мов. Аня полностью перенимает философию героя, поэтому все идеи, которые он выражает, можно считать разделенными девушкой.
Трофимов убежден сам и убеждает Аню в том, что прошлое России - череда ошибок, замедляющих её развитие: «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом» [5, с. 228]. И далее: «И все же душа моя всегда <...> была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...» [5, с. 228]. Те же мысли реализуются у Ани в словах к матери: «Вишневый сад продан, его уже нет <...>, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... <...> Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час.» [5, с. 241].
Авторские ремарки, употребляемые в репликах Ани, передают ее характер: «мечтает», «говорит весело, по-детски», «задумчиво», «всплескивая руками», «в восторге» и т.д. Если вспомнить классификацию Н.А. Голубевой, то Аня принадлежит к группе «женщина-ребенок». Способами создания образа Ани также являются реплики других персонажей (Гаев, Петя Трофимов), монологи, авторские детали и ремарки.
В системе женских образов пьесы «Вишнёвый сад» особенно выделяется характер Шарлотты.
Показательно, на наш взгляд то, что Шарлотте не дают характеристику другие персонажи. Ее реплики часто остаются незамеченными и неуслышанными. В первом действии Аня говорит: «И зачем ты навязала мне Шарлотту... » [5, с. 201]. Глагол с отрицательной коннотацией «навязала» подчеркивает пренебрежительное отношение обитателей имения к гувернантке.
Важную роль в анализе этого образа играют монологи и детали. «<...> Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления <...>. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. <...> Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю... <...> Ничего не знаю», - это сама о себе Шарлотта [5, с. 215]. Данная реплика не обращена к конкретному персонажу. Кажется, что героиня проговаривает факты из своей жизни самой себе, чтобы не забыть, кем она является на самом деле.
В доме Шарлотту воспринимают как развлекающий персонал: «Шарлотта, покажите фокус!» [5, с. 208]. Но она гораздо глубже того амплуа, которым ее наделили обитатели имения. А.П. Чехов использует ремарку «в раздумье» по отношению к героине (данное указание употреблено в пьесе три раза). Непонимание со стороны окружающих людей обрекает женщину на одиночество: «Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно... (Уходит не спеша)» [5, с. 216].
Библиографический список
В отличие от других персонажей, которые не видят настоящую натуру героини, Шарлотта «чувствует» обитателей имения и характеризует их: «Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо [5, с. 208] <...> Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный [5, с. 216] <...»>.
При последнем появлении Шарлотты в четвертом действии (так же, как и в первом) героиня уезжает со своей «собачкой», хотя она говорит о том, что в городе ей «жить негде» [5, с. 248]. Женщина ответственна за того, кто нуждается в ней. При этом семья Раневской забывает в доме преданного Фирса: «Про меня забыли...» [5, с. 253-254].
Шарлотта, на наш взгляд, - самый трагичный женский образ произведения, так как у каждой героини, кроме нее, есть надежды на будущее. Она не находит себе места не только в имении Раневской, но и за его пределами. Шарлотту не характеризуют другие персонажи (она одинока и неинтересна другим), главную роль в анализе этого образа играют монологи и детали.
Итак, нами в данной статье были проанализированы центральные женские образы произведения А.П. Чехова «Вишнёвый сад» - образы Раневской, Ани, Вари, Шарлотты, выявлена специфика их создания. В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Женские образы в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» детально прописаны и имеют специфические индивидуальные признаки. В тексте именно мужские образы - это образы-персонажи, с их помощью А.П. Чехов дает субъективную характеристику образам женским (Раневская - через образ Лопахина; Варя - через образы Лопахина и Трофимова; Аня - через образ Трофимова; выделяется в этом плане образ Шарлотты). Мы рассмотрели женские образы через их восприятие другими персонажами пьесы, проанализировав реплики о героинях; через восприятие женскими персонажами самих себя, обратив внимание на монологи героинь; через проявленную авторскую позицию - авторские детали и ремарки. Задействуя классические средства создания образов в драматургическом тексте, Чехов использует их специфически - через приём характеристика женского образа через мужской, создавая уникальные сложные женские образы, отражающие характер переломной эпохи рубежа веков. Одним героиням не удается подстроиться под новые веяния времени, и они продолжают жить по старым психологическим установкам (Раневская, Варя, Шарлотта), другие же готовы к романтизированной «новой жизни» (Аня).
Таким образом, поставленная нами цель - исследовать способы создания женских образов в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», выявить их специфику -достигнута, задачи - решены. Полученные результаты вполне могут способствовать последующему рассмотрению и анализу способов создания образов в пьесе «Вишнёвый сад» и в других драматургических текстах А.П. Чехова, раскрывая особенности поэтики автора. Дальнейшее изучение способов создания женских образов в драматургии А.П. Чехова представляется нам в высшей степени перспективным.
1. Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001.
2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства 18 - начало 19 века. Санкт-Петербург, 1994.
3. Скабичевский А. Женщины в пьесах А. Н. Островского. Санкт-Петербург 1887.
4. Голубева Н. А. Литературное творчество Л.А. Авиловой. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Тверь, 2006.
5. Чехов А. П. Вишневый сад. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Пьесы 1895-1904. Москва: Издательство «Наука», 1978; Т. 13.
References
1. Razumova N.E. Tvorchestvo A.P. Chehova v aspekte prostranstva. Tomsk, 2001.
2. Lotman Yu.M. Besedy o russkojkul'ture: byt i tradiciirusskogo dvoryanstva 18 - nachalo 19 veka. Sankt-Peterburg, 1994.
3. Skabichevskij A. Zhenschiny v p'esah A. N. Ostrovskogo. Sankt-Peterburg, 1887.
4. Golubeva N. A. Literaturnoe tvorchestvo L.A. Avilovoj. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2006.
5. Chehov A. P. Vishnevyj sad. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. P'esy 1895-1904. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1978; T. 13.
Статья поступила в редакцию 21.03.22
УДК 811.161.1:81.119
Prokudina I.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management, senior teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kuks A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE "MILITARY MAN" ASSOCIATIVE FIELD IN THE NON-PROFESSIONAL RUSSIAN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS (BASED ON THE RESULTS OF THE ASSOCIATIVE EXPERIMENT). The article presents a comprehensive structural and content analysis of the MILITARY MAN associative field in the non-professional Russian linguistic consciousness. Based on the data obtained from the associative experiment a comprehensive model of the MILITARY MAN associative field was constructed. The study gives a detailed analysis of this field considering its semantic zones and thematic groups, which were categorized according to the methodology of semantic gestalt. The analysis reveals that the MILITARY MAN associative field includes semantic zones "Actor", "Activity", "Organization", "Location", "Attributes", "Characteristics" and examines the specific weight and composition of each of them. As a result, conclusions are drawn about the heterogeneity of the semantic structure of the MILITARY MAN associative field, the diversity and varying degrees of significance of its components and their ability to represent information-conceptual, figurative-perceptual, value and socio-cultural aspects of the same-named concept.
Key words: linguistic consciousness, associative experiment, associative field, military man, content analysis, semantic gestalt method, semantic zone.
