эффективности. Диагностические процедуры в отношении названной группы обучающихся, принявших участие в педагогическом эксперименте, по сравнению с контрольными группами, показали лучшие результаты по таким результатам как предметные, личностные и метапредметные. Большая часть восьмиклассников (72 %) утверждала о том, что выполнение учебной работы на основе технологии формирования умения аргументации собственного мнения позволяет относиться к материалу с пониманием. Это связано, как высказалось 68 % участников эксперимента, с осмысленным применением терминов, раскрывающих сущность понятия «умение аргументации». Они же утверждали, что стали лучше выдвигать основной доказываемый тезис или главную мысль об объекте, а также подбирать нужные аргументы (доводы) для доказательства тезиса (главной мысли об объекте). Это говорит о метапредметной направленности предлагаемой технологии. Вместе с этим, примерно 70 % респондентов отметили повышение уровня собственно предметных знаний. Это проявилось, по их мнению, в установлении и раскрытии сущности изучаемых биологических явлений и механизмов. Беседы с обучающимися в доверительной форме позволяют утверждать об изменении их отношения к восприятию и применению содержания изучаемого материала в учебных ситуациях с позиции появления интереса. Как полагает большая часть отвечающих (73 %) это произошло из-за освоения умений аргументировать свое мнение на основе осознанно выполняемых действий. Следовательно, предложенная технология может оказывать положительное влияние на улучшение качества учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Литература:
1. Зайцев Д. В. Теория и практика аргументации. М.: Форум, 2015. 224 с.
2. Ивлев Ю. В. Теория и практика аргументации. М.: Проспект, 2016. 288 с.
3. Калашникова С. В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе. Дис. канд. фил. наук. Калуга, 2007. 191 с.
4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. М.: Луч, 2016. 640 с.
Психология
УДК 370
магистрант Везетиу Виталий Викторович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат психологических наук Бура Людмила Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматривается феномен гендерной социализации личности. В работе обосновано влияние гендерной социализации на процесс становления гендерной идентичности, которая является одним из важнейших компонентов индивидуальной идентичности личности. В исследовании рассмотрены основные теоретические аспекты гендерной социализации личности.
Ключевые слова: социализация личности, гендерная социализация, индивидуальная идентичность личности, гендерная идентичность, полоролевая социализация, периоды гендерной социализации, первичная гендерная социализация, вторичная гендерная социализация, процесс личностного развития.
Annotation. The article deals with the phenomenon of gender socialization of the individual. The paper substantiates the influence of gender socialization on the process of formation of gender identity, which is one of the most important components of individual identity. The study examines the main theoretical aspects of gender socialization of the individual.
Keywords: personal socialization, gender socialization, individual identity, gender identity, gender-role socialization, periods of gender socialization, primary gender socialization, secondary gender socialization, the process of personal development.
Введение. Процесс личностного развития сложен и многогранен. На его течение оказывают влияние многочисленные факторы. В частности, процесс развития личности в значительной степени зависит от становления личностной идентичности, которая обладает сложной структурой. Становление личностной идентичности включает также сформированность гендерной идентичности.
В последнее время в научной литературе появляется все больше публикаций, посвященных изучению гендерных особенностей личности.
Поскольку модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек, а со временем - мужчин и женщин отличаются, в результате гендерной социализации люди осваивают определенные качества, которые образуют различные типы гендерной идентичности. В этой связи в рамках данного исследования генденрную социализацию будем рассматривать как один из факторов личностного развития.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к изучению теоретических основ гендерной социализации личности, обратимся к обоснованию сущности ключевых для данного исследования понятий.
Социализация является одним из центральных понятий таких наук, как социология, психология, политология. Каждая наука обладает собственным подходом и с позиций присущих ей методов познания определяет сущность социализации.
На основе обобщенного анализа научных подходов уточним, что под социализацией в широком смысле понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает социальный
опыт и в результате общения и деятельности приобретает определенных норм и ценностей, позволяющий ему функционировать в качестве члена общества.
