Научная статья на тему 'Гендерные особенности восприятия своего физического я молодежью'

Гендерные особенности восприятия своего физического я молодежью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПОЛ / ФИЗИЧЕСКОЕ Я / Я-ОБРАЗ / МОЛОДЕЖЬ / GENDER / SEX / PHYSICAL SELF / I-IMAGE / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Сенченко Владимир Владимирович

В статье анализируются гендерные особенности восприятия физического Я у студенческой молодежи и отмечает, что существенными характеристиками личности студента, которые тесно связаны с идентичностью и определяют гендерные особенности личности, выступают такие признаки мужественности или женственности, как маскулинность и фемининность. Обращается внимание на общность отдельных показателей независимо от биологического пола: выбор анатомических и социальных характеристик, удовлетворённость этими характеристиками. Отмечено, что существуют статистически достоверные различия между группами с разным психологическим полом при выделении своего физического образа и его оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Сенченко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of perception of physical I-self among the young people

The article analyzes the gender features of the perception of the physical I-self among the students and it notes that the essential characteristics of the student's personality, which are closely related to identity and determine the gender characteristics of the individual, are such signs of masculinity or femininity, as masculinity and femininity. Attention is drawn to the commonality of individual indicators regardless of biological sex: the choice of anatomical and social characteristics, satisfaction with these characteristics. It is noted that there are statistically significant differences between groups with different psychological sex in the allocation of their physical image and its evaluation.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности восприятия своего физического я молодежью»

проблемы и привычками (r = -0,266, при p <0,05); между неразрешимости проблемы и интересом к противоположному полу (r = -0,215, при p <0,05).

Таким образом, активность личности в ситуациях неопределенности существенно зависит от уровня развития мотивации соответствующей деятельности. Справедливо и обратное утверждение - ситуации неопределенности при соблюдении определенных условий оказывают развивающее воздействие на уровень мотивации. В человеке необходимо развить способность человека действовать внутренне осмысленно и последовательно, опираясь в своем принятии решений и управлении поведением на собственные осознанные критерии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 35-45.

2. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.

REFERENCES

1. Gordeeva, T.O., Sychyov, A.O., and Osin, E.A. (2013), "Inner and outer motivation in students: its sources and influence on psychological well-being", Psychology questions, No. 1, pp. 35-45.

2. Kasatkin A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.12.2019

УДК 159.9.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВОЕГО ФИЗИЧЕСКОГО Я

МОЛОДЕЖЬЮ

Анжелика Ильинична Лучинкина, доктор психологических наук, профессор, Владимир Владимирович Сенченко, преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация

В статье анализируются гендерные особенности восприятия физического Я у студенческой молодежи и отмечает, что существенными характеристиками личности студента, которые тесно связаны с идентичностью и определяют гендерные особенности личности, выступают такие признаки мужественности или женственности, как маскулинность и фемининность. Обращается внимание на общность отдельных показателей независимо от биологического пола: выбор анатомических и социальных характеристик, удовлетворённость этими характеристиками. Отмечено, что существуют статистически достоверные различия между группами с разным психологическим полом при выделении своего физического образа и его оценке.

Ключевые слова: гендер, пол, физическое Я, Я-образ, молодежь.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.399-404

GENDER FEATURES OF PERCEPTION OF PHYSICAL I-SELF AMONG THE

YOUNG PEOPLE

Angelika Ilyinichna Luchinkina, the doctor of psychological sciences, professor, Vladimir Vladimirovich Senchenko, the teacher, Crimean Engineering and Pedagogical University

named after Fevzi Yakubov, Simferopol

Abstract

The article analyzes the gender features of the perception of the physical I-self among the students and it notes that the essential characteristics of the student's personality, which are closely related to identity and determine the gender characteristics of the individual, are such signs of masculinity or femininity, as masculinity and femininity. Attention is drawn to the commonality of individual indicators regardless of biological sex: the choice of anatomical and social characteristics, satisfaction with these characteristics. It is noted that there are statistically significant differences between groups with different psychological sex in the allocation of their physical image and its evaluation.