И.С. Прокудина, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления,
ст. преп. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
А.В. Куке, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный университета экономики и управления, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ «ВОЕННЫЙ» В РУССКОМ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
Статья посвящена комплексному структурно-содержательному анализу ассоциативного поля «Военный» (в значении военнослужащий), сложившего в непрофессиональном языковом сознании представителей русской лингвокультуры. Материалом для исследования послужили данные, полученные в результате проведенного ассоциативного эксперимента. В ходе работы была построена модель АП «Военный» с учетом частотности входящих в его состав ассоциативных реакций, в структуре которого были выделены семантические зоны и тематические группы в соответствии с методикой семантического гештальта. На основании анализа устанавливается, что АП «Военный» включает семантические зоны «Субъект», «Деятельность», «Организация», «Локация», «Атрибуты», «Характеристика», определяется удельный вес и состав каждой из них. В результате делаются выводы о неоднородности семантической структуры АП «Военный», многообразии и различной степени значимости актуализируемых в нем признаков образа военнослужащего, возможности элементов АП «Военный» отображать информационно-понятийный, образно-перцептивный, ценностный и социально-культурный компоненты одноименного концепта.
Ключевые слова: языковое сознание, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, военный, содержательный анализ, метод семантического гештальта, семантическая зона.
На современном этапе развития науки о языке, характеризующемся в первую очередь переходом к антропоцентрической парадигме научного знания, в фокусе лингвистических исследований находится человек, его сознание, мышление и духовно-практическая деятельность [1]. В рамках такого подхода особую актуальность приобретает изучение языкового сознания, которое рассматривается как «способ репрезентации реальности в духовном мире; форма опредмечивания человеческой психики с ее рациональными и эмотивными реакциями на мир» [2]; «совокупность образов сознания, формирующихся и овнешняемых при помощи языковых средств - отдельных лексем, словосочетаний и фразеологизмов, текстов, ассоциативных полей и ассоциативных тезаурусов» [3].
Среди экспериментальных исследований, направленных на изучение и структуризацию языкового сознания, моделирование его фрагментов, наиболее эффективным признается ассоциативный эксперимент (АЭ), определяемый как эксперимент, «во время которого от испытуемого требуется назвать одно или несколько слов, словосочетаний, фразеологизмов или цитат (прецедентных выражений), пришедших в голову первыми, в ответ на предъявленное слово-стимул, с ограничениями или без ограничений в выборе реакций» [4]. В ходе АЭ информанты не должны думать над ответами, поскольку «если есть отбор, нет ассоциативного процесса в общепринятом истории психологии смысле» [5]. Теоретическими и прикладными аспектами АЭ, методикой его проведения и особенностями интерпретации результатов занимались такие ученые, как Ю.Н. Караулов, Н.В. Уфимцева, Е.Ф. Тарасов, И.А. Стернин, Е.И. Горошко и др.
Полученные в результате АЭ вербальные реакции информантов формируют ассоциативные поля (АП), которые предоставляют возможность описывать особенности их образов в языковом сознании [6]. Н.В. Уфимцева также отмечает, что «ассоциативное поле того или иного слова-стимула - это не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов, оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [6, с. 140]. Таким образом, анализ АП, построенного на основе результатов АЭ, позволяет максимально приблизиться к ментальному лексикону, вербальной памяти и культурным стереотипам языкового сознания носителей языка [7].
Каждое АП имеет структуру, которая включает ядро и периферию, состоящую из ближней, дальней и крайней зон. В ядерную часть входят многократно повторяющиеся ассоциативные реакции, в периферию - менее частотные ассо-циаты. Если ядерная зона АП позволяет реконструировать устойчивый, стереотипный образ того или иного фрагмента действительности, характерный для национального языкового сознания, то периферийная зона продолжает направления ассоциирования, намеченные ассоциатами, входящими в ядерную часть. В конечном итоге АП слова характеризует все многообразие его смысловых возможностей, демонстрирующих знания информантов о языковых свойствах слова-стимула и особенностях его использования в речевой практике [8]. Кроме того, в АП входят ассоциативные реакции, отражающие информацию экстралингвистического характера, в которых актуализируются различные ситуативные, тематические, социально или культурно обусловленные представления об обозначаемых словами-стимулами фрагментах действительности [8].
Одним из наиболее перспективных направлений изучения ассоциативного поля является его содержательный анализ, целью которого является семантическая интерпретации образов сознания. В качестве инструмента для проведения такого анализа исследователями предлагались различные методики (например, когнитивные схемы, описанные в работах Н.И. Мироновой и В.Е. Гольдина [9]), но наиболее широкое распространение получил метод «семантического геш-тальта», предложенный Ю.Н. Карауловым, с помощью которого представляется возможным упорядочить множества реакций, формирующих ассоциативное поле [10]. Систематизация семантической структуры АП методом семантического геш-тальта происходит, когда «мы обнаруживаем, что ответы (реакции) испытуемых тяготеют по своей семантике к определенным характеристикам стимула, группируясь естественным образом вокруг нескольких ... реакций-концептов, которые ... обозначают типовые свойства референта, стоящего в данной культуре ... за стимулом» [11, с. 160]. Метод семантического гештальта базируется на основе се-
мантической классификации реакций, входящих в АП, и предполагает выделение нескольких семантических зон, которые объединяют типичные для данного языкового сознания признаки предмета или понятия, соответствующего имени поля слову-стимулу [10]. По мнению Е.И. Горошко, ценность данного подхода заключается в том, что он позволяет посмотреть на АП не только с лингвистической, но и с когнитивной позиции [12].
В настоящей статье мы обратились к изучению содержательных и структурных особенностей АП «Военный» (в значении военнослужащий), сложившегося в непрофессиональном языковом сознании носителей русской лингвокультуры. Материалом для исследования послужили результаты проведенного нами АЭ, в ходе которого информантами выступили гражданские лица - носители русского языка. Обращение именно к этому понятию для проведения АЭ обусловлено высокой степенью социальной значимости военной профессии и вооруженных сил в целом на протяжении всей истории России. Развитие и становление российской государственности неразрывно связано с войнами: на судьбу почти каждого поколения приходилась своя война [13]. Современный мир также наполнен рисками, связанными с террористическим угрозами, вооруженными конфликтами, геополитическим столкновениями, в связи с чем Вооруженные Силы РФ предстают в качестве основного государствообразующего института, гаранта территориальной целостности и неприкосновенности границ, сохранения суверенитета нашей страны [14], а профессия военнослужащего имеет в современном российском обществе совершенно особенный статус.
Ранее в фокусе лингвистических исследований находились различные аспекты изучения лексики, так или иначе связанной с военной тематикой. Наиболее разработанным является концепт «война», который рассматривался в лингвокультурологическом [13; 15], психолингвистическом [16; 17], лингвостра-новедческом [18] аспектах. На материале ассоциативных экспериментов исследовалось отражение корпоративной культуры военных [14], профессиональные стереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов [19], ассоциативно-вербальное поле «Армия» в лингвокогнитивном аспекте [4], специфика вербальных ассоциаций военных на примере АП «Враг» [20], ассоциативная связь «Война - Победа» в обыденном и профессиональном сознании [21] и др. Однако комплексного структурно-содержательного анализа АП «Военный» в современном непрофессиональном сознании носителей русской лингвокультуры не проводилось.
Т.о., актуальность данной работы обусловлена как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами: с одной стороны, высокой степенью значимости профессии военного в структуре современного российского общества, с другой - важностью изучения способов и особенностей вербализации различных фрагментов языкового сознания, в т.ч. милитарной тематики, посредством различных методов, включая АЭ, а также возросшей актуальностью антропоцентрических исследований в целом.
