Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ВОЕННЫЙ В РУССКОМ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ'

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ВОЕННЫЙ В РУССКОМ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прокудина Ирина Сергеевна, Кукс Анна Викторовна

Цель исследования - выявить структурно-содержательные особенности ассоциативного поля ВОЕННЫЙ в русском непрофессиональном языковом сознании в гендерном аспекте. В статье предпринята попытка на основе результатов ассоциативного эксперимента построить гендерно обусловленные варианты исследуемого ассоциативного поля, отражающие его ядерно-периферийную организацию и тематическую структуру. Научная новизна работы заключается в том, что разработанные мужская и женская модели ассоциативного поля ВОЕННЫЙ были подвергнуты сравнительному анализу, на основе которого были сделаны выводы о влиянии гендерного фактора на формирование ассоциативно-вербальной сети. С опорой на анализ реакций респондентов были выделены основные семантические зоны ассоциативного поля ВОЕННЫЙ, каждая из которых была разделена на тематические группы, а их содержательное наполнение было рассмотрено отдельно для каждой гендерной группы. В результате определено, что гендерные варианты исследуемого ассоциативного поля содержат как общие, совпадающие реакции, отражающие образ военного в русском языковом сознании в целом, так и отличающиеся ассоциаты, репрезентирующие дифференциальные признаки представлений о военнослужащих в мужском и женском языковом сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SPECIFICS OF THE MILITARY MAN ASSOCIATIVE FIELD IN THE NON-PROFESSIONAL RUSSIAN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

The research aims to identify the structural and content-related characteristics of the MILITARY MAN associative field in the non-professional Russian linguistic consciousness from a gender viewpoint. Using the results of an associative experiment, the paper presents an attempt to construct the gender-specific versions of the associative field under consideration that reflect its core and periphery structure and the thematic framework. The scientific novelty of the paper lies in the fact that the developed men’s and women’s models of the MILITARY MAN associative field were subjected to a comparative analysis, which became the basis for conclusions about the influence of the gender factor on the formation of the associative-verbal network. By analysing the respondents’ reactions, the main semantic zones of the MILITARY MAN associative field were identified, each of which was divided into thematic groups, with their content considered separately for each gender group. As a result, it has been determined that the gender-based versions of the studied associative field contain both common reactions, which reflect the general image of the MILITARY MAN in the Russian linguistic consciousness, and gender-specific reactions, which represent the distinctive features of this image in the male and female linguistic consciousness.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ВОЕННЫЙ В РУССКОМ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ»

ИЗДДТЕЛЬСТ

$ гратота

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 4. С. 1089-1097 | 2023. Volume 16. Issue 4. P. 1089-1097

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

EN

Гендерная специфика ассоциативного поля ВОЕННЫЙ в русском непрофессиональном языковом сознании

Прокудина И. С., Кукс А. В.

Аннотация. Цель исследования - выявить структурно-содержательные особенности ассоциативного поля ВОЕННЫЙ в русском непрофессиональном языковом сознании в гендерном аспекте. В статье предпринята попытка на основе результатов ассоциативного эксперимента построить гендерно обусловленные варианты исследуемого ассоциативного поля, отражающие его ядерно-периферийную организацию и тематическую структуру. Научная новизна работы заключается в том, что разработанные мужская и женская модели ассоциативного поля ВОЕННЫЙ были подвергнуты сравнительному анализу, на основе которого были сделаны выводы о влиянии гендерного фактора на формирование ассоциативно-вербальной сети. С опорой на анализ реакций респондентов были выделены основные семантические зоны ассоциативного поля ВОЕННЫЙ, каждая из которых была разделена на тематические группы, а их содержательное наполнение было рассмотрено отдельно для каждой гендерной группы. В результате определено, что гендерные варианты исследуемого ассоциативного поля содержат как общие, совпадающие реакции, отражающие образ военного в русском языковом сознании в целом, так и отличающиеся ассоциаты, репрезентирующие дифференциальные признаки представлений о военнослужащих в мужском и женском языковом сознании.

Gender specifics of the MILITARY MAN associative field in the non-professional Russian linguistic consciousness

Prokudina I. S., Kuks A. V.

Abstract. The research aims to identify the structural and content-related characteristics of the MILITARY MAN associative field in the non-professional Russian linguistic consciousness from a gender viewpoint. Using the results of an associative experiment, the paper presents an attempt to construct the gender-specific versions of the associative field under consideration that reflect its core and periphery structure and the thematic framework. The scientific novelty of the paper lies in the fact that the developed men's and women's models of the MILITARY MAN associative field were subjected to a comparative analysis, which became the basis for conclusions about the influence of the gender factor on the formation of the associative-verbal network. By analysing the respondents' reactions, the main semantic zones of the MILITARY MAN associative field were identified, each of which was divided into thematic groups, with their content considered separately for each gender group. As a result, it has been determined that the gender-based versions of the studied associative field contain both common reactions, which reflect the general image of the MILITARY MAN in the Russian linguistic consciousness, and gender-specific reactions, which represent the distinctive features of this image in the male and female linguistic consciousness.

