Научная статья на тему 'Уголовное право кыргызов по нормам адата и шариата'

Уголовное право кыргызов по нормам адата и шариата Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3945
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВ / АДАТ / ШАРИАТ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эшмурадова Н.Д.

В статье рассматривается уголовно-правовые отношения кыргызов в традиционном обществе, их регулирование нормами адата и шариата. А также анализируется квалификация преступлений, рассматриваются основные цели и виды наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовное право кыргызов по нормам адата и шариата»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 340.141

Эшмурадова Н.Д.

аспирант «Института философии и политико-правовых исследований» Академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек

УГОЛОВНОЕ ПРАВО КЫРГЫЗОВ ПО НОРМАМ АДАТА И ШАРИАТА

Аннотация

В статье рассматривается уголовно-правовые отношения кыргызов в традиционном обществе, их регулирование нормами адата и шариата. А также анализируется квалификация преступлений, рассматриваются основные цели и виды наказаний.

Ключевые слова

Кыргызское традиционное обществ, адат, шариат, мусульманское право, уголовное право, преступление, наказание.

Уголовное право в кыргызском традиционном обществе регулировалось в основном нормами адата, а также в зависимости от региона шариатом. За многовековую историю две правовые системы подверглись значительному влиянию друг на друга и в симбиозе создали эффективную базу для судопроизводства.

Основными источниками уголовного права у кыргызов в исследуемый период были обычай, практика судов биев и издаваемые ими Эреже, а также Коран, Сунна, Хидоя широко применяемая Кокандскими властями, другие источники мусульманского и обычного права кыргызов.

У кыргызов любое общественно опасное деяние, причинение материального или морального вреда признавалось преступлением «всякое действие, посягающее на безопасность целого общества или частных лиц, на неприкосновенность прав частного человека и вообще всякое действие, клонящее к вреду и нарушению общей и частной пользы, называется преступлением (кылмыш)»[1, с. 274]. «По обычному праву кыргызов не проводилось четкого разграничения между понятиями преступление и гражданское правонарушение. В обоих случаях они обозначались как преступление («кылмыш»)» [2, с. 173].

Мусульманское уголовное право отражает положения ислама и его принципы, стоит на защите ценностей ислама и служит во благо общества. Закон, прежде всего, защищает интересы общества. Несоблюдение закона влечет наказание, соответствующее тяжести совершенного преступления. Основными ценностями исламского общества защищаемыми шариатом, являются: религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собственность.

В кыргызском обществе не было четкого разграничения между преступлениями уголовного характера от нарушений религиозных предписаний. «Киргизы считали, что человек совершивший религиозное преступление (кылмыш) вместе с тем совершает грех (куне) т.е. совершает противобожественный поступок, или, наоборот, противобожественный поступок, зачастую рассматривался как преступление»[3,с.82]. Отождествление юридического понятия преступления с религиозными представлениями отвечало интересам господствующего класса феодалов, использовавшего религию как опору для удержания народа в повиновении, темноте и смирении. Однако из этого не следует что народ не различал общественно опасные действия от безнравственных и религиозных проступков[3, с.82].

«Преступления в кыргызском обычном праве квалифицировались как тяжкие и небольшой тяжести. В число тяжких преступлений входили: а) преступления, которые ущемляли интересы почетных людей и должностных лиц; б) преступления, совершенные внутри рода; в) преступления против главы семьи; г) повторные и неоднократные преступления; д) преступления, совершенные с использованием оружия; е) преступления, совершенные во время стихийных бедствий» [2, с. 174].

Так к тяжким преступлениям по уголовному обычному праву кыргызов относились: убийство, неоднократное и систематическое воровство, увоз и изнасилование женщины, доказанное прелюбодеяние.

Смягчали или исключали уголовную ответственность: принуждение, необходимость, невменяемость, не достижение возраста уголовной ответственности, осуществление своего права в пределах,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

предоставляемых законом, применение телесных наказаний родителями в отношении детей.

Кыргызскому уголовному праву известны институты необходимой обороны (аргасыз коргонуу) и крайней необходимости (ото зырылдыктан) [2, с.184]. Убийство вора на месте совершения кражи не считалось преступлением. Также не полагался кун за сумасшедших, за известного вора или грабителя, убитого во время хищничества [4, с. 449]. Согласно предписаниям шариата от наказания освобождалось лицо совершившее преступление в условиях необходимости защитить себя либо свое имущество от опасности, за исключением убийства.

