Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОРА ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОРА ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Катунина Наталия Павловна, Петухова Лариса Петровна, Серегина Наталья Валерьевна, Стратиенко Елена Николаевна

В работе представлены результаты эмпирического исследования гендерных различий субъективного восприятия внешнего облика и удовлетворенностью жизнью у современных студентов. В исследовании использованы тесты и методики по определению индекса жизненной удовлетворенности, гендерного типа личности и особенностей восприятия внешнего облика. Статистический анализ полученных данных с использование критерия Крускалла-Уоллиса выявил статистически значимые различия между распределениями по шкале «интерес к жизни» у студентов с андрогинным и фемининным типом, оценки красоты оформления внешнего облика, приятном оформлении внешнего облика, привлекательности поведения для противоположного пола, сексуальности поведения у студентов с фемининным и андрогинным типом личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF THE SUBJECTIVE IMAGE OF ACCEPTANCE AS A FACTOR OF LIFE SATISFACTION OF MODERN STUDENTS

The article presents the results of the empirical study of the gender differences in subjective perception of appearance and life satisfaction among the modern students. Statistical analysis of the data obtained using the Kruskall-Wallis criterion revealed statistically significant differences between the distributions on the "interest in life" scale among students with androgynous and feminine types, assessments of the beauty of the appearance design, pleasant appearance design, attractiveness of behavior for the opposite sex, sexuality of behavior among students with a feminine and androgynous personality type.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОРА ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

3. Novikov, A.M. (2008), Postindustrial education, Egves, Moscow.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 159.9.072

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ, КАК ФАКТОРА ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

СТУДЕНТОВ

Наталия Павловна Катунина, доктор биологических наук, профессор, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Стратиенко, доктор медицинских наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика

И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования тендерных различий субъективного восприятия внешнего облика и удовлетворенностью жизнью у современных студентов. В исследовании использованы тесты и методики по определению индекса жизненной удовлетворенности, тендерного типа личности и особенностей восприятия внешнего облика. Статистический анализ полученных данных с использование критерия Крускалла-Уоллиса выявил статистически значимые различия между распределениями по шкале «интерес к жизни» у студентов с андрогин-ным и фемининным типом, оценки красоты оформления внешнего облика, приятном оформлении внешнего облика, привлекательности поведения для противоположного пола, сексуальности поведения у студентов с фемининным и андрогинным типом личности

Ключевые слова: субъективный образ восприятия, удовлетворенность жизнью, гендерные особенности, тип личности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p556-561

GENDER FEATURES OF THE SUBJECTIVE IMAGE OF ACCEPTANCE AS A FACTOR OF LIFE SATISFACTION OF MODERN STUDENTS

Natalia Pavlovna Katunina, the doctor of biological sciences, professor, Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Valeryevna Seregina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Stratienko, the doctor of medical sciences, professor, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the gender differences in subjective perception of appearance and life satisfaction among the modern students. Statistical analysis of the data obtained using the Kruskall-Wallis criterion revealed statistically significant differences between the distributions on the "interest in life" scale among students with androgynous and feminine types, assessments of the beauty of the appearance design, pleasant appearance design, attractiveness of behavior for the opposite sex, sexuality of behavior among students with a feminine and androgynous personality type.

Keywords: subjective perception, life satisfaction, gender characteristics, personality type.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к проблеме удовлетворенностью жизнью молодых людей на современном этапе развития общества обусловлен, тем, что в наш век технологического прогресса происходит ускорение темпов развития, что порой влечет за собой серьезные личностные проблемы, ухудшение состояния здоровья и социальную дезадаптацию.

Теоретический анализ исследований, посвященных изучению феномена «удовле -творенность жизнью» показал, что до сих пор нет единого мнения среди ученых в отношении определения данного понятия. Кроме того, оно часто используется в качестве синонимической замены таким понятиям, как: «благополучие» и «субъективное благополучия».

