Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ГЕНДЕР / МОТИВАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Жихарева Лилия Владимировна, Андреев Александр Сергеевич

В статье обсуждаются различия в медиапотреблении в молодежных группах с разным типом гендерной идентичности. В ходе исследования выявлено, что существуют достоверные различия в мотивации медиапотребления у девушек с феминной гендерной идентичностью и другими гендерными группами. Индивидуальный стиль медиапотребления также имеет гендерные отличия. Исследование показало наличие определённых значимых корреляционных связей психических состояний, мотивов медиапотребления и индивидуадльного стиля медиапотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лучинкина Анжелика Ильинична, Жихарева Лилия Владимировна, Андреев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION OF MODERN YOUTH

The article discusses the differences in media consumption in youth groups with different types of gender identity. The study revealed that there are significant differences in the motivation of media consumption among girls with a feminine gender identity and other gender groups. The individual style of media consumption also has gender differences. The study showed the presence of certain significant correlations of mental states, motives of media consumption and individual style of media consumption.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

А. И. Лучинкина, Л. В. Жихарева, А. С. Андреев

УДК 159.9.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

овременный этап развития общества характеризуется агрессивным влиянием медиа-продукции на развитие личности. Медиа включают в себя прессу, телевидение, радио, а также традиционные СМИ, перешедшие в цифровой формат и работающие онлайн. С изменением технологий меняется и аудитория, ее предпочтения и особенности потребления: возрастает ее активность и самостоятельность в формировании повестки дня, уровень вовлеченности в процесс производства и потребления контента. Рекламные ролики, информация из сфер жизни и деятельности личности, аудио- и видеофайлы, всплывающие окна транслируется независимо от желания их потребителей, ориентируя их на поиск новой информации или совершение определённых действий. Однако простые наблюдения показывают, что влияние одного и того же медиаконтента на личность пользователя не является одинаковым во всех случаях. Кроме того, самостоятельный поиск медиаконтента молодежью также имеет отличия в направленности и глубине. В тоже время понимание особенностей медиа-потребления молодежи может способствовать созданию целого ряда эффективного контента как обучающего, так и развивающего. Обращение к проблеме медиапотребления обусловлена необходимости удаленной работы в связи с пандемией.

Мы предположили, что различия в медиа-потреблении связаны с гендерными особенностями молодежи. В связи с этим психологическая проблема исследования состоит в выявлении гендерных особенностей медиапот-ребления с целью создания эффективных дистанционных обучающих курсов.

Целью статьи является обсуждение ген-дерных особенностей медиапотребления современной молодежи

Анализ психологической литературы по вопросу медиапотребления личности позволил выделить несколько направлений исследований в этом поле. Первое направление исследований, преимущественно социологических, направлено на выявление и описание количественных показателей медиапотребления молодежной аудитории, популярности отдельных медиаканалов, анализ феноменов кроссме-дийности и сторителлинга [2; 3; 7; 8; 9; 10].

Второе направление исследований связано с описанием влияния медиаконтента на личность. Учеными описывается явление информационной перегрузки (Дж. Гол) как состояния утомления и растерянности от потребления большого количества информации. В работах этого направления описан синдром за-липания на отвлекающую информацию (рекламу, картинки, посторонние тексты). При этом ученые выделяю многозадачность как интегральную характеристику современного медиа-потребителя.

Учеными третьего направления личность рассматривается как пассивный объект воздействия. Так, деструктивные влияния масс-медиа на личность исследовались А. И. Лу-чинкиной, Л. В. Жихаревой [5; 11].

В исследованиях других ученых были зафиксированы корреляционные связи между экранным и реальным насилием, однако ученые не поясняли их причинно-следственную природу [13].

Исследователями четвертого направления [1; 14; 15] используется понятие медиасо-циализация, сущность которой заключается в приобретении личностью социального опыта преимущественно на основе искусственных ме-диарепрезентаций, в условиях нехватки участия в этом процессе социализирующего окружения. В исследовании О. В. Петрунько акцентировано внимание, что социализация ребенка разворачивается как медиасоциализация, а культурно-просветительская, образовательно-воспитательная и социализационная фун-

кции, которые до сих пор выполняли традиционные институты социализации (семья, референтные группы, учебно-воспитательные учреждения, государство, церковь), получают медиаканалы [14].

