Научная статья на тему 'Гендерные особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста'

Гендерные особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1154
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЖЕНСКИЙ ПОЛ / МУЖСКОЙ ПОЛ / СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ / GENDER FEATURES / STRUCTURAL ORGANIZATION / ATTENTION PROPERTIES / PRESCHOOL CHILDREN / FEMALE / MALE / STRUCTURAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Л. Н., Корсунова Е. Д.

В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей структурной организации внимания у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, при выполнении заданий на определение концентрации внимания показали более высокую скорость работы. Показатели точности и темпа выполнения заданий на объем, распределение и переключение внимания примерно одинаковы у детей дошкольного возраста как женского, так и мужского пола. У детей дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, выявлены взаимосвязи скоростных параметров показателей свойств внимания. То есть девочки при выполнении заданий ориентированы на быстроту, а мальчики на точность. Статистически доказано, что по параметрам темпа и точности показателей свойств внимания его структурные организации у детей дошкольного возраста мужского и женского пола качественно разнородны. Так структурная организация внимания у детей дошкольного возраста мужского пола является более интегрированной. Мальчиков характеризует точность в распределении внимания и его переключении. Девочек отличает быстрота в концентрации внимания и его распределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молчанова Л. Н., Корсунова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PECULIARITIES OF STRUCTURAL ORGANIZATION OF ATTENTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The results of the study of gender features of the structural organization of attention in preschool children in the article are presented. Children of preschool age female, in contrast to male, in the performance of tasks to determine the concentration of attention showed a higher speed of work. The parameters of accuracy and pace of tasks for volume, distribution and attention switching are approximately the same for preschool children both female and male. The interrelationships of the speed parameters of the parameters of the attention properties in preschool children of the female sex, in contrast to the male one, are revealed. That is, the girls in the performance of tasks are focused on speed, and boys are focused on for accuracy. The positive correlation between the accuracy of the tasks performed in the samples to determine the amount of attention and its switching in preschool children of the female is weakly expressed, and in the male they correspond to moderate severity. By the parameter of accuracy of performance of tasks of attention structure in pre-school children both female and male are identical. At the same time, the structural organization of attention to the pace parameter in preschool children in the female, in contrast to the male, is sufficiently integrated.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста»

УДК 372; 159.952-053.4-055

DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-2-336-348

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

GENDER PECULIARITIES OF STRUCTURAL ORGANIZATION OF ATTENTION

IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Л. Н. Молчанова, Е. Д. Корсунова L.N. Molchanova, E.D. Korsunova

Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения

Российской Федерации, Россия, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3

Kursk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 3, K. Marksa St., Kursk, 305041, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей структурной организации внимания у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, при выполнении заданий на определение концентрации внимания показали более высокую скорость работы. Показатели точности и темпа выполнения заданий на объем, распределение и переключение внимания примерно одинаковы у детей дошкольного возраста как женского, так и мужского пола. У детей дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, выявлены взаимосвязи скоростных параметров показателей свойств внимания. То есть девочки при выполнении заданий ориентированы на быстроту, а мальчики - на точность. Статистически доказано, что по параметрам темпа и точности показателей свойств внимания его структурные организации у детей дошкольного возраста мужского и женского пола качественно разнородны. Так структурная организация внимания у детей дошкольного возраста мужского пола является более интегрированной. Мальчиков характеризует точность в распределении внимания и его переключении. Девочек отличает быстрота в концентрации внимания и его распределении.

Abstract

The results of the study of gender features of the structural organization of attention in preschool children in the article are presented. Children of preschool age female, in contrast to male, in the performance of tasks to determine the concentration of attention showed a higher speed of work. The parameters of accuracy and pace of tasks for volume, distribution and attention switching are approximately the same for preschool children both female and male. The interrelationships of the speed parameters of the parameters of the attention properties in preschool children of the female sex, in contrast to the male one, are revealed. That is, the girls in the performance of tasks are focused on speed, and boys are focused on for accuracy. The positive correlation between the accuracy of the tasks performed in the samples to determine the amount of attention and its switching in preschool children of the female is weakly expressed, and in the male they correspond to moderate severity. By the parameter of accuracy of performance of tasks of attention structure in pre-school children both female and male are identical. At the same time, the structural organization of attention to the pace parameter in preschool children in the female, in contrast to the male, is sufficiently integrated.

Ключевые слова: гендерные особенности, структурная организация, свойства внимания, дети дошкольного возраста, женский пол, мужской пол, структурно-психологический анализ, интегри-рованность.

Keywords: gender features, structural organization, attention properties, preschool children, female, male, structural and psychological analysis, integration.