Обстоятельства смягчающих вину: 1) явка с повинной и собственное признание; 2) совершение преступления впервые; 3) незначительный ущерб или отсутствие наступления общественно опасных последствий; 4) преступления совершенные в состоянии аффекта.

Уголовное право кыргызов, определяя субъективную сторону преступления, указывало на две формы вины: умысел (карасанатайлык) и случайность, неосторожность (кокустук, байкабастык). По нормам адата нечаянное убийство не наказывалось куном [4, с. 434]. Также не предусматривалось никакой ответственности за причинение случайного ущерба. В случае предумышленного нанесения ущерба помимо возмещения убытков на виновного налагался штраф [6, с. 179].

Шариат и адат установили, что субъект преступления должен быть физическим лицом, вменяем и достигшим определенного возраста. К уголовной ответственности привлекались лица достигшие возраста 13 лет, то есть возраста фактического достижения совершеннолетия. На этом возраст указывает Г.Загряжский: «дети, не достигшие 13-летнего возраста, не подлежат суду, они передаются родителям, родственникам или опекунам для наказания их домашними исправительными мерами» [1, с. 278].

Умышленное убийство наказывались строже, а убийство по неосторожности - не наказывалось, а если наказание назначалось, то оно было менее суровым. Так, по Токмокскому эреже 1893 г. не полагался кун и айып в следующих случаях: а) когда во время скачки на бегах упадет с лошади мальчик и убьется до смерти; б) когда кто-либо погибал при выполнении работы, порученной хозяином; в) когда у женщины случался выкидыш, а на теле отсутствовали признаки истязаний; г) если женщина во время побега от мужа или от других людей утопилась или отравилась. [4, с. 449].

Телесные повреждения кыргызским уголовным правом разделялось на два вида: тяжелые («оор жарат») и легкие («женил жарат»). К тяжелым телесным повреждениям относилось лишение человека какого-либо органа, например, потеря носа, руки, ноги, органов зрения и слуха. О мерах наказания у кыргызов за нанесение тяжкой раны Н. Изразцов писал: «Лишение глаза считается самым тяжким увечьем; лишенного обоих глаз считают мертвым и присуждают полный кун» [7, с. 397].

К легким телесным повреждениям относились раны, не связанные с лишением какой-либо части тела. «За нанесение каких-либо ран чем бы то ни было, но без лишения способности действовать членами, с виновного взыскивается ат-тон. Лошадь идет в пользу обиженного, а халат отдается бию, решавшему дело» [1, с. 283].

В случае преднамеренного причинения физического вреда или убийства, раненый или семья покойного имеют право на возмездие. Нормы адата и шариата предписывали мстить за кровь кровью, за увечье таким же увечьем по принципу талиона. Права выбора остается за семьей жертвы, она может выбрать один из вариантов:

1) настоять на наказании, казнить преступника (в случае гибели потерпевшего) или же нанести ему аналогичные ранения и увечья;

2) принять материальную компенсацию. У кыргызов это был «кун». В мусульманском праве «дия».

3) простить преступника. Семья убитого могла простить убийцу, что согласно шариату предпочтительнее сура «Трапеза», аят 45 Корана гласит: «...Но если кто нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением»[8, с. 117]. Речь идёт о повелении, несущем рекомендательный характер.

В уголовное праве кыргызов основными целями наказания являлись компенсация морального вреда, возмездие и получение материального возмещения.

По характеру ответственности преступления по шариату как и по адату делились на два вида: преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или подвергался телесным наказаниям (телесная) и преступления, которые влекли за собой уплату штрафа (материальная).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

По приговору суда в отношении преступника могли применяться следующие виды наказаний: смертная казнь, выдача обидчика на произвол и в услужение потерпевшему, отдача в рабство, изгнание, позорящие наказания, телесные и членовредительские наказания, кун, айып, отбирание или конфискация всего или части имущества, выговор внушение, ат-тон, тогуз, «мойнуна кесек, кочугуно - тиркоо [2, с. 189].