Введение

В настоящее время в лингвистике утвердился и получил активное развитие антропоориентированный подход к изучению языка, в центре внимания которого находятся человек говорящий, его сознание и мышление, нашедшие свое отражение в языке. Одним из ключевых направлений лингвистических исследований становится изучение языкового сознания, которое понимается как «совокупность образов... формирующихся и овнешняемых при помощи языковых средств - отдельных лексем, словосочетаний и фразеологизмов, текстов, ассоциативных полей и ассоциативных тезаурусов» (Тарасов, 2000, с. 26).

Одним из наиболее эффективных способов реконструкции образов языкового сознания, по мнению исследователей, является ассоциативный эксперимент. Ассоциативный эксперимент (далее - АЭ) активно используется

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230183

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

с целью всестороннего изучения языкового (вербального) сознания, его структурирования и моделирования (Борисова, 2019). Совокупность полученных в ходе такого эксперимента ассоциаций образует ассоциативное поле (далее - АП) и может быть определена как модель языкового сознания человека (Караулов, 1994), т. е. представляет собой «фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании "среднего" носителя той или иной культуры, его мотивов, оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» (Уфимцева, 1996, с. 140).

В рамках данной теории особое место занимают исследования, посвященные реконструкции образов языкового сознания, специфика которых обусловлена индивидуальными (этническими, социокультурными, психофизиологическими и др.) параметрами личности информанта (Кирилина, 2002). Одной из таких характеристик человека является его половая принадлежность. Учет воздействия гендерного фактора на ассоциативное поведение коммуникантов обусловил развитие гендерной парадигмы исследования языкового сознания (Горош-ко, 2001). Гендерная обусловленность картины мира предполагает, что в языковом сознании женщин и мужчин ментальные образования, соответствующие одному концепту, могут различаться (Кавинкина, 2007). В рамках такого подхода часто рассматривается мужское и женское языковое сознание в сравнительном аспекте как в пределах одной лингвокультуры, так и в межъязыковом сопоставлении (Горошко, 2001; Тарасов, 2000; Дмит-рюк, 2000; Кирилина, 2002; Курбангалиева, 1998; Гетте, 2009; Потпот, 2017; Покоякова, 2009; Пилюгина, 2016).

В данной статье представлены результаты сравнительного анализа структурно-содержательных особенностей АП ВОЕННЫЙ (в значении военнослужащий) в мужском и женском непрофессиональном языковом сознании представителей русской лингвокультуры. Выбор указанного понятия обусловлен высокой степенью значимости милитарных образов в структуре русского национального языкового сознания, что связано с особенностями исторического развития России (Чудинов, 2001). Кроме того, в сложившихся в настоящее время геополитических условиях военная сфера играет наиважнейшую роль для российского государства (Блохин, 2022).

Актуальность данной работы обусловлена важностью для системного описания русского языкового сознания углубленного изучения особенностей вербализации его элементов посредством АЭ с учетом гендерного фактора в рамках доминирующей в настоящее время в лингвистических исследованиях антропоориен-тированной парадигмы, а также высокой значимостью милитарных образов в русском национальном языковом сознании, что требует их всестороннего изучения.

Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

1) проведение АЭ с предъявлением слова-стимула ВОЕННЫЙ (в значении военнослужащий), испытуемыми в котором являются гражданские лица - носители русской лингвокультуры; дифференциация полученных ассоциативных реакций в зависимости от пола информантов и их анализ;

2) построение гендерно обусловленных моделей исследуемого АП на основе результатов проведенного АЭ;

3) сравнительный анализ мужского и женского вариантов АП ВОЕННЫЙ; выявление, характеристика и систематизация их структурных и содержательных особенностей, общих и дифференциальных признаков.

Материалом для исследования послужили ассоциаты к слову-стимулу ВОЕННЫЙ (в значении военнослужащий), которые были получены в результате проведенного АЭ, организованного в формате анкетирования. В эксперименте приняли участие 160 информантов обоих полов, возраст которых варьировался от 17 до 72 лет. Анкетирование проводилось в декабре 2021 г. - январе 2022 г. среди студентов новосибирских вузов и колледжей, работников гражданских учреждений, в том числе вышедших на пенсию. Всего в ходе АЭ было получено и обработано 1068 ассоциативных реакций.

Для достижения поставленной цели исследования и решения указанных задач использовались следующие методы: метод ассоциативного эксперимента, метод полевого моделирования, количественный метод, метод семантического гештальта Ю. Н. Караулова, метод сопоставительного анализа.

Теоретической базой для данной работы послужили исследования ученых, посвященные изучению образов языкового сознания, методике проведения ассоциативного эксперимента для их вербализации, методам содержательного анализа ассоциативного поля (Караулов, 1994; 1999; Тарасов, 2000; Уфимцева, 1996; Стернин, 2009; Горошко, 2001), работы ученых по гендерной лингвистике (Горошко, 2001; Кирилина, 2002; Уфимцева, 1996; Каменская, 2002; Дмитрюк, 2000; Пилюгина, 2016; Гетте, 2009), а также лингвистические исследования, в центре внимания которых находятся различные аспекты милитарных образов в языковом сознании (Довголюк,2016; Кафтанов, 2020а; 2020Ь; Битюцких, 2015; Неровная, Колтакова, Калгина, 2021; Пименова, Бодриков, 2019).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке вузовских курсов по гендерной лингвистике, лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, психолингвистике и лингвоперсонологии.