Введение

Внимание играет значительную роль в регуляции познавательной деятельности и психических процессов на всех этапах индивидуального развития. Успешность в обучении, в овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка, так как оно является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса. Внимание всегда включено в деятельность, является главным условием её продуктивности и выступает в совокупности с психическими процессами - познавательными, волевыми, эмоциональными [Гиппенрейтер Ю.Б., 1983]. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Г.А. Урунтаева, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, И. Гербарт, Т. Рибо, Дж. Миль и др.

Библиометрический анализ публикационной активности в информационном пространстве электронной библиотеки «elibrary» по ключевому запросу «гендерные особенности внимания у детей дошкольного возраста» за период в 10 лет (с 2008 г. по 2017 г.) выявил наличие всего лишь 8 из 26 706 845 публикаций о подобных исследованиях, что составило 3,0Е-5% от общего числа исследований. Кроме этого, изучение гендерных особенностей внимания у детей дошкольного возраста является достаточно актуальным как в связи с их подготовкой к школьному обучению, так и потому, что именно дошкольный возраст - наиболее интенсивный этап формирования полоролевого поведения, сензитивный период становления представлений у ребенка о половой принадлежности [Абсалямова А.Г., Кучукова А.В., 2016; Аскарова А.А., Тычинкина Т.П., 2017; Двужилова Е.В., 2012; Самсоненко Л.С., Загай-нова Ю.А., 2015, 2016; Änggärd E., 2011; Sigelman C.K., Holtz K.D., 2013; Dobbs J.E., 2014]. В соответствии с имеющимися источниками, в период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и определяют себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость - детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и эта принадлежность к полу впредь не изменится [Ильин Г.Л., Салимуллина А.Э., 2013].

Так, И.А. Сергеева [2001] выявила, что у девочек старшего дошкольного возраста произвольное внимание развито лучше, чем у мальчиков. Вместе с тем автор не анализирует показатели, по которым судят об эффективности управления вниманием: быстроту -время выполнения задания, требующего проявления внимания, а также точность - количество допускаемых ошибок. В связи с этим одни дети ориентируются при выполнении заданий больше на скорость, а другие - на точность [Шелухина И.П., 2008].

Гендерные исследования свойств внимания у старших подростков, выполненные М.С. Егоровой и Н.Ф. Шляхты [1987], продемонстрировали его своеобразие. Девочки 14-15 лет, в сравнении с мальчиками того же возраста, при выполнении заданий на определение объема внимания показали более низкую скорость работы. Показатели точности работы у тех и других не различались. Показатели устойчивости внимания у девочек превышают по величине аналогичные показатели у мальчиков. Выявлены различия по распределению внимания, аналогичные различиям по устойчивости внимания: характеристики быстроты выполнения работы выше у девочек. Показатели точности выполнения задания примерно одинаковы у мальчиков и девочек [Шелухина И.П., 2008].

И.А. Криволапчук [2012], рассматривая гендерные аспекты готовности детей 6 лет к школе, указал на фактор «селективность произвольного внимания», связанный с возможностью успешной настройки на восприятие и анализ значимой информации, а также подавление нерелевантных сигналов. Анализ структуры готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6 лет показал, что вклад этого фактора в обобщенную дисперсию выборки и его место в структуре готовности к обучению у мальчиков занимал первую, а у девочек - третью позицию. Другими словами, в дошкольном возрасте избирательность произвольного внимания у мальчиков выше, чем у девочек [Шустова Л.П., 2017].

Библиометрический анализ публикационной активности в информационном пространстве электронной библиотеки «elibrary» по ключевому запросу «особенности структуры внимания детей» за период в 10 лет (с 2008 г. по 2017 г.) засвидетельствовал достаточно малый объем научных работ: 239 из 26 706 845, что составило 8,95Е-4%. Исследование степени интегрированности свойств внимания представлено выраженными половыми различиями. У мальчиков теснее связи между скоростными характеристиками объема внимания, с одной стороны, и устойчивостью и распределением внимания - с другой. Точность выполнения задания в пробах на определение объема внимания не связана у мальчиков с точностью выполнения других заданий. У девочек эти связи значимы. Связи скоростных и точностных показателей у мальчиков почти отсутствуют. У девочек же обнаружены связи между этими характеристиками. Итак, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность работы [Шелухина И.П., 2008].

Исследование особенностей внутрифункциональной структуры внимания у младших школьников с недостаточным развитием, проведенное А.В. Обуховым [2013], засвидетельствовало ее своеобразие, что обнаруживает взаимозависимость степени функционального единства аттенционных свойств и степени развития когнитивной сферы у детей 9-10 лет с нормальным уровнем развития, с задержанным развитием и тотальным недоразвитием [Обухов А.В., 2015].

Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что данная проблема на сегодняшний день является недостаточно изученной и в этой связи является актуальной.

