Научная статья на тему 'Гендерные аспекты в мусульманских регилиозных нормах в обычном праве'

Гендерные аспекты в мусульманских регилиозных нормах в обычном праве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
985
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ЖЕНЩИНА / МУЖЧИНА / ИСЛАМ / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИИ / НОРМЫ / НЕРАВНОПРАВИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осауленко С. А.

Рассмотрены и проанализирован историко-правовой статус женщины в Центральной Азии в области гражданских прав, в общественно-правовой сфере в зависимости от уровня экономического развития общества, народных традиций и влияния религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты в мусульманских регилиозных нормах в обычном праве»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В заключении хотелось бы отметить, во-первых, во Франции, по сравнению с Российской Федерацией рядовые члены французских профсоюзов более активно участвуют в деятельности своих организаций, и уровень доверия населения к профсоюзам гораздо выше; во-вторых, профсоюзам предоставлены особые процессуальные права. Так, по собственной инициативе или по просьбе работника они могут представлять интересы работников в суде или заменить его в судебном разбирательстве; в-третьих, профсоюзы независимы от влияния государства и т.д.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу о том, что профсоюзное движение во Франции играет большую и важную роль на каждом уровне.

Список использованной литературы:

1. Брюа Ж. и Пиоло М., Очерки истории Всеобщей конфедерации труда Франции, [пер. с франц.], М., 1959.

2. "Вести" интернет-газета" ("VESTI.RU"). [Электронный ресурс]. URL:

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2658624. (Дата обращения: 9.09.2015г.).

3. Милицына Т.В., Борьба течений в профессиональном движении во Франции, М., 1937.

4. Новостной портал «Коммерсант.ру». [Электронный ресурс.] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2583163. (Дата обращения: 3.09.2015г.).

5. Объединение профсоюзов России (официальный сайт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.sotsprof.org/node/4233. (Дата обращения: 5.09.2015г.).

6. Тарасов, А. In memoriam anno 1968 [Текст] / А. Тарасов // «Забриски Rider», 1999. - № 8.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М. Черниловского.-М., 1996.

8. Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d'histoire economique et sociale», 1954, v. 32, №4.

© А.Н. Нугманова, А.Т. Санжиева, 2015

УДК 340.141

С. А. Осауленко

Кандидат политических наук, доцент Юридический факультет Кыргызско-Российский Славянский Университет г. Бишкек, Кыргызская Республика

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ РЕГИЛИОЗНЫХ НОРМАХ

В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ

Аннотация

Рассмотрены и проанализирован историко-правовой статус женщины в Центральной Азии в области гражданских прав, в общественно-правовой сфере в зависимости от уровня экономического развития общества, народных традиций и влияния религии.

Ключевые слова

Гендер, женщина, мужчина, ислам, обычай, традиции, нормы, неравноправие, общество.

С древних времен в философии существует устойчивая концепция: уровень господствующих в государстве морали и нравственности определяется его отношением к женщине.

У первоистоков современной цивилизации стояла женщина. Переход от матриархата к патриархату несколько снизил роль женщины, отстранив ее от активного участия в развитии общества и заключив в тесные рамки семейных отношений. Этот процесс протекал на разных материках по-разному и длился довольно долго.

180

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В доисламскую эпоху в арабской семье рождение девочки считалось признаком беды и было трагедией. Новорожденную живой закапывали в землю, асам обычай не считался вандализмом. Первым делом исламская религия наложила запрет на этот бесчеловечный обычай.

Возникнув в VII в. в Аравии и распространившись затем на огромной территории от Китая до Пиренеев, ислам стал духовным знаменем многих народов мира. В то же время он уживался с определенными традициями, обычаями, особенностями покоренных народов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сегодняшних дней признаки тегреганства, шаманизма, тотемизма и других культов тюркских народов, в том числе кыргызов, начавших исламизироваться еще до X в. Полное представление о положении женщин того времени дают Коран, хадисы и труды средневековых мусульманских теологов. Обратившись к Корану, можно убедиться в том, что однозначного подхода к нему в нем нет.

Мужчина и женщина равны перед Богом, учит Коран, они исполняют свои общественные и мирские обязанности сообразно своим потребностям и натуре. При этом они должны идти по пути, предопределенному шариатом, и совершать лишь благочестивые дела, быть нравственно чистыми в мире и, как результат, очищенными в загробной жизни.

Коран также предполагает отдавать предпочтение в определении равенства между мужчиной и женщиной по их таланту и способностям.