Keywords: gender, sex, physical Self, I-image, youth.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Современный этап развития личности, перенос деятельности в виртуальное пространство, создание симулякров человеческого тела приводят к вторичности телесности. Подростки и юношество, те, для которых физическое Я в реальном пространстве становится наиболее значимым, чем другие компоненты Я-образа, переживают слом обычных установок, находясь в интернет-пространстве и заменяя физическое тело аватарами и ме-мами. В субъективной картине мира личности современного молодого человека может сформироваться искаженный образ тела, искаженные когнитивные установки в отношении своего физического Я, что является причиной личностных девиаций и поведенческих расстройств.

Актуальность изучения гендерных различий в рамках межличностного понимания и взаимопонимания в юношеском возрасте обусловлена необходимостью поиска путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, остро переживающим жизненные проблемы, связанные с налаживанием межличностного взаимопонимания с окружающими.

Научная проблема заключается в выявлении гендерных особенностей отношения к собственному телу, что позволит создать профилактическую программу для формирования здорового образа жизни молодёжи.

Целью статьи является описание гендерных особенностей восприятия собственной внешности молодежью с различной гендерной идентичностью.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Выделить теоретические подходы к исследованию тендера.

2. Эмпирически исследовать гендерные особенности восприятия собственной внешности респондентами различных гендерных и половых групп.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В психологических исследованиях образа Я личности можно выделить несколько самостоятельных направлений.

Во-первых, функциональный подход У Джеймса, разделяющего «Я» на «познающее Я» и «познаваемое Я» и содержащие в качестве компонентов «духовное Я», «социальное Я», «физическое» и «материальное Я», самооценку, поступки, вызываемые ими [5].

Во-вторых, психодинамический подход З. Фрейда, объединившего в образе Я психические и телесные переживания [6].

В-третьих, психосоциальный подход Эриксона, который попытался описать содержательный аспект образа - Я в психосоциальных терминах через понятие идентичности [9].

В-четвертых, гуманистический подход, представителями которого введено понятие «Я-концепции», которое отождествлялось ими как организованный образ, который состоит, собственно, из представлений свойств «Я» как субъекта и «Я» как объекта, а также из оценки отношения этих свойств относительно других людей [6].

В-пятых, структурно-динамический подход, определяющий образ Я как относительно устойчивое непременное условие каждого акта целеполагания. В основном он осознан и переживается как преимущественная система представлений человека о самом себе, на основе которого он строит свои взаимоотношения с другими людьми, а самое главное с самим собой [6].

Гендер, исследователи понимают, как социально-психологический пол человека, то есть биологически обусловленное, социокультурное явление. Он определяет социальные и культурные нормы, правила и роли, которые общество предоставляет людям в зависимости от их биологического пола. В понятие гендер входят: гендерная идентичность; гендерный брачный и репродуктивный статусы; гендерная структура личности; гендерные убеждения. Психологическая составляющая тендера - это гендерная идентичность, черты и характеристики. При этом физическое Я является частью образа Я [1, 2, 3. 8].

В отечественной психологии существуют различные трактования понятия «гендер»:

1) социально-психологическая характеристика личности, приобретённая в процессе социализации, формирующая человека как мужчину или женщину;

2) пол как социальное понятие и явление в отличие от биологического пола, сконструированное на основе механизмов социализации, гендерных ролей, стереотипизации, распределения труда [4, 7].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 30 юношей и 30 девушек, в возрасте 17-19 лет. Все респонденты на момент исследования являлись обучающимися университета.

Методики и этапы исследования. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе все испытуемые были разделены на шесть групп по гендерным и половым признакам. На втором этапе при помощи методики «Исследование самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной изучено отношение к собственной внешности у выделенных групп.

Разделение респондентов по гендерным признакам представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение выборки по гендерным и половым признакам

Гендер-пол Маскулинные Андрогинные Фемининные

Д. Ю. Д. Ю. Д. Ю.

Количество 1 16 6 4 23 10

Как следует из таблицы 1, распределение по гендеру не всегда совпадало с биологическим полом респондентов. Особенностью данной выборки было преобладание фемининной группы (55% респондентов) и включением в нее представителей обоих полов (девушки - 70%, юноши - 30%). Тем не менее, среди юношей доминирующий психологический пол - маскулинность, у девушек - фемининность.

Следующим шагом испытуемых (юношей и девушек) просили оценить значимость для них характеристик физического Я образа: анатомических (лицо в целом, фигура, ноги, руки) и социальных (одежда, аксессуары, косметика) (таблица 2).

