Научная статья на тему 'Особенности стиля медиапотребления в раннем и позднем юношеском возрасте'

Особенности стиля медиапотребления в раннем и позднем юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
691
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / МОТИВЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / СТИЛЬ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ / ADOLESCENCE / MEDIA-CONSUMPTION / MOTIVES OF MEDIA-CONSUMPTION / STYLE OF MEDIA-CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей медиапотребления в раннем и позднем юношеском возрасте. В результате сравнительного анализа с использованием методов математической статистики установлено, что с возрастом молодые люди чаше обращаются за информацией к газетам, усиливаются познавательный и реактивирующий мотивы медиапотребления, возрастает критичность по отношению к информации, представленной в СМИ и снижается эффективность поиска информации в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сиврикова Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of media consumption style in early and late youth

Results of empirical research of features of media consumption at early and late youth are presented. As a result of the comparative analysis with use of methods of mathematical statistics it is established that with age young people to a bowl apply for information to newspapers, informative and reactivate motives of media consumption amplify, criticality in relation to information provided in mass media increases and efficiency of information search in media space decreases.

Текст научной работы на тему «Особенности стиля медиапотребления в раннем и позднем юношеском возрасте»

Столбова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

кафедры социальной работы, педагогики и

психологии,

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: Stolbovaea@cspu.ru

Stolbova Elena Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Education),

Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology

Chelyabinsk State

Pedagogical

University

Chelyabinsk, Russia

E-mail: Stolbovaea@cspu.ru

УДК 151.8 ББК 88.37

Н.В. Сиврикова

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В РАННЕМ И ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ1

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей медиапотре-бления в раннем и позднем юношеском возрасте. В результате сравнительного анализа с использованием методов математической статистики установлено, что с возрастом молодые люди чаше обращаются за информацией к газетам, усиливаются познавательный и реактивирующий мотивы медиапотребления, возрастает критичность по отношению к информации, представленной в СМИ и снижается эффективность поиска информации в медиапространстве.

Ключевые слова: юношеский возраст, медиапотребление, мотивы медиапотребления, стиль медиапотребления.

N.V. Sivrikova

FEATURES OF MEDIA CONSUMPTION STYLE IN EARLY AND LATE YOUTH

Results of empirical research of features of media consumption at early and late youth are presented. As a result of the comparative analysis with use of methods of mathematical statistics it is established that with age young people to a bowl apply for information to newspapers, informative and reactivate motives of media consumption amplify, criticality in relation to information provided in mass media increases and efficiency of information search in media space decreases.

Key words: adolescence, media-consumption, motives of media-consumption, style of media-consumption.

Условия социализации современного человека претерпевают существенные изменения, которые обусловлены процессами глобализации, опирающимися на постоянно совершенствующиеся тех-

нологии масс-медиа. По мнению Е.В. Моисеевой [8], в настоящее время интеграционные процессы России в европейское экономическое, образовательное и межкультурное пространство поставили

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Челябинского государственного педагогического университета и Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсе-вьева (заявка № 03-08-2015, победитель в конкурсе на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию).

перед отечественным образованием задачу формирования у студентов вузов ключевых компетенций, позволяющих молодежи управлять информацией, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур, а средства массовой информации становятся самостоятельным агентами формирования личности.

В психологии уже более 50 лет не ослабевает интерес к изучению роли, которую играют медиа-продукты в процессе формирования личности. Изменение особенностей медиапотребления, произошедшие за последние 15-20 лет, дали новый импульс к подобного рода исследованиям. Ученые анализируют влияние масс-медиа на процесс социализации ребенка в целом (К.В. Рубчевский [11], М.В. Шувалова, Е.Ф. Кислицына, Е.А. Ма-крева [15] и др.), влияние просмотра телепередач, мультфильмов, фильмов и рекламы на личность, психику и здоровье детей разного возраста (О.И. За-янкаускас, Е.В. Таточенко [3], М.В. Бугаева, К.А. Красюкова [1], У.В. Варнава, О.М. Фомичева [2], Т.Б. Курбацкая [5], Л.С. Михеева [7], Н.П. Павлова, Е.В. Це-ликова [10] и др.). В результате, влияние масс-медиа на формирование системы ценностей, потребностей, мотивов и поведение человека является уже доказанным психологическим фактом. Через средства массовой коммуникации транслируется не только информация, но и идеи, мировоззрение, ценности, потребности, интересы, влечения, которые благодаря процессам идентификации и подражания усваиваются индивидом. В этой связи медиабезопасность рассматривается как важное условие формирования здоровой личности в те возрастные периоды, когда система ценностей личности только формируется.

