Научная статья на тему 'Гендерные особенности образа "успешной личности" у женщин с разной социальной и психической адаптированностью'

Гендерные особенности образа "успешной личности" у женщин с разной социальной и психической адаптированностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
734
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБРАЗ "УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ" / АДАПТИРОВАННОСТЬ ЛИЧ-НОСТИ / "SUCCESSFUL PERSONALITY" IMAGE / GENDER IMPRESSIONS / PERSONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопухова Ольга Геннадьевна, Беглова Эльмира Ильдусовна

В статье отражены результаты исследования гендерных особенностей образа "успешной лично-сти" у трудоустроенных и вынужденно нетрудоустроенных женщин "молодого" и "старшего" воз-раста в соотношении с разными проявлениями их психической адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лопухова Ольга Геннадьевна, Беглова Эльмира Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF "SUCCESSFUL PERSONALITY" IMAGE AMONG WOMEN WITH DIFFERENT SOCIAL AND MENTAL ADAPTATION

Gender features of "successful personality" image in correlation with various manifestations of psychical adaptation were studied among employed and involuntary unemployed women of "young" and "older" ages.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности образа "успешной личности" у женщин с разной социальной и психической адаптированностью»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)

УДК 159.922

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА "УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ” У ЖЕНЩИН С РАЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТЬЮ

© О.Г.Лопухова, Э.И.Беглова

В статье отражены результаты исследования гендерных особенностей образа "успешной личности" у трудоустроенных и вынужденно нетрудоустроенных женщин "молодого" и "старшего" возраста в соотношении с разными проявлениями их психической адаптированности.

Ключевые слова: гендерные представления, образ "успешной личности", адаптированность личности.

В последнее время в психологических исследованиях уделяется определенное внимание проблемам взаимосвязи представлений об успехе и отражения их в "Я-концепции", с процессами адаптации и самоопределения личности. Так, с точки зрения К.А.Абульхановой-Славской, образ успешного человека в индивидуальном сознании, как некая "модель должного" оказывает регулирующее и направляющее действие в построении жизненных стратегий, в профессиональном и личностном самоопределении, в выборе стиля и образа жизни [1]. Успех в социальной психологии рассматривается как одна из универсальных жизненных ценностей личности [2]. В то же время, как показали исследования, семантика восприятия образа успешного человека в российском менталитете характеризуется внутренней противоречивостью: образ успешного человека воспринимается как достойный уважения, но при этом не вызывающий симпатию. Указывается на семантическое расхождение понятий успешности и счастья, удачи, по фактору активности личности в адаптации к социальной ситуации, а также на этимологическую неравнозначность этих понятий, неизбежно отражающуюся в самосознании российского человека [3].

Кроме того, анализ гендерных особенностей образа успешности и мотивации достижения успеха показывает гендерные различия представлений об успехе, проявляющиеся, прежде всего, в факте большей внутренней конфликтности феномена "женской успешности". Внутренняя противоречивость "женской успешности" зарубежными исследователями связывается с тем, что образ "успешности" семантически связан с маскулинностью, мужским типом самореализации, уходом от женственности, что проявляется в специфических внутриличностных гендерных конфликтах женщин, стремящихся к достижению социального (профессионального) успеха. Исследователи также обращают внимание на

роль возраста и семейного статуса женщины в семантике восприятия ее успешности. В частности, отмечают, что со статусом замужней женщины связывается семейная карьера, а профессиональная - со статусом незамужней [4].

В то же время, гендерные исследования различных аспектов мужской и женской самореализации отражают быстрые темпы трансформации современных общественных представлений, в том числе о критериях и образах "мужской" и "женской" успешности [5].

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что вопросы успешности, отношения к собственному успеху и успешным людям в целом являются важнейшими с точки зрения общих проблем личности, ее развития и адаптированно-сти, при этом прослеживается ряд противоречий в различных аспектах их анализа: между представлениями о большой ценности феномена личной успешности в общественном и индивидуальном сознании и имеющимися данными о возможности его негативного восприятия; между высокой степенью стереотипности образа успешности и его вариативностью в связи с культуральными, гендерными, возрастными факторами; между общепринятым представлением о внутренне конфликтном характере феномена "успешности" в аспекте женской самореализации и отсутствием знаний о взаимосвязи особенностей субъективного образа "успешной личности" женщин с показателями их социальной и психической адаптированности. Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему данного исследования: существует ли взаимосвязь между гендерными особенностями в содержании образа "успешной личности" с проявлениями социальной или психической дезадаптированности женщин?

