Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНОЕ КВОТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ'

ГЕНДЕРНОЕ КВОТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
762
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ КВОТЫ / РАВНОПРАВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / НОРВЕГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / GENDER QUOTAS / EQUALITY / POLITICAL SPHERE / NORWAY / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шейкина В. Н.

В статье рассматриваются гендерные квоты как метод вовлечения женщин в политическую жизнь государства, даны описания наиболее распространенных типов квот, применяемых в современном мире. Представлены аргументы сторонников и противников гендерного квотирования в политической сфере общества. Также в статье раскрывается отношение норвежских политических партий к практике гендерного квотирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER QUOTAS AS A WAY OF INTEGRATION WOMEN INTO THE POLITICAL LIFE OF THE COUNTRY ON THE EXAMPLE OF NORWAY

The article considers gender quotas as a method of involving women in the political life of the state, describes the most common types of quotas used in the modern world. The arguments of supporters and opponents of gender quotas in the political sphere of society are presented. The article also shows the attitude of Norwegian political parties to the practice of gender quotas.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНОЕ КВОТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ЖЕНЩИН В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СТРАНЫ НА ПРИМЕРЕ НОРВЕГИИ»

Гендерное квотирование как способ интеграции женщин в политическую жизнь

страны на примере Норвегии

Gender quotas as a way of integration women into the political life of the country on the

example of Norway

Шейнина В.Н.

Студент 3 курса,

ф-т международных отношений и зарубежногорегионоведения, Российский государственный гуманитарный университет,

РФ, гМосква e-mail: shejkina. 00@mail. ru

Sheykina V.

3rd year student,

faculty ofinternational relations and regional studies, Russian State University for the Humanities,

Russia, Moscow e-mail: shejkina. 00@mail. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются тендерные квоты как метод вовлечения женщин в политическую жизнь государства, даны описания наиболее распространенных типов квот, применяемых в современном мире. Представлены аргументы сторонников и противников тендерного квотирования в политической сфере общества. Также в статье раскрывается отношение норвежских политических партий к практике тендерного квотирования.

Annotation.

The article considers gender quotas as a method of involving women in the political life of the state, describes the most common types of quotas used in the modern world. The arguments of supporters and opponents of gender quotas in the political sphere of society are presented. The article also shows the attitude of Norwegian political parties to the practice of gender quotas.

Ключевые слова: гендерные квоты, равноправие, политическая сфера, Норвегия, политические партии.

Key words: gender quotas, equality, political sphere, Norway, political parties.

Проблема гендерного равенства, в том числе и в политической сфере, не раз поднималась в мировом сообществе. Впервые на международном уровне эта тема была затронута во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, затем в Международном договоре по гражданским и политическим правам 1976 года.

К сожалению, даже в XXI веке мы не можем говорить о полной ликвидации дискриминации по гендерному признаку в политической жизни общества. Эта сфера всё еще считается «мужской территорией», в которую женщинам пробиться достаточно трудно. В связи с этим примерно в 50 странах проводится политика, направленная на увеличение числа женщин в данной сфере деятельности - гендерное квотирование.

Гендерное квотирование подразумевает выделение определенного количества мест или процента мест от общей суммы парламентариев/участников политической партии/кандидатов на определенную должность женщинам. Обычно им заранее выделяется от 30 до 40% мест, либо же ставится цель достигнуть полного паритета полов, 50/50 [1].

Основные типы квот, используемые сегодня:

1) Зарезервированные места (конституционные и/или закрепленные законодательно);

2) Квоты кандидатов (добровольные и/или закрепленные законодательно);

3) Политические партийные квоты (добровольные).

В то время как зарезервированные места регулируют точное число избранных женщин, две другие формы устанавливают минимальную долю женщин в списках кандидатов либо в качестве юридического

требования (квоты кандидатов), либо в качестве меры, прописанной в уставах отдельных политических партий (политические партийные квоты). Существует гораздо больше типов квотирования. Санкции за несоблюдение установленных требований также имеют важное значение для эффективного осуществления квотирования.

Что касается мандатирования, то законные гендерные квоты устанавливаются либо Конституцией (как в Буркина—Фасо, Непале, Филиппинах и Уганде), либо избирательным законом (как во многих частях Латинской Америки, а также, например, в Бельгии, Боснии и Герцеговине, Словении и Франции). Но квоты могут также определяться добровольно самими политическими партиями. В некоторых странах, включая Германию, Норвегию и Швецию, ряд политических партий ввели квоты для своих собственных списков. Однако во многих других странах лишь одна или две партии решают использовать квоты. Однако если ведущая партия в той или иной стране использует квотирование, как, например, АНК в Южной Африке, это может оказать значительное влияние на общий показатель представленности женщин в парламенте. Тем не менее, хотя квоты становятся все более популярными, большинство политических партий мира вообще их не используют [1].