Ислам предъявляет женщине определенные требования, но в то же время создает и определенные возможности в юридической и правовой сферах:

• в области гражданских прав ислам полностью признает человеческие достоинства женщины наравне с мужчиной;

• в общественной сфере ислам предполагает, что женщина должна быть образованной;

• в правовой сфере ислам дал девушке, достигшей совершеннолетия, полную материальную самостоятельность во всех ее делах. Никто: ни хозяин, ни отец, ни брат - не имел права посягнуть на принадлежащее ей имущество, будь то калым или нечто другое. Ислам также не запрещает женщине заниматься трудовой деятельностью и даже наоборот - Коран предписывает ей заниматься полезным трудом, подходящим ее натуре, особенностям ее личности, защищающим ее религию, а также ислам оберегает женщину от тяжелых изнурительных работ.

Ислам, проповедуя уважение к женщине-матери, учредил и укоренил моногамию. Это положение, во-первых, свело на нет воззрение о том, что женщина просто самка, удовлетворяющая свои животные потребности; во-вторых, укрепил и упрочил семью; в-третьих, оказал благотворное влияние на воспитание детей.

Исламская религия с момента ее формирования и до конца XVI- XVII вв. была единственной религией, призывавшей ценить и уважать женщину, ее целомудрие и благочестие.

Проповедуемые Кораном, хадисами, законами шариата принципы в конечном счете вели к укреплению семьи, сведя на нет разводы, подрубив корни разврату и прелюбодеянию; престарелые родители мирно в почете доживали свои дни в семьях детей, не страшась быть изгнанными и обреченными на голодную и одинокую старость.

В Коране в общих чертах канонизированы важнейшие положения о женщине, начиная с легенды о сотворении ее из ребра Адама и заканчивая функциями мусульманки в различных сферах общественной, семейной и личной жизни.

«На отношении ислама к женщине, - пишет известный востоковед В.В. Бартольд, - отразился тот же основной недостаток Корана, как и на его уголовном законодательстве: чрезмерная забота о защите имущественных прав и чрезмерное пренебрежение правом личности. Имущественные права женщины были обеспечены шариатом в большей степени, чем многими европейскими свободами законов того времени; с другой стороны, женщина при исламе с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, чем была раньше, и в дальнейшем закон и обычай все более ограничивали ее права»[1.с.25].

Чаще всего женщины известны в истории в роли чьих-то жен или матерей, дочерей или сестер. Сохранилось немало преданий о регентстве женщин. Согласно рассказам Джувейни, во главе Кара-

181

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

китайского государства (на территории Семиречья) в 70-х годах XII в. стояла дочь гурхана (правителя) [1.с.68].

Эволюция ислама как религии шла в направлении постепенного ограничения прав женщин. В условиях мусульманской семьи мужчина превратился и в семье, и в обществе в главную производительную силу, на объективной базе которой выросли его авторитет и власть.

Ислам ограничивает семейные отношения более узкими рамками подчинения жены мужу. Естественно, что и Коран считает мерзостью прелюбодеяние жены и под страхом смерти требует от нее соблюдения супружеской верности. В то же время Коран и общие принципы мусульманской этики осуждают связь мужчины с другой замужней женщиной, однако никаких строгих мер наказания за это не предусмотрено: такую связь рассматривали как покушение на чужую собственность. Малейшие же подозрения относительно поведения жены, матери, сестры и дочери служили поводом для наказания. Как и в любой моногамной семье эксплуататорского общества, здесь смотрели на жену как на неприкосновенную собственность, покушение на которую равносильно захвату чужой собственности.

Несмотря на это, ислам дал женщине все человеческие права. Обычай укрытия лица женщин, в частности, невест, бытовал с давних времен у всех народов, в том числе и у узбеков, казахов, киргизов, башкир, чувашей и марийцев. Одежда, похожая на паранджу, имелась у представителей многих племен. Считалось, что ходить с непокрытой головой грешно, так как ангел-хранитель отлетает от женщины, если она ест пищу, не имея на голове платка. Девичья шапочка позволяла носить волосы открыто, тогда как женский головной убор полностью скрывал волосы, оставляя открытым только лицо. Смена головного убора связывалась с моментом превращения девушки в женщину-мать. Одежда и прическа четко документировали возрастное и семейное положение женщины[2.с.299].