Исследователи указывают на агрессивность этой среды по отношению к человеку. Мы согласны с такими выводами в случае рассмотрения воздействий на ребенка телевидения, кинематографа, газет, журналов, радио. Перечисленные медиа, безусловно, являются инструментом социализации личности. Интернет хоть выступает частью медиапростран-ства, но имеет свою специфику и оставляет больше степеней свободы для развития и социализации личности, в частности, предоставляет более возможностей для проявления личностной активности.

Учитывая результаты исследований в области медиасоциализации и восприятия ме-диаконтента личностью, отметим, что за кругом изучения остались субъектные характеристики потребителя: мотивация, гендерный аспект медиапотребления, индивидуальный стиль медиапотребления, особенности психических состояний личности.

Методы исследования: с целью получения количественных показателей особенностей потребления медиаконтента - констатирующий эскперимент. Для выявления тендерных особенностей медиапотребителей - по-лоролевой опросник С. Бем; для выявления особенностей мотивации информационной активности личности - личностный опросник «Мотивационная структура информационной

активности» (МСИА - В. М. Смирнов, А. С. Ко-повой, Ю. Н. Долгов, Г. Н. Малюченко); для определения особенностей медиапотребления -методика «Индивидуальный стиль медиапот-ребления» (Г. Н. Малюченко, А. С. Коповой, Ю. Н. Долгов, В. М.Смирнов); для выявления особенностей психических состояний - личностный опросник Г. Айзенка.

В исследовании приняло участие 68 респондентов, в возрасте от 18 до 25 лет.

Обсуждение результатов исследования. В группе девушек с выраженной феминной гендерной идентичностью потребление ме-диатекста выступает в качестве процесса, сопутствующего межличностному (межгрупповому) общению (рис.1).

Лейтмотивом потребления медиапродук-ции для респондентов этой группы является стремление получить положительные эмоции, причем без интеллектуальных усилий. Медиа-продукция воспринимается как некая абсолютная, самодостаточная ценность, что несет риск возникновения медиазависимости.

В группе девушек с выраженной андрогин-ной гендерной идентичностью было выявлено три группы взаимосвязей (рис.2).

С возрастанием показателей по шкале «Нейротизм» снижаются показатели по шкале волевого контроля медиапотребления. Исходя из данных результатов можно сделать вывод, что чем выше уровень нейротизма у девушек в данной группе, тем менее подвергается контролю потребляемый медиаконтент.

Процесс формирования привычек потребления медиа крайне нестабилен, нарушается

(г=-0.778**,

Коммуникативная мотивация Р <0,01) Реактивирующая мотивация

Познавательная мотивация

Компенсаторная мотивация

Рис. 1. Корреляционный анализ в группе девушек с феминной гендерной идентичностью

Волевой контроль медиапотребления

Эмоционально познавательная вовлеченность

(1=-0.691***, р <0,001).

(1=0.691***, р <0,001).

Компенсаторная мотивация

Реактивирующая мотивация

Эффективность поиска (1=-0.84***,

информации р <0,001)

Коммуникативная мотивация

(г=0.84*** р <0,001)

Познавательная мотивация

Рис. 2. Корреляционный анализ в группе девушек с андрогинной гендерной идентичностью

необходимый баланс между временем, которое отводится на медиапотребление, и всей другой деятельностью респондентов. Их познавательная активность и эмоциональные реакции полностью определяются процессами, происходящими в медиапространстве.

В группе девушек с выраженной андро-гинной гендерной идентичностью обнаружены положительная взаимосвязь между эмоционально-познавательной вовлеченностью и реактивирующей мотивацией и отрицательная взаимосвязь с компенсаторной мотивацией. Такие данные свидетельствуют о том, что девушки данной группы используют ме-диаконтент с целью скорейшего вхождения в режим активных действий, достижения эмоционального подъема, обретения желаемого физического тонуса, бодрости. Основным критерием оценки медиапродукции выступает её насыщенность соответствующими стимулирующими качествами, обеспечивающими возможность получения эмоциональной и физической подзарядки. При этом медиапростран-ство играет сугубо служебную роль, поскольку используется как источник побудитель-

ных и направляющих стимулов к достижению каких-либо социально-значимых целей находящихся за его пределами. И поскольку приоритет отдаётся внеинформационной активности, любого рода медиапродукция не рассматривается человеком как некая абсолютная, самодостаточная ценность, но лишь как некий внешний антураж его жизни. Преобладание данной мотивации, как правило, не несет риск возникновения медиазависимо-сти, так как приоритетные цели и ценности личности находятся за пределами медиапрос-транства.

