Научная статья на тему 'Гендерная политика в Европейском союзе: институциональный аспект (1952-2002 годы)'

Гендерная политика в Европейском союзе: институциональный аспект (1952-2002 годы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1644
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная политика в Европейском союзе: институциональный аспект (1952-2002 годы)»

Л. С. Безган

Гендерная политика в Европейском союзе: институциональный аспект (1952-2002 годы)

Основные четыре института Европейского союза были заложены еще в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали, а идея Европейского сообщества ещё даже не рассматривалась. Эти институты ЕС (Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд) по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея преврати-

11 См.: Congressional Quarterly Almanac. 96th Congress. 1st sess. 1979. Vol. 35. Wash., 1980. P. 27.

лась в наднациональный парламент, а Европейский суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Равенство между мужчинами и женщинами стало частью «европейского проекта» с самого начала существования ЕС - с положения о равной оплате, зафиксированного в Римском договоре 1957 г. Гендерная политика ЕС имела сильное влияние на работу и внутреннюю структуру основных органов Европейского сообщества.

Можно проследить, как соотносились подобные изменения с общими задачами гендерной политики ЕС на разных этапах его становления.

На первом этапе существования Евросоюза в 1960-1970-х гг. основные задачи в рамках регулирования гендерного равенства заключались в законодательном закреплении равноправия, регулировании проблемы равенства в основном на рынке труда. Решение данной задачи не требует специальных институтов и ведется в рамках повседневной работы существующих органов. Деятельность в таком узком правовом пространстве не могла привести к серьёзным изменениям положения женщин в Европе.

В связи с этим в 1980-е гг. осуществляется переход к новой стратегии - создание специальных условий, проведение широких специальных мер и расширение рамок законодательства. Данная всеохватывающая гендерная программа потребовала создания широкой сети специальных институтов. Началось формирование специализированных комитетов, включение вопроса гендерного равенства непосредственно в работу самих структурных элементов ЕС, были созданы специальные фонды, направленные на финансирование программ и проектов, расширена гендерная информационная сеть.

С этого времени Европейская комиссия стала основным органом в структуре ЕС, реализующим гендерную политику. С 1988 г. проводится курс на обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин - членов персонала Еврокомиссии. С конца 1980-х гг. постепенно возрастает представительство женщин на руководящих должностях (с 5,2% в 1970 г. до 31,4% в 2004-м).

В Комиссии были созданы специальные структурные подразделения, занимавшиеся гендерными вопросами. Так, в рамках Генерального директората по вопросам занятости, трудовых отношений и социальным вопросам Европейской комиссии создаётся специальная Группа по обеспечению равных возможностей. Она несет ответственность за соблюдение основных принципов ЕС по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин, за реализацию Рамочных стратегий Сообщества по вопросам гендерного равенства.

Председатель Комиссии и ряд уполномоченных составляют Группы уполномоченных по вопросам равноправия, которые утверждают отчёт по обеспечению равных возможностей между мужчинами и женщинами на общеевропейском уровне и инициируют общеевропейские обсуждения, в частности вопроса об учёте гендерной проблематики во всех институтах и во всех направлениях работы Союза.

Консультативный комитет по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин является совещательным органом, состоящим из представителей профильных министерств государств - членов ЕС. Этот комитет помогает Комиссии в разработке и осуществлении деятельности Евросоюза, направленной на поощрение равенства между мужчинами и женщинами. Он регулярно собирается и высказывает своё мнение о влиянии политики Европейской комиссии на положение женщин. Комитет был создан в 1981 г. решением Комиссии 82/43/ЕЕС: «Применение на практике принципа равенства для мужчин и женщин следует поощрять за счёт улучшения сотрудничества и обмена мнениями и опытом между теми органами, которые несут ответственность в государствах-членах и для содействия деятельности Комиссии в развитии основ равенства... Принято решение создать Консультативный комитет по обеспечению равных возможностей для 1

мужчин и женщин» .

Большой вклад в разработку проектов директив, а также подготовку различного рода докладов, информационных сообщений

о положении женщин в ЕС, о мерах по защите их прав вносит функциональный орган Комиссии ЕС - Бюро по вопросам заня-

1 Решение Европейской комиссии 82/43/ЕЕС // Законодательство Европейского союза. ЦКЬ: <http://www.eur-lex.europa.eu/documents>

тости и равных возможностей для женщин. Бюро поддерживает тесные связи с группами трудящихся и предпринимателей, проводит исследовательскую работу, семинары, реализует просветительские проекты и др.

В рамках Комиссии ЕС действует также Женское бюро информации, на базе которого выпускается ежеквартальный журнал «Женщины Европы», где публикуются разнообразные сведения, необходимые для повышения профессиональной конкурентоспособности женщин.

В ЕС функционирует Европейский социальный фонд, учреждённый в соответствии с Римским договором. Целью его образования было желание содействовать улучшению условий труда и жизни граждан государств - членов ЕС. С конца 1970-х гг. значительные суммы фонд выделял специально на нужды женщин. В 1986 г., например, на нужды женщин было выделено около 80% средств фонда.

Европейский парламент - единственный европейский институт, избирающийся непосредственно гражданами государств-членов. Европейский парламент не имеет полной законодательной власти, но он может осуществлять контроль над бюджетным законодательством и политическими действиями, затрагивающими интересы женщин. Парламент готовит проекты предложений в Европейскую комиссию по правам женщин, организует публичные слушания по гендерным программам. Работа Европейского парламента организована в рамках различных постоянных парламентских комитетов, включая Комитет по правам женщин, созданный в 1984 г.

