УДК 32(075) ББК 66.01я7
О.В. Усалко, Г.П. Кальдинова
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО И БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: грант 18-011-00128 А
«Женщина в буддийской культуре: традиции и современность»
В статье рассматривается гендерный аспект учения Будды. Делается вывод о том, что принцип гендерного равенства играет важную роль в буддийской традиции. Чтобы обеспечить гендерное равноправие и социальную справедливость, Будда создал первую в истории Востока женскую религиозную организацию Сангху. Женская монашеская община должна была обеспечить женщин возможностью заниматься духовно-нравственным совершенствованием. Будда, вероятно, считал, что там, где существует гендерное неравенство, где женщины находятся в крайне неблагоприятном положении, сложно реализовать на практике основные принципы его учения. Поэтому очень важным аспектом буддизма является содействие гендерному равенству в социуме, расширению прав и возможностей женщин, стремление к тому, чтобы женщины самостоятельно управляли своим духовным развитием. Гендерное равенство в буддизме не означает, что мужчины и женщины становятся полностью одинаковыми, оно означает только то, что доступ к возможностям и изменениям в духовной жизни не ограничен их полом. Таким образом, Будда создал благоприятные условия для расширения прав и возможностей женщин в принятии решений, с тем чтобы и женщины, и мужчины могли в полной мере участвовать в качестве равных партнеров в духовной жизни общества.
Ключевые слова: буддизм, женщина, женское монашество, гендер, гендерное равенство.
O.V. Usalko, G.P. Kaldinova
Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov
GENDER EQUALITY AND BUDDHIST CULTURE
(The article is written with the financial support of RFBR, research project No. 18-011-00128 А «Woman in Buddhist culture: traditions and contemporary times»)
The aim of this article is to explore the gender aspect of Buddhist teaching. The study confirmed that the idea of gender equality plays a very important role in Buddhist tradition. The Sangha was originally established by Gautama Buddha. It was the first Asian female organization providing the gender equality and social justice. The Sangha has historically assumed responsibility for providing opportunities for women to maintain their spiritual and moral improvement. Buddha probably thought that if there is gender inequality and women are treated inappropriately it will be hard for them to practice his original teaching. Thus, one of the most important aspects of Buddhism is providing gender equality in the community, promoting women's rights and opportunities, supporting their aspiration to manage spiritual evolution. But gender equality in Buddhism does not mean that men and women are fully similar, it means that their access to opportunities and changes in spiritual life is not restricted by their gender. So Buddha created favorable conditions for promoting women's rights and opportunities in order to let men and women be equal partners in spiritual life of the society.
Key words: Buddhism, woman, female monasticism, gender, gender equality.
Гендерное равенство как принцип равенства полов играет важную роль в деле обеспечения мира и гармонии в социуме. Гендерное равенство необходимо для полноценной реализации человеческого потенциала мужчин и женщин на основе
устойчивого развития. Известно, что в обществе, где существует выраженное гендерное неравенство, как правило, женщины находятся в крайне неблагоприятном положении. Поэтому критически важным аспектом содействия тендерному равенству является расширение прав и возможностей женщин самостоятельно управлять своим духовным развитием и реализовывать его в собственной жизни. Достижение гендерного равенства требует расширения прав и возможностей женщин в принятии важных решений, чтобы и женщины могли в полной мере участвовать в качестве равных партнеров в социальной жизни [1].
В связи с этим вполне оправдано обращение к теме гендерного равенства в буддийской культуре. Некоторая информация по данному вопросу содержится в работах Г.М. Бонгард-Левина и Г.Ф. Ильина [2, 3], Т.В. Ермаковой и Е.П. Островской [4]. Необходимо также отметить статьи А.Ю. Гуннского [5] и Н.Ю. Приходько [6]. Интерес также представляет монография А.В. Чебунина «Учение китайского буддизма о человеке и обществе» [7] и диссертация О.М. Бальжитовой «Положение женщины в буддизме Индии, Монголии и Бурятии» [8]. Из зарубежных исследователей можно отметить работы Р.Гросс [9], Р.В. Кумар [10], Т.Д. Бартоломеуз [11], П. Робинсон-Арай [12], Ю. Кэмпбелл [13], М. Шо [14] и т.д.