И.С. Гуревич определяет удовлетворенность, как оптимальное состояние человека, которые появляется лишь в том случае, если потребности личности соответствуют результатам ее деятельности, достижениям и характеру взаимодействия с обществом [8].

По мнению Степановой Л.Н., на удовлетворенность жизнью современных юношей и девушек оказывает значительное влияние специфика учебной профессиональной деятельности. Было проведено эмпирическое исследование, которое показало, что удовле -творенность жизнью студентов зависит от профиля обучения, причем по статистике видно, что для студентов гуманитарного направления общий уровень удовлетворенностью жизнью выше. По мнению ученой, это объясняется тем, что специфика обучения в гуманитарном вузе предполагает активную рефлексию, что и способствует укреплению веры в собственные силы и возможности и, следовательно, студенты чувствуют себя лучше и увереннее [10].

Лабунская В.В. в качестве фактора удовлетворенностью жизнью в юношеском возрасте рассматривала самооценку и значимость внешнего облика. Она считает, что привлекательный внешний облик имеет прямое влияние на уровень счастья и удовлетворён -ность жизнью в юном возрасте. На основе результатов проведенных исследований она пришла к следующим выводам: чем ниже уровень оценки внешнего облика, тем ниже уровень удовлетворенности; а также, студенты с более высоким уровнем жизненной удо -влетворённости выше оценивают свой внешний облик, чем студенты с низким уровнем удовлетворенности [5].

В настоящее время актуальным так же является вопрос о выявлении факторов, влияющих на оценку внешнего облика. Так Е.В. Капитанова в своих работах рассмотрела социально-психологические детерминанты самооценки внешнего облика внутри студенческих групп. Проведенное ею эмпирическое исследование привело к выявлению различий между самооценками и групповыми самооценками компонентов внешнего облика студентов. Социометрическое исследование позволило определить в студенческой группе учащихся, чьё мнение по поводу оценки внешнего облика является значимым для других. Е.В. Капитонова по результатам исследования отметила, что в качестве социально психологических определителей самооценки различных компонентов восприятия внешнего облика можно рассматривать социометрический статус студента в группе, а также оценку внешнего облика «значимым другими» [4]. По мнению ряда исследователей, необходимо не только выявлять факторы, влияющие на субъективное восприятие внешнего облика, но и рассматривать вопрос о влияние удовлетворенность внешним обликом на благополучие человека и качество его жизни. В центре внимания исследований Желяева А.Г. и Полянина М.А был вопрос о роли представлений о собственной внешности и самотношения женщин студентов [3].

Однако в отечественной психологии, по нашему мнению, недостаточно исследован вопрос тендерных различий субъективного восприятия внешнего современных студентов и удовлетворенностью жизнью.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования выявить гендерные различия субъективного восприятия внешнего облика и удовлетворенностью жизнью у современных студентов.

Объектом исследования является жизненная удовлетворённости современных студентов. Предметом исследования является субъективный облик восприятия внешнего облика. Гипотеза: существуют гендерные различия субъективного восприятия внешнего об-

лика и удовлетворенностью жизнью у современных студентов.

Методики исследования: тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной); Методика «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам» (В.А. Лабунская); Методика «Маскулинность - фемининность», Б8Ш (Сандра Бем); Критерий Крускала-Уоллиса.

Выборка: 50 студентов (32 девушки и 18 юношей, от 18 до 22 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования по тесту индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной), позволили получить следующие данные.

В результате тестирования на определение общего показателя индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ) было выявлено, что: у 34% студентов показатель ИЖУ выражен на низком уровне, показатели в пределах средних значений (средний уровень) имеют 20% студентов, а 46% - имеют высокие показатели (высокий уровень).

Что же касаемо уровня общего показателя индекса жизненной удовлетворенности у студентов девушек и студентов юношей, то было выявлено, что среди студентов - девушек показатель ИЖУ у 37,5% выражен на низком уровне уровень, показатели в пределах средних значений (средний уровень) имеют 12,5% студентов, а 50 % - имеют высокие показатели.

