Научная статья на тему 'Образ настоящего мужчины и настоящей женщины в глазах современной молодежи'

Образ настоящего мужчины и настоящей женщины в глазах современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1636
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Д. Д. Кунантаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article is trial undertaken to analysis public mind about model conduct men or woman is modern society.

Текст научной работы на тему «Образ настоящего мужчины и настоящей женщины в глазах современной молодежи»

психология

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 85-87. лттто" 1 ооо о

© Д.Д. Кунантаева, 2005 УД íbJJ¿¿.¿

ОБРАЗ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ И НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ГЛАЗАХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Д.Д. Кунантаева

Евразийский национальный университет им. JI.H. Гумилева, кафедра психологии 4-13000, Астана, ул. Мунайтпасова, 5

Получена 21 апреля 2005 г.

In this article is trial undertaken to analysis public mind about model conduct men or woman is modern society.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими свойствами, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных социальных психологов, которые предвидят изменение взглядов на тендерные (полоролевые) стереотипы и ценности.

Введение в социальные науки в 1970-е гг. понятия «гендер» существенно обогатило теоретический дискурс на Западе, внесло плодотворные изменения в психологические исследования. Понятие «гендер» интерпретируется по-разному в зависимости от той социальной теории или исследовательской парадигмы, в рамках которой изучаются отношения мужественности-женственности. Мы рассматриваем понятие «гендер» как характеризующее существующие в социуме представления о мужчине и женщине, т. е. собственно представления мужчин и женщин о самих себе и о противоположном поле [1].

Под влиянием тендерной психологии изменились многие представления о возможностях мужчин и женщин. Для нас представляет интерес мнение современной молодежи, которая как раз может продемонстрировать, насколько изменилась система представлений о мужественности-женственности .

Поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Мужчины и женщины выучивают разные роли, которые отражают разное их личностное развитие, включая выраженность (доминантность) тех или иных социальных потребностей, склонностей, привычек, ценностей,

направленности личности [2].

Сложившиеся в обществе взгляды на мужские и женские роли, качества и ценности, безусловно, влияют на представления молодежи. Однако они не являются прямым тождеством системы общественных взглядов. Поскольку действенность внешней системы ценностей, принципов и норм в регуляции поведения людей находятся в прямой зависимости от степени ее совпадения с внутренней, присущей каждой личности своей системы взглядов, принципов, ценностей и норм поведения.

Занимаясь исследованием системы представлений молодежи, мы опирались на следующие понятия. Тендерные стереотипы - это стандартизированные представления о качествах и моделях поведения, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Существует огромное множество самых разных стереотипов. Согласно В. Кирилиной, тендерные стереотипы правомерно рассматривать с двух позиций: в мужском и женском самосознании, с одной стороны, и в коллективном общественном сознании - с другой (см. об этом

[4])-

Тендерные роли - набор ожидаемых образцов (или норм) поведения для мужчин и женщин. Илек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, тендерных ролей. Нет единой роли мужчины и женщины. Каждый человек выполняет несколько разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д.) Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Между ролью деловой женщины (независимой, честолюбивой) и ролью матери (воспитывающей, легкодоступной ля общения, заботливой) конфликт всем хорошо известен [3].

86

Д.Д. Кунантаева

Восприятие и оценка личностью ее тендерных ролей в огромной степени определяется типичной для нее системой ценностей. Ценности

- это обобщенные цели и средства их достижения, исполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [5]. Представления об особенностях мужчин и женщин непостоянны, так как исторически и культурно изменяются. Смысл, вкладываемый в выражение «быть настоящим мужчиной» или «быть настоящей женщиной», меняется от поколения к поколению различно для всех социальных слоев. Современные юноши и девушки как раз могут продемонстрировать, насколько изменилась система представлений о мужественности-женственности в период выравнивания прав и возможностей мужчины и женщины в публичной и приватной сферах.

В 2004 г. нами было проведено исследование по выявлению образа «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», складывающегося у студенческой молодежи. Было опрошено 100 испытуемых, средний возраст которых 20 лет. Для реализации поставленной цели использовали методику незаконченных предложений.

Мы попытались систематизировать полученные данные и представить наиболее яркие и часто повторявшиеся ответы респондентов. Нужно отметить, что количество высказываний девушек превышает в два раза ответы юношей. Девушки более полно отвечали на вопросы, используя одно или даже два предложения, в то время как юноши ограничивались, как правило, парой слов или даже одним словом. Вечная мужская немногословность. ..

Итак, рассмотрим образ «настоящего мужчины» по мнению юношей.

- Настоящий мужчина - это «умный, сильный человек», «который может постоять за близкого человека», «на кого можно положиться в любой ситуации»; добытчик, «двигатель перспективы», джентльмен; «являющийся защитой для женщины», «способен финансово обеспечить семью».

- Кредо настоящего мужчины - «идти всегда вперед» и «ни шагу назад»; «быть всегда в форме» и «оставаться самим собой»; «обладай и властвуй», а также «сделай все то, что можно сделать сегодня, и никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сейчас».

- Все мужчины знают, что «они в ответе за свой дом, за свою страну»; «нужны активные действия для того, чтобы достигнуть своих целей в жизни», «они могут все» или «почти все», а также что «женщина любит ушами» и «женщины

- противоречивые создания», «женщинам нельзя

верить».

- Настоящий мужчина никогда «не ударит женщину» и «не обидит слабого», «не нарушит своего слова» и «не допустит несправедливости», «не поступит против своих принципов» и «не бежит от трудностей».

