Осмонова Динара Аскарбековна
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕЕ КВИНТЭССЕНЦИЯ
В статье анализируются сущность, факторы и становление гендерной идентичности. Гендерная идентичность рассматривается как социально сконструированный феномен, возникший в итоге общественного опыта и взаимосвязи с другими индивидами. Показано, что диссонанс внешних свойств гендерной идентичности детерминирован серьёзным видоизменением гендерных стереотипов и возникновением обновленных гендерных стандартов и доводит ее до кризисных состояний. Представлено, что в современных условиях гендерная идентичность подвержена трансформациям, внешние проявления которой прямо взаимосвязаны с творческой внутренней трансформацией индивида.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/10-1/32.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 126-129. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 316.3+398.4+93/94 Философские науки
В статье анализируются сущность, факторы и становление гендерной идентичности. Гендерная идентичность рассматривается как социально сконструированный феномен, возникший в итоге общественного опыта и взаимосвязи с другими индивидами. Показано, что диссонанс внешних свойств гендерной идентичности детерминирован серьёзным видоизменением гендерных стереотипов и возникновением обновленных гендерных стандартов и доводит ее до кризисных состояний. Представлено, что в современных условиях гендерная идентичность подвержена трансформациям, внешние проявления которой прямо взаимосвязаны с творческой внутренней трансформацией индивида.
Ключевые слова и фразы: гендерная идентичность; тендер; тендерные роли; гендерная социализация; кризис гендерной идентичности.
Осмонова Динара Аскарбековна, к. мед. н., доцент
Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек Osmonova. dinara@yandex. com
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕЕ КВИНТЭССЕНЦИЯ
В настоящее время, в период культурных и социально-экономических изменений, имеет место трансформация нравственно-ценностных установок в области гендерных взаимоотношений, что способствует нивелировке граней между мужскими и женскими социальными функциями. Пренебрежение вопросами ролевой социализации и идентификации в общем породило множество проблем для современного социума.
Как показывает исследование [1, с. 79], в настоящей форме полоролевая социализация порождает парадоксальные плоды: девочек настраивают на доминирование и сверхактивность, мальчиков нацеливают на внеобщественную динамичность и индивидуальную пассивность. Из-за таких установок «бесполой педагогики» девочки вырастают с дефицитом скромности, а мальчики, в свою очередь, формируются недостаточно сильными, решительными, эмоционально устойчивыми. Эти парадоксы, во-первых, способствуют стиранию гендерной идентичности, во-вторых, снижение жесткой дихотомии в гендерном контексте и расшатывание системы традиций гендерной поляризации толкает к тому, что индивид получает новые возможности в осуществлении такой разновидности гендерной идентичности, которая представляет собой итог его личного опыта, вбирающего в себя не только пассивное познание ряда требований и норм гендерной роли, но и творческую трансформацию внутри индивида. Итак, в настоящее время проблема представлений о ген-дерной идентичности является актуальной, и значение ее растет с каждым днем.
В 1963 году Роберт Столлер в своем докладе на Стокгольмском международном психоаналитическом конгрессе впервые в научном дискурсе применил категорию «гендерная идентичность». Понятие гендерной идентичности базировалось на разделении культурного и биологического [7, с. 127]. Ученый инициировал проводить различия между такими понятиями, как «род», «пол» и «ядро родовой сущности». В его трактовке слово "sex" (пол) имеет отношение к биологии, для этой дефиниции необходимо изучение хромосом, внутренних и внешних половых органов и желез, сравнение вторичных половых признаков и гормонов; "gender" предполагает некоторые культурные и психологические нюансы; под «ядром родовой сути» понимается убеждение в том, что индивид верно обозначил собственный пол, «родовая сущность» появляется с осознанием принадлежности не к иному, а тому полу.
Как же следует интерпретировать факторы становления гендерной идентичности и саму гендерную идентичность?