Объекты и методы исследования

Рассматривая в своей работе в качестве объекта исследования внимание у детей дошкольного возраста, а гендерные особенности его структурной организации как предмет, мы ставим своей целью изучить вопрос о том, обусловливает ли гендер структуру внимания у разнополых детей дошкольного возраста и каковы особенности этой структуры, являются ли они разнородными или подобными.

В качестве основной рабочей гипотезы нашего исследования выдвинуто предположение о существовании гендерных особенностей в структурной организации внимания у детей дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование гендерных особенностей структурной организации внимания у детей дошкольного возраста проходило в период с сентября 2017 по октябрь 2017 года на базе: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» г. Курска. Общий объем выборки участников исследования составил 60 детей в возрасте 6-7 лет с нормальным интеллектуальным развитием - по 30 человек женского и мужского пола. Исследование было реализовано в индивидуальной форме в соответствии с его целью и гипотезой, а также при наличии информированного согласия со стороны родителей.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: «Корректурная проба» Б. Бурдона (на концентрацию внимания), «Запомни и расставь точки» В. Богомолова (на объём внимания), «Проставь значки» Пьерона-Рузера (на распределение внимания), «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (на переключение внимания), «Найди и вычеркни» Т.Д. Марцинковской (на устойчивость внимания). Статистическая оценка данных осуществлялась с помощью методов описательной и сравнительной статистики, процедуры корреляционного анализа и метода социально-психологического анализа А.В. Карпова [Карпов А.В., 2014].

Общепсихологические методологические принципы - детерминизма, взаимодействия и развития, единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, М. Г. Ярошевский), теории культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский), деятельностный и культурно-исторический подходы к изучению внимания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) - послужили основанием в разработке схемы концептуальной модели исследования гендерных особенностей структурной организации внимания у детей дошкольного возраста (рис. 1).

Рис. 1. Схема концептуальной модели исследования тендерных особенностей структурной организации внимания у детей дошкольного возраста Fig. 1. Scheme of the conceptual model of the study of gender features of the structural organization

of attention in preschool children

Ю.Б. Гиппенрейтер [1983] указала на необходимость многопланового изучения внимания - «подхода со стороны сознания, со стороны деятельности и со стороны физиологических процессов» [Гиппенрейтер Ю.Б., 1983]. В нашем исследовании изучение структурной организации внимания у детей дошкольного возраста представлено на уровне сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн).

В исследовании внимания и его свойств у детей дошкольного возраста придерживаемся деятельностного (С.Л. Рубинштейн, 1970) [Гиппенрейтер Ю.Б., 1983; Рубинштейн С.Л., 2002] и культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский) [Выготский Л.С. и др., 2001].

Развитие внимания в онтогенезе идет по направлению от непроизвольного к произвольному. В силу того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, оно становится произвольным. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание [Особенности формирования внимания в онтогенезе [сайт]. URL: http://nereff.ru/0419198.html (дата обращения: 09.01.2018)]. Л.С. Выготский [1983] писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд - это речь взрослого человека, первоначально выступающая в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка [Особенности формирования внимания в онтогенезе [сайт]. URL: http://nereff.ru/0419198.html (дата обращения: 09.01.2018)].

С.Л. Рубинштейн [1970] связывал внимание с деятельностью и выделил его основные свойства. Концентрация внимания означает наличие связи с определенным

объектом и выражает интенсивность этой связи. Объем внимания указывает на ограничение поля внимания количеством несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Но другой стороной ограничения является распределение внимания между тем или иным числом разнообразных объектов, которые одновременно сохраняются в центре внимания. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

В зависимости от свойств внимания необходимо различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое [Рубинштейн С.Л., 2002]. Л.С. Выготский не рассматривал проблему сущности внимания и его специфики. Он в рамках культурно-исторической теории изучал внимание и как одну из высших (присущих только человеку по мере развития в определенных условиях), и как натуральную психическую функцию (присущую и ребенку, и животному, и человеку), которая характеризуется направленностью и сосредоточенностью. Полемизируя с Т. Рибо, который сказал, что «наше внимание воспитывают люди и вещи», Л.С. Выготский не отрицал того, что нашим вниманием управляют люди. Но вместе с тем он считал, что первыми средствами управления вниманием выступают «вещи» или внешние средства [Особенности формирования внимания в онтогенезе [сайт]. URL: http://nereff.ru/0419198.html (дата обращения: 09.01.2018)].

Представление о внимании в работах A.H. Леонтьева сводится к следующим общим положениям [Гиппенрейтер Ю.Б., 1983]: внимание как феномен сознания связано со всякой деятельностью и может быть понято только через анализ последней; во внимании отражается не вся система деятельности, а лишь работа ее ведущего уровня. Эти положения не противоречит «деятельностному» определению внимания как направленности и сосредоточенности деятельности [Гиппенрейтер Ю.Б., 1983].

