УДК 778.5
Гендерная проблематика в современном фестивальном кино Европы
Спутницкая Н. Ю. Аннотация
В статье рассматриваются фильмы главного конкурса программы 25-го Европейского кинофестиваля в Паличе. Автор анализирует ключевые проблемы кинокартин, отмеченных призами жюри, выявляет ключевые художественные особенности и общее в подходе режиссеров к материалу. Приоритет авторы фильмов отдают проблемам гендера и теме маргинальности.
Ключевые слова
гендер, социальная драма, авторское кино, кинофестиваль Gender issues in contemporary European film festival
§
f SPUTNITSKAYA N. Y.
& Abstract
&
5 The article is devoted to the films of the main competition of the 25 European film festival in Palic. The author ^ | analyzes the key problems of the films awarded by the jury and reveals common features in the approach of 3 о the Directors to the material. The directors give priority to the problems of gender and the marginality.
s s
^ * Key words
g I gender, social drama, author's cinema, film festival
& ^
I & Европейский кинофестиваль European Film Festival является центральным кинематографическим
« IS
1 Ц событием северной части Сербии и одним из ключевых фестивалей стран бывшей Югославии [1]. Он
1 я
§ g проходит с 1992 года ежегодно в курортном живописном городке Палич, расположенном близ одного из
„я §
Е самых крупных городов Воеводины Суботицы — административного центра Северно-Бачского округа. А с 2003 года фестиваль в Паличе стал участником Европейской Комиссии кинофестивалей (ECFF). На юбилейном 25-м смотре было представлено шесть программ, две из которых — конкурсные программы игровых полнометражных фильмов. Двенадцать картин вошли в главный конкурс (оценивался главным жюри и ФИПРЕССИ) и девять фильмов составили программу Parallels and Encounters / Параллели и Пересечения (оценивался жюри FEODORA), в которой традиционно представлены работы Восточно-европейского региона. Фильмы основного конкурса юбилейного Европейского выстраиваются в своеобразную панораму дискурсов, различных взглядов на ключевые для западного общества проблемы.
Проблема интеграции в социум на 25 фестивале в Паличе стала ключевой.
Главный приз Golden Tower «за лучший фильм» получила участница конкурсной программы Каннского фестиваля картина Лукаса Донта (Lucas Dhont) «Девочка» (Girl) — о юной балерине, живущей в теле мальчика. Балет — тема многообещающая, благодатная, визуально выразительная. Но режиссера привлекает идея
Victor Polster
Girl
A film by
Lukas Dhont
раскрыть мотив инициации через самоистязание, показать мучитеьный путь к совершенству.
С дотошностью документалиста наблюдает Донт за ежедневными ритуалами начинающей танцовщицы Лоры-Виктора (Виктор Полстер / Victor Polster). Успешная карьера и личная жизнь — отложенные события. Автора интересует наблюдение за героиней накануне серьезных событий в ее жизни: Лора ждет операции по перемене пола, впервые испытывает сексуальное влечение к мужчине, пытается найти свое место в девичьей компании. Но прежде всего — она дочь и сестра. В ее семье нет матери (обстоятельства ее исчезновения не уточняются), поэтому на Лору ложатся и домашние хлопоты, и заботы о шестилетнем брате. Но что-то пошло не так: трогательной заботы друг о друге в семье оказалось не достаточно.
Сюжеты coming out и coming age не просто переплетены, но сцеплены крепко. Создается впечатление, что обстоятельное повествование подгоняется под исполнителя: оно очень похоже на докудраму. Автору важен показ бытовых проблем, того как выстраиваются отношения в балетном классе между девочками (мальчики в школе — лишь однообразный фон, поскольку они не интересуют Лору). Однако замысел «Девочки» не случаен, он включен в исследование режиссером проблем гендера. Еще в 2012 году Донт выступал с короткометражным фильмом об одиноком юном танцовщике «Стремглав» (Corps perdu) для британского проекта «Boys on film X». Фабула короткометражного фильма работает и в «Девочке». Но чтобы привести картину к соответствию нормам конкурсанта главного конкурса Канн7, и выйти за рамки этюда, Донт не только добавляет эпизоды ежедневного самоистязания, которые нагнетают напряжение, но вводит любовную линию и сексуальную сцену, выбирая для нее весьма целомудренное решение. Несколько суховат подход к семье Лоры, хотя ее отец и младший брат, безусловно, чуткие люди. Следует отметить мастерство актера, исполнившего роль отца на полутонах, но на стадии драматургической разработки авторского внимания ему явно не хватило. «Девочка» посвящена не проблемам локальной субкультуры, не просто привлекает внимание общества к проблемам ЛГБТ сообщества. Она требует серьезного пересмотра формальной лояльности к инаковости. Ведь именно формальный подход к проблеме школы и учениц приводит героиню к роковому шагу. Финал фильма трагичен, однако, приезд отца в больницу к Лоре окрашивает его светлыми нотами, дарит надежду.