В отечественной психологии в качестве сензитивного периода формирования системы ценностей и мировоззрения называют юношеский возраст, который делится на раннюю юность (14-17 лет и позднюю юность 18-21 год) [12; 13]. Переход от ранней к поздней юности связан с изменениями в социальной ситуации развития: в первой фазе перед школьни-

ками стоит задача выбора профессии, а во второй - выбор своего дальнейшего пути, связанного с данной профессией, конкретизация жизненных планов. Это приводит к формированию устойчивых личностных, когнитивных и поведенческих особенностей, уникальное сочетание которых проявляется в стиле жизни. На наш взгляд, в современных условиях для понимания процессов развития личности важно изучить процессы формирования стиля медиапотребления в юношеском возрасте.

Целью нашего исследования стало изучение различий в стиле медиапотре-бления в раннем и позднем юношеском возрасте.

Базой нашего исследования выступил Челябинский государственный педагогический университет и общеобразовательные школы г. Челябинска. Экспериментальная выборка состояла из студентов 1-3 курсов и учащихся 10-11-х классов. Объем выборки составил 117 человек (59 человек - в раннем юношеском возрасте и 58 человек в позднем юношеском возрасте).

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: 1. «Индивидуальный стиль медиапотре-бления» (Ю.Н. Долгов и др.). 2. Личностный опросник МСИА «Мотивационная структура информационной активности» (Ю.Н. Долгов и др.). Для определения различий в стиле медиапотребле-ния у респондентов разного возраста использовался и-критерий Манна-Уитни.

При изучении особенностей медиа-потребления участников исследования анализировались их предпочтения в источниках информации (табл. 1). В ходе опроса респондентам предлагали ранжировать медиа-источники по частоте их использования. На первое место предлагалось поставить тот источник, который используется чаще всего. На последнее - тот, который используется реже всего. Анализ полученных данных показал, что наиболее часто участники исследования пользуются глобальной сетью Интернет. На втором месте по частоте потребления оказались книги. На третьем - телевидение.

ф

I-

о

го ^

со О

СО

о ¡£

о ф

3

о

X

2

ф

X

ч

со О С

ф

X X

го

X

ф

£ ф

I-

о с

го ^

ф

к с;

¡3

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о

Табл. 1. Частота использования различных источников информации

в юношеском возрасте

Источники информации Среднее значение по группе и-критерий р

ранний юношеский возраст поздний юношеский возраст

Интернет 1,3 1,3 1708 0,75

Книги 2,7 2,6 1649 0,61

Телевидение 3,0 3,3 1477 0,2

Журналы 4,5 4,7 1717 0,895

Радио 4,8 4,8 1675 0,7

Газеты 5,5 4,4 752 0,0001

Описанная закономерность присутствует в обеих исследуемых группах. Схожие результаты были получены Л.Е. Кравежиной [4], И.В. Лизуновой [6] при анализе результатов социологических опросов, проведенных в нашей стране в последние годы. М.М. Назаров, П.А. Ковалев [9] объясняют этот факт специфическими чертами интернета как источника информации. В интернете информация появляется быстрее, есть возможность взаимодействия с автором информации, более широкие возможности выбора программ за счет преодоления географических и временных ограничений.