Под гендерной идентичностью следует понимать отождествление себя с женской или мужской группой, идентификацию себя с этими группами на базе культурных дефиниций женственности и мужественности, при этом особо значимо, как индивид сам себя осознает [9, с. 55]. Гендерная идентичность базируется на представлениях людей о собственном социокультурном поле - ощущают они себя в реальности женщиной или мужчиной. Отождествление со своим полом не всегда отражает биологический пол человека.
Самоотождествление - это не простое личностное определение половой идентичности, данное действие -осознанный акт вычленения и укрепления своей позиции в гендерных взаимоотношениях. Дефиниция «множественная идентичность» в ряде работ применяется для того, чтобы выделить момент некоторой свободы выбора индивидом своей модели полового поведения.
По мнению основоположника парадигмы символического интеракционизма Дж. Г. Мида [12, с. 246], с момента рождения индивиду не присуща гендерная идентичность, она формируется в процессе взаимосвязей с другими индивидами и как итог общественного опыта. Гендерная идентичность, будучи одной из разновидностей социальной идентичности, не присуща человеку при рождении автоматически, хотя базируется на врождённых половых отличиях индивидов, их биологически заданной программе и формируется в итоге многосторонней взаимосвязи соответствующей социализации и их природных данных. Итак, акцент ставится на общественной детерминированности гендерной идентичности: она появляется лишь при обстоятельствах
включенности человека в социальную группу, во взаимосвязях с представителями данной группы. Функционирование идентичности происходит от неосознанной идентичности к сознательной. Как отмечает Джоан Скотт, «осознание гендерной принадлежности - конструирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами...» [13, с. 422].
Гендерная идентичность создается в процессе социализации, социально конструируется применительно к признанной в социуме гендерной схеме, социально-конструируемой, в свою очередь. Ход гендерной социализации детерминируется и движется посредством различных культурных и социальных механизмов выделения гендерных ролей. Понятие роли в самом широком смысле подразумевает способ человеческого поведения в системе межличностных взаимоотношений, который зависит от их позиции в социуме и который отражает принятые в этом социуме предписания, нормы и ожидания. Гендерная роль интерпретируется как система общественных предписаний, стандартов, стереотипов, чему индивид должен соответствовать для его признания как девочки (женщины) или мальчика (мужчины).
Гендерной социализацией является опыт причисления к определенному гендеру и полу и, как результат, прием гендерной идентичности (я - девочка, я - мальчик). Гендерная идентичность формируется с детских лет и не детерминирована внутренним выбором. Каждое действие ребенка ориентирует на такую установку, чтобы мир воспринимать в контексте его половой принадлежности. Процесс саморегуляции «включается» в процесс принятия ребенком конкретной гендерной идентичности (в том числе становления психологических качеств и мотивации) и контроля и отслеживания (мониторинг) собственного поведения и поступков других в рамках матрицы гендерной идентичности. Детям никто об этой схеме прямо не рассказывает. Каждый день незаметно жизнь преподаёт ребенку курс половой схемы.
Гендерное содержание идентичности распредмечивается посредством осознания сравнения внешней, общественной оценки, которую получает индивид в ходе контактов с другими индивидами, и своей оценки себя в качестве носителя гендерных свойств и субъекта полоособенных ролей. Широко распространенные нормативные стереотипы - «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» - ориентируют женщин и мужчин оценивать себя в контексте соответствия данным стереотипам. Оценки, суждения и мнения окружающих о выраженности у индивида полоособенных качеств, специфики его поведения, не соответствующего или соответствующего стереотипам «женское» и «мужское», способствуют рефлексии индивида в сторону сравнения себя с признанными моделями «настоящей» фемининности и маскулинности. Итог сравнения себя в качестве индивидуальности и носителя типичных характеристик, присущих для членов гендерной группы, способен или удовлетворить, или не удовлетворить субъект, что, безусловно, может отразиться на самоотношении.
