Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ КОНТЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО ОБРАЗЦЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ'

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ КОНТЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО ОБРАЗЦЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ КОНТЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО ОБРАЗЦЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ»

Потапова Р.К., Комалова Л.Р.

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ КОНТЕНТА, СОДЕРЖАЩЕГО ОБРАЗЦЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

Сведения об авторах:

Потапова Родмонга Кондратьевна, доктор филологических наук, профессор, директор Института прикладной и математической лингвистики, зав. кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики фак-та Гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета e-mail: RKPotapova@yandex.ru

Комалова Лилия Ряшитовна, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела языкознания ИНИОН РАН, докторант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Московского государственного лингвистического университета e-mail: GenuinePR@yandex.ru

«Базовая модель эмоционально-модального поведения человека в условиях межличностной, социально-экономической, конфессиональной и др. видов депривации включает такие переменные, как ценностные экспектации и ценностные возможности [2], расхождение между которыми характеризует величину относительной депривации, являющиеся первопричиной для развития конфликта, индивидуального и массового деструктивного поведения, агрессии, террора» [4, с. 20].

При исследовании феномена «агрессия» следует анализировать не только механизмы реализации агрессия (когнитивно-коммуникативно-поведенческие паттерны агрессора), но и особенности восприятия жертвы / сторонних наблюдателей / самого агрессора. Социальные психологи

утверждают, что данный акт будет расцениваться как агрессивный в силу того, что в восприятии реципиента он соотносится с атрибуциями агрессии [1, с. 113-156]. Поэтому весьма значимым представляется исследование перцептивных, в частности перцептивно-слуховых, характеристик состояния агрессии.

В докладе представлен один из этапов «фундаментального исследования типологии вербальных и паравербальных детерминантов эмоционально-модального поведения коммуникантов в условиях многофакторной депривации» , целью которого является определение схожих и специфических просодических характеристик, выступающих опорой для распознавания состояния, близкого к состоянию агрессии, на материале русского, английского, испанского и татарского языков.

Речь в кино- и телепроизведениях, которая является объектом проводимых экспериментов, принято рассматривать как имитацию речи в реальных условиях. Следуя этой логике, Р.К. Потапова предложила рассматривать состояние агрессии, претерпеваемое актерами и воплощенное ими в речи персонажей, как состояние, близкое к состоянию агрессии.

Это состояние характеризуется комплексом негативных эмоциональных и эмоционально-модальных состояний, испытываемых субъектом (человеком) в акте коммуникации, и может привести к реализации агрессивного поведения.

По результатам проведенного экспериментального исследования можно констатировать, что «в анализируемых языках (русском, английском, испанском и татарском) эмоционально-модальное состояние, близкое к состоянию агрессии, на уровне слухового восприятия характеризуется следующим набором параметров: средней высотой голоса, большей силой голоса, скачкообразным мелодическим рисунком, короткими паузами, нечетким речевым ритмом, нормальным речевым дыханием. Данные параметры одинаково фиксируются по голосу и речи аудиторами с разной гендерной принадлежностью» [6].

Литература:

1. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. - М.: Олма-пресс, 2001. - 512 с.

2. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. - СПб.: Питер, 2005. - 461 с.

3. Комалова Л.Р. Репертуар вербальной реализации ответной агрессии в ситуациях статусно-ролевой асимметрии // Актуальные проблемы литературного перевода. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (695). Сер. Языкознание). - С. 104-116.

4. Потапова Р.К. Социально-сетевой дискурс как объект междисциплинарного исследования // Материалы Второй международ. научн. конф. «Дискурс как социальная деятельность: приоритеты и перспективы». - М.: МГЛУ, 2014. - С. 20-22.

5. Потапова Р.К., Комалова Л.Р. Лингвокогнитивное исследование состояния «агрессия» в межъязыковой и межкультурной коммуникации: письменный текст // Семиотическая гетерогенность языковой коммуникации: теория и практика. Часть II. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. - 264 с. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 15 (675). Сер. Языкознание). - С. 164-175.

6. Потапова Р.К., Комалова Л.Р. О возможности распознавания слухового образа, ассоциируемого реципиентами с состоянием агрессии // Современное речеведение - агрегация междисциплинарных знаний. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2014. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 13 (699). Сер. Языкознание). - С. 202-214.

7. Potapova R.K., Komalova L.R. Lingua-Cognitive Survey of the Semantic Field "Aggression" in Multicultural Communication: Typed Text // M. Zelezny et al. (Eds.): SPECOM 2013, LNAI 8113. Springer International Publishing Switzerland, 2013. - Pp. 227-232.

8. Potapova R.K., Komalova L.R. On Principles of Annotated Databases of the Semantic Field "Aggression" // A. Ronzhin, R. Potapova, V. Delic (Eds.):

SPECOM 2014, LNAI 8773. Springer International Publishing Switzerland, 2014. - P. 322-328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.