Среди студентов - юношей показатель ИЖУ у 28 % выражен на низком уровне уровень, показатели в пределах средних значений (средний уровень) имеют 33% студентов, а 39 % - имеют высокие показатели.

В результате испытания на определение уровня по шкале Интерес к жизни (ИЖ) было выявлено, что: среди студентов 26% имеют низкие показатели, и 74% имеют высокие показатели (высокий уровень).

Результаты исследования по шкале Последовательность в достижении целей (ПвЦ) показали, что: для 24% студентов характерны сниженные показатели (низкий уровень), 76% получили высокие показатели (высокий уровень).

В результате тестирования на определение уровня по шкале согласованность между поставленными и достигнутыми целями (СПиДЦ) было выявлено, что: для 40% студентов имеют сниженные показатели (низкий уровень), средние показатели имеют 60 % студентов, высокие показатели получили всего 24% студентов.

При определении уровня по шкале Положительная оценка себя и собственных поступков (ПОСиСП) было выявлено, что: среди студентов показатели на низких уровнях составляют 24% обучающихся и 76% - высокие показатели (высокий уровень).

По шкале «Общий фон настроения (ОФН)» результаты исследования показали, что среди студентов низкие уровни не наблюдаются, показатели в пределах средних значений имеют 24 % студентов, для 76% студентов характерны высокие показатели (высокий уровень).

Таким образом результаты теста ИЖУ показали, что по общему показателю индекс жизненной удовлетворенности среди студентов преобладает высокий уровень. Это указывает на то, что большинство студентов, независимо от пола, осмысленно относятся к своей жизни, обладают ценностями и целями. Некоторые студенты достигли среднего уровня индекса жизненной удовлетворенности. Это может говорить нам о том, что у таких людей более четко сформированы ценности и они высоко оценивают прожитый промежуток времени. Также, были выявлены студенты с низким уровнем индекса жизненной удовлетворенности, что может указывать на определенные трудности в осмысленности собственной жизни.

Сравнительный анализ результатов исследования индекса жизненной удовлетворённости в зависимости от гендерного типа показал, среди студентов с фемининным ти-

пом больше представителей с высоким индексом жизненной удовлетворенности, чем среди студентов с андрогинным типом. Но среди студентов с андрогинным типом личности больше представителей со средним уровнем ИКЖ. В основном, студенты с андрогинным и феминным типом оценивают удовлетворенность в каждой сфере жизни практически одинаково.

Анализ результаты исследования по методике «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А Лабунской, Е.В. Белугиной показал, что в среднем наиболее положительно испытуемые студенты относятся к характеристикам своего поведения с точки зрения естественности (4,46 балла из 5). Несколько ниже испытуемые студенты оценивают такие характеристике своего поведения, как индивидуальность (4,1 балла из 5), выразительность поведения (4,08 балла из 5), гармоничность (4 балла из 5). Ниже всего обучающиеся оценили свое поведение с точки зрения сексуальности (3,72 балла из 5) и грациозности (3,7 балла из 5).

Несколько ниже, но также положительно студенты оценивают такие характеристики своей прически как приятная (4,3 балла из 5), привлекательная для противоположного пола (4,26 балла из 5), интересная (4,22 балла из 5) и красивая (4,2 балла из 5). В отношении характеристик своего тела наиболее положительно они оценили такое качество как ухоженное (4,26 балла из 5).

Ниже всего студенты оценили свое тело как незаурядное (3,6 балл из 5), лицо как незаурядное (3,5 балла из 5), лицо изящное (3,56 балла из 5), тело изящное (3,56 балла из 5), прическа сексуальная (3,5 балла из 5).