В проводимом исследовании структурная организация свойств внимания (концентрация, объём, распределение, переключение и устойчивость) у детей дошкольного возраста изучается с позиций системного подхода и с опорой на понятие гендер как социально-биологическую характеристику, с помощью которой осуществляется соотнесение с тем или иным полом и которая указывает на социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с другими людьми [Шустова Л.П., Дюльдина Ж.Н, 201l].

Результаты и их обсуждение

Статистические результаты сравнения выраженности свойств внимания у детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что объём внимания у детей дошкольного возраста женского пола 6-7 лет значимо выше, нежели у мужского (иэмп=300,5 при p=0,019). Полученные результаты, с одной стороны, свидетельствуют о более высоких темпах психофизиологического созревания девочек по сравнению с мальчиками, а с другой стороны, могут быть связаны с большей распространённостью среди мальчиков признаков дефицита внимания [Barkley R.A. 2003; Max J.E., Manes F.F., Robertson B.A., Mathews K., Fox P.T., Lancaster J., 2005; Weissman A.S., Chu B.C., Reddy L.A., Mohlman J., 2012]. Вместе с тем при выполнении заданий на определение концентрации внимания дети дошкольного возраста женского пола 6-7 лет показали более высокую скорость работы, чем мужского пола того же возраста, и способность значимо долгое время удерживать внимание на одном объекте (иэмп=339,00 при p=0,040). Показатели точности работы у тех и других не различались. Показатели точности и темпа выполнения заданий на объем, распределение, переключение и устойчивость внимания примерно одинаковы у мальчиков и девочек (табл.1, 2).

Таблица 1 Table 1

Значения сравнительной статистики показателей свойств внимания у детей дошкольного возраста с

учетом гендера (по параметру темп) (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05; U*^. <икр.) The values of the comparative statistics of the indicators of attention properties in preschool-age children, taking into account the gender (in terms of the tempo parameter) (the Mann-Whitney U test, p<0.05, U * em. <Ukr.)

Наименование показателей свойств внимания Женский пол (1) Мужской пол (2) (1)-( 2)

Х± о Х± о Цэмп p

концентрация внимания 1,93±0,45 1,67±0,55 339,00* 0,040

объем внимания 1,47±0,63 1,53±0,51 406,00 0,458

распределение внимания 1,57±0,50 1,47±0,51 405,00 0,442

переключение внимания 2,20±0,48 1,97±0,49 357,50 0,071

устойчивость внимания 1,90±0,55 1,63±0,49 346,50 0,064

* - статистическая значимость при p<0,05

Таблица 2 Table 2

Значения сравнительной статистики показателей свойств внимания у детей дошкольного возраста с учетом гендера (по параметру точность) (U-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп. <икр.) The values of the comparative statistics of indicators of attention properties in preschool-age children, taking into account gender (in terms of accuracy) (the Mann-Whitney U test, p<0.05, U * em. <Ukr.)

Наименование показателей свойств внимания Женский пол (1) Мужской пол (2) (1)-( 2)

Х± о Х± о ^эмп p

концентрация внимания 2,37±0,56 2,57±0,57 363,00 0,144

объем внимания 2,27±0,58 2,13±0,51 394,00 0,317

распределение внимания 1,93±0,52 2,13±0,63 374,00 0,178

переключение внимания 2,07±0,58 2,13±0,43 427,00 0,660

устойчивость внимания 1,97±0,56 2,20±0,61 361,50 0,121

Метод структурно-психологического анализа включал нахождение матриц интеркорреляций свойств внимания у детей дошкольного возраста, а также расчет системы структурных индексов таких, как: индекс когерентности (ИКС), дивергентности (ИДС) и общей организованности (ИОС). Индекс когерентности структуры определялся как функция положительных значимых связей и меры их значимости в структуре; индекс дивергентности структуры - как функция числа и значимости отрицательных связей в структуре; индекс организованности структуры или эффективности ее функционирования -как разница «весов» положительных и отрицательных связей. При этом связям, значимым при р=0,01 приписывался весовой коэффициент в 3 балла, при р=0,05 - 2 балла, при p=0,10 - 1 балл. Полученные по всей структуре «веса» интеркорряляционных связей показателей свойств внимания у детей дошкольного возраста суммировались, что определяло значения указанных индексов [Карпов А.В., 2014]. Чем больше это число и выше значимость связей, тем выше их интегрирующая роль в структуре. Выступая как ее интегратор, эти компоненты матрицы интеркорреляций являются базовыми или структурообразующими.

