Научная статья на тему 'Гендерные аспекты социально-политических взглядов К. П. Победоносцева'

Гендерные аспекты социально-политических взглядов К. П. Победоносцева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / АНДРОЦЕНТРИЗМ / ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / КОНСЕРВАТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / GENDER / ANDROCENTRISM / PATRIARCHAL ORDER / CONSERVATISM / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Наталия Николаевна

Проводится гендерный анализ политических идей К. П. Победоносцева. Автор выявляет принципы изоморфности семейного и политического порядка, построенного на андроцентризме и патриархальности, раскрывает роль православного мировоззрения в понимании Победоносцевым женских ролей, связанных исключительно с частной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender aspects of social and political views of K. P. Pobedonostsev

The article presents a gender analysis of political ideas of K. P. Pobedonostsev. The author identifies principles of isonomy of family and political order based on androcentrism and patriarchy. The role of the Orthodox worldview in the understanding of women's roles which Pobedonostsev related solely to the private sphere is revealed.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты социально-политических взглядов К. П. Победоносцева»

26. Частное и общественное : гендерный аспект : материалы Четвертой Междунар. науч. конф. РАИЖИ и ИЭА РАН, Ярославль, 20—22 окт. 2011 г. : в 2 т. / отв. ред.

Н. Л. Пушкарева, Н. В. Новикова, М. Г. Муравьева. М., 2011. Т. 1. 555 с. ; Т. 2. 552 с.

27. Ярославские губернские ведомости.

ББК 60.51(2)52-82

Н. Н. Козлова

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВА

Константин Петрович Победоносцев (1827—1907 гг.) — влиятельная фигура в отечественной консервативной политической мысли, своего рода символ России пореформенного периода [3, с. 6; 25, с. 5]. Значимость его произведений определяется прежде всего тем, что, занимая должность обер-прокурора Святейшего синода четверть века, он имел возможность применить свои теоретические идеи в практике российского государственного управления. Вследствие этого его труды рассматривались исследователями, как правило, в контексте российских реформ и контрреформ второй половины XIX в. [9, 23]. Говоря о гендерных аспектах его политического наследия, отметим упоминания в двух работах о негативном отношении обер-прокурора к женскому образованию [21, с. 23; 17, с. 140]. Цель данной статьи — выявление роли фактора пола/гендера в системе социально-политических взглядов К. П. Победоносцева.

Вопрос о цельности и оригинальности политического мировоззрения мыслителя до сих пор дискутируется исследователями [1, 6, 7, 20]. Формирование консервативных по своему типу убеждений биографы относят к его детству [19, с. 59—60]. Будущий обер-прокурор был одиннадцатым ребенком в семье с религиозными и научными традициями: дед Победоносцева — священник, а отец — профессор Императорского Московского университета.

Духовную атмосферу родительского дома Победоносцев характеризовал как «патриархальную» [17, с. 39—40]. Несмотря на то что все дети, по словам Победоносцева, «были устроены трудами отца» [12, с. 624], центром семьи в домашних делах была мать, о которой он часто вспоминал с теплотой: «У нас в доме все ею держалось <.. .> Она была у нас точно святыня в доме, точно живая благодать, Богом посланная в благословение. Всегда кроткая, тихая, ясная, всегда на молитве за нас за всех, она как свеча горела перед Господом Богом» [17, с. 45]. Родительскую модель семейной организации Победоносцев впоследствии возьмет за образец своей патриархальной концепции семьи и государства.

Для понимания гендерной картины мира Победоносцева важно отметить его отношения не только с матерью, но и с «близкими по душе» людьми [4, с. 500] — сестрами Тютчевыми, которые были его корреспондентками на протяжении ряда лет и разделяли близкие ему славянофильские идеи. Помимо сес-

© Козлова Н. Н., 2013

тер Тютчевых, обер-прокурор поддерживал связи с великосветскими дамами

— великими княгинями Еленой Павловной и Екатериной Михайловной, графиней А. Д. Блудовой и баронессой Э. Ф. Раден [11, с. 178], некоторым из них он посвятил свои работы, представляя их как образец женственности.

Мировоззренческой основой его теоретического наследия была религия, «ортодоксально-консервативное по своей доктрине русское православие» [10, с. 16], которое, по мнению А. Б. Зубова, сближало его со славянофилами и традициями восточнохристианской патристики [5, с. 169]. Поэтому фундаментом его политической теории являлось христианское учение о богоустановленности власти, изложенное апостолом Павлом: «несть власть, аще не от Бога» (Рим.

