Научная статья на тему 'Гендерное равенство как ценность права'

Гендерное равенство как ценность права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4472
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛ / GENDER / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ПРАВО НА РАЗЛИЧИЯ / RIGHT TO DIFFERENCES / ГЕНДЕРНЫЙ ПАРИТЕТ / GENDER MAINSTREAMING / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНАЯ СИММЕТРИЯ / GENDER'S SYMMETRY / SEX / GENDER'S PARITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крочук М.И.

В статье дается характеристика гендерного равенства как ценности права в дискурсе антропологических тенденций. Характеризируются основные компоненты гендерного равенства. Рассматривается право на отличия в аспекте гендерного подхода в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER EQUALITY AS THE VALUE OF LAW

The description of gender equality as the value of law in discourse of anthropological tendency is given in the article. Considered right to differences in the aspect of gender mainstreaming in law. The main components of gender equality are characterized.

Текст научной работы на тему «Гендерное равенство как ценность права»



ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.12

М.И. Крочук

аспирант, кафедра теории и истории государства и права, Львовский государственный университет внутренних дел, Украина

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО КАК ЦЕННОСТЬ ПРАВА

Аннотация. В статье дается характеристика гендерного равенства как ценности права в дискурсе антропологических тенденций. Характеризируются основные компоненты гендерного равенства. Рассматривается право на отличия в аспекте гендерного подхода в праве.

Ключевые слова: пол, гендер, гендерное равенство, право на различия, гендерный паритет, гендерный подход, гендерная симметрия.

M.I. Krochuk, Lviv state university of the inner affairs

GENDER EQUALITY AS THE VALUE OF LAW

Аbstract. The description of gender equality as the value of law in discourse of anthropological tendency is given in the article. Considered right to differences in the aspect of gender mainstreaming in law. The main components of gender equality are characterized.

Keywords: sex, gender, gender equality, right to differences, gender's parity, gender mainstreaming, gender's symmetry.

Постановка проблемы. В современной философско-правовой мысли внедряется новая парадигма развития антропологического подхода к человеку и его субъективным правам, поскольку человеческая жизнь, достоинство, свобода, справедливость, равенство широко обсуждаемые ценности в современной научной философско-правовой литературе. Человек будущего - это человек по-современному образованный, с высокими психофизическими, нравственными и интеллектуальными качествами, обладает развитыми потребностями и интересами, признающий общечеловеческие ценности, включая гендерное равенство. Тенденции времени свидетельствуют о том, что качественное использование человеческого потенциала, независимо от пола, ведет страну к прогрессу, поскольку и женщина, и мужчина являются сопоставимыми членами построения развитого общества, в котором может реализоваться каждый человек, независимо от его пола, предпочтений, религиозных убеждений, цвета кожи и возраста.

Поэтому в современных условиях антропологических тенденций внедрения приоритета личности требует системного анализа такая ценность, как гендерное равенство.

Цель статьи - выяснить антропологический подход к пониманию гендерного равенства; проанализировать право на различия в дискурсе гендерного подхода в правовой сфере; охарактеризовать структурные компоненты гендерного равенства; исследовать гендерное равенство как ценность права.

Состояние исследования: некоторые проблемы темы научной статьи нашли свое отражение в работах А. Дашковской, Н. Онищенко, Е. Левченко, А. Рудневой, Т. Фулей, С. Хрисановой и др.

Изложение основных положений. Право (как естественное, так и позитивное) согласно своему содержанию и идее направляется на высшую ценность - человека. Дискуссия о природе права связана с природой человека [1, с. 52-91]. Рядом с понятием «человек» являются равноценными понятия «личность», «индивидуальность», характеризующие прежде всего то особенное, что отличает конкретного человека как индивида и как личность от всех, включая как природные, телесные, так и психические и социальные свойства, как унаследованные, так и приобретенные, произведенные в процессе человеческого развития [2, с. 37].

Неотъемлемой фундаментальной характеристикой человека, неразрывно связанной с его природой есть пол. Пол - это такая характеристика человека, на которую нельзя не обратить внимания. Именно в половой принадлежности человек прежде чувствует свою биологическую природу, ее несменяемость. Но далеко не только биологическую. Пол руководит и детерминирует, акцентирует и уговаривает. Он хранит, защищает, становится источником энергии, вдохновения [3, с. 113].

