Научная статья на тему 'Гендерная проблематика в комедии Франции (на примере фильма "Непотопляемые")'

Гендерная проблематика в комедии Франции (на примере фильма "Непотопляемые") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛЬ ЛЕЛЛУШ / АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ / ТЕМА СЕМЬИ / КИНОКОМЕДИЯ / "НЕПОТОПЛЯЕМЫЕ" / ФЕСТИВАЛЬНОЕ КИНО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

Рецензия на фильм Ж. Леллуша. Автор анализирует актерский ансамбль фильма «Непотопляемые» («Le grand bain»), центральный конфликт, пародийные элементы и особенность представления экзистенциальной тематики в современной комедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная проблематика в комедии Франции (на примере фильма "Непотопляемые")»

УДК 778.5

Гендерная проблематика в комедии Франции (на примере фильма «Непотопляемые»)

Спутницкая н. ю.

Аннотация

Рецензия на фильм Ж. Леллуша. Автор анализирует актерский ансамбль фильма «Непотопляемые» («Le grand bain»), центральный конфликт, пародийные элементы и особенность представления экзистенциальной тематики в современной комедии.

Ключевые слова

Жиль Леллуш, актерский ансамбль, тема семьи, кинокомедия, «Непотопляемые», фестивальное кино Gender issues in the French film comedy (on the example of the film "Le grand bain")

SPUTNITSKAYA п. Y.

Abstract

Article is devoted to the film of Gilles Lellush (Gilles Lellouche). The author analyzes actor's ensemble of the SINK OR SWIM ("Le grand bain"), the central conflict, parody elements and feature of representation of existential subject in the modern comedy.

Key words

Gilles Lellush, actor's ensemble, family subject, comedy, SINK OR SWIM, festival cinema

Тема, предложенная в новом фильме Жиля Леллуша,— довольно банальна. Но вот решение ее — весьма неожиданное. И дело не в том, что мужчины (разномастная компания от 35 до 52), испытывая кризис среднего возраста, решают попробовать что-то новенькое, пошалить и поиграть с гендерной идентичностью. «Непотопляемые» (оригинальное название переводится как «Большая баня» — что-то аналогичное русскому понятию «большая стирка»), конечно, актерский фильм. И здесь режиссер собрал по-настоящему блестящий ансамбль, свое собственное созвездие. Вслед за самим Леллушем, все они — сплошь обладатели национальной кинопремии «Сезар».

Безработный философ Бертран (Матьё Амальрик), великовозрастный инфант (Филипп Катрин), невротик, скрывающий психическую болезнь матери (Гийом Кане), постаревший бизнесмен-плэйбой (Бенуа Пульворд), работающий в кафетерии несостоявшийся музыкант (Жан-Юг Англад), 38-летний работяга, которому отказали в кредите на жилье (Элбан Иванов), толстяк-иммигрант, едва владеющий языком басков (Баласингама Тамилчелвана), медбрат, питающий особую страсть к психотропным препаратам (Феликс Моати) — анекдотические типажи складываются в калейдоскопичную компанию. Отныне в их жизни ключевое место займут ежевечерние тренировки по синхронному плаванию, которые, однако, не отменят традиционной кружечки пива вечером в баре, поэтических минуток во время тренировок и нечаянных исповеданий. Странное мужское сообщество со временем перерастает в общество анонимных неудачников, пока одному из них не придет в голову безумная идея, как можно применить свои новые знания и умения, заявив о своих нестандартном увлечении на весь мир. Центральный мотив — маскируется под пародию на каминг аут, оформляя экзистенциальную тематику в нетиповой аутфит. «У актёрской труппы есть определённая энергетика, которую не стоит расходовать попусту. Поэтому

ТЕЛЕКИНЕТ ISSN 2618-9313

я не устраивал званых обедов и даже не устраивал актёрских читок. Все мои актёры были в курсе, с кем им предстоит работать на съёмочной площадке, и я не хотел вмешиваться в творческий процесс подготовки к роли. Я не хотел, что называется, бежать впереди паровоза. Персонажи знакомятся лишь в сцене в раздевалке, и я не хотел разрушать магию этого момента излишними репетициями» [1]. Синдром хронической усталости, подробности вялотекущей депрессии, оказывается, можно наблюдать медленно и с интересом, как будто потребляя кофе по-венски: легкая, приторная комедийная пена скрывает согревающий плотный напиток. Дело в том, что вся игра остается для героев в пределах бассейна, спортивного плавания. Зато брызги хобби станут живительным эликсиром для жизни реальной.