13, 1). С точки зрения обер-прокурора, власть представляла собой «великое и страшное дело», потому что «это дело священное». Слово «священный» Победоносцев трактовал как «отделенный, на службу Богу обреченный»: «Власть не для себя существует, но ради Бога и есть служение, на которое обречен человек» [15, с. 398—399].

Западные исследователи отмечали сакрализацию государственного начала и власти в мировоззрении консерватора и усматривали в этом прежде всего насилие над личностью [26, р. 268]. А. Б. Зубов считает, что они трактовали эту особенность поверхностно, поскольку не учитывали ее прямую связь с православным мировоззрением [5, с. 175]. «Вся жизнь человека держится посреди рыдания, и жалости, и горя, и лжи, коею она материально наполнена», — писал Победоносцев, и религия, по его мнению, позволяет человеку преодолевать все трудности [15, с. 308].

Тема страдания, терпения, служения являлась лейтмотивом всего творчества Победоносцева. В рамках православного идеала служили и власть, и люди, а вопрос о правах и обязанностях подменялся вопросом о призвании каждого. Разрабатывая концепцию власти-служения, в письмах своему воспитаннику Александру III он писал: «Не забывайте, кто вы такой и к чему ваше положение вас обязывает. Богу угодно было, чтоб вы родились в том положении, в котором находитесь; итак, это воля божия, это ваш долг, ваше призвание, ваш талант, который вы обязаны разрабатывать» [22, с. 364]. В целом политика должна была представлять собой сферу деятельности «мужей государственных» [15, с. 229]. Подчеркивая андроцентризм власти, в письме к Е. Тютчевой он писал о стареющем императоре Александре II: «Власть изверилась, измочалилась — все стали не мужчины, а “сердцем хладные скопцы”» (цит. по: [5, с. 199]).

Победоносцев квалифицировал политическое управление в России как «отеческое», «патриархальное» [24, с. 84], помещая «женщин» и «женское» в приватную сферу. Сравнивая мужской и женский пол, обер-прокурор пришел к выводу, что женщины от природы обладают качествами, не совместимыми с теми, которые требуются в публичной сфере. В проекте «Записки о реформе судебных учреждений» (1885 г.) он писал: «Публичные заседания по уголовному делу превращаются в спектакль: женщины, девицы и даже дети присутствуют в нервном волнении при самых возмутительных и соблазнительных сценах» [22, с. 185]. Исследователи справедливо отмечали, что не только суд, но и сфера светского высшего образования, дающая публичные профессии для женщин, по мнению Победоносцева, не должна быть им доступна [21, с. 23; 17, с. 140]. Когда в 1882 г. 70

Александром III были упразднены женские врачебные курсы при военном госпитале, Победоносцев в письме к императору сообщил о своей позиции по этому вопросу: «Совершенно разделяю Ваше мнение <.> я всегда был и буду против этого ложного направления высшего женского образования» [22, с. 296].

Роли женщин в обществе обер-прокурор четко сформулировал в «Напутственном слове выпускницам училища для дочерей священно- и церковнослужителей», озвучивая его в Ярославле 9 июня 1880 г.: «Не место женщине ни на кафедре, ни в народном собрании, ни в церковном учительстве. Место ее в доме, вся красота ее и сила во внутренней храмине и в жизни, без слов служащей для всех живым примером» [13, с. 525].

Социальное назначение женщин и идеалы женственности Победоносцева диктовались православными ценностями: «Чистый, святой образ Матери Бо-жией должен каждую минуту напоминать деве христианской, что нет на земле имени и места святее и чище имени и места девы» [15, с. 314]. Модель взаимоотношений матери и сына, соотносящая читателей с девой Марией и Иисусом, регулярно воспроизводил Победоносцев в своих педагогических текстах [15, с. 317—320, 338].

Основные черты Девы Марии — чистота, скромность, любовь, смирение, забота о детях — должны были, по мнению обер-прокурора, составлять портрет каждой россиянки: «В народных сказках и легендах наших — самая могущественная фея всегда меньше всех ростом. В учении о благодати смирение выше всех добродетелей, и живой образец смирения — Мадонна» [15, с. 440]. В рамках православного идеала Победоносцев создал галерею женских портретов — великой княгини Елены Павловны, баронессы Эдиты Федоровны Раден, руководительницы женской школы Надежды Павловны Шульц. Обер-прокурор подчеркивал важность умственной и нравственной красоты женщин, обусловленную истинной православной верой. О дружбе славянофила Ю. Ф. Самарина и баронессы Э. Ф. Раден он писал, что их переписка «останется навсегда памятником дружественной борьбы крепкого, глубокого мужского ума, проникнутого сознанием правоты своей, с глубокою женской душой, вооруженною всей горячностью чувства, ищущего правды в человеческих отношениях», противопоставляя тем самым ум как сугубо мужской признак душе как женскому признаку [15, с. 163]. Богатство души описанных Победоносцевым женщин было направлено на служение людям. Он отмечал роль великой княгини и баронессы Раден в создании Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в период Крымской войны, их помощь талантам, участие в подготовке реформы по освобождению крестьян [15, с. 136—139, 145—163].