Обсуждение и результаты

Проведение ассоциативного эксперимента и методика анализа полученных экспериментальных данных

Для построения моделей АП ВОЕННЫЙ в гендерном аспекте на первом этапе исследования нами был проведен цепной (цепочечный) АЭ. Данный тип АЭ предполагает, что информанты могут отреагировать на предъявляемое слово-стимул несколькими ассоциативными реакциями (Довголюк, 2016). Обращение именно к этому типу АЭ было обусловлено тем фактом, что использование для анализа не только первых реакций, но и последующих позволяет выявить как выводные знания, так и косвенные признаки понятия (Попова, Стернин, 2007).

В описываемом АЭ приняли участие 160 человек, из них 80 мужчин и 80 женщин. К участникам эксперимента предъявлялись следующие требования: 1) возраст испытуемых не должен составлять менее 17 лет, поскольку именно к указанному возрасту, по мнению Ю. Н. Караулова (1994), завершается становление языковой личности и в ассоциативном поведении человека отражается уже сформировавшаяся языковая способность; 2) к участию в АЭ были привлечены только гражданские лица (студенты вузов, учреждений среднего профессионального образования, специалисты с разным уровнем и направлением образования), не имеющие отношения к военной сфере деятельности, что обусловлено заявленной целью исследования, которая предполагает изучение АП ВОЕННЫЙ в непрофессиональном языковом сознании; 3) родным языком для респондентов должен быть русский, также они должны постоянно проживать в городах; 4) информанты не были заинтересованы в результатах эксперимента и принимали участие в нем на добровольных началах.

Участникам эксперимента было предъявлено слово-стимул ВОЕННЫЙ (уточнено, что в значении военнослужащий) и было предложено отреагировать на него любым количеством ассоциаций. Ассоциативные ряды могли включать в себя ассоциаты различного типа: слова, словосочетания, названия произведений, пословицы, поговорки, строчки из стихотворений и песен, имена исторических личностей, политических деятелей и т. д.

Далее все полученные ассоциаты были разделены на две группы в зависимости от гендерной принадлежности указавших их информантов. Затем была проведен первичный анализ ассоциативных реакций для каждой группы: был установлен уровень частотности для каждого из ассоциатов, вычислен их индекс яркости, который определяется как отношение совокупности ассоциаций к общему числу испытуемых (Стернин, 2009). По результатам данного этапа анализа ассоциативные реакции были распределены по структурным зонам АП: к ядерной зоне, включающей наиболее частотные реакции, были отнесены ассоциативные реакции с индексом яркости не менее 0,12-0,15, в околоядерную зону вошли ассоциаты, индекс яркости которых составил 0,11, в ближнюю периферию - реакции с индексом яркости 0,1-0,04, дальнюю и крайнюю периферию составили ассоциации с индексами яркости 0,03-0,02 и 0,1 и ниже соответственно (Стернин, 2009).

На следующем этапе каждая из составляющих полевой структуры мужской и женской модели АП ВОЕННЫЙ была разделена на смысловые зоны в соответствии с методом семантического гештальта Ю. Н. Караулова (2000). Данный метод основан на содержательной классификации входящих в состав АП реакций и предполагает разделение его на семантические зоны, объединяющие типичные признаки предметов или понятий, которые соответствуют слову-стимулу. Далее в составе семантических зон были выделены тематические группы, т. е. объединения ассоциатов по содержанию, основанные на классификации обозначаемых ими внеязыковых реалий. В итоге были сформированы мужское и женское АП ВОЕННЫЙ с учетом их структурно-содержательных особенностей.

Заключительный этап исследования представлял собой сравнительный анализ полученных гендерно обусловленных моделей АП ВОЕННЫЙ, выявление, описание и систематизацию их общих и дифференциальных признаков. Мужские и женские модели АП сопоставлялись по количественным параметрам, семантическим аспектам, а также эмоционально-оценочным компонентам. К анализу были привлечены ядро и примыкающая к нему околоядерная зона, а также ближняя периферия, поскольку эти зоны АП отражают наиболее частотные, стереотипные признаки понятия, стоящего за словом-стимулом.

Сравнительный анализ гендерно обусловленных моделей ассоциативного поля ВОЕННЫЙ в русском непрофессиональном языковом сознании

Далее в Таблице 1 представлены мужской и женский варианты АП ВОЕННЫЙ, их полевая и семантическая структура.

Таблица 1. Ассоциативное поле ВОЕННЫЙ в гендерном аспекте

Семантические зоны Ядро (0,12 и выше) и околоядерная зона (0,11) Ближняя периферия (0,04-0,1)

АП мужчин АП женщин АП мужчин АП женщин

Субъект Номинации лиц по воинскому званию, должности, рангу солдат 0,22 солдат 0,2 офицер 0,13 командир 0,13 сержант 0,1 прапорщик 0,06 генерал 0,05 дневальный 0,05 лейтенант 0,05 рядовой 0,05 генерал 0,085 полковник 0,07 командир 0,06 звание 0,05 кадет 0,05 лейтенант 0,04 подполковник 0,04

Конкретное лицо папа (отец) 0,04

Пол мужчина (мужик) 0,05 мужчина 0,07

Деятельность Виды деятельности служба 0,18 защита (защитник) 0,18 служба 0,1 защита (защитник) 0,08 стрельба 0,08 марш 0,085 сражение (бой) 0,085 подготовка 0,04