Целью данного исследования является выявление и описание содержательных и структурных особенностей АП «Военный», сложившегося в непрофессиональном языковом сознании носителей русской лингвокультуры.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) провести АЭ к слову-стимулу «Военный» (в значении военнослужащий), информантами в котором выступают гражданские лица - носители русского языка; определить методику, с помощью которой выполнить содержательный анализ АП, сформированного из полученных в ходе АЭ ассоциативных реакций;
2) на основе результатов анализа построить содержательную модель АП «Военный» в соответствии с методом семантического гештальта с учетом частотности полученных в ходе АЭ ассоциативных реакций;
3) охарактеризовать особенности выделенных в ходе анализа семантических зон, тематических групп и входящих в их состав ассоциативных реакций; описать структурно-смысловую специфику АП «Военный», существующего в непрофессиональном языковом сознании носителей русской лингвокультуры.
Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к структурно-семантическому описанию и моделированию АП «Военный», что по-
зволит определить место, роль и специфику данного фрагмента действительности в современном непрофессиональном языковом сознании представителей русской лингвокультуры.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в процессе обучения русскому языку как иностранному, для составления вузовских курсов по психолингвистике, когнитивной лингвистике, лингокультурологии и лингвоперсонологии, а также в лексикографической практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в общую теорию языкового сознания.
Итак, для построения АП «Военный» нами был проведен цепной (цепочечный) АЭ к слову-стимулу «Военный» (в значении военнослужащий), определяемый как разновидность АЭ, в ходе которого испытуемым предлагается отреагировать на слово-стимул несколькими реакциями [22]. Привлечение в ходе анализа не только первых ассоциаций, но и следующих за ними дает возможность «выявить и выводные знания, и косвенные признаки, обнаруживаемые как раз в последующих ассоциатах» [23, с. 186].
В ходе АЭ были опрошены 158 информантов (79 мужчин и 79 женщин) в возрасте от 17 до 62 лет. Нижняя возрастная граница (17 лет) была определена с учетом того, что к данному возрасту завершается становление языковой личности и, следовательно, в ассоциациях отражается уже сформировавшаяся языковая способность испытуемого [24].
В эксперименте приняли участие гражданские лица различных сфер деятельности: студенты вузов, учащиеся учреждений СПО, работники различных организаций, не относящихся к военным и другим силовым структурам, пенсионеры. К эксперименту не были привлечены действующие, уволившиеся и вышедшие на пенсию военнослужащие, курсанты военных учебных заведений. Все испытуемые являлись жителями города, для которых родной язык - русский. В целях широты охвата контингента испытуемых к опросу были привлечены представители различных профессий и областей знаний, имеющие разный уровень образования.
В ходе АЭ испытуемым было предложено в течение 10 минут указать любое количество первых пришедших на ум ассоциативных реакций (слов, словосочетаний, имен исторических личностей, названий исторических событий и т.п.) к слову-стимулу «Военный» (уточнено, что в значении военнослужащий). В общей сложности было получено 1 538 ассоциативных реакций, часть из которых (сходные по смыслу реакции, разные грамматические формы одного и того же слова и т.п.) была обобщена. В результате все реакции были сведены к 592 ассоциатам.
Затем весь комплекс выделенных ассоциатов был подвергнут анализу, на первом этапе которого проводилась первичная обработка данных АЭ, предполагающая количественное определение уровня частотности, индекса яркости реакций и их отнесение к определенному структурному фрагменту АП в соответствии с параметрами, предложенными И.А. Стерниным (ядро - индекс яркости не менее 0,12-0,15; ближняя периферия - 0,10-0,04; дальняя периферия - 0,03-0,02; крайняя периферия - 0,01 и ниже) [25].
Далее был выполнен содержательный анализ всех зон АП «Военный» посредством адаптированного в соответствии со спецификой данного исследования метода семантического гештальта Ю.Н. Караулова [10]. Полученный ассоциативный материал был разделен на основные семантические зоны, для каждой семантической зоны вычислен удельный вес, в результате чего было выстроено ассоциативно-вербальное поле «Военный» с учетом индекса яркости ассоциатов от ядерной зоны к периферии, представленное в табл. 1.
1. Семантическая зона «Субъект» (16%)
Данная семантическая зона оказалась одним из самых многочисленных и разнообразных фрагментов АП, особенно в части ближней и дальней периферии, что может быть объяснено тем, что словом-стимулом является лексема со значением лица, в результате чего значительная часть ассоциатов также представляет собой наименования лиц.
Наиболее насыщенной по разнообразию ассоциатов оказалась тематическая группа «Воинское звание, должность, ранг», что свидетельствует о том, что принадлежность военного к тому или иному воинскому званию является его определяющей характеристикой для непрофессионального сознания, что также подтверждает наличие ассоциата воинское звание (0,04) в ближней периферии. Наличие у военных специальных званий отличает представителей этой профессии от других. В ядерной зоне АП находится ассоциат солдат (0,21), высокая частотность которого объясняется его способностью обозначать военного человека вообще: солдат - это не только военнослужащий рядового состава, но и в переносном значении «военный человек, воин» [26; 27]. В зону ближней и дальней периферии вошли различные наименования воинских званий от рядового до маршала, среди которых наиболее частотными оказались генерал (0,07), полковник (0,05), лейтенант (0,045), сержант (0,04). Также обращает на себя внимания тот факт, что для званий, которым присуще разделение на младший /- / старший, генерал-майор / генерал-лейтенант / генерал-полковник / генерал армии, такая дифференциация среди ассоциатов отсутствует. Т.о., в непрофессиональном языковом сознании отражены знания о разграничении составов военнослужащих, системе воинских званий, однако представлены они в обобщенном, укрупненном виде.
В данную тематическую группу также вошли ассоциаты, характеризующие военного как должностное лицо, офицер (0,08), командир/командующий (0,08), что демонстрирует отнесение данных номинаций в непрофессиональном языковом сознании именно к военной сфере. Кроме того, в зону дальней периферии вошел ассоциат дневальный (0,02), указанный только информантами мужского пола, что, возможно, говорит о более высокой степени знаний внутреннего распорядка, повседневной деятельности и быта в армии.
Наличие в описываемой тематической группе ассоциатов кадет (0,04) и курсант (0,025), свидетельствует о том, что процесс обучения и подготовки военнослужащих в средних и высших военных учебных заведениях также является важной составляющей нашей действительности, нашедшей отражение в массовом сознании. Примечательно, что образ кадета вернулся в языковое сознание и прочно закрепился в нем, хотя ранее определялся как 'относящийся к дореволюционной России' [28].
Кроме того, в указанную тематическую группу вошли ассоциаты, отражающие характеристику военнослужащего как воина, в значении которого прослеживаются основные виды деятельности и функции военного - 'служить в армии', 'воевать', 'сражаться с врагом' [26]. Также данный тип ассоциативных реакций представлен в виде разговорного варианта с оттенком иронии вояка '1. Испытанный боец, храбрый воин. 2. Тот, кто воюет с задором, с запалом, но неумело, незадачливо' (воин/вояка 0,04). Признаки, актуализируемые данными ассоциативными реакциями, далее найдут свое продолжение при описании семантических зон «Деятельность» и «Характеристики».
Помимо указанных выше, также значимой характеристикой военного как субъекта является его гендерная и возрастная принадлежность (мужчина (0,06)), а также присутствующее в некоторых ассоциациях его соотнесение с конкретным человеком - членом семьи испытуемых (только мужского пола), представленное индивидуальными реакциями в дальней периферии АП (папа (0,03) и дедушка (0,02)). Не исключено, что ассоциативная реакция мужчина также актуализирует ряд признаков, характерных для 'настоящих, идеальных мужчин', существующих в сознании представителей русской лингвокультуры: сильный, высокий, красивый, настоящий, умный [29].