Заслуги Н. П. Шульц обер-прокурор видел в ее работе «на пользу русского просвещения», поскольку она занималась подготовкой будущих жен сельских священников, каждая из которых должна была стать не только хозяйкой, но и «учительницею детей своих», «помощницею мужа в народном обучении» [15, с. 140].

В рамках идеалов православия Победоносцев разрабатывал новую социальную роль женщины — учительница. Труд в сельской школе он рассматривал как «великий подвиг души, подвиг истощающий, но и питающий души, подвиг, на который именно женская душа способна», т. к. «тут надобно жить в нужде, в го-

лоде и в холоде, иногда по целым месяцам без горячей пищи, — и делить эту жизнь с бедняками, живущими в голоде и холоде» [22, с. 484]. Однако любовь к детям, жалость к бедноте и темноте их и горячее желание строить детские души, терпение, напряжение духовных сил, по мнению автора «Призвания женщины в школе и обществе» (1901 г.) [18], должны пересиливать все невзгоды.

Тех женщин, которые стремились идти по другой жизненной траектории

— заниматься литературой, наукой, политикой, обсуждать в салонах работы Милля, Вагнера, Спинозы, он порицал. С точки зрения Победоносцева, они это делали «без меры и с аффектацией», разыгрывали «сущую комедию», сами ничего не читали, а что-то где-то слышали, время проводили не в библиотеках, а на балах [8, с. 222]. Об одном из салонных заседаний он писал Е. Тютчевой: «Я хохотал в душе, а жена моя, сидя все время молча, решила, что она дура и ни о чем понятия не имеет» [8, с. 221]. Победоносцев позволял себе даже критиковать вторую жену императора Александра II княгиню Юрьевскую за то, что она держит себя нескромно: «Она постоянно вмешивалась — в послеобеденном кружке — в разговор, выпуская резкие замечания и отзывы, в которых выражалась — довольно глупо — претензия высказать свое мнение о лицах <...> Словом сказать — девка девкой» [11, с. 182].

В произведении «Характеры» обер-прокурор создал обобщенный негативный образ светской дамы — гордой и величественной Мессалины, образ жизни которой осуждал и сравнивал с непрерывным праздником, «зимою на бешеной тройке или весною на шумном гульбище в шикарном экипаже, запряженном рысаками» [15, с. 379]. Разнузданные речи, циничные шутки, сплетни, скандалы и другие атрибуты сладкой жизни делали Мессалину плохой матерью: «Ей нет времени думать и о детях» [там же]. Победоносцев обвинял Мессалину за неспособность к сочувствию, за тщеславие, эгоизм и равнодушие к судьбам других людей, за то, что она «не спотыкается поневоле о заботу, о болезнь, о горе» [15, с. 379—381]. Лицемерие и ложь Мессалины и ей подобных он видел также и в институте благотворительности: «На одном из так называемых базаров благотворительности <...> она была ослепительно красива в своем блестящем туалете, только что полученном из Парижа и стоившем бешеных денег <...> Вся ее выручка, как и выручка подруг ее, не достигала цены тех туалетов, которые она на себе носила...» [15, с. 382—383].

Женский вопрос, женскую эмансипацию Победоносцев рассматривал как признак нравственной деградации общества, разрушения авторитета религиозной и родительской властей. Пропаганду женского равноправия он оценивал как действия «лукавого»: «Ночью, когда люди спят или впросонках бессильны, приходит лукавый и потихоньку, под видом доброго и благонамеренного человека, сеет свои плевелы <...> подольстится к девушке в простой семье такою речью: “Кто тебе докажет, что доля твоя — всегда зависеть от других и быть рабою мужчины? Разум говорит тебе, что ты равна ему во всем и на все решительно одинаково с ним имеешь право”» [15, с. 525].