По мнению Г.М. Андреевой, социализация представляет собой двусторонний процесс. Исследовательница в структуре социализации выделяет два основных аспекта:
- присвоение (процесс усвоения социального опыта, то есть воздействие среды на индивида);
- определение (процесс воспроизводства социального опыта, то есть влияние человека на среду) [2].
Рассматривая социализацию как процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения,
можно прийти к заключению, что гендерная (полоролевая) социализация является процессом усвоения норм, правил поведения, установок, отвечающих культурным представлениям о роли, положении и призвании мужчины и женщины в обществе [6; 9].
По мнению Т.П. Авдуловой, понятие «гендерная социализация» включает следующие элементы:
- формирование представлений личности о себе как носителе гендерной социальной роли;
- процесс соотнесения указанных социальных ролей с персональной половой идентичностью;
- осознание себя как представителя конкретного пола;
- присоединение к определенной социальной группе на основании гендерной характеристики личности
По словам исследовательницы, полоролевая социализация обеспечивает возможность моделирования
межполовых отношений в структуре социального взаимодействия [1].
Гендерная (полоролевая) социализация также является предметом изучения ряда наук: социологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и др. В современной науке можно выделить три основных направления исследования гендерной социализации:
- психологический подход, ориентированный на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола;
- этический подход, который ориентирован на воспитание чувства чести и достоинства;
- функциональный подход, нацеленный на подготовку молодежи к личной жизни, любви и брачно-семейным отношениям, а также на формирование сексуальной культуры личности [8].
На современном этапе исследование гендерной проблематики в большей степени реализуется в контексте социальной психологии, которая сегодня динамично развивается. Так, гендерная социализация включает вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации.
Интеграция гендерного подхода в психологическую науку породила появление ряда типологий полоролевой социализации, а именно:
- гендерно-схематизированная и нейтральная типологии [3];
- дифференцированная и недифференцированная по полу типологии [5].
Подход к гендеру как к совокупности социальных ролей, приписываемых индивиду, предусматривает учет отличий между мужским и женским набором социальных ролей, которую исследователи называют гендерной (полоролевой) дифференциацией. Результатом дифференцированной социализации становятся определенные отличия, присущие мужчинам и женщинам.
В ходе гендерной социализации происходит становление гендерной идентичности под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации.
По словам Т.П. Авдуловой, гендерная идентичность является одной из подструктур социальной идентичности. По мнению исследовательницы, гендерная идентичность - это «рефлексивное отражение половой идентичности, являющейся, в свою очередь, подструктурой персональной идентичности» [1]. Половая принадлежность личности под воздействием процессов социализации трансформируется в гендерную идентичность.
В структуре гендерной идентичности исследовательница выделяет следующие компоненты:
- ролевые гендерные аспекты;
- поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского;
- идентификация личности себя с определенной группой;
- представления о себе [1].
Так, гендерная идентичность как составляющая индивидуальной идентичности личности в целом находится в непосредственной связи с ней. Маскулинные и феминные признаки, со своей стороны, не являются постоянными образованиями, в связи с чем могут меняться в зависимости как от конкретного контекста, так и этапа привлечения человека к общественной жизни.
По мнению Шона Берна, гендерно-ролевая социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни. Этот процесс отражает изменяющиеся обстоятельства и новый опыт. Процесс приобретения гендерной идентичности может начаться рано, но он продолжается на протяжении всего жизненного цикла [4].
Исследователи выделяют первичную и вторичную гендерную социализацию. Соответственно, можно определить два основных периода ее становления.
1) Период первичной гендерной социализации. Хронологические рамка данного этапа охватывает несколько возрастных стадий: от рождения до начала обучение в школе и от начала обучения до социальной зрелости.
В детстве гендерная социализация начинается с момента выбора родителями игрушек, одежды и поощрения детей к приобретению тех личностных черт, которые позволят им вести себя адекватно представлениям взрослых о половых ролях.
В предшкольном возрасте ребенок уже имеет определенные представления о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, устанавливая константность биологического пола, а затем старается согласовать собственное поведение с представлениями о своей гендерной идентичности.