Как считает С. Бем [2, с. 308-330], некоторые женщины и мужчины постоянно рассматривают свое поведение на степень соответствия своему полу, «нормам» женственности или мужественности. При этом для других такой подход не имеет никакого значения, и они стараются просто реагировать на возникающие какие-либо ограничения или возможности. Однако для любого индивида в какой-либо степени нужны рефлексии в плане ответа на следующий вопрос: «Я какова в качестве женщины?», «Я каков в качестве мужчины?». Результатами сравнения собственных качеств и специфики поступков с нормативными эталонами является понимание уровня несоответствия данным идеализированным образцам, так как достичь эталона невозможно в принципе.
Серьезный диссонанс нормативного принятого и действительного в сознании субъекта может привести к отрицательному самовосприятию и, как результат, к отрицательному отношению к себе. В такой ситуации может появиться гендерный внутриличностный конфликт.
Кризисные состояния гендерной идентичности проявляются в диссонансе ее внешних свойств, детерминированных большими изменениями гендерных стереотипов и возникновением современных гендерных стандартов. Подобная ситуация ярко показана в трудах, в которых рассматриваются проблемы сексуальности и социума не в плане сексуальной практики, а в контексте гендерных ролей. В данном смысле обретение гендерной идентичности является процессом опредмечивания человеком исторически сформировавшихся стандартов поведения, которые классифицируются в качестве женственных и мужественных. По традиции подобные стандарты поведения аккумулировала семья, в современных условиях вместе с семьей данную роль выполняют Интернет, СМИ, кино, реклама, игры. Дополнительно к этому, индустрия моды, трансформации в сложившихся столетиями стереотипах насчёт гендерной телесности вместе с современными экономическими и социальными факторами способствуют смене гендерных ролей. Как в действительности, так и в средствах массовой коммуникации современный индивид встречает везде образцы обновленного гендерного поведения. Мужчина уже не обязательно является защитником и добытчиком, в свою очередь, женщина сегодня не обязательно играет роль хранительницы очага. Иногда женщина и мужчина меняются стереотипными ролями, однако часто данные роли переходят в функцию противоположного пола. Внешние проявления трансформирующейся гендерной идентичности прямо взаимосвязаны с трансформацией внутренних проявлений, а именно с изменением гендер-ных представлений, гендерной самооценки, структур и способов поведения. Стабильные гендерные представления многие столетия были базой гендерной идентичности и в современных условиях являются причиной ролевых антагонизмов, вопросов раздвоенной идентичности, эмоций страха и вины, повышенной тревоги.
Современный социум считается не только с трансформацией психологических и ролевых составляющих гендерной идентичности, вкупе с ними человек добился свободы трансформации сексуальной идентичности. На современном Западе факты изменения пола либо публичный показ конкретных сексуальных предпочтений считаются естественными. Дополнительно к этому, индустрия развлечений и моды формирует дополнительные возможности ряду сексуальных меньшинств для своей ролевой и визуальной идентичности.
Индивид может отвергать либо принимать предлагаемые ему модели и роли поведения. Реальны даже факты «переустановки» либо «перекодирования» гендерной идентичности с женской на мужскую либо наоборот. В народе такой процесс именуется «сменой или переменой пола» [14, с. 378]. Ситуация, когда человек не может принять присущую ему по причине его анатомии гендерную роль женщины либо мужчины и ощущает глубокую неудовлетворенность ей, именуется расстройством гендерной идентичности.
В традиционном социуме жить понятнее и проще - все предопределено и определено. По мнению основоположника психоанализа З. Фрейда, «анатомия - это судьба!». Традиционный подход означает то, что гендерная идентичность носит биологический характер, существует в любом индивиде с момента рождения и не бывает предметом выбора, не подвержена воспитанию [3, с. 52]. Однако современный изменяющийся мир шире простых природных задатков дуальности - женщина/мужчина. Драма современности оценена С. де Бовуар по-иному. Она убеждена, что необходимо не просто женщиной родиться, однако надо еще стать ею. Другими словами, не просто определяться в качестве «Я - женщина», однако и дать ответ на вопрос «Какова ты как женщина?», после добиться этого статуса, утвердиться или снова измениться для того, чтобы осуществиться во времени и выжить. Из этого следует, что ход становления и развития гендерной идентичности - сложный процесс, весьма проблемный и состоит из 3 основных составляющих, исходя из литературы, которая относится к вопросам гендерной идентичности: 1) достижение и укрепление гендерной идентичности [4, с. 37-38]; 2) поиск и создание гендерной идентичности: становление гендерной идентичности в отрочестве и юношестве; воздействие отдельных агентов и факторов гендерной социализации, таких как родители, сверстники, религия, гендерные особенности в выборе профессиональных и жизненных планов [11]; 3) экзистенциальные ценности личности и гендерная идентичность [8, с. 108].
