психология
Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 85-87. лттто" 1 ооо о
© Д.Д. Кунантаева, 2005 УД íbJJ¿¿.¿
ОБРАЗ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ И НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ГЛАЗАХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Д.Д. Кунантаева
Евразийский национальный университет им. JI.H. Гумилева, кафедра психологии 4-13000, Астана, ул. Мунайтпасова, 5
Получена 21 апреля 2005 г.
In this article is trial undertaken to analysis public mind about model conduct men or woman is modern society.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими свойствами, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных социальных психологов, которые предвидят изменение взглядов на тендерные (полоролевые) стереотипы и ценности.
Введение в социальные науки в 1970-е гг. понятия «гендер» существенно обогатило теоретический дискурс на Западе, внесло плодотворные изменения в психологические исследования. Понятие «гендер» интерпретируется по-разному в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности-женственности. Мы рассматриваем понятие «гендер» как характеризующее существующие в социуме представления о мужчине и женщине, т. е. собственно представления мужчин и женщин о самих себе и о противоположном поле [1].
Под влиянием тендерной психологии изменились многие представления о возможностях мужчин и женщин. Для нас представляет интерес мнение современной молодежи, которая как раз может продемонстрировать, насколько изменилась система представлений о мужественности-женственности .
Поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Мужчины и женщины выучивают разные роли, которые отражают разное их личностное развитие, включая выраженность (доминантность) тех или иных социальных потребностей, склонностей, привычек, ценностей,
направленности личности [2].
Сложившиеся в обществе взгляды на мужские и женские роли, качества и ценности, безусловно, влияют на представления молодежи. Однако они не являются прямым тождеством системы общественных взглядов. Поскольку действенность внешней системы ценностей, принципов и норм в регуляции поведения людей находятся в прямой зависимости от степени ее совпадения с внутренней, присущей каждой личности своей системы взглядов, принципов, ценностей и норм поведения.
Занимаясь исследованием системы представлений молодежи, мы опирались на следующие понятия. Тендерные стереотипы - это стандартизированные представления о качествах и моделях поведения, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Существует огромное множество самых разных стереотипов. Согласно В. Кирилиной, тендерные стереотипы правомерно рассматривать с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании - с другой (см. об этом
[4])-
Тендерные роли - набор ожидаемых образцов (или норм) поведения для мужчин и женщин. Илек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, тендерных ролей. Нет единой роли мужчины и женщины. Каждый человек выполняет несколько разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д.) Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Между ролью деловой женщины (независимой, честолюбивой) и ролью матери (воспитывающей, легкодоступной ля общения, заботливой) конфликт всем хорошо известен [3].
86
Д.Д. Кунантаева
Восприятие и оценка личностью ее тендерных ролей в огромной степени определяется типичной для нее системой ценностей. Ценности
- это обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [5]. Представления об особенностях мужчин и женщин непостоянны, так как исторически и культурно изменяются. Смысл, вкладываемый в выражение «быть настоящим мужчиной» или «быть настоящей женщиной», меняется от поколения к поколению различно для всех социальных слоев. Современные юноши и девушки как раз могут продемонстрировать, насколько изменилась система представлений о мужественности-женственности в период выравнивания прав и возможностей мужчины и женщины в публичной и приватной сферах.
В 2004 г. нами было проведено исследование по выявлению образа «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», складывающегося у студенческой молодежи. Было опрошено 100 испытуемых, средний возраст которых 20 лет. Для реализации поставленной цели использовали методику незаконченных предложений.
Мы попытались систематизировать полученные данные и представить наиболее яркие и часто повторявшиеся ответы респондентов. Нужно отметить, что количество высказываний девушек превышает в два раза ответы юношей. Девушки более полно отвечали на вопросы, используя одно или даже два предложения, в то время как юноши ограничивались, как правило, парой слов или даже одним словом. Вечная мужская немногословность. ..
Итак, рассмотрим образ «настоящего мужчины» по мнению юношей.
- Настоящий мужчина - это «умный, сильный человек», «который может постоять за близкого человека», «на кого можно положиться в любой ситуации»; добытчик, «двигатель перспективы», джентльмен; «являющийся защитой для женщины», «способен финансово обеспечить семью».
- Кредо настоящего мужчины - «идти всегда вперед» и «ни шагу назад»; «быть всегда в форме» и «оставаться самим собой»; «обладай и властвуй», а также «сделай все то, что можно сделать сегодня, и никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сейчас».
- Все мужчины знают, что «они в ответе за свой дом, за свою страну»; «нужны активные действия для того, чтобы достигнуть своих целей в жизни», «они могут все» или «почти все», а также что «женщина любит ушами» и «женщины
- противоречивые создания», «женщинам нельзя
верить».
- Настоящий мужчина никогда «не ударит женщину» и «не обидит слабого», «не нарушит своего слова» и «не допустит несправедливости», «не поступит против своих принципов» и «не бежит от трудностей».
Что же по этому поводу думают девушки?
- Настоящий мужчина - это «сильный, умный, добрый, надежный, уверенный в себе, любящий человек»; джентльмен, «герой», «мачо», даже порой «легенда» или «редкое явление природы»; «справедливый и порядочный», «который умеет постоять за себя» и «может нести ответственность за свои поступки»; «представляет собой совокупность максимально положительных качеств всех мужчин».