Гомогенность-гетерогенность структур внимания определялась с использованием метода экспресс-12, содержание которого сводилось к определению коэффициента ранговой корреляции между двумя ранговыми распределениями структурных «весов». Значимые положительные корреляционные взаимосвязи свидетельствуют о принципиальном подобии сравниваемых структур, незначимые корреляции - об их гетерогенности [Карпов А.В., 2014].

Матрицы интеркорреляций свойств внимания у детей дошкольного возраста по параметрам «темп» и «точность» с учетом гендера определялись дифференцированно.

Интеркорреляционные взаимосвязи показателей свойств внимания представлены графически в структурограммах (рис. 2-5). Так, по параметру «темп» у детей дошкольного возраста женского пола выявлена слабая высоко значимая корреляционная взаимосвязь положительной направленности показателей «концентрация внимания» и «распределение внимания» (г=0,267 ), на уровне тенденции достоверной связи - между показателями «концентрация внимания» и «объем внимания» (г=0,227 ). Также выявлены умеренно выраженные и положительно направленные высоко значимые корреляционные взаимосвязи показателя «устойчивость внимания» с показателями «концентрация внимания» (г=0,307 ), «распределение внимания» (г=0,324 ), «переключение внимания» (г=0,319 ), показателя «переключение внимание» с показателем «распределение внимания» (г=0,312 ). По параметру «точность» у детей дошкольного возраста женского пола выявлена одна единственная слабая высоко значимая корреляционная взаимосвязь положительной направленности показателей «переключение внимания» и «объем внимания» (г=0,287 ) (рис. 2, 3).

©\о о о

Рис. 3. Структурограммл свойств внимания у детей дошкольного возраста женского пола (по параметру точность)

Положительная связь при а' 0.05

О-объем внимания; Р - распределение внимания; К - концентрация внимания; П — переключение внимания; У - устойчивость внимания

Рис. 2. Структурограммл свойств внимания у детей дошкольного возраста женского пола (по параметру темп)

Значимых корреляционных взаимосвязей показателей свойств внимания у детей дошкольного возраста мужского пола по параметру темп не выявлено. По параметру «точность» у детей дошкольного возраста мужского пола выявлена одна единственная умеренно выраженная высоко значимая корреляционная взаимосвязь положительной направленности

показателей «переключение внимания» и «объем внимания» (г=0,404 ) (рис. 4, 5).

О

о о о о

Рве. 4. Струкгурограмма свойств внимания у детей дошкольного возраста мужского пола (по паоаметол* темп!

Условные обозначения:

^ ^ Положительная связь при а<0,05

О - объем вннмання; Р - распределение внимания; К - концентрация внимания; П - переключение внимания; У - устойчивость вннмання

Таким образом, взаимосвязи скоростных параметров показателей свойств внимания у мальчиков, в отличие от девочек, отсутствуют. Итак, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики сосредоточены на точности работы. Точность выполнения задания в пробах на определение объема внимания как у девочек, так и мальчиков значимо и положительно связана с точностью выполнения заданий на переключение внимания. Однако, у девочек эти связи соответствуют слабой, а у мальчиков - умеренной выраженности.

Структура свойств внимания по параметру темп у детей дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, является достаточно интегрированной, о чем свидетельствует величина индекса организованности структуры свойств внимания (ИОС=32 против ИОС=0). По параметру «точность» выполнения заданий структуры свойств внимания у детей дошкольного возраста как женского, так и мужского пола идентичны (табл. 3).

Таблица 3 Table 3

Мера интегрированности структурной организации свойств внимания у детей дошкольного возраста с учетом тендера (по параметрам темп/точность) The measure of integration of the structural organization of attention properties in pre-school children, taking into account gender (in terms of pace and accuracy)

Гендер

Мера интегрированности структуры темп точность

свойств внимания Женский Мужской Женский Мужской

пол пол пол пол

ИКС 32 0 4 4

ИДС 0 0 0 0

ИОС 32 0 4 4

Установлены взаимосвязи скоростных и точностных показателей у детей женского и мужского пола дошкольного возраста. Так, у детей дошкольного возраста женского пола выявлены положительные высоко значимые взаимосвязи умеренной выраженности быстроты выполнения заданий на концентрацию внимания с точностной характеристикой задания на объем внимания (г=0,325 ), а также высоко значимая взаимосвязь точностной характеристики задания на объем внимания со скоростной - на устойчивость (г=0,318 ). А у детей дошкольного возраста мужского пола - положительные высоко значимые взаимосвязи умеренной выраженности скоростных характеристик выполнения проб на устойчивость внимания с точностными характеристиками объема (г=0,475 ), распределения (г=0,366 ) и переключения внимания (г=0,396 ).

В соответствии с ними выполнен расчет меры интегрированности гендерных структур свойств внимания (по параметрам: «темп» и «точность») отдельно для детей дошкольного возраста женского и мужского пола (табл. 4).