В «Ригведе», самом раннем литературном произведении индоарийцев, говорится о почетном месте, которое занимали в древнем индийском обществе женщины. Вероятно, доступ к участию в религиозных обрядах был обусловлен их авторством некоторых гимнов этого произведения [13, с.768]. Спустя некоторое время, когда брахманы стали доминировать в общественной жизни, а религия полностью оформилась и приобрела значимость через сложную систему ритуалов, мы можем говорить о тенденции к изменению, понижению социального статуса женщины в древнем обществе.
Свод законов Ману ограничивал в то время религиозные права женщины, возможность развиваться духовно и интеллектуально и вследствие этого достигать спасения души. Единственная возможность сделать это - подчиненное служение противоположному полу в лице мужа, даже если он далек от совершенства. Кроме того, законы Ману лишали женщину права самостоятельно совершать обряды и жертвоприношения. Женщина, на основе этих законов, объявлялась грешным и склонным ко злу существом, которое должно постоянно контролироваться мужчиной, дабы быть целомудренной и избежать соблазнов и неприятностей. Её удел - это постоянная домашняя работа, предоставляющая возможность сохранить свою добродетельность в патриархальном обществе того времени [16, с.176].
Значение мужского начала было очень высоко. Это проявлялось в похоронных обрядах, которые мог проводить для своего умершего отца только сын, тем самым обеспечивая его счастье в другой жизни. С помощью сына достигалось бессмертие отца. Поэтому рождение дочери становилось причиной для скорби, а жена, не способная родить сына, могла быть заменена другой. Роль женщины в древности была утилитарной, несмотря на прославление материнства.
Коренные изменения в положении женщины в индийском обществе происходят в связи с появлением буддизма. Основой учения Будды является стремление к освобождению от страданий всех существ, в том числе и женщин. Таким образом, согласно буддизму, женщина может освободиться, предприняв индивидуальные усилия, что в итоге нивелирует социальную исключительность мужчины. Это была своего рода революция, предоставлявшая женщине право на самостоятельное духовное совершенствование. «Женщина ... может оказаться даже более благородной, чем мужчина...» -говорил Будда. Чтобы помочь женщинам заниматься саморазвитием, Будда создал
Орден Бхикхуни, первую монашескую организацию женщин [17, с.58]. Согласно И.Б. Хорнер, Будда предоставил женщинам положение, приближенное к равенству [18, с. 282].
Улучшению положения женщин способствовало и отношение раннего буддизма к обряду погребения. Так, перерождение в буддизме зависит не от правильного проведения обрядов погребения человека, а от образа жизни и настроя мыслей умершего. Отсюда нет ритуальной и церемониальной необходимости скорбеть по поводу рождения дочери. Буддийская похоронная церемония в раннем буддизме была очень проста, и ее могла совершить как вдова или дочь, так и кто-либо другой, а присутствие сына не было обязательным условием.
Несмотря на признание духовного потенциала женщин и того факта, что сын не является абсолютной необходимостью для обеспечения счастья в загробной жизни, в буддийских обществах на сегодняшний день все же предпочтение отдается потомству мужского пола, поэтому идеология мужского превосходства пока еще сохраняется. Идеалы буддизма о равенстве мужчины и женщины оказались бессильны против универсальной идеологии супремассизма, которая доказывает врожденное превосходство мужчины, основываясь на учении буддизма о карме и перерождении и обосновывая то, что пол человека имеет огромное значение в будущих перерождениях. Согласно закону кармы, пол определяет положение человека в социуме, его богатство и талант. Рождение женщины связано с более плохой кармой человека в прошлой жизни. Этим аргументируется и религиозно санкционируется низкий социальный статус и подчиненное положение женщины по отношению к мужчине.
Будда понимал, что мир и гармония в обществе в значительной степени обеспечивается женщиной. Его наставления женщинам об их роли в их семейной жизни были реалистичными и практичными. Он перечислил множество ежедневных качеств, которым женщина должна следовать, прежде всего, в семье. Будда советовал жёнам: не иметь злых мыслей против своего мужа; не быть жестокой, грубой или властной; не быть расточительной, но быть экономной и жить по средствам; жена должна усердно охранять и беречь имущество мужа и все заработанные деньги; всегда должна быть добродетельной и целомудренной в мыслях и поступках; должна быть верной и не питать никаких мыслей о каких-либо прелюбодеяниях; должна быть утонченной в речи и вежливой в действии; должна быть доброй, трудолюбивой; должна быть вдумчивой и сострадательной к своему мужу, и ее отношение должно приравниваться к отношению матери, любящей и защищающей своего сына; должна быть скромной и уважительной; должна быть спокойной и понимающей, выступая не только как жена, но и как друг и советник своего мужа, когда в этом возникает такая необходимость [19].
