Потапова Р.К., Комалова Л.Р.
ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ КОНТЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО ОБРАЗЦЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
Сведения об авторах:
Потапова Родмонга Кондратьевна, доктор филологических наук, профессор, директор Института прикладной и математической лингвистики, зав. кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики фак-та Гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета e-mail: RKPotapova@yandex.ru
Комалова Лилия Ряшитовна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела языкознания ИНИОН РАН, докторант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета e-mail: GenuinePR@yandex.ru
«Базовая модель эмоционально-модального поведения человека в условиях межличностной, социально-экономической, конфессиональной и др. видов депривации включает такие переменные, как ценностные экспектации и ценностные возможности [2], расхождение между которыми характеризует величину относительной депривации, являющиеся первопричиной для развития конфликта, индивидуального и массового деструктивного поведения, агрессии, террора» [4, с. 20].
При исследовании феномена «агрессия» следует анализировать не только механизмы реализации агрессия (когнитивно-коммуникативно-поведенческие паттерны агрессора), но и особенности восприятия жертвы / сторонних наблюдателей / самого агрессора. Социальные психологи
утверждают, что данный акт будет расцениваться как агрессивный в силу того, что в восприятии реципиента он соотносится с атрибуциями агрессии [1, с. 113-156]. Поэтому весьма значимым представляется исследование перцептивных, в частности перцептивно-слуховых, характеристик состояния агрессии.
В докладе представлен один из этапов «фундаментального исследования типологии вербальных и паравербальных детерминантов эмоционально-модального поведения коммуникантов в условиях многофакторной депривации» , целью которого является определение схожих и специфических просодических характеристик, выступающих опорой для распознавания состояния, близкого к состоянию агрессии, на материале русского, английского, испанского и татарского языков.
Речь в кино- и телепроизведениях, которая является объектом проводимых экспериментов, принято рассматривать как имитацию речи в реальных условиях. Следуя этой логике, Р.К. Потапова предложила рассматривать состояние агрессии, претерпеваемое актерами и воплощенное ими в речи персонажей, как состояние, близкое к состоянию агрессии.
Это состояние характеризуется комплексом негативных эмоциональных и эмоционально-модальных состояний, испытываемых субъектом (человеком) в акте коммуникации, и может привести к реализации агрессивного поведения.
По результатам проведенного экспериментального исследования можно констатировать, что «в анализируемых языках (русском, английском, испанском и татарском) эмоционально-модальное состояние, близкое к состоянию агрессии, на уровне слухового восприятия характеризуется следующим набором параметров: средней высотой голоса, большей силой голоса, скачкообразным мелодическим рисунком, короткими паузами, нечетким речевым ритмом, нормальным речевым дыханием. Данные параметры одинаково фиксируются по голосу и речи аудиторами с разной гендерной принадлежностью» [6].
Литература:
1. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Олма-пресс, 2001. - 512 с.
2. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. - СПб.: Питер, 2005. - 461 с.
3. Комалова Л.Р. Репертуар вербальной реализации ответной агрессии в ситуациях статусно-ролевой асимметрии // Актуальные проблемы литературного перевода. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (695). Сер. Языкознание). - С. 104-116.
4. Потапова Р.К. Социально-сетевой дискурс как объект междисциплинарного исследования // Материалы Второй международ. научн. конф. «Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы». - М.: МГЛУ, 2014. - С. 20-22.
5. Потапова Р.К., Комалова Л.Р. Лингвокогнитивное исследование состояния «агрессия» в межъязыковой и межкультурной коммуникации: письменный текст // Семиотическая гетерогенность языковой коммуникации: теория и практика. Часть II. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - 264 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 15 (675). Сер. Языкознание). - С. 164-175.
6. Потапова Р.К., Комалова Л.Р. О возможности распознавания слухового образа, ассоциируемого реципиентами с состоянием агрессии // Современное речеведение - агрегация междисциплинарных знаний. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2014. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 13 (699). Сер. Языкознание). - С. 202-214.
7. Potapova R.K., Komalova L.R. Lingua-Cognitive Survey of the Semantic Field "Aggression" in Multicultural Communication: Typed Text // M. Zelezny et al. (Eds.): SPECOM 2013, LNAI 8113. Springer International Publishing Switzerland, 2013. - Pp. 227-232.
8. Potapova R.K., Komalova L.R. On Principles of Annotated Databases of the Semantic Field "Aggression" // A. Ronzhin, R. Potapova, V. Delic (Eds.):
SPECOM 2014, LNAI 8773. Springer International Publishing Switzerland, 2014. - P. 322-328.