Таблица 4 Table 4

Мера интегрированности структурной организации свойств внимания у детей дошкольного возраста с учетом тендера (по параметрам темп и точность) The measure of integration of the structural organization of attention properties in pre-school children, taking into account gender (in terms of pace and accuracy)

Мера интегрированности структуры свойств внимания Гендер

Женский пол Мужской пол

ИКС 18 18

ИДС -4 0

ИОС 16 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, структура свойств внимания у детей дошкольного возраста женского пола является более интегрированной, нежели у детей мужского пола. Базовые качества структур свойств внимания у детей дошкольного возраста с учетом гендера отображены в таблице 5.

Таблица 5 Table 5

Базовые качества структур показателей свойств внимания у детей дошкольного возраста с учетом

гендера (по параметрам темп и точность) Basic qualities of structures of indicators of attention properties in preschool children taking into account

the gender (in terms of pace and accuracy)

№ п/п Женский пол Мужской пол

Наименование показателя Е+ Е_ Е0 ранг Наименование показателя Е+ Е_ Е0 ранг

1 концентрация внимания, темп 7 0 7 1 концентрация внимания, темп 0 0 0 7,5

2 концентрация внимания, точность 0 0 0 7,5 концентрация внимания, точность 0 0 0 7,5

3 объем внимания, темп 1 0 1 4,5 объем внимания, темп 0 0 0 7,5

4 объем внимания, точность 4 0 4 2,5 объем внимания, точность 4 0 4 1

5 распределение внимания, темп 4 0 4 2,5 распределение внимания, темп 0 0 0 7,5

6 распределение внимания, точность 0 -1 1 10 распределение внимания, точность 2 0 2 2,5

7 переключение внимания, темп 2 -1 1 4,5 переключение внимания, темп 1 0 1 4

8 переключение внимания, точность 0 0 0 7,5 переключение внимания, точность 2 0 2 2,5

9 устойчивость внимания, темп 0 0 0 7,5 устойчивость внимания, темп 0 0 0 7,5

10 устойчивость внимания, точность 0 0 0 7,5 устойчивость внимания, точность 0 0 0 7,5

Структурообразующими компонентами или базовыми качествами в структурной организации внимания у детей дошкольного возраста женского пола выступают такие свойства внимания, как «концентрация внимания» (по параметру «темп»), «объём внимания» (по параметру «точность»), «распределение внимания» (по параметру «темп»), а у детей дошкольного возраста мужского пола - «объём внимания» (по параметру «точность»), «распределение внимания» (по параметру «точность») и «переключение внимания» (по параметру «точность»).

Следовательно, структурная организация внимания у детей дошкольного возраста вне зависимости от гендера на уровне базовых качеств характеризуется способностью детей точно удерживать некоторое количество одновременно воспринимаемых объектов. Вместе с тем, девочек отличает быстрота в концентрации внимания и его распределении, а мальчиков - точность в его распределении и переключении. Таким образом, девочки способны долго удерживать внимание на одном предмете и в единицу времени удерживать одновременно некоторое количество объектов, а мальчики - безошибочно удерживать одновременно некоторое количество объектов и перенастраивать внимание с одного вида деятельности на другой. То есть девочки при выполнении задания ориентированы на быстроту его выполнения, а мальчики - на точность.

Структурные организации внимания у детей дошкольного возраста являются качественно разнородными (в связи с отсутствием статистической достоверности различий в корреляционных взаимосвязях между рангами структур: R=-0,135 при р=0,710). Таким образом, гендер значимо детерминирует особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста, что и требовалось доказать.

Заключение

Исследование гендерных особенностей структурной организации свойств внимания у детей дошкольного возраста позволило сформулировать следующие выводы:

1. Показатели свойств внимания: концентрации, распределения, переключения и устойчивости у детей дошкольного возраста соответствуют среднему уровню выраженности, а объема - высокому. Причем объём внимания и скорость концентрации у девочек достоверно выше, чем у мальчиков. Показатели точности работы у тех и других не различаются. Показатели точности и темпа выполнения заданий на объем, переключение и распределение внимания примерно одинаковы у детей дошкольного возраста как женского, так и мужского пола.

2. У детей женского пола дошкольного возраста, в отличие от мужского, обнаружены взаимосвязи между показателями свойств внимания (по параметру темп). Другими словами, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики - на точность работы. Точность выполнения задания в пробах на определение объема внимания как у девочек, так и мальчиков значимо и положительно связана с точностью выполнения заданий на переключение внимания. Однако, у девочек эти связи соответствуют слабой, а у мальчиков - умеренной выраженности.

