Научная статья на тему 'Гендерная социализация и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза'

Гендерная социализация и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лузан С. С., Редлих С. М.

Гендерная социализации и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза. Лузан С.С., Редлих С.М. Статья посвящена изучению влияния гендерной социализации в высшей школе на формирование профессиональной ориентации студентов. В рамках работы рассмотрены особенности профессиональной ориентации студентов технических и гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Socialization and Formation of Professional Orientation of Students in Educational Process of a Higher Educational Institution Luzan_S._S.,_Redlih_S._M. The article deals with the research of the influence of gender socialization in the higher school on the formation of professional orientation of students. The peculiarities of professional orientation of students of humanities and of technical students are investigated in the framework of the research.

Текст научной работы на тему «Гендерная социализация и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза»

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА

мастерства, поскольку именно они в значительной мере определяют степень учебной мотивации, эффективность и качество образовательных программ повышения квалификации.

Стратегия развития непрерывного образования в сфере культуры предполагает сотрудничество властей и общественных организаций на уровне парт-

нерских отношений, усиление связи между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг сферы культуры, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть.

С.С. Лузан*, С.М. Редлих**

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

* Новосибирская государственная академия водного транспорта ** Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

В законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1] перед высшей профессиональной школой ставится задача развития личности будущего специалиста, компетентного, способного к профессиональной мобильности и успешной социализации в современном обществе, решение которой возможно, на наш взгляд, при создании условий по успешному формированию профессиональной направленности студентов в процессе обучения в вузе.

Анализ результатов проведенного нами в вузах г. Новосибирска сравнительного исследования показал, что при традиционной организации образовательного процесса в вузе формирование профессиональной направленности студентов и их профессионализация в целом, происходящая в условиях гендерной социализации имеет относительно последней спонтанный, неконтролируемый характер, что приводит к существованию противоречий, затрудняющих это формирование. Нами выделены основные из них [2]:

- рассогласование идеального образа успешного человека и профессионала, существующего в представлении студентов и требующего проявления универсальных качеств независимо от пола, и реальных образов мужчины-специалиста и женщины-специалиста, соответствующих традиционным гендерным ролям, предписываемых порой неявно преподавателям и социально одобряемых обществом;

- рассогласование мотивации учения, ориентирующей на проявление и развитие ожидаемых преподавателем качеств в соответствии с ролью студента, и профессиональной мотивации, ориентирующей студентов на воспроизведение и развитие профессионально важных качеств;

- несоответствие представлений о профессионально важных качествах, ценностях и установках, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, представлениям о собственных качествах и возможностях, ценностным ориентациям и жизненным установкам студентов.

На эти противоречия накладывается характер коммуникативных отношений, выстраиваемых преподавателем со студентами в соответствии с их половой принадлежностью. Преподаватель, вовлекая студентов в образовательный процесс, не только воспроизводит собственные гендерные стереотипы, но и включает студентов в воспроизводство и реализацию гендерных отношений, по-разному реагируя на поведение студентов и варьируя методы преподавания в зависимости от их пола. С помощью определенных требований и санкций преподаватель старается изменить поведение студентов через властные отношения в соответствии с социальными ролями «преподавателя» и «студента», при этом оценивая их на основе существующих в обществе гендерных ролей и стереотипов.

Это позволяет говорить о существовании взаимосвязи и взаимовлияния формирования профессиональной направленности студентов и гендерной социализации в образовательном процессе вуза, где негативные аспекты последней, выражающиеся в воспроизводимых гендерных стереотипах и наличии гендерной асимметрии, становятся препятствием для раскрытия индивидуальности и проявляются в установлении жестких стандартов и траекторий профессиональной карьеры будущих специалистов.

Формирование профессиональной направленности имеет неустойчивый и неконтролируемый характер, который проявляется в нарушении у студентов самоидентификации как субъектов деятельности, дезориентации представлений о профессиональной сфере и положении человека в профессии в соответствии с «мужскими» и «жен-

О.В. Брусник. Развитие познавательной деятельности студентов при изучении..

скими» социальными ролями, а также в диссонансе проявляемых профессионально важных качеств и способностей с теми качествами студента, которые требуются от них педагогами, или являются общественно одобряемыми качествами мужчин и женщин.

Устранение вышеперечисленных негативных последствий нам видится через трансформацию гендерной социализации в контролируемое педагогическое условие формирования профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза, что актуализирует необходимость исследования и нейтрализации негативного влияния гендерных стереотипов и гендерной асимметрии в вузе посредством:

- ориентации субъектов образовательного процесса на равнопартнерские и толерантные взаимоотношения;

- выбор и применение гендерно-нейтральных методов педагогического воздействия, способствующих профессиональной самореализации студентов независимо от их половой принадлежности.

Результаты исследования показали важность особой подготовки преподавателей вузов к формированию профессиональной направленности студентов в рамках преподаваемых ими учебных дисциплин с учетом гендерной социализации, стимулирующей осознание и нейтрализацию ими гендерных стереотипов и гендерной асимметрии в собственной педагогической практике и способствующей переориентации студентов с гендерно-ориентированного сознания на толерантное и гендерно-нейтральное, отличающееся стремлением к самостоятельному определению своих жизненных и профессиональных позиций, ориентацией на свободный интеллектуальный поиск и внутренний плюрализм.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. 2002. № 2.

2. Лузан С.С. Проблемы гендерной социализации и их решение в процессе вузовского обучения // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: Мат-лы науч.-практ. конф. (г. Новосибирск) 24-25 мая 2006 г. Новосибирск, 2006.

О. В. Брусник

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Томский государственный педагогический университет

Излагаемый курс теоретической физики для будущих учителей в педвузах должен обладать определенным своеобразием, которое накладывает на преподавателей особую ответственность. Одним из эффективных средств побуждения студентов к активной деятельности по усвоению содержания лекций является создание проблемной ситуации, совместная формулировка проблемы и поиск путей ее решения.

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Если в традиционных методах сначала (часто в догматической форме) излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию - таков девиз проблемного обучения [1]. И это не просто перестановка слагаемых.

Знание, полученное с помощью проблемного обучения, не оказывает негативного влияния на творческое мышление, в отличие от знания, полученного традиционными методами. Более того, проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации - это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретного знания, но и положительное эмоциональное переживание успеха, чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существующих познавательных мотивов. Разумеется, для понимания проблемы учащемуся необходимо опираться на уже существующее знание, которое, в свою очередь, могло быть получено как традиционными методами, так и в результате проблемного обучения. В последнем случае знание содержит внутри себя как бы зародыши нового знания, определенные векторы, задающие направления его потенциальному развитию. В этом смысле проблемное обучение называется развиваю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.