Объект деятельности Родина (Отечество, Отчизна) 0,15 Родина (Отечество) 0,12

События война 0,19 война 0,23 смерть 0,05 23 февраля 0,05 смерть 0,1 парад 0,1 победа 0,07 призыв 0,06 дембель 0,05

Семантические зоны Ядро (0,12 и выше) и околоядерная зона (0,11) Ближняя периферия (0,04-0,1)

АП мужчин АП женщин АП мужчин АП женщин

§ Вооруженные силы в целом армия 0,11 армия 0,32 войска 0,04

а а з н а Род войск артиллерия (артиллерист) 0,06 ВДВ 0,05

а О Воинские формирования, подразделения рота 0,08 наряд 0,06

Локации Помещения, спец. места для подготовки казарма 0,06 плац 0,05

Локации военных действий горячие точки 0,04

2 * Оружие, боеприпасы, военная техника оружие 0,18 автомат 0,13 танк 0,13 оружие 0,21 патроны 0,05 (военная) техника 0,05 танк 0,1

а н < Обмундирование, знаки отличия форма 0,18 форма 0,24 сапоги 0,06 погоны 0,07 камуфляж 0,04

Официальные документы (военный) билет 0,1

и м и т Физические качества сила 0,085 красивый 0,05

8 а е т к я а а X Моральные и профессиональные качества отвага (мужество, смелость) 0,11 отвага (мужество) 0,06 герой 0,05 дисциплина 0,07 патриотизм 0,04

ы н е ем Исторические личности, политические деятели Жуков 0,27 Сталин 0,18 Жуков 0,27 Кутузов 0,17 Суворов 0,12 Сталин 0,11 Суворов 0,1 Рокоссовский 0,06 Кутузов 0,05 Шойгу 0,05 Ленин 0,05 Петр Первый 0,085 Покрышкин 0,07 Александр Невский 0,07 Наполеон 0,04 Рокоссовский 0,04 Ушаков 0,04 Шойгу 0,04

X е е ы Исторические события ВОВ 0,11 ВОВ 0,3 Куликовская битва 0,06 Первая мировая война 0,05 День Победы (9 мая) 0,04 Чечня 0,04

т н а е ц е а С Прецедентные тексты и высказывания «А я люблю военных» 0,22 «Младший лейтенант» 0,19 «Катюша» 0,08 «А я люблю военных» 0,08 «Идет солдат по городу» 0,06 «Комбат» 0,05 «Младший лейтенант» 0,05 Один в поле не воин 0,05 «Катюша» 0,1 «Юность в сапогах» 0,04 «Я солдат» 0,04 «Идет солдат по городу» 0,04

Итак, в результате проведенного сравнительного анализа гендерных вариантов АП ВОЕННЫЙ нами были выявлены следующие их общие и дифференциальные признаки.

В первую очередь обращает на себя внимание различная степень продуктивности ассоциативных рядов мужчин и женщин: если в среднем на каждого мужчину, участвовавшего в эксперименте, приходится 9 ассоциаций, то на каждую женщину - 11,2 реакции.

Ядерная и околоядерная зоны мужского варианта АП ВОЕННЫЙ содержат 8 тематических групп, включающих в себя 11 ассоциатов. Аналогичные составляющие женского варианта АП ВОЕННЫЙ состоят из 11 семантических зон, в состав которых входит 18 ассоциативных реакций. Зона ближней периферии исследуемого АП как для мужчин, так и для женщин включает по 12 тематических групп, однако если данная часть женского варианта АП содержит 40 ассоциатов, то для мужского типа АП эта цифра составляет всего 29 реакций. Указанные данные, отражающие количественную асимметрию состава мужского и женского АП, коррелируют с результатами других исследований ассоциативного поведения в гендерном аспекте (Довголюк, 2016; Гетте, 2009) и еще раз подтверждают большую краткость ответов информантов-мужчин и тенденцию к формированию более развернутых и лексически разнообразных ассоциативных рядов у женщин.

Содержательный анализ гендерно обусловленных моделей АП ВОЕННЫЙ позволил выявить следующие их особенности. Мужской и женский варианты АП включают одни и те же семантические зоны, однако состав формирующих их тематических групп и лексическая наполняемость могут обнаруживать как сходства, так и различия.

Семантическая зона «Субъект» включает тематические группы «Номинации лиц по воинскому званию, должности, рангу», «Пол», «Конкретная личность». Тематическая группа «Номинации лиц по воинскому званию, должности, рангу» содержит совпадающую ядерную реакцию солдат 0,22-0,2 (здесь и далее при указании двух индексов яркости на первом месте стоит значение для мужской группы и на втором месте - для женской), что свидетельствует о том, что данная ассоциация является для непрофессионального языкового сознания репрезентацией образа военного в целом. Однако в данной тематической группе также наблюдаются

значительные различия между мужскими и женскими ассоциациями: если у мужчин преобладают ассоциа-ты, обозначающие военнослужащих неофицерского состава (сержант 0,11, прапорщик 0,06, рядовой 0,05) либо лиц, выполняющих определенные обязанности в период службы (дневальный 0,05), что говорит о более глубоком знании армейской жизни, то у женщин чаще встречаются ассоциаты, относящиеся к командному составу (офицер 0,13, генерал 0,085, полковник 0,07, лейтенант 0,04, подполковник 0,04) либо называющие должностных лиц, на которых возложено руководство подразделениями (командир 0,13).