2. Семантическая зона «Деятельность» (19%)
Данная семантическая зона представлена тематическими группами «Виды и способы деятельности», «Объект деятельности», «События» и «Физическое состояние, ощущение».
Ядро тематических групп «Виды и способы деятельности» и «Объект деятельности» составляют ассоциаты защита (0,16), служба (0,15) и Родина (Отечество, Россия) (0,17). Высокая частотность данных реакций свидетельствует о том, что в обыденном сознании достаточно прочно закрепился позитивный образ военного как защитника/служителя Родины, который в случае нападения врага сможет защитить нас и нашу страну. Военнослужащие предстают истинными патриотами. Ассоциат служба (0,15), в свою очередь, актуализирует понимание этого вида деятельности как типичного для военных в мирное время.
В зоне ближней периферии тематической группы «Виды и способы деятельности» находятся реакции, называющие составляющие боевых действий, -сражение (0,08), стрельба (0,04), осуществляемые военными, и ассоциаты, обозначающие виды специальной профессиональной подготовки военнослужащих подготовка/ учения (0,08).
Достаточно высокая повторяемость ассоциата марш (0,07) и менее частотная реакция строй (0,03) свидетельствуют о том, что в непрофессиональном сознании отражаются особые формы и способы размещения и передвижения групп военнослужащих, наиболее ярко представленные, например, во время официальных торжественных событий, таких как военные парады.
Ядерная зона тематической группы «События» представлена ассоциатом война (0,22), который репрезентирует в непрофессиональном языковом сознании основное действие, событие, участником которого являются военные. Данный ассоциат перекликается с реакцией воин, в значение которого четко прослеживается компонент 'воевать'. Феномен войны является одним из самых важных и сложных культурно значимых концептов в русском языковом сознании, поскольку история российской государственности тесно связана с ним. С данной реакций логически связаны ассоциаты победа (0,08) и смерть (0,07), демонстрирующие переплетение личного и общественного. Если победа выступает в качестве цели войны, которая позволяет государству и обществу сохранить свободу и независимость, то смерть предстает как возможное последствие войны для конкретного человека. Тему страданий, причиняемых войной, развивают ассоциаты боль (0,025) и кровь (0,02). Однако более низкий уровень их частотности по сравнению с победой (победа (0,08)/смерть (0,07), боль (0,025), кровь (0,02)) демонстрирует представления о доминировании общественных, государственных интересов над личными, приписываемое военнослужащим. Тему победы продолжает ассоциативная реакция парад (0,07), что отражает значимость официальных торжественных событий в формировании образа военного.
В указанной тематической группе также можно выделить подгруппу ас-социатов, характеризующих основные события и этапы воинской службы: ее начало - призыв (0,04) и присяга (0,025) и окончание - дембель (0,5), а также обязанности - наряд (0,025). Следует отметить, что ассоциат дембель занимает в этой группе промежуточное положение, поскольку может интерпретироваться не только как событие, но и как субъект: дембель (прост.) '1. Демобилизация по
Таблица 1
Семантическая структура ассоциативного поля «Военный»
Семантическая зона Тематическая группа Ассоциативные реакции
Ядро (0,12 и выше) и околоядерная зона (0,11) Ближняя периферия (0,04-0,1) Дальняя периферия (0,02-0,03)
Субъект 15% Воинское звание, должность, ранг солдат (0,21) офицер (0,08), командир (командующий) (0,08), генерал (0,07), полковник (0,05), лейтенант (0,045), сержант (0,045), кадет (0,04), рядовой (0,04), воин (вояка) (0,04), (воинское) звание (0,04) прапорщик (0,03), капитан (0,03), подполковник (0,025), полководец (0,025), майор (0,025), курсант (0,025), дневальный (0,02), маршал (0,02)
Пол мужчина (0,06)
Конкретное лицо папа (0,03), дедушка (0,02)
Деятельность 19% Виды и способы деятельности защита (0,16), служба (0,15) сражение (битва) (0,08), подготовка (учения, тренировки) (0,08), марш (0,07), стрельба (0,04) строй (0,03)
Объект деятельности Родина (Отечество, Россия) (0,17)
События война (0,22) победа (0,08), парад (0,07), дембель (0,05), призыв (0,04), смерть (0,07) присяга (0,025), наряд (0,025), (военная) реформа (0,02)
Физическое состояние, ощущение боль (0,025), кровь (0,02)
Организация 6,5% ВС в целом армия (0,25) войска (0,04)
Род войск артиллерия (0,03), ВДВ (0,025), пехота (0,02)
Воинские формирования, подразделения, объединения рота (0,045), батальон (0,025), полк (0,025), воинская / военная часть (0,025),
Локация 4% Помещения, спец. места для подготовки казарма (0,04) плац (0,025), окоп (0,02)
Учреждения училище (0,02), военкомат (0,02)
Локации в период военных действий горячая точка (0,03), фронт (0,02)
Атрибуты 13,5% Оружие, боеприпасы, военная техника оружие (0,19), танк (0,12) автомат (0,09) военная техника (0,03), граната (0,02), патроны (0,02), поезд (0,02), ракета (0,02)
Обмундирование, знаки различия, военные награды форма (0,21) погоны (0,06), камуфляж (хаки) (0,045) сапоги (0,025), шинель (0,025), медаль (0,02)
Официальные документы военный билет (0,06) устав (0,025), контракт (0,025)
Другое картошка (0,02)
Характеристики 10% Физические качества сила (мощь) (0,08), выправка (0,04), красивый (0,04)
Моральные и профессиональные качества отвага (0,12) герой (0,06), дисциплина (0,06), долг (Родине) (0,04) честь (0,03), патриотизм (0,03), агрессия (0,02)
Прецедентные феномены 32% Исторические личности Жуков (0,24), Кутузов (0,11), Сталин (0,11) Суворов (0,1), Рокоссовский (0,04), Петр 1 (0,04), Покрышкин (0,045), Ленин (0,04), Невский (0,04) Шойгу (0,03), Наполеон (0,025), Гитлер (0,02), Ушаков (0,02)
Исторические события Великая Отечественная война (0,22) День Победы (9 мая) (0,045) Первая мировая война (0,03), Бородино (0,025), Чеченская война (0,025), Куликовская битва (0,025), Афганистан (Афган) (0,02), Гражданская война (0,02), Курская битва (0,02)
Прецедентные тексты и высказывания «А я люблю военных» (0,15), «Младший лейтенант» (0,12). «Катюша» (0,08), «Идет солдат по городу» (0,06), «Юность в сапогах» (0,04), «Комбат» (0,04) «День Победы» (0,03), «Солдат» (0,03), Один в поле не воин (0,03), Не служил -не мужик (0,025), Тяжело в учении, легко в бою (0,025), «Аты-баты, шли солдаты» (0,02), «Темная ночь» (0,02), Каша из топора (0,02), «Офицеры» (0,02)
истечении срока срочной службы. 2. Военнообязанный, демобилизованный по истечении срочной службы' [27]. Разная степень частотности указанных ассоци-атов демонстрирует, что понятия призыв (0,04) и дембель (0,05) являются более знакомыми и понятными для языкового сознания гражданских лиц, а ассоциативные реакции, обозначающие специфические события, такие как наряд (0,025) и присяга (0,025), могут быть отражением личного опыта информантов.
Несколько особняком стоит в этом ряду ассоциат (военная) реформа (0,02), относящийся к зоне дальней периферии, наличие которого, по-видимому, объясняется наслышанностью некоторых информантов о проводимой с начала 2000-х годов реформе Вооруженных Сил РФ.