3. С помощью метода структурно-психологического анализа удалось получить как количественные, так и качественные характеристики структур свойств внимания у детей дошкольного возраста по параметрам «темп» и «точность» выполнения заданий. Структурная организация свойств внимания по параметру темп у детей дошкольного возраста женского пола, в отличие от мужского, является достаточно интегрированной. По параметру «точность» выполнения заданий структуры свойств внимания у детей дошкольного возраста как женского, так и мужского пола идентичны. Установлены взаимосвязи скоростных и точностных показателей отдельных свойств внимания у детей женского и мужского пола дошкольного возраста. Так, структурная организация свойств внимания по параметрам «темп» и «точность» у детей дошкольного возраста мужского пола является более интегрированной, о чем свидетельствует величина индекса интегрированно-сти структуры. Общим структурообразующим компонентом вне зависимости от гендера выступает такое свойство внимания, как объём (по параметру «точность»); дифференцирующими структурообразующими свойствами у девочек являются концентрация и распределение внимания (по параметру «темп»), а у мальчиков - распределение и переключение внимания (по параметру «точность»). Таким образом, девочек отличает быстрота в концентрации внимания и его распределении, а мальчиков - точность в его распределении и переключении.

4. Статистически доказано, что существуют гендерные особенности структурной организации свойств внимания у детей дошкольного возраста. Структурные организации свойств внимания у детей дошкольного возраста мужского и женского пола по параметрам темп и точность качественно разнородны.

^исок литературы References

1. Абсалямова А.Г., Кучукова А.В. 2016. Анализ гендерной направленности содержания образовательных программ дошкольного образования. Вестник Восточного экономико-юридического гуманитарного университета, 5 (85): 5-14.

Absalyamova A.G., Kuchukova A.V. 2016. Analiz gendernoy napravlennosti soderzhaniya obra-zovatel'nykh programm doshkol'nogo obrazovaniya. Vestnik Vostochnogo ekonomiko-yuridicheskogo gumanitarnogo universiteta [The Bulletin of the Eastern Economic and Legal University for the Humanities]. 5 (85): 5-14. (in Russian)

2. Аскарова А.А., Тычинкина Т.П. 2017. Воспитание старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: перспективы развития». Чебоксары, 488.

Askarova A.A., Tychinkina T.P. 2017. Upbringing of senior preschool children taking into account their gender characteristics. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii «Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovaniy: perspektivy razvitiya» [Collection of materials of the international scientific-practical conference «Actual directions of scientific research: development prospects»]. Cheboksary, 488. (in Russian)

3. Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я. 2001. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 123.

Vygotskiy L.S., El'konin D.B., Gal'perin P.Ya. 2001. Vklad otechestvennykh uchenykh v izuchenie problemy razvitiya vnimaniya v tselom i razvitiya vnimaniya u detey doshkol'nogo vozrasta [The contribution of Russian scientists to the study of the development of attention in general and the development of attention in preschool children]. M., Prosveshchenie, 123. (in Russian)

4. Гиппенрейтер Ю.Б. 1983. Деятельность и внимание. А.Н. Леонтьев и современная психология. Под ред. А.В. Запорожца и др. М., МГУ: 165-177.

Gippenreyter Yu.B. 1983. Deyatel'nost' i vnimanie. A.N. Leont'ev i sovremennaya psikhologiya. Pod red. A.V. Zaporozhtsa i dr. [Activities and attention. A.N. Leontiev and modern psychology. Ed. A.V. Zaporozhets and others]. M., MGU: 165-177. (in Russian)

5. Двужилова Е.В. 2012. Воспитание дошкольников с учётом гендерных особенностей. Социосфера, 4: 64-65.

Dvuzhilova E.V. 2012. Vospitanie doshkol'nikov s uchetom gendernykh osobennostey. Sotsiosfera [Sociosphere]. 4: 64-65. (in Russian)

6. Ильин Г.Л., Салимуллина А.Э. 2013. Гендерное воспитание дошкольников. Наука и школа, 2: 140-144.

Il'in G.L., Salimullina A.E. 2013. Gendernoe vospitanie doshkol'nikov. Nauka i shkola [Science and school]. 2: 140-144. (in Russian)

7. Карпов А.В. 2014. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности: монография. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, ЯрГУ, 272.

Karpov A.V. 2014. Obshchie sposobnosti v strukture metakognitivnykh kachestv lichnosti: monografiya [General abilities in the structure of metacognitive qualities of personality: monograph]. Yaroslavl State University. P.G. Demidov. Yaroslavl, YarSU, 272. (in Russian)

8. Обухов А.В. 2015. Особенности изменений внутрифункциональной структуры внимания младших школьников с различными возможностями обучаемости. Сибирский психологический журнал, 56: 138-152.