Будда также указывал на различные трудности и проблемы, которые должна была преодолеть женщина. Например, испытания и невзгоды, которые должна перенести женщина в муках расставания со своей семьей в день своего брака, и травма, связанная с проживанием в новой среде, чреватой проблемами и трудностями. К ним добавляются физиологические боли и страдания, которым подвергается женщина во время беременности и родов. Все это лишь естественные явления, которые отражают обстоятельства, связанные со статусом женщины. Учения Будды об истинной природе жизни и смерти, о карме и сансаре способствовали изменению отношения к женщинам. Будда подтвердил способность женщин достигать полного духовного совершенствования и развития.
Буддийская монашеская община (Сангха) является самым древним и непрерывно функционирующим человеческим институтом в истории буддизма, в котором осуществляли свое духовное развитие и женщины. Монашеская община буддизма является
первым социальным учреждением на Востоке, которое придало женщине высокий духовный статус. Записи Священных Писаний самых ранних традиционных течений буддизма показывают, что бхиккхуни (женщины-монахини) достигали просветления («арахата-пхала») не только во время жизни Будды, но и после нее [подр. 20].
В то же время, согласно буддийской традиции, Будда сомневался в «рукоположении» женщин в монашество, и этому были серьезные основания. Монашество обрекало женщин на нищенское существование, поскольку слово «монах» - «бхиккху» буквально означает «нищий». Поэтому озабоченность Будды страданиями женщин, ведущих монашеский образ жизни, и нежелание его разрешать и поощрять женщинам нищенское существование понятна. Таким образом, его правила, требующие постоянного приобщения сообщества женщин-монахов (бхикхуни-сангха) к мужчинам-монахам (бхиккху), представляющие собой восемь гарудхамм, были рациональными и обоснованными. Эти восемь правил, наложенных на женщин-монахинь, являются вынужденным регулированием повседневной монашеской жизни, отражающим реалии жизни того времени [17, с.58].
Даже если при чтении этих правил явно не раскрывается фактическое равенство между мужчинами-монахами и женщинами-монахами в Сангхе, то все равно понятно, что женщины-монахини (бхикхуни) просто благодаря монашескому сану получали в обществе достаточно высокий статус.
Существует немалое количество буддийских текстов, как косвенно, так и явным образом противодействующие патриархальным тенденциям в обществе. Например, в «Сигалака-сутте» (также известной как «Сигаловада-сутта») перечисляются, помимо прочих социальных обязанностей, пять основных обязанностей мужчины перед своей женой. К ним относятся верность ей и, что еще интереснее, передача ей полномочий. Первое достаточно интересно тем, что многоженство в то время было довольно широко распространено, но призыв к мужьям уступать власть своим женам был неслыханным явлением [21].
Выдающимся произведением в буддизме является литература, относящаяся к Винаи, которая представляет собой совокупность текстов, касающихся свода законов, определяющего стандарты поведения буддийских монахов и монахинь. Эти стандарты представляют собой общие этические правила поведения. В палийской Винаи для нас важны три текста, созданных специально для монахинь: Бхиккуни Кандхаба, Бхиккуни Вибханга и Куллавагга, связанные со статусом монахини в буддийской сангхе. Куллавагга является наиболее часто упоминаемым текстом в буддийских дискуссиях о тендере. В тексте сообщается о правилах поведения, составляющих основу сообщества монахинь.
Согласно Куллавагге, Будда первоначально отклонил рукоположение женщин в Сангхе. Но затем изменил свое решение после разговора с Анандой, его личным помощником и главным учеником. В ходе этой беседы Будда допустил вхождение женщин в Сангху, если они согласны были следовать восьми правилам, важнейшее из которых заключалось в том, что монахиня всегда должна преклоняться перед любым монахом, несмотря на ситуацию, возраст или количество лет [22]. В каноне также содержится история рукоположения Махападжапатти Готами, приемной матери Будды, и формулируются восьми гарудхамм. Следует отметить, что Сангха монахинь, на наш взгляд, была своеобразным социальным экспериментом для своего времени [23, с.168].