По «женскому вопросу» Победоносцев вступил в заочную дискуссию с Дж. Ст. Миллем, пытаясь опровергнуть такое положение английского мыслителя, как «справедливость требует, чтобы все люди жили в обществе как равные» [14, с. 221]. Первый аргумент в пользу «неровностей» полов заключался в том, что «лучшею частью рода человеческого Божеству присвоено имя Отца, потому что с 72

этим именем естественно соединяются понятия о любви, почтении и повиновении» [14, с. 222]. Второй аргумент сводился к биологическим различиям между полами: «Все частности физического устройства указывают на физическое неравенство того и другого пола <.> мужчина сильнее и крепче женщины. Эта истина, признанная повсюду, во всех веках и народах и при всяческих обстоятельствах, повсюду вызывала и существующее общеизвестное разделение труда между мужчиной и женщиной.» [там же]. В частности, военную службу, с которой Победоносцев связывал и имущественные права, могут нести только мужчины: «Женщина, на которой не лежала служба, не могла перед лицом общественной власти занимать одинаковое положение с мужчиной относительно прав по имуществу. <.> Недвижимые имущества состояли из вотчин, поместий и тяглых городских имуществ. С правом на все такие имения соединялась личная повинность службы или тягла. Личным исполнителем таких повинностей мог быть только мужчина; естественно, что мужчина же предполагался и держателем прав, соединенных с этими повинностями» [16, с. 131].

Из биологических различий полов, по мнению Победоносцева, вытекало и неравенство супружеских прав: «Как надлежит смотреть на брак: как на договор между равными или как на договор между более сильной и менее сильной или слабой стороною, предполагающий по некоторым предметам необходимое подчинение слабейшего сильнейшему? Я утверждаю, что первое мнение будет основано на обманчивом предположении и непременно ведет к самой жестокой несправедливости относительно женщины.» [16, с. 223].

Обер-прокурор аргументировал последнее утверждение тем, что мужчина, когда вступает в брак, устроился в жизни, а женщина, напротив, когда выходит замуж, теряет возможность заниматься другим промыслом, кроме домашнего. Поэтому брачный договор профессиональный юрист Победоносцев не относил к договорам между равными: «Я утверждаю, что жена должна поступиться своим мнением; должна повиноваться мужу и действовать так, как он решит» [14, с. 225]. Взгляд на обязанность жены подчиняться мужу как на унижение, как на обиду Победоносцев рассматривал с точки зрения низкого, недостойного, мятежного расположения духа. Он считал, что «отношения между мужчиною и женщиной должны клониться к одной цели: обеспечить общее благо той и другой половине рода человеческого, так как обе они связаны самыми тесными и прочными узами и не могут иметь противоположных интересов» [там же].

Таким образом, гендерный анализ концепции Победоносцева позволяет сделать вывод об узкой трактовке мыслителем сферы политики, выстроенной на принципах андроцентризма. Ключевым для понимания гендерной составляющей его социально-политических взглядов является религиозное мировоззрение. Теологическая трактовка власти как служения ограничивает сферу политики монополией императорского дома и состоящих на государственной службе «великих мужей». Гендерная асимметрия представляет главный принцип организации не только политического, но и семейного порядка. В рамках православного идеала обер-прокурора позитивные женские роли связаны только с частной сферой и детьми — мать, кормилица, нянька, гувернантка, сельская учительница; им же определялись социально-психологические черты российских женщин — терпение, сострадание, милосердие. Ключевой женский

образ Матери исключил объективацию женщин как сексуальных объектов, а также смягчил мизогинистическое отношение Победоносцева к женскому полу. Полагая неравенство полов укорененным в биологии, он отрицательно относился к либеральной постановке «женского вопроса» в своем отечестве, без решения которого, на мой взгляд, Россия по-прежнему, выражаясь словами обер-прокурора, будет оставаться «ледяной пустыней, а по ней бродит лихой человек» (см.: [2, с. 230—231]).

Библиографический список

1. Бачинин В. А. К. П. Победоносцев как христианский политический социолог и стратег бюрократического византизма // Клио. 2005. № 4. С. 182—187.

2. Гиппиус З. Живые лица : воспоминания : в 2 т. Тбилиси : Мерани, 1991. Т. 1. 398 с.

3. Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев : (материалы для биографии) // Тайный правитель России : К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки (1866—1895) ; статьи ; очерки ; воспоминания / сост. Т. Ф. Прокопов. М. : Русская книга, 2001. С. 6—34.

4. Готье Ю. В. К. П. Победоносцев и наследник Александр Александрович, 1865— 1881 // Тайный правитель России : К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки (1866—1895) ; статьи ; очерки ; воспоминания / сост. Т. Ф. Прокопов. М. : Русская книга, 2001. С. 499—530.

5. Зубов А. Б. Политико-правовые воззрения К. П. Победоносцева и их интерпретации зарубежными исследователями русской мысли // Русская политическая мысль второй половины XIX века : сб. обзоров / отв. ред. Н. Н. Разумович. М. : ИНИОН АН СССР, 1989. С. 158—221.