4. Семантическая зона «Организация» (6,6%)
В ядерной части данной семантической зоны находится ассоциат армия (0,25), в ближней периферии - войска (0,04), понимаемые в непрофессиональном языковом сознании как прототип вооруженных сил в целом [17]. Данный факт свидетельствует о неразрывной связи образа военного с общей структурой вооруженных сил государства. Другие реакции в этой зоне называют различные виды воинских подразделений по количественному составу - рота (0,045) (ближняя периферия); батальон (0,025), полк (0,025) (дальняя периферия), а также рода войск - артиллерия (0,03), ВДВ (0,025), пехота (0,02), относящиеся к дальней периферии.
6. Семантическая зона «Локация» (4%)
Ассоциаты, вошедшие в эту группу, называют места, в которых находится военный с точки зрения непрофессионального языкового сознания. В данной семантической зоне могут быть выделены следующие группы: 1) помещения - казарма (0,04), специальные места, площадки для подготовки - плац (0,025), окоп (0,02); 2) учреждения, связанные с учебой и военной службой - училище (0,02); военкомат (0,02); 3) места ведения боевых действий - горячая точка (0,03), фронт (0,02). В данной семантической зоне также отчетливо выражена дихотомия мирное время/военное время. Если мирное время неразрывно связано с непрекращающейся профессиональной подготовкой военных, то военное - с их непосредственным участием в боевых действиях.
6. Семантическая зона «Атрибуты» (13,6%)
Ассоциаты ядерной зоны форма (0,21), оружие (0,19) и танк (0,12) достаточно четко очерчивают стереотипный образ военного как человека в форме, с оружием, управляющего мощной боевой машиной. В ближней и дальней периферии можно выделить подгруппы, связанные с вооружением и боеприпасами - автомат (0,09), граната (0,02), патроны (0,02); транспортом, военной техникой - поезд (0,02), ракета (0,02); предметами, деталями и особенностями обмундирования - погоны (0,06), камуфляж (0,045), сапоги (0,025), шинель (0,025). Ассоциаты, относящиеся к данным тематическим группам, отчетливо репрезентируют наиболее яркие перцептивные признаки военнослужащих, отличающие их от представителей других профессий.
Также может быть выделена тематическая подгруппа, в состав которой входят реакции, обозначающие документы, - военный билет (0,06) (в ближней периферии); устав (0,025) (в дальней периферии). Более высокий уровень частотности ассоциативной реакции военный билет демонстрирует большую степень его актуальности для гражданских лиц. В данной группе обращает на себя внимание ассоциат контракт (0,025), устойчивость которого свидетельствует о том, что относительно новая для нашего общества реалия службы по контракту уже довольно прочно вошла в непрофессиональное языковое сознание.
Несколько особняком в этой семантической зоне стоит ассоциат картошка (0,02), наличие которого в АП «Военный», по-видимому, объясняется либо индивидуальным опытом, либо многочисленными историями и шутками о чистке солдатами картошки.
7. Семантическая зона «Характеристики» (10%)
В данной семантической зоне выделяются две подгруппы: 1) характеристики военного по физическим признакам - сила/мощь (0,08), что необходимо для выполнения военными своих профессиональных задач, выправка (0,04), красивый (0,04); 2) характеристика военнослужащих по их моральным и профессиональным качествам - отвага (0,12), честь (0,03), патриотизм (0,03) и др. Обращает на себя внимание тот факт, что почти все морально-этические характеристики военного являются положительными - герой (0,06), дисциплина (0,06), долг Родине (0,04) и др. (исключение составляет лишь один ассоциат из зоны дальней периферии - агрессия (0,02)), в связи с чем можно сделать вывод, что в непрофессиональном сознании сложился устойчивый позитивный образ военного, характеризующийся высокими моральными качествами, среди которых смелость, отвага, мужественность, жертвенность, героизм, способность к совершению подвига.
8. Прецедентные феномены (32%)
В отдельную семантическую зону в составе АП «Военный» могут быть вынесены прецедентные феномены, которые были распределены нами по тематическим группам в соответствии с принципами классификации, предложенными Красных В.В. [30] и Гудковым Д.Б. [31].
1) прецедентные события
В ядерной зоне этой группы находится ассоциат Великая Отечественная война (ВОВ) (0,22), представляющая собой важнейшее событие в русской истории, которое может быть отнесено к «местам памяти», под которыми подразумеваются «крупные явления национальной истории и культуры, известные большинству носителей данного языка и культуры» [32, с. 154]. С Великой Отечественной войной неразрывно связан ассоциат День Победы (9 мая) (0,045), вошедший в ядерную зону АП, что подтверждает значимость этого великого события в народной памяти. В зону дальней периферии вошел ассоциат Курская битва (0,02), называющий отдельное событие Великой Отечественной войны. Другие реакции в этой группе (Бородино (0,025), Куликовская битва (0,025), Гражданская война (0,02) и др.) называют также значимые, но более отдаленные в российской истории сражения и войны. Необходимо отметить, что такие относительно недавние военные конфликты, как Чеченская война (0,025) и Афганистан (Афган) (0,02), также сохранены в массовом народном сознании.
2) прецедентные имена
Превалируют в данной группе имена деятелей Великой Отечественной войны: Маршала Советского Союза Георгия Констановича Жукова (0,24), Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина (0,11), Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского (0,04) и др. Отдельно стоит отметить относительно высокую частотность реакций, связанных с именем маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина (0,045). Данный тип реакций характерен для жителей Новосибирска - родного города легендарного летчика. Другие прецедентные имена (Михаил Илларионович Го-ленищев-Кутузов М.И., Александр Васильевич Суворов А.В. (0,1), Александр Не-
вский (0,04), Фёдор Фёдорович Ушаков и др.) называют известных русских полководцев более далекого прошлого, за исключением реакции Сергей Кужугетович Шойгу (0,03) - действующий министр обороны Российской Федерации, который стал единственным современным деятелем в этом списке. В качестве антагонистов, репрезентирующих образ врага, в русском языковом сознании запечатлены А. Гитлер и Наполеон.
3) прецедентные тексты и высказывания
Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство прецедентных текстов, входящих в АП «Военный», являются текстами песен. Здесь необходимо выделить следующие группы: а) песни времен Великой Отечественной войны: «Катюша» (0,08) (автор слов - М. Исаковский, композитор -М. Блантер) 1939 г., «Темнаяночь» (0,02) (автор слов - В.Г Агатов, композитор -Н.В. Богословкий) 1943 г; б) песни советских лет: «Идет солдат по городу» (0,06) (автор слов - М. Танич, композитор - В. Шаинский) 1976 г; «День Победы» (0,03) (автор слов - Д. Харитонов, композитор - Д. Тухманов) 1975 г, в) песни девяностых годов: «А я люблю военных» (0,15) (автор слов - Е. Грабов-ская, композитор - И. Саруханов) 1993 г; «Младшийлейтенант» (0,12) (автор -И. Николаев) 1992 г; «Комбат» (0,04) (автор слов - А. Шаганов, композитор -И. Матвиенко) 1996 г.; «Офицеры» (0,02) (автор - О. Газманов) 1993 г.; г) песни двухтысячных: «Юность в сапогах» (0,04) (автор - Ю. Феклистов) 2004 г; «Я солдат» (0,03) (автор слов - С. Бабкин, композитор - А. Запорожский) 2002 г Интересно отметить, что наиболее частотными являются ассоциаты, обращающие нас к популярным песням девяностых годов прошлого столетия. Наибольший индекс яркости присущ песне группы «Комбинация» «А я люблю военных», что обусловлено, на наш взгляд, рифмованностью ключевой строки из этой песни со словом-стимулом, а также ее способностью актуализировать такие качества военнослужащих, как красивый, здоровый в значении 'крепкого сложения, дюжий, сильный' [26], что продолжает ряд ассоциаций, представленных в семантической зоне «Характеристики». Примечательно, что такие реакции были даны исключительно информантами женского пола.