По мнению М.С. Уланова, «данная гендерная позиция Будды не является причиной для упрека буддизма в дискриминации женщин. Здесь необходимо учитывать состояние индийского общества того времени и то место, которое в нем отводилось женскому полу.
В обстоятельствах крайне патриархального древнеиндийского общества ограничения и правила, предложенные Буддой, по всей вероятности являлись вынужденным шагом, направленным на учет реалий социальной жизни. Учитывая порой невыносимое положение женщин в Индии, возникала опасность, что монашество могло рассматриваться некоторыми женщинами как альтернатива тяжелым условиям их жизни. Это могло привести к тому, что в сангхе окажется заметное количество женщин, которые стали монахинями не из искреннего устремления к просветлению, а ради улучшения социального положения, что повлекло бы за собой упадок буддизма» [24, с.17-18].
Буддизм имеет сложные и многогранные отношения с семьей, семейной жизнью и семейными беседами. Учение буддизма сосредоточено больше на монашеском пути, который включает в себя отказ от всех семейных связей - следуя идеальной модели самого Будды, который оставил своих родителей, жену и сына, чтобы трудиться для достижения конечной цели - состояния Просветления. Многие буддийские тексты характеризуются сильным отречением и антисемейным дискурсом, в котором семья изображается как основной источник привязанности, заблуждения и страдания. Тем не менее, чтобы выжить, буддизм также опирается на окружающее сообщество мирян, которое организовано на семейной основе.
На практике буддизм учитывает и поддерживает семью различными способами: например, давая пастырские советы по ведению семейной жизни; продвигая ритуалы и практики, способствующие репродуктивности и успеху семьи. Более того, само по себе буддийское духовенство на практике часто приспосабливало семейные отношения к жизни в стенах монастыря, что способствовало появлению женатого духовенства, занимающегося домашним хозяйством. Подобные примеры известны в Монголии, Японии, России и, по мнению К.А. Наднеевой, представляют собой детабуизацию религии [25, с.107]. Во всей Азии семейное прошлое монахини часто оказывало влияние на ее монашескую карьеру. Буддийская Сангха часто использовала семейные традиции для своих собственных целей, представляя себя как «высшую», более духовную семью.
Сегодня лишь несколько монашеских традиций, например, в Шри-Ланке, некоторых частях Юго-Восточной Азии и тибетских культурных зонах, отрицают полное посвящение женщин-монахинь, заявляя, что традиция монахинь была нарушена давно и без авторитета Будды не может быть возобновлена.
В целом, согласно буддийской традиции, пол человека, каста или национальность не представляют никаких препятствий для достижения буддийской цели -нирваны или просветления, поэтому женщины могут следовать по пути освобождения и стать архатами, буддийскими святыми, которые полностью избавились от страдания и цикла смерти и возрождения (сансара). Духовный путь открыт как для мужчин, так и для женщин.
Во многих буддийских текстах провозглашается равный потенциал женщин и мужчин в достижении высших целей на пути к просветлению. Огромное количество буддийских литературных источников определяют важную роль женщины в развитии буддийских традиций, подчеркивают их потенциал как духовных лидеров. Буддийские женщины давно уже выступают в качестве авторов священных текстов и совершают важные ритуальные обязанности. В Гималаях, в общинах, связанных с аскетической практикой Нюнгне, часто доминируют женщины, которые также собирают средства для строительства собственных храмов, организации собственных выступлений [26, с.78]. В современном мире появились монахини, имеющие степень доктора буддийской философии. Эти примеры демонстрируют интеллектуальные
возможности женщин в буддийских общинах. Буддизм также открыл новые возможности, особенно в конфуцианских обществах Восточной Азии, где позволяется женщинам достигать образованности и духовного развития.
Итак, рассмотрев тендерный аспект учения Будды, можно сделать вывод о том, что принцип тендерного равенства играет важную роль в буддийской традиции. Чтобы обеспечить гендерное равноправие и социальную справедливость, Будда создал первую в истории Востока женскую религиозную организацию Сангху. Женская монашеская община должна была обеспечить женщин возможностью заниматься духовно-нравственным совершенствованием. Будда, вероятно, считал, что там, где существует гендерное неравенство, где женщины находятся в крайне неблагоприятном положении, сложно реализовать на практике основные принципы его учения. Поэтому очень важным аспектом буддизма, на наш взгляд, является содействие гендерному равенству в социуме, расширению религиозных прав и возможностей женщин, стремление к тому, чтобы женщины самостоятельно управляли своим духовным развитием. Гендерное равенство в буддизме не означает, что мужчины и женщины становятся полностью одинаковыми, оно означает только то, что доступ к возможностям и изменениям в духовной жизни не ограничен их полом. Таким образом, Будда создал благоприятные условия для расширения прав и возможностей женщин в принятии решений, с тем чтобы и женщины, и мужчины могли в полной мере участвовать в качестве равных партнеров в духовной жизни общества.