Именно этот фильм популярный актер Жиль Леллуш — обладатель трех «Сезаров» и специальной награды Каннского фестиваля, заявивший о себе в режиссуре в киноальманахе «Правом на лево» (2012), считает своим полноценным дебютом.

«Мне не хватало формы, в которую можно было бы эти идеи заключить. Хьюго Селиньяк предложил мне посмотреть его документальный фильм о шведской мужской команде по синхронному плаванию, и тут меня осенило. Я нашёл столь необходимую тему: группа мужчин, в той или иной степени разочаровавшихся в жизни. Написать сценарий я предложил Ахмеду Хамиди, с творчеством которого я хорошо знаком. Особенно мне нравится его работа над сериалом «Куклы» [Les Guignols]. Позднее к работе над сценарием подключился Жюльен Ламброшини» [1].

Итак, 8 неудачников, находящихся в не лучшей физической форме, под предводительством бывшей алкоголички и инвалида, собираются освоить нелегкое дело — новый вид спорта — мужское синхронное плаванье, а затем они решатся представить Францию на международных играх.

Сюжет выстраивает тщательная хроника подготовки к соревнованиям, форму комедии диктует изобилие полуобнаженных неатлетических мужских тел. Замечательно, что эта работа появилась в пандан «Девочке» Донта — другому франкоязычному дебюту этого года, щедро одаренному призами на европейских фестивалях, ибо по сути, авторы используют сходную методику наблюдения, повествуя, прежде всего, о семье. В сердце комедии Леллуша таится мелодраматическая линия взаимоотношений Бертрана с женой. Дуэт Амальрика и Марина Фоис на полутонах рисуют убедительную историю трогательной четы супругов.

И все же, «Непотопляемые» не только о спорте и семье. В нем аккуратно припрятаны аллюзии на философию Сартра и Камю, классику французского кино, заводится серьезный разговор об успехе и его последствиях, о тайных желаниях и фрейдистских комплексах. Автор ненавязчиво напоминает, что французы — консервативная нация. Однако Леллуш не стесняется поплывших форм своих героев и не боится делать женщину в инвалидной редкостной стервой. Правда в мелочах и делает его фильм особенным в когорте симпатичных и легких как пух французских комедий.

Сделанный с подкупающей добротностью и искренностью дебют Леллуша пленил французов, а потому

абсолютно не фестивальный фильм попал во внеконкурсную программу Каннского МКФ, и, стартовав в кинотеатральном прокате Франции 24 октября, занял по итогам уик-енда первое место. За пять дней на родине картину посмотрело более 1 млн зрителей [2].

Литература

1. Пресс-материалы российской прокатной компании «Вольга»

2. Box-office France: "Le Grand bain" nage dans le succès //Paris Match/ 07/11/2018/ https://www.parismatch. com/Culture/Cinema/Box-office-France-Bohemian-Rhapsody-champion-Le-Grand-bain-nage-dans-le-suc-ces-1586272

Фильмография

Непотопляемые (Le grand bain, 2018, Жиль Леллуш), игр. References

1. Press materials of the Russian rolling company "Volga"

2. Box-office France: "The Great bath" swimming in success //Paris Match/ 07/11/2018/ https://www.paris-match.com/Cultore/Cinema/Box-office-France-Bohemian-Rhapsody-champion-Le-Grand-bain-nage-dans-le-succes-1586272

Filmography

Le grand bain (2018, Gilles Lellouche), featur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.