрешения актуального, созревшего противоречия рано или поздно, но закономерно приведет к «взрыву» личности, группы или межличностных отношений, и разрушающие последствия будут намного сильней. Эта позиция подобна поведению ребенка, который стремится спрятаться от реальности, закрыв себе глаза ладонями.

2. Другая позиция при работе с конфликтами может быть описана так. Любое развитие идет через противоречия в форме конфликтов. Значит, если проецировать конфликтные ситуации на личность, на межличностные отношения, на группу, можно убыстрять их развитие. Следуя этим рассуждениям, необходимо представлять

закономерные последствия. В этом случае стимулирование развития будет сопровождаться созданием ситуаций выбора: борьбы мотивов (у личности); ценностей, интересов и т.п. (между

ду гру ппами и группировками, включая тендерные группировки). Встав на позицию «ускоре->, считая ее адекватной тому, что «вся наша есть борьба», мы исходим из благих наме-Хотя хорошо известно, куда «вымощена дорога» этими намерениями. Исходя из логики этой позиции, личность и группа ставятся в различные ситуации выбора:

- выбор между двумя или более, но

- выбор между альтернативами, каждая из которых имеет желательные и нежелательные последствия одновременно («и хочется и колется»);

- необходимость выбора между такими аль-каждая из которых сама по себе

т.е. желание избежать двух или

(«из двух зол выбрать меньшее», «налево пойдешь, коня потеряешь»);

- выбор объекта, цели, которые нельзя разделить на части или которыми нельзя владеть совместно с кем-нибудь одновременно (либо все, либо ничего);

- объекты и цели, которые могут быть разделены в различных пропорциях между членами группы, когда борьба ведется каждым за величину этой пропорции.

Анализ двух позиций при практической работе с конфликтами на уровне личности, групп и межличностных отношений, надеемся, убеждает в их некомпетентности. Каков же выход? Однозначного рецепта дать нельзя, необходимы серъ-

3. Представленные выше позиции отражают

две крайности: либо избегать конфликтов, либо их провоцировать. Но есть и третья, лежащая между первыми двумя. Она менее алгоритмизирована и соответственно более проблематична, но, как следствие, ее практическое применение будет иметь более творческий и адекватный характер. Суть этой позиции состоит в следующем. Конфликты как форма решения противоречия обладают одновременно конструктивными (созидающими) и деструктивными (разрушающими) функциями. Поэтому необходимо управлять естественно разворачивающимися конфликтными ситуациями и взаимодействием. При этой позиции основной мотивацией социальных воздействий является желание направлять развитие конфликта по созидательному пути с минимизацией его разрушающих последствий. Это можно реально сделать, лишь зная соответствующие законы и закономерности, и

прежде всего сферу и суть противоречия, лежащего в основе конфликта, а также закономерную динамику (этапы) последнего и характеристики участвующих сторон.

Реализацию третьей позиции управления мы попытались осуществить в работе, которая проводилась в мае-июне 2000 г. совместно с Adele W. Cuthbert (USA) в рамках проекта совместных тендерных исследований молодежи в различных социокультурных средах (научный руководитель группы Ronald F. Levant).

Основной целью исследования было определение тендерных предпочтений и стереотипов у студентов одного из типичных вузов европейской части России. Студенты педагогического вуза были выбраны для исследования неслучайно. Во-первых, контингент типичного педвуза более полно отражает географические и демографические характеристики среднестатистической выборки для европейской части России. Это позволяет более адекватно распространять полученные результаты и выводы на конкретную социокультурную среду. Во-вторых, обнаруженные тенденции в тендерных предпочтениях и стереотипах студентов педвуза будут воспроизводиться ими через средние общеобразовательные школы (как институты социализации личности) в будущих поколениях. В-третьих, тендерные предпочтения и стереотипы в европеоидной социокультурной среде наиболее бурно формируются в студенческом возрасте.