На наш взгляд, заслуживает внимание факт, обнаруженный не только в нашем исследовании, но и в работе С.Л. Троянской и М.А. Петровой, что книги, как источник информации, пользуются большой популярностью среди молодежи в нашей стране. Подобные тенденции объясняются тем, что ведущая в данном возрасте учебно-профессиональная деятель-

ность формирует у молодого поколения доверие и привычку работать с первоисточниками, т.е. с книгами [14].

Анализ значимости различий в предпочтениях различных средств информации в раннем и позднем юношеском возрасте показал, что с возрастом молодежь все чаще обращается к газетам как источнику информации (р<0,001). Это можно объяснить тем, что культура и традиции вуза в котором обучаются старшие респонденты, приучает их к получению оперативной информации из газеты «Молодой учитель», которая распространяется среди учащихся бесплатно.

Результаты диагностики особенностей мотивации медиапотребления у студентов показали, что в целом в исследуемой выборке преобладает познавательная мотивация, на втором месте оказались мотивы реактивации, релаксации и коммуникации. Слабо выражены в исследуемой выборке компенсаторные мотивы потребления медиаинформации (табл. 2).

Табл. 2. Мотивация медиапотребления в юношеском возрасте

го ш о

о.

ей ^

О

т ±

Мотивация Среднее значение по группе и-критерий р

ранний юношеский возраст поздний юношеский возраст

Познавательная 26,0 31,2 1008 0,0001

Реактивирующая 25,0 27,0 1281 0,02

Релаксационная 23,8 24,8 1566 0,43

Коммуникативная 23,8 23,7 1704 0,97

Компенсаторная 21,4 22,7 1477 0,2

Это позволяет утверждать, что участники исследования рассматривают медиа-средства, прежде всего, как источник информации. При необходимости масс-медиа выступают для них либо как средство повышения собственного психического тонуса, либо как средство расслабления и снятия напряжения, либо как средства общения. И в последнюю очередь за счет средств массовой коммуникации они склонны компенсировать собственные недостатки.

Анализ различий в выраженности отдельных мотивов медиапотребления в группах разного возраста показал, что в позднем юношеском возрасте более выражены познавательные (р<0,001) и реактивирующие мотивы (р<0,05) ме-диапотребления. Это связано с тем, что высшая школа больше ориентирована

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на работу с медиа-источниками информации (так, например, в вузе объем самостоятельной работы студента существенно превышает объем его аудиторной работы). Большая выраженность реактивирующих мотивов может быть связана с тем, что студенты (особенно на первых этапах обучения) сталкиваются с существенными изменениями своей жизни. Учебная нагрузка возрастает, растет и необходимость самостоятельной регуляции своей деятельности. Студенты ищут средства, позволяющие им быстро достигнуть нужного уровня активности и находят их в разнообразных медиа-продуктах.

В ходе исследования анализировались стилистические особенности меди-апотребления участников исследования (табл. 3).

Табл. 3. Особенности стиля медиапотребления в юношеском возрасте

Мотивация Среднее значение по группе и-критерий р

ранний юношеский возраст поздний юношеский возраст

Эффективность поиска информации 4,66 3,12 1295,0 0,05

Внутренний контроль медиапотребления 3,36 5,05 1498,0 0,24

Рефлексивная критичность медиапотребления 1,58 3,88 1300,5 0,05

Эмоционально-познавательная вовлеченность в медиапространство -0,20 0,81 1702,5 0,96

ф н о

го ^

со О

СО

о ¡£

о ф

3

о

X

2

ф

X

ч

со О С

ф

X X

го

Сй

К ^

X

ф

£

ф ^

н о с

го ^

ф

к с;

¡3

н о о

X

X

ф

ю о о

о

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили охарактеризовать стиль медиапотребления участников исследования. В раннем юношеском возрасте он отличается умеренным проявлением эмоциональных и когнитивных компонентов вовлеченности в медиапространство и высоким уровнем эффективности поиска информации. Старшеклассники ориентируются в потоках информации, представленной в медиапространстве, но при этом не тратят много времени и душевных сил на этот процесс. В целом они способны распределять и оптимизировать время, затрачиваемое на получение информации.