Для определения социополовых характеристик пола, в противоположность собственно биологическим (генетико-морфологическим, анатомическим, физиологическим), характеризуя образ жизни, поведение, намерения и стремления и т.п., применяют понятие «гендер». Гендер касается не только мужчин и женщин как отдельных индивидов, но и характеризует отношения между ними как социально-демографических групп и гендерные отношения в целом - то, как происходит гендерная социализация и идентификация личности, учитывая гендерные роли и стереотипы.

Каждый раз, когда речь идет о понятии гендера в современных условиях, приходится постоянно преодолевать существующий стереотип «женского вопроса», подчеркивая тем самым, что гендерные проблемы являются, прежде всего, проблемами социальными, проблемами не только женщин, но и мужчин, проблемами всего общества, которые не сводятся только к взаимоотношениям физиологических полов и распределения ролей в воспроизведении народонаселения [4, с. 5].

Сегодня антропологические ценностные ориентации XXI века требуют наполнения общественного сознания новым содержанием, в частности гендерно настроенного менталитета общества, т.е. осознанного признания, уважения и содействия утверждению принципа равенства людей независимо от пола. Совершенно очевидно, что вопрос гендерного равенства приобрел сегодня особенную актуальность и представляет немалую ценность для права.

Существенную роль для определения гендерного равенства имеет соотношение понятий юридического и фактического равенства, равенства стартовых возможностей и равенства результатов. Правовое равенство предполагает равенство субъектов права перед законом, закрепляет равные юридические средства реализации их субъективных прав, равную защиту и равную юридическую ответственность за их нарушение. Она носит формальный характер, поскольку не создает фактического равенства между субъектами права, которые существенно различаются по своим способностям, природным, физическим и социальным возможностям, семейному положению, интел-

лектуальному развитию и т.д. При таких условиях равное право для неравных людей становится фактически неравным и для преодоления такого недостатка право «вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным» [5, с. 134-135]. Термин «гендерное равенство» в контексте общественных социально-экономических преобразований трактуется как условие равенства перед законом, равных возможностей (включая равенство в получении вознаграждения за равнозначную работу, а также в доступе к человеческим ресурсам) по выражениям своих интересов независимо от пола человека. То есть в данном контексте равенство предполагает, что мужчины и женщины имеют свободу выбирать разные (или похожие) роли и различные (или похожие) конечные результаты - согласно своим намерениям, целям, желаниям и предпочтениям [4, с. 5]. Гендерное равенство - составная общего принципа равенства как принципа демократического построения общества. Право понимается сегодня как равная мера свободы всех и каждого - женщин и мужчин. Конструкция гендерного равенства раскрывается через категорию прав человека как универсального стандарта, который является единым для обоих полов [6, с. 159-160].

По мнению представителей феминистских взглядов, целесообразно включать принцип телесных различий в правовую теорию. Только при восприятии и представлении людей телесно олицетворенными существами можно понять, как происходят процессы их мышления и принятия ими решений и, соответственно, мотивы того или иного поведения. Теоретики феминистской юриспруденции подчеркивают взаимосвязь телесности и связанных с ней различий, а потому стараются включить в право специфику различий телесного опыта представителей разных полов, рас и возраста [7, с. 11-12]. Таким образом, гендерное равенство предполагает различия, поскольку равенство полов в философско-правовой плоскости не означает их биологической идентификации.

Гендерное равенство предусматривает право на различия между женщинами и мужчинами. Различия не должны отрицательно влиять на условия жизни человека, как мужского пола, так и женского, не должны быть причиной их дискриминации, вести к неравенству. Различия, касающиеся репродуктивной сферы женщин и мужчин, не приводят к неравенству, которое может возникнуть под влиянием тех или иных социальных факторов, ситуаций, действий (правовые гарантии защиты здоровья беременной женщины). Физиологические различия нельзя принять или отменить законом, поэтому способность женщины рожать ребенка является отличием, что не меняется во времени, а факт защиты не ведет к неравенству.

Однако право на различия не должно стать основой для злоупотреблений и дискриминации, поскольку, как отмечает Н. Исаева, «стереотипное мышление о правах женщин как о совокупности льгот, обусловленных физиологическими особенностями пола и репродуктивной функцией, в условиях игнорирования принципа гендерного равенства приводит к нарушению равных возможностей мужчин, оказавшихся в одинаковых условиях в трудовых, семейных и других отношениях» [8, с. 188]. Следовательно, между правом на различия и дискриминацией существует тонкая грань, не перейти которую позволяет гендерный подход. Гендерный подход в правовой сфере невозможен без отражения права на различия мужчины и женщины на законодательном уровне. Право на различия охватывает биологические особенности мужчины и женщины, которые не должны нивелироваться в законодательстве путем создания привилегий муж-

чинам или женщинам, а должны учитываться путем обеспечения адекватного отношения общества к природным особенностям мужчины и женщины.