Ассоциаты, характеризующие военнослужащего только как лицо мужского пола (мужчина (мужик) 0,05-0,07), присутствуют как в мужском, так и в женском АП. В языковом сознании носителей русской лингвокультуры образ военнослужащего гендерно обусловлен: в истории России военный (воин) - это мужчина, богатырь (Бодриков, 2019). Кроме того, такие ассоциаты, на наш взгляд, отражают характерные для образа военнослужащего качества (мужественность, смелость, героизм), присущие настоящим, идеальным мужчинам вообще.

Соотнесение военного с конкретной личностью, знакомой респонденту, а именно с отцом (папа (отец) 0,04) актуально только для женской группы испытуемых.

Семантическая зона «Деятельность» оказалась более важна для респондентов женского пола, что подтверждается большим количеством и более высокой частотностью полученных реакций. Так, ассоциаты служба и защита в женской модели АП имеют индекс яркости 0,18 и входят в его ядерную часть (для сравнения: у мужчин индекс яркости этих ассоциаций 0,1 и 0,08 соответственно). Среди других реакций в этой группе у мужчин представлен ассоциат стрельба 0,08, который является обозначением конкретного действия, относящегося к военной службе, в то время как у женщин популярны более обобщенные наименования деятельности, такие как подготовка 0,04, сражение 0,085, а также реакция марш 0,08, обозначающая особый способ передвижения войск, наиболее ярко представленный во время торжественных мероприятий (на парадах).

Тематическая группа «Объект деятельности» и в мужском, и в женском АП представлена только ядерной зоной и включает единичный ассоциат Родина (Отечество, Отчизна) 0,15-0,12. Данная ассоциация в сочетании с указанной выше высокочастотной реакцией защита характеризует военного в первую очередь как патриота, защищающего свою страну. В русской лингвокультуре армия, воинство - это сила, призванная защищать и оберегать Россию и русский народ (Пименова, Бодриков, 2019; Неровная, Колтакова, Калгина, 2021).

Ядерная зона тематической группы «События» для обеих моделей АП содержит только ассоциат война 0,19-0,23. Война выступает в качестве компонента фрейма деятельности военного (Кафтанов, 2020а). В ближней периферии данную реакцию развивает ассоциация смерть 0,05-0,1, указанная информантами обоих полов. Таким образом, образ военнослужащего непосредственно связан с постоянным риском для жизни в силу специфики военной профессии. В целом данная тематическая зона более актуальна для информантов-женщин: одна группа женских ассоциатов снова акцентирует внимание на торжественно-парадной репрезентации образа военного (парад 0,1, победа 0,7), в то время как другая связана с обязательной военной службой (призыв 0,06, дембель 0,05). Интересно, что только среди респондентов мужского пола оказалась популярной реакция 23 февраля 0,23 - День защитника Отечества, неофициально отмечаемый в России как праздник мужчин.

В семантической зоне «Организация» ядерную зону составил общий для обеих групп информантов ассоциат армия 0,11-0,32, который, по-видимому, воспринимается как образ-прототип Вооруженных сил в целом (Кафтанов, 2020Ь).

В тематических группах «Род войск», «Воинские подразделения» обнаруживается разнообразие мужских реакций, обозначающих конкретные составные части войск (рота 0,08, артиллерия 0,06, наряд 0,06, ВДВ 0,05). В женском варианте АП эти тематические группы не представлены. Данная асимметрия отражает, на наш взгляд, более предметное знание респондентами мужского пола структуры Вооруженных сил.

Интересные различия между рассматриваемыми тендерными группами обнаруживаются и в семантической зоне «Локация»: у мужчин эта зона представлена конкретными наименованиями мест, связанных исключительно с армией (казарма 0,05, плац 0,05), тогда как у женщин здесь указано только обобщенное публицистическое понятие горячие точки 0,04.

Семантическая зона «Оружие» также более значима для респондентов мужского пола: в этой группе у мужчин представлено максимальное количество ядерных ассоциатов: оружие 0,18, автомат 0,13 и танк 0,18. Кроме того, в зоне ближней периферии содержатся еще две высокочастотные реакции патроны 0,05 и военная техника 0,05. Таким образом, у мужчин эта семантическая группа включает пять частотных ассоциаций, в то время как у женщин только две (оружие 0,21 и танк 0,1).

Анализируя различия между гендерными группами в семантической зоне «Атрибуты», мы видим, что высокочастотная реакция мужчин сапоги 0,06 - традиционная обувь военных, использовавшаяся в любую погоду и во все сезоны - в большей степени отсылает нас к бытовым трудностям военной жизни, а женские ассоциаты погоны 0,07, камуфляж 0,04, (военный) билет 0,1 обозначают перцептивные характеристики образа военнослужащего и представляют обобщенный взгляд на военного извне как на человека, узнаваемого по специфической маскировочной окраске или деталям военной формы, обладающего определенным документально подтвержденным статусом.