Мусульманское право выделяет три категории наказаний соответствующих уголовным преступлениям и гражданским правонарушениям: худуд, кисас и тазир [5, с. 572 - 573]. Первая и самая тяжкая категория хадд («худдуд») - сюда относятся вероотступничество и бунт, прелюбодеяние, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии. Вторую категорию называют кисас - наказание за убийство и нанесение увечий. Все остальные виды преступлений подпадают под третью категорию - тазир.

Само наказание не есть первостепенная цель, целью является стремление сделать преступление в глазах мусульманской уммы явлением недостойным и недопустимым. Важным является формирование в сознание человека-мусульманина что совершение преступления тяжкий грех влекущее за собой как кару земную так и кару после смерти как сказано в Коране сура «Сотрясение» аят 8 «тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, пылинку, увидит его» [8, с. 555]. Наказание является одним из видов борьбы с преступностью как социальным явлением[9. с. 155]. В мусульманском праве с учетом неразрывности с религией и необходимости подчинению воле Аллаха наказание - это еще и «потусторонняя кара как следствие совершения религиозного греха, т. е. преступления» [10, с. 10].

Смертная казнь применялась по приговору - «окум» родовых или племенных биев, родоправителей и других влиятельных лиц феодальной знати. В случае вынесения смертного приговора судом казиев для его приведения в исполнение требовалось одобрение бека или хана. Приговор к смертной казни приводился в исполнение на «дуванах» - съездах, при большом стечении народа [11, с. 99-108]. Одними из основных требований как к мусульманскому суду казиев, так и к суду биев являлись публичность и гласность. Судебный процесс также был открытым, любой желающий мог на нем присутствовать.

Виды смертной казни были следующие: повешение, удушение, оставление в горах связанным на растерзание волкам, утопление, сталкивание со скал, привязывание за хвост необученной дикой лошади и т.д.

Смертная казнь в Кокандском ханстве применялась довольно часто. Но в кочевой и полукочевой среде кыргызов где преобладал адат к смертной казни прибегали только в крайних случаях. Смертная казнь по суду биев встречалась у кыргызов гораздо реже, чем убийство путем мести, самосуда, барымты и т.д. [11, с. 99-108].

Смертная казнь за убийство у кыргызов во второй половине XIX в. выносилась только в отношении лиц не имеющих возможность оплатить кун за жизнь убитого. «Во второй половине XIX в. смертная казнь как вид наказания не предусматривается. Кун (выкуп) был самым распространенным видом наказания в обычном праве кыргызов.... Выплачивался кун скотом, вещами, деньгами. При этом размер его не был установлен и зависел от имущественного и правового положения потерпевшего и виновного в обществе» [ 2, с. 184].

В середине XIX в. у кыргызов применялись телесные наказания нагайкою, избиение палкой, сучком. Число ударов определялось решением биев и казиев в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, и не могло составлять меньше 6 и больше 90 ударов[1, с. 277]. Телесным наказаниям у кыргызов подвергались только представители низших сословий, а люди белой кости от данного вида наказаний освобождались.

Виновные в убийстве приговаривались, как было вышесказанно к смертной казни либо к выплате «куна», в терминологии мусульманского права «дия» выкуп за кровь. Размер куна у кыргызов, как и у народов Центральной Азии и Кавказа, исчислялся в зависимости от родовой и сословной принадлежности. Например, кун северных кыргызов составлял от 25 до нескольких сотен и даже тысяч голов скота. Кун у южных кыргызов также зависел от сословной принадлежности - от двух десятков до тысячи и более тиллей [11, с. 99-108]. Эреже 1907 г. устанавливал следующий размер куна: «Присудить за убийство представителями мужского пола - 300 голов скота по 4 разряду во главе с верблюдом и деньгами 300 рублей. За убитую женщину по 4 разряду - 150 голов скота во главе с 1 верблюдом» [4, с.462].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

Но нередко виновные или их родственники оказывались не в состоянии внести присужденные решением суда биев айыпы и куны. В этих случаях несостоятельный преступник сам шел в рабство к истцу или отдавал вместо себя одного из своих сыновей, дочерей или других родственников [3, с. 84]. Срок службы определял бий.

Обычное право кыргызов квалифицировало большинство противоправных деяний в качестве правонарушений подлежащих наказанию в виде штрафа всыскиваемогов пользу самого потерпевшего либо его родственников.