Несмотря на благие цели квотирования, данная практика считается достаточно противоречивой Некоторые придерживаются негативного взгляда на данную процедуру по следующим соображениям:

1) Квоты противоречат принципу равных возможностей для всех, поскольку женщинам отдается предпочтение перед мужчинами;

2) Квоты недемократичны, так как избиратели должны иметь возможность решать, кто будет избран;

3) Квоты подразумевают, что политические деятели избираются из-за их пола, а не из-за квалификации, и что более квалифицированные кандидаты оттесняются в сторону;

4) Многие женщины не хотят быть избранными только потому, что они женщины;

5) Введение квот создает значительные конфликты внутри партийной организации;

6) Квоты нарушают принципы либеральной демократии.

С другой стороны, многие люди уверены, что гендерное квотирование несёт в себе лишь положительное влияние на политическую жизнь общества. Их аргументы следующие:

1) Квоты для женщин не являются дискриминацией в отношении мужчин, они компенсируют фактические барьеры, которые мешают женщинам получить свою справедливую долю политических мест;

2) Квоты подразумевают, что в одном комитете или ассамблее одновременно работают несколько женщин, что сводит к минимуму стресс, который часто испытывают женщины, работающие поодиночке;

3) Женщины как граждане имеют право на равное с мужчинами представительство;

4) Выборы - это вопрос представительства, а не уровня образования;

5) Женщины имеют такую же квалификацию, как и мужчины, но важность женской квалификации понижается и сводится к минимуму в политической системе, где доминируют мужчины. Это связано, в первую очередь, с гендерными стереотипами, наличие которых препятствует достижению женщинами тех же позиций, которые есть у мужчин;

6) На самом деле именно политические партии контролируют выдвижение кандидатов, а не избиратели, которые решают, кто будет избран; поэтому квоты не являются нарушением прав избирателей;

7) Введение квот вызывает лишь временные конфликты;

8) Квоты могут способствовать процессу демократизации, делая процесс выдвижения кандидатов более прозрачным и формализованным.

Для более полного раскрытия смысла этого понятия было бы уместно упомянуть конкретную страну, использующую представленный способ интеграции женщин в политическую жизнь государства. Так, примером страны, активно внедряющей политическое партийное квотирование, является Норвегия. Всего в норвежском

парламенте, Стортинге, представлено 8 партий, каждая из которых имеет свой взгляд на эту практику.

Начать стоит, пожалуй, с партий левого спектра и постепенно двигаться правее. Так, Партия красных считает, что многим людям труднее иметь равные права, когда у них есть дети. Партия хочет положить конец ничтожной доле рабочих мест в профессиях, где доминируют женщины. Внутри самой партии осуществляется квотирование для большей представленности женщин [2].

Следом за партией Красных идет Социалистическая левая партия. Её цель - это общество, в котором пол не ограничивает свободу людей. Социалистическая Левая партия - это феминистская партия. Это означает, что она признает, что власть и ресурсы систематически неравномерно распределяются между женщинами и мужчинами - и что с этим нужно бороться [3]. Поэтому продвижение политики феминизма - одна из главных задач, которые партия пытается осуществить. Важно, что Социалистическая Левая партия выступает за квотирование как на рабочих местах, так и в университетах и других сферах общественной жизни [4].

Далее идёт Рабочая партия. Равенство между женщинами и мужчинами является для неё важным вопросом. Её члены считают, что необходимо по-прежнему применять на практике радикальные инструменты для обеспечения равенства в сфере образования и трудовой деятельности. В 2005 году Рабочая партия ввела правило о 50% квоте для женщин. В связи с этим, в 2010 году впервые в парламент от Рабочей партии вошло больше женщин, чем мужчин (33 и 31 соответственно) [5].

Следом за Рабочей партией идет Партия зелёных. Одним из ключевых вопросов её программы является обеспечение равноправия среди различных социальных групп. Партия считает, что в некоторых случаях для достижения большего равенства необходимо предоставить преференции (например, ввести квотирование) членам отдельных социальных групп. В других случаях осознания факта дискриминации может быть достаточно для обеспечения равного обращения [6].

Далее стоит выделить Партию центра. Так, члены партии считают, что нужно продвигать женщин в политику и бизнес, а мужчин - в сферы, традиционно закрепленные за женщинами. Также партия считает, что в управленческих структурах необходимо ввести квотирование, при котором каждый пол бы представлен как минимум на 40% [7].

Либеральная партия имеет такой же взгляд на равноправие, как и партия Центра, но предлагает вводить квотирование не только в управленческих структурах, но также в школах и университетах [8].