В логике нашего исследования "субъективный образ "успешной личности" "представляет собой один из вариантов "идеального Я-образа",

отражающий представления об успехе и успешности в общественном сознании. Субъективный образ "успешной личности" в исследовании рассматривается как ситуативный образ подструктуры "Я-концепции" с позиции теории социально-психологической адаптации личности А.А.Налчаджяна [б]. В концепции А.А.Налчад-жяна социально-психическая адаптированность -это такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, переживает состояние самоутверждения [б: 29б].

Проведенный теоретический анализ указанной проблемы позволяет выдвинуть предположение, что субъективный образ "успешной личности" у женщин, находящихся в состоянии социальной и психической дезадаптированности, будет отличаться в своих гендерных характеристиках, представляя собой интериоризацию патриархальных стереотипов дифференциации мужской и женской успешности, создающих неосознаваемые внутренние запреты на успешную социальную самореализацию.

Организация и методы исследования

Исследование было реализовано на выборке 2б5 женщин. По критерию социальной адапти-рованности выборка была разделена на пять подгрупп: вынужденно безработные женщины, находящиеся в поисках работы больше года, "старшего" и "молодого" поколения, студентки старших курсов вуза, трудоустроенные женщины "старшего" и "молодого" поколения. "Молодым" поколением считались лица в возрасте 20-35 лет, "старшим" поколением - женщины 35-50 лет. Это разделение на возрастные категории осуществлялось с учетом востребованности женщин на российском рынке труда до 35 лет и переживания большинством людей в этом возрасте кризисного состояния, когда изменяется представление о своей жизни, может происходить переоценка ценностей.

Для выявления гендерных особенностей восприятия образа "успешной личности" (эмоционально-ценностного компонента в его содержании) испытуемым предлагалась проективная методика "Рисунок успешной женщины и успешного мужчины", представляющая собой модифицированный под задачи исследования классический тест К.Маховер "Рисунок человека" [7]. Модифицированный вариант позволяет раскрыть специфику гендерных аспектов в восприятии "успешной личности" и степень проецирования своего Я на этот образ.

Оценка уровня психической адаптированно-сти осуществлялась через выявление содержания и уровня выраженности дезинтеграции ценностно-мотивационной сферы личности по методике Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах", а также через выраженность состояний тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, уровня нейротизма по тестам Г.Айзенка "Самооценка психических состояний" и "Типы личности". Показатели степени дезинтеграции мотивационно-личностной сферы и проявления психических состояний позволили выделить три уровня психической адаптированности у испытуемых:

- высокий уровень психической адаптиро-ванности предполагал сочетание низкого уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере с проявлением состояний тревожности, фру-стрированности, нейротизма среднего (нормального) уровня;

- средний уровень психической адаптиро-ванности подразумевал проявление среднего уровня дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере в сочетании с выраженностью состояний агрессивности, ригидности, тревожности, фрустрированности выше среднего уровня и низкого уровня нейротизма;

- уровень психической дезадаптированности подразумевал высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере в сочетании с высокими уровнями тревожности, фрустрации, нейротизма.

С разными показателями социальной и психической адаптированности женщин разного возраста сопоставлялись характеристики содержания образа "успешной личности" по результатам проективного теста. При оценке гендерных особенностей восприятия образа "успешной личности" обращалось внимание на наличие атрибутов, подтверждающих статус успешности мужского и женского образа, а также на сходство и различие в символизации успешности, на проекцию потребностей, мотивов, установок, психического состояния испытуемой, ассоциируемых с образами "успешной женщины" и "успешного мужчины".

Результаты и обсуждение

Анализ рисунков показал, что содержание образа "успешной личности" имеет характерные гендерные особенности у психически адаптированных и психически дезадаптированных женщин разного возраста и социального положения, а также отличается у женщин "старшего" и "молодого" поколения.

Вынужденно безработные женщины "старшего" возраста, отнесенные к группе "психически адаптированных" (32%), "успешного мужчину" изображали с наличием материальных (машины, денег) и профессиональных (деловой обстановки, таблички с надписью занимаемой должности, делового костюма, портфеля, телефона и блокнота) атрибутов успешности. В изображении "успешной женщины" добавлялись еще и атрибуты семейного характера (дети, дом). Фигуры "успешной женщины" и "успешного мужчины" на рисунках располагались в центральной части листа, касались пола, линии рисунка были чёткие, у фигур присутствовали все средства для позитивной коммуникации (открытые руки, кисти рук, рот, уши). Отсутствие выраженных гендерных различий в атрибутах "успешной женщины" и "успешного мужчины" означает, что для испытуемых жизненные возможности и шансы, представленные мужчинам и женщинам, в социуме и в профессиональной сфере, воспринимаются равными. Редко встречались рисунки (14% от данной группы), где изображение "успешного мужчины" было представлено в уменьшенном размере без наличия атрибутов успешности, и при этом образ "успешной женщины" передавался в высоком статусном положении. Такие рисунки свидетельствовали о негативном отношении к образу "мужской успешности" (например, женщина, которой движут сильные маскулинные стремления, может усилить женщину и ослабить мужчину, посредством его уменьшения в рисунке) [7].