Но они отличаются недостаточным уровнем осознания смысла и содержания искомой и обрабатываемой информации.

В позднем юношеском возрасте появляется самостоятельность и критичность в выборе способов и путей поиска требуемой информации. Студенты способны ориентироваться в поисковых системах, в информационных ресурсах сетевых сообществ, но порой им требуется значительное количество времени на поиск и обработку искомых данных. Их характеризует достаточный уровень осознания смысла и содержания искомой и обрабатываемой информации и низкий уровень эмоционально-когнитивной

вовлеченности в медиапространство.

Значимые различия в выборках разного возраста были обнаружены в уровне эффективности поиска информации и рефлексивной критичности медиапо-требления (р<0,05). Старшеклассники считают, что способны эффективно находить информацию в медиапростран-стве, в то время как студенты отмечают некоторые трудности в этом вопросе. Зато студенты более критично, чем старшеклассники относятся к информации, распространяемой в СМИ. В данном случае, мы склонны объяснять обнаруженные различия, возрастными изменениями, связанными с одной стороны с ростом самостоятельности и приобретением опыта (в том числе и негативно) медиапотребления, а с другой - с ростом способности к рефлексии и адекватной оценки своих способностей и возможностей в области медиапотребления.

Таким образом, результаты исследования показали, что существуют различия в потреблении медиаинформации в раннем и позднем юношеском возрасте. С возрастом молодые люди чаше обращаются за информацией к газетам, усиливаются познавательный и рактивирующий мотивы медиапотребления, возрастает критичность по отношению к информации, представленной в СМИ, и снижается эффективность поиска информации в медиапространстве.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексной программы формирования медиа-компетентности в юношеском возрасте. Перспективным направлением для продолжения исследования мы считаем изучение взаимосвязи медиапотребле-ния с содержанием и структурой внутри-личностных конфликтов в юношеском и подростковом возрасте.

Библиографический список

1. Бугаева, М.В. Влияние рекламы на детей [Текст] / М.В. Бугаева, К.А. Красюкова // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 3. - С. 39-41.

2. Варнава, У.В. Влияние бесконтрольного просмотра телевизора на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] / У.В. Варнава, О.М. Фомичева // Сб. научных трудов Sworld по материалам международной науч.-практич. конф. - 2009. - Т. 18. - № 1. - С. 18-20.

3. Заянкаускас, О.И. Психологическое влияние мультфильмов на развитие личности ребенка [Текст] / О.И. Заянкаускас, Е.В. Таточенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2010.- № 4.- С. 71-72.

4. Кравежина, Л.Е. Влияние трансформации медиасреды на деятельность рекламодателей [Текст] / Л.Е. Кравежина // Экономический журнал. - 2014. - Т. 34. - № 2. - С. 69-75.

5. Курбацкая, Т.Б. Психологическая экспертиза рекламы как фактор сохранения психического здоровья детей [Текст] / Т.Б. Курбацкая // Казанский пед. журнал. - 2008. - № 2. - С. 63-67.

6. Лизунова, И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления [Текст] / И.В. Лизунова // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 62-66.

7. Михеева, Л.С. Роль телевизионной рекламы в процессе социализации детей и подростков [Текст] / Л.С. Михеева // Реклама: теория и практика. - 2009. - № 2. - С. 112-121.

8. Моисеева, Е.В. Исторический аспект проблемы формирования социально-правовой компетенции студентов вуза [Текст] / Е.В. Моисеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 55-60.

9. Назаров, М.М. Российская информационная среда: тренды использования ТВ и интернета в контексте зарубежных сравнений [Текст] / М.М. Назаров, П.А. Ковалев // Информационное общество. - 2014. - № 1. - С. 38-48.

10. Павлова, Н.П. Телереклама и ребенок [Текст] / Н.П. Павлова, Е.В. Целикова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. - 2012. - Т. 1. - № 7. - С. 46-49.