Были выявлены значимые отрицательные взаимосвязи между шкалой «Эффективность поиска информации» и шкалой «Коммуникативная мотивация» (г=-0.84***, р<0,001) и значимые положительные взаимосвязи между шкалой «Эффективность поиска информации» и шкалой «Познавательная мотивация» (г=0.84***, р<0,001).

Респонденты данной группы умеют быстро и легко находить нужную информацию, при этом их не отвлекает различного рода «фоновый» медиаконтент. Чем выше навыки

(г=-0.841***,

Нейротизм р <0,001)

Волевой контроль медиапотребления

Рефлексивная критичность медиапотребления

Эффективность поиска (г=-0.667***,

информации р <0,001)

Рис. 3. Корреляционный анализ в группе юношей с андрогинной гендерной идентичностью

рефлексивно анализировать потребляемый ме-диаконтент тем реже у них проявляется стрем-

пользования медиасредой, тем менее медиа-пространство используется для общения. Ан-дрогинные девушки используют медиапрос-транство с целью поиска новой, полезной информации, и имеют все необходимые навыки для ее поиска.

В выборке молодых людей с выраженной андрогинной гендерной идентичностью было выявлено две группы. Критерием дифференциации респондентов выступил уровень выраженности нейротизма.

Согласно результатам, представленным на рисунке 3 молодые люди с андрогинной гендерной идентичностью, отличающиеся эмоциональной нестабильностью склонны больше тратить времени на поиск необходимой информации, у них возникают трудности при постановке целей в момент поиска и обработки информации. Обращение к медиаконтен-ту обусловлено стремлением к релаксации, получению новой, полезной информации и компенсации неудовлетворенных потребностей в реальной жизни. Так же было установлено, что чем более молодые люди склонны

ление использовать медиапродукцию как средство для расслабления.

Также было установлено, что при низком уровне способности к эффективному поиску информации снижается уровень коммуникативной мотивации.

В выборке молодых людей с выраженной маскулинной гендерной идентичностью было выявлено две группы. Критерием диффере-циации респондентов выступил уровень выраженности нейротизма.

Результаты, представленные на рисунке 4, могут свидетельствовать о том, что нестабильность эмоционального состояния понижает способность эффективно взаимодействовать с медиатекстом. Маскулинные юноши с высоким уровнем нейротизма затрудняются в дифференциации информационного поля в результате чего могут возникать сложности в накоплении необходимых и достаточных знаний, способствующих формированию целостной личной и социокультурной идентичности.

Рис. 4. Корреляционный анализ в группе юношей с маскулинной андрогинной гендерной

идентичностью

Эмоционально познавательная вовлеченность

Рис. 5. Корреляционный анализ в группе юношей с маскулинной гендерной идентичностью

На фоне выраженного нейротизма нарушается необходимый баланс между временем, которое отводится на потребление медиатек-ста и другими видами деятельности. Познавательная активность и эмоциональные реакции полностью определяются процессами, происходящими в медиапространстве, и носят компенсаторный характер т.е. для них это способ выйти из серой рутины, однообразной реальности в повседневной жизни.

Результаты, представленные на рисунке 5, свидетельствуют о том, что респонденты представители второй группы эмоционально вовлекаются в те медиапродукты, которые дают в основном новую, познавательную, ценную

для них информацию, т.е. респонденты данной группы предпочитают интеллектуальные развлекательные телепрограммы, они носят релаксационный характер. Молодые люди оценивают входящие сообщения, информацию, художественные или документальные медиа-продукты, в основном, на основе таких критериев, как новизна, возможность расширения кругозора, потенциальные преимущества в повседневной жизни, реальная практическая ценность, научная обоснованность, уровень удовлетворения конкретных знаний.

В результате сравнительного анализа полученных результатов было установлено что девушки с андрогинной гендерной идентично-

2022//-

стью чаще чем юноши с андрогинной идентичностью используют медиапространство и ме-диапродукты с целью коммуникации (и=437.5, р<0,001), компенсации неудовлетворенных потребностей в реальной жизни (и=415.5, р<0,001) и как способ достижения целей, поставленных в реальной жизни (и=459, р<0,001),

Юноши с андрогинной идентичностью чаще используют средства массовой информации с целью релаксации, восстановления внутреннего ресурса (и=104, р<0,001), чаще пользуются медиапродуктами и медиасредой с целью получения новой, полезной информации (и=75, р<0,001) по сравнению с андрогин-ными девушками.