Гендерное равенство связано с действительным существующим порядком вещей, однако касается человеческого поведения и взаимоотношений. В аксиологическом измерении гендерное равенство имеет как индивидуальную, так и общественную составляющую, охватывает множество импликаций, а именно:

- равенство прав - это законодательное наделение равными правами лиц мужского и женского пола во всех сферах жизни;

- равенство возможностей - обеспечение (гарантии) на практике равных условий для равного распределения, использования политических, экономических, социальных и культурных ценностей, исключающих дискриминацию и ограничение любого пола, которые негативно влияют на жизнедеятельность и самовыражения;

- обеспечение равных условий для реализации прав и возможностей;

- гендерную симметрию - состояние, при котором принцип равных прав и возможностей для женщин и мужчин реализован на практике.

Категория «гендерная симметрия» находится в неразрывной взаимосвязи с «гендерным паритетом», который заключается в обеспечении гендерно сбалансированных отношений между полами, учитывая половые различия, способствует развитию партнерских взаимоотношений между мужчинами и женщинами, их общей ответственности в устранении дисбаланса в частной и публичной сферах, утверждением паритетных основ, ведущих к сближению, а не разделению полов.

Выводы. На сегодня одной из основных ценностей права является равенство мужчин и женщин. Внедрение гендерного равенства - не только требование элементарной социальной справедливости и необходимая составляющая демократии, но и реализация возможности приближения к цели устойчивого человеческого развития, организации общественных отношений на принципах справедливости, добросовестности и толерантности. Гендерное равенство требует кардинально нового мышления, при котором развитие рассматривается как процесс расширения свободы выбора для представителей обоих полов. Гендерное равенство как ценность права - решительный шаг вперед на пути развития демократического, гендерно ориентированного общества.

Список литературы:

1. РабЫович С.П. Природно-правовi пщходи в юридичному регулюванн : монографiя. - Л.: Львiв. держ. ун-т. внутр. справ, 2010. - 575 с.

2. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. -

304 с.

3. Тигренко Т.М. Життевий св^ особистостк у межах i за межами буденностк -К.: Либщь, 2003. - 376 с.

4. Гендерний паритет в умовах розбудови сучасного украшського сусптьства. -2-е вид., доп., уточн. - К.: Украшський Ы.-т со^альних дослщжень, 2003. - 129 с.

5. Дашковська О. Гендерна рiвнiсть у системi демократичних принцитв оргаызацп сусптьства // Право Укра'ши. - 2009. - №12. - С. 134-139.

6. Оыщенко Н. Права людини в правових реалiях: гендерний вимiр // Фiлософiя права i загальна теорiя права. - 2012. - №1. - С. 159-166.

7. Впровадження гендерних пiдходiв у роботу KOMiTeTiB Верховно!' Ради Укра'ни: практ. посiбник. - К.: К.1.С., 2005. - 186 с.

8. Исаева Н.В. Гендерная идентичность как фактор обеспечения прав человека // Права человека и проблемы идентичности в России и современном мире / под ред. О.Ю. Малиновой, А.Ю. Сунгурова. - СПб., 2005. - С. 184-195.

List of references:

1. Rabinovich S.P. The natural and legal access to legal regulation: monograph. - L. Lviv state university of the inner affairs, 2010. - 575 p.

2. Mudryk A.V. Socialization of human. - Moscow: Publisher center "Academy", 2004. - 304 p.

3. Tyhrenko T.N. Vital world of personality: within and beyond the commonplace. - K.: Lybid, 2003.

- 376 p.

4. Gender parity in the conditions of development of modern Ukrainian society. - 2nd ed., suppl., revised. - K.: Ukrainian institute of social research, 2003. - 129 p.

5. Dashkovska O. Gender equality in the system of democratic principles of social organization // Law of Ukraine. - 2009. - №12. - P. 134-139.

6. Onishchenko N. Human rights in the legal realities: the gender dimension // Philosophy and general theory of law. - 2012. - №1. - P. 159-166.

7. Gender mainstreaming in the work of the Supreme Soviet of Ukraine: Textbook. - K.: K.I.S. 2005. - 186 p.

8. Isaeva N.V. Gender identity as a factor in supporting human rights // Human rights and problems of identity in Russia and the modern world / edited. O.Y. Malinova, A.U. Sungurova. - St. Petersburg., 2005. - P. 184-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.