Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артюхова Т.Ю.

В статье представлены результаты исследования гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Показано, что существуют различия гендерной идентичности у обучающихся кадетской и общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER IDENTITY IN ADOLESCENCE AND YOUNG ADULTHOOD: RESULTS OF RESEARCH

The article presents the results of research of gender identity in adolescence and young adulthood. It is shown that there are differences of gender identity among students of the cadet and secondary school.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Использованные источники:

1. Никифорова Н.А., Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практикум. /Донцова Л.В., Никифорова Н.А. 5-е изд., перераб. -М.: Издательство «Дело и сервис», 2015.-338с

2. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студентов вузов / Г. В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 607с

3. Чечевицына Л. Н., Чечевицын К. В., Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2013г.-368с

4. Бердникова Т. Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2013г.-215с

5. Финансовый учет: учебник для студ. вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В. Г. Гетьмана. - 3-е издание, переработанное и дополненное - М.: Финансы и статистика, 2013.-816с

УДК 159.923.2

Артюхова Т.Ю., к.психол.н.

доцент

кафедра педагогики и психологии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

Россия, г. Красноярск ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В статье представлены результаты исследования гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Показано, что существуют различия гендерной идентичности у обучающихся кадетской и общеобразовательной школы.

Ключевые слова: подростковый и юношеский возраст, гендерная идентичность.

Artyukhova T. Yu., Candidate of Psychological Science, Associate

Professor,

Assistant Professor, Department of Pedagogy and Psychology

with the course of postgraduate education Krasnoyarsk state medical university named after the Professor V. F. Voyno-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk GENDER IDENTITY IN ADOLESCENCE AND YOUNG ADULTHOOD: RESULTS OF RESEARCH The article presents the results of research of gender identity in adolescence and young adulthood. It is shown that there are differences ofgender identity among students of the cadet and secondary school.

Key words: adolescent and youth age, gender identity.

Современное общество характеризуется различными особенностями, в т.ч. на формирование гендерной идентичности.

Э. Эриксон вводит в научный обиход понятие «психосоциальная идентичность»; это центральное интегративное начало личности. Ученый считает, что идентичность начинает формироваться достаточно рано, т.к. с первых дней жизни ребенок включен в определенную социальную группу. В онтогенезе, наряду с формированием различных процессов, у ребенка постепенно формируется индивидуальная идентичность - чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность - состояние, то идентификация - процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами» [3].

Как отмечает И.С. Кон, важной составляющей идентичности выступает гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, т.е. мужчины или женщины, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [2].

Возникшая в результате взаимодействия Я и других, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [1].

Для изучения гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте нами было проведено диагностическое исследование с привлечением учеников кадетского корпуса с 6 по 11 класс в количестве 117 человек, а также учеников МОУ СОШ (далее - школа) с 6 по 11 класс в количестве 162 человек. Всего выборка составила 279 человек: из них 75 девочек и 204 мальчика.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап: изучение теоретических источников по теме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; подбор диагностического инструментария.

Второй этап: экспериментальное изучение гендерной идентичности у мальчиков подросткового возраста, обучающихся в кадетском корпусе, в течение 2 лет.

Третий этап: количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка рекомендаций педагогам и родителям по сопровождению процесса развития гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте для обучающихся в кадетском корпусе.

В рамках данной работы представим данные, полученные с помощью методики «Полоролевой опросник» С. Бем.

Изучаемые нами индивидуализированные характеристики будут рассматриваться и анализироваться сквозь призму трех выделенных категорий:

1.Феминные характеристики - личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (например, я - нежная, мечтательная, чувствительная);

2.Маскулинные характеристики - личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчины (например, я - сильный, мужественный, смелый, агрессивный);

3.Нейтральные характеристики - личностные черты, традиционно не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности - феминности (например, я - веселый, красивый, добрый, верный, аккуратный).

Интерпретация полученных результатов предполагает оформление вывода о наличии или отсутствии полотипизированной Я-концепции у испытуемых. Большое количество гендерномаркированных определений указывает на то, что осознание себя представителем определенного пола имеет важное значение для обследуемого. Если в числе первых трех ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин - наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого испытуемого полотипизированной Я-концепции. Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как «другие социальные роли» и «нейтральные характеристики» имеют большее число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

В процессе обработки полученных результатов нами были проанализированы ответы испытуемых с позиции процентного соотношения гендерных характеристик, традиционно относимых к мужским и женским качествам.