Далее идёт Консервативная партия, членом которой является премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг. Партия считает, что государственные меры, приносящие пользу или привилегии определенным группам населения, должны быть ограничены. Преимущества для одних становятся недостатками для других. Поэтому Консервативная партия считает, что квотирование и действия правительства, которые приносят пользу или благоприятствуют определенным группам населения, должны быть ограничены [9].

Правее расположена Христианская народная партия. Её члены полагают, что в настоящее время действительно необходимо использовать квотирование в качестве инструмента для достижения равноправия и равенства количества женщин и мужчин на государственных должностях, однако, по их мнению, следует понимать, что по достижении цели квотирование должно стать ненужным [10].

Самая правая партия, представленная в норвежском парламенте - Партия прогресса. Её члены считают, что все люди между собой равны, и поэтому партия выступает против квотирования. Так, в программе партии на 2017-2021 год есть заявление о том, что она хочет «убрать из законов формулировки, которые обязывают осуществлять квотирование» [11].

Подводя итог, следует сказать, что гендерное квотирование - достаточно противоречивая, но эффективная практика, позволяющая интегрировать всё большее число женщин в политическую жизнь общества,

что доказывает опыт Норвегии. Все политические партии, входящие в норвежский парламент, озабочены женским вопросом и предлагают различные варианты улучшения жизни норвежек. Однако отношение партий к квотированию разное. Практика показывает, что левые партии относятся к такой мере как к необходимости, а правые партии видят в квотировании проявление дискриминации мужчин. Исключением из этого правила является Христианская партия, которая считает допустимым введение квот, но лишь на ограниченный срок Однако, несмотря на существование в партиях, формирующих парламент, противников введения гендерных квот, практика показывает, что никогда раньше в Стортинге не было представлено больше женщин, чем в период с 2017 по 2021 год.

Список используемой литературы:

1. Drude Dahlerup. Increasing Women's Political Representation: New Trends in Gender Quotas. -Stockholm: International Idea, 2005. S 39-41.

2. R0dts arbeidsprogram 2017-2021. Roedt.no. S 35-39. [Электронный ресурс] URL: https ://roedt.no/arbeidsprogram (Дата обращения - 11.04.20)

3. Sosialistisk venstrepartis prinsipprogram 2019-2023. S 7. [Электронный ресурс] URL:

https://www.sv.no/wp-content/uploads/2019/05/nett SVLM2019-Prinsipprogram-endelig vedtak.pdf (Дата

обращения - 11.04.20)

4. SVs arbeidsprogram 2017-2021. SV.no. S 22, 40, 44, 61, 67. [Электронный ресурс] URL: https://www.sv.no/wp-content/uploads/2013/12/170816 Arbeidsprogram-2017-2021.pdf (Дата обращения - 11.04.20)

5. Kvinnebevegelsen. Arbeiderpartiet.no. [Электронный ресурс] URL: https://www.arbeiderpartiet.no/om/historien-om-arbeiderpartiet/kvinnebevegelsen/ (Дата обращения - 11.04.20)

6. Milj0partiet de grenne. Ta vare pá framtida. Arbeidsprogram 2017-2021. Mdg.no. S 69. [Электронный ресурс] URL:

https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/mdg/pages/309/attachments/original/1548161094/Arbeidsprogram-2018.pdf?1548161094 (Дата обращения"-^1.04.20)

7. Senterpartiet. Prinsipp- og handlingsprogram 2017-2021. Senterpartiet.no. S 69. [Электронный ресурс] URL: https://www.senterpartiet.no/politikk/standpunkt/vedtatt-politikk/program (Дата обращения - 11.04.20)

8. Venstres stortingsvalgprogram 2017-2021. Venstre.no. S 132. [Электронный ресурс] URL: https://www.vsnstre.no/assets/Stortingsvalgprogram-2017-web.pdf (Дата обращения - 11.04.20)

9. H0yres prinsipprogram. Hoyre.no. S 5. [Электронный ресурс] URL: https://hoyre.no/politikk/program/ (Дата обращения - 11.04.20)

10. KrFs stortingsprogram 2017-2021. Krf.no. S 13. [Электронный ресурс] URL: https://www.krf.no/globalassets/vedlegg/politiske-dokumenter/politisk-program/stortingsprogram-krf-2017-2021.pdf (Дата обращения - 11.04.20)

11. Fremskrittspartiet. Prinsipp - og handlingsprogram 2017-2021. Frp.no. S 20. [Электронный ресурс] URL: http://flippage .impleoweb.no/frp/b8188708c47948288727ef8f91683698/FRP-Program-2017-2021.pdf#page=1 (Дата обращения - 11.04.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.