Лицо студентами оценивается как скорее здоровое (4,06 балла из 5), ухоженное (4 балла из 5). Тело, как пропорциональное (4,16 балла из 5), здоровое (4,14 балла из 5), гармоничное (4 балла из 5), привлекательное для противоположного пола (4 балла из 5) и хорошо сложенное (3,98 балла из 5).

Наиболее высокие оценки студенты дали в отношении характеристик своей прически: приятная (4,3 балла из 5), привлекательная (4,26 балла из 5), интересная (4,22 балла из 5), красивая (4,2 балла из 5). В тоже время и самая низкая оценка дана испытуемыми так же в отношении своей прически с точки зрения сексуальности (3,5 из 5).

Анализ результатов исследования методики «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В. А. Лабунской показал, что в целом все студенты оценивают характеристики своего внешнего облика положительно. Свое поведение как естественное испытуемые оценивают выше всего, данный показатель в среднем оценен как самый высокий. В то же время другие характеристики своего поведения студенты оценили ниже. Также, достаточно высоко учащиеся оценивают свою прическу как приятную, привлекательную, интересную и красивую. Ниже всего студенты оценили сексуальность лица и прически, изящность лица, прически и тела.

Результаты исследования по методике «Маскулинность - фемининность, Б8Ш (Сандра Бем)» показали. что среди большинства студентов преобладает доминирование андрогинного типа личности 45 %, у 26 % учащихся доминируют фемининность, и для 32 % студентов характерна ярко выраженная фемининность. Студенты с фемининным типом личности выше всего оценили такие компоненты своего внешнего облика, как красивое, приятное оформление, интересное оформление своего внешнего облика; естественность, как выразительность, индивидуальность своего поведения; тело, как уложенное, пропорциональное, хорошо сложенное. В целом, низко они оценили красоту, изящность, незаурядность, сексуальность своего лица; грациозность поведения; изящность и незаурядность тела и сексуальность прически.

Студенты с андрогинным типом личности выше всего оценивают естественность, индивидуальность, гармоничность своего поведения; оформление своего внешнего облика как интересного, приятного привлекательного; тело как ухоженное, здоровое; лицо здоровое и хорошо сложено. Низко же студенты с андрогинным типом личности оценили

изящность своего лица и тела; оригинальность и сексуальность прически; сексуальность и привлекательность поведения для противоположного пола.

Сравнение результатов исследования оценки компонентов внешнего облика студентами с различным типом гендерной идентичности показало, что в целом, студенты с фемининным типом личности по большинству компонентов оценивают свой облик выше, чем студенты с андрогинным типом личности. Более высоко студенты с андрогинным типом личности оценили свой внешний облик выше по сравнению со студентами с фемининным типом личности только в отношении незаурядности лица, привлекательности тела. Одинаково, в среднем независимо от тендерного типа оценили студенты красоту своего лица и естественность поведения.

Для выявления гендерных особенностей субъективного восприятия внешнего облика современных студентов и гендерных различий удовлетворенностью жизнью студентов мы использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса. Результаты расчёта критерия показали, что существуют различия в распределении по шкале «интерес к жизни» у студентов с андрогинным и фемининным типом (значение критерия 0,032, уровень значимости 0,05).

С целью выявления различий в содержательной интерпретации своего облика между студентами с андрогинным и фемининным типом мы также использовали критерий Крускала-Уоллиса. Были выявлены статистически значимые различия между фемин-ным и андрогинным типом личности в отношении оценки красоты оформления внешнего облика (значение критерия 0,006, уровень значимости 0,05), приятном оформлении внешнего облика (значение критерия 0,024, уровень значимости 0,05 ), привлекательности поведения для противоположного пола ( значение критерия 0,002, уровень значимости 0,05) сексуальности поведения (значение критерия 0,029, уровень значимости 0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ результатов индекса жизненной удовлетворённости в зависимости от гендерного типа показал, среди студентов с фемининным типом больше представителей с высоким индексом жизненной удовлетворенности, чем среди студентов с андрогинным типом.