М. Н. Губогло рассматривает процесс становления и развития гендерной идентичности как «триединую стратегию: во-первых, как постоянно пополняемый кладезь представлений о гендере, состоящих, в свою очередь, из гендерного самосознания и гендерного сознания; во-вторых, набор разнообразных форм поведения, реализуемых при исполнении социальных и гендерных ролей и, наконец, в-третьих, обладание багажом гендерных установок и предрассудков» [6, с. 20].
Некоторые исследователи, особенно на Западе, считают, что гендерная идентичность формируется под влиянием социальных условий, среды и воспитания (теория социального научения) [5]. На их взгляд, единственными значительными врожденными, биологическими особенностями женщин и мужчин, имеющими социальную значимость, воздействующими на поведение и осознание себя индивидом определенного пола, являются женская способность к деторождению и более высокие, как правило, индикаторы физических возможностей мужчин. Согласно их точке зрения, гендерные различия по ходу достижения равноправия мужчин и женщин должны поступательно нивелироваться, а гендерная идентичность заменяться самоидентификацией, в первую очередь, как человека. Но, по концепции противников такого подхода, результаты нейроэндокринологических исследований и данные хирургии по изменению пола среди маленьких детей показывают наличие врожденных составляющих психического пола, что, на их взгляд, показывает несостоятельность данной концепции [15].
Хотя бинарная гендерность распространена в современных условиях, в разных культурах в истории имелись и по сей день существуют иные системы. Большинство культур не только считаются с существованием индивидов «третьего пола», но и формируют для них особые идентичности и социальные ниши [10]. К примеру, категория «третьего пола» возникла в священных древнеиндийских текстах Ведах и продолжает сохраняться сегодня в Индии - на юге эти люди именуют себя аравани, на севере - хиджра. Подобные тендерные понятия имелись среди аборигенов Северной Америки, имеются и сегодня в Таиланде, а также в других государствах Юго-Восточной и Южной Азии. В Палийском каноне «Типитака» - сборнике буддийских текстов - речь шла о 4 гендерах, а у бугийцев на островах Индонезии - о присутствии 5 гендеров и т.д.
Итак, гендер включен в различные социокультурные среды и пространства, социальную и индивидуальную жизнедеятельность, создавая вопросы гендерной идентичности. Индивид обязан не просто решить однажды для себя проблему гендерной идентичности, а осуществить ее с учетом собственных целей, потребностей, ценностей и интересов с помощью механизмов осуществления гендерной идентичности, которые обеспечивают трансформацию внешних гендерных образцов, норм и ролей в личный опыт человека. В противной ситуации проявленные противоречия в системе гендерной идентичности детерминируют негативную самооценку, спровоцировав состояние личностного конфликта и кризис, тогда как бесконфликтная гендерная идентичность создает положительное отношение к себе как субъекту гендерных взаимоотношений и к представителю определенного пола.
Список источников
1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991.
№ 4.C. 74-82.
2. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
3. Власова Н. В. Это загадочное слово - идентичность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
Серия «Педагогика, психология». 2013. № 3. С. 50-53.
4. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 208 с.
5. «Гендерное равенство» или война против природы человека и традиционной человеческой семьи [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post352605834 (дата обращения: 11.05.2017).
6. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 764 с.