6. Камнев В. М. Идеи социально-политического консерватизма К. П. Победоносцева // Власть. 2009. № 6. С. 151—155.

7. Коваленко О. К. П. Победоносцев как идеолог русского консерватизма // Власть. 2009. № 6. С. 145—147.

8. Майорова О. «Пишу только для Вас.» : письма К. П. Победоносцева к сестрам Тютчевым // Новый мир. 1994. № 3. С. 195—224.

9. Новиков А. В. Российские консерваторы (М. Н. Катков, Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев) и самодержавие (середина XIX — начало ХХ века). М. : Изд-во МГУ, 2002. 107 с.

10. Пешков А. И. «Кто разоряет — мал в царствии Христовом.» // Победоносцев К. П. Соч. СПб. : Наука, 1996. С. 3—33.

11. К. П. Победоносцев в 1881 году : (письма к Е. Ф. Тютчевой) // Река времен : книга истории и культуры. М. : Эллис Лак : Река времен, 1995. Кн. 1. С. 178—189.

12. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени / сост. С. А. Ростуновой ; вступ. ст. А. П. Ланщикова. М. : Русская книга, 1993. 640 с.

13. Победоносцев К. П. Государство и церковь. М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. Т. 1. 704 с.

14. Победоносцев К. П. Государство и церковь. М. : Ин-т русской цивилизации, 2011. Т. 2. 624 с.

15. Победоносцев К. П. Избранное / сост., автор вступ. ст. А. В. Репников. М. : РОССПЭН, 2010. 648 с.

16. Победоносцев К. П. Курс гражданского права : в 3 т. М.: Зерцало, 2003. Т. 2 / под ред. В. А. Томсинова. 656 с.

17. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М. : РОССПЭН, 2010. 374 с.

А. А. Соловьев. Библиотечно-просветительские инициативы жен фабрикантов Верхнего Поволжья в конце XIX — начале XX в.

18. Призвание женщины в школе и в обществе / пер. с фр. К. П. Победоносцева в со-авт. с С. А. Рачинским. М. : Синодальная тип., 1901. 62 с.

19. Рабкина Н. А. К. П. Победоносцев // Вопросы истории. 1995. № 2. С. 58—75.

20. Репников А. В. Константин Петрович Победоносцев // Победоносцев К. П. Избранное / сост., авт. вступ. ст. А. В. Репников. М. : РОССПЭН, 2010. С. 5—36.

21. Соловьев А. Л. Общественно-политические взгляды и государственная деятельность К. П. Победоносцева : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург : УГУ, 2001. 24 с.

22. Тайный правитель России : К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки (1866—1895) ; статьи ; очерки ; воспоминания / сост. Т. Ф. Прокопов. М. : Русская книга, 2001. 624 с.

23. Тальберг Н. Д. Неизвестная Россия, 1825—1917 : очерки истории Императорской России от Николая I до Царя-Мученика : (общество, политика, философия, культура). М. : Лит. учеба, 1995. 240 с.

24. Тимошина Е. В. Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева : дис. ... канд. юрид. наук. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. 232 с.

25. Томсинов В. А. Константин Петрович Победоносцев: государственный деятель и правовед (1827—1907) // Победоносцев К. П. Курс гражданского права : в 3 т. М. : Зерцало, 2003. Т. 1 / под ред. В. А. Томсинова. С. V—XXVIII.

26. Byrnes R. F. Pobedonostsev. His Life and Thought. Bloomington ; London : Indiana University Press, 1968. 495 р.

ББК 78.34(2)75

А. А. Соловьев

БИБЛИОТЕЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ЖЕН ФАБРИКАНТОВ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.

В последние десятилетия российские исследователи все чаще стали проявлять интерес к истории отечественного предпринимательства. В конце XIX — начале ХХ в. многим фабрикантам и заводчикам стало очевидно, что не только промышленность, но и наука, просвещение, культура являются двигателями общественного прогресса. Поэтому предприниматели начали весьма активно вкладывать часть своих капиталов в эти непроизводственные сферы жизни, занимаясь общественно полезной деятельностью. Не стояли в стороне от этого процесса и фабриканты Верхнего Поволжья, многие из которых жертвовали немалые средства на социальные и культурные нужды населения региона.

Безусловно, далеко не каждый фабрикант реально заботился о просвещении своих рабочих и об организации их досуга. Однако многие из них (особенно жены предпринимателей) действительно не жалели денег, чтобы приобщить работников предприятий к чтению, оторвав их тем самым от чрезмерного употребления спиртных напитков и других пагубных привычек (кулачные бои,

© Соловьев А. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.