Гендерная социализация младшего школьника связана с соответствующим половой принадлежности выбором увлечений, игр, интересов, форм активности. В этот период личностного развития происходит становление индивидуальных гендерных стереотипов, которые относятся к чертам личности и областям достижений.
В подростковый период наблюдается первоначальное усиление нетерпимости к поведению, которое не соответствует представлениям личности о половой принадлежности, происходит формирование более гибкой
в данном отношении позиции в дальнейшем. Гендерная социализация подростка характеризуется таким принципиально важным аспектом, как сензитивность отрочества к формированию гендерной структуры идентичности. Иными словами появляется возможность для принятия новой модели гендерной социализации путем осознания модуса, значимости ценностей и внешних проявлений, приписываемых противоположному полу [1].
2) Вторичная гендерная социализация. Она начинается с периода социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Этот период тоже имеет несколько стадий, которые отвечают перехода от одного социально-возрастного статуса к другому. Процесс вторичной социализации постепенно формирует наше восприятие как своей полой идентичности, так и противоположенного пола. Чем дольше человек вовлечен во вторичную социализацию, тем заметнее последствия лучшего осознания собственной гендерной идентичности [7].
На каждом возрастном этапе в ходе становления гендерной идентичности становятся решающими различные социально-психологические факторы социализации, влияние которых не всегда является положительным. Так, проблемы гендерного развития вообще и противоречия гендерной социализации, в частности, являются причиной многих гендерных дисгармоний и ролевых конфликтов. В частности, общественные стереотипы относительно женских и мужских гендерных ролей влияют на гендерное развитие личности, накладывая многие ограничения на ее самореализацию.
Важнейшими факторами гендерной социализации личности, по мнению Ш. Берна, являются следующие социальные группы и контексты:
- семья;
- сверстники;
- институт образования;
- средства массовой информации и литература;
- профессиональная деятельность;
- клубы по интересам;
- церковь [4].
Содержание полоролевой социализации рассматривается сегодня как биполярный конструкт, включающий традиционную (патриархальную) модель и современную (альтернативную) модель.
С позиций традиционной модели предусматривается жесткая полоролевая дифференциация, согласно которой выстаивается иерархия социально-психологических статусов мужчин и женщин. Эта модель имеет давнюю историю, но и является достаточно распространенной в наше время. В рамках традиционной социализации в обществе имеет место одобрение гендерно-типизированных форм поведения и осуждение гендерно-нетипичных. В рамках данной модели процессы полоролевой социализации мужчин и женщин имеют много отличий. Для женщины, согласно исторически сформированным патриархальным стереотипам, которые, несмотря на общественный прогресс, еще встречаются, преобладает ориентация на семью и семейные ценности, ведение домашнего хозяйства и тому подобное. Для мужчины, согласно тем же стереотипам, нормативно желанной является большая активность вне семьи: профессиональная деятельность, общественная активность.
Современная социализация, в свою очередь, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации [10].
Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что процесс личностного развития предусматривает формирование ее индивидуальной идентичности. В рамках данного исследования мы определили, что одним из компонентов индивидуальной идентичности личности является гендерная идентичность. В свою очередь, одним из важнейших факторов становления последней является гендерная социализация личности. На основе этого поведем итог, что гендерная социализация является значимым компонентом и в то же время фактором развития личности.
Процесс гендерной социализации является достаточно длительным, но наибольший отпечаток он оставляет на начальных этапах привлечения к нему. Последствия гендерной социализации зависят от продолжительности привлечения личности к этому процессу.
Литература:
1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве // Психологические исследования. - 2009. - №. 5(7). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-7/220-avdulova7.html
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
3. Бем С.Л. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
5. Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Практикум по социальной психологии / авт.-сост. Э. Пайнс, К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001. - С. 167-180.
6. Гусева Ю.Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб.: Питер, 2003. - С. 85-90.
7. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб. 1998. - 77 с.
8. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. - 336 с.
9. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (Справочник практического психолога). - М.: «Эксмо», 2006. - 928 с.
10. Радина Н.К. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. - С. 49-59.