Исследование проводилось методом открытого опроса. Тело опросника включало 11 вопросов, предполагающих формулировку ответов в произвольной форме. В работе добровольно приняло участие 100 человек (50 юношей, 50 девушек). Средний возраст респондентов в данной выборке - 20.5 года.

В данной публикации рассматривается лишь часть результатов пилотажного исследования, и приводимые здесь заключения можно определить только как тенденции и гипотетические конструкты, так как окончательная статистическая обработка еще не завершена.

Результаты исследования

Вопрос 1. Пожалуйста, назовите трех мужчин, которыми вы восхищаетесь или уважаете их. Кто они? Опишите, пожалуйста, те черты, которые вам нравятся в них.

Вопрос 2. Пожалуйста, назовите трех женщин, которыми вы восхищаетесь или уважаете их. Кто они? Опишите, пожалуйста, те черты, которые вам нравятся в них.

На первоначальном этапе обработки результатов опроса полечит ы в ал act. частота встречаемости различных ответов у респондентов.

Общие результаты для всей выборки по вопросу 1: 1 -е место (32 ответа) - отец, 2-е место (27 ответов) - преподаватель/учитель, 3-е место (14 ответов)

- дедушка, 4-е место (13 ответов) - друг, 5-е место

(7 ответов) - нет такого мужчины. Всего по вопросу выделяется 20 вариантов ответов (включая вариант «нет»).

Для юношей: 1-е место (20) - преподаватели/ учителя, 2-е место (9) - отец, 3-е место (5) -дедушка, 4-е место (по 3) - популярный певец, Иисус Христос. Всего по вопросу юноши выделяют лишь 6 вариантов ответа.

Для девушек: 1-е место (23) - отец. 2-е место (13)- друг, 3-е место (9) - дедушка, 4-е место (по 7)

- преподаватель/учитель или ответ «нет». Всего по вопросу девушки выделяют 19 вариантов ответа (включая ответ «нет»).

Тендерные стереотипы по отношению к мужчинам у юношей менее вариативны, чем у девушек (6 вариантов выбора против 19). Это свидетельствует о том, что юноши демонстрируют более ригидные, типичные стереотипы (преподаватели/учителя - члены семьи - поп-музыка/веро-исповедание) по основным группам факторов социализации личности в современной российской социокультурной среде, чем девушки. Формирование тендерных предпочтений у девушек по отношению к мужчинам связано с более разнообразными сферами их социализации, и, как следствие, стереотипы у них более пластичны, подвижны, вариативны, чем у юношей. Заслуживает внимания и тот факт, что у значительной части девушек тендерные предпочтения по отношению к мужчинам вообще отсутствуют (7 ответов «нет»), что не встречается у юношей.

Общие результаты для всей выборки по вопросу 2: 1-е место (50) - мать; 2-е место (26) - преподавательница/учительница; 3-е место (22) - подруга, друг; 4-е место (20) - бабушка; 5-е место (9) -тетя. Всего по опросу выделяется 14 вариантов выбора, включая вариант «нет».

Для юношей: 1-е место (по 14) - мать, преподавательница/учительница; 2-е место (13) - подруга, друг; 3-е место (9) - бабушка; 4-е место (5) -тетя. Всего по вопросу юноши выделяют лишь 7 вариантов выбора.

Для девушек: 1 -е место (36) - мать; 2-е место (12) - преподавательница/учительница: 3-е место (11) - бабушка; 4-е место (9) - подруга, друг; 5-е место (7) - ответ «нет».

Эти данные позволяют констатировать те же тенденции, что были отмечены и по первому вопросу.

Тендерные стереотипы по отношению к женщинам у юношей менее вариативны, чем у девушек (7 вариантов выбора против 13). В своих тендерных предпочтениях девушки по отношению к женщинам отмечают выборы из более широких

сфер социализации, чем юноши. Стереотипы девушек по отношению к женщинам также более пластичны и вариативны. У рада девушек-респондентов, так же как и в первом вопросе, фиксируется отсутствие сложившихся тендерных стереотипов по отношению к женщинам (7 ответов «нет»).