Семантическая зона «Характеристики» значительно более активно задействована в ассоциациях респондентов женского пола. Высокочастотные реакции включают в себя физические характеристики военного сила 0,085, красивый 0,05 и его морально-волевые и профессиональные качества отвага 0,11, дисциплина 0,07, патриотизм 0,04 (для сравнения: у мужчин в этой группе только два ассоциата отвага 0,06 и герой 0,05). Показательно, что образ военного в русском национальном сознании в целом обладает положительной эмоциональной окраской.

В семантической зоне «Прецедентные феномены» в тематической группе «Прецедентные события» ядерным ассоциатом для обеих моделей АП является Великая Отечественная война (ВОВ) 0,11-0,3 - важнейшее событие в истории России и СССР, запечатленное в национальном языковом сознании. С данной реакцией неразрывно связана ассоциация День Победы 9 мая 0,04, представленная, однако, только в женской модели АП. Другие частотные реакции в мужской и женской группе респондентов значительно отличаются: мужчины вспоминают исторически важные, но отдаленные во времени сражения и войны, а именно Куликовскую битву 0,06 и Первую мировую войну 0,05, в то время как женщины ассоциируют военных с более близким к сегодняшнему дню и вызывающим непосредственный эмоциональный отклик вооруженным конфликтом в Чечне 0,04.

В тематической группе «Прецедентные имена» в обеих моделях АП ядерная зона включает имена военных и государственных деятелей, непосредственно связанных с Великой Отечественной войной: Маршала Советского Союза Г. К Жукова 0,27-0,27 и Верховного главнокомандующего И. В. Сталина 0,18-0,11. Продолжают тему Великой Отечественной войны фамилии Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского 0,06 (в мужской модели АП) и выдающегося летчика, маршала авиации А. И. Покрышкина 0,07 (в женской модели АП). В ядерную зону ответов женской группы информантов также вошли реакции, называющие великих полководцев прошлого М. И. Кутузова 0,17 и А. В. Суворова 0,12. Зона ближней периферии женского варианта АП также включает имена легендарных политических и военных деятелей различных исторических эпох: Петра Первого 0,085, Александра Невского 0,07, Наполеона 0,04, Ф. Ф. Ушакова 0,04. Совпадающей ассоциативной реакцией в зоне ближней периферии в обеих моделях АП является личность действующего министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу 0,05-0,04.

В тематической группе «Прецедентные тексты и высказывания» общими ассоциациями являются песни «Катюша» 0,08-0,1 (автор слов - М. Исаковский, композитор - М. Блантер) и «Идет солдат по городу» 0,06-0,04 (автор слов - М. Танич, композитор - В. Шаинский), представленные в ближней периферии. В целом хотелось бы отметить высокую востребованность ассоциативных реакций этой тематической группы у респондентов женского пола: два высокочастотных ассоциата вошли у женщин в ядро АП - это песни группы «Комбинация» «А я люблю военных» 0,22 (автор слов - Е. Грабовская, композитор - И. Саруханов) и Ирины Алле-гровой «Младший лейтенант» 0,19 (автор - И. Николаев). Обе композиции исполняются женщинами и воссоздают образ военного с позиции потенциальных романтических отношений. Также отметим, что только у респондентов женского пола в число частотных реакций вошли композиции «Юность в сапогах» 0,04 группы «Конец фильма» (автор - Ю. Феклистов) и «Я солдат» 0,04 группы "5'Nizza" (автор слов - С. Бабкин, композитор - А. Запорожский), описывающие печаль по дому и тяготы военной службы, и только для респондентов мужского пола значимой оказалась песня «Комбат» 0,04 группы «Любэ» (автор слов - А. Шаганов, композитор - И. Матвиенко), прославляющая мужество бойцов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что мужские и женские модели АП ВОЕННЫЙ содержат как совпадающие, так и специфические, присущие только мужчинам или женщинам ассоциативные реакции. Пересекающиеся фрагменты гендерных АП включают в себя ассоциаты, характерные для непрофессионального языкового сознания представителей русской лингвокультуры в целом, и актуализируют признаки, формирующие наиболее устойчивый, стереотипный образ военнослужащих в национальной картине мира. Для АП ВОЕННЫЙ к таким признакам относятся следующие. Представления о военнослужащих соотносятся с образом солдата, выступающего в роли защитника, воина. Военный характеризуется исключительно как представитель мужского пола, обладающий качествами идеального мужчины, основными видами деятельности которого являются служба, защита своей Родины во время войны. Военная профессия ассоциируется со смертью, риском для жизни, что предполагает наличие у военнослужащих таких качеств, как отвага, мужество, смелость. Военные служат в армии (данное понятие выступает как обобщенный образ, прототип Вооруженных сил), органом управления которой является Министерство обороны РФ, возглавляемое С. К. Шойгу. Для профессиональной деятельности военнослужащих необходимо оружие и военная техника (танк), а их отличительной чертой является наличие военной формы. Образ военного непосредственно связан с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., что проявляется также в ассоциациях с именами военных и государственных деятелей периода ВОВ и песней - символом военных лет «Катюша». Великая Отечественная война в силу своей значимости относится к «местам памяти» в русском языковом сознании, т. е. представляет собой крупное явление национальной истории и культуры, известное большинству носителей данного языка и культуры (Караулов, 1999). Кроме того, представления о военнослужащих чаще всего связаны с текстами популярных песен «Идет солдат по городу», «А я люблю военных», «Младший лейтенант». Несомненно, для русского непрофессионального языкового сознания характерно положительное оценочное восприятия образа военного.