Помимо песен в дальней периферии АП «Военный» представлены также пословицы и устойчивые суждения: «Один в поле не воин» (0,03), «Тяжело в учении - легко в бою» (0,025), «Не служил - не мужик» (0,025), народная сказка «Каша из топора» (0,02) и фильм «Аты-баты, шли солдаты» (0,02) (режиссер - Л. Быков) 1976 г
Т.о., АП «Военный», представленное в русском непрофессиональном сознании, имеет свои структурные и содержательные особенности. С точки зрения структурной организации данное АП имеет четко выраженное ядро и околоядерную зону, к которой примыкает зона ближней периферии. Данные фрагменты включают наиболее частотные, универсальные ассоциации, а следовательно, выражают стереотипные представления о военнослужащих в обыденном языковом сознании, свойственные русской лингвокультуре.
Периферийная зона АП «Военный» включает лексемы, выражающие менее стереотипные признаки слова-стимула (прапорщик, дневальный, реформа), могут актуализировать некоторые групповые представления об образе военного (Покрышкин - реакция, характерная для жителей Новосибирска; «красивый, здоровенный» - ассоциат, указанный только информантами женского пола) либо называть реалии, которые не так давно вошли в нашу жизнь (контракт). Кроме того, реакции дальней периферии могут репрезентировать индивидуально-своеобразный опыт испытуемых (военный - это папа, дедушка). Периферийные ассоциации дополняют, расширяют значения реакций зоны высокочастотных ассоциаций либо тематически соотносятся с ними (марш - строй), описывают другие оттенки и компоненты значения слова-стимула (солдат - воин), продолжают направления ассоциирования, представленные в зоне высокочастотных реакций (война - боль, кровь), дифференцируют или обобщают значения ядерных ассо-циатов (войска - ВДВ, форма - шинель, война - сражение/танк - военная техника), противопоставлены другим ассоциативным реакциям (Сталин - Гитлер, Кутузов - Наполеон).
С точки зрения содержания АП «Военный» представляет собой совокупность нескольких семантических зон, каждая из которых отображает определенную грань образа военного. Семантические зоны помогают более полно описать значение слова-стимула, сложившееся в сознании носителей языка [33]. В образе военнослужащего были выделены следующие основные семантические зоны: «Субъект», «Деятельность», «Организация», «Локация», «Атрибуты», «Характеристики» и «Прецедентные феномены». Каждая из семантических зон, в свою очередь, делится на тематические группы, которые детализируют, конкретизируют образ военного.
Ассоциативные реакции распределены по семантически зонам неравномерно. Наиболее объемной является семантическая зона «Прецедентные феномены» (32%), затем «Деятельность» (19%), «Субъект» (15%), далее «Атрибуты» (13,5%), «Характеристики» (10%), «Организация» (6,5%) и «Локация» (4%). Данное соотношение демонстрирует, что чаще всего образ военного в языковом сознании связан с различными прецедентными феноменами (событиями, именами исторических личностей, песнями, фольклорными текстами, фильмами и т.п.). Также для описания образа военного релевантными оказываются признаки, связанные с его деятельностью и характерными атрибутами, осмысление его в качестве субъекта, занимающего определенное положение в структуре ВС и обладающего специфическими для военной сферы качествами.
Наименее значимыми оказались ассоциации, связанные с местоположением военнослужащих.
Соотношение ядерных и периферийных реакций в семантических зонах и тематических группах также различно. Так, например, семантическая зона «Субъект» включает только один ядерный ассоциат - солдат, а ближняя и дальняя периферии представлены достаточно разнообразно и насыщено. Ассоциат Родина, входящий в тематическую группу «Объект деятельности» и обладающий одним из самых высоких индексов яркости, является единственным в данной тематической группе, что свидетельствует об однозначности понимания носителями русского языка Родины (России) как объекта военной службы. В состав семантической зоны «Деятельность» входят четыре ядерных ассоциативных реакции. При этом ассоциат война, относящийся к тематической группе «События», является доминирующим в данной семантической зоне, что характеризует ее как главный вид деятельности военного. Семантическая зона «Атрибуты» в своей ядерной части имеет ядерные ассоциации оружие, танк, форма, принадлежащие к тематическим группам «Оружие, боеприпасы, военная техника», «Обмундирование», к которым также относятся подавляющее количество всех реакций данной семантической зоны. Т.о., данные признаки можно определить, как наиболее яркие внешние отличительные особенности образа военных. В семантической зоне «Характеристики» ядерной является только одна ассоциативная реакция отвага, отражающая наиболее типичное для военных качество, приписываемое им народным сознанием, что коррелирует с данными психолингвистического эксперимента, проведенного В.А. Масловой, результаты которого показали, что такие качества, как отвага, смелость ассоциируются именно с военнослужащими [34]. В семантической зоне «Локация» отсутствует ядерный ассоциат. Наиболее частотная реакция этой зоны казарма имеет индекс яркости 0,04, другие ассоциаты данной семантической зоны относятся к дальней периферии, что подтверждает невысокую степень актуальности признаков образа военнослужащего, связанных с его местоположением. В семантической зоне «Прецедентные феномены» в тематических группах «Прецедентные события» и «Прецедентные имена» в ядерной зоне находятся ассоциаты, связанные с Великой Отечественной войной, что свидетельствует о высочайшем уровне значимости этого события в массовом сознании. В тематической группе «Прецедентные тексты и высказывания» в ядерную зону и зону ближней периферии вошли песни, что демонстрирует особую роль песенного дискурса в формировании образа военного в языковом сознании представителей русской лингвокультуры.
По мнению исследователей, АП обладает способностью выражать когнитивные признаки концепта, вербализованного словом-стимулом [23], в структуре которого выделяются понятийная (информационно-фактуальная), образно-перцептивная составляющие и ценностный компонент (оценка и поведенческие нормы) [35, с. 118]. Кроме того, в составе концепта также обнаруживается социально-культурная зона, которая отражает связь концепта с бытом и культурой народа, определенными художественными произведениями, прецедентными текстами и т.д. [23]. АП «Военный» в полной мере репрезентирует понятийный, образно-перцептивный, ценностный и культурологический компоненты образа военнослужащего, которые могут иметь как стереотипный, так и индивидуально-своеобразный характер. Так, семантические зоны «Субъект», «Деятельность», «Организация», «Локация» отражают информационно-фактуальную часть образа военного, содержащую обобщённые знания о системе воинских званий, исполняемых должностях и функциях, структуре Вооруженных Сил РФ, видах деятельности военных в мирное и военное время. Также к данному компоненту можно отнести ассоциаты, выражающие представления о документах, сопровождающих военную службу (военный билет, устав, контракт). Образно-перцептивный компонент, прежде всего его визуальная составляющая, выражен ассоциатами, входящими в семантическую зону «Атрибуты», по которым носитель обыденного сознания отличает военных от представителей других профессий. Кроме того, данный компонент выражен реакциями, вошедшими в тематическую группу «Физические качества» (красивый, сильный, имеющий выправку). Ценностный компонент, включающий оценку и поведенческие нормы, актуализирован в первую очередь элементами тематической подгруппы «Моральные качества», которые характеризуют военнослужащих максимально позитивно и описывают их как смелых, отважных людей, настоящих мужчин, для которых важны понятия чести и долга перед Отечеством. От военных ждут геройских поступков, защиты Родины и народа в случае нападения врага. Отрицательной оценкой обладают реакции, связанные с деятельностью военного: война и сопровождающие ее смерть, кровь, боль. Однако победа как цель войны и ее желаемый результат имеет так-
Библиографический список
же положительную оценку. Наиболее объемная часть АП «Военный» отражает культурологический компонент одноименного концепта, включающий в первую очередь имена исторических деятелей, связанных с военной историей, исторические события, среди которых доминирующими являются Великая Отечественная война и Победа в ней, а также произведения массовой культуры, прежде всего популярные песни военно-армейской тематики.