Специального упоминания жюри, которое в этом году возглавляла победительница прошлогоднего Берлинале венгерка Ильдико Энеди / Ildikó Enyedi («О теле и душе» / Teströl és Lélekrôl), удостоился испанский фильм «Кармен и Лола» (Carmen & Lola). Недавно отобранный для двух конкурсных программ фестиваля в Каннах полнометражный дебют Арантчи Эчеварриа (Arantxa Echevarría) посвящен о любви двух юных
7 В Каннах «Девочка» завоевала четыре награды: Золотая камера (награда за режиссерский дебют), Особый взгляд Каннского кинофестиваля - лучший актер (Виктор Полстер), Приз ФИПРЕССИ
- особый взгляд и Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино. — Прим. авт.
цыганок, осознающих свою гомосексуальность.
Многообещающе яркое начало: буйство красок, обрядовые действа, традиционные для национальной субкультуры — чувственность фактуры здесь удивительно органично сочетается с документальной эстетикой этнографического исследования, история любви — с историей взросления, женской инициации. Как в образцовом фильме жанра женского buddy movie «Тельма и Луиза» броские, призванные подчеркнуть культивируемую в патриархальной культуре женскую сексуальность платья, Кармен меняет на шорты и футболку — одежду, которую предпочитает Лола. Однако если визуальный слой фильма остается аппетитным до финала, то драматургические и психологические подпорки не отвечают обещаниям первых лакомых для зрителя эпизодов истории. По мере того как сюжет начинает вступать в свои права (с момента эпизода помолвки одной героини и coming out второй), фильм превращается в банальную любовную историю. Тема женской эмансипации, заявленная в одном из первых монологов Лолы, сходит на нет. Закрутив роман с подругой, она забывает о том, как мечтала получить образование, сделать карьеру, сломать общественные штампы в отношении цыганок. Вся история превращается в семейную драму с ординарным финалом: слезы, истерики, мольбы и проклятия родителей, узнавших о гомосексуальности дочерей. А венчает фильм вполне голливудский финал — побег девушек из дома к морю. Приз режиссуру Palic Tower (best director) вручен датчанину Расмусу Клостеру Бро (Rasmus Kloster Bro) за производственную драму-триллер с «гендерным уклоном» «Режущая головка» (Cutterhead). Сильная самодостаточная женщина волей обстоятельств оказывается в ловушке, и выжить ей помогает любовь
к дочери. Автор выбирает для камерной истории библейский мотив ковчега, стремясь выйти в трехчастной истории (свобода-западня-путь к спасению) к притче. Работа с пространством и актерами режиссеру, безусловно, удалась, § но диалоги и психологическая нюансировка 8
м
персонажей ослабляют фильм. Впрочем, для « дебюта «Режущая головка» — действительно g
-е
интересная, стильная и неординарная работа. s
Ii
Сходные мотивы: женщина в опасности и мотив и ковчега объединяют ее с германским фильмом «Стикс» (Styx) режиссера Вольфгана Фишера (Wolfgang Fischer). Героиня — врач Скорой медицинской помощи каждый день спасает жизни незнакомых людей, но отпуск мечтает провести вдали от цивилизации на тропическом острове. В мужестве, профессионализме и хладнокровии ей не откажешь, однако в океане женщину ждут серьезные испытания — проверка не только физической, но психологической зрелости.
Эпизод-предвестник основных событий фильма многое объясняет в кодовой системе авторского замысла.