Сравнивая между собой ответы на 1-й и 2-й вопросы по всей выборке можно сделать заключение: гендерные предпочтения у студентов по отношению к мужчинам более вариативно, чем по отношению к женщинам (19 вариантов против 13), но менее выражены (132 выбора против 155). В этом заключении ответы «нет» не учитываются.

Сравнивая между собой ответы на 1-й и 2-й вопросы по половому признаку, можно констатировать следующие факты:

- гендерные стереотипы по отношению к мужчинам у юношей менее вариативны, чем у девушек (6 вариантов против 18), а также менее выражены (43 выбора против 96);

- гендерные предпочтения по отношению к женщинам у юношей также менее вариативны (7 вариантов против 13) и менее выражены (60 выборов против 102), чем у девушек:

- гендерные стереотипы юношей по отношению к женщинам в сравнении с их же предпочтениями к мужчинам почти одинаковы по вариативности (6 вариантов против 7), но значительно менее выражены (43 выбора против 60):

- гендерные стереотипы девушек по отношению к мужчинам в сравнении с их же предпочтениями к женщинам более вариативны (18 вариантов против 13), но менее выражены (96 выборов против 102).

Выделяемые качества к вопросу 1 (общие результаты по всей выборке): 1-е место (по 45 выборов) - умный/талантливый, одаренный; 2-е место (33 выбора) - волевой, настойчивый, целеустремленный; 3-е место (31 выбор) - оказывает помощь, заботливый; 4-е место (28 выборов) - честный, правдивый, справедливый. Для всей выборки студентов в стереотипе мужественности наиболее часто отмечаются качества, связанные с интеллектуальной сферой и положительными личностными характеристиками, которые функционально полезны и социально одобряемы в конкретной социокультурной среде.

Для юношей: 1 -е место (18) - честный, правдивый, справедливый; 2-е место (по 17) - умный/талантливый, одаренный; 3-е место (16) - смелый; 4-е место (по 15) - оказывает помощь, заботливый/без предрассудков. Всего по вопросу 1 юноши выделяют 21 качество для мужчин.

Для девушек: 1 -2-е места (по 28) - умный/талантливый, одаренный и волевой, настойчивый, целеустремленный; 3-е место (22) - красивый;

4-е место (16) - оказывает помощь, заботливый. Девушки по данному вопросу отмечают 40 мужских качеств.

Гендерные предпочтения по отношению к мужским качествам у юношей менее вариативны, чем у девушек (21 качество против 40). Это свидетельствует о том, что юноши демонстрируют более типичный и менее дифференцированный по качествам стереотип мужественности, чем девушки. У девушек стереотип мужественности по качествам более концентрированно выражен, чем у юношей (297 выборов против 210).

Выделяемые качества к вопросу 2 (общие результаты для всех респондентов): 1-е место (55) -волевая, настойчивая, целеустремленная; 2-е место (45) - добрая; 3-е место (32) - женственная, мягкая; 4-е место (30) - красивая; 5-е место (29) -умная. Эти результаты показывают, что стереотип женственности по составу качеств является более сложным, противоречивым, амбивалентным.

Для юношей: 1-2-е места (по 19) - волевая, настойчивая, целеустремленная и женственная, мягкая; 3-е место (16) - выносливая; 4-е место (15) -добрая; 5-е место (14) - красивая. Всего по вопросу юноши выделяют в стереотипе женственности 21 качество.

Для девушек: 1-е место (36) - волевая, настойчивая, целеустремленная; 2-е место (30) - добрая; 3-е место (24) - умная; 4-е место (16) - красивая:

5-е место (14) - оказывает помощь, заботливая. Всего девушки выделяют в стереотипе женственности 45 качеств.