Итак, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. АЭ является одним из самых эффективных практических методов для изучения и реконструкции различных фрагментов языкового сознания, в т.ч. образа военнослужащего, актуальность изучения которого обусловлена высоким уровнем его социальной значимости в современном российском обществе. АЭ, в качестве информантов в котором привлечены гражданские лица, позволяет получить информацию о том, какими особенностями обладает данный образ в непрофессиональном (обыденном) сознании представителей русской лингво-культуры. АЭ позволяет собрать материал, анализ которого даёт возможность получить представление обо всех компонентах и аспектах образа, вербализованного словом-стимулом «военный». Ассоциативное поле может быть построено в результате количественного подсчета уровня частотности тех или иных вербальных реакций и вычисления их индекса яркости. Для характеристики содержательной специфики исследуемого АП эффективным инструментом является метод семантического гештальта, предполагающий распределение ассоциативных реакций по семантическим зонам.
2. Анализ ассоциативного материала позволяет реконструировать модель АП «Военный». Данное АП обладает полевой структурой, в которой прослеживается ярко выраженная ядерная часть, зоны ближней и дальней периферии. Ядро АП выражает наиболее универсальные, стереотипные представления о военнослужащих, периферийные реакции - менее стереотипные, характерные для определенных групп информантов, либо индивидуально-своеобразные ассоциации. Реакции данного фрагмента АП находятся в различных типах семантических отношений с ассоциатами ядерной зоны. Посредством содержательного анализа были выделены следующие семантические зоны в структуре АП «Военный»: «Субъект», «Деятельность», «Организация», «Локация», «Атрибуты», «Характеристики» и «Прецедентные феномены», каждая из которых обладает различным удельным весом в объеме всех реакций в составе АП. Максимальное значение имеет семантическая зона «Прецедентные феномены» (32%), минимальное -«Локация» (4%). Ассоциативные реакции распределены по семантическим зонам неравномерно, анализ данных различий позволяет сделать выводы о степени значимости тех или иных характеристик. В целом описываемое АП обладает фрагментарной, рыхлой, но в то же время детализированной структурой.
3. Семантическая структура АП «Военный» описывает различные грани представлений о военнослужащих, отражает оттенки значения данного слова-стимула в непрофессиональном языковом сознании. В целом данное АП демонтирует поверхностные, обобщённые, «наивные» представления о военных.
АП «Военный» отражает понятийный, образно-перцептивный, ценностный и социально-культурные компоненты одноименного концепта. Понятийная составляющая включает представления о системе воинских званий, должностей, рангов, исполняемых обязанностях, структуре ВС и т.д. Элементы образно-перцептивного компонента актуализируют внешние, прежде всего визуальные, признаки военнослужащих (форма, погоны, оружие), а также приписываемые им физические качества (сильный, красивый, статный). Ценностный компонент предполагает мелиоративную оценку морально-нравственных и профессиональных качеств военных (отвага, героизм, честь, патриотизм). В составе АП «Военный» может быть выделен значительный по объему фрагмент, включающий прецедентные феномены (исторические события, имена исторических личностей, прецедентные тексты и высказывания), которые отражают социально-культурный компонент одноименного концепта. Наиболее значимыми элементами данной семантической зоны являются Великая Отечественная война и связанные с ней исторические личности, память о которых бережно хранится в национальном сознании.
Перспективами дальнейшего исследования нам представляется построение комплексной модели концепта «Военный», в т.ч. с привлечением другого языкового материала, его изучение в социокульурном аспекте, сравнительный анализ АП «Военный» в профессиональном и непрофессиональном языковом сознании, а также сопоставительные исследования данного АП в различных лингвокультурах.
1. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. Москва: Наука, 1988: 87 - 108.
2. Гукасова Э.М. Языковое сознание как разновидность освоения мира. Языковое сознание: содержание и функционирование: тезисы докладов XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2000.
3. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания. Языковое сознание и образ мира: сборник научных трудов. Москва: ИЯ РАН, 2000: 24 - 32.
4. Довголюк М.Н. Ассоциативно-вербальное поле «Армия»: лингвокогнитивный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2016.
5. Фрумкина РМ. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов по специальности «Лингвистика и новые информационные технологии» Москва: Академия, 2007.
6. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания. Этнокультурная специфика языкового сознания. Москва, 1996: 139 - 162.
7. Бескоровайная И.Г Ассоциативный эксперимент как способ реконструкции фрагментов языкового сознания. Вопросы психолингвистики. 2004; № 2: 73 - 77.
8. Ситникова Е.В. Ассоциативные поля как отражение внутреннего лексикона представителей русской этнолингвокультуры: сопоставительный анализ. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013; № 8 (75): 156 - 161.
9. Битюцких К.В. Семантический гештальт как метод содержательного анализа результатов ассоциативного эксперимента (на примере ассоциативного поля стимула «крест»). Межкультурная коммуникация: теория и практика: сборник научных трудов XV Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические традиции и инновации». Томск: ТПУ, 2016: 12 - 19.
10. Караулов Ю.Н. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания. Языковое сознание: содержание и функционирование: тезисы докладов XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 2000: 107 - 108.
11. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста. Материалы IXКонгресса МАПРЯЛ. Братислава - Москва, 1999: 151 - 186.
12. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Available at: http://www.textology.ru/goroshko/VerbalAss/3.html
13. Венедиктова Л.Н. Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского и русского языков). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Тюмень, 2004.
14. Битюцких К.В. Отражение корпоративной культуры военных в языковом сознании курсантов. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Челябинск, 2015.
15. Потапчук М.А. Концепт «Война» в русском языке и культуре. Челябинский гуманитарий. 2011; № 4 (17): 48 - 52.
16 Головань О.В. Семантико-ассоциативная структура концепта «Война» (на материале произведений Р. Олдингтона и В.М. Гаршина). Диссертация ... кандидата филологических наук. Барнаул, 2003.
17. Кафтанов РА. Опыт построения ассоциативно-вербальной модели профессиональной идентификации военных (экспериментальное психолингвистическое исследование). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Красноярск, 2020.
18. Лю Ж. Тематическая группа «Война» в лингвосоциокультурном аспекте: Диссертация ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2015.
19. Ахраменко К.В. Профессиональные автостереотипы в языковом сознании будущих военных специалистов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; № 1: 179 - 189.
20. Кафтанов РА. Специфика вербальных ассоциаций на примере ассоциативного поля «ВРАГ». Сибирский филологический журнал. 2017; № 1: 228 - 243.