В группе трудоустроенных женщин "старшего" поколения психически адаптированными оказались 62% испытуемых. Гендерные особенности восприятия образа "успешной личности" в их рисунках также проявлялись в том, что ценностные приоритеты успешности отражались в изображении высокого статусного положения " успешного мужчины" и наличии материальных и семейных атрибутов у "успешной женщины". Немаловажна также положительная эмоциональная окраска самого рисунка, которая была передана посредством изображения солнца, окружением близких людей (семьи), выступающих в качестве атрибутов успешности. Редко встречались рисунки, где гендерная дифференциация в восприятии образа "успешной личности" проявлялась в том, что образ "успешной женщины" был передан с атрибутами материального, семейного, профессионального характера, а образ "успешного мужчины" был передан без атрибутов успешности.

Безработные женщины "молодого" поколения, которые были отнесены к психически адап-

тированной группе, также изображали и "успешного мужчину", и "успешную женщину" с семейными, профессиональными, материальными атрибутами успешности. В этих рисунках изображения "успешной женщины" и "успешного мужчины" располагались по центру листа, что отражает видение высокого уровня достижений данных образов. Редко встречались рисунки (7% случаев), свидетельствующие о гендерной дифференциации в восприятии образа "успешной личности", где образ "успешной женщины" был передан с атрибутами материального, семейного, профессионального характера, а мужской образ был передан без атрибутов успешности.

Среди работающих женщин "молодого" поколения большинство оказалось психически адаптированными. Гендерные особенности восприятия образа "успешной личности" у этих женщин проявлялись в том, что успешность и "женщины", и "мужчины" передавалась через атрибуты профессионального и материального характера (49% случаев). Следует отметить, что 21% этих женщин не стали изображать "успешного мужчину" и "успешную женщину" на отдельных листах бумаги, как это требовалось по инструкции, изображая их совместно. Наиболее распространенный вариант (14% случаев), когда образ "успешного мужчины" по характеру изображения совпадает с образом "успешной женщины", передается их равное социальное положение. Материальные атрибуты успешности расположены равномерно вокруг мужчины и женщины, которые нарисованы одинакового роста, стоящие рядом. Фигуры "успешной женщины" и "успешного мужчины" соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу, нет явных предпочтений в детализации того или иного персонажа. Среди этих рисунков в 6% случаев изображенные держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение: фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку, нет агрессии ни к противоположному, ни к своему полу. В изображениях проецируются позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие. Другой вариант (7% случаев), когда образ "успешной женщины" расположен в верхней части листа, а мужская фигура в нижней части листа, что указывает на некоторую экспансивность, склонность к тщеславию испытуемых, видимо ассоциирующих себя с образом "успешной женщины" при принижении возможностей "мужской успешности".

У студенток, при высоком уровне психической адаптированности (34% случаев), гендер-

ные особенности восприятия образа "успешной личности" проявились в том, что изображения "успешной женщины" и "успешного мужчины" имели правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам, не слишком большие и не слишком маленькие, линии чёткие и твёрдые, фигуры основательные, прочные, пропорциональные и изображены в открытой позе, с наличием материальных, профессиональных, семейных атрибутов успешности. Для 15% студенток было характерно "успешную женщину" и "успешного мужчину" изображать совместно, как любящую семейную пару. Испытуемые в таких рисунках старались передать эмоциональный компонент отношений, позитивные семейные взаимоотношения между успешными людьми разного пола. Авторы этих рисунков "успешность" мужского и женского образа выразили через наличие семьи и атрибуты семейного благополучия. Встречались рисунки (19% случаев), где фигуры "успешного мужчины" и "успешной женщины" были обращены лицом друг к другу, что свидетельствует о сексуальной мотивации и психологической заинтересованности. В 10% случаев фигура "успешной женщины" не помещалась на листе, или она была изображена намного крупнее фигуры "успешного мужчины", но у обоих персонажей присутствовали атрибуты успешности.