Гендерные предпочтения по отношению к женским качествам у юношей менее вариативны, чем у девушек (21 качество против 45). Это показывает, что у юношей и у девушек стереотип женственности по качествам в современной социокультурной среде является противоречивым, сложным, многогранным по сравнению с более типичным стереотипом мужественности. Юноши в своих ответах демонстрируют более типичный и менее дифференцированный по качествам стереотип женственности, чем девушки. У девушек стерео-тин женственности по качествам более концентрированно выражен, чем у юношей (323 выбора против 164).

Сравнение по признаку пола между собой качеств, выделяемых в стереотипах мужественности и женственности, показывает:

- в стереотипах мужественности и женственности юноши выделяют одинаковое количество качеств, но выраженность этих качеств больше в мужском стереотипе (210 выборов против 164);

- в стереотипе мужественности по сравнению с женственным стереотипом девушками выделяется меньшее количество качеств (40 качеств против 45), и эти качества менее выражены по отно-

шению к мужскому стереотипу (297 выборов против 323).

В качестве заключения можно сделать предположение, что по выделяемым качествам у исследованной выборки респондентов идеология мужественности является более традиционной, типичной и ригидной, а идеология женственности отличается своей многогранностью, диффе-ренцированностью, динамичностью и амбива-

лентностью в современной российской социокультурной среде. Таким образом, изменения в женском тендерном стереотипе, возможно, больше соответствуют динамике социально-экономических изменений в России, чем традиционный стереотип мужчины, что приводит к снижению уровня социальной адаптивности мужчин. Это и есть реальное проявление тендерных противоречий.

О.Г. Берестпева, Л.И. Иванкина", Т.Н. Дорохова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

'Томский государственный педагогический университет "Томский политехнический университет ""Комитет по социальной политике и труду г. Томска

Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя - проблема нерешенная с точки зрения психологии управления до сих пор. В нашей стране такого рода исследования еще не получили должного развития, поэтому определение и оценка профессионально важных качеств руководителя достаточно актуальны. Этой проблеме посвящена данная работа, основанная на анализе социально-психологических характеристик и моделей поведения реально действующих отечественных руководителей в сопоставлении с данными зарубежных исследований.

Для оценки эффективности деятельности руководителя используются десятки признаков [1-15], характеризующих, в частности, его темперамент, способность к логическому мышлению, интуицию, коммуникабельность, психологическую устойчивость и др., с анализом корреляционных связей между ними. Исследования и опыт корпораций показали, что набор признаков, отличающих «эффективного руководителя», изменяется в зависимости от ситуации: в разных условиях деятельности организации (обычных или критических, стандартных или в условиях неопределенности) и в зависимости от содержания должности (линейный руководитель или штабной специалист и т.п.) эти признаки меняются.

Выделяют ряд качеств, которые отличают успешных руководителей, достигающих высоких результатов в работе. К ним наиболее часто относят [10]: способность к здравым суждениям и успешному применению их к решению проблем; эмоциональную зрелость (способность управ-

лять своими чувствами и эмоциями) и сформированную установку на лидерство и достижение успеха.

В американских центрах по подготовке менеджеров используют идеальную модель качеств работников. В ее структуре выделяют следующие составляющие [10]:

- первое качество, которым должен обладать менеджер, - гуманное отношение к работникам. Это качество должно быть развито у менеджера на 100 %;

- дружеские отношения с сотрудниками также оказывают положительное влияние на результативность, но они не могут доходить до панибратства;

- одним из позитивных качеств, которым обладает каждый менеджер, является самопрезентация (стремление к тому, чтобы нравиться людям). Разумеется, без самопрезентации менеджеру не обойтись, но главное - самоутверждение благодаря достижению конкретных результатов. Таким образом, самопрезентация должна быть развита у руководителя не более чем на 30 %, остальное -самоутверждение:

- эффективный менеджер может себе позволить только на 20 % зависеть от окружающих воздействий, на 80 % он управляет ситуацией. Это качество определяет, насколько у менеджера развит ситуационный ресурс;

- стремление избегать принятия управленческого решения является отрицательным качеством (для японского менеджмента это качество является положительным);

- отрицательным является отсутствие способности принимать альтернативное решение;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.