7. Дежина Т. П. К вопросу о концепте «гендер» // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 3. С. 127-134.
8. Жижилева Л. И. Гендерная проблема в русле экзистенциальной философии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1 (4). С. 106-111.
9. Кон И. С. Введение в сексологию: учебное пособие. М.: Олимп; ИНФРА, 1999. 288 с.
10. Кон И. С. Пол и гендер: заметки о терминах [Электронный ресурс]. URL: http://www.nuntiare.org/?p=976 (дата обращения: 10.06.2017).
11. Крукс Р., Баур К. Сексуальность [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.com/chtenie/29847/robert-kraks-seksualnost.php (дата обращения: 10.06.2017).
12. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / Центр социал. науч.-информ. исследований РАН. М., 2009. 290 с.
13. Скотт Д. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования. Харьков: ХЦГИ, 2001. Ч. II. Хрестоматия / под ред. С. В. Жеребкина. С. 405-436.
14. Стебунова Е. И. Феномен гендера в современной гуманитарной науке // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 13. № 2. С. 377-381.
15. Discordant Sexual Identity in Some Genetic Males with Cloacal Exstrophy Assigned to Female Sex at Birth [Электронный ресурс]. URL: http://www.nejm. org/doi/full/10.1056/NEJMoa022236#t=articleDiscussion (дата обращения: 17.05.2017).
MOVEMENT FORCES OF THE FORMATION OF GENDER IDENTITY AND ITS QUINTISSENCE
Osmonova Dinara Askarbekovna, Ph. D. in Medicine, Associate Professor Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek [email protected]
The article analyzes the essence, factors and formation of gender identity. Gender identity is considered as a socially constructed phenomenon that arose as a result of social experience and interconnection with other individuals. It is shown that the dissonance of the external properties of gender identity is determined by a serious modification of gender stereotypes and the emergence of updated gender standards and leads it to crisis states. It is stated that under present conditions gender identity is subjected to transformations, external manifestations of which are directly interrelated with the creative inner transformation of the individual.
Key words and phrases: gender identity; gender; gender roles; gender socialization; crisis of gender identity.
УДК 94(47).084.3
Исторические науки и археология
В статье исследуются вопросы, связанные с разработкой, утверждением, сущностью и перспективами реализации Плана ГОЭЛРО. Данный документ рассматривается в единстве социально-экономических, технических и политических задач, которые стали основой для выработки идеологического вектора, в значительной степени определившего подъем СССР в предвоенный период.
Ключевые слова и фразы: Русская революция; В. И. Ленин; Комиссия ГОЭЛРО; План электрификации; советская власть; идеология.
Отрокова Ольга Юрьевна, к.и.н. Щербакова Ольга Михайловна, к.и.н., доцент
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) [email protected]; [email protected]
ПЛАН ГОЭЛРО - ПРОГРАММА РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В год столетия Российской революции историки вновь задумываются над феноменом успеха большевиков, сумевших в октябре 1917 г. взять власть в свои руки, победить в Гражданской войне и приступить к налаживанию мирной жизни.
Еще в конце XX в. выдающийся математик Н. Н. Моисеев предупреждал, что для развития России недостаточны лишь «умные экономические решения». Он был уверен, что их должен сопровождать «психологический фактор», т.к. «нации необходимо почувствовать свое единство. Она должна почувствовать и свои мускулы, свою способность к большим свершениям. Нужен новый план ГОЭЛРО, план ГОЭЛРО-2, который сможет объединить нацию» [23, с. 67].
В центре статьи - Государственный план электрификации России, план ГОЭЛРО (от сокращ. - Государственная электрификация России), результат работы комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. Документ сфокусировал в себе экономические, технические, политические проблемы. И, что более важно, предлагал пути их решения. Цель исследования - показать значение плана ГОЭЛРО как документа, имеющего комплекс задач, сформулированных революционной властью в России, как приема, метода воздействия на трудящихся, как идеологического вектора, в значительной степени определившего подъем страны в предвоенный период.