В семейной жизни долг мусульманки состоит в полном подчинении мужу и удовлетворении его желаний. «Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя...»[3]. Когда жена плохо исполняет свой долг, нужно наставлять ее на путь истинный, а «тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них». Следует отметить, что, в отличие от вышеприведенных, существуют и другие изречения Мухаммеда, где он говорит о необходимости хорошего обращения с женщиной, исходя из само собой разумеющегося неравного ее положения. Заплатив калым - выкуп за жену, муж считал себя ее владельцем и смотрел на жену как на собственность. Подчиненность жены сказывалась не только в выполнении ею самой тяжелой работы, но и в обращении с нею мужа. Как уже отмечалось выше, мужа она не смела называть по имени, а в его отсутствие при посторонних лицах - произносить его имя.

Традиционное разделение труда между мужчинами и женщинами определяло их отношения и образ жизни. Источники отмечают, что тяжесть ежедневных работ лежит у киргизов на женщине. Она с детства приучена ездить на лошади и должна справлять за мужчину всю домашнюю работу в течение всей своей жизни: вьючить юрты, ставить их, готовить кушанья и т.д. Киргизские мужчины ничего не делают. Даже беременная женщина разбирает юрту, навьючивает ее на верблюда. Жена ест отдельно от мужа, который посылает ей остатки со своего стола.[4.с.184-185]

Один из ценнейших источников обычного права кыргызов - эреже (руководящее положение) чрезвычайного съезда биев Токмакского уезда 1893 г. - донес до нас сведения о положении женщин в конце XIX в. Выше уже упоминалось об одной его глав о незамужних женщинах, т.е. о тех, кто не состоит в браке или состоял в браке, но остался вдовой. Все параграфы наделены правилами об ответственности за похищение и изнасилование женщин, о порядке уплаты и возвращения калыма, об основах развода и порядке наследования имущества отца.

Анализ статей эреже показывает, что социальный статус женщины в кыргызском обществе был более высоким по сравнению с другими народами Центральной Азии, хотя она и не имела равных прав с мужчиной.

В качестве простейшего примера неравноправия можно привести такой: за убийство женщины полагался штраф (кун), равнявшийся половине куна за убийство мужчины, который составлял 260 лошадей, 1 верблюда, 100 баранов и одного бегунца. Свидетельство женщины в суде биев имело доказательственную

182

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

силу лишь тогда, когда оно подтверждалось словами мужа или ее старших родственников, сказанными под присягой.

В настоящее время культура семейных отношений как показатель развитости семьи, семейных отношений и эффективности воспитания молодого поколения выражается в участии женщин в общественных преобразованиях, результативность которых зависит от взаимо-соответствия факторов социализации личности, сочетания общественных интересов со специфическими механизмами, способствующими приобщению женщин к культурной жизни. Привлечение женщин к управлению государственными и общественными делами - одно из важнейших условий их эмансипации и социокультурного развития.

Таким образом, в Кыргызстане решение «женского вопроса», наряду с общечеловеческими подходами, определяется рядом национальных особенностей, самобытными ценностями и традициями. Эта проблема занимает важное место во всем комплексе осуществляющихся в нашей республике преобразовательных процессов. Самобытный подход к ее решению определяется также особенностями кыргызской семьи и семейных взаимоотношений в целом. Это сводится в обобщенном виде к тому, что для кыргызов важное значение имеют человеколюбие, приверженность к гуманистическим ценностям, многодетность, коллективизм, стремление считаться с общественным мнением, соблюдение национальных традиций. Эти достоинства семьи играют важную роль в укреплении стабильности семьи, в воспитании детей.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что статус женщин в Центральной Азии всегда зависел от уровня социально-экономического развития общества, от народных традиций и влияния религий.

Проблемы женщин решались на каждом этапе общественного развития по-разному. В настоящее время их следует решать на широком международном уровне, с учетом национальных, региональных и религиозных особенностей населения.

Список использованной литературы:

1. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Полное собрание сочинений. - T.VI. - М., 1966. -300 с.

2. Сухарева О.А. Древние черты в формах головных уборов народов Центральной Азии // Центральноазиатский этнографический сборник. - М., 1954. - 345с.

3. Изречения Мухаммеда / Академия Дао; Международный Исламский Университет (Пакистан).

4. Народы России. - Т.2. - СПб., 1880. - 209с.

© С.А.Осауленко, 2015

УДК 349

С.А. Петрушенко

к. философ. н., доцент факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» Г. Таганрог, Российская Федерация

ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальнейших тем современного научного осмысления. Современное состояние окружающей среды характеризуется крайне отрицательно. Виной тому, безусловно, можно

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.