21. Кафтанов РА. Ассоциативная связь «ВОЙНА - ПОБЕДА» в русском языковом сознании студентов и курсантов (психолингвистический аспект). Сибирский филологический журнал. 2021; № 2: 312 - 323.
22. Белянин В.П. Психолингвистика. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2003.
23. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Москва: АСТ: Восток-Запад, 2007.
24. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности. Москва, 1999.
25. Стернин И.А. Некоторые актуальные проблемы современной концептологии. Лингвоконцептология. Воронеж: Истоки, 2009; Выпуск 2: 25 - 39.
26. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Москва: ТЕРРА. Книжный клуб, 2007.
27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2010.
28. Словарь русского языка: в 4-х т. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
29. Ефремов В.А. Номинации мужчины в русском языке: от мужа к мужику. Мир русского слова. 2009; № 1: 38 - 43.
30. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? Москва: Гнозис, 2003.
31. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие. Москва: Издательство МГУ 2003: 98 - 113.
32. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. Москва: ИРЯ РАН, 1999.
33. Навильникова Д.И. Опыт содержательного анализа ассоциативного поля (на примере тематической группы «Еда»). ВестникНГУ. Серия: Лингвистика. 2008; Т. 6, Выпуск 2: 42 - 52.
34. Маслова В.А. Лингвокультурология. Москва: Академия, 2001.
35. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва, 2004.
References
1. Serebrennikov B.A. Kak proishodit otrazhenie kartiny mira v yazyke. Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke: yazyk i kartina mira. Moskva: Nauka, 1988: 87 - 108.
2. Gukasova 'E.M. Yazykovoe soznanie kak raznovidnost' osvoeniya mira. Yazykovoesoznanie: soderzhanieifunkcionirovanie:tezisy dokladov XIII Mezhdunarodnogo simpoziuma po psiholingvistike i teorii kommunikacii. Moskva, 2000.
3. Tarasov E.F. Aktual'nye problemy analiza yazykovogo soznaniya. Yazykovoe soznanie i obraz mira: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: IYa RAN, 2000: 24 - 32.
4. Dovgolyuk M.N. Associativno-verbal'noe pole «Armiya»: lingvokognitivnyj aspekt. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
5. Frumkina R.M. Psiholingvistika: uchebnoe posobie dlya stud. vuzov po special'nosti "Lingvistika i novye informacionnye tehnologii" Moskva: Akademiya, 2007.
6. Ufimceva N.V. Russkie: opyt esche odnogo samopoznaniya. 'Etnokul'turnaya specifika yazykovogo soznaniya. Moskva, 1996: 139 - 162.
7. Beskorovajnaya I.G. Associativnyj 'eksperiment kak sposob rekonstrukcii fragmentov yazykovogo soznaniya. Voprosypsiholingvistiki. 2004; № 2: 73 - 77.
8. Sitnikova E.V. Associativnye polya kak otrazhenie vnutrennego leksikona predstavitelej russkoj 'etnolingvokul'tury: sopostavitel'nyj analiz. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov: Gramota, 2013; № 8 (75): 156 - 161.
9. Bityuckih K.V. Semanticheskij geshtal't kak metod soderzhatel'nogo analiza rezul'tatov associativnogo 'eksperimenta (na primere associativnogo polya stimula «krest»). Mezhkul'turnaya kommunikaciya: teoriya ipraktika: sbornik nauchnyh trudov XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Lingvisticheskie i kul'turologicheskie tradicii i innovacii». Tomsk: TPU, 2016: 12 - 19.
10. Karaulov Yu.N. Semanticheskij geshtal't associativnogo polya i obrazy soznaniya. Yazykovoe soznanie: soderzhanie i funkcionirovanie: tezisy dokladov XIII Mezhdunarodnogo simpoziuma po psiholingvistike i teorii kommunikacii, Moskva, 2000: 107 - 108.
11. Karaulov Yu.N. Associativnyj analiz: novyj podhod k interpretacii hudozhestvennogo teksta. Materialy IXKongressa MAPRYaL. Bratislava - Moskva, 1999: 151 - 186.
12. Goroshko E.I. Integrativnaya model'svobodnogo associativnogo 'eksperimenta. Available at: http://www.textology.ru/goroshko/VerbalAss/3.html
13. Venediktova L.N. Koncept «vojna» v yazykovoj kartine mira (sopostavitel'noe issledovanie na materiale anglijskogo i russkogo yazykov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tyumen', 2004.
14. Bityuckih K.V. Otrazhenie korporativnojkul'tury voennyh v yazykovom soznaniikursantov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2015.
15. Potapchuk M.A. Koncept «Vojna» v russkom yazyke i kul'ture. Chelyabinskij gumanitarij. 2011; № 4 (17): 48 - 52.
16 Golovan' O.V. Semantiko-associativnaya struktura koncepta «Vojna» (na materiale proizvedenij R. Oldingtona i V.M. Garshina). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Barnaul, 2003.
17. Kaftanov R.A. Opyt postroeniya associativno-verbal'noj modeli professional'noj identifikacii voennyh ('eksperimental'noe psiholingvisticheskoe issledovanie). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2020.
18. Lyu Zh. Tematicheskaya gruppa « Vojna» v lingvosociokul'turnom aspekte: Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
19. Ahramenko K.V. Professional'nye avtostereotipy v yazykovom soznanii buduschih voennyh specialistov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 1: 179 - 189.
20. Kaftanov R.A. Specifika verbal'nyh associacij na primere associativnogo polya «VRAG». Sibirskij filologicheskijzhurnal. 2017; № 1: 228 - 243.
21. Kaftanov R.A. Associativnaya svyaz' "VOJNA - POBEDA" v russkom yazykovom soznanii studentov i kursantov (psiholingvisticheskij aspekt). Sibirskij filologicheskij zhurnal. 2021; № 2: 312 - 323.
22. Belyanin V.P. Psiholingvistika. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2003.
23. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. Moskva: AST: Vostok-Zapad, 2007.
24. Karaulov Yu.N. Russkij associativnyj slovar' kak novyj lingvisticheskij istochnik i instrument analiza yazykovoj sposobnosti. Moskva, 1999.
25. Sternin I.A. Nekotorye aktual'nye problemy sovremennoj konceptologii. Lingvokonceptologiya. Voronezh: Istoki, 2009; Vypusk 2: 25 - 39.
26. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: v 4 t. Moskva: TERRA. Knizhnyj klub, 2007.
27. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva, 2010.
28. Slovar'russkogo yazyka: v 4-h t. Moskva: Russkij yazyk; Poligrafresursy, 1999.
29. Efremov V.A. Nominacii muzhchiny v russkom yazyke: ot muzha k muzhiku. Mir russkogo slova. 2009; № 1: 38 - 43.
30. Krasnyh V.V. «Svoj» sredi «chuzhih»: mif ilireal'nost'? Moskva: Gnozis, 2003.
31. Gudkov D.B. Precedentnye fenomeny v tekstah politicheskogo diskursa. Yazyk SMI kakob'ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2003: 98 - 113.
32. Karaulov Yu.N. Aktivnaya grammatika i associativno-verbal'naya set'. Moskva: IRYa RAN, 1999.
33. Navil'nikova D.I. Opyt soderzhatel'nogo analiza associativnogo polya (na primere tematicheskoj gruppy «Eda»). VestnikNGU. Seriya: Lingvistika. 2008; T. 6, Vypusk 2: 42 - 52.
34. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya. Moskva: Akademiya, 2001.
35. Karasik V. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 14.03.22