Решив искупаться в океане, героиня должна быть на привязи к своей яхте — символу европейского
благополучия. Лишь несколько секунд она почувствовала себя оторванной от троса, и на лице ее читается
едва заметный, но оттого и леденящий, животный ужас. При анализе ключевых тем картины эффективен
прием гендерной замены. Если бы протагонистом в фильме был мужчина, повествование превратилось
бы в банальную историю о Робинзоне, который встречает в океане Пятницу, тогда как женщина в таком
типе истории проявляет себя особенным образом. Героиня ярко и недвусмысленно призывает зрителя
переосмыслить самодеятельность и беспомощность в вопросах гуманизма. Символизм в картине также
как подробное воспроизведение будничных ритуалов путешественника, временами выглядит избыточным, однако именно они создают необходимое автору напряжение.
о S ^ 8 а о
s ^
IÈ
G G и О
U Щ
О
о и
§ £ и о
M S
Именно женский взгляд позволяет автору «Утойя» (U, 22 july) прикоснуться к страшным событиям. Девушка — протагонист фильма до последних минут находится под i бдительным объективом камеры, прежде чем трагически ¡исчезнуть [2]. Мотив беспомощности женщины становится базовым элементом и для фэнтези-хоррора Али Аббаси (Ali Abbasi) «Граница» (Border, Швеция — 1 Финляндия). Работница таможни, наделенная особым чутьем, однажды встречает тролля, после чего жизнь ее существенно меняется. Показательно, что мужчина и ребенок — являются необходимыми условиями для обретения Самости. Эта же тема, так или иначе, становится определяющей и в драмах «Генезис» (Genesis, Румыния), «Недвижимость» (Real Estate, Швеция — Великобритания), обыгрывается в сатирических комедиях «Хрусталь» (Белоруссия) и «Год обезьяны» (Македония). История о шимпанзе Коко (он же — Спартак, Робин Гуд, Джеймс Дин, Бред Пит) травестирует тему борьбы за независимость малых государств, но в первую очередь, автор повествует о подлинных чувствах и семейных ценностях. Первая история трехчастного «Генезиса» — самая сильная и безупречно скроенная часть фильма: роман воспитания, пронзительная история мальчика-цыгана, потерявшего родителей случайным образом переплетается с судьбами двух женщин — представительниц среднего класса, готовых стать матерями. Не просто подкреплял магистральную тему фестиваля, но явился ее мощным финальным аккордом фильм закрытия — дебютный полный метр румынского режиссера Адины Пинтилие (Adina Pintilie) «Touch me not» (название в России «Недотрога». — Н. Ю.). Фильм о границах близости между людьми, обладателя Главного приза минувшего Берлинского кинофестиваля уже можно назвать самым откровенным и скандальным фестивальным фильмом первого полугодия 2018 года.
Особняком в этом ряду выглядел фильм известного французского режиссера Стефана Бризе «На войне» (En guerre / The war), завоевавший приз международного жюри критики ФИПРЕССИ (в этом году его представляли Италия, Россия и Хорватия). К финалу заразительной камерной драмы о борьбе с властями фабриканта за права рабочих пространство дискуссии сужается до небольшой щели, в которой человек обречен стать героем, загнанным в рамки. Пронзительна почти немая сцена знакомства-прощания героя с внуком. Очень точны и деликатны операторские планы в поставленной без толики сентиментализма сцене похорон: ничего лишнего в ткани повествования. Жюри так объяснило свое решение: «за мастерский и захватывающее превращение режиссером поля боя за социальные права в уникальный кинематографический опыт и за выдающуюся игру Винсента Линдона».
Литература
1.Исаев Е.М., Комогорова М. К. Отражение войны: Культурная травма в постюгославском кинематографе // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 1 (30). С. 220-230.
2. Цыркун Н. А. Охота на оленей // Искусство кино. 2018. № %. С. 75-78.
References
l.Isaev E. Komogorova M. Otrazhenie vojny: Kul'turnaya travma v postyugoslavskom kinematografe // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. [The Reflection of War: Cultural Trauma in Post-Yugoslavian Cinema // International journal of cultural studies]. 2018. No. 1 (30). P. 220-230. 2. Tsyrkun N. A. Ohota na olenej // Iskusstvo kino [Deer hunt //Cinema art]. 2018. № //. S. 75-78.