Айып был широко распространенным видом наказания у кыргызов, взыскивался по решению суда за все виды преступлений, и проступков в пользу истца-потерпевшего или его родственников. Айып можно охарактеризовать как штраф-наказание для виновного и вознаграждение в пользу потерпевшего или его родственников, а также должностному лицу.

При определении размера взыскания учитывались следующие обстоятельства: 1 ) вина; 2) убытки, причиненные обществу или лицу (чыгым); 3) вознаграждение судьям за разбирательство дела (бийлик).

Существовали различные виды айыпов: тоо баштаган тогуз (девять голов скота во главе с верблюдом, ат баштаган тогуз (во главе с конем), уй баштаган тогуз (во главе с коровой), которые назначались в зависимости от характера совершенного преступления и социально-правового положения потерпевшего и виновного [4, с. 451]. «За совершение более тяжких преступлений размер айыпа достигал трех тогузов и выше. Также назначались и более мелкие айыпы: ат-тон (лошадь и шуба или халат, бир ат (лошадь) [4, с. 449], или тон (шуба, халат)» [2, с. 180].

Несмотря на то, что нормы ислама были усвоены кыргызами поверхностно в конце второго тысячелетия вероотступничество рассматривалось адатом как преступление. Относительно

вероотступников в Коране сказано: «Если кто у вас отпадет от вашей религии и умрет неверным, у таких -тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни.». В Кокандском ханстве вероотступников сажали в зинданы и их имущество подлежало конфискации [7, с. 99].

В рамках уголовного права кыргызов отмечается преобладание адата, функционирование норм шариата, как и судопроизводство, но нормам мусульманского права прослеживается в основном на юге и в период нахождения кыргызов в подданстве Кокандского ханства. Любое противоправное деяние определялось как «кылмыш»-понятие включающее в себя как преступления, так и гражданские правонарушения. В целом перечень тяжких преступлений по адату и шариату был идентичен в шариате учитывая, что он имеет религиозное происхождение, имеется вероотступничество. Признанного виновным могли приговорить к смертной казни, тесным наказаниям, уплате айыпа, куна и т.д.

Уголовное обычное право кыргызов в изучаемый период носило традиционный характер с сохранением пережитков патриархально-родового строя. Правовые нормы тесно переплетались и взаимодействовали с религиозными и моральными обычаями, четкой границы между которыми не существовало.

Список использованной литературы:

1. Загряжский Г. Юридические обычаи киргиз. //Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. - Т. 6. - Алматы, 2005.- 274 с.

2. Борубашов Б. И. Государственно-правовое регулирование общественных отношений кыргызов в составе Российского государства (1855-1917 гг.): Историко-правовое исследование- Б.; 2009-284 с.

3- К. Нурбеков. История государства и права Киргизской СССР. Издание второе без изм. и доп.-Б. 1999. - 129 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права Кыргызстана: Учебное пособие. Том 1./Сост. Б. И. Борубашов.-Б.: 2008-657с.

5. Сюкияйнен Л. Р. Исламское уголовное право: от традиционного к современному // Российский ежегодник уголовного права. 2007. N 2. СПб., 2008. С. 572 - 573.

6. Мякутин А.И. Юридический быт киргизов. - 0ренбург,1910. - 270 с.

7. Нормы шариата и их применение казийскими судами в Средней Азии до 1924 года. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Ишанова Ш.А. - Ташкент, 1992. - 238 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

7. Изразцов Н. Обычное право (адат) киргизов. //Древний мир права казахов. Материалы, документы и исследования. - Т. 6. - Алматы, 2005. - с.397.

8. Коран: Перевод смыслов и комментарии / Э. Р. Кулиев; [пер. с араб. Э. Р. Кулиева].- Изд. 9-е, стериотип. -Москва: Эксмо, 2016. 800 с. - (Религия. Коран)

9- Елаян Г. Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002. -155 с.

10. Рамез Ахмед Элайди. Наказание по уголовному праву арабских стран: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. - 161 с.

11. Кожоналиев С. К. Обычное право кыргызов\Вступ.ст. Т.К. Чоротегина.- Бишкек. -2000.

© Эшмурадова Н. Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.