Obukhov A.V. 2015. Osobennosti izmeneniy vnutrifunktsional'noy struktury vnimaniya mlad-shikh shkol'nikov s razlichnymi vozmozhnostyami obuchaemosti. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 56: 138-152. (in Russian)

9. Особенности формирования внимания в онтогенезе. URL: http://nereff.ru/0419198.html (дата обращения: 09.01.2018).

Osobennosti formirovaniya vnimaniya v ontogeneze [Features of the formation of attention in ontogeny]. Available at: http://nereff.ru/0419198.html (accessed: 09.01.2018). (in Russian).

10. Рубинштейн С.Л. 2002. Основы общей психологии. СПб.,720.

Rubinshteyn S.L. 2002. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. SPb.,720. (in Russian)

11. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. 2016. Взаимодействие с родителями по проблеме полоролевого воспитания дошкольников. Вопросы дополнительного профессионального образования педагога, 2 (6): 9.

Samsonenko L.S., Zagaynova Yu.A. 2016. Vzaimodeystvie s roditelyami po probleme polorolevogo vospitaniya doshkol'nikov. Voprosy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya peda-goga [Questions of additional professional education of a teacher]. 2 (6): 9. (in Russian)

12. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. 2015. Основные условия формирования полороле-вого поведения у детей в системе дошкольного образования. Наука, образование, общество, 3: 42-48.

Samsonenko L.S., Zagaynova Yu.A. 2015. Osnovnye usloviya formirovaniya polorolevogo povedeniya u detey v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya. Nauka, obrazovanie, obshchestvo [Science, education, society]. 3: 42-48. (in Russian)

13. Шелухина И.П. 2008. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. М., ТЦ Сфера, 96.

Shelukhina I.P. 2008. Mal'chiki i devochki: Differentsirovannyy podkhod k vospitaniyu detey doshkol'nogo vozrasta [Boys and girls: A differentiated approach to the upbringing of preschool children]. M., TC Sphere, 96. (in Russian)

14. Шустова Л.П. 2017. Особенности гендерной социализации детей в дошкольном возрасте. Научное обозрение. Педагогические науки, 4: 173-180.

Shustova L.P. 2017. Osobennosti gendernoy sotsializatsii detey v doshkol'nom vozraste. Nauch-noe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences]. 4: 173-180. (in Russian)

15. Шустова Л.П., Дюльдина Ж.Н. 2016. Проблема гендера в педагогических исследованиях. Современные наукоемкие технологии, 5-3: 629-633.

Shustova L.P., Dyul'dina Zh.N. 2016. Problema gendera v pedagogicheskikh issledovaniyakh. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies]. 5-3: 629-633. (in Russian)

16. Anggard E. 2011. Children's Gendered and Non-Gendered Play in Natural Spaces. Children, Youth and Environments, 21(2): 5-33.

Anggard E. 2011. Children's Gendered and Non-Gendered Play in Natural Spaces. Children, Youth and Environments, 21(2): 5-33.

17. Barkley R.A. 2003. Issues in the diagnosis of attention-deficit / hyperactivity disorder in children. Brain & Development, 25: 383-389.

Barkley R.A. 2003. Issues in the diagnosis of attention-deficit / hyperactivity disorder in children. Brain & Development, 25: 383-389.

18. Dobbs J.E. 2002. Attention in the preschool classroom : the relationships among child gender, child misbehavior, and teacher attention. Available at: https://scholarworks.umass.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3528&context=theses (accessed 9.01.2018).

Dobbs J.E. 2002. Attention in the preschool classroom: the relationships among child gender, child misbehavior, and teacher attention. Available at:

https://scholarworks.umass.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3528&context=theses (accessed 9.01.2018).

19. Max J.E., Manes F.F., Robertson B. A., Mathews K., Fox P. T., Lancaster J. 2005. Prefrontal and executive attention network lesions and the development of attention-deficit/hyperactivity symptomatology. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 44: 443-450.

Max J.E., Manes F.F., Robertson B. A., Mathews K., Fox P. T., Lancaster J. 2005. Prefrontal and executive attention network lesions and the development of attention-deficit/hyperactivity symptomatology. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 44: 443-450.

20. Sigelman C.K., Holtz K.D. 2013. Gender differences in preschool children's commentary on self and other. The Journal of Genetic Psychology, 174 (2): 192-206.

Sigelman C.K., Holtz K.D. 2013. Gender differences in preschool children's commentary on self and other. The Journal of Genetic Psychology, 174 (2): 192-206.

21. Weissman A.S., Chu B.C., Reddy L.A., Mohlman J. 2012. Attention Mechanisms in Children with Anxiety Disorders and in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Implications for Research and Practice. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 41(2): 117-126.

Weissman A.S., Chu B.C., Reddy L.A., Mohlman J. 2012. Attention Mechanisms in Children with Anxiety Disorders and in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Implications for Research and Practice. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 41(2): 117-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.