В ходе исследования определялась значимость для респондентов анатомических (лицо в целом, фигура, ноги, руки), функциональных (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) и социальных характеристик (косметика, аксессуары, одежда). Следует отметить, что в исследуемой выборке функциональные характеристики оказались невостребованными.

Как следует из таблицы 2, для маскулинного психологического пола наиболее важными являются анатомические характеристики тела: лицо, фигура, ноги, руки. При этом маскулинные юноши наибольшее значение придают рукам и ногам, а девушки - лицу и фигуре. В группе маскулинных респондентов оценка значимости социальных характеристик также высока.

В группе фемининных респондентов наибольшее значение уделяется лицу в целом и фигуре. При этом фемининные девушки отмечают значимость волос, глаз, объема талии и бедер. Фемининные юноши отмечают важность таких характеристик как глаза, лоб. Большое внимание уделяется аксессуарам респондентами обоих полов.

Таблица 2 - Результаты сравнительного анализа показателей значимости характеристик

физического Я об раза

Характеристики физического Я-образа Средний ранг Q-критерий Крускалла-Уоллиса Уровень асимптотической значимости

Маскулинные Фемининные Андрогинные

Лицо в целом 33,5 35 23,5 0,070 Значимые различия

Фигура 33,24 31,25 27,31 0,546 Нет различий

Ноги 34,53 30,13 27,21 0,409 Значимые различия

Руки 37,74 29,1 25,29 0,070 Значимые различия

Одежда 32,84 31,43 27,5 0,598 Нет различий

Аксессуары 33,61 34,08 24,29 0,118 Значимые различия

Косметика 23,06 30,5 35,48 0,074 Значимые различия

Представители андрогенного типа имеют более низкие значения по всем предъявленным показателям. Однако, наиболее значимыми для девушек и юношей этого типа ан-дрогенов являются косметика и фигура.

Интересен выбор значимости отдельных характеристик для указанных групп: анатомические характеристик представлены более высокими баллами в маскулинной группе, социальные - в фемининной. Однако такая социальная характеристика как одежда наиболее значима для маскулинной группы, наименее для андрогинной.

Затем испытуемым предлагалось оценить собственную удовлетворенность обозначенными параметрами. Результаты исследования приведены на рисунках 2-4.

37,74

40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

33,50 32,61 33,2432,03 34,5334,21

34,79

32,8432,68 33,61

35,16

28,22

23,06

Лицо в целом Фигура

Ноги

Руки

Одежда Аксессуары Косметика

□ М -оценка □ М-удоволетворенность

Рисунок 2 - Сравнительный анализ оценок значимости и удовлетворённости по отдельных характеристикам у

маскулинных респондентов

Представители маскулинного типа наиболее удовлетворены такими анатомическими характеристиками как: ноги (34,21), руки (34,79); и социальной характеристикой -аксессуары (35,16). Не удовлетворены они такими характеристиками как: фигура (32,03), косметика (28,22). При этом, полученные результаты относятся и к девушкам, и к юношам. Как видно на рисунке 2, существует расхождение между оценками значимости и оценками удовлетворённости.

Испытуемые фемининного типа в целом удовлетворены всеми выделенными анатомическими и социальными характеристиками. Можно выделить такие характеристики как: лицо в целом (37,83), фигура (38,05), ноги (35,28), одежда (35,88), косметика (31,5). При этом, отметим, что наблюдаются значимые отличия в оценках значимости и удовлетворенности фигурой, одеждой и косметикой для фемининных респондентов обоих полов.

40 35 30 25 20 15 10 5 0

35

37,83 38,05

31,25

30,13

35,21 33,85 35,88 34,08 33 35 31,43|--'

29,1

30,5

31,5

Лицо в целом Фигура

Ноги Руки Одежда Аксессуары Косметика

□ Ф -оценка □ Ф-удоволетворенность

Рисунок 3 - Сравнительный анализ оценок значимости и удовлетворённости по отдельных характеристикам у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фемининных респондентов

Испытуемые андрогенного типа показывают низкую удовлетворённость отмеченными характеристиками, но при этом отмечаются достоверные различия в оценках значимости и удовлетворенности по показателям фигура, ноги, одежда, косметика (рисунок 4).

40 35 30 25 20 15 10 5 0

35,48

27,31

27,21

23,5

21,62

21,93

-25,29 ... ..