Все полученные результаты исследования представлены в процентном соотношении по принципу большинства ответов по конкретному параметру среди испытуемых.

Из числа испытуемых кадетского корпуса 83,8 % имеют мужской андрогинный тип идентичности (А), который фиксируется при сочетании принадлежности к мужскому полу с одинаковой выраженностью маскулинных и феминных черт; 4,3 % мужской маскулинный тип гендерной идентичности (М), характеризующийся сочетанием принадлежности к мужскому полу с выраженностью маскулинных черт. Мужской феминный тип, определяющийся по сочетанию принадлежности к мужскому полу с выраженностью феминных черт характерен для 2,6 % испытуемых (Ф). Для 5% испытуемых характерен мужской андрогинный тип гендерной идентичности с тенденцией к маскулиннному типу идентичности (А->М). 4,3 % имеют мужской андрогинный тип идентичности с тенденцией к мужскому феминному типу гендерной идентичности (А->Ф).

Из числа участников исследования школы 87 % имеют андрогинный тип идентичности, характеризующийся одинаковой выраженностью феминных и маскулинных черт. Из них 50 % - это мужской андрогинный и 37

% женский андрогинный тип гендерной идентичности. Для 8,6 % характерен феминный тип идентичности: из них 0,6 % мужской феминный и 8 % женский феминный тип гендерной идентичности. Маскулинный тип имеют 1,9 % учащихся: из них 1,9 % - это мужской маскулинный тип гендерной идентичности. Такой тип идентичности среди девушек отсутствует. Андрогинный тип с тенденцией к феминному характерен для 1,2 % (2 человека): из них для 0,6 % характерен мужской андрогинный с тенденцией к феминному тип гендерной идентичности и 0,6 % (1 человек) имеют женский андрогинный с тенденцией к феминному тип гендерной идентичности. 1,2 % (2 человека) свойственен андрогинный с тенденцией к феминному тип: из них 0,6 % это мужской андрогинный с тенденцией к маскулинному типу гендерной идентичности и 0,6 % (1 человек) женский андрогинный с тенденцией к маскулинному тип гендерной идентичности. Таким образом, процентный показатель количества испытуемых с андрогинным типом идентичности больше в школе, чем в кадетском корпусе. Большее количество испытуемых с маскулинным типом идентичности приходится на воспитанников кадетского корпуса, с феминным типом идентичности на учащихся школы. Такое разделение может быть связано со спецификой образовательных учреждений, а именно, с совместным обучением мальчиков и девочек в школе. На формирование гендерной идентичности также оказывают влияние следующие факторы: стиль учебной деятельности каждого ученика в классе (мужской, женский и смешанный); стиль преподавания, методы и приемы обучения, используемые учителем (мужской, женский и смешанный); содержание материала, представленного в текстах учебников. Для выявления значимости различий между данными выборками был произведен расчет t-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t = 2,7 (при p < 0.05 = 1,96) находится в зоне значимости, что свидетельствует о сформированности маскулинности, феминности, андрогинности между учащимися кадетского корпуса и МОУ «СОШ».

Далее нами были исследованы особенности формирования идентичности и степень выраженности гендерных характеристик в разных возрастных группах, а именно, в подростковом и юношеском возрасте.

Процентные показатели выраженности андрогинного типа идентичности у испытуемых 6-9-х классов школы выше, чем у испытуемых кадетского корпуса. Среди воспитанников 10,11 классов кадетского корпуса процентный показатель количества испытуемых с андрогинными чертами больше, чем в школе. Мы установили, что среди обучащихся кадетского корпуса мужской маскулинный тип идентичности распространен чаще, чем в школе. Феминный тип идентичности в большей степени характерен для учащихся школы. В кадетском корпусе, по сравнению со школой, у испытуемых андрогинный тип тенденцией к маскулинному и андрогинный с тенденцией к феминному распространен более чаще.