У психически дезадаптированных безработных женщин "старшего" поколения (53% случаев) изображение "успешной женщины" было представлено в основном в мрачных тонах и в скромной социальной роли, при этом образ "успешного мужчины" был изображен в высоком статусном положении, с наличием материальных и семейных атрибутов успешности. Можно отметить разные варианты передачи образа "успешной женщины". В одних случаях особенностью являлось передача образа еле видимой линией и без атрибутов успешности. Это может свидетельствовать о проекции своего субдепрес-сивного состояния, выражающегося в падении уровня активности, снижении настроения, недостаточной уверенности в себе, нервном истощении, на рисунок "женщины". Проекция тревожности на образ "женщины" в рисунках психически дезадаптированных безработных женщин была представлена в тенденциях изображения фигуры "успешной женщины" маленького размера, помещенной внизу, в углу листа, с применением штриховки, без атрибутов успешности. Для некоторых женщин этой группы были характерны рисунки, где детали изображаемых предметов (драгоценности, голова, руки, обувь, отражение в зеркале) заштрихованы с особо

сильным нажимом, то есть данный аспект в жизни испытуемого несет конфликт или тревогу. В рисунках встречались такие дополнения, как плотная штриховка, зачернение глаз, изображение зубов, обнаженных в улыбке, а также оскаленных, обилие разнообразных деталей, особенно украшений, особое внимание уделялось прическе, отделке на платье, позе "успешной женщины", что говорит о проекции депрессивных тенденций на данный образ. Учитывая, что по результатам субъективной диагностики у этих женщин был выявлен повышенный уровень ригидности, агрессивности и тревожности, можно сделать заключение, что на рисунок женского образа вместо изображения "успешности" эти испытуемые, скорее, спроецировали свое состояние.

У психически дезадаптированных работающих женщин "старшего" поколения (22%) изображение "успешной женщины" было представлено в уменьшенном размере без атрибутов успешности, либо в рисунках атрибутов успешности и самого образа проецировались состояния тревожности и агрессивности. При этом образ "успешного мужчины" занимал весь лист, сопровождаясь материальными и профессиональными атрибутами успешности. Гендерная дифференциация в восприятии образа "успешной личности" также проявлялась в преимущественно положительном изображении "успешного мужчины" и проекции негативных состояний на образ "успешной женщины".

В рисунках психически дезадаптированных безработных женщин "молодого" поколения (38%) на образ "успешной женщины" также было спроецировано состояние грусти и одиночества без атрибутов, подтверждающих успешность, а образ "успешного мужчины" при этом изображен в высоком статусном положении с материальными и семейными атрибутами успешности. Встречались рисунки, где образ "успешной женщины" был изображен угловатой фигурой, с руками, прижатыми к телу, со слабо прорисованными чертами лица, без атрибутов успешности, уменьшенного размера, с применением плотной штриховки, помещен внизу, в углу или левой стороне листа, что может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, спроецированных на данный образ. Тревожность в изображении "успешной женщины" проявлялась также множественными линиями, многочисленными стираниями и исправлениями. Следует отметить, что у незамужних женщин "молодого" поколения прослеживалась тенденция изображения семейных ценностей в углу листа с применением сильной штриховки, что указывает на то, что это

- тревога по поводу отсутствия семьи, как одной из составляющих образа успешности либо из-за невозможности уделять достаточное время своей семье в настоящий момент. Изображение "успешной женщины" дополнялось такими деталями, как изображение зубов, обнаженных в улыбке, обилие разнообразных деталей, особенно украшений, отделки на платье, говорящих о повышенной ригидности, агрессивности и демонстративности в восприятии этого образа.

Для психически дезадаптированных работающих молодых женщин (30% случаев) также было характерно изображать "успешного мужчину" в высоком статусном положении, а образ "успешной женщины" имел ряд различий. Например, при совместном изображении "успешного мужчины" и "успешной женщины" особенностью являлось помещение мужской фигуры по центру листа, а женской фигуры внизу или в углу листа, что может свидетельствовать о превознесении мужских достоинств и статуса. В некоторых рисунках (11%) наблюдались увеличенные и заштрихованные области, гипертрофированные, с применением усиленного нажима, детали рисунка (изображение руки с обручальным кольцом на весь лист, образы детей, опоры под ногами и т.д.). Такой характер изображения может свидетельствовать о том, данный аспект в жизни испытуемого, ассоциируясь успешностью, несет конфликт и тревогу. Часто были представлены признаки проекции депрессивного состояния на рисунок "женщины": изображение зубов, сжатых в кулаки рук, угловатость фигуры, изображение рук, прижатых к телу, слабо прорисованные черты лица, изображение "успешной женщины" в профиль, с применением усиленного нажима и размещение фигуры в нижнем углу листа.