22,6 23,43

27,5

23,4 24,29 23,57

30,1

Лицо в целом Фигура

Ноги

Руки

Одежда Аксессуары Косметика

□ А-оценка □ А-удоволетворенность

Рисунок 4 - Сравнительный анализ оценок значимости и удовлетворённости по отдельных характеристикам у

андрогенных респондентов

В результатах сравнительного анализа удовлетворенности характеристиками физического Я образа у маскулинных, фемининных и андрогинных мы можем наблюдать значимые различия почти по всем характеристикам. Вместе с тем интересно, что удовлетворенность такой характеристики как «косметика» оценивается тремя группами в равной степени. Можем предположить, что это явление связано с влиянием общества, СМИ, модной индустрией и под давление попадают все представители юношеского возраста, вне зависимости их психологического пола.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что:

1. Существуют статистически достоверные различия между группами с разным психологическим полом при выделении своего физического образа - Я в оценивании значимости лица в целом, ног, рук, косметики и аксессуаров. Выявлено, что, что для маскулинного психологического пола важным является физическое восприятие Я, размеры и форма тела Респонденты фемининного типа выделяют критерий внешней привлекательности, отдают дань модной индустрии, косметике и аксессуарам. Наиболее значимыми для представителей андрогинного психологического пола характеристиками стали: анатомическая фигура (и социальная характеристика - косметика.

2. Существуют значимые различия удовлетворенности характеристиками физического Я образа в выделенных группах с разным психологическим полом: лицо в целом, фигура, ноги, руки, одежда, аксессуары. Наиболее удовлетворены своей внешностью

представители фемининной и маскулинной групп. Наибольшее расхождение между высокой значимостью характеристики и низкой удовлетворенностью выявлено у андрогенов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности / С. Л. Алмазова. - М.: Инфра-М , 2001.- 346 с.

2. Асылбекова А. М. Отношение девушек первокурсниц к своему телесному Я / А.М. Асылбекова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 549 с.

3. Батлер Дж. Гендерное беспокойство / Дж. Батлер // Антология гендерной теории. -Минск : Пропилеи, 2000. - С. 297-346.

4. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М. : РОСПЭН, 2004. - 336 с.

5. Джемс У. Личность / У Джеймс // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара : «БАХРАХ-М», 2007. - С. 7-44.

6. Каминская, Н.А. Исследования образа физического «Я» различных психологических школах / Н.А. Каминская, А.М. Айламазян // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 3 (19). - С. 45-55.

7. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений / И.С. Кле-цина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). - 2003. - № 3. - С. 154-166.

8. Черкашина, А.Г. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет / А.Г. Черка-шина, В.И. Черкашин // Психология телесности: теоретические и практические исследования. -Пенза, 2008. - С. 127-134.

9. Эриксон Э. Идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара : «БАХРАХ-М», 2007. - С.493-533.

REFERENCES

1. Almazovа, S.L (2001), Theoretical analysis of the problem of studying the image of the body as a component of the "I-concept" ofpersonality, Infra-M, Moscow.

2. Asylbekova, A.M. (2000), The attitude of freshman girls to their bodily Self, Academia, Moscow.

3. Butler, J. (2000), "Gender anxiety", Anthology of Gender Theory, Propylaeum, Minsk, pp. 297346.

4. Bem, S. (2004), Lenses of gender. Transforming the debate on sexual inequality, ROSPEN, Moscow.

5. James W., (2000), "Personality", The psychology of self-awareness. Chrestomathies on Social Psychology of Personality, Bahrah-M, Samara, pp. 7-44.

6. Kaminskaya, N. A. and Aylamazyan, A. M. (2015) "Studies of the image of the physical "I" in various psychological schools", National Psychological Journal, No. 3 (19), pp. 45-55.

7. Kletsina, I. S. (2003), "Theoretical bases of psychology of gender relations", News of the Russian state pedagogical University A. I. Herzen, Psychological and pedagogical Sciences (pedagogy, psychology, theory and methods of teaching), No. 3, pp. 154-166.

8. Cherkashina, A.G. and Cherkashin, V.I. (2008), "The image of the physical Self in the self-relation of girls 17-18 years", Psychology of physicality: theoretical and practical research, Penza, pp. 127134.

9. Erickson, E. (2007), "Identity", The psychology of self-awareness. Chrestomathies on Social Psychology of Personality, Bahrah-M, Samara, pp. 493-533.

Контактная информация: senchenko_n.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.