Также представления о военнослужащих, отраженные в ассоциативных полях, имеют и ярко выраженные гендерные различия. Для мужчин характерно краткое и лаконичное, но в то же время более предметное и конкретизированное описание образа военного. В мужской модели АП преобладают ассоциаты, относящиеся к тематическим группам «Род войск» и «Оружие». Среди реакций в группе «Номинация лиц по воинскому званию, должности, рангу» наиболее популярны наименования военнослужащих неофицерского состава, а зоны «Локация», «Атрибуты» и «Деятельность» представлены в основном конкретно-бытовыми наименованиями, непосредственно относящимися к армейской жизни, что демонстрирует большую степень вовлеченности в тематику и знание мужчинами специфики военно-армейской сферы. Для мужского восприятия образа военнослужащего более значима его информационно-фактическая, понятийная составляющая, при этом актуальной оказывается также положительная оценка морально-волевых качеств военных (отвага, смелость,

героизм). Таким образом, мы можем сделать вывод, что стереотипный образ военнослужащего для мужчин формируется на основе достаточно реалистичных и детальных представлений о службе в войсках, где респонденты во многом описывают ситуацию «изнутри», ставя себя на место военного и формируя свой ассоциативный ряд с этой позиции.

В свою очередь, женщины демонстрируют большее по сравнению с мужчинами количество ассоциативных реакций, отличающихся тематическим разнообразием. Наиболее значимыми для респондентов женского пола оказались семантические зоны «Субъект», «Характеристики», «Деятельность» и «Прецедентные феномены». В тематической группе «Номинация лиц по воинскому званию, должности, рангу» семантической зоны «Субъект» доминируют ассоциаты, обозначающие офицерские звания, что свидетельствует о том, что в женском языковом сознании образ военного соотносится с образом офицера. Высокочастотность ассоциатов, обозначающих физические, моральные и профессиональные качества, которые образуют семантическую зону «Характеристики», свидетельствует о важности оценочного компонента в женском взгляде на военнослужащего. Большое количество прецедентных феноменов (имен, событий, текстов) указывает на то, что женщины связывают свое стереотипное представление о военном с известными историческими личностями и событиями разных исторических эпох, а также текстами массовой культуры. В целом для женщин-информантов характерен взгляд на образ военного «извне», что подтверждается преобладанием среди ассоциатов наименований с обобщенным значением, а также реакций, относящихся к внешним характеристикам военного и торжественно-показательной сфере военной службы. Таким образом, женщины акцентируют внимание на образных, оценочных и культурологических аспектах образа военнослужащего. Стереотипное женское представление о военном основывается на романтизированном образе офицера, красивого, сильного, обладающего высокими моральными и профессиональными качествами.

Заключение

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. АЭ, совмещающий лингвистический и когнитивный анализ, является одним из наиболее эффективных методов реконструкции различных фрагментов языкового сознания в гендерном аспекте, в т. ч. образа военнослужащего, актуальность изучения которого обусловлена значимостью милитарных образов в национальной языковой картине мира, что связано с особенностями исторического развития России, а также с современной геополитической ситуацией. АЭ со словом-стимулом ВОЕННЫЙ, участниками которого являются представители гражданского населения, и дальнейший его анализ с учетом половой принадлежности информантов позволяют собрать материал для исследования гендерной специфики представлений о военнослужащих в непрофессиональном языковом сознании. Построение мужской и женской моделей АП ВОЕННЫЙ, отражающих структурно-содержательные особенности данного образа, возможно с применением метода семантического гештальта, который предполагает распределение ассоциатов по семантическим зонам и тематическим группам.

2. Посредством содержательного анализа высокочастотных реакций респондентов нами были выделены следующие семантические зоны АП ВОЕННЫЙ: «Субъект», «Деятельность», «Организация», «Локация», «Атрибуты», «Характеристики» и «Прецедентные феномены», каждая из которых была разделена на тематические группы, объединяющие ассоциаты на основе классификации неязыковых реалий. Затем были построены мужской и женский варианты изучаемого АП, отражающие его полевую структуру и содержательные особенности. Дальнейший сравнительный анализ гендерно обусловленных моделей АП по количественным параметрам, семантическим и оценочным компонентам позволил выделить и систематизировать общие и дифференциальные признаки представлений о военнослужащих, сформировавшиеся в современном непрофессиональном языковом сознании представителей русской лингвокультуры.

3. Общие признаки для мужской и женской моделей АП ВОЕННЫЙ формируют стереотипный образ военнослужащего, характерный для русского языкового сознания в целом. Анализ дифференциальных признаков позволил сделать вывод о влиянии гендерного фактора на ассоциативное поведение испытуемых при описании образа военнослужащего. Гендерные различия проявляются в количестве реакций, наполняемости тематических групп в структуре АП, а также в содержательном аспекте. Так, для информантов-мужчин характерны более короткие ассоциативные ряды, включающие предметные, реалистичные представления о военной службе, что основано на более глубоком знании военно-армейской сферы. Для мужского восприятия актуальным является понятийный, информационно-содержательный аспект образа военного в сочетании с позитивной оценкой его морально-волевых качеств. В свою очередь, женщинам свойственно построение более развернутых ассоциативных рядов, включающих большее количество лексических единиц разного содержания. Женское восприятие характеризуется, с одной стороны, более обобщенными представлениями о военной службе, а с другой - вниманием к внешним признакам образа военнослужащего и военно-армейской жизни, активной вербализацией позитивно-оценочных характеристик и ярко выраженным культурным фоном. В женском языковом сознании более значимыми оказываются перцептивные, оценочные и культурологические составляющие образа военного.