Девушки с андрогинной гендерной идентичностью используют медиасредства и ме-диапродукты с целью релаксации чаще чем маскулинные юноши (и=168.5, р<0,001), так же у этих девушек более выражена познавательная мотивация (и=179, р<0,001).

Юноши с маскулинной гендерной идентичностью чаще используют медиапростран-ство и медиасредства с целью ухода от реальности, а так же компенсации отсутствующих в реальной жизни достижений по сравнению с андрогиным девушками (и=31.5, р<0,001).

Андрогинные девушки быстрее и легче находят нужную информацию по сравнению с девушками с выраженной феминной гендер-ной идентичностью (и=209.5, р<0,05).

Андрогинные юноши чаще, чем маскулинные юноши используют СМИ как процесс, который неизбежно сопровождает межгрупповое или межличностное общение (и=156, р<0,01), пользуются медиапродуктами и ме-диасредой с целью получения новой, полезной информации (и=144, р<0,05).

Феминные девушки по сравнению с юношами с андрогинной гендерной идентичностью быстрее и легче находят нужную информацию (и=209, р<0,05) и они чаще используют медиасредства с целью межличностного либо межгруппового общения (и=276.5, р<0,001), чаще используют медиапространство и ме-диасредства с целью ухода от реальности и компенсации отсутствующих в реальной жиз-

ни достижений (и=292.5, р<0,001). Но, ан-дрогинные юноши чаще, чем феминные девушки используют медиасредства и медиа-продукты с целью релаксации (и=64, р<0,001), оценивают входящие сообщения, информацию, художественные или документальные медиа-продукты, в основном, на основе таких критериев, как новизна, возможность расширения кругозора, потенциальные преимущества в повседневной жизни, реальная практическая ценность, научная обоснованность и т.п. (и=15, р<0,001).

Феминные девушки по сравнению с юношами с маскулинной гендерной идентичностью быстрее и легче находят нужную информацию (и=87, р<0,01), чаще используют ме-диапространство и медиасредства с целью ухода от реальности, а так же компенсации отсутствующих в реальной жизни достижений (и=99.5, р<0,001). Маскулинные мужчины чаще, чем феминные женщины используют медиасредства и медиапродукты с целью релаксации (и=10.5, р<0,001), пользуются ме-диапродуктами и медиасредой с целью получения новой, полезной информации (и=1, р<0,001)

Выводы:

1. Девушки с феминной гендерной идентичностью используют медиапространство в большей степени с целью коммуникации, при этом общение выполняет компенсаторную функцию. Обладают высоким уровнем способности к поиску нужной информации в ме-диапространстве за относительно короткое время, при этом рефлексивная критичность ме-диапотребления находится на среднем уровне.

2. Девушки с андрогинной гендерной идентичностью обладают высоким уровнем способности быстро и легко находить нужную информацию, при этом их не отвлекает различного рода «фоновый» контент в медиа-пространстве. Чем выше навыки пользования медиасредой, тем менее у них выражены коммуникативные мотивы. При высоком уровне нейротизма снижается волевой контроль ме-диапотребления. Андрогинные девушки ис-

пользуют медиапространство как способ достижения целей, поставленных в реальной жизни.

3. Юноши с андрогинной и маскулинной гендерной идентичностью используют медиа-пространство с целью получения полезной, новой информации, которая носит для них релаксационный характер и компенсирует неудовлетворенные потребности в реальной жизни.

5. Сравнительный анализ показал, что девушки с андрогинной гендерной идентично -стью по сравнению с другими группами способны к наиболее эффективному поиску информации. Юноши с андрогинной и маскулинной гендерной идентичностью используют медиапространство с целью получения новой, полезной информации, в то время как девушки с андрогинной и феминной гендерной идентичностью используют медиапространство с целью реализации компенсаторных мотивов.

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются различия в медиа-потреблении в молодежных группах с разным типом гендерной идентичности. В ходе исследования выявлено, что существуют достоверные различия в мотивации медиапот-ребления у девушек с феминной гендерной идентичностью и другими гендерными группами. Индивидуальный стиль медиапотреб-ления также имеет гендерные отличия. Исследование показало наличие определённых значимых корреляционных связей психических состояний, мотивов медиапотребления и индивидуадльного стиля медиапотребления.

Ключевые слова: медиапотребление, молодежь, гендер, мотивация, индивидуальный стиль медиапотребления.