Результаты проведенного статистического анализа показали, что существуют различия в распределении по шкале «интерес к жизни» у студентов с андрогинным и фемининным типом. Также выявлены статистически значимые различия между распределениями оценки красоты оформления внешнего облика, приятном оформлении внешнего облика, привлекательности поведения для противоположного пола, сексуальности поведения у студентов с фемининным и андрогинным типом личности. Таким образом выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась частично.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жиляев А.Г, Роль представления о собственной внешности в проблемах самоотношения женщин-студенток / А.Г. Жиляев, М.А. Полянина // Казанский педагогический журнал. -2010. -№ 5-6. - С. 126-134.

2. Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов своим внешним обликом: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Капитанова Елена Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2017. - 22 с.

3. Лабунская В. А. Тренды изучения отношения к внешнему облику с позиций прикладной социальной психологии / В.А. Лабунская // Социальная психология и общество. - 2021. - Т. 12, № 3. - С. 128-150.

4. Меренкова, В.С. Исследование феномена "удовлетворенность жизнью" / В.С. Меренко-ва, О.Е. Солодкова // Комплексные исследования детства. - 2020. - Т. 2, № 1. - С. 4-13.

5. Степанова Л.Н. Удовлетворенность жизнью студентов гуманитарного вуза / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-1. - С. 259-263.

REFERENCES

1. Zhilyaev A.G. and, Polyanina M.A. (2010), "The role of the idea of one's own appearance in the problems of self-attitude of female students", Kazan Pedagogical Journal, Vol. 5-6. pp. 126-134.

2. Kapitanova, E.V. (2017), Socio-psychological factors of students' satisfaction with their appearance, dissertation, Rostov-on-Don.

3. Labunskaya, V.A. (2021), "Trends in the study of attitudes to the external world from the standpoint of applied social psychology", Social psychology and society, Vol. 12, No. 3, pp. 128-150.

4. Merenkova, V.S. (2020), "The study of the phenomenon of "life satisfaction"", Comprehensive studies of childhood, Vol. 2, No. 1, pp. 4-13.

5. Stepanova, L.N. (2020), "Satisfaction with the life of students of a humanitarian university", Questions of pedagogy, Vol. 4-1, pp. 259-263.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2022

УДК 159.942.22

ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ И ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ольга Валентиновна Коршунова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Галина Викторовна Солдатова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического

образования

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении оценки готовности участников образовательных отношений к диалогу и применению процедуры медиации в процессе урегулирования конфликтов. Ранее подобных исследований ранее не производилось. Организация исследования заключалась в проведении опроса педагогических работников (специалистов школьных служб медиации). Использовались специально разработанные вопросы. Установлено, что педагоги высоко оценивают готовность участников образовательных отношений к диалогу (особенно - со стороны администрации) и пригодность медиации к решению урегулированию конфликтов в образовании. Однако частота её использования - низка, и основная причина этого, по мнению педагогов - отсутствие готовности участников образовательных отношений к обращению в службу медиации.

Ключевые слова: готовность к диалогу, медиация, участники образовательных отношений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p561-565

READINESS FOR DIALOGUE AND APPLICATION OF THE MEDIATION PROCEDURE FOR PARTICIPANTS IN EDUCATIONAL RELATIONS

Olga Valentinovna Korshunova, the candidate of psychological sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the candidate of psychological sciences, docent, St. Petersburg Academy

of Postgraduate Pedagogical Education

Abstract

The purpose of the study was to study the assessment of the readiness of participants in educational relations for dialogue and the use of mediation procedures in the process of conflict resolution. Previously, such studies have not been carried out before. The organization of the study was to conduct the survey of teaching staff (specialists of school mediation services). Specially designed questions were used. It is established that teachers highly appreciate the readiness of participants in educational relations for dialogue (especially on the part of the administration) and the suitability of mediation to resolve conflicts in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.