Список литературы
1. Женщина - гендер - культура. - M: МЦГИ, 1999. - 368 с.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 320 с.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. Исторический очерк. - М.: Глав. ред. вост. лит., 1969. - 736 с.
4. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. - 256 с.
5. Гуннский А.Ю. Женщины в раннем буддизме (по материалам палийского канона) [Электронный ресурс]. URL: https://dhamma.ru/lib/authors/gunsky/women.html
6. Приходько Н. Ю. Феминистский дискурс мировых религий: статус женщины в буддийской традиции // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2009. №4. - С. 95-104.
7. Чебунин А. В. Учение китайского буддизма о человеке и обществе. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. - 274 с.
8. Бальжитова О.М. Положение женщины в буддизме Индии, Монголии и Бурятии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Чита: ЧГУ 2007. - 23 с.
9. Gross R. Buddhism After Patriarchy: A Feminist History, Analysis, and Reconstruction of Buddhism. - Albany: State University of New York Press, 1992. - 376 p.
10. Kumar R.V. Women in Buddhist art. - Delhi: Agam Kala Prakashan 2012. - 258p.
11. Bartholomeusz T.J. Women under the Bo Tree. Buddhist Nuns in Sri Lanka. - Cambridge Cambridge Univer sity Press, 1994. - 284p
12. Robinson Arai P.K. Women who live in Zen: Japanese Buddhist nuns of the Soto tradition. - New York; Oxford: Oxford University Press. - 272 p.
13. Campbell J. Traveller in Space: Gender, Identity, and Tibetan Buddhism. - London; New York: Continuum, 2002. - 236 p.
14. Шо М. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме. - М.: Добрая книга, 2001. - 368 с.
15. Ригведа: Мандалы I-IV. Пер. Т.Я. Елизаренковой. - М.: Наука, 1989. - 768 с.
16. Уланов М.С., Троицкий А.А. Женщина в индийском буддизме // Вестник Калмыцкого университета. 2018. №1. - С.174-181.
17. Уланов М.С. Женщина в буддийской культуре: религиозные и социальные аспекты // Вестник Калмыцкого университета. 2015. №3. - С.57-61.
18. Horner, I. B., Women under Primitive Buddhism: Laywomen and Almswomen. -London: Routledge, 1930. - 391 p
19. Традиции семьи и брака в буддизме [Электронный ресурс].URL: https:// sangharussia.ru/traditsii-semi-i-braka-v-buddizme
20. Саньютта Никая. Дхиту сутта, СН 3.16. [Электронный ресурс]. URL: http:// theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn3_16-dhitu-sutta-sv.htm.
21. Сигаловада сутта. Беседа с Сигалой - кодекс дисциплины для мирянина [Электронный ресурс].URL: https://dhamma.ru/canon/dn/dn31.htm
22. A Buddhist View of Women: A Comporative Study of the Rules for Bhik.suniis and Bhik.sus on the Chinese Praatimok.sa [Электронный ресурс]. URL: https://blogs. dickinson.edu/buddhistethics/2010/04/07/a-buddhist-view-of-women-a-comparative-study-of-the-rules-for-bhik-su-niis-and-bhik-sus-based-on-the-chinese-praatimok-sa/
23. Kulke H. A History of India. - New York: Barnes & Noble, 1986. - 409 p.
24. Уланов М.С. Буддизм в феминистском контексте: исторический опыт и современный дискурс // Logos et Praxis. 2019. №2. - С.14-23.
25. Наднеева К.А. Феномен детабуизации в религиях мира // Вестник Калмыцкого университета. 2019. №3. - С.104-110.
26. Прензель Ангелика. Небесные танцовщицы. Истории просветленных женщин Индии и Тибета. - М.: Ориенталия, 2013. - 286 с