Психически дезадаптированные студентки (22% случаев) также изображали "успешного мужчину" в высоком статусном положении, а в изображении "успешной женщины" присутствовали тенденции тревожности и агрессивности. Рисунок "успешной женщины" дополнялся такими признаками закрытости и агрессивности, как отсутствие кистей рук, изображение пустых глаз или глаз, спрятанных за очками, особо четко подчеркнутыми контурами, а также избытком пуговиц, ремней, лент или карманов. Фигура "успешной женщины" могла быть представлена в профиль с применением усиленного нажима, а также в уменьшенном размере, размещена в углу или внизу листа, без атрибутов успешности. Из признаков тревоги в образе "успешной женщины" можно отметить также следы стертых и исправленных линий, применение множественности линий. В рисунках встречались эскизные ли-

нии в изображении "успешной женщины": сначала приблизительно в одном и том же направлении проводилось несколько линий со слабым нажимом по контуру фигуры "успешной женщины", потом одна из них, показавшаяся испытуемой наиболее удачной, наводилась жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги: волнения, беспокойства. При этом встречались такие детали изображения "успешной женщины", как широко раскинутые руки со сжатыми кулаками, улыбка с оскаленными зубами, что могло отражать агрессивные тенденции, которые были присущи самим испытуемым, как установлено по результатам методики Г. Айзенка.

Таким образом, у психически адаптированных женщин наблюдались две тенденции в характере изображения "успешной личности": это либо отсутствие гендерных различий в восприятии мужской и женской успешности, либо гендерная дифференциация, когда успешность ассоциируется только с женским образом, при негативном отношении к "мужской успешности".

Психически дезадаптированные женщины, вне зависимости от своего социального положения, спроецировали свое негативное психическое состояние, выражающееся в повышенном уровне тревожности, фрустрированности, нейротизма, на образ "успешной женщины", при этом образ "успешного мужчины" был передан, согласно инструкции, с атрибутами успешности и проекцией его позитивного восприятия.

В обобщенном виде можно сказать, что для женщин "молодого" поколения успешность мужчины и женщины, скорее, сходна, чем различна, а "старшее" поколение склонно дифференцировать мужской и женский успех, приписывая разные атрибуты успешности мужскому и женскому образам. Психически дезадаптированные женщины, в отличие от адаптированных, на эмоционально-оценочном уровне дифференцируют представления о содержании мужского и женского успеха, положительно воспринимая успешность только мужского образа и вытесняя из самосознания образ женской успешности, что и могло выступать одной из причин неспособности психически адаптироваться к создавшимся в их жизни проблемным ситуациям.

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психо-логич. тр. - М.: Московский психолого-со-циальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с.

2. См.: Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Ростов-н/Д, 1993. - С.11; Калинкина Е. Что такое "успешность"? Психологический анализ понятия // иКЬ: http://www.rpmo-nitor.ru/rms/detail.php? ГО=5947 (дата обращения 10.07.2009); Тульчин-ский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. - Л., 1990. - С. 79.

3. См: Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994. - С.222; Улыбина Е.В. Обыденное сознание, структура и функции. - Ставрополь: СГУ, 1998. -209 с.; Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психолог. журнал. - 1998. - №1. - С.62.; Лю-син В.Н. Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке // иКЬ: http://www.meta!-profi.ru/library/osobost_arhetipov.htm (дата обращения 9.03.2011).

4. См: Терновская О.П. Гендерные различия в представлениях о месте работы в жизни женщины. -СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т, 2003. - С.483-

486; Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №1. - С.37-46; Гаврили-ца О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопр. психологии. - 1998. - №4. - С.65-70; Мал-кина-Пых И.Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. - С.133-135; Люсин В.Н. Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке // иКЬ: http://www.metal-profi.ru/library/

osobost_arhetipov.htm (дата обращения 9.03.2011).

5. См: Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Краснодар, 2006. - 45 с.; Здравомыслова О.М., Арутю-нян М.Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем РАН. - М., 1998. - 172 с.

6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

7. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 1996. - 158 с.

GENDER FEATURES OF "SUCCESSFUL PERSONALITY” IMAGE AMONG WOMEN WITH DIFFERENT SOCIAL AND MENTAL ADAPTATION

O.G.Lopuhova, E.I.Beglova

Gender features of "successful personality" image in correlation with various manifestations of psychical adaptation were studied among employed and involuntary unemployed women of "young" and "older" ages.

Key words: gender impressions, "successful personality" image, personal adaptation.

Лопухова Ольга Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Беглова Эльмира Ильдусовна - аспирант кафедры общей и практической психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 19.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.