- Кредо настоящего мужчины - «всегда вперед» и «быть самым лучшим», «добиваться своей цели» и «все сразу»; «пришел, увидел, победил», «будь собой» и «быть готовым ко всему».
- Все мужчины знают, что прежде всего «они мужчины» и «женщины - это самое лучшее, что есть на свете»; «они без женщин - никто», «женщина - это загадка», «к каждой из них нужен индивидуальный подход» и «женщины любят подарки»; в конце концов, «что они сильный пол и опора для женщин».
- Настоящий мужчина никогда «не предаст», «не ударит женщину»; «не падет духом» и «не будет бездействовать», «не подведет»; «не будет сидеть, когда женщина стоит»; «не должен подвергать опасности ни себя, ни близких».
Как видим, образ «настоящего мужчины» представляется достаточно однозначным.
Рассмотрим образ «настоящей женщины» по мнению юношей и девушек в отдельности. Есть ли сходства и различия в представлениях - подытожим позже.
По мнению юношей:
- Настоящая женщина - это «леди», «загадка», «богиня», «принцесса своего замка»; «верная спутница мужчины», «хрупкое создание, ради которого мужчины готовы на все», «способна понять настоящего мужчину», «любящая супруга и любящая мать», «хранительница домашнего очага»; «умная, целеустремленная, рассудительная» и «добрая, нежная, привлекательная, красивая, женственная».
- Кредо настоящей женщины - «моя семья -моя крепость», «личное благополучие и благополучие семьи»; «любить и быть любимой», «нести гармонию в мир», «быть преданной своему любимому», а также «быть собой», «быть уверенной, самостоятельной» и «независимой от мужчин».
- Все женщины знают, что «они единственные» и «настанет и их время», однако «без мужчин им не обойтись»; «они интересуют настоящих
Образ настоящего мужчины и настоящей женщины
87
мужчин», «быть кому-либо нужным приятно» и, конечно, «они должны быть красивыми».
- Настоящая женщина никогда «не отвергнет своего ребенка», «не предаст»; «не откажет любимому в моральной поддержке в трудную минуту»; «не признается, что она недостаточно красива»; «не примирится с поражением».
Что же говорят девушки о женщинах?
- Настоящая женщина - это красивая, элегантная, женственная; умная, мудрая; «леди», «милое существо», «женщина-вамп», «тонкий психолог»; «воплощение красоты» и «женщина с большой буквы»; «женщина, которая любит», а также «хорошая мать и жена», «хозяйка»; «сильная, свободная личность» и «обладательница всех лучших качеств».
- Кредо настоящей женщины - «любить и быть любимой», «быть естественной»; «жить для тех, кого любишь»; а также «успеть все» и «быть преуспевающей во многом»; «найти себя в этой жизни» и «хочешь жить - умей вертеться»; безусловно, «красота - это страшная сила» и «я самая обаятельная и привлекательная» и, конечно, «хочу все и прямо сейчас».
- Все женщины знают, что «они неотразимы» и «самые красивые в мире»; «настоящих мужчин мало или практически нет», тем не менее «мужчины без них не могут» и, как обычно, «путь к сердцу мужчины лежит через желудок»; а также «женская доля тяжела», «женские слезы - это оружие» и «работа и карьера - это далеко не все, что нужно для полной жизни».
- Настоящая женщина никогда «не оставит своего ребенка», «не предаст и не обманет», «не оставит в трудный момент»; «не обнаружит своих недостатков» и «не даст мужчине почувствовать себя слабее»; «не упустит своего шанса» и «не отступит от поставленной цели», «не пойдет куда-либо с неухоженными волосами».
Подводя итоги перечисленным высказываниям, мы можем сделать следующие выводы. Как оказалось, мнение о «настоящем мужчине» не изменилось: он остается для многих сильным, умным, целеустремленным, уверенным в себе, независимым и доминантным, эмоционально сдержанным, смелым и мужественным; «способен содержать семью», «любит красивых женщин» и «должен уметь все», т. е. быть компетентным во всех вопросах.
Представление о женщине претерпевают изменения в общественном сознании: безусловно, она остается красивой, умной, нежной и женственной, матерью и хранительницей домашнего очага, однако одновременно с этим она начинает активно осваивать то, что ранее считалось мужским. «Настоящая женщина» сегодня сильная, независимая, активная, уверенная в себе бизнес-
леди, которая так же, как и мужчина, «может и умеет многое», а не только «вкусно готовить» и воспитывать детей. Безусловно, такая «двойная нагрузка» накладывает отпечаток на личностные особенности женщин, а также на взаимоотношения между полами. Интересно, сколько понадобится времени, чтобы появились изменения в отношении положения мужчин?. ..
[1] Абубикирова Н.И. Что такое тендер? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123-125.
[2] Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 74.
[3] Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
[4] Введение в тендерные исследования: Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. Ч. 1. 708 с.
[5] Здра.вомыслова А.Е., Темкина A.A. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 180.
[6] Ходырева Н.В. Тендер в психологии // Вести. Санкт-Петербург, ун-та. 1998. Вып. 2 (№ 13). С. 74.