В кадетском корпусе маскулинный тип идентичности в большей степени характерен для обучающихся 7 класса. Феминный тип идентичности

имеет больший процентный показатель среди испытуемых школы в 7,10,11 классах. В кадетском корпусе выявлен показатель феминного типа наблюдается у учащихся 7 класса. Важно обратить внимание на этих воспитанников, учитывая специфику образовательной организации. Наибольший процентный показатель андрогинности в кадетском корпусе характерен для 10 класса, в школе - для 8 класса. Следовательно, количество испытуемых, у которых выявлено доминирование гендерных характеристик, в соответствии с половой принадлежностью, равномерно распространено как среди подросткового, так и юношеского возраста, т.е. мы не наблюдаем закономерности в распределения испытуемых с гендерными

характеристиками, соответствующими полу, на определенном возрастном этапе.

Результаты ответов мальчиков и девочек по методике «Полоролевой опросник» С. Бем позволяют констатировать, что андрогинные черты среди девочек имеют 80 % испытуемых, среди мальчиков - у 87,7 %. Маскулинный тип идентичности характерен только для 3,9 % испытуемых мужского пола. Процентный показатель феминного типа идентичности гораздо выше у испытуемых женского пола - 17,33 %; только 2 % мальчиков имеют мужской феминный тип гендерной идентичности.

Таким образом, выраженность феминных черт выше у девочек, а маскулинных - у мальчиков. Следовательно, по сравнению с мальчиками у девочек сильнее развиты те черты, которые традиционно присущи женскому полу, у мальчиков черты, традиционно присущие мужскому полу.

Расчет t-критерия Стьюдента показал, что различия в уровне сформированности гендерных качеств между мальчиками и девочками является значимыми, о чем свидетельствует показатель t эмпирического равное 4,6 (при p<0.05 = 1,96).

На основании результатов проведенного нами исследования с интервалом в 2 года в кадетском корпусе мы можем проследить динамику изменений в формировании гендерной идентичности.

Обращаясь к результатам исследований, проведенных в кадетском корпусе на 1 этапе эксперимента, мы отмечаем, что по сравнению с первичными данными, у учащихся 7 класса снизилось количество испытуемых с андрогинным типом идентичности, увеличилось количество кадетов с мужским маскулинным и мужским феминным типом идентичности. Анализируя результаты исследования в 7 классе на первом и втором этапах эксперимента, констатируем, что за этот период снизилось количество испытуемых с мужским андрогинным типом идентичности, увеличилось количество человек с мужским маскулинным типом идентичности; появились категории испытуемых с мужским андрогинным с тенденцией к маскулинному и мужским андрогинным с тенденцией к феминному типу идентичности. Таким образом, мы видим, что в данных возрастных группах прослеживаются изменения в формировании идентичности подростков, т.е. происходит увеличение числа испытуемых с гендерно маркированными

характеристиками, соответствующими половой принадлежности.

Результаты исследования (2 этап эксперимента) в 10 классе, по сравнению с 1 этапом эксперимента (9 класс) свидетельствуют о том, что происходит уменьшение количества испытуемых с мужским маскулинным типом идентичности и увеличение мужского андрогинного до 100 %. У испытуемых 11 класса настоящего года, по сравнению с предыдущим, отмечается также тенденция увеличения андрогинных черт, уменьшение количества кадетов с мужским маскулинным и мужским андрогинным с тенденцией к маскулинному типу идентичности. Наблюдается увеличение количества участников исследования с мужским андрогинным с тенденцией к феминному типом идентичности.

Таким образом, в старших классах кадетского корпуса наблюдается отрицательная динамика развития гендерной идентичности, т.е. уменьшается количество мальчиков с выраженными маскулинными чертами. И, наоборот, увеличивается количество испытуемых, у которых в одинаковой степени выражены маскулинные и феминные черты, а также проявляется тенденция увеличения количества испытуемых, у которых индекс гендерной идентичности близок к значению показателя выраженности феминности.

Полагаем, что полученные результаты могут стать поводом осуждения и понимания необходимости уделять значительное время во внеучебное время формированию гендерной идентичности растущего подростка и юноши.

Использованные источники:

1. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Джери Д., Джери Дж. - М.: АСТ, Вече, 1999; Т.1 - 544с. Т.2 - 528 с.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности). - М.: Просвещение, 1979.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.