Новая повестка дня на рубеже веков заставила Европейское сообщество пересмотреть свою политику, в том числе и гендерную. С 1995 г. в общественно-политический лексикон прочно вошёл термин «гендерная интеграция». Концепция гендерной интеграции требует систематического присутствия гендерной перспективы в деятельности всех правительственных институтов и в социальной политике. Эта концепция стимулирует все органы ЕС учитывать в своей деятельности гендерную проблематику, вследствие чего практически все важные институты Евросоюза в той или иной степени стали носителями гендерной политики.

Например, с 1995 г. Комиссия установила годовые плановые показатели по найму и назначению женщин на административные

должности. С целью достижения в конечном итоге гендерного равенства были созданы специальные показатели и нормативы представительства женщин в процентах от общего числа работников. Например, для среднего звена работников этот показатель составил 30%, но и он не был достигнут - в основном из-за очень низкого числа женщин-кандидатов2. Кроме того, в 1994 г. женщины занимали только 2% старших руководящих должностей, а в 2007-м 18,5%. На долю женщин приходилось 20,4% управленческих мест в Европейской комиссии (по данным на 2004 г.). В Европейской комиссии в 2007 г. работало больше женщин, чем мужчин, во всех категориях занятости. На долю женщин приходилось 50,6% от назначений на должности администраторов и 74% на должности помощников. Общее число женщин на административных должностях в 2004 г. составляло 44% (23,2% руководителей среднего звена и 12,8% высшего руководства)3. В то же время Комиссия принимала различные меры для повышения компетентности сотрудников, их профессионального роста, согласования семейных и профессиональных обязанностей.

Увеличение числа женщин в штате Комиссии обеспечило более активное продвижение принципов гендерной интеграции в самых разных областях жизни стран Европы.

В Европейском парламенте протекали схожие процессы. Для парламентариев также было очевидно, что увеличение числа женщин-депутатов приведет к более активному лоббированию интересов женщин в различных отраслях европейского законодательства. В ходе выборов в Европейский парламент в 1994 г. число женщин-депутатов колебалось от 8% (Португалия) до 50% (Люксембург) и 44% (Дания). Всего в Европейский парламент от 12 стран ЕС было избрано 28% женщин-депутатов. А через 10 лет их стало вдвое больше4.

Однако в активно меняющемся мире для быстрого выявления и реагирования на новые проблемы, касающиеся гендерного равенства, работы чиновников и парламентариев явно недостаточно. Поэтому в процесс принятия решения стало активно вовлекаться

2 См.: Estella A. The EU principle of subsidarity and its critique. Oxford; N. Y., 2002. P. 93.

3 См.: Gender and civil society. Transcending boundaries. L.; N. Y., 2005. P. 62.

4 См.: ibid. P. 83.

общество. Большую роль в продвижении идей гендерного равенства стало играть Европейское женское лобби (ЕЖЛ). «Европейское женское лобби ориентировано на содействие правам женщин и равенству между мужчинами и женщинами в странах Европейского союза. ЕЖЛ работает в различных областях - таких, как социальное положение женщин в экономической сфере и [участие] женщин в процессе принятия решений, насилие в отношении женщин... ЕЖЛ работает в основном с учреждениями Европейского союза: Европейский парламент, Европейская комиссия и Совет министров ЕС»5.

Важным моментом для реализации гендерного равенства стало активное формирование национальных институтов - как реализующих собственные программы, так и содействующих общеевропейской гендерной политике. Формирование национальных институтов происходило на протяжении всего времени существования ЕС и где-то развивалось самостоятельно, а где-то - под давлением Союза. Так, в Португалии в 1991 г. формируется Государственная комиссия по равенству и правам женщин, заменившая созданную в 1977 г. Комиссию по статусу женщин. Во Франции в обозначенный период подобные органы характеризуются постоянной нестабильностью. В 1965 г. был создан Комитет исследований и связи в области женского труда, деятельность которого во многом отвечала общеевропейским тенденциям. А в 1985 г. появилось независимое Министерство по правам женщин, которое вскоре было упразднено. И только в конце 1990-х гг. появился Г осударственный секретариат по правам женщин. Одну из самых эффективных структур гендерной политики сформировала Швеция. Там к 2000 г. была создана система государственных институтов, действующих и сегодня: Министерство по вопросам интеграции и равноправия полов, Отдел по вопросам равноправия полов, Специальный эксперт по вопросам равноправия полов, Комитет по вопросам равноправия полов, Парламентский уполномоченный (омбудсмен) по вопросам равноправия полов (последний появился в Швеции в 1980 г.).

Таким образом, к началу нового века в Европейском союзе получил распространение структурный подход к обеспечению

5 ЕЖЬ: официальный сайт Европейского женского лобби. ЦКЬ:

<http://www.womenlobby. org/spip.php?rubrique44&lang=en >

гендерного равенства. С целью его достижения было обеспечено тесное сотрудничество главных институтов ЕС - Европейского парламента, Совета Европы, Европейской комиссии, Европейского суда. Создана система консультирования Комиссии общественными организациями и экспертами через специально созданные консультативные комитеты и экспертные группы. Так системно и органично объединяются усилия различных субъектов общественной жизни, действующих в интересах гендерного равенства на европейской арене.

Об авторе

Безган Любовь Сергеевна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград), bezganls@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.