Перспективой дальнейшего исследования нам представляется изучение влияния на специфику представлений о военнослужащих других социокультурных, психофизиологических, профессиональных и т. п. факторов, а также исследование гендерных особенностей образа военного в межъязыковом сопоставлении.

Источники | References

1. Битюцких К. В. Отражение корпоративной культуры военных в языковом сознании курсантов: автореф. дисс. ... к. филол. н. Челябинск, 2015.

2. Блохин К. В. Россия и Запад. Военно-политический конфликт 2022 года: меняя правила игры // Свободная мысль. 2022. № 2 (1692).

3. Бодриков А. Б. Лингвокультурологические особенности структуры ментального образования ВОИН: на материале анкетирования курсантов военно-технического вуза: автореф. дисс. ... к. филол. н. Тверь, 2019.

4. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А.

5. Гетте Е. Ю. Ассоциативное поле «Общение» в гендерных концептосферах // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Горошко Е. И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма): дисс. ... д. филол. н. М., 2001.

7. Дмитрюк Н. В. Ассоциативные портреты - характеристики представителей русского и казахского этносов // Языковое сознание и образ мира: сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. В. Уфимцевой. М.: Изд-во Института языкознания Российской академии наук, 2000.

8. Довголюк М. Н. Ассоциативно-вербальное поле «Армия»: лингвокогнитивный аспект: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2016.

9. Кавинкина И. Н. Проявление тендера в речевом поведении носителей русского языка. Гродно: Изд-во Гродненского государственного университета, 2007.

10. Каменская О. Л. Теория языковой личности - инструмент гендергетики // Гендер: язык, культура, коммуникация: докл. II междунар. конф. (г. Москва, 22-23 ноября 2001 г.). М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2002.

11. Караулов Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук, 1999.

12. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь: в 2-х т. М., 1994. Т. 1.

13. Караулов Ю. Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование: тез. докл. XIII междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (г. Москва, 1-3 июня 2000 г.) / под ред. Е. Ф. Тарасова. М., 2000.

14. Кафтанов Р. А. Война в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2020a. Т. 18. № 3.

15. Кафтанов Р. А. Опыт построения ассоциативно-вербальной модели профессиональной идентификации военных (экспериментальное психолингвистическое исследование): автореф. дисс. ... к. филол. н. Красноярск, 2020b.

16. Кирилина А. В. Новый этап развития отечественной лингвистической гендерологии // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: мат. междунар. науч. конф. (г. Иваново, 25-26 июня 2002 г.): в 2-х ч. Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 2002. Ч. II. История, социология, язык, культура.

17. Курбангалиева М. Р. Татарские и русские соматологические портреты // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. М.: Филология, 1998. Вып. 4.

18. Неровная Н. А., Колтакова С. В., Калгина Е. А. Комплексный сравнительный анализ содержания концептов RUSSIAN ARMY и АРМИЯ РОССИИ в английском и русском языковом сознании // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2021. № 2 (41).

19. Пилюгина Н. Ю. Результаты эксперимента по исследованию гендерных особенностей ассоциативных полей «Мужчина» и «Женщина» в русском и китайском языке // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 3.

20. Пименова М. В., Бодриков А. Б. Милитарные концепты в русской языковой картине мира (на примере концепта ВОИН) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21 (4).

21. Покоякова К. А. О стереотипных образах мужчины и женщины в языковом сознании хакасов, русских и англичан (на материале свободного ассоциативного эксперимента) // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы: тез. докл. XVI междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (г. Москва, 15-17 июня 2009 г.). М.: Эйдос, 2009.

22. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: учеб. издание. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007.

23. Потпот Р. М. Ассоциативный анализ концепта ХОТ 'дом' с позиций гендера (на материале хантыйского языка) // Вестник угроведения. 2017. Т. 7. № 4.

24. Стернин И. А. Некоторые актуальные проблемы современной концептологии // Лингвоконцептология: межвуз. науч. сборник. Воронеж: Истоки, 2009. Вып. 2.

25. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. В. Уфимцевой. М.: Изд-во Института языкознания Российской академии наук, 2000.

26. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1996.

27. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2001.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Прокудина Ирина Сергеевна1, к. филол. н. Кукс Анна Викторовна2, к. филол. н.

1 2 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Prokudina Irina Sergeevna1, PhD Kuks Anna Victorovna2, PhD

1 2 Novosibirsk State University of Economics and Management

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.02.2023; опубликовано (published): 28.04.2023.

Ключевые слова (keywords): языковое сознание; ассоциативный эксперимент; ассоциативное поле; гендерный фактор; linguistic consciousness; associative experiment; associative field; gender factor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.