11. Рубчевский, К.В. СМИ и проблема развития личности [Текст] / К.В. Рубчевский // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 117-131.

12. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

13. Столбова, Е.А. Социальное партнерство как условие социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска [Текст] / Е.А. Столбова // Вестник Университета (Гос. ун-т управления). - 2014. - № 15. - С. 309-312.

14. Троянская, С.Л. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения [Текст] / С.Л. Троянская, М.А. Петрова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 205-209.

15. Шувалова, М.В. Роль СМИ в социализации подрастающего поколения [Текст] / М.В. Шувалова, Е.Ф. Кислицына, Е.А. Макрева // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2006. - № 3. - С. 65-80.

Referents

1. Bugaeva M.V., Krasyukov K.A. Influence of advertizing on children. Almanakh sovremennoy nauki i obrazovaniya, 2009. № 3. P. 39-41 [in Russian].

2. Varnava U.V., Fomicheva O.M. Influence of uncontrolled viewing of the TV on formation of the identity of the child of the advanced preschool age. Sword sb. nauch. trudov, 2009. Volume 18. № 1. P. 1820 [in Russian].

3. Zayankauskas O.I., Tatochenko E.V. Psychological influence of animated films on development of the identity of the child. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 2010. № 4. P. 71-72. [in Russian].

4. Kravezhina L.E. Influence of transformation of a mediasreda on activity of advertisers. Ekonomicheskiy zhurnal, 2014. Volume 34. № 2. P. 69-75 [in Russian].

5. Kurbatskaya T.B. Psychological examination of advertizing as factor of preservation of mental health of children. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2008. № 2. P. 63-67 [in Russian].

6. Lizunova I.V. Reading in structure of modern media consumption. Bibliosfera,, 2012. № 5. P. 62-66 [in Russian].

7. Mikheyeva L.S. A role of TV advertizing in the course of socialization of children and teenagers. Reklama: teoriya ipraktika, 2009. № 2. P. 112-121. [in Russian].

8. Moiseyeva E.V. Historical aspect of a problem of formation of social and legal competence of students of higher education institution. Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2015. № 8. P. 55-60. [in Russian].

9. Nazarov M.M., Kovalyov P. A. Russian information environment: trends of use of TV and the Internet in the context of foreign comparisons. Informatsionnoe obshchestvo, 2014. № 1. P. 38-48. [in Russian].

10. Pavlova N.P., Tselikov E.V. TV commercial and child. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye igumanitarnye nauki, 2012. Volume 1. № 7. P. 46-49. [in Russian].

11. Rubchevsky K.V. Mass media and problem of development of the personality, Filosofiya i obshchestvo, 2006. № 1. P. 117-131. [in Russian].

12. Soldatova E.L., Lavrova G.N. Psychology of development and age psychology. Ontogenesis and broken development. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. P. 384. [in Russian].

13. Stolbova E.A. Social partnership as condition of social and pedagogical support of valuable orientations of children of risk group. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya), 2014. № 15. P. 309-312. [in Russian].

14. Troyan S.L., Petrova M.A. Problems of formation of culture and style of media consumption at students in the course of training. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. № 22 (313). P. 205209. [in Russian].

16. Shuvalova M.V., Kislitsyn E.F., Makreva E.A. Role of mass media in socialization of younger generation, Ekonomika. Voprosy shkolnogo ekonomicheskogo obrazovania, 2006. № 3. P. 65-80. [in Russian].

Сведения об авторе: Сиврикова Надежда Валерьевна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра социальной работы, педагогики и психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: bobronv@cspu.ru

Information about the author: Sivrikova Nadezhda Valerievna,

Candidate of Sciences (Psychology), Senior Lecturer,

Department of Social Work, Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bobronv@cspu.ru

ф

I-

o го

Œ

to

о ca

о

О Ф

3

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф х ч

со О с

ф

X X

го

X

ф

£ ф

I-

о с го s

ч ф

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.