SUMMARY

The article discusses the differences in media consumption in youth groups with different types of gender identity. The study revealed that there are significant differences in the motivation of media consumption among girls with a feminine gender identity and other gender groups. The individual style of media consumption also has gender differences. The study showed the

presence of certain significant correlations of mental states, motives of media consumption and individual style of media consumption.

Keywords: media consumption, youth, gender, motivation, individual style of media consumption.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П. Взаимосвязь личностных особенностей пользователей и характеристик их информационного поиска в период пандемии // Вестник Кемеровского государственного университета. - Том 23. - № 2. -С. 427-437.

2. Гурьянов Е.Н. Использование медиа-контента как инструмента рекламы и PR // Научные труды СЗИУ РАНХиГС. - 2019. -Т.10. - № 4. - С. 159-168.

3. Дневниковое исследование. Модели ме-диапотребления. Что люди читают, почему, когда и как [Электронный ресурс] // Cossa. -URL: https://www.cossa.ru/upload/medialibrary/ Mediator_How_People_Read.pdf. - (дата обращения: 16.02.2020).

4. Жихарева Л. В. Мотивационная структура медийных предпочтений современной молодежи // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. - Т. 5. -№ 4. - С. 78-86.

7. Коломиец В. П. Концептуализация ме-диакоммуникации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2019. - Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2575_(дата обращения: 15.02.2020).

8. Кульчицкая Д. Ю., Вартанов С. А., Ду-нас Д. В., Салихова Е. А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования [Электронный ресурс] // Медиа-скоп. - URL: http://www.mediascope.ru/2529. -(дата обращения: 15.02.2020).

9. Лободенко Л. К. Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии: монография / под ред. Л. К. Ло-боденко, Л. П. Шестеркиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. - 415 с.

10 Лукашевич Д. А. Применимость теории «спирали молчания» к сети интернет и

2022//*

новым медиа // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. - 2013. - № 12. - Вып. 6. -С. 61-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Лучинкина А. И. Проблемы обучения цифровых детей // VI Международный форум по педагогическому образованию (27 мая - 9 июня 2020 г.). - URL: https://ifte.kpiu. ru/wp-content/uploads/2020/05/PRÜGRAMMA-vIFTE2020.pdf.

12 Лучинкина А. И., Юдеева Т. В., Жихарева Л. В. Девиантные формы социализации личности в интернет-пространстве // VI Международный форум по педагогическому образованию (27 мая - 9 июня 2020 г.). - URL: https://ifte.kpfu.ru/wp-content/uploads/2020/05/ PR0GRAMMA-vIFTE2020.pdf.

13 Лучинкина А. И. Петровская М. Н. Социально-психологический портрет геймера // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - № 4 (48). - С.174-179.

14 Петрунько О. В. Деконсолщувальт ефекти медасощалзацп // Педагопчний про-цес: теор1я i практика: Зб1рник наукових праць. - Вип. 3-4 (48-49). - К.: Едельвейс, 2015. - С. 54-58.

15 Tikhomandritskaya Ü. A. Popova T. V., Menshikova G. Ya. Gender differences in interpersonal distances during interactions with avatars. - Perception: Sage (London, England). -Vol. 48. - № S 1. - P. 135-135.

С. В. Хребина, С. А. Никулина, Л. Б. Воронкина

УДК 316.624.2

ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПОВЫШЕНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ УРОВНЯ АГРЕССИИ У АУДИТОРИИ

В данное время установлено, что средства массовой коммуникации могут влиять на личность как положительно, так и отрицательно. Если сообщения массовой коммуникации улучшают жизнь отдельного человека и социума, то это принимается и поощряется обществом. Большую озабоченность вызывает деструктивное влияние СМК на аудиторию. Особенно общественность обеспокоена воздействием масс-медиа на проявление агрессивного поведения получателей информации в реальном мире.

Современная информационная среда оказывает довольно существенное воздействие на психологическое состояние людей, особенно молодежи, паттерны их поведения в социальной и личной жизни, на их моральные и нравственные критерии, духовные ценности [3].

Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что агрессивное поведение несет в себе значительную угрозу для членов общества. Его формы могут быть разнообразны, но все они приносят тот или иной ущерб и вызывают страдания у своих жертв. Исследователи изучают данный феномен давно и, тем не менее, до сих пор ведутся дискуссии о причинах его проявления. Среди наиболее обсуждаемых факторов, обуславливающих агрессивное поведение человека, - материалы с образцами насилия и паттернов агрессивного поведения, демонстрируемые средствами массовой коммуникации. Исследователи давно ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.