Что же по этому поводу думают девушки?

- Настоящий мужчина - это «сильный, умный, добрый, надежный, уверенный в себе, любящий человек»; джентльмен, «герой», «мачо», даже порой «легенда» или «редкое явление природы»; «справедливый и порядочный», «который умеет постоять за себя» и «может нести ответственность за свои поступки»; «представляет собой совокупность максимально положительных качеств всех мужчин».

- Кредо настоящего мужчины - «всегда вперед» и «быть самым лучшим», «добиваться своей цели» и «все сразу»; «пришел, увидел, победил», «будь собой» и «быть готовым ко всему».

- Все мужчины знают, что прежде всего «они мужчины» и «женщины - это самое лучшее, что есть на свете»; «они без женщин - никто», «женщина - это загадка», «к каждой из них нужен индивидуальный подход» и «женщины любят подарки»; в конце концов, «что они сильный пол и опора для женщин».

- Настоящий мужчина никогда «не предаст», «не ударит женщину»; «не падет духом» и «не будет бездействовать», «не подведет»; «не будет сидеть, когда женщина стоит»; «не должен подвергать опасности ни себя, ни близких».

Как видим, образ «настоящего мужчины» представляется достаточно однозначным.

Рассмотрим образ «настоящей женщины» по мнению юношей и девушек в отдельности. Есть ли сходства и различия в представлениях - подытожим позже.

По мнению юношей:

- Настоящая женщина - это «леди», «загадка», «богиня», «принцесса своего замка»; «верная спутница мужчины», «хрупкое создание, ради которого мужчины готовы на все», «способна понять настоящего мужчину», «любящая супруга и любящая мать», «хранительница домашнего очага»; «умная, целеустремленная, рассудительная» и «добрая, нежная, привлекательная, красивая, женственная».

- Кредо настоящей женщины - «моя семья -моя крепость», «личное благополучие и благополучие семьи»; «любить и быть любимой», «нести гармонию в мир», «быть преданной своему любимому», а также «быть собой», «быть уверенной, самостоятельной» и «независимой от мужчин».

- Все женщины знают, что «они единственные» и «настанет и их время», однако «без мужчин им не обойтись»; «они интересуют настоящих

Образ настоящего мужчины и настоящей женщины

87

мужчин», «быть кому-либо нужным приятно» и, конечно, «они должны быть красивыми».

- Настоящая женщина никогда «не отвергнет своего ребенка», «не предаст»; «не откажет любимому в моральной поддержке в трудную минуту»; «не признается, что она недостаточно красива»; «не примирится с поражением».

Что же говорят девушки о женщинах?

- Настоящая женщина - это красивая, элегантная, женственная; умная, мудрая; «леди», «милое существо», «женщина-вамп», «тонкий психолог»; «воплощение красоты» и «женщина с большой буквы»; «женщина, которая любит», а также «хорошая мать и жена», «хозяйка»; «сильная, свободная личность» и «обладательница всех лучших качеств».

- Кредо настоящей женщины - «любить и быть любимой», «быть естественной»; «жить для тех, кого любишь»; а также «успеть все» и «быть преуспевающей во многом»; «найти себя в этой жизни» и «хочешь жить - умей вертеться»; безусловно, «красота - это страшная сила» и «я самая обаятельная и привлекательная» и, конечно, «хочу все и прямо сейчас».

- Все женщины знают, что «они неотразимы» и «самые красивые в мире»; «настоящих мужчин мало или практически нет», тем не менее «мужчины без них не могут» и, как обычно, «путь к сердцу мужчины лежит через желудок»; а также «женская доля тяжела», «женские слезы - это оружие» и «работа и карьера - это далеко не все, что нужно для полной жизни».

- Настоящая женщина никогда «не оставит своего ребенка», «не предаст и не обманет», «не оставит в трудный момент»; «не обнаружит своих недостатков» и «не даст мужчине почувствовать себя слабее»; «не упустит своего шанса» и «не отступит от поставленной цели», «не пойдет куда-либо с неухоженными волосами».

Подводя итоги перечисленным высказываниям, мы можем сделать следующие выводы. Как оказалось, мнение о «настоящем мужчине» не изменилось: он остается для многих сильным, умным, целеустремленным, уверенным в себе, независимым и доминантным, эмоционально сдержанным, смелым и мужественным; «способен содержать семью», «любит красивых женщин» и «должен уметь все», т. е. быть компетентным во всех вопросах.

Представление о женщине претерпевают изменения в общественном сознании: безусловно, она остается красивой, умной, нежной и женственной, матерью и хранительницей домашнего очага, однако одновременно с этим она начинает активно осваивать то, что ранее считалось мужским. «Настоящая женщина» сегодня сильная, независимая, активная, уверенная в себе бизнес-

леди, которая так же, как и мужчина, «может и умеет многое», а не только «вкусно готовить» и воспитывать детей. Безусловно, такая «двойная нагрузка» накладывает отпечаток на личностные особенности женщин, а также на взаимоотношения между полами. Интересно, сколько понадобится времени, чтобы появились изменения в отношении положения мужчин?. ..

[1] Абубикирова Н.И. Что такое тендер? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123-125.

[2] Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4. С. 74.

[3] Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.

[4] Введение в тендерные исследования: Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. Ч. 1. 708 с.

[5] Здра.вомыслова А.Е., Темкина A.A. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 180.

[6] Ходырева Н.В. Тендер в психологии // Вести. Санкт-Петербург, ун